Научная статья на тему 'РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ'

РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА / ЕДИНАЯ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова В.Н., Хорошева Н.В.

В статье рассматриваются вопросы реформирования экономики и права как необходимое условие для развития конкуренции. Авторами анализируются и критически оцениваются экономико-правовые проблемы конкуренции реального и финансового секторов экономики. По итогам проведенного исследования сделаны выводы о необходимости: разработки единой экономико-правовой теории денег; развития нового комплексного междисциплинарного экономико-правового направления в российской науке; включения в структуру Академии наук РФ отделения/секции экономики и права; проведения комплексных междисциплинарных экономико-правовых научных исследований по иным актуальным вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMING THE ECONOMY AND LAW AS A NECESSARY CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF COMPETITION

The article deals with the issues of reforming the economy and law as a necessary condition for the development of competition. The authors analyze and critically evaluate the economic and legal problems of competition between the real and financial sectors of the economy. Based on the results of the study, conclusions were drawn about the need to: develop a unified economic and legal theory of money; develop a new complex interdisciplinary economic and legal direction in Russian science; include a department/section of economics and law in the structure of the Academy of Sciences of the Russian Federation; conducting comprehensive interdisciplinary economic and legal research on other topical issues.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ»

РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ

В.Н. Сидорова1, канд. юрид. наук, доцент, исполнительный директор

Н.В. Хорошева2, судья

1НП «Правовое бюро «ФЭЛИКС»

2Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-9-195-201

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реформирования экономики и права как необходимое условие для развития конкуренции. Авторами анализируются и критически оцениваются экономико-правовые проблемы конкуренции реального и финансового секторов экономики. По итогам проведенного исследования сделаны выводы о необходимости: разработки единой экономико-правовой теории денег; развития нового комплексного междисциплинарного экономико-правового направления в российской науке; включения в структуру Академии наук РФ отделения/секции экономики и права; проведения комплексных междисциплинарных экономико-правовых научных исследований по иным актуальным вопросам.

Ключевые слова: развитие конкуренции, реформирование экономики и права, единая экономико-правовая теория денег.

Прежде всего, необходимо отметить, что настоящая статья основана на авторских выводах, полученных по итогам ранее опубликованных исследовательских работ [1-3].

Применительно к рассматриваемой теме авторами предлагается следующий понятийный аппарат:

а) конкуренция - главный движущий фактор эволюционного развития страны и общества, обеспечивающий совершенствование и динамичное внедрение в экономику страны инновационных технологий;

б) конкурентоспособность - способность хозяйствующего субъекта совершать конкурентные действия с целью превзойти конкурентов в заданных экономико-правовых условиях регулирования хозяйственной деятельности.

в) конкурентное право - совокупность законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, связанные:

- с эффективной защитой конкуренции;

- с предупреждением монополистической деятельности;

- с пресечением недобросовестной конкуренции на товарных рынках;

г) экономическая реформа - государственная политика, направленная на изменение способа функционирования экономической системы с целью улучшить экономическое положение страны. Оценка инструментов, применяемых для проведения экономических реформ, сегодня представляется недостаточно эффективной и неоднозначной;

Неоднозначная оценка принципиально важной особенности проведения экономической реформы и ее недостаточная эффективность заключаются в том, что реформирование может осуществляться: а) путём правового (законодательного) регулирования; б) или (???) путём применения мер прямого государственного воздействия (фискальных, административных и др.).

- реформирование экономики - под реформированием экономики в статье понимается реформирование в современных условиях форс-мажора и экономических кризисов;

- реформирование права - под реформированием права понимается современный процесс затянувшегося во времени изменения правовых норм и институтов

гражданского законодательства в части вещного права;

- санкционная норма - сверхимперативная норма закона, подлежащая прямому применению (односторонние санкции), а также норма международного публичного порядка (санкции Организации Объединенных наций - ООН), которая предписывает своим гражданам не вступать в отношения с определенными субъектами, либо обязывает последних заморозить активы фигурантов санкционного списка, обеспечиваемая ответственностью за неисполнение (например, статья 5 Закона США 1977 года об экономических полномочиях на случай чрезвычайных ситуаций предусматривает ответственность для нарушителей: 20 лет тюрьмы либо штраф - 1 млн. долларов, либо то и другое одновременно);

- санкционный комплаенс - юридическое сопровождение в условиях санкцион-ной войны;

- антимонопольный комплаенс - элемент бизнес-структуры, обеспечивающий соблюдение и профилактику нарушений требований антимонопольного законодательства. Дефиниция легализована в ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» [4], согласно которой является «системой внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства»;

- форс-мажор - определяется по признакам чрезвычайности (не является стандартом), объективной непредотвратимости (не зависит от воли сторон и третьих лиц, невозможно избежать), подтверждается сертификатом по внешнеторговым сделкам или, для договоров с российскими контрагентами, - заключением Торгово-промышленной палаты (ТПП).

Отдельные проблемы правоприменительной и судебной практики в условиях форс-мажора и экономических кризисов. Важно отметить, что в правоприменительной и судебной практике участников коммерческого оборота экономические санкции могут быть признаны судом форс-мажором: санкции искажают трансграничный коммерческий оборот, блокируя осуществление сделок сторонами. Связь между санкциями и нарушением

обязательств устанавливается в суде по фактическим обстоятельствам дела. Ар-битрабельность международных споров в связи с санкциями определяется:

- правом места арбитража;

- правом, регулирующим арбитражную оговорку;

- толкованием режимов санкций.

Сегодня сложилась беспрецедентная

ситуация ввиду введенных США и Евросоюзом (далее - ЕС) против России односторонних экономических санкций, имеющих значение для интегрированных в западный рынок юридических и физических лиц. Санкционный режим США (USA - OFAC) может применяться экстерриториально за пределами США, тогда как санкционный режим ЕС (EU - EU Common Foreign Security Policy) применяется на национальном уровне. Аффилирован-ность с американскими и иными западными структурами ввиду ограничительных мер также осложняет деятельность Европейским банкам и компаниям. В ответ, Россией принимаются меры, направленные на ограничение оттока капитала и стабилизацию финансового рынка в целях защиты национальных интересов Российской Федерации (ограничены сделки с контрагентами [5, 6], с 01.04.2022 введен мораторий на банкротство [7], и др.). Следует понимать, что организации, не занимающиеся международным бизнесом и не имеющие долларовых счетов, ведущие бизнес только в России, не подвержены вышеуказанному санкционному воздействию.

Эффективное реформирование экономики и права в условиях форс-мажора и/или экономических кризисов является необходимым условием для развития конкуренции и устранения существующих проблем. Кратко рассмотрим лишь несколько проблемных экономико-правовых вопросов, требующих решения на государственном уровне.

Экономико-правовая проблема конкуренции реального и финансового секторов экономики. В экономике современной России можно выделить три самостоятельных сектора: реальный сектор экономики, под которым понимается сово-

купность всех отраслей экономики, связанных непосредственно с материальным и нематериальным производством; финансовый сектор экономики как совокупность учреждений, оказывающих финансовые (бюджетные, денежно-кредитные, валютные и др.) услуги населению и участникам экономических отношений; сектор цифровой экономики, под которым подразумевается стремительно развивающаяся инновационная экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях. Появление цифровых технологий является одним из признаков возникновения нового типа (формы, сектора) экономики. Для перечисленных трех секторов экономики характерно наличие в них теневого оборота (условно четвертый сектор экономики - теневой: нерегулируемый и/или неконтролируемый государством оборот) [8].

На фоне начавшегося в 2020 г. экономического кризиса стала очевидной актуальная проблема обострения конкуренции реального и финансового секторов экономики. При исследовании этого проблемного вопроса целесообразно обратиться к работе «Капитал в XXI веке» французского экономиста Томаса Пикетти, который, анализируя проблему неравенства, обнаружил следующую важнейшую закономерность: «При прочих равных быстрый экономический рост уменьшает роль капитала и его концентрацию в частных руках и приводит к сокращению неравенства, в то время как замедление роста имеет следствием возрастание значения капитала и увеличение неравенства. ... Сегодня же мир возвращается к ситуации, когда неравенство неуклонно увеличивается, что может привести к тяжелым социальным и политическим последствиям» [9].

Правильность выявленной Томасом Пикетти закономерности косвенно подтверждается президентом России В.В. Путиным в выступлении на экономическом форуме в Давосе» [10]. В своем выступлении Президент отметил, что социальное расслоение приводит к радикализации взглядов людей, растущая в мире социальная напряженность провоцирует рост популизма, правого и левого радика-

лизма, других крайностей. В выступлении также отмечается, что традиционные меры стимулирования экономики, которые применяли в последнее время, больше не работают; наращивание кредитования для ее поддержки становится невозможным, а «количественное смягчение только раздувает пузырь стоимости финансовых активов и ведет к дальнейшему расслоению в обществе» [10].

Проблема развития комплексного междисциплинарного экономико-

правового направления в российской науке. В процессе проводимых исследований авторами использовался многолетний практический опыт работы, а также в реальном времени анализировался уровень эффективности вносимых законодателем изменений в гражданское, корпоративное, конкурентное, банкротное и банковское законодательство. Общими выводами проведенных и ранее опубликованных результатов исследований явились выводы о необходимости:

- объединения научного потенциала представителей российской экономической и юридической науки для восстановления отечественной экономики и преодоления экономических кризисов;

- разработки единой экономико-правовой теории денег;

- решения на теоретическом и законодательном уровне актуальной проблемы развития нового комплексного междисциплинарного экономико-правового направления в российской науке в условиях цифровой экономики.

От решения этой проблемы во многом будет зависеть успешный ввод в обращение цифрового рубля Центральным банком России.

Под успешным вводом цифрового рубля понимается его фактическое введение в денежный оборот финансового сектора, обеспеченное возможностями реального сектора экономики (1Т-технологии, необходимый объем целевого энергопотребления и др.).

Практические проблемы зависимости финансового сектора экономики от реализации энергетических проектов. Сегодня не сложно обнаружить зависимость

финансового сектора экономики, включая сектор цифровой экономики, от энергетики как части реального сектора. Суть проблемы заключается в том, что финансовые риски должны быть спрогнозированы в ходе реализации энергетических проектов, в том числе при уходе России из сферы имеющихся конкурентных преимуществ. В отличие от Европы, в российском энергобалансе высока роль газа и природная восстановительная экологическая способность поглощения выбросов тепличных газов происходит за счет лесов и акватории. Исторически поздняя индустриализация России при заимствовании иностранного опыта объективно не позволяет совершить преждевременный энергетический переход на возобновляемые источники энергии (далее - ВИЭ). На текущем этапе видится необходимым экономико-правовое обеспечение одновременного сосуществования конкурентных энергетических технологий: невозобновляемых источников энергии (далее - НВИЭ) и ВИЭ, при сочетании которых срабатывает рост энергоэффективности, уменьшаются выбросы парниковых газов и т.п.

По целевому сценарию Правительством РФ предусмотрительно заложен комплексный спектр возможностей в Стратегии социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года [11], при этом основной задачей является обеспечение конкурентоспособности российского энергетического экспорта на внешнем рынке и устойчивый экономический рост России в условиях глобального энергоперехода. В этой связи:

- приоритетом на внешнем рынке будет декарбонизация, ориентированная на экспорт (снижение выбросов парниковых газов и «зеленая» экономика). В разрезе мировой энергетики, нетехнологическое, природно-ресурсное доминирование России будет всегда сопровождаться санкци-онной политикой Запада для приведения в равновесие разных уровней национальных интересов в русле передела сфер влияния. В период обострения санкционного давления градус противостояния целесообразно снижать, иначе последуют риски техноло-

гического отставания в отсутствие финансового покрытия энергоперехода. Плата за выбросы в атмосферу в виде налогов или торговли квотами позволит конкурировать предприятиям на энергетических рынках, однако это подразумевает возложение части затрат на производителей и потребителей;

- на внутреннем российском рынке представляется необходимым переориентировать высвобождаемые инвестиции, прибыли от поставок газа на подъем жизненного уровня населения и газификацию регионов России, учитывая, что природные ресурсы (газ, нефть и пр.) - основа жизнедеятельности народа России (ст. 9 Конституции РФ), и население вправе иметь доходы от их использования. Де-факто доходы от поставок энергоресурсов имеют крупные государственные корпорации, формирующие значительную часть валового внутреннего продукта (ВВП), при этом более половины акций российской транснациональной энергетической компании ПАО «Газпром» принадлежат государству.

Актуальность постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» [12].

Вышеуказанным постановлением Пленума Верховного Суда РФ судам даны разъяснения по доминирующему положению на рынке хозяйствующего субъекта и злоупотреблениям в связи с извлечением монопольной выгоды, навязанными контрагенту невыгодными, не относящимися к предмету договора, условиями и др.

Пленум подчеркнул, что, вне зависимости от оснований ответственности по антимонопольному законодательству, при неравенстве переговорных возможностей, экономической зависимости, несправедливых условиях договора, защита прав участников гражданского оборота, вступивших в договорные отношения с доминирующим лицом, может осуществляться по правилам ГК РФ (пункт 14). Это важное положение следует отметить ввиду наметившегося крена при использовании

административной и уголовной защиты, как наиболее быстрой, нежели гражданская защита. Вместе с тем, наличие гражданских и административных споров с оценкой злоупотреблений доминирующих субъектов может идти параллельно. Ввиду этого, немаловажным для данной категории споров является определение гражданско-правового статуса и имущественного положения юридических лиц, особенно государственных корпораций и корпораций смешанной формы собственности.

Общие выводы.

1. Личный научный и практический опыт, а также регулярный обмен мнениями по вопросам реформирования экономики и права приводит нас к выводам о необходимости:

- объединения научного потенциала представителей российской экономической и юридической науки для восстановления отечественной экономики и преодоления экономических кризисов. Отметим, что до 2000 г. в структуре Академии наук СССР существовало три профильных отделения: отделение экономики; отделение права; отделение экономики и права;

- разработки единой экономико-правовой теории денег;

- восстановления эффективного планирования и учета для устранения проблем в бухгалтерском учете, формировании себестоимости, ценообразовании и организации производства в реальном секторе экономики. Этому могла бы помочь методика разработки техпромфинплана на новой информационной основе, которая позволит контролировать экономические результаты, начиная с конкретных предприятий и до отраслей, с выходом на межотраслевой баланс государства.

2. Для успешного проведения затянувшейся во времени реформы вещного права и эффективного развития отечественной экономики необходимо комплексное междисциплинарное экономико-правовое научное исследование, как минимум, че-

тырех взаимосвязанных и важных проблем:

- соотношения экономики и права в теории, законодательстве и практике оборота объектов вещного права, включая деньги и ценные бумаги;

- конкуренции англосаксонского и континентального права в экономике и российском законодательстве;

- конкуренции финансового и реального секторов российской экономики как одной из причин возникновения экономических кризисов;

- совершенствования действующего законодательства, направленного на завершение реформы гражданского права путем выделения в подотрасли вещного права института права корпоративной собственности с включением в него двух субинститутов: - а). права собственности корпорации и - б.) права собственности членов корпорации.

3. В условиях экономических санкций представляется необходимым:

- развивать санкционные и антимонопольные комплаенсы, поскольку юридическое сопровождение бизнеса позволит легче адаптировать российские компании под действиями трансграничных санкций. Возможно, потребуется академическое обсуждение проблемы отказа международными коммерческими арбитражами в доступе к правосудию в условиях санкций и форс-мажорных обстоятельств;

- определиться с позициями:

а) выходить или не выходить России из зоны конкурентных преимуществ (естественного доминирования на энергетическом рынке) под давлением санкционной политики;

б) и/или на каких условиях развивать комбинацию ВИЭ и НВИЭ при использовании новых технологий и инвестиций.

В заключение, вспоминая слова известного классика: «. политика есть концентрированное выражение экономики» [13], отметим, что решение перечисленных проблем возможно лишь при наличии политической воли государства.

Библиографический список

1. Сидорова В.Н., Реформа вещного права: экономико-правовые проблемы рецепции зарубежного права российским законодательством (на примере денег и ценных бумаг) // Chronos: экономические науки. - 2021. - №2 (30). - С. 20-30.

2. Сидорова В.Н. Институт корпоративной собственности в российской правовой системе (современное состояние). - СПб.: Изд-во ВВМ, 2020. - 115 с.

3. Сидорова В.Н. Проблемы трансфера научных знаний в юридической и экономической науке (на примере из правоприменительной и судебной практики) / В.Н. Сидорова, Н.В. Хорошева // Наука и технологии в XXI веке: тренды и перспективы: материалы Профессорского форума 2021 (г. Москва, 27-30 сентября 2021). В 2 томах. Т. 1: сборник научных статей. - Москва: Российское профессорское собрание, 2021. - С. 94-99.

4. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ (в ред. от 16.02.2022 г. № 11-ФЗ) // «Российская газета», N 162, 27.07.2006.

5. Указ Президента РФ от 28.02.2022 N 79 (с изм. от 31.03.2022) «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» // «Российская газета», N 43, 01.03.2022.

6. Указ Президента РФ от 01.03.2022 N 81 (с изм. от 31.03.2022) «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» // «Российская газета», N 46, 03.03.2022.

7. Постановление Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» // Официальный интерент-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:pravo.gov.ru (срок действия документа ограничен 01.10.2022).

8. Сидорова В.Н. Правовая природа корпоративной собственности: проблемы совершенствования законодательства. - СПб.: Изд-во ВВМ, 2021. - 272 с.

9. Томас Пикетти. Капитал в XXI веке. Экономика. - Изд-во: Ад Маргинем Пресс. 2015.

- 265 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://libking.ru/books/busines-/economics/572983-tomaspiketti-kapital-v-xxi-veke.html #book.

10. Путин впервые за 12 лет выступил на экономическом форуме в Давосе: главное. ЯТУь - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://news.mail.ru/politics/45024836/.

11. Распоряжение правительства РФ от 29.10.2021 № 3052-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. «Собрание законодательства РФ», 08.11.2021, N 45, ст. 7556.- [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://pravo.gov.ru.

12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 5, май, 2021.

13. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 42, 278 с. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://leninvi.com/t42/p278.

REFORMING THE ECONOMY AND LAW AS A NECESSARY CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF COMPETITION

V.N. Sidorova1, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Executive Director N.V. Khorosheva2, Judge 1NP "Legal Bureau "FELIX"

2Arbitration Court of St. Petersburg and the Leningrad Region (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article deals with the issues of reforming the economy and law as a necessary condition for the development of competition. The authors analyze and critically evaluate the economic and legal problems of competition between the real and financial sectors of the economy. Based on the results of the study, conclusions were drawn about the need to: develop a unified economic and legal theory of money; develop a new complex interdisciplinary economic and legal direction in Russian science; include a department/section of economics and law in the structure of the Academy of Sciences of the Russian Federation; conducting comprehensive interdisciplinary economic and legal research on other topical issues.

Keywords: development of competition, economic and legal reform, unified economic and legal theory of money.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.