о
í
о §
ГО &
О
I
CD
í ГО
со
г
го í
i
CD
Í О
!
О
о
£
УДК 343.265 ББК 67.408.032 С84
D.O. STRELKOV*
PECULIARITIES OF THE USE OF EXTRAJUDICIAL RELEASE FROM SERVING OF PUNISHMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION IN RELATION
TO FOREIGN CITIZENS
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы внесудебного освобождения от отбывания уголовного наказания в Российской Федерации иностранных граждан, предлагается измененный порядок обращения иностранцев с ходатайством о помиловании, а также вносятся конкретные предложения по оптимизации российского уголовного законодательства в сфере применения амнистии и помилования в отношении иностранного гражданина.
Ключевые слова: уголовное наказание, иностранные граждане, преступление, помилование.
ДМИТРИИ ОЛЕГОВИЧ СТРЕЛКОВ*
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ВНЕСУДЕБНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
Annotation: in the article the problems of extrajudicial release from serving of punishment in the Russian Federation of foreign citizens are dealt, the new procedure for the treatment of foreigners with clemency is suggested and specific proposals of optimization of the Russian criminal legislation in the sphere of application of the Amnesty are discussed in relation to the foreign citizen.
Key words: foreign citizens, clemency, criminal penalty.
На сегодняшний день в России сложилась непростая криминогенная обстановка в среде иностранных граждан, нелегальных мигрантов, беженцев и переселенцев, в особенности из стран ближнего зарубежья, среднеазиатского и кавказского регионов, значительным количеством которых совершается большое число тяжких и особо тяжких преступлений. Указанная категория лиц после осуждения к лишению свободы также сильно осложняет оперативную обстановку в исправительных учреждениях. Там ими создаются неформальные группировки отрицательной направленности, основанные по принципу землячества, не желающие соблюдать установленный порядок отбывания наказания в учреждении. Такие осужденные часто употребляют наркотические вещества, совершают различные правонарушения, налаживают каналы поставки в учреждение запрещенных предметов, совершают преступления, оказывают неповиновение представителям администрации, подстрекают других осужденных к массовым акциям неповиновения и всяческим образом пытаются дестабилизировать обстановку в учреждении.
В ходе проведения переписи спецконтингента в 2009 г. выяснилось, что иностранные граждане среди общего количества осужденных за преступления против личности составляют в среднем 2,6 %. Осуждены они, главным образом, за похищение человека и незаконное лишение свободы (ст. 126 и 127 УК РФ), изнасилование и насильственные действия сексуального характера (ст. 131 и 132 УК РФ), а также
* Соискатель
(УФСИН России по Рязанской области) E-mail: [email protected].
торговлю наркотиками. На долю лиц без гражданства приходится 0,5 % от общей массы осужденных1 .
Считаем, что к условиям российской пенитенциарной практики можно адаптировать такую особенность тюремной системы некоторых стран Западной Европы и Китая, как введение дополнительно административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих постоянного места жительства в Российской Федерации, за совершение ими преступлений, отрицательное поведение в процессе отбывания наказания на территории Российской Федерации, а также лиц, взятых под административный надзор, о чем внести соответствующее дополнение в п. 5 ст. 10 «Основы правового положения осужденных» УИК РФ и в КоАП РФ, а также в соответствующие международные договоры. Данное предложение можно также принять на основании принципа взаимности о передаче осужденных для дальнейшего отбывания наказания или отбывших уголовное наказание из страны, где лицо было осуждено, в страну, чьим гражданином оно является2.
В такой ситуации еще большее значение приобретает мнение администрации исправительного учреждения, которая в силу своих обязанностей всесторонне и наиболее полно может оценить поведение осужденного иностранного гражданина или лица без гражданства и принять решение (выступить с инициативой) об административном наказании и отправлении на этот счет представления во ФСИН России о нежелательности пребывания (проживания) осужденного иностранного гражданина на территории Российской Федерации. Вся последующая работа по депортации этого осужденного должна была бы осуществляться во взаимодействии с УФМС России на основании соответствующего судебного решения.
По нашему мнению, при реализации амнистии и помилования, а также по отбытии срока наказания в отношении иностранного гражданина, не имеющего постоянного места жительства на территории Российской Федерации, целесообразно применение п. 11 постановления Пленума Верховного Суда от 21 апреля 2009 г., по которому, наряду с другими сведениями, характеризующими осужденного, подлежат оценке данные, свидетельствующие о наличии либо отсутствии со стороны осужденного или иностранного государства гарантий исполнения приговора в части гражданского иска, достигнуто-
го соглашением о передаче осужденного на условиях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, или на основе принципа взаимности для осуществления контроля за поведением осужденного и возможности возложения на него дополнительных обязанностей, подлежащих исполнению в период условно-досрочного освобождения, освобождения по амнистии и помилованию, на территории иностранного государства, о чем внести дополнение в Положение о комиссиях по помилованию в Российской Федерации.
Кроме того, мы считаем, что в сложившейся ситуации целесообразно принятие такой правовой нормы, которая давала бы возможность на основании двухстороннего международного договора или принципа взаимности направлять иностранцев, осужденных в России, для отбытия наказания в иностранное государство при условии, что соответствующее учреждение этого государства согласилось признать и выполнить принятое в России решение об амнистии или помиловании. И наоборот, лиц, имеющих российское гражданство и осужденных судом иностранного государства, передавать для отбытия наказания в Россию при условии, что соответствующее учреждение Российской Федерации также согласилось признать и выполнить принятое в иностранном государстве решение об амнистии или помиловании.
Нельзя не отметить следующую особенность. Большинство осужденных (55,7 % в среднем по России и 60 % по Рязанской области) подают ходатайства о помиловании, не отбыв половины срока назначенного судом наказания. В соответствии с целями уголовного наказания следовало бы ограничить некоторые аспекты подачи ходатайств о помиловании осужденными, в том числе иностранными гражданами, совершившими тяжкие и особо тяжкие преступления. В связи с этим предлагаем внести дополнение в п. «а» ч. 2 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации и изложить его в следующей редакции:
«Подача ходатайств о помиловании возможна в отношении лиц, осужденных судами Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации, а также в отношении лиц, осужденных судами иностранных государств, отбывающих наказание на территории Российской Федерации, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, а
§
CD О
!
CD
С CD
5 Ш
2
Со Ш
С CD
I
С
О ■§
ш §
CD
С CD
Q)
I
Q)
5
ГО
6
0
I
CD
1 ГО
со
S
го I
<D
l
<D
I
О
<D £
также в отношении лиц, совершивших тяжкие преступления, при наличии исключительных обстоятельств, после фактического отбытия ими не менее 1/3 срока наказания, назначенного по приговору суда, а в отношении лиц, совершивших особо тяжкие преступления, при наличии исключительных обстоятельств, после фактического отбытия ими не менее 1/2 срока наказания, назначенного по приговору суда»3.
Считаем, что с учетом поступления с мест большого количества ходатайств осужденных о помиловании в адрес Президента РФ необходимо установление максимального срока рассмотрения ходатайств о помиловании от исправительного учреждения до Президента РФ в 180 дней (6 месяцев), о чем в Указ Президента РФ от 19 мая 2009 г. внести соответствующее изменение.
В научных кругах существует твердое мнение о необходимости законодательного закрепления расширения круга лиц, наделенных возможностью подавать ходатайства о помиловании, кроме самого осужденного. Представляется, что данное решение должно найти свое отражение в законе, в частности, предлагаем изложить ст. 176 УИК РФ в следующей редакции.
Статья 176. Порядок обращения с ходатайством о помиловании.
1. Осужденный, а также с его письменного согласия адвокат, законный представитель, близкие родственники осужденного (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, родные братья, сестры, дедушка и бабушка), трудовые и общественные коллективы, а в тех случаях, когда помилование осуществляется в отношении иностранных граждан и соответствующее ходатайство может исходить от органов государственной власти или управления иностран-
ного государства, вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с ходатайством о помиловании. Данные ходатайства подаются через администрацию исправительного учреждения или органа, исполняющего наказание, которая вместе с ходатайством направляет в территориальный орган УИС в субъекте Российской Федерации мотивированное заключение о целесообразности или нецелесообразности помилования.
2. В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденного повторное направление им (или иными лицами) ходатайства о помиловании допускается не ранее чем через год, а осужденными к пожизненному лишению свободы - не ранее чем через три года, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилова-ния4.
В определенных случаях целесообразно учитывать мнение потерпевшего и его родственников о возможности применения помилования к иностранному лицу, совершившему в отношении их преступное деяние. Формой обращения осужденного к лицу, потерпевшему от преступления, может быть извинительное письмо.
Полагаем, что отдельные новации в отношении иностранных граждан, предназначенные для внесения их в ст. 12 Положения по вопросам помилования в Российской Федерации, не только унифицируют правоприменительную практику в сфере внесудебного освобождения от отбывания уголовного наказания, но и позволят укрепить общественный порядок в стране и оперативную обстановку в исправительных учреждениях Российской Федерации.
Список использованной литературы
1 См.: Голоднюк М. Н., Зубкова В. И. Сборник по материалам специальной переписи спецконтингента 2009 г. 2011. № 10. С. 8.
2 См.: Жабский В. А. Наказание по уголовному законодательству зарубежных стран: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Рязань, 2011. С. 26.
3 Кавелина О. Г. Институт помилования: криминологические и уголовно-правовые аспекты: монография. М., 2011. С. 146.
4 См.: Саженков Ю. В., Селиверстов В. И. Правовые проблемы помилования в России: монография. М., 2008. С. 124.
Статья рекомендована к опубликованию научно-экспертным советом академии, протокол от 24 января 2014 г. № 1.