5.4. ВИДЫ И ФОРМЫ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ РЕБЕНКА: ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ
Летова Наталья Валерьевна, доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник Место работы: Институт ГиП РАН
letovanv@mail.ru
Аннотация
Задача. Автор статьи поставил перед собой задачу выявить особенности проявления насилия в отношении детей.
Модель. Для решения такой теоретической проблемы необходимо исследовать разные аспекты жизни семьи, внутренние отношения, складывающиеся между членами семьи, что позволит выявить причины агрессивного поведения по отношению к ребенку.
Выводы. Насилие в отношении ребенка является многоаспектной проблемой, исследование которой не может ограничиваться только областью права.
Рамки исследования. Ограничены отношениями в сфере семейного, уголовного, административного права Российской Федерации.
Практическое значение. Выявление причин проявления насилия в отношении ребенка позволит сформулировать общие меры, направленные на защиту прав ребенка на практике.
Социальные последствия. Определение сущности насилия в семье по отношению к ребенку позволит выявить предпосылки и причины его формирования в семье, выявить степень психологического воздействия на ребенка в случае проявления разных видов и форм насилия, что позволит выработать эффективные механизмы защиты прав и интересов детей в семье. Оригинальность, ценность. Системное изучение и исследование причин проявления насилия в семье по отношению к ребенку, выявление его видов и форм позволит сформулировать общие подходы в части осуществления профилактической работы по предупреждению насилия в семье. Анализ норм законодательства РФ и положений международного права позволит выявить дополнительные возможности для осуществления защиты прав ребенка от посягательств на его жизнь и здоровье со стороны его родственников.
Ключевые слова: ребенок; насилие; насилие в семье; видовые признаки насилия в семье; особенности и предпосылки возникновения насилия в семье; защита; защита прав ребенка; профилактика насилия в семье, меры по предупреждению насилия в отношении ребенка.
TYPES AND FORMS OF VIOLENCE AGAINST A CHILD: PROBLEMS OF DETECTION AND WAYS OF PREVENTION
Letova Natal "ya V., Doctor of Law, Leading Researcher Place of employment: Institute of GiP RAS
letovanv@mail.ru
Abstract
Task. The author of the article set himself the task of identifying the particular manifestations of violence against children.
Model. To solve such a theoretical problem, it is necessary to investigate different aspects of family life, the internal relationships that develop between family members, which will allow to identify the causes of aggressive behavior towards the child.
Findings. Violence against a child is a multifaceted problem, the study of which cannot be limited only to the area of law.
The framework of the study. Limited to relations in the field of family, criminal, administrative law of the Russian Federation.
Practical value. Identifying the causes of violence against the child will help to formulate general measures aimed at protecting the rights of the child in practice.
Social consequences. Determining the essence of domestic violence in relation to a child will help identify the causes and causes of its formation in the family, identify the degree of psychological impact on the child in case of different types and forms of violence, which will allow to develop effective mechanisms to protect the rights and interests of children in the family.
Originality, value. A systematic study and study of the causes of violence in the family in relation to the child, the identification of its types and forms will help to formulate general approaches to the implementation of preventive work to prevent domestic violence. An analysis of the norms of the legislation of the Russian Federation and the provisions of international law will make it possible to identify additional possibilities for the implementation of the protection of the rights of the child from encroachments on his life and health on the part of his relatives.
Keywords: child; violence; violence in family; species signs of domestic violence; features and causes of domestic violence; protection; protection of the rights of the child; prevention of domestic violence, measures to prevent violence against a child.
Семейный кодекс Российской Федерации (далее -СК РФ) [1], закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не
могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка. Реализация данного положения на практике означает, что при осуществлении родителями своих
Социально-политические науки
2'2019
прав они не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (п. 1 ст. 63, п. 1 ст. 65 СК РФ). В другом важном документе, определяющем основные права ребенка (Конвенции о правах ребенка), о насилии ребенка напрямую не упоминается, однако есть отдельные положения о защите ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34), защите ребенка от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту его благосостояния (ст. 36), а также принятие государствами мер, направленных на содействие физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации и злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов (ст.39) [2].
Насилие над детьми запрещено нормами российского законодательства, положения которых предусматривают различные виды ответственности за жестокое обращение с детьми: административную (за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - ст. 5.35 КоАП РФ),[3] уголовную (за все виды физического и сексуального насилия над детьми, ст. 116 УК РФ (побои), ст. 117 (истязание), ст. 131 (изнасилование), ст. 135 (развратные действия) [4], семейно-правовую за жестокое обращение с детьми, злоупотребление родительскими правами, что является основанием для лишения (ст. 69 СК РФ), ограничения родительских прав (ст. 73 СК РФ) или отобрание ребёнка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью (ст.77 СК РФ).
Отношения, складывающиеся внутри семьи, выступают в качестве объективного фактора, который в зависимости от качества отношений в семье может выступать либо в качестве провоцирующего насилие в отношении ребенка, либо сдерживающего фактора, при условии сохранения крепких, стабильных отношений между членами семьи. Нередко, именно отношения, складывающиеся между отдельными членами семьи, (родители, дети, супруги), являются источником возникновения ситуаций, провоцирующих конфликт между ними, и, как следствие, проявление насилия в отношении членов семьи (одного из них).
Нет сомнений, что именно дети относятся к числу наиболее уязвимой категории членов семьи, поскольку они в силу своего возраста не могут оценить все возможные негативные последствия насилия, самостоятельно противостоять насилию, проявляемому по отношению к ним со стороны родителей или других членов семьи. Выявление видовых особенностей насилия в отношении ребенка обусловлено спецификой самого субъекта, в отношении которого совершаются соответствующие действия. В соответствии со ст. 54 СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет, Конвенция о правах ребенка ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее (ст. 1).
Несмотря на то, что законодатель называет ребенком лицо до достижения 18 лет, не предусматривает «внут-
ри» данной категории деления на возрастные подгруппы, нам представляется целесообразным, когда речь идет о насилии в отношении ребенка, выделять отдельные подгруппы детей, принадлежность к которым определяет их нахождение в определенном периоде детства. В зависимости от принадлежности ребенка к той или иной возрастной группе с учетом его возраста, проявленное насилие в отношении ребенка может быть осуществлено в его самых разных формах и разновидностях. Так, например, в период младенчества может быть совершено убийство новорожденного ребенка, физическое насилие, отсутствие надлежащего ухода со стороны родителей или иных лиц, на воспитании которых находится ребенок, недостаточное питание, отсутствие медицинского обслуживания и др.; период детства может быть охарактеризован ранними браками; сексуальными посягательствами и психологическими издевательствами со стороны родственников и незнакомых людей; детская проституция и порнография; в период подросткового возраста может иметь место насилие, изнасилование; принудительная проституция и порнография; торговля женщинами и др.
Проблема насилия в отношении детей не остается без внимания и на самом высоком уровне. Так, например, Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы» определена общая задача, а именно потребность в обеспечении профилактики семейного неблагополучия, которая предполагает раннее ее выявление и, адресную помощь семье, находящейся в трудной жизненной ситуации. Однако, к сожалению, мы пока не можем утверждать, что в Российской Федерации сформирована система, которая позволяет реагировать на нарушение прав каждого ребенка, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка, восстановление нарушенных прав, предоставление необходимой реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств [5].
Трудно возражать против того, что насилие в отношении ребенка, вне зависимости от того, сколько ему лет, относится к наиболее тяжким преступлениям, негативные последствия которого проявляются не только в связи с совершением противоправных действий в отношении ребенка, но и определяющее значение имеет оценка степени тяжести последствий насилия в отношении ребенка. Их оценка в значительной степени усугубляется незрелостью ребенка, определяемая его возрастом, неустойчивой психикой ребенка, его неумением адекватно реагировать на поведение насильника и оценить его тяжелые последствия. Указанные обстоятельства лежат в основе психической и психологической травмы, возникающей в связи с совершенным насилием в отношении ребенка. Считаем, что тяжесть таких травм заключается в том, что их негативные последствия ребенок может ощущать на протяжении долгих лет, проявиться они могут именно спустя время, когда ребенок уже станет взрослым человеком.
Насилие в отношении ребенка может различаться не только в зависимости от его принадлежности к определенной возрастной группе, но и по форме (физическое, психическое, эмоциональное, нравственное), а также по последствиям (смерть, тяжкие телесные повреждения, стойкое изменение психического состоя-
ния ребенка) [6 с. 44-45]. Вместе с тем, очевидно, что в основе любого насилия в отношении ребенка всегда имеет место несоблюдение его прав и законных интересов, специфика его воздействия направлена и связана, прежде всего, с нарушением самых разных аспектов развития ребенка: морального, нравственного, физического, психологического, эмоционального и др.
Особенность такого воздействия, на наш взгляд, проявляется в том, что в определенных случаях событие или действие в отношении ребенка может быть правомерным, однако, возникающие последствия в результате такого действия для ребенка могут явно или косвенно свидетельствовать о проявлении насилия. Так, при принятии судебного решения в отношении ребенка законодатель исходит из единственного критерия, а именно соответствие такого решения интересам ребенка в полном объеме. Однако, например, в ситуации отобрания ребенка у родителей в случае реальной угрозы его жизни или здоровью или необходимости определения места жительства ребенка после расторжения брака его родителей, правомерный юридический факт в форме судебного решения, принятый в пользу ребенка, является законным, но предпосылки его принятия, в частности, оказание психологического воздействия на ребенка со стороны одного из родителей, будут свидетельствовать о том, что последствия такого решения могут быть негативными и указывать о проявлении, как минимум, психологического насилия в отношении ребенка (например, психологическая травма, связанная с проживанием ребенка с одним из его родителей, с которым он не хотел на самом деле проживать и т.п.).
В случаях, когда речь идет о более тяжких формах проявления ненадлежащего поведения родителей в отношении ребенка, например, жестокое обращение, отсутствие заботы и воспитания, отсутствие ухода в отношении ребенка, то есть осуществление реальных действий, свидетельствующих об угрозе жизни и здоровью ребенка, то в таких случаях проявление насилия и жестокости в отношении ребенка имеет непосредственное воздействие, что усугубляется как раз тем, что такое воздействие может быть длительным, на протяжении многих лет, и только в результате того, что информация о реальной ситуации случайно стала известна правоохранительным органам, преступление в отношении ребенка может быть раскрыто.
Считаем, что сложности выявления и последующей квалификации насилия, осуществленного в отношении ребенка, обусловлены особенностью самого субъекта, в отношении которого проявляется такое насилие. Именно психологические особенности ребенка, связанные с его возрастом, определяют уровень его психологического восприятия насилия, ребенок может не осознавать вредоносные последствия в полной мере, что обусловлено его психической, физиологической, эмоциональной незрелостью. Как отмечалось, тяжесть последствий проявления насилия именно в отношении ребенка состоит в том, что его последствия не совпадают во времени, насилие может быть осуществлено в настоящий период, но негативные последствия такого насилия могут иметь место лишь спустя годы [7 с.68-79].
Совокупность всех негативных последствий такого поведения в отношении ребенка, включая психологические, могут сопровождать ребенка на протяжении всей его жизни, он может вырасти травмированным человеком, который всегда будет помнить о совер-
шенном насилии [8, с.49; с.520; с. 161]. Однако, нередко, о привлечении родителей ребенка к ответственности говорить не приходится, поскольку информация о таком поведении во многих случаях недоступна для специальных органов в силу объективных причин. Именно частно-правовая природа семейных отношений определяет их неприкосновенность, ограниченность доступа специальных органов в жилое помещение, где проживает ребенок, что не позволяет им оперативно принимать решения, выявить именно случаи т.н. «латентного» насилия.
Насилие в отношении ребенка может выражаться в плохом к нему обращении, сексуальном насилии, отсутствии заботы, торговли и другие формы эксплуатации. Такие формы насилия условно можно обозначить как «факторы внешнего воздействия», а возникающие последствия как «факторы внутреннего воздействия» (выделено мною - Н.Л.), поскольку они являются пожизненными и могут сопровождать ребенка на протяжении всей его последующей жизни. В этом, на наш взгляд, проявляется именно основное последствие негативного характера проявленного насилия в отношении ребенка.
К числу одного из самых серьезных и тяжким по своим последствиям относится физическое насилие над ребёнком, которое представляет собой преднамеренное нанесение взрослым ребёнку побоев, травм, повреждений, увечий. К видовым признакам физического насилия относятся синяки, царапины, рубцы, ожоги, ссадины, раны, переломы, а также грубое обращение, которое может привести к увечьям. На практике достаточно сложно определить границу между телесными наказаниями и физическим насилием. Кроме того, нередко, проявление насилия в отношении ребенка обусловлено сложившимися культурными нормами и традициями в некоторых государствах, допускающих проявление насилия в отношении ребенка [9, с. 28].
Считаем, что никакие культурные традиции не могут оправдать насилие в отношении ребенка, цифры и общемировые, и российские они ужасающие, так, по данным ЮНИСЕФ каждые 5 минут в мире убивают ребёнка, а 25-50% всех детей сообщают о том, что они подвергались физическому насилию.
В России, по данным Минобразования и Следственного комитета, за 2016 год погибло от домашнего насилия более двух с половиной тысячи детей в возрасте от двух недель до четырнадцати лет. В основе таких действий имеет место воздействие на такой объект охраны, как нормальное физическое и психическое развитие несовершеннолетнего, совершаемое лицом, которое обязано о нем заботиться и на кого законом возложена обязанность по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ).
Особого внимания и деликатного изучения заслуживает такая разновидность насилия, как сексуальное. К формам сексуального насилия над ребёнком относятся предложение или принуждение ребёнка к сексуальным действиям, демонстрация ребёнку порнографии, сексуальный контакт с ребёнком, физический контакт с ребёнком, использование ребёнка для производства детской порнографии. Цифры, предоставленные ВОЗ, свидетельствуют о том, что примерно 20% женщин и 5-10% мужчин сообщают о том, что в детстве они подвергались сексуальному насилию [10, с.83; 65].
Нет сомнений, что ребенок, испытавший насилие, подвержен тяжелейшему стрессу не только непосред-
Социально-политические науки
22019
ственно в моменте совершения данного преступления, но и в дальнейшем, на протяжении всей жизни. Более того, такие дети, будучи уже взрослыми людьми, могут испытывать значительные сложности в создании своей семьи, при выстраивании отношений с противоположным полом и т.д. Совершенные действия насильственного характера в отношении ребенка формируют целый спектр психологических проблем, в частности чувство вины, страхи, связанные с воспоминаниями о насилии, проблемы самооценки, сексуальные расстройства, суицидальные мысли, депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство, тревожность и др. [11, с. 34-42].
К особой разновидности психологического насилия относится эмоциональное насилие, которое выражается в таком воздействии на ребёнка, которое приводит к снижению самооценки, утрате веры в собственные силы, формирование подавленного состояния. На практике такое поведение со стороны родителей или иных лиц, их заменяющих относятся действия оскорбительного характера, постоянная критика ребёнка, унижения и угрозы. Несмотря на отсутствие активных действий в отношении ребенка, как это характерно в случае физического насилия, тем не менее, негативные последствия в результате такого эмоционального воздействия на ребенка могут оказаться серьезнее с точки зрения воздействия на психику ребенка. Обусловлено это тем, что эмоциональное насилие может приводить к формированию у ребенка болезненной привязанности, склонности жертв винить себя в совершённом в отношении них насилии, чрезмерно пассивному поведению. Кроме того, особенность эмоционального насилия, на наш взгляд, проявляется в том, что оценка его негативных последствий для ребенка непосредственно связана с его индивидуальными особенностями, степенью восприятия, обусловленным его возрастом, особенностями психики и уровнем эмоционального развития, который позволяет оценить степень негативного воздействия на ребенка. Иными словами, «уровень эмоций», условно его можно определить как «фактор эмоционального развития ребенка» (выделено мною - Н.Л.) у каждого ребенка он формируется под воздействием его личных, индивидуальных особенностей, что обусловлено уровнем его интеллекта, способностями, эмоциональном развитии, умении различать самые разные эмоции и т.д.
Известно, что к числу базовых прав ребенка относится его право не только жить и воспитываться в семье, но и получать необходимую заботу со стороны родителей, проявление которой указывает на надлежащее осуществление ими своих прав и обязанностей по отношению к ребенку. На практике такая забота выражается в предоставлении ребенку еды, жилья и необходимой медицинской помощи, что удовлетворяет его потребности относительно физического здоровья, безопасности и благополучия. В тех случаях, когда родители или иные лица, осуществляющие надзор за ребенком не предоставляют ему такой заботы, можно определить эту ситуацию как отсутствие заботы в отношении ребенка, а значит, в таких действиях имеет место пассивное или скрытое насилие в отношении ребенка.
Очевидно, что длительное отсутствие заботы провоцирует и соответствующую реакцию со стороны ребенка, что может выражаться в его неадекватном поведении, в том числе нарушающее требования закона, а именно, он может заниматься воровством, попро-
шайничеством, не посещать школу и др. Формирование такого образа жизни у ребенка, на наш взгляд, способствует тому, что ребенок существенно отстает в развитии, у него не появляются необходимые социальные навыки, которые дети приобретают в школе, он не общается с «нормальными детьми», о которых заботятся их родители, он вынужден выживать и заботиться о себе самостоятельно.
Вне зависимости от вида насилия, в какой форме оно было осуществлено в отношении ребенка, оно никогда не проходит бесследно, ребенок остается с этой травмой на всю жизнь. Многочисленные исследования, которые были проведены специалистами в самых разных областях знаний, подтверждают, что дети, пережившие отсутствие заботы, как правило, впоследствии не воспринимают взрослых как источник, гарантирующий им личную безопасность, как правило, такие дети демонстрируют повышенную агрессивность в обществе [12, с. 56-74].
Вместе с тем, постепенно адаптируясь к насильственному поведению родителей, такие дети становятся недоверчивыми, они склонны к разного рода манипуляциям, им трудно выстраивать отношения со своими сверстниками. Кроме того, любые формы насилия в детстве увеличивают вероятность развития у ребенка различных хронических заболеваний, выявлена прямая зависимость между пережитым насилием, отсутствием заботы со стороны родителей и повышенным уровнем заболеваемости ребенком хроническими болезнями, следствием которых нередко является сокращение продолжительности его жизни.
Безусловно, любое насилие в отношении ребенка является грубейшим нарушением его прав и свобод, как особый субъект он нуждается в специальной защите со стороны государства. Очевидно, что в силу возраста ребенок не только не осознает всех негативных последствий насилия, но и не в состоянии самостоятельно себя защитить от самых разных форм насилия. Для подавляющего числа семей в нашей стране действует т. н. синдром "молчания ягнят", когда о зверских преступлениях в семье, в том числе и в отношении ребенка, не заявляют в полицию ни пострадавшие родственники, ни свидетели-соседи, ни иные лица.
К сожалению, в России на фоне роста случаев проявления насилия в отношении ребенка, в том числе т. н. бытового насилия, до сих пор не принят специальный закон об ответственности за бытовое (семейное) насилие. Дополнительным аргументом в пользу необходимости принятия такого закона является сложившаяся тенденция относительно повышенной агрессивности российских семей в мире, что обусловлено обострением социально-экономической обстановки в государстве, алкоголизацией и наркотизацией населения в целом.
Считаю, что дети, ставшие жертвами насилия, нуждаются в особой специальной защите со стороны государства. Во многих странах действуют социальные службы, выявляющие случаи насилия над детьми, отсутствие заботы и надлежащего воспитания родителями ребенка, иные формы и случаи нарушения прав и законных интересов ребенка. В России для создания такой службы, прежде всего, существуют законодательные препятствия, в частности не ратифицированы два важнейших международных правовых документа: Факультативный протокол к Конвенции о правах ребёнка, касающийся торговли детьми, детской прости-
туции и детской порнографии (2000) и Конвенцию о преступности в сфере компьютерной информации (Будапешт, 23 ноября 2001).
Несмотря на то, что в России есть телефоны доверия для детей, однако, системную работу по профилактике и предупреждению насилия в отношении детей, они не решают. Нам представляется, что проблема насилия в отношении ребенка является сложной, многоаспектной проблемой, решение которой требует деликатного правового регулирования. Безусловно, необходимо ратифицировать названные документы в области защиты прав ребенка, однако, только этого недостаточно. Поскольку насилие в отношении ребенка осуществляется, прежде всего, его родителями, необходимо менять систему взаимоотношений в семье, заниматься профилактикой, направленной на предотвращение случаев насилия в семье. В отношении родителей уместно напомнить известное высказывание, «не воспитывайте своих детей, они будут все равно похожи на Вас, воспитывайте себя». Безусловно, мировой опыт доказывает, что комплексные программы, направленные на поддержку родителей и обучение их навыкам ухода за ребёнком и его воспитания, конечно, расширяют знания о развитии ребёнка, формируют навыки позитивного обращения с детьми, однако, это только одно из направлений исследования этой проблемы.
Нам представляется, что решение такой сложной проблемы как насилие в отношении детей, не только усыновленных [13], всех категорий без исключения, необходимо регламентировать не только на государственном уровне, включая организацию системной профилактической работы с такими семьями, но первостепенное значение необходимо уделить отношениям, возникающим внутри семьи, между родителями и детьми, которые должны быть основаны на любви, заботе о ребенке, что исключит проявление насилия в отношении ребенка.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 88%.
Список литературы:
1. Семейный кодекс Российской Федерации от
29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // СЗ РФ.1996. № 1. Ст. 16.
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // СЗ РФ. 2002, № 1 (ч. 1).Ст. 1.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от
13.06.1996 № бЗ-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
5. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы» // СЗ РФ. 2012. № 23. Ст.2994.
6. Всемирная Организация Здравоохранения. Жестокое обращение с детьми. Информационный бюллетень №°150. Август 2017 г.; Child Maltreatment 2011 / Children's Bureau. U.S. Department of Health & Human Services. 2011. P. 44-45.
7. Middlebrooks, J.S.; Audage, A.C. The Effects of Childhood Stress on Health Across the Lifespan. - Centers for Disease Control, 2008; Malinosky-Rummell R, Hansen DJ (July 1993). «Long-term consequences of childhood physical abuse». Psychological Bulletin. 114 (1), р. 68-79.
8. Gauthier L, Stollak G, Messe L, Aronoff J (July 1996). «Recall of childhood neglect and physical abuse as differential predictors of current psychological functioning». Child Abuse & Neglect. 20 (7): р 49-59;Lyons-Ruth, K.; Jacobvitz,
D. Attachment disorganization: unresolved loss, relational violence and lapses in behavioral and attentional strategies // Handbook of Attachment / Cassidy, J.; Shaver, P. - New York: Guilford Press, 1999. - P. 520-554; Main, M.; Hesse,
E. Parents' Unresolved Traumatic Experiences are related to infant disorganized attachment status // Attachment in the Preschool Years: Theory, Research, and Intervention / Greenberg, M.T.; Ciccehetti, D; Cummings, E.M.. - University of Chicago Press, 1990. - P. 161-184.
9. Cultural Diversity and the Definition of Child Abuse», in Barth, R.P. et al., Child welfare research review, Columbia University Press, 1994, p. 28.
10. Martin J, Anderson J, Romans S, Mullen P, O'Shea M (1993). «Asking about child sexual abuse: methodological implications of a two stage survey». Child Abuse & Neglect. 17 (3),p. 383-92; Roosa, M.W.; Reinholtz, C.; Angelini, P.J. (1999). «The relation of child sexual abuse and depression in young women: comparisons across four ethnic groups». Journal of Abnormal Child Psychology. 27 (1): 65-76.
11. Levitan, R. D., N. A. Rector, Sheldon, T., & Goering, P. (2003). «Childhood adversities associated with major depression and/or anxiety disorders in a community sample of Ontario: Issues of co-morbidity and specificity», Depression & Anxiety; 17. P. 34-42.
12. Golden, J.A., Prather, W. (2009). A behavioral perspective of childhood trauma and attachment issues: toward alternative treatment approaches for children with a history of abuse. International Journal of Behavioral and Consultation Therapy, V.5, p. 56-74.
13. Постановление Правительства РФ от 4.11.2006 г. № 654 (ред. от 19.12. 2018) «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» // СЗ РФ. 2006. № 46. Ст. 4801, п.25; Постановление Правительства РФ от 29.03. 2000 № 275 (ред. от 19.12.2018) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // СЗ РФ. 2000. № 15. Ст. 1590, п.8.