DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -6-295-298 МАЙСТРЕНКО Григорий Александрович,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России,
e-mail: G.Maystrenko@yandex.ru
ПРАВО ОСУЖДЕННЫХ НА ЛИЧНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Аннотация. В статье анализируются современные научно-практические проблемы обеспечения личной безопасности лиц, осужденных за совершение преступлений, в частности, сделан акцент на ее значимости при полноценной реализации основополагающих прав человека. Исследуются правовые и организационные аспекты обеспечения права осужденных на личную безопасность при исполнении наказаний. Говорится о важности обеспечения личной безопасности осужденных при исполнении наказаний. Представлена классификация международных и национальных нормативных правовых актов, регламентирующих меры по обеспечению личной безопасности осужденных при исполнении наказаний.
Ключевые слова: наказание, осужденный, заключенный, личная безопасность, личная неприкосновенность, права человека, отбывание наказания, защита гражданских прав.
MAISTRENKO Grigoriy Aleksandrovich,
Candidate of Legal Sciences, Senior Researcher of Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia
THE RIGHT OF CONSUMED TO PERSONAL SECURITY: LEGAL REGULATION AND PROBLEMS OF PROVISION
Annotation. The article analyzes modern scientific and practical problems of ensuring the personal safety of persons convicted of crimes, in particular, an emphasis is placed on its importance in the full implementation of fundamental human rights. The article examines the legal and organizational aspects of ensuring the right of convicts to personal safety during the execution of sentences. The importance of ensuring the personal safety of convicts during the execution of sentences is discussed. A classification of international and national normative legal acts regulating measures to ensure the personal safety of convicts during the execution of sentences is presented.
Key words: punishment, convict, prisoner, personal security, personal integrity, human rights, serving a sentence, protection of civil rights.
В современных реалиях стержневой установкой любого демократического и правового государства является формирование правопорядка, способного обеспечить достойное существование личности, полноценную реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина [10, а 64]. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 [1] отмечает, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества (Преамбула), а также закрепляет ряд значимых прав человека, среди которых: право быть признанным равным в своем достоинстве и правах (ст. 1); право на жизнь (ст. 3); право на признание правосубъектности (ст. 6) и др. Перечисленные права в равной степени распространяются на всех лиц, независимо от их специального (отраслевого) статуса и
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021
ситуации юридического характера, в которой они находятся, в т.ч. осужденных за совершение преступления [9].
Основные принципы обращения с заключенными, принятые ООН 14.12.1990 [2] удостоверяют, что все заключенные пользуются уважительным отношением ввиду присущего им достоинства и их значимости как людей. Созвучное требование изначально было установлено в Основных принципах обращения с заключенными, принятых в 1955 г. (п. 65) [3], а также в дальнейшем в Минимальных стандартных правилах в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы, названные так в знак особого уважения к политическому лидеру ЮАР, борцу за права человека в период апартеида, проведшего в тюрьме 27 лет) от 17.12.2015 (Предварительное замечание 1) [4].
В статусе лиц, отбывающих наказание по приговору суда, особое место занимает право на личную безопасность.
Личная безопасность как социальное благо, фактическое состояние и правовая категория «представляет собой сложное системное образование, включающее в себя правовое обеспечение, защищенность и реализацию различных видов безопасности относительно личности» [8, с. 40].
Личную безопасность также принято трактовать и в качестве социального процесса, в рамках которого защита прав и свобод человека предполагает уменьшение угрозы их нарушения [11, с. 362].
Применительно к личности осужденного, прежде всего, отбывающего наказание в местах лишения свободы, личная безопасность означает не только состояние защищенности от внешних и внутренних (внутрисистемных) угроз, но и свободу поведения, в пределах, определяемых законом. Основой для формирования внутригосударственного законодательства, регламентирующего вопросы личной безопасности задержанных и содержащихся в заключении лиц является Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой-бы то и было форме от 09.12.1988 (далее - Свод принципов) [5].
Свод принципов предусматривает право задержанного или его адвоката право направить в органы, ответственные за управление местом задержания или заключения, и в более высокие инстанции, а в случае необходимости - соответствующим органам, уполномоченным рассматривать жалобы или предоставлять средства защиты, - просьбу или жалобу относительно обращения с данным лицом, в частности в случае пыток или другого жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство вида обращения. Аналогичную жалобу могу подать члены семьи заключенного или иное осведомленное лицо (п. 33). Очевидно, что подача данной жалобы направлена на обеспечение личной, главным образом, физической (телесной) безопасности заключенного.
Жалобы, поданные в защиту прав заключенных и в целях обеспечения безопасности последних, обладают конфиденциальным характером и рассматриваются без промедления. Таким образом, международные нормативные документы устанавливают необходимый перечень гарантий прав заключенных, определяя перспективы развития этих прав в национальном законодательстве. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее - УИК РФ) [6] в ст. 13 устанавливает, что осужденные имеют право
на безопасность, а также подробно регламентирует порядок обращения указанных лиц за защитой при возникновении угрозы их безопасности.
Основным ответным действием осужденного при возникновении угрозы его безопасности является обращение с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде принудительных работ, ареста или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.
Представляется, что редакция ч. 2 ст. 13 УИК РФ, содержащая указание на право исключительно осужденного обратиться с заявлением к должностному лицу в ситуации возникшей угрозы безопасности, не соответствует международным нормам, Конституции РФ и существенно ограничивает права осужденных лиц в целом. Представляется, что в данной норме должно содержаться указание на адвоката осужденного, его родственников и иных лиц, которым стала известна информация о грозящей угрозе безопасности осужденного.
С учетом высказанной рекомендации ч. 2 ст. 13 УИК РФ может быть изложена следующим образом: «2. При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он, его адвокат, родственник или иное уполномоченное на защиту его прав и законных интересов лицо вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде принудительных работ, ареста или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного».
К иным лицам могут быть отнесены представители правозащитных общественных организаций (например, состоящих из родственников осужденных, а и также оказывающих юридическую помощь осужденным по политическим мотивам, так называемым «узникам совести»); лица, осуществляющие представительство интересов осужденного по доверенности; руководители специализированных детских учреждений, интернатов, детских домов, воспитанники и выпускники которых отбывают наказание за совершенные преступления.
Основной мерой реагирования начальника учреждения, исполняющего наказание, на заявление осужденного об угрозе его безопасности является решение о переводе осужденного в безопасное место или применение иных мер, устраняющих угрозу личной безопасности осужденного.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021
Указанные меры могут быть применены и по личной инициативе начальника учреждения, исполняющего наказание.
Меры безопасности в отношении осужденного, являющегося участником уголовного судопроизводства, согласно ч. 4 ст. 13 УПК РФ, осуществляются начальником учреждения или органа, исполняющего наказание, на основании мотивированного постановления (определения) суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя.
Применение мер, направленных на обеспечение безопасности осужденного, являющего участником уголовного судопроизводства, может понадобиться, прежде всего, в ситуации заключения этим лицом досудебного соглашения о сотрудничестве в соответствии с нормами главы 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) [7].
Особенностью досудебного соглашения о сотрудничестве является то, что лицо, заявившее ходатайство о его заключении, обязуется совершить определенные действия в целях содействия следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления (ч. 2 ст. 317.1 УПК РФ). По окончании предварительного следствия прокурор в своем заключении, помимо иных обстоятельств, указывает на степень угрозы личной безопасности, которой подвергался не только сам обвиняемый в результате сотрудничества со стороной обвинения, но и его близкие родственники, родственники и близкие лица (п. 4 ч. 1 ст. 317.5 УПК РФ).
Представляется, что для более эффективного обеспечения личной безопасности осужденных, необходимо установить перечень специализированных мер, подлежащих применению в конкретных ситуациях существующей угрозы данной безопасности, а также разработать комплекс дополнительных мер организационно-правового и финансового плана, поскольку реализуемые мероприятия могут оказаться затратными.
Для эффективного применения мер личной безопасности конкретного осужденного важно также установить реальный (а не вымышленный либо ошибочно субъективно оцениваемый) характер грозящей этому лицу опасности, а также высказываемых другими осужденными в его адрес угроз.
В качестве основных (классических) мер обеспечения личной безопасности осужденных могут быть признаны:
- перевод осужденного к лишению свободы в иное исправительное учреждение для дальнейшего отбывания наказания;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021
- легендирование анкетных данных (присвоение псевдонима) осужденного, являющегося участником уголовного судопроизводства;
- временный перевод осужденного в иное помещение (камеру, брак) с целью исключения контакта с иными осужденными, угрожающими ему физической расправой либо иными противозаконными действиями;
- регулярный осмотр и/или освидетельствование осужденного медицинским работником на предмет наличие на его теле ран, ссадин, кровоподтеков, свидетельствующих об его избиении другими осужденными;
- сбор оперативной информации (сведений полученных при опросе иных осужденных) о высказываемых в адрес конкретного осужденного угрозах и совершаемых в отношении его противоправных действиях;
- изолирование лиц из числа осужденных, совершающих действия, которые могут быть признаны угрозой как психического (словестного, вербального), так и физического (нанесение побоев, причинение вреда здоровью) либо особого (совершение насильственных действий, направленных против половой свободы и половой неприкосновенности личности) характера;
- привлечение осужденных, совершающих действия, квалифицируемые как угроза личной безопасности иных осужденных, к ответственности, вплоть до уголовной.
Резюмируя изложенное можно отметить, что обеспечение личной безопасности осужденных, независимо от вида назначенного им судом наказания, способно сыграть роль фактора, стабилизирующего деятельность органов ФСИН России, а также способствующего исправлению осужденных, формированию у них убеждения в необходимости позитивного социально значимого поведения как в период отбывания наказания, так и в дальнейшем.
Список литературы:
[1] Всеобщая декларация прав человека, принятая Резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948 // Российская газета. № 67. 05.04.1995.
[2] Основные принципы обращения с заключенными. Принятые Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 45/111 от 14.12.1990 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ prisoners_treatment.shtml (дата обращения: 12.05.2021).
[3] Основные принципы обращения с заключенными. Приняты на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушите-
лями, состоявшемся в Женеве в 1955 г., и одобрены Экономическим и Социальным Советом в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31.07.1957 и 2076 (LXII) от 13.05.1977.
[4] Минимальные стандартные правила в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы). Приняты Резолюцией Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 70/175 от 17.12.2015 // Советская юстиция 1992. № 2. - С. 19.
[5] Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой-бы то и было форме. Принят Резолюцией 43/173 на 43-ей сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1988 // Правовые основы деятельности системы МВД России. Сборник нормативных документов. Т. 2. - М.: ИНФРА-М, 1996. - С. 147-157.
[6] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства РФ. 13.01.1997. № 2. Ст. 198.
[7] Уголовно-процессуальный кодекс: Федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52. Ст. 4921.
[8] Гук Е.П. К вопросу о понятии личной безопасности // Вестник Пензенского государственного университета. 2016. № 4. - С. 40-42.
[9] Майстренко Г.А. Конституционно-правовые ограничения основных прав и свобод человека и гражданина и практика их применения органами и учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний России: дисс. ... к.ю.н. -М., 2006. - 202 с.
[10] Майстренко Г.А. Современные проблемы защиты прав и свобод человека в Российской Федерации // Образование и право. 2020. № 11. - С. 64-67.
[11] Тарасова Е.Н. Личная безопасность граждан и ее конституционные гарантии в современном обществе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 85. - С. 361-364.
Spisok literatury:
[1] Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka, prinyataya Rezolyuciej 217 A (III) General'noj Assam-blei OON ot 10.12.1948 // Rossijskaya gazeta. № 67. 05.04.1995.
[2] Osnovnye principy obrashcheniya s zakly-uchennymi. Prinyatye Rezolyuciej General'noj Assamblei OON № 45/111 ot 14.12.1990 [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa: https://www.un.org/ru/doc-uments/decl_conv/conventions/prisoners_treatment. shtml (data obrashcheniya: 12.05.2021).
[3] Osnovnye principy obrashcheniya s zakly-uchennymi. Prinyaty na pervom Kongresse Organ-izacii Ob"edinennyh Nacij po preduprezhdeniyu prestupnosti i obrashcheniyu s pravonarushitelyami, sostoyavshemsya v ZHeneve v 1955 g., i odobreny Ekonomicheskim i Social'nym Sovetom v ego rezoly-uciyah 663 S (XXIV) ot 31.07.1957 i 2076 (LXII) ot 13.05.1977.
[4] Minimal'nye standartnye pravila v otnoshenii obrashcheniya s zaklyuchennymi (Pravila Nel'sona Mandely). Prinyaty Rezolyuciej Rezolyuciya General'noj Assamblei OON 70/175 ot 17.12.2015 // Sovet-skaya yusticiya 1992. № 2. - S. 19.
[5] Svod principov zashchity vsekh lic, podver-gaemyh zaderzhaniyu ili zaklyucheniyu v kakoj-by to i bylo forme. Prinyat Rezolyuciej 43/173 na 43-ej ses-sii General'noj Assamblei OON ot 09.12.1988 // Pra-vovye osnovy deyatel'nosti sistemy MVD Rossii. Sbornik normativnyh dokumentov. T. 2. - M.: INFRA-M, 1996. - S. 147-157.
[6] Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii / Federal'nyj zakon ot 08.01.1997 № 1-FZ (v red. ot 11.06.2021) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 13.01.1997. № 2. St. 198.
[7] Ugolovno-processual'nyj kodeks: Federal'nyj zakon ot 18.12.2001 № 174-FZ (v red. ot 01.07.2021) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 24.12.2001. № 52. St. 4921.
[8] Guk E.P. K voprosu o ponyatii lichnoj bezo-pasnosti // Vestnik Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. № 4. - S. 40-42.
[9] Majstrenko G.A. Konstitucionno-pravovye ogranicheniya osnovnyh prav i svobod cheloveka i grazhdanina i praktika ih primeneniya organami i uchrezhdeniyami Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij Rossii: diss. ... k.yu.n. - M., 2006. -202 s.
[10] Majstrenko G.A. Sovremennye problemy zashchity prav i svobod cheloveka v Rossijskoj Federacii // Obrazovanie i pravo. 2020. № 11. - S. 64-67.
[11] Tarasova E.N. Lichnaya bezopasnost' grazhdan i ee konstitucionnye garantii v sovremen-nom obshchestve // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Ger-cena. 2008. № 85. - S. 361-364.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021