Научная статья на тему 'Право осужденного на рассмотрение материалов о его освобождении из исправительного учреждения по акту амнистии в установленный срок'

Право осужденного на рассмотрение материалов о его освобождении из исправительного учреждения по акту амнистии в установленный срок Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
243
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЙ / АМНИСТИЯ / ПРАВО ОСУЖДЕННОГО / СРОК РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ О ПРИМЕНЕНИИ АМНИСТИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Селиверстов И. В.

Статья посвящена вопросам правового закрепления и соблюдения на практике сроков и иных требований к порядку принятия решения об освобождении осужденных из исправительных учреждений по акту амнистии. Предлагается сокращение общего срока рассмотрения материалов об освобождении по амнистии с 6 до 3 месяцев. Для отдельных категорий осужденных обосновывается увеличение продолжительности рассмотрения материалов об амнистии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Право осужденного на рассмотрение материалов о его освобождении из исправительного учреждения по акту амнистии в установленный срок»

Право осужденного на рассмотрение материалов о его освобождении из исправительного учреждения по акту амнистии в установленный срок

И.В. СЕЛИВЕРСТОВ - аспирант Современной гуманитарной академии

Статья посвящена вопросам правового закрепления и соблюдения на практике сроков и иных требований к порядку принятия решения об освобождении осужденных из исправительных учреждений по акту амнистии. Предлагается сокращение общего срока рассмотрения материалов об освобождении по амнистии с 6 до 3 месяцев. Для отдельных категорий осужденных обосновывается увеличение продолжительности рассмотрения материалов об амнистии.

Ключевые слова: осужденный; амнистия; право осужденного; срок рассмотрения материалов о применении амнистии.

The right of convict to considerate the materials about his release from the correctional institution according to amnesty within established period

I.V. SELIVERSTOV - ppost graduate student of the Modern Humanitarian Academy

The article is concerned with the question of the time of taking a decision to release a convict from correctional institutions according to amnesty. The reduction of the time for materials’ consideration concerning release according to amnesty from six to three months is proposed. For special categories of the convicts the growing of the time for materials’ consideration according to amnesty is proved.

Key words: a convict; amnesty; convict’s right; the time of materials’ consideration about amnesty application.

Правовой статус лица, подлежащего освобождению из места лишения свободы по акту амнистии, включает в себя ряд основных прав и законных интересов. Наиболее значимым для исследования представляется право осужденного на рассмотрение материалов об его освобождении по акту амнистии в установленный срок. Такой срок согласно большинству постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее

- гД ФС РФ) об объявлении амнистии составляет 6 месяцев. Это связано с тем, что в заявленный период времени администрации исправительного учреждения (далее

- ИУ) необходимо провести комплекс мероприятий: а) по оформлению и представле-

нию прокурору личного дела осужденного;

б) запросу документов, необходимых для установления оснований для освобождения осужденного (сведения об участии в Великой Отечественной войне, о наградах и т.д.); в) обязательному лечению осужденных от социально опасных заболеваний (туберкулез, алкоголизм, наркомания, токсикомания, венерические заболевания); г) своевременному оповещению органов здравоохранения об освобождении из мест лишения свободы лиц, больных туберкулезом, отнесенных к I или II группе диспансерного учета; д) решению вопросов трудового и бытового устройства освобождаемых по амнистии осужденных, их медицинскому обслуживанию; е) направлению инвалидов

и престарелых осужденных, не имеющих родственников, которые могли бы взять их на свое иждивение, в специализированные учреждения социальной защиты.

Данный круг мер по подготовке к применению акта амнистии дополняется требованиями к освобождению от отбывания наказания, установленными в УИК РФ. В их числе: а) проведение воспитательной работы с осужденным в целях подготовки к освобождению, разъяснение ему его прав и обязанностей (ч. 2 ст. 180); б) организация бесплатного проезда к месту жительства, обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда (ч. 1 ст. 181);

в) обеспечение необходимой по сезону одеждой при отсутствии ее и средствами на ее приобретение (ч. 2 ст. 181); г) решение вопроса о выдаче единовременного денежного пособия (ч. 2 ст. 181); д) извещение родственников отдельных категорий освобождающихся осужденных (ч. 4 ст. 181); е) решение вопроса об организации сопровождения отдельных категорий осужденных в случае, если для такого сопровождения не приехали их родственники либо иные лица (ч. 5 ст. 181); ж) решение вопроса о материально-бытовом обеспечении малолетнего ребенка, проживавшего в доме ребенка при ИУ, если его мать освобождается из мест лишения свободы по амнистии.

В постановлениях ГД ФС РФ об объявлении амнистии и в порядке применения актов амнистии на Правительство Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации возлагается обязанность по реализации системы мер, обеспечивающих трудовое и бытовое устройство лиц, освобожденных из ИУ, а также их медицинское обслуживание. Однако как определить, в течение какого срока должен находиться осужденный в местах лишения свободы перед освобождением по амнистии? Между одним и шестью месяцами временной интервал достаточно велик. Освобождение после, например, трех месяцев со дня вступления в силу акта амнистии может быть в отношении одного осужденного расценено как надлежащая реализация его законного интереса на досрочное освобождение по амнистии, а в отношении другого - как грубое нарушение данного законного интереса.

Решением, позволяющим сгладить остроту обозначенной проблемы и гарантировать реализацию законного интереса каждого осужденного, могло бы стать установление дифференцированных сроков

исполнения постановлений ГД ФС РФ об объявлении амнистии. В качестве общего правила следует закрепить, что исполнение акта об амнистии должно осуществляться в 3-месячный срок со дня вступления его в законную силу. Шестимесячный срок исполнения акта об амнистии был установлен еще в советский период развития нашего государства. С тех пор произошли существенные изменения: повысилась правовая грамотность персонала уголовно-исполнительной системы, появились новые средства связи и коммуникаций (электронная почта, глобальная сеть Интернет и т.д.), внедряются эффективные электронные технологии управления. В ближайшие годы Правительство Российской Федерации и все государственные органы обязаны перейти на электронное обслуживание. Все это позволит получать отсутствующие в личном деле осужденного документы либо собирать недостающие сведения в более короткий срок. В этих целях можно использовать информационные возможности УИС, тем более что электронное управление прямого доступа, а именно использование новых информационных технологий для осуществления административной деятельности и электронного взаимодействия между органами исполнительной власти, юридическими лицами и гражданами, входит в число приоритетных задач названного ведомства.

В связи с этим нельзя не согласиться, что в течение 3 месяцев вполне реально провести мероприятия по подготовке к освобождению, трудовому и бытовому обустройству освобожденных лиц.

Далее отметим, что число осужденных, подпадающих под действие актов об амнистии, заметно сократилось. Так, только в результате амнистий 2000 и 2001 гг., по оценке В.В. Лунеева, из мест заключения вышли на свободу около 250 тыс. чел.1 Применительно к последним актам амнистий показатель освобожденных из мест лишения свободы значительно скромнее. К примеру, по акту амнистии, изданному в связи с 65-летием победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., было освобождено по всей России чуть более 70 осужденных, отбывавших лишение свободы в ИУ2. Все это позволяет предположить, что администрация ИУ вполне справится с таким массивом дел в 3-месячный срок.

Однако из предлагаемого нами общего порядка должны быть исключения. Первое из них - это увеличение срока в случаях обязательного лечения осужденных от соци-

ально опасных заболеваний (туберкулеза, алкоголизма, наркомании, токсикомании, венерических заболеваний). Решение об освобождении таких лиц по амнистии должно приниматься после окончания полного курса лечения, даже если он заканчивается после трех месяцев со дня вступления акта об амнистии в законную силу. В этом случае приоритет принадлежит институтам общественной безопасности, правам и интересам других лиц, которых неизлечившийся осужденный может поставить в опасность заражения.

Следует предусмотреть также возможность принятия решения об освобождении осужденного за пределами 3-месячного срока, если это требуется: а) для окончания полного курса общего образования; б) получения профессионального образования или профессиональной подготовки; в) лечения по показаниям, угрожающим жизни осужденного. Рассмотрим данные основания подробнее.

В соответствии со ст. 112 УИК РФ каждый осужденный, не достигший возраста 30 лет, обязан получить общее среднее образование. Лица старше 30 лет получают общее среднее образование по желанию. Как свидетельствуют результаты специальной переписи осужденных 2009 г., 37,7% из них не имеют среднего общего образования, среди несовершеннолетних этот показатель составляет 92,1%. С целью обучения осужденных в ИУ функционируют 309 вечерних общеобразовательных школ и 482 учебноконсультационных пункта, в которых получают образование 92,3 тыс. чел.3 Возможна ситуация, когда за месяц или несколько дней до сдачи последнего экзамена осужденного необходимо освобождать от отбывания наказания по амнистии.

В соответствии со ст. 108 УИК РФ в ИУ организуется профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных. Основными формами при этом являются обучение в профессионально-технических училищах (центрах, колледжах) ИУ и задействованность на производстве, бригадный метод. Как показала специальная перепись осужденных 2009 г., среди поступающих в места лишения свободы более половины лиц (52,9%) не учились и не работали до осуждения, из них 49,7% вели паразитический образ жизни, не имея трудовых навыков. Поэтому получение профессии является актуальным в условиях мест лишения свободы. Для этого в исправительных учреждениях функционирует 334 профессионально-технических училища и 152 их филиала. В

2007/2008 уч. г. в профессионально-технических училищах и их филиалах обучалось 92,4 тыс. осужденных, непосредственно на производстве осваивали профессии 39,5 тыс. чел.4 Необходимо отметить, что часть осужденных в училищах получает вторую и последующие профессии, востребованные на рынке труда. Особенно это актуально накануне освобождения, когда человек не уверен, что по имеющейся специальности сможет найти работу на свободе.

Принятие решения об освобождении по амнистии, например, перед сдачей квалификационных экзаменов по полученной специальности не отвечает ни интересам государства, затратившего средства на обучение осужденного, ни интересам самого осужденного, усилия которого по овладению профессией не получают должного оформления. Самое главное, такое положение дел не отвечает интересам социальной реабилитации осужденных, снижает их способность к возвращению к законопослушному образу жизни.

В отношении получения основного общего и среднего полного общего образования осужденными, подлежащими освобождению от отбывания наказания из ИУ, совместным приказом Минюста и Минобрнауки России от 27.03.2006 г. № 61/70 предусматривается возможность досрочной государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-12 классов за 3 месяца до ее начала. Однако необходимо решение, которое затрагивало бы все категории осужденных, в первую очередь тех, кто освобождается по акту амнистии.

Как нам представляется, следует нормативно закрепить правило о том, что в случаях, когда осужденный заканчивает курс обучения в общеобразовательном или профессиональном учреждении, решение о применении к нему акта амнистии может быть вынесено после окончания обучения, но не позднее 6 месяцев со дня вступления акта амнистии в законную силу.

В уголовно-исполнительной системе создана ведомственная медицинская структура. При всех своих недостатках, обусловивших возвращение к дискуссии о передаче ее в систему общего здравоохранения России5, в целом она выполняет поставленные перед ней задачи6. В уголовно-исполнительной системе функционирует более 1000 медицинских частей, 69 лечебных ИУ, 131 больница, где медицинскую помощь осужденным оказывают 7,5 тыс. врачей и около 13 тыс. чел. среднего медицинского персонала.

Осужденные к лишению свободы по состоянию здоровья представляют собой одну из самых неблагополучных социальных групп. Могут иметь место ситуации, когда осужденному накануне освобождения по амнистии требуется срочная операция или иное лечение, в том числе специализированное, по показаниям, угрожающим жизни и здоровью. За пределами ИУ освобожденный не сразу сможет получить квалифицированную медицинскую помощь: для этого необходимо иметь полис обязательного медицинского страхования и желательно постоянную регистрацию по избранному месту жительства. Будет упущено время, столь необходимое для успешного оперативного лечения. А что делать, если лицо, подлежащее освобождению по амнистии, временно нетранспортабельно по медицинским показаниям, например после тяжелой операции?

Возможны два пути решения обозначенной проблемы. Один зафиксирован в ведомственных нормативных актах, регламентирующих организацию исполнения актов амнистии, - это передача амнистированных лиц, находящихся к моменту освобождения из ИУ на стационарном лечении, для дальнейшего прохождения курса в местные больницы7. Именно этот путь считает перспективным Е.А. Сизая, которая предлагает в уголовно-исполнительном законодательстве закрепить следующую норму: «освобождающиеся больные лица, которые нуждаются в госпитализации по направлению администрации ИУ, помещаются в специализированные медицинские стационары, а соответствующие медицинские службы обязаны

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Лунеев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. М., 2005. С. 833.

2 См.: Домой ко Дню Победы: Материалы пресс-службы ФСИН России по Республике Марий Эл.

3 См.: О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: Доклад на Президиуме Государственного совета Российской Федерации. Вологда, 2009. С. 35-36.

4 См.: Там же. С. 34.

5 См.: Датий А.В. Актуальность создания медико-санитарных частей территориальных органов УИС в процессе реформирования медико-санитарной службы // Реформирование уголовно-исполнительной системы. Проблемы медико-социальной адаптации лиц, отбывающих наказания и освобождающихся из мест лишения свободы: Материалы междунар. практ. конф. М., 2010. С. 15.

6 Аналогичные трудности испытывает пенитенциарная медицина и в других, в том числе европейских, государствах (см.: Здравоохранение в тюрьмах: реализация права на здоровье. Международная тюремная реформа (PRI), 2007. № 2).

7 См.: Приказ МВД России от 26.01.1998 г № 58 «Об организации исполнения акта амнистии». П. 2.5.

8 Сизая Е.А. Принципы исполнения уголовных наказаний: теоретико-методологические основы, реализация, эффективность. Рязань, 2009. С. 242.

9 Комментарий к международным правовым актам и стандартам обращения с осужденными. Хельсинки; СПб.; Псков, 2009. С. 60.

принять в стационары для лечения таких лиц»8.

Второй путь обозначен в международных стандартах обращения с осужденными. В них установлено, что «если, по мнению сотрудника медицинской службы, заключенный в день истечения срока его наказания страдает острым заболеванием, начальник тюрьмы разрешает заключенному остаться в тюрьме до тех пор, пока сотрудник не сочтет его здоровым с медицинской точки зрения или не будут приняты альтернативные меры для ухода за заключенным. Если заключенный способен сделать письменное заявление о том, чтобы остаться в тюрьме, начальник тюрьмы разрешает заключенному остаться только при предъявлении письменного заявления»9.

Представляется, что в данном случае стремиться нужно к реализации обеих возможностей. Если есть объективные условия для оказания медицинской помощи освобождаемому по амнистии в районе места дислокации колонии, то следует осужденного освободить и переместить для лечения в лечебное учреждение органов здравоохранения. Если таковых нет либо осужденный нетраспортабелен по медицинским показаниям, то следует учесть приведенные выше положения международных стандартов и долечивать осужденного в лечебном учреж-денияи ИУ. Для данных случаев необходимо исключение из общего 3-месячного срока рассмотрения материалов о применении амнистии - в таких обстоятельствах он может быть продлен до 6 мес.

1 Sm.: Luneev V.V. Prestupnost’ XX veka: mirovye, regional’nye i rossijskie tendencii. M., 2005. S. 833.

2 Sm.: Domoj ko Dnju Pobedy: Materialy press-sluzhby FSIN Rossii po Respublike Marij Jel.

3 Sm.: O sostojanii ugolovno-ispolnitel’noj sistemy Rossijskoj Federacii: Doklad na Prezidiume Gosudarstvennogo soveta Rossijskoj Federacii. Vologda, 2009. S. 35-36.

4 Sm.: Tam zhe. S. 34.

5 Sm.: Datij A.V. Aktual’nost’ sozdanija mediko-sanitarnyh chastej territorial’nyh organov UIS v processe reformirovanija mediko-sanitarnoj sluzhby // Reformirovanie ugolovno-ispolnitel’noj sistemy. Problemy mediko-social’noj adaptacii lic, otbyvajuwih nakazanija i osvobozhdajuwihsja iz mest lishenija svobody: Materialy mezhdunar. prakt. konf. M., 2010. S. 15.

6 Analogichnye trudnosti ispytyvaet penitenciarnaja medicina i v drugih, v tom chisle evropejskih, gosudarstvah (sm.: Zdravoohranenie v tjur’mah: realizacija prava na zdorov’e. Mezhdunarodnaja tjuremnaja reforma (PRI), 2007. № 2).

7 Sm.: Prikaz MVD Rossii ot 26.01.1998 g. № 58 «Ob organizacii ispolnenija akta amnistii». P 2.5.

8 Sizaja E.A. Principy ispolnenija ugolovnyh nakazanij: teoretiko-metodologicheskie osnovy, realizacija, jeffektivnost’. Rjazan’, 2009. S. 242.

9 Kommentarij k mezhdunarodnym pravovym aktam i

standartam obrawenija s osuzhdennymi. Hel’sinki; SPb.; Pskov, 2009. S. 60. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.