Научная статья на тему 'Наказание в виде принудительных работ в свете международных актов в сфере труда'

Наказание в виде принудительных работ в свете международных актов в сфере труда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
288
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ В СФЕРЕ ТРУДА / ТРУД ОСУЖДЕННОГО / ПРАВА ОСУЖДЕННОГО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агашков Евгений Иванович, Данелян Рита Суреновна

В данной статье рассматриваются некоторые вопросы законодательной регламентации исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ. Авторами был произведен анализ российского законодательства об исполнении уголовного наказания в виде принудительных работ на предмет соответствия международным актам в сфере труда, в результате которого были выявлены некоторые противоречия. По мнению авторов, выявленные противоречия существенны, однако преодолимы при изменении концептуальных основ привлечения осужденных к труду. Отмечается необходимость привести национальное законодательство в соответствие международным актам, как того требует Конституция Российской Федерации. Выводы и другие положения статьи могут быть использованы в образовательной деятельности в рамках обучения студентов юридических факультетов и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUNISHMENT IN THE FORM OF FORCED LABOR FROM THE POINT OF VIEW OF INTERNATIONAL LABOR ACTS

This article examines some issues of legislative regulation of criminal punishment in the form of forced labor. The authors analyzed the legislation of Russia on the enforcement of criminal punishment in the form of forced labor for compliance with international labor acts. As a result, some contradictions were revealed. In the author's opinion, the revealed contradictions are significant, but can be overcome by changing the conceptual framework of the penal enforcement law. The need to bring national legislation into line with international acts, as required by the Constitution of the Russian Federation, is noted. Conclusions and other provisions of the article can be used in educational activities as part of the training of law students and the upgrading of qualifications of law enforcement officials.

Текст научной работы на тему «Наказание в виде принудительных работ в свете международных актов в сфере труда»

6.6. НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ В СВЕТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ АКТОВ В СФЕРЕ ТРУДА

Агашков Евгений Иванович, аспирант кафедры уголовно-правовых дисциплин

Место учебы: Юридический институт ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»

yanosh@inbox.ru

Данелян Рита Суреновна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Место работы: Юридический институт ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»

rozmarin.58@list.ru

Аннотация: в данной статье рассматриваются некоторые вопросы законодательной регламентации исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ. Авторами был произведен анализ российского законодательства об исполнении уголовного наказания в виде принудительных работ на предмет соответствия международным актам в сфере труда, в результате которого были выявлены некоторые противоречия. По мнению авторов, выявленные противоречия существенны, однако преодолимы при изменении концептуальных основ привлечения осужденных к труду. Отмечается необходимость привести национальное законодательство в соответствие международным актам, как того требует Конституция Российской Федерации. Выводы и другие положения статьи могут быть использованы в образовательной деятельности в рамках обучения студентов юридических факультетов и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов.

Ключевые слова: уголовное наказание, принудительные работы, международные акты в сфере труда, труд осужденного, права осужденного.

PUNISHMENT IN THE FORM OF FORCED LABOR FROM THE POINT OF VIEW OF INTERNATIONAL LABOR ACTS

Agashkov Evgeney I., graduate student of the Criminal disciplines department Study place: Moscow's City Pedagogical University Law Institute

yanosh@inbox.ru

Danelyan Rita S., PhD in Law, associate professor, associate professor of department of criminal-legal disciplines Place of employment: Moscow's city pedagogical University

rozmarin.58@list.ru

Abstract: this article examines some issues of legislative regulation of criminal punishment in the form of forced labor. The authors analyzed the legislation of Russia on the enforcement of criminal punishment in the form of forced labor for compliance with international labor acts. As a result, some contradictions were revealed. In the author's opinion, the revealed contradictions are significant, but can be overcome by changing the conceptual framework of the penal enforcement law. The need to bring national legislation into line with international acts, as required by the Constitution of the Russian Federation, is noted. Conclusions and other provisions of the article can be used in educational activities as part of the training of law students and the upgrading of qualifications of law enforcement officials.

Keywords: criminal punishment, forced labor, international labor acts, condemned labor, convicts' rights.

Принудительные работы как вид уголовного наказания, согласно действующей редакции ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 г. №420-ФЗ, стали применяться с 1 января 2017 года. Введение такого вида наказания обусловлено целями гуманизации отечественного уголовного законодательства, созданием более широких возможностей назначения судом наказаний, не связанных с лишением свободы. Такой вывод следует из анализа фундаментальных положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы1, согласно которым необходимо в количественном выражении, пропорционально общему количеству осужденных, уменьшить долю лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы, посредством реализации идеи приоритетного назначения наказаний без изоляции от общества и, вместе с тем, законодательного расширения перечня таких наказаний

1 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: (распоряжение Правительства Рос. Федерации от 14.10.2010 г. №1772-р: по состоянию на 23 сен. 2015 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

в ст. 44 УК РФ, включения их в санкции статей Особенной части УК РФ.

Очевидно, Российская Федерация нацелена на поддержание общемировых тенденций в сфере уголовной политики, в частности, следует рекомендациям, которые изложены в стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением2, в соответствии с которыми тюремное заключение (лишение свободы) для осужденного всегда должно быть крайней мерой, особое внимание должно уделяться разработке и внедрению «новых мер, которые не должны быть связаны с тюремным заключением» (п.2.4), а «применение мер, не связанных с тюремным заключением, должно идти по пути депенализации и декрими-

2 Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), приняты резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года, источник - интернет-ресурс ООН http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/tokyo_rules.shtml (дата обращения 13.02.2018)

Агашков Е. И., Данелян Р. С.

НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ В СВЕТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ АКТОВ В СФЕРЕ ТРУДА

нализации ...» (п.2.73.).

Включение в систему уголовных наказаний новых видов, расширение ее за счет наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, будет способствовать наиболее эффективному достижению целей ресо-циализации осужденных, назначению судами наиболее справедливого и адекватного наказания подсудимому.

Расширяя перечень уголовных наказаний в соответствии с изложенными выше целями, намереваясь добиться положительного эффекта от внедрения новых мер, законодателю необходимо уделить особое внимание вопросу «встраивания» новых норм в уже действующее законодательство, в том числе их соответствия международным актам, чтобы вместе с ожидаемой пользой не возникли юридические коллизии. Изложенное имеет отношение и к нормам, которые регламентируют такой вид уголовного наказания как принудительные работы.

Исходя из норм уголовного закона4, принудительные работы связаны с обязательным привлечением осужденного к труду. Места работы осужденных к принудительным работам определяют учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, отбывается наказание в виде принудительных работ в исправительном центре, как правило, расположенном на территории того субъекта, в котором данное лицо либо проживало, либо было осуждено .

Осужденные, отбывающие принудительные работы в исправительных центрах, находятся под надзором. Согласно нормативным установлениям, они обязаны трудиться в той организации, куда администрацией данного центра были направлены (ч. 2 ст.60.4 УИК РФ). Причем, организационно-правовой форме организации, куда направляют осужденных для работы, значение не придается, она может быть любая.

Привлечение осужденных к труду осуществляется администрацией исправительного центра с учетом, как пола, так и возраста. Учитывается также трудоспособность, состояние здоровья осужденного и (по возможности) его специальность6.

Лица, отбывающие наказание в виде принудительных работ, привлекаются к труду, как это предусмотрено в ч.1 ст.60.8 УИК РФ, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, однако имеются исключения, которые касаются правил приема на работу; увольнения с работы; перевода на другую работу; отказа от выполнения работы; предоставления отпусков. В ч. 3 этой же статьи установлен запрет на отказ осужденного к принудительным работам от предложенной ему работы.

Конституция РФ провозглашает, что составной частью правовой системы РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, последним придается приоритетное значение, если они устанавливают иные правила, чем предусмотрены законом РФ7 Обращаясь к международ-

3 Там же.

4 Часть 3 ст. 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 №63-Ф3 (с посл. изм. и доп.) // СПС «КонсультантПлюс».

5 Статья 60.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 №1-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // СПС «КонсультантПлюс».

6 Часть 1 ст.60.7 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 №1-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // СПС «КонсультантПлюс».

7 Часть 4 ст.15 Конституции Российской Федерации (принята все-

народным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных

Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ,

ным нормам, мы наблюдаем некий диссонанс в их сочетании с отечественным законодательством. Так, Международный пакт о гражданских и политических правах в п. «а» ч. 3 ст. 8 запрещает принудительный труд . Однако, имеется исключение. Исходя из п. «Ь» ч.3 ст.8 и пп. «¡» п. «с» ч.3 ст.8 Пакта, применение наказания в виде принудительных работ возможно лишь:

1. На основании приговора суда в случаях назначения виновному наказания в виде лишения свободы, сопряженного с каторжными работами;

2. При заключении осужденного;

3. Условном освобождении от заключения9

Принудительные работы, находясь в разделе II УИК

РФ, являются наказанием, не связанным с изоляцией осужденного от общества, ни в коей мере не являются лишением свободы, заключением или условным освобождением от заключения, а значит, в конкретном случае правило Пакта о недопустимости принуждения человека к принудительному или обязательному труду не может быть преодолено, даже прибегая к помощи оговорок, изложенных в самом же документе.

В соответствии с ч.1 ст.2 Конвенции №29 Международной организации труда «Относительно принудительного или обязательного труда» от 28.06.1930 г. термин «принудительный или обязательный труд» означает «всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг1 ». Между тем, анализ положений п. «с» ч.2 этой же статьи позволяет констатировать, что «принудительный или обязательный труд» не включает работу, которую необходимо выполнить лицу по приговору судебного органа и при наличии двух условий:

1. Работа должна выполняться под надзором и контролем государственных властей;

2. Данное лицо не должно быть уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ11.

В Российской Федерации труд от осужденного к принудительным работам требуется вследствие приговора суда, что не противоречит Конвенции, а условия обеспечения проведения таких работ должным образом не соблюдаются. Так, осужденный, отбывающий наказание в исправительном центре, может по направлению администрации центра выполнять работы в организации любой организационно-правовой формы либо у индивидуального предпринимателя. При этом, не исключаются ситуации, когда коммерческие организации или индивидуальные предприниматели, принимая на работу осужденных без учета их волеизъявления, будут устанавливать нормы труда и заработную плату по своему усмотрению, что, несомненно, в условиях рынка приводит к установлению осужденным минимально возможной заработной платы и максимально высокой нормы труда, ограничен-

от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

8 Международный пакт о гражданских и политических правах, Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года, источник - интернет-ресурс ООН http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol (дата обращения 13.02.2018г.)

9 Там же.

10 Конвенция №29 Международной организации труда «Относительно принудительного или обязательного труда» от 28.06.1930 (принята в г. Женеве 28.06.1930 на 14-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // СПС «КонсультантПлюс»

11 Там же.

ной лишь рабочим временем осужденного, пользуясь тем, что такой работник не имеет права отказаться от предоставленной работы, а отказ от работы, согласно п. «е» ч. 2 ст.60.15 УИК РФ, расценивается как нарушение порядка и условий отбывания принудительных работ, за которое могут применяться меры взыскания от выговора до такой меры как водворение в помещение для нарушителей на срок до 15 суток. Осужденные не лишены возможности защищать свои права в установленном законом порядке, однако, основные трудовые права, позволяющие работнику в обычных условиях достигать баланса прав с работодателем исходя из взаимных интересов, у осужденного отсутствуют. Такие ситуации сравнимы с передачей осужденных-работников без их согласия в распоряжение частных лиц (в случаях, если по вопросу обеспечения осужденных работой с исправительным центром сотрудничает индивидуальный предприниматель) или компаний, обществ (в случаях, если по вопросу обеспечения осужденных работой с исправительным центром сотрудничает юридическое лицо), что, вступает в противоречие с требованиями Конвенции и является безусловным обстоятельством, препятствующим исполнению уголовного наказания в виде принудительных работ. К тому же надзор за осужденными по месту работы, где осужденные проводят большую часть времени и где могут происходить нарушения прав осужденных как со стороны руководителей организации-работодателя, так и со стороны других осужденных, осуществляется формально. Данный вывод следует из анализа раздела IV «Порядка осуществления надзора за осужденными к принудительным работам», утвержденного приказом Минюста России от 27.12.2016 №311, где в качестве единственного средства надзора за осужденными по месту работы является проверка по месту их пребывания не реже одного раза в день12, что свидетельствует об отсутствии должного надзора за осужденными по месту их работы.

Осуществление надзора гарантирует обеспечение порядка при исполнении наказания в целях предупреждения и пресечения противоправных действий, а также безопасности самих осужденных и персонала. Предпринимаемые на сегодняшний день меры представляются недостаточными, тем более учитывая возможности современных средств наблюдения, используемых при исполнении уголовных наказаний.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 83,5%.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Международный пакт о гражданских и политических правах, Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года, источник - интернет-ресурс ООН http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/

conventions/pactpol (дата обращения 13.02.2018г.).

3. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), приняты резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года, источник - интернет-ресурс ООН http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/tokyo_rules.shtml (дата обращения 13.02.2018).

4. Конвенция №29 Международной организации труда «Относительно принудительного или обязательного труда» от 28.06.1930 (принята в г. Женеве 28.06.1930 на 14-ой сессии Генеральной конференции МОТ), источник - СПС «КонсультантПлюс».

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // СПС «КонсультантПлюс».

6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 №1-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // СПС «Консультант-Плюс».

7. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: (распоряжение Правительства Рос. Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р: по состоянию на 23 сен. 2015 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

8. Приказ Минюста России от 27.12.2016 №311 «Об утверждении Порядка осуществления надзора за осужденными к принудительным работам» // СПС «КонсультантПлюс».

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Наказание в виде принудительных работ в свете международных актов в сфере труда» Агашкова Е. И. и Данелян Р. С.

Для современной уголовной политики характерным является все более широкое введение в законодательство и в правоприменительную практику наказаний, отбытие которых не связано с лишением свободы. К числу таких наказаний, отвечающих требованиям Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, относятся принудительные работы, которые были введены в УК РФ и УИК РФ Федеральным законом от 07.12.2011 г. №420-ФЗ, а применение стало возможным лишь с января 2017 года.

Законодательные новеллы, связанные с конструкцией содержания принудительных работ и порядка их исполнения, требуют научного осмысления, не удивительно, что в науке уголовного и уголовно-исполнительного права чаще стали появляться научные разработки, посвященные законодательной регламентации данного вида уголовного наказания.

Актуальность статьи обуславливается необходимостью поиска оптимальных подходов к совершенствованию норм уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующих отношения в сфере трудовой деятельности осужденных к принудительным работам.

В статье справедливо подчеркивается, что включение в систему уголовных наказаний новых видов наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества способствует наиболее эффективному достижению целей ресоциализации осужденных, назначению судами наиболее справедливого и адекватного наказания подсудимому.

Авторы обращают внимания на противоречия отдельных положений российского законодательства об исполнении уголовного наказания в виде принудительных работ международным нормам в сфере труда, в частности Минимальным стандартным правилам ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) и Конвенции №29 Международной организации труда «Относительно принудительного или обязательного труда», в которых закреплены положения о запрете принудительного труда и исключениях из правил. Демонстрируя неудачные конструкции норм российского законодательства по вопросам исключительного характера принудительных работ, высказывают авторское видение способов преодоления существующих коллизий.

Выводы авторов достаточно аргументированы, работа носит оригинальный характер, отличается новизной и имеет теоретическую и практическую значимость. Выводы и другие положения статьи могут быть использованы в исследовательской работе, а также в образовательной деятельности вузов юридического профиля и в практической деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание в виде принудительных работ.

Статья соответствует предъявляемым требованиям и рекомендуется для опубликования в открытой печати.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры УПД ЮИ ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»

Данелян С. В.

12 Приказ Минюста России от 27.12.2016 №311 «Об утверждении Порядка осуществления надзора за осужденными к принудительным работам» // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.