УДК 343.241:34.05
Международно-правовые нормы как основа развития организации труда осужденных
Родионов А.В.
Доктор экономических наук,
профессор кафедры экономики и менеджмента
Академии ФСИН России (Рязань)
Скиба А. П. Доктор юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовно-исполнительного права Академии ФСИН России (Рязань)
Калашников Г.М.
Кандидат экономических наук,
начальник кафедры экономики и менеджмента
Академии ФСИН России (Рязань)
Буранова Е.А.
Кандидат экономических наук, доцент, заместитель начальника кафедры экономики и менеджмента
Академии ФСИН России (Рязань)
В статье приведены результаты исследования источников международного права, регулирующих организацию труда осужденных. Работа выполнена на основании метода сравнительного исследования. Целью статьи является анализ международно-правовых норм, регулирующих исполнение уголовных наказаний в части определения системы международно-правового регулирования труда осужденных.
Ключевые слова: организация труда, уголовно-исполнительная система, международное право, ООН, стандарты.
Актуальность рассмотрения вопроса международно-правового регулирования организации труда осужденных определяется сложностью и комплексностью характера проблемы влияния международного права на процессы формирования уголовно-ис-180
полнительной политики в сфере организации труда осужденных к лишению свободы в России.
Осуществление анализа системы международно-правовых норм в сфере организации труда осужденных является важным этапом, определяющим
объективность и обоснованность новых возможных форм и методов привлечения к труду осужденных к лишению свободы.
Между тем влияние международных документов на уголовно-исполнительное законодательство России и отечественную практику исполнения уголовных наказаний, по нашему мнению, не должно быть всеобъемлющим. Данный вывод делается ввиду наличия исторических, общественно-политических, экономических и иных особенностей нашей страны, а также нормативных установлений, согласно которым уголовно-исполнительное законодательство РФ и практика его применения основываются на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ (ч. 1 ст. 3 УИК РФ), а рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве РФ при наличии необходимых экономических и социальных возможностей (ч. 3 ст. 3 УИК РФ).
Система международно-правовых норм, регулирующих вопросы организации труда осужденных, состоит из двух уровней:
- универсальные нормативно-правовые акты;
- нормативные акты Совета Европы и других континентальных международных организаций.
Универсальные международно-правовые акты в сфере организации труда осужденных прежде всего представлены нормативными актами Организации объединенных наций (далее - ООН) и ее специализированных учреждений. К числу таких учреждений относится, например, Международная организация труда.
Особенности процесса организации труда осужденных урегулированы в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых 31.07.1957 г. на заседании Экономического и социального совета ООН (далее - Минимальные правила) [1]. В п.п. 71-76 Минимальных правил урегулированы вопросы трудоиспользования осужденных к лишению свободы, а в п.п. 77-78 - вопросы их образования и отдыха.
Первоочередным требованием ООН, изложенным в Минимальных правилах, является то, что труд заключенных не должен приносить им страданий. Отметим, что в нормативных документах ООН труд осужденных определен как обязанность заключенного. Минимальными правилами установлено, что все заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями, удостоверенными врачом (в юридической литературе обосновывается точка зрения, что требуется максимальный учет индивидуальных характеристик осужденных, в частности, состояния здоровья) при их привлечении к общественно полезному труду и применении иных средств исправления [2].
Работа заключенных должна характеризоваться общественной полезностью и ее продолжительность должна заполнять весь рабочий день по нормативно установленной длительности. Очевидно, что под нормальным рабочим днем понимается его продолжительность в соответствии с национальным законодательством (в Минимальных правилах сделана оговорка на необходимость соответствия продолжительности рабочего времени еще и национальным обычаям, что представляется важным, так как ориентирует на необходимость учета в этой области национального законодательства и правоприменительной деятельности). Заключенным полагается как минимум один выходной в неделю, при этом продолжительность рабочей недели и распределение рабочего времени по дням не должно препятствовать процессу обучения или профессиональной подготовки, а также другим видам деятельности, необходимым для перевоспитания.
Следует учесть, что специалисты ООН определили важность и желательное соответствие работы заключенного такой характеристике, как потенциалу к обучению и подготовке к честному труду после освобождения. Ремесленное обучение является желательным, при этом для несовершеннолетних оно является особенно важным.
Минимальные правила определяют требование наличия возможности у заключенных выполнять работу по своему выбору, если это совместимо с правильным выбором ремесла и требованиями управления и дисциплины в месте лишения свободы.
Как и в случае с требованиями относительно продолжительности рабочего дня, нормы и методы организации труда в местах лишения свободы должны максимально соответствовать тем требованиям, которые существуют на свободе. Это рассматривается еще и как утилитарное требование с тем, чтобы максимально приблизить условия труда лиц в заключении к тем условиям, с которыми они столкнутся после освобождения.
Отдельно закреплено требование по соответствию условий труда осужденных нормам охраны труда, его гигиены и безопасности нормам, действующим для всех трудящихся. При этом Минимальные правила устанавливают обязательность компенсации за производственный травматизм и увечья, а также ущерб от профессиональных заболеваний заключенных. Отметим, что размер компенсации не должен быть ниже ставок, принятых при подобных случаях на свободе.
Минимальные правила четко устанавливают императив отсутствия подчинения трудовой деятельности заключенных и их профессиональной подготовки потребностям получения материальной выгоды пенитенциарными учреждениями и их сотрудниками. Совершенно логичной является вытекающая из этой нормы рекомендация - определять
сельскохозяйственное и промышленное производство в подчинение сотрудников пенитенциарной системы и не передавать управленческие функции частным организациям на условиях подряда, концессии, найма.
В случаях, когда заключенные выполняют работу за пределами места лишения свободы, должно быть организовано постоянное наблюдение за ними со стороны сотрудников. За исключением случаев, когда заключенные выполняют работу для других правительственных учреждений, работодатели должны выплачивать заведению полные ставки заработной платы, полагающейся за соответствующую работу, учитывая при этом производительность труда заключенных.
Система оплаты труда, в соответствии с Минимальными правилами, должна быть справедливой, что, на наш взгляд, подразумевает сопоставимость ставок оплаты труда с работниками на свободе. При этом осужденные должны получать определенную часть заработанных средств, иметь возможность приобретать товары личного потребления и первой необходимости, а также возможность отправлять заработную плату (по своему усмотрению) семье. Оговаривается также и то, что администрация пенитенциарного учреждения должна обеспечить хранение неиспользованной части заработной платы заключенного и выдать ему эти средства после освобождения.
Следует отметить, что Минимальные правила, особенно в части трудоиспользования осужденных к лишению свободы, в значительной мере направлены на ресоциализацию осужденных и их адаптацию к дальнейшей трудовой жизни на свободе. Учитывать также стоит и то, что Минимальные правила, как нормативно-правовой акт, имеют рамочный характер, который в то же время является основой и доктринальным базисом не только национального нормотворчества, но и процесса формирования уголовно-исполнительной политики. Однако детализация международных положений должна осуществляться в национальном законодательстве с учетом уже сложившейся уголовно-исполнительной деятельности, которая учитывает экономические и иные особенности государства.
В этом случае следует говорить о том, что в Минимальных правилах представлено именно концентрированное видение международной политики в сфере обеспечения прав человека в местах лишения свободы и, помимо прочего, гарантий исправления и ресоциализации осужденных.
Важную роль также играет влияние Минимальных правил на качество трудовой жизни и соблюдение трудовых прав осужденных. При этом нормы, определяющие данный круг вопросов, являются универсальными и еще долго будут сохранять свою актуальность. 182
В качестве универсальных международно-правовых норм заслуживают внимания Резолюции ООН, содержащие положения о функционировании пенитенциарной системы и организации труда заключенных. Резолюция ООН 45/111 «Основные принципы обращения с заключенными» от 14.12.1990 г. [3] была направлена на устранение различного рода препятствий по эффективной реализации Минимальных правил. В Конвенции ООН 45/111 были подтверждены базовые принципиальные основы обращения с заключенными и представлен ряд принципов, определяющих содержание лиц в местах лишения свободы. П. 8 анализируемого документа утвердил необходимость создания условий, дающих заключенным возможность заниматься полезным вознаграждаемым трудом, что облегчило бы их реинтеграцию на рынке рабочей силы стран-участниц ООН и позволило бы им оказывать финансовую помощь своим семьям.
Однако наибольшего внимания заслуживает п. 5 Конвенции ООН 45/111, согласно которому, за исключением определенных ограничений, все заключенные пользуются правами человека и фундаментальными свободами, изложенными во Всеобщей декларации прав человека [4]. Осужденные не могут быть лишены прав, изложенных в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах [5], Международном пакте о гражданских и политических правах [6] и Факультативном протоколе к нему, а также других прав и свобод, которые изложены в документах ООН, в том случае, если соответствующее государство ратифицировало их соответствующим образом.
Между тем следует отметить, что международно-правовые нормы на практике не выполняются рядом развитых государств. В частности, практика функционирования частных тюрем в США и Великобритании находится в противоречии с документами ООН не только в вопросах организации труда осужденных, но и условий их содержания. Практика трудоиспользования осужденных к лишению свободы в Германии и Франции, несмотря на прогрессивность и эффективность используемых процедур, также не в полной мере соответствует вышеуказанным требованиям.
Полагаем, что формирование отечественной уголовно-исполнительной политики в сфере организации труда осужденных следует осуществлять, исходя из базовых принципов, заложенных в специализированных документах ООН. Эти положения целесообразно использовать в качестве ориентира для дальнейшего развития процессов организации пенитенциарного производства и труда осужденных с учетом национальной специфики нашей страны и при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.
Литература:
1. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, одобрены Экономическим и Социальным Советом в резолюциях 663 С (XXIV) от 31.07.1957 г. и 2076 (LXII) от 13.05.1977 г. // Сайт ООН. - URL: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/ prison.shtml (дата обращения: 11.10.2016 г.).
2. Скиба А.П. Исполнение уголовных наказаний в отношении больных осужденных: теоретико-прикладное исследование: дис. ... докт. юрид. наук. - Рязань, 2013. - 521 с.
3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/111 «Основные принципы обращения с заключенными» от 14.12.1990 г. // Сайт ООН. - URL: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ prisoners_treatment.shtml (дата обращения: 11.10.2016 г.).
4. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Всеобщая декларация прав человека» 217 А (III) от 10.12.1948 г. // Сайт ООН. - URL: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ declhr.shtml (дата обращения: 11.10.2016 г.).
5. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» 2200 А (XXI) от 16.12.1966 г. // Сайт ООН. - URL: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/ pactecon.shtml (дата обращения: 11.10.2016 г.).
6. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Международный пакт о гражданских и политических правах» 2200 А (XXI) от 16.12.1966 г. // Сайт ООН. - URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/pactpol. shtml (дата обращения: 11.10.2016 г.).
International Law as the Basis of Convicts' Organization of Labour Development
A.V. Rodionov, A.P. Skiba, G.M. Kalashnikov, E.A. Buranova Academy of the FPS of Russia
The paper presents the results of the study of international law sources regulating the organization of convicts' labour. The research was based on the method of comparative analysis. The aim of the article is to analyze the system of universal international law norms regulating the execution of criminal penalties in order to determine the structure of the international system of convicts' labour regulation.
Key words: labour organization, penitentiary system, international law, the UN, Standards.