Научная статья на тему 'Право на выплату среднего месячного заработка за период трудоустройства: условия и проблемы реализации'

Право на выплату среднего месячного заработка за период трудоустройства: условия и проблемы реализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
114
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сохранение среднего заработка на период трудоустройства / сокращение численности или штата работников / ликвидация организации / увольнение / гарантии при расторжении трудового договора / preservation of average earnings for the period of employment / reduction of the number or staff of employees / liquidation of the organization / dismissal / guarantees upon termination of the employment contract

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ерохина Татьяна Вячеславовна

Введение: в статье проводится анализ положений о праве граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации или сокращением штатов, на сохранение среднего заработка за третий месяц со дня увольнения. Уделяется внимание несовершенству порядка отнесения обстоятельств к исключительным случаям, с которыми законодатель связывает право на рассматриваемую выплату. Цель: выявление проблем получения среднего заработка за третий месяц со дня увольнения, поиск путей их решения. Методологическая основа: представлена совокупностью общих и специальных методов познания, в том числе методов анализа и синтеза. В исследовании применялись сравнительно-правовой, формально-юридический, логический методы. Результаты: выявлена проблема отсутствия легального перечня исключительных случаев, с которыми законодатель связывает сохранение среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения работника, сформулированы предложения по внесению изменений в ч. 3 ст. 178 ТК РФ. Выводы: нормативное установление перечня исключительных случаев сохранения среднего заработка за третий месяц со дня увольнения будет способствовать обеспечению единства правоприменительной практики, повышению эффективности системы государственных гарантий лицам, вынужденно потерявшим работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Right to Payment of Average Monthly Earnings for the Period of Employment: Conditions and Problems of Implementation

Background: the article analyzes the provisions on the right of citizens dismissed in connection with the liquidation of an organization or staff reduction to retain their average earnings for the third month from the date of dismissal. Attention is paid to the imperfection of the procedure for attributing circumstances to exceptional cases, to which the legislator associates the right to the payment in question. Objective: identifying the problems of receiving average earnings for the third month from the date of dismissal, finding ways to solve them. Methodology: a set of general and special methods of knowledge, including methods of analysis and synthesis. Comparative-legal, formal-legal, and logical methods were also used in the study. Results: the problem of the absence of a legal list of exceptional cases, with which the legislator associates the preservation of the average monthly earnings for the third month from the date of dismissal of the employee, has been identified, proposals have been formulated to amend Part 3 of Article 178 of the Labor Code of the Russian Federation. Conclusions: normative establishment of the list of exceptional cases of retention of average earnings for the third month from the date of dismissal will help to ensure the unity of law enforcement practice, increasing the effectiveness of the system of state guarantees to persons who were forced to lose their jobs.

Текст научной работы на тему «Право на выплату среднего месячного заработка за период трудоустройства: условия и проблемы реализации»

ТРУДОВОЕ ПРАВО

DOI 10.24412/2227-7315-2022-5-212-219

УДК 342.734

Т.В. Ерохина

ПРАВО НА ВЫПЛАТУ СРЕДНЕГО МЕСЯЧНОГО ЗАРАБОТКА ЗА ПЕРИОД ТРУДОУСТРОЙСТВА: УСЛОВИЯ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Введение: в статье проводится анализ положений о праве граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации или сокращением штатов, на сохранение среднего заработка за третий месяц со дня увольнения. Уделяется внимание несовершенству порядка отнесения обстоятельств к исключительным случаям, с которыми законодатель связывает право на рассматриваемую выплату. Цель: выявление проблем получения среднего заработка за третий месяц со дня увольнения, поиск путей их решения. Методологическая основа: представлена совокупностью общих и специальных методов познания, в том числе методов анализа и синтеза. В исследовании применялись сравнительно-правовой, формально-юридический, логический методы. Результаты: выявлена проблема отсутствия легального перечня исключительных случаев, с которыми законодатель связывает сохранение среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения работника, сформулированы предложения по внесению изменений в ч. 3 ст. 178 ТК РФ. Выводы: нормативное установление перечня исключительных случаев сохранения среднего заработка за третий месяц со дня увольнения будет способствовать обеспечению единства правоприменительной практики, повышению эффективности системы государственных гарантий лицам, вынужденно потерявшим работу.

Ключевые слова: сохранение среднего заработка на период трудоустройства, сокращение численности или штата работников, ликвидация организации, увольнение, гарантии при расторжении трудового договора.

T.V. Erokhina

THE RIGHT TO PAYMENT OF AVERAGE MONTHLY EARNINGS FOR THE PERIOD OF EMPLOYMENT: CONDITIONS AND PROBLEMS OF IMPLEMENTATION

Background: the article analyzes the provisions on the right of citizens dismissed in connection with the liquidation of an organization or staff reduction to retain their average earnings for the third month from the date of dismissal. Attention is paid to the imperfection of the procedure for attributing circumstances to exceptional cases, to which

© Ерохина Татьяна Вячеславовна, 2022

Кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой трудового права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: erohinatv@rambler.ru © Erokhina Tatyana Vyacheslavovna, 2022 212 Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Labor Law (Saratov State Law Academy)

the legislator associates the right to the payment in question. Objective: identifying the problems of receiving average earnings for the third month from the date of dismissal, finding ways to solve them. Methodology: a set of general and special methods of knowledge, including methods of analysis and synthesis. Comparative-legal, formal-legal, and logical methods were also used in the study. Results: the problem of the absence of a legal list of exceptional cases, with which the legislator associates the preservation of the average monthly earnings for the third month from the date of dismissal of the employee, has been identified, proposals have been formulated to amend Part 3 of Article 178 of the Labor Code of the Russian Federation. Conclusions: normative establishment of the list of exceptional cases of retention of average earnings for the third month from the date of dismissal will help to ensure the unity of law enforcement practice, increasing the effectiveness of the system of state guarantees to persons who were forced to lose their jobs.

Key-words: preservation of average earnings for the period of employment, reduction of the number or staff of employees, liquidation of the organization, dismissal, guarantees upon termination of the employment contract.

В последнее время отечественный рынок труда подвергается серьезным испытаниям, вызванным пандемией коронавирусной инфекции и санкционным режимом. Как следствие, часть наших сограждан лишилась работы в результате ликвидационных процессов ряда организаций или сокращения численности и штатов сотрудников.

Несмотря на все потрясения, в настоящее время уровень безработицы находится на рекордном минимуме, и по данным Росстата, по состоянию на июнь 2022 года, составил 3,9%Ч

Более того, по прогнозу Минтруда России «...численность безработных (по методологии МОТ) в 2022-2024 годах будет постепенно снижаться и стабилизируется на отметке 3,5 млн человек (против 4,3 млн человек в 2020 году) с выходом на «естественный» уровень безработицы — около 4,6% от численности рабочей силы»2.

Таким образом, ситуация на отечественном рынке труда остается стабильной и в ближайшей перспективе не достигнет критических отметок.

Но даже безотносительно к каким-либо факторам, вызывающим беспокойство в сфере занятости, вопрос обеспеченности трудовыми государственными гарантиями никогда не утратит своей актуальности.

Одной из законодательно установленных гарантий, на которые может рассчитывать лицо, потерявшее работу вследствие ликвидации организации либо сокращения численности или штата работников организации, является право на выплату выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства. Данная гарантия предусмотрена ст. 178 ТК РФ, по своей природе представляет собой обязательную денежную помощь лицу в случае вынужденной утраты заработка, выплачиваемую в целях временного замещения заработной платы. По общему правилу размер выходного пособия ограничивается средним месячным заработком лица, потерявшего работу.

1 См.: Социально-экономическое положение России (январь-июнь 2022 г.) // Федеральная служба государственной статистики (РОССТАТ). URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ osn-06-2022.pdf (дата обращения: 05.08.2022).

2 Прогноз баланса трудовых ресурсов на 2022-2024 годы. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации // Официальный сайт. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/ mintrud/migration/1324 (дата обращения: 05.08.2022). 213

В случае, когда период трудоустройства уволенного в связи с ликвидацией или сокращением численности (штата) работника составляет более одного месяца, он вправе дополнительно рассчитывать на средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц (ч. 2 ст. 178 ТК РФ).

Наиболее проблемной и затруднительной с точки зрения правоприменительной практики является норма, предусматривающая право уволенного по указанным основаниям лица на сохранение среднего заработка за третий месяц при его нетрудоустройстве в течение двух месяцев со дня увольнения (ч. 3 ст. 178 ТК РФ).

Проблемность реализации права на такую выплату подчеркивает факт неоднократной критики со стороны профессионального юридического и научного сообщества, высказываемой в адрес ст. 178 ТК РФ. Так, Л.В. Серегина обращала внимание на проблему сохранения средней заработной платы на период трудоустройства лицам, получающим трудовую пенсию по старости и не трудоустроенным [1]. И. Александров поднимал вопрос о несправедливом «забвении» законодателем о праве на выходное пособие на период трудоустройства для работающих у индивидуального предпринимателя граждан [2]. М.В. Подкопаев отмечал отсутствие механизма гарантированности выплаты выходного пособия (за второй и третий месяцы) и (или) единовременной компенсации безусловно до завершения ликвидации организации [3, с. 14].

Исследуемая статья Трудового кодекса часто становилась предметом рассмотрения судов общей юрисдикции и Конституционного Суда [4]. Особое значение имеет Постановление Конституционного Суда № 45-П, в котором была дана оценка конституционности ч. 1 ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации. Суд признал данное положение «не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в силу отсутствия в действующем регулировании механизма, обеспечивающего предоставление указанной гарантии на равных условиях всем работникам, трудовой договор с которыми был расторгнут в связи с ликвидацией организации, оно лишает возможности получить данную выплату тех из них, кто приобрел на нее право после прекращения юридического лица»1. На основании изложенной позиции и во исполнение Постановления Конституционного Суда были внесены изменения во взаимосвязанные ст. 178, 318, 327.1 и 349.3 ТК РФ2.

В результате, уволенные в связи с сокращением или ликвидацией и не нашедшие работу, сотрудники обрели право на обращение за выплатой среднего заработка в течение 15 рабочих дней после окончания третьего оплачиваемого месяца со дня увольнения. При этом произвести выплату работодатель теперь должен не в ближайший день выдачи зарплаты (п. 12 Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 2 марта 1988 № 113/6-64), а в течение пятнадцати календарных дней со дня обращения уволенного работника (ч. 4 ст. 178 ТК РФ). Кроме того, увольняемым в связи с ликвидацией организации работникам теперь гарантируется выплата пособия до завершения ликвидации,

1 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2018 г. № 45-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.В. Трофимовой» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 53, ч. II, ст. 8794.

2 См.: Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части предоставления гарантий работнику, увольняемому в связи

214 с ликвидацией организации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 29, ст. 4520.

а взамен этих выплат за второй и третий месяцы работодатель получил право выплатить работнику единовременную компенсацию в размере двукратного среднего месячного заработка.

Безусловно, данные меры повысили уровень гарантированности прав гражданам, вынужденно потерявшим работу. Вместе с тем ряд проблем, касающихся выплаты среднего заработка за третий месяц со дня увольнения нетрудоустроенному работнику (ч. 3 ст. 178 ТК РФ), остаются неурегулированными.

Для выявления и детального изучения обозначенных проблем рассмотрим особенности и условия получения среднего заработка за третий месяц со дня увольнения более подробно.

Итак, выплата за третий месяц со дня увольнения сокращенному работнику характеризуется рядом особенностей:

ее размер равен среднему месячному заработку за третий месяц со дня увольнения или его части пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц (ч. 3 ст. 178 ТК РФ);

она имеет императивный характер, то есть является обязательной для работодателя (при наличии указанных выше условий) (ч. 3 ст. 178 ТК РФ);

она производится после принятия решения органом службы занятости населения, но не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания третьего месяца со дня увольнения. В случае обращения уволенного работника за указанными выплатами работодатель производит их не позднее пятнадцати календарных дней со дня обращения (ч. 4 ст. 178 ТК РФ);

возможна замена выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства единовременной компенсацией в размере двукратного среднего ш месячного заработка. Если работнику уже была произведена выплата среднего и месячного заработка за второй месяц со дня увольнения, единовременная ком- а пенсация выплачивается ему с зачетом указанной выплаты (ч. 5 ст. 178 ТК РФ); о при ликвидации организации выплата среднего месячного заработка за пе- о риод трудоустройства и (или) выплата единовременной компенсации в любом о

с

случае должны быть произведены до завершения ликвидации организации в | соответствии с гражданским законодательством (ч. 6 ст. 178 ТК РФ); в

е

допускается установление повышенного размера выходного пособия и (или) о единовременной компенсации трудовым договором или коллективным договором ю

Т5

(ч. 8 ст. 178 ТК РФ). Исключение составляют пособия для отдельных категорий |

работников, указанных в ст. 349.3 ТК РФ; к

особенности в части выплаты выходного пособия предусмотрены ч. 3 ст. 292, а

ч. 3 ст. 296, ч. 2, 3 ст. 318 ТК РФ; п. 15 Обзора (утвержден Президиумом Верхов- |

ного Суда РФ 26 апреля 2017 г.), п. 4 ст. 7 Закона от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О |

закрытом административно-территориальном образовании»). ¡§

Также следует назвать нормативные условия получения среднего заработка 1

за третий месяц со дня увольнения по правилам ст. 178 ТК РФ. К ним можно )

отнести следующие: 2

основаниями увольнения работника должны являться ликвидация организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТКРФ) либо сокращение численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТКРФ);

обращение работника в органы службы занятости в течение 14 рабочих дней со дня увольнения;

нетрудоустройство гражданина в течение двух месяцев со дня увольнения; 215

решение органа службы занятости населения о выплате;

наличие исключительных случаев.

Таким образом, предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, сокращенным или уволенным в связи с ликвидацией организации, среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения являются своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом. При этом реализация такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за третий месяц с момента увольнения.

Конституционный Суд РФ также подчеркивает, что «при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения, следует не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты, таких как своевременное (в двухнедельный срок после увольнения) обращение в орган службы занятости и отсутствие его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения данного вопроса обстоятельства»1.

То есть сохранение среднего заработка за третий месяц после увольнения, производится не в качестве общего правила, а только в исключительных случаях. Отметим, что устанавливая подобную связь, законодатель не называет перечень таких исключительных случаев, что и порождает ряд проблем.

Во-первых, обращает внимание отсутствие единообразной судебной практики по данному вопросу и наличие ошибочного толкования ч. 3 ст. 178 ТК РФ.

Так, в одних судебных решениях исключительными случаями, служащими основаниями при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения, признаются отсутствие средств к существованию, тяжелая болезнь, требующая дорогостоящего лечения, наличие нетрудоспособных членов семьи, помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к су-ществованию2.

В других решениях исключительность случая суды связывают с обращением уволенного гражданина в орган службы занятости населения в установленный законодательством срок (14 дней) и фактом его нетрудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения этим органом3.

S 1 Определение Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2012 г. № 2214-О «По жалобе го-

¡5 сударственного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт

§ охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова Российской академии " сельскохозяйственных наук» на нарушение конституционных прав и свобод положением части

1 второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного

J Суда РФ. 2013. № 3.

2 См.: Решение Ленинского районного суда г.Тюмени (Тюменская область) № 2-10269/2019 2-1185/2020 2-1185/2020(2-10269/2019;)~М-9590/2019 М-9590/2019 от 5 февраля 2020 г. по делу № 2-10269/2019. URL: https://sudact.ru/regular/doc/MphxZqgPUpWo/ (дата обращения: 03.10.2022).

3 См.: Решение Камышинского городского суда (Волгоградская область) № 2-1555/2020 от 24 ноября 2020 г. по делу № 2-1555/2020. URL: https://sudact.ru/regular/doc/vJkgcwTgR51S/?regular-txt=&regular-case_doc=&regular-lawchunkinfo=1660224082916 (дата обращения: 03.10.2022); Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 марта 2017 г.

216 № 69-КГ16-14. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Стоит отметить, что последние являются примером неверного толкования положений ч. 3 ст. 178 ТК РФ, поскольку в разъяснениях Высшей судебной инстанции сказано, что «исключительными могут признаваться случаи, связанные с социальной незащищенностью уволенного работника, отсутствие у него средств к существованию, наличие у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобное»1.

При этом следует учитывать, что любой исключительный случай подлежит документальному подтверждению. Поэтому непредоставление доказательств наличия исключительных обстоятельств, подтверждающих право на получение выплаты в размере среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения, свидетельствует об отсутствии правовых оснований для принятия положительного решения о назначения выплаты2.

Во-вторых, отсутствие единого легального перечня исключительных случаев, с которыми законодатель связывает предоставление государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения, а также необходимость единообразного применения положений ст. 178 ТК РФ вынуждают региональные органы по труду и занятости разрабатывать собственные примерные перечни исключительных случаев, дающих право на выплату.

Например, в Республике Саха (Якутия) к обстоятельствам, подтверждающим исключительность случая, в связи с которым гражданин имеет право на сохранение среднего месячного заработка в период трудоустройства, относятся:

«наличие у гражданина на иждивении нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него постоянную помощь;

- наличие у гражданина члена семьи, обучающегося в образовательной организации профессионального или высшего образования и находящегося на полном содержании работника или получающих от него постоянную помощь;

- прохождение обучения на платной основе в образовательной организации профессионального или высшего образования в период трудоустройства (договор на обучение, справка с места учебы и т.д.);

- достижение пенсионного возраста: для мужчин — 55 лет, для женщин — 50 лет;

- наличие у гражданина хронического и/или тяжелого заболевания, подтвержденного медицинским учреждением;

- отнесение гражданина к категории «малоимущих», «граждан, испытывающих трудности в поиске работы» (ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»);

- наличие ипотечных, иных кредитных договорных обязательств со сроком возникновения до даты увольнения»3.

1 Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2017) (утвержден S Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г.) // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2017. № 6 (извлечение).

2 См.: Решение Камышинского городского суда (Волгоградская область) № 2-1555/2020 от 24 ноября 2020 г. по делу № 2-1555/2020. URL: https://sudact.ru/regular/doc/vJkgcwTgR51S/?regular-txt=&regular-case_doc=&regular-lawchunkinfo=1660224082916 (дата обращения: 03.10.2022).

3 Приказ государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения от 5 февраля 2018 года № ОД-39 «Об утверждении Порядка принятия государственными казенными учреждениями Республики Саха (Якутия) «Центры занятости населения» решения о сохранении (отказе в сохранении) среднего месячного заработка за работниками, уволенными из организа- 217

В Свердловской области к исключительным случаям относятся:

«- отсутствие у заявителя средств к существованию, подтвержденное заявителем;

- наличие у заявителя на иждивении нетрудоспособных членов семьи либо членов семьи, за которыми требуется присмотр и уход (в случае отсутствия у членов семьи иных доходов);

- наличие у заявителя инвалидности; наличие у заявителя либо членов его семьи болезни, требующей лечения в период поиска работы;

- наличие у заявителя на иждивении несовершеннолетних детей, а также детей, находящихся под его опекой и попечительством (в случае отсутствия у членов семьи иных доходов);

- отсутствие в банке вакансий подходящей заявителю работы;

- наличие у заявителя несовершеннолетних детей, в том числе детей, находящихся под опекой и попечительством, получающих среднее профессиональное либо высшее образование;

- иные обстоятельства, свидетельствующие о социальной незащищенности заявителя, установленные комиссией центра занятости»1.

В Алтайском крае исключительными случаями признаются:

«- отсутствие у гражданина источника средств к существованию;

- наличие у гражданина на иждивении нетрудоспособных членов семьи, находящихся на его полном содержании или получающих от него постоянную помощь;

- иные обстоятельства, свидетельствующие о социальной незащищенности а гражданина»2.

0

? Представляется, что подобные документы, несомненно, значительно упроща-

а ют работу органов службы занятости в части решения вопроса о наличии (отсут-

g ствии) исключительных случаев, являющихся основанием для принятия реше-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 ния о выплате среднего месячного заработка, способны сократить число споров | по поводу обоснованности признания того или иного случая исключительным, и 1 в целом упорядочить работу органов службы занятости населения. Однако, как

§ видно из приведенных примеров, перечень исключительных случаев в каждом

ф

| субъекте различен, а в отдельных регионах таковой и вовсе отсутствует. Такое

§ регулирование создает неравенство среди граждан, потерявших работу в связи с сокращением штатов или ликвидацией организации, ставит их возможности в

| зависимость от региона проживания. Подобную ситуацию считаем недопустимой,

| нарушающей права граждан на равный объем государственных гарантий при

g расторжении трудового договора. Субъекты РФ, безусловно, могут устанавливать

55

0 *

и _

° ции в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников

§ организации». URL: https://docs.cntd.ru/document/446649080 (дата обращения: 03.10.2022). ^ 1 Приказ Департамента по труду и занятости населения Свердловской области от 29 июля

1 2019 г. № 224 «Об утверждении методических рекомендаций о принятии государственными i казенными учреждениями службы занятости населения Свердловской области решений о сохранении (отказе в сохранении) среднего месячного заработка за работниками, уволенными в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации». URL: https://docs.cntd.ru/document/561521233 (дата обращения: 03.10.2022).

2 Приказ Управления Алтайского края по труду и занятости населения от 24 февраля 2021 г. № 45/Пр/40 «Об утверждении Порядка принятия государственными учреждениями службы занятости населения Алтайского края решения о выплате среднего месячного заработка за период трудоустройства работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации». URL: https://docs.cntd.ru/ 218 document/574637748 (дата обращения: 03.10.2022).

различные условия предоставления трудоправовых гарантий. Но справедливость и правомочность такого установления может быть обеспечена лишь при наличии нормативно установленного минимума гарантий на федеральном уровне, в том числе по вопросам определения исключительных случаев сохранения среднего заработка за период трудоустройства уволенного работника.

Вышеизложенные факты позволяют признать отсутствие легального перечня исключительных случаев для сохранения среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения пробелом правового регулирования, который нуждается в восполнении. Это необходимо в целях обеспечения единообразного подхода при решении вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения, а также недопущения злоупотреблений и произвольности признания органом службы занятости населения того или иного случая исключительным.

Восполнить обозначенный пробел полагаем посредством закрепления соответствующего перечня исключительных случаев на федеральном уровне. В частности, предлагается внести изменения в Трудовой кодекс, дополнив ч. 3 ст. 178 ТК РФ предложением следующего содержания: «Перечень исключительных случаев, служащих основанием для принятия решения о выплате среднего месячного заработка за период трудоустройства работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда». В исполнение новой редакции ч. 3 ст. 178 ТК РФ Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации надлежит поручить разработать и принять соответствующий Приказ.

Библиографический список

1. Серегина Л.В. Сохранение среднего заработка на период поиска работы: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2009. № 1. С. 107-115.

2. Александров И. Пренебрежение к предпринимателям // ЭЖ-Юрист. 2009. № 43. С. 14.

3. Подкопаев М.В. Увольнение работника при ликвидации организации // Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение. 2020. № 8.

4. Абалдуев В.А. Трудовое право и конституционное правосудие: как обеспечить связь закона и судебной практики // Трудовое право в России и за рубежом. 2020. № 3. С. 15-18.

References

1. Seregina L.V. Preservation of Average Earnings for the Period of Job Search: Questions of Theory and Practice // Journal of Russian Law. 2009. No. 1. P. 107-115.

2. Aleksandrov I. Neglect of EEntrepreneurs // EZH-Yurist. 2009. No. 43. P. 14.

3. Podkopaev M.V. Dismissal of an Employee During the Liquidation of an Organization // Pharmacy: accounting and taxation. 2020. No. 8.

4. Abalduev V.A. Labor Law and Constitutional Justice: How to Ensure the Connection of Law and Judicial Practice // Labor law in Russia and abroad. 2020. No. 3. P. 15-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.