Научная статья на тему 'Внесудебное освобождение от отбывания уголовного наказания'

Внесудебное освобождение от отбывания уголовного наказания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
159
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АМНИСТИЯ / ПОМИЛОВАНИЕ / ВНЕСУДЕБНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕОТ ОТБЫВАНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ / ОСУЖДЕННЫЙ / НЕ НУЖДАЮЩИЙСЯ В ПОЛНОМ ОТБЫВАНИИ НАЗНАЧЕННОГО СУДОМ НАКАЗАНИЯ / AMNESTY / PARDON / EXTRAJUDICIAL RELEASE FROMSERVING A CRIMINAL SENTENCE / PRISONER THAT DOES NOT REQUIRE FULL SERVING OF THE SENTENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стрелков Дмитрий Олегович

в статье рассматривается институт внесудебного освобождения от отбывания наказания, анализируется законодательство, регулирующее вопросы применения амнистии и помилования. Автор обосновывает внесение в законодательство изменений, способствующих унификации практики признания осужденного не нуждающимся в полном отбывании назначенного судом наказания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стрелков Дмитрий Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRAJUDICIAL RELEASE FROM SERVINGA CRIMINALPUNISHMENT

The article considers non-judicial institution of exemption frompunishment, analyzes law governing of the application of amnesties and pardons. The author proves legislative changes to facilitate harmonization of practices of recognition of the prisoner that does not need a full serving of the sentence.

Текст научной работы на тему «Внесудебное освобождение от отбывания уголовного наказания»

Уголовно-исполнительное право

УДК 343 D.O. STRELKOV

ББК 67.408.031 С84

EXTRAJUDICIAL RELEASE FROM SERVING A CRIMINAL PUNISHMENT

Аннотация: в статье рассматривается институт внесудебногоосвобожденияот отбывания наказания, анализируется законодательство регулирующеевоп-росы применения амнистии и помилования. Автор обосновывает внесение в законодательство изменений, способствующихунификации практики признания осужденного не нуждающимся в полном отбывании назначенного судом наказания.

Ключевые слова: амнистия, помилование, внесудебное освобождение от отбывания уголовного наказания, осужденный, не нуждающийся в полном отбывании назначенного судом наказания.

ДМИТРИЙ

ОЛЕГОВИЧ

СТРЕЛКОВ*

ВНЕСУДЕБНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ

Annotation'. The article considers non-judicial institution of exemption from punishment, analyzes law governing of the application of amnesties and pardons. The author proves legislative changes to facilitate harmonization of practices of recognition of the prisoner that does not need a full serving of the sentence.

Key words amnesty, pardon, extrajudicial release from serving a criminal sentence, prisoner that does not require full serving of the sentence.

Изучение юридической природы амнистии и помилования позволяет сделать вывод о том, что данные правовые институты являются межотраслевыми (рассматриваются уголовным, уголовно-исполнительным, административным правом и криминологией). Эти формы внесудебногоос-вобождения от отбывания уголовного наказания выражаются в поощрении осужденного за полное раскаяние в совершенном преступлении и образцовое поведение, отношение к труду и учебе во время отбывания наказания и после освобождения от его дальнейшего отбывания, а также в способствовании профилактике совершения амнистированными и помилованными осужденными повторных преступлений.

Анализ законодательства, практики применения амнистии и помилования в истории России показывает, что в начале XXI в. нормативная база, регулирующая рассматриваемые вопросы, претерпела значительные изменения. Приняты новые нормативные акты на уровне Президента РФ и Законодательного Собрания РФ. Среди них Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (в редакции указов Президента РФ от 16 марта 2007 г. и 19 мая 2009 г.). Этими указами было утверждено и скорректировано Положение о порядке рассмотрения ходатайств по помилованию в Российской Федерации (далее - Положение), что позволило максимально усовершенствовать механизм реализации конституционных полномочий Президента РФ по осуществлению помилования, обес-

* Инспектор-дежурный по жилой зоне отдела безопасности ФБУ ИК-2 (УФСИН России по Рязанской области).

E-mail: [email protected].

печения участия органов государственной власти и общественности при рассмотрении вопросов помилования. При этом Указом Президента РФ от 19 мая 2009 г. установлены новые сокращенные сроки прохождения материалов помиловании. С началом применения данной процедуры качество подготовки ходатайств о помиловании осужденных улучшилось. Стало возможным проведение, например в Рязанской области, выездных заседаний комиссий по помилованию в колониях с участием заинтересованных в помиловании осужденных. Новый порядок рассмотрения дел о помиловании осужденных повысил обоснованность и качество принимаемых комиссией решений.

Обращает на себя внимание тот факт, что данный этап осуществления помилования рассчитан на деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания в системе Минюста России. В Положении остались неурегулированными вопросы исполнения наказаний и помилования в отношении военнослужащих. В связи с этим необходимо разработать и включить в Положение о помиловании в Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 12 декабря 2001 г., процедуру и механизм помилования военнослужащих, материалы дел которых целесообразно рассматривать на специальной комиссии по помилованию при министре обороны, с последующим докладом Президенту РФ.

Мы поддерживаем мнение Уполномоченного по правам человека в РФ В.П. Лукина об отсутствии у правоприменителей четких критериев и единообразного подхода к признанию осужденного не нуждающимся в полном отбывании наказания при досрочном освобождении из мест лишения свободы, что снижает эффективность институтов условно-досрочного освобождения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, в том числе помилования. Так, если во многих государствах мира условно-досрочно освобождаются до 90 % осужденных, то в России -не менее 50 %. Ведущим аналитиком Минюста России В.И. Радченко было высказано предложение об изъятии из компетенции судов решения этого вопроса, так как судебный аппарат в большинстве случаев отказывает в условно-досрочном освобождении.

В связи с изложенным представляется, что для обоснованного признания правоприменителями осужденного не нуждающимся в полном отбывании назначенного судом наказания при условно-досрочном освобождении, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, амнистии и помиловании необходимо выработать новые критерии (основания) досрочного освобождения указанной категории осужденных и внести соответствующие изменения в ст. 12 Положения о помиловании в РФ, а также в уголовное (ст. 79, 175 УК РФ) и уголовно-исполнительное законодательство (ст. 113 УИК РФ). Такие законодательные новации не только унифицируют правоприменительную практику в рассматриваемой области, но и позволят улучшить оперативную обстановку с учетом новых условий исполнения лишения свободы - в тюрьмах при камерном содержании, где совершенно иной, в отличие от исправительных колоний, уровень изоляции и иные особенности применения средств исправления к осужденным.

Ресоциализация лиц, отбывших наказание, -это важнейшая проблема государственного уровня. В связи с этим особое значение имеют подготовка и внедрение в практическую деятельность Концепции социально-реабилитационной и контролирующейдеятельности в отношении условно осужденных, условно-досрочно освобожденных, в том числе по актам амнистии и помилования в целях недопущения рецидива преступлений с их стороны.

Также целесообразно внедрение в деятельность уголовно-исполнительной системы элементов зарубежного опыта (Беларуси, США, Франции, Голландии) в вопросах условно-досрочного освобождения, освобождения по актам амнистии и помилования. Это положительно повлияет на эффективность исполнения наказаний в местах лишения свободы.

Подводя итог, можно констатировать, что внесение в законодательство предложенных новаций существенно поможет в совершенствовании правового регулирования института внесудебного освобождения от отбывания наказания в процессе реформирования уголовно-исполнительной системы России.

Уголовно-исполнительное право

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.