Научная статья на тему 'ПРАВО О РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ'

ПРАВО О РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / СЕКТОР / ПРЕДПРИЯТИЕ / ТОВАР / РАБОТЫ / УСЛУГИ / ПРОДУКЦИЯ / БИЗНЕС / БЕЗОПАСНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРАВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЮРИСТ / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каменков В.С.

Рассматриваются вопросы, касающиеся влияния права на экономические отношения. Основное внимание обращается на реальный сектор экономики . В предлагаемом научном исследовании рассматриваются объективные начала и предпосылки для нового понимания необходимости комплексного правового регулирования реального сектора экономики. Обосновывается его отсутствие и отрицательное влияние этого факта на развитие отраслей экономики, а также его научная новизна, практическая значимость. Применительно к потребностям права раскрывается понятие «реальная экономика». Представлен подробный анализ нормативных правовых актов, относящихся к теме научной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RIGHT ABOUT THE REAL ECONOMY

The article discusses issues related to the impact of law on economic relations. The main focus is on the real sector of the economy. This article discusses the objective principles and prerequisites for a new understanding of the need for comprehensive legal regulation of the real sector of the economy. It justifies its absence and the negative impact of this fact on the development of economic sectors, as well as its scientific novelty and practical significance. In relation to the needs of law, the concept of “real economy” is revealed.A detailed analysis of regulatory legal acts related to the topic of scientific work is presented.

Текст научной работы на тему «ПРАВО О РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

УДК 346

ПРАВО О РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

д-р юрид. наук, проф. В.С. КАМЕНКОВ (Белорусский государственный университет, Минск)

Рассматриваются вопросы, касающиеся влияния права на экономические отношения. Основное внимание обращается на реальный сектор экономики. В предлагаемом научном исследовании рассматриваются объективные начала и предпосылки для нового понимания необходимости комплексного правового регулирования реального сектора экономики. Обосновывается его отсутствие и отрицательное влияние этого факта на развитие отраслей экономики, а также его научная новизна, практическая значимость. Применительно к потребностям права раскрывается понятие «реальная экономика». Представлен подробный анализ нормативных правовых актов, относящихся к теме научной работы.

Ключевые слова: экономика, сектор, предприятие, товар, работы, услуги, продукция, бизнес, безопасность, управление, право, регулирование, юрист, общество, государство.

Введение. О месте и роли реального сектора экономики часто говорится на самых высоких уровнях государств. Однако эта экономическая категория нередко упоминается лишь в политическом контексте. Например, проблема реального сектора экономики упоминалась и на последнем совещании у Главы государства 26 ноября текущего года, когда заслушивался доклад Правительства, Национального банка, облисполкомов и Минского горисполкома об оценке итогов 2018 года и проектах прогнозных документов социально-экономического развития страны на 2019 год [1].

Рассмотрим правовое регулирование дефиниции «реальная экономика». Выясним, насколько это понятие эффективно или в нем нет необходимости.

Некоторые исследователи утверждают, что «... большую роль в обеспечении успешного функционирования предприятий реального сектора экономики играет правовое регулирование их организации и деятельности. Однако в законодательстве этим вопросам не уделяется должного внимания, в нем отсутствует даже определение понятия реального сектора экономики» [2].

Надо понимать, что автор имеет в виду не общее, декларативное, а конкретное и системное правовое регулирование организации и деятельности предприятий реального сектора экономики. Более того, можно утверждать, что успешность функционирования организаций реального сектора экономики во многом зависит от состояния правового регулирования их хозяйственной деятельности, так как правовое регулирование в этой сфере означает воздействие с помощью правовых норм на экономические процессы для получения нужных показателей, достижения нужной степени удовлетворения потребностей. Правовые и рыночные регуляторы вполне здесь совместимы.

Основная часть. В последние годы и экономические суды Республики Беларусь стали уделять пристальное внимание реальному сектору экономики, в их решениях по конкретным делам все чаще подчеркивается принадлежность конкретного субъекта к реальному сектору [3].

Однако нельзя утверждать, что в Беларуси есть большое количество научных исследований, посвященных правовому регулированию проблем реального сектора экономики как обобщающего понятия.

Попытаемся прокомментировать и разобраться в смысле слов понятия «реальный сектор экономики» и что они означают.

Формально смысл выражения «реальный сектор экономики» раскрывается только для обучающихся магистрантов или будущих магистров управления в секторе реальной экономики - это совокупность отраслей экономики, производящих материальные и нематериальные товары и услуги, за исключением финансово-кредитных и биржевых операций, которые относятся к финансовому сектору экономики1.

Однако такое определение (словосочетание), если и подходит для студенческой аудитории, но никак не может претендовать на отражение сути понятия «реальный сектор экономики».

В словаре российских авторов на пять лет раньше было приведено практически тождественное определение: «.реальный сектор экономики - отрасли экономики, производящие материально-вещественный продукт, нематериальные формы богатства и услуги, за исключением операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, не относимых к данному сектору» [4].

1 Об утверждении образовательного стандарта высшего образования II ступени : постановление М-ва образования Респ. Беларусь от 15.09.2016 № 90 (ред. от 24.07.2017) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.08.2017, 8/32267.

Реальный сектор экономики оказывает решающее влияние на всю жизнь человека, трудовых коллективов, экономики, социальной жизни, государства и общества в целом. К числу стратегических категорий, используемых в реальном секторе экономики, относятся, в частности, валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), структура ВВП по видам экономической деятельности и иные.

Экономическая наука условно и действительно разделяет любую экономическую систему на два крупных сектора: реальный и финансовый. При этом к реальному сектору экономики относят все ее отрасли, производящие товары, материальную и нематериальную продукцию. То есть к нему причисляют не только систему материального производства, но и сферу услуг, науки и торговли. Исключение составляют финансовые, кредитные и биржевые операции, относящиеся к финансовому сектору экономики.

В реальном секторе экономики осуществляется производство, распределение, реализация и потребление разнообразных товаров и услуг, а в финансовом - исключительно денежные взаимоотношения экономических субъектов, формирующие спрос и предложение.

Представляется, что правовое регулирование здесь имеет место. Например, в качестве одной из основных задач Комитета государственного контроля Республики Беларусь выступает выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности, развития реального сектора экономики2. Реальный сектор экономики упоминается и в таких программных законодательных актах, как: Закон о государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь3, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь4, Закон об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь5, Закон об основах деятельности по профилактике правонарушений6 и иных.

Однако складывается впечатление, что даже на таком высоком уровне правовых актов происходит только констатация каких-либо фактов и не просматривается системный механизм правового регулирования. Полагаем, что более глубокий анализ этих и иных актов законодательства, практика их применения, а также научная дискуссия будут способствовать более объективному ответу на возникающие вопросы.

Итак, в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь4 утверждается, что лишь в кредитно-финансовой сфере проблемы связаны с ухудшением финансового состояния реального сектора экономики (п. 20), а также, что одной из основных потенциальных либо реально существующих угроз национальной безопасности является отставание в темпах перехода экономики к передовым технологическим укладам от других государств, деградация технологической структуры реального сектора экономики (п. 27).

В Положении о Комитете государственного контроля Республики Беларусь2 только очерчена одна из задач этого государственного органа.

В Законе о государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь3 установлено, что развитие реального сектора экономики должно отражаться в каждой программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (пять лет).

И только в Законе об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь5 реализован почти системный подход к понятию «реальный сектор экономики». В данном Законе определяется, что внутренняя политика Республики Беларусь реализуется в таких основных сферах, как экономика, включая институциональные преобразования, бюджетно-финансовую, налоговую, денежно-кредитную и валютную политики, развитие реального сектора экономики, таможенную политику, политику в сфере инвестиций, инновационную деятельность, атакже указаны основные направления в сфере развития реального сектора экономики:

- создание условий для эффективного использования национального научного и производственно-технического потенциала и ресурсов;

- создание условий для ускоренного развития приоритетных конкурентоспособных экспорто-ориентированных и импортозамещающих производств;

- создание условий для реконструкции и модернизации инфраструктуры транспортных систем и коммуникаций с учетом потребностей общества и национальной экономики, развития региональных транспортно-коммуникационных систем и другие.

2 О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь (вместе с Положением о Комитете государственного контроля Республики Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь от 27.11.2008 № 647 (ред. от 24.07.2018) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2018, 1/17834.

3 О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь от 05.05.1998 № 157-З // Ведамасщ Нацыянальнага сходу Рэспублш Беларусь. - 1998. - № 20. - ст. 222.

4 Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь от 09.11.2010 № 575 (ред. от 24.01.2014) // Указ Президента Респ. Беларусь от 24.01.2014 № 49 (ред. от 28.02.2018) // Национальный правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 30.01.2014, 1/14788.

5 Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь от 14.11.2005 № 60-З (ред. от 04.06.2015) // Национальный правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 10.06.2015, 2/2273.

6 Об основах деятельности по профилактике правонарушений : Закон Респ. Беларусь от 04.01.2014 № 122-З (ред. от 09.01.2018) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.01.2018, 2/2529.

Однако анализ приведенного перечня вызывает несколько вопросов: не совсем понятно, зачем здесь дается исчерпывающий перечень этих направлений? почему даже не упоминаются правовые возможности в целях развития реального сектора экономики?

Так, на наш взгляд, приведенный перечень можно дополнить как минимум такими направлениями:

- развитие системы государственного и негосударственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики;

- совершенствование правового регулирования по созданию оптимальных условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития;

- разработка системы обеспечения безопасности экономической деятельности, в том числе повышение привлекательности белорусской юрисдикции для инвесторов при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной деятельности;

- законодательное закрепление системы мер по управлению дебиторской задолженностью, совершенствование комплекса мер борьбы с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой;

- улучшение правового регулирования и развитие рынков новой высокотехнологичной продукции;

- уменьшение рисков ведения предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, связанных с возможностью использования формальных поводов для ее остановки, а также недопущение избирательного правоприменения в отношении субъектов хозяйствования;

- развитие системы общего и профессионального, непрерывного образования, национальной системы квалификаций на основе современных научных и технологических достижений.

Однако такого фрагментарного подхода к правовому регулированию реального сектора экономики, на наш взгляд, явно недостаточно.

Можно оппонировать этому тезису тем, что имеется еще правовое регулирование конкретных видов деятельности: архитектурной, градостроительной и строительной деятельности , транспортно-

экспедиционной деятельности8, инновационной деятельности9, дорожной деятельности10, внешнеторговой 11 12 деятельности , научной деятельности и т.д.

Имеется также большое количество законодательных актов, регулирующих производство различных товаров и услуг13 и т.д.

Но, во-первых, в действующем законодательстве нет ответа на вопрос, какие отрасли экономики относятся к реальному сектору. И здесь нужен не просто случайный перечень этих отраслей или видов деятельности. Необходим набор критериев, объективно определяющих, какие из них и по каким признакам относятся к реальному сектору экономики.

Одним из таких критериев может выступать доля конкретной отрасли в формировании ВВП. Например, по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь доля сельского, лесного и рыбного хозяйства в ВВП нашей страны сократилась с 8,1% в 2009 году до 6,9% в 2016 году. Сократились в структуре ВВП также доли строительства с 9 до 5,7%. Но выросли доли оптовой и розничной торговли, транспортной деятельности, информации и связи, образования [5].

Необходимо отметить, что нет правовой согласованности между структурой ВВП по видам экономической деятельности и структурой отраслей реальной экономики.

Во-вторых, разве требуются межотраслевые, единые принципы и правила правового регулирования даже приведенных видов частно-публичной и публично-частной деятельности. Ведь гражданско-правовые начала юридического равенства и диспозитивный гражданско-правовой метод регулирования ко многим перечисленным видам деятельности не применимы вообще или применимы ограниченно. Да и не могут

7 Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь : Закон Респ. Беларусь от 05.07.2004 № 300-3 (ред. от 18.07.2016) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.07.2016, 2/2400.

8 О транспортно-экспедиционной деятельности : Закон Респ. Беларусь от 13.06.2006 № 124-3 (ред. от 13.07.2016) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.07.2016, 2/2395.

9 О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь : Закон Респ. Беларусь от 10.07.2012 № 425-3 (ред. от 11.05.2016) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.05.2016, 2/2362.

10 Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности : Закон Республики Беларусь от 02.12.1994 № 3434-Х11 (ред. от 04.01.2014) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.01.2016, 2/2352.

11 О государственном регулировании внешнеторговой деятельности : Закон Республики Беларусь от 25.11.2004 № 347-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 15.12.2004, № 193, 2/1096.

12 О научной деятельности : Закон Респ. Беларусь от 21.10.1996 № 708-ХШ (ред. от 11.05.2016) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.05.2016, 2/2362.

1 О развитии цифровой экономики : Декрет Президента Респ. Беларусь от 21.12.2017 № 8// Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.12.2017, 1/17415.

охватываться гражданско-правовым регулированием все комплексы общественных отношений, входящих в реальный сектор экономики, регулируемых перечисленными и иными законодательными актами.

Например, о каких началах гражданско-правового равенства можно вести речь в строительстве, если прямо в Законе указано, что к основным направлениям государственного регулирования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности относятся: разработка и реализация основных направлений государственной градостроительной политики, государственных и отраслевых прогнозов и программ; принятие нормативных правовых актов, градостроительное планирование и зонирование территорий, техническое нормирование и стандартизация, государственная экспертиза градостроительных

7

проектов, архитектурных, строительных проектов, государственный строительный надзор и т.д. (ст. 12). Поэтому однозначно нужно признать здесь преобладание императивного публично-правового метода регулирования в архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, который и характерен не для гражданского права, а для хозяйственного права.

В-третьих, приведенный выше перечень законодательных актов не охватывает всей системы реального сектора. Так, в отношении промышленности со всей совокупностью экономических видов деятельности (химическая, нефтехимическая, легкая, пищевая), входящих в это понятие, отсутствует надлежащее национальное системное правовое регулирование.

Предвидя возможное оппонирование по этому поводу, отметим, что в последнее время правовое регулирование проблем промышленной деятельности все чаще регулируются на уровне международных договоров и иным подобным образом. Так, в Договоре о ЕАЭС14 промышленности посвящен специальный раздел, именуемый «Раздел XXIV Промышленность».

Настоящий международный договор14 (ст. 92) не исключает, а предполагает, что для реализации промышленного сотрудничества в рамках Союза государства-члены при консультативной поддержке и координации Комиссии могут разрабатывать и применять иные инструменты, содействующие развитию промышленного сотрудничества. Значит и национальное правовое регулирование.

Приняты также технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности»15 и иные подобные правовые акты. Поэтому чтобы узнать, например, что такое легкая промышленность, необходимо обратиться к правовым актам не Министерства промышленности или Министерства экономики, а Министерства образования: «...легкая промышленность - совокупность специализированных отраслей, производящих товары массового потребления: ткань, одежду, кожу, мех, обувь и др.»16. Парадокс, но факт. А в этой отрасли есть еще и подотрасли: текстильная (хлопчатобумажная, шерстяная, льняная, шелковая, трикотажная, джутовая), швейная, обувная, меховая, и др.

Определение пищевой промышленности можно обнаружить только в словаре: «.пищевая промышленность - совокупность производств пищевых продуктов в готовом виде или в виде полуфабрикатов, а также табачных изделий, мыла и моющих средств» [6].

Тоже касается и иных отраслей промышленности: химической, нефтехимической, обрабатывающей и т.д. То есть для образовательных целей Министерство образования разработало свои дефиниции, для технических целей имеется общегосударственный классификатор17, а для управления, для производства, для правового регулирования и иных целей этих определений нет.

И только строительной деятельности «повезло». Ее дефиниция дана в законе: «. строительная деятельность (строительство) - деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ»7 (ст. 1). Данное определение тоже не является идеальным, но оно дает законодательное представление о строительстве.

Заключение. На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что системное и комплексное правовое регулирование в реальном секторе экономики необходимо. Его отсутствие при-

14 Договор о Евразийском экономическом союзе (вместе с Приложениями 1-33) (Подписан в г.Астане 29.05.2014) (ред. от 11.04.2017, с изм. от 15.03.2018) (с изм. и доп., вступившими в силу с 12.08.2017)//Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.10.2014, 3/3050, Официальный сайт Евразийской экономической комиссии, 05.06.2014.

15 О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (Принято в г.Москве 09.12.2011) Решение Комиссии Таможенного союза N 876 (ред. от 09.08.2016)//Официальный сайт Евразийского экономического союза, 28.09.2016.

16 Об утверждении и введении в действие образовательного стандарта по специальности (направлению специальности) среднего специального образования: Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 10.04.2014 N 35//Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 19.11.2014, 8/29265.

17 Об утверждении, введении в действие общегосударственного классификатора Республики Беларусь: Постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85 (ред. от 12.10.2017) //Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.11.2017, 8/32536.

водит только к дополнительным трудностям. Здесь уместно будет напомнить норму другого Закона: «. правовая неопределенность - отсутствие ясности, точности и логической согласованности норм права, в том числе вызванное наличием пробелов в законодательстве (правовом регулировании) и коллизий нормативных правовых актов, что порождает возможность неоднозначного понимания норм права и их неединообразного применения»18.

Можно согласиться, что «. правовое регулирование реального сектора экономики осуществляется нормами различных отраслей права. К ним относятся государственное, административное, гражданское, земельное, природоресурсное и другие отрасли права, определяющие со «своих» позиций различные стороны деятельности хозяйствующих субъектов реального сектора» [2]. Но место системного координатора должно занимать единое хозяйственное право с его отраслями (модулями).

Только воспринимать эту комплексную отрасль права нужно по-новому - как совокупность отраслевых и межотраслевых правовых норм, регулирующих общественные отношения, в следующих бизнес-сферах: хозяйственно-производственной; инвестиционной; конкурентной; корпоративной; технико-правовой; конкурсной; строительной; спортивной; торговой; транспортной; энергетической; цифровизационной и иных. Такое понимание хозяйственного права будет стимулом для эффективного правового регулирования в сфере реальной экономики, для научных исследований и открытия соответствующей аспирантуры, для улучшения жизни людей.

ЛИТЕРАТУРА

1. О вызовах, преобразованиях и точках роста - Лукашенко принял с докладом экономический блок страны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.belta.by/president/view/o-vyzovah-preobrazovanij ah-i-tochkah-rosta-lukashenko-prinj al-s-dokladom-ekonomicheskij -blok-strany-326964-2018/ -Дата доступа: 27.11.2018.

2. Лаптев, В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики / В.В. Лаптев. - М. : Инфотропик Медиа, 2010. - 88 с.

3. См, например: Пигуль А.М. Признание недействительным решения УДФР КГК о доначислении налога на прибыль // КонсультантПлюс 2018 ; Александров Д.П. О борьбе с минимизацией объектов налогообложения // КонсультантПлюс 2017 ; Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 14.03.2017 (дело № 63-26/2016/2/1626А/248К) // Консультант Плюс 2017 [и др.].

4. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - М. : ИНФРА-М, 2011.

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/natsionalnye-scheta/godovye-dannye_11/struktura-valovogo-vnutrennego-produkta-po-vidam-ekonomicheskoi-deyatelnosti. - Дата доступа: 29.11.2018.

6. Гавриленко, В.Г. Производство и производственный процесс : Словарь / В.Г. Гавриленко // Консультант-Плюс. Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2015.

Поступила 18.04.2019

RIGHT ABOUT THE REAL ECONOMY V. KAMENKOV

The article discusses issues related to the impact of law on economic relations. The main focus is on the real sector of the economy. This article discusses the objective principles and prerequisites for a new understanding of the need for comprehensive legal regulation of the real sector of the economy. It justifies its absence and the negative impact of this fact on the development of economic sectors, as well as its scientific novelty and practical significance. In relation to the needs of law, the concept of "real economy" is revealed. A detailed analysis of regulatory legal acts related to the topic of scientific work is presented.

Keywords: economy, sector, enterprise, product, work, services, products, business, security, management, law, regulation, lawyer, society, state.

18 О нормативных правовых актах: Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 N 130-З//Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.07.2018, 2/2568.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.