Научная статья на тему 'ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ'

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
226
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ / СОВПАДАЮЩИЕ НОРМЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Симкина Ирина Владимировна

Проведено сравнительное исследование вопроса о конституционно-правовом регулировании права на охрану здоровья и медицинскую помощь в государствах Европы, Азии, Южной и Северной Америки на основе анализа конституций зарубежных государств. Включены отечественной доктрина и зарубежный опыт в отношении методологии и содержания соответствующего правового воздействия в сфере здравоохранения. Исследованы субъективные правомочия в области охраны здоровья, выделены основные подходы в понимании содержания рассматриваемой категории конституционного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHT TO HEALTH AND HEALTH CARE: CONSTITUTIONAL BASIS OF LEGAL REGULATION IN FOREIGN COUNTRIES

The article is devoted to research on the constitutional basis of legal regulation of the right to health and health care in foreign countries of Europe, Asia, South and North America based on the analysis of the constitutions of foreign states has been conducted. The Russian doctrine and foreign experience regarding the methodology and content of the relevant legal impact in the field of healthcare are included. Subjective competencies in the field of health care are investigated, the same standards that have received constitutional recognition in most foreign countries are identified.

Текст научной работы на тему «ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ»

Северо-Кавказский юридический вестник. 2023. № 1. С. 75-80 North Caucasus Legal Vestnik. 2023;(1):75-80

Проблемы конституционного, административного и экологического права Научная статья УДК 341.231.14

doi: 10.22394/2074-7306-2023-1-1-75-80

ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

Ирина Владимировна Симкина

Московский экономический институт, Москва, Россия, csoirena@mail.ru

Аннотация. Проведено сравнительное исследование вопроса о конституционно-правовом регулировании права на охрану здоровья и медицинскую помощь в государствах Европы, Азии, Южной и Северной Америки на основе анализа конституций зарубежных государств. Включены отечественной доктрина и зарубежный опыт в отношении методологии и содержания соответствующего правового воздействия в сфере здравоохранения. Исследованы субъективные правомочия в области охраны здоровья, выделены основные подходы в понимании содержания рассматриваемой категории конституционного права.

Ключевые слова: конституция, конституционное регулирование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, совпадающие нормы в области охраны здоровья, государственные гарантии в сфере здравоохранения

Для цитирования: Симкина И. В. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь: конституционные основы правового регулирования в зарубежных государствах // Северо-Кавказский юридический вестник. 2023. № 1. С. 75-80. https://doi.org/10.22394/2074-7306-2023-1-1-75-80

Problems of Constitutional, Administrative and Environmental Law

Original article

THE RIGHT TO HEALTH AND HEALTH CARE: CONSTITUTIONAL BASIS OF LEGAL REGULATION IN FOREIGN COUNTRIES

Irina V. Simkina

Moscow Economic Institute, Moscow, Russia, csoirena@mail.ru

Abstract. The article is devoted to research on the constitutional basis of legal regulation of the right to health and health care in foreign countries of Europe, Asia, South and North America based on the analysis of the constitutions of foreign states has been conducted. The Russian doctrine and foreign experience regarding the methodology and content of the relevant legal impact in the field of healthcare are included. Subjective competencies in the field of health care are investigated, the same standards that have received constitutional recognition in most foreign countries are identified.

Keywords: the Constitution, constitutional regulation, the right to health and health care, the same standards in the field of health protection, state guarantees in the field of health care

For citation: Simkina I. V. The right to health and health care: constitutional basis of legal regulation in foreign countries. North Caucasus Legal Vestnik. 2023;(1):75-80. (In Russ.]. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-1-75-80

В плане научных исследований права на охрану здоровья и медицинскую помощь представляется важным выявление методологии и содержания соответствующего правового воздействия, что обусловлено актуализацией данного вопроса в кругу научного дискурса.

Исследования в сфере здравоохранения на основе сравнительного анализа конституций зарубежных государств отражены в научных трудах А. В. Косолапова, В. С. Маличенко, В. В. Пучковой, В. И. Цергера, Ю. Ю. Швец и др. Так, в частности, А. В. Косолапов проводит

© Симкина И. В., 2023

сравнительно-правовой анализ регулирования платных медицинских услуг в Российской Федерации и зарубежных странах. В. В. Пучкова и В. И. Цергер рассматривают проблемы и перспективы правового обеспечения конституционного права граждан на охрану здоровья на основе зарубежного опыта. Ю. Ю. Швец определяет порядок и основания ограничения конституционного права человека на охрану здоровья в законодательстве ряда зарубежных стран, В. С. Маличенко указывает на формирование международного права здравоохранения [1].

Научные исследования в области охраны здоровья на основе компаративистского подхода представлены и трудами таких зарубежных ученых, как Альтаф Вирани, Элеонора Д. Кинни, Брайан Александр Кларк, Адам М. Уэллстед и др.

Так, Элеонора Д. Кинни исследует положения о здоровье и медико-санитарной помощи в конституциях стран мира. Альтаф Вирани рассматривает проблемные аспекты транснационального здравоохранения [2].

Одним из возможных подходов в научном осмыслении состояния и перспектив правового регулирования в области охраны здоровья является сравнительный анализ конституций государств современного мира и выявление совпадающих норм, регулирующих право на охрану здоровья и медицинскую помощь, в конституциях зарубежных стран.

Предваряя сравнительный анализ конституций зарубежных государств, отметим государства, в которых право на охрану здоровья и медицинскую помощь как основное неотъемлемое право, принадлежащего каждому человеку, имеет конституционное закрепление. В Европе к числу таких государств относятся: Албания, Македония, Испания, Словения, Хорватия, Португалия, Княжество Андорра, Греция (Южная Европа); Украина, Молдавия, Болгария, Чехия, Венгрия, Белоруссия, Польша, Румыния, Словакия, Россия (Восточная Европа); Бельгия, Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Нидерланды, Швейцария (Западная Европа); Латвия, Эстония, Литва (Северная Европа). В Азии - Афганистан, Пакистан, Бутан, Индия, Непал, Бангладеш (Южная Азия); Китай, КНДР, Южная Корея, Вьетнам, Индонезия, Монголия, Япония, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Восточный Тимор, Филиппины (Восточная и Юго-Восточная Азия); Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан (Центральная Азия); Азербайджан, Армения, Иран, Йемен, Бахрейн, Грузия, Ирак, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Сирия (Западная Азия). В Америке - Чили, Перу, Боливия, Уругвай, Аргентина, Бразилия (Южная Америка); Куба, Никарагуа, Гватемала (Северная Америка).

Обратимся к дифференцированному анализу конституций каждого из перечисленных выше государств. Правовое регулирование в сфере здравоохранения закреплено на конституционном уровне в некоторых государствах Южной Европы. Так, Конституцией Республики Албания (ст. 55) предусмотрена равная степень пользования данным правом гражданами Албании, а также право на медицинское страхование [3, с. 190]. Права граждан в области охраны здоровья гарантированы Конституцией Республики Македония (ст. 39), которой закреплено право и обязанность по укреплению собственного здоровья и здоровья других. Конституция Республики Словения (ст. 51) закрепляет права в области охраны здоровья, включая бесплатное медицинское обслуживание и получение бесплатного медицинского пособия [4, с. 439]. Конституцией Республики Хорватия (ст. 58) гарантировано каждому гражданину право на охрану здоровья [4, с. 457]. В Конституции Португалии (ст. 64) предусмотрены нормы в области охраны здоровья. Согласно Конституции данного государства (п. 1 ст. 64) обязанность охраны и укрепления здоровья закреплена за каждым [4, с. 768]. Аналогичным образом осуществляется конституционное регулирование рассматриваемого права в сфере здравоохранения и в Испании (п. 1 ст. 43) [4, с. 59]. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено Конституцией Княжества Андорра (ст. 30) равно как и право пользования социальными пособиями [3, с. 232]. Забота со стороны государства о здоровье граждан гарантировано Конституцией Греции (п. 3 ст. 21) [3, с. 654].

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в ряде государств Восточной Европы. Так, согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 45) за гражданами закреплено право на охрану здоровье и лечение в государственных учреждениях здравоохранения,

которое осуществляется бесплатно [3, с.306]. Определенные права граждан в области общественного страхования и получения социальной помощи закреплены в Конституции Болгарии (ст. 51). На конституционном уровне в данном государстве определены категории лиц, имеющих право на получение такой помощи, так, в частности, лица, которые в силу достижения ими старческого возраста и не имеющие близких, не могут содержать себя сами за счет своего имущества [3, с. 402]. Конституцией Венгерской Республики (§70/Б) предусмотрен максимально высокий уровень физического и духовного здоровья, право на который закреплен за гражданами данного государства и лицами, проживающими на его территории [3, с. 562]. Право на получение минимального уровня государственного медицинского обслуживания гарантировано Конституцией Республики Молдова (ст. 36).

Определенный объем прав в сфере здравоохранения закреплен и в Конституции Польши (ст. 68). Согласно данной статье каждому обеспечивается равный доступ к выплатам на здравоохранение [4, с. 697]. Бесплатное медицинское обслуживание, получение медицинского пособия и охрана здоровья предусмотрены Конституцией Словацкой Республики (ст. 40) [5, с. 122]. Согласно Конституции Украины (ст. 49) охрана здоровья, равно как и получение медицинской помощи и медицинского страхования закреплено за каждым [5, с. 320]. Охрана здоровья, получение бесплатного медицинского обслуживания и медицинского пособия гарантировано Конституцией Чешской Республики (ст. 31) [5, с. 527].

Рассматриваемое право конкретно определено в Конституции Румынии (ст. 34) [5, с. 70] и в Конституции России (ст. 41), согласно которой каждому гарантировано предоставление бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения [6, с. 12].

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь имеет конституционное закрепление и в ряде государств Западной Европы (Бельгия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Швейцария). В частности, право на охрану здоровья и медицинскую помощь включено в п. 2 ст. 23 Конституции Королевства Бельгии, наряду с правом социального страхования, социальную и юридическую помощь [3, с. 344]. Конституцией Лихтенштейна (ст. 26) предусмотрено поддержание и поощрение системы страхования в случаях болезни, инвалидности, старости и пожара [4, с. 378]. Конституция Люксембурга (п. 5 ст. 11) содержит нормы, регулирующие социальное обеспечение, здравоохранение и отдых трудящихся, закрепляет гарантии профсоюзных свобод граждан [4, с. 430]. Конституцией Монако (ст. 26) предусмотрено право на получение помощи государства по безработице, болезни, инвалидности, материнства, старости и др. [4, с. 593]. Конституция Королевства Нидерланды (ст. 22) закрепляет обязанность государства принимать меры, направленные на защиту здоровья населения [4, с. 616]. Согласно Конституции Швейцарской Конфедерации (п. 1Ь ст. 41) каждому гарантировано получение необходимой заботы о его здоровье [5, с. 543].

В Северной Европе определенные права в сфере охраны здоровья закреплены на конституционном уровне в Латвии, Эстонии и Литве. Так, в частности, право на получение медицинского обслуживания предусмотрено Конституцией Латвии (ст. 37) [7, с. 549]. Конституцией Литвы (ст. 53) предусмотрена забота со стороны государства о здоровье людей, по случаю болезни гражданам этого государства предоставляется медицинская помощь и оказание медицинских услуг [7, с. 565]. Конституция Эстонской Республики (§ 28) закрепляет за каждым право на охрану своего здоровья [7, с. 604].

Конституционные нормы в области охраны здоровья находят соответствующее закрепление и в ряде азиатских государств.

Так, согласно Конституции Азербайджанской Республики (ст. 41) каждому предоставляется право на охрану своего здоровья и медицинскую помощь [7, с. 35]. В соответствии с Конституцией Республики Армения (ст. 34) за каждым закреплено право на охрану здоровья, определен порядок предоставления медицинского обслуживания [7, с. 92].

Конституция Грузии (ст. 37) закрепляет право пользоваться страхованием здоровья, получение бесплатной медицинской помощи [7, с. 173]. В соответствии с Конституцией Королевства Бахрейн (п. «а» ст. 8) на конституционном уровне гарантированы забота о здоровье и

предоставление средств для предупреждения заболеваний и лечения [8, с. 26]. Право каждого на получение медицинского обслуживания предусмотрено Конституцией Ирака (ст. 31) [8, с. 199]. В Конституции Исламской Республики Иран (ст. 29) предусмотрено право на получение медицинской помощи за счет социального обеспечения методом страхования или иными способами [8, с. 246]. Конституцией Республики Йемен (ст. 32) здравоохранение, равно как и образование и социальные услуги, определено в качестве основной опоры для строительства и развития общества [8, с. 287]. В Конституции Государства Катар (ст. 23) содержится указание на поощрение со стороны государства развития общественного здравоохранения, обеспечение средствами, направленными на предотвращение эпидемий и болезней, осуществление лечения. Конституцией Государства Кувейт (ст. 15) предусмотрена забота об охране здоровья населения, обеспечение средствами для предупреждения и лечения эпидемий и болезней [8, с. 358]. Конституция Объединенных Арабских Эмиратов (ст. 19) закрепляет право граждан на медицинское обслуживание, предоставление профилактических и лекарственных средств от болезней, эпидемий [8, с. 426]. Королевство Саудовской Аравии заботится о всеобщем здравоохранении, обеспечивает защиту здоровья каждого подданного (ст. 31 Конституции) [8, с. 494]. В соответствии с Конституцией Сирии (п. 2 ст. 46) здоровье граждан защищается и имеет государственное обеспечение средствами защиты, лечения, медицинской помощи [8, с. 526].

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантировано конституциями государств Южной Азии - Афганистан, Бутан, Индия, Пакистан, Непал, Бангладеш. Так, согласно Конституции Исламской Республики Афганистан (п. 1 ст. 52) предусмотрено обеспечение граждан со стороны государства бесплатными средствами профилактики и лечения болезней и медицинскими услугами [9, с. 25]. Конституцией Республики Бангладеш (п. 1 ст. 18) закрепляется за государством рассмотрение решения проблем улучшения питания и совершенствования здравоохранения [9, с. 58]. Конституцией Королевства Бутан (п. 21 ст. 9) регламентировано обеспечение свободного доступа к основным публичным службам здравоохранения [9, с. 144]. Улучшение состояния народного здравоохранения предусмотрено Конституцией Индии (ст. 47) [9, с. 194]. Конституцией Федеративной Демократической Республики Непал (ст. 16) каждому гарантировано право получения базовых бесплатных услуг в сфере государственного здравоохранения [9, с. 546]. Конституцией Республики Пакистан (ст. 24) предусмотрена норма по обеспечению образованием и медицинской помощью [9, с. 627].

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь предусмотрено в конституциях государств Центральной Азии - Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. В частности, согласно Конституции Казахстана (п. 1 ст. 29) «Граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья» [7, с. 209]. Право на охрану здоровья, на бесплатное пользование сетью государственных учреждений здравоохранения предусмотрено и Конституцией Кыргызской Республики1. Конституцией Республики Таджикистан (ст. 38) закреплено право каждого на охрану здоровья, получение бесплатной медицинской помощи; государственные гарантии направленные на оздоровление окружающей среды и развитие физической культуры, спорта, туризма2. Конституция Туркменистана (ст. 33) гарантирует охрану здоровья и бесплатное оказание медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения3. В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан (ст. 40) за каждым закреплено право на получение квалифицированного медицинского обслуживания4.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантировано конституциями отдельных государств Восточной и Юго-Восточной Азии. Так, в частности, право на охрану

1 Конституция Кыргызской Республики 1993 года [Электронный ресурс]. URL: http://online.zakon.ru (дата обращения: 28.02.2023).

2 Конституция Республики Таджикистан 1994 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.president.tj.ru (дата обращения: 28.02.2023).

3 Конституция Туркменистана 1995 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldconstitutions.ru (дата обращения: 28.02.2023).

4 Конституция Республики Узбекистан 1992 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldconstitu-tions.ru (дата обращения: 28.02.2023).

здоровья и медицинскую помощь закреплено Конституцией Королевства Таиланд (Часть 9 «Права на услуги здравоохранения и социальное обеспечение») [10, с.803]. Согласно Конституции Республики Филиппины («О здравоохранении» Раздел 11) государство осуществляет целостный и обоснованный подход в сфере развития здравоохранения, предусматривающий охрану здоровья и социальные услуги [10, с. 964]. Конституцией Республики Восточный Тимор (п. 1 ст. 57 «Здоровье») гарантировано право каждого на охрану здоровья и медицинское обслуживание [10, с. 67]. Граждане Монголии имеют право на охрану здоровья и медицинскую помощь (п. 6 ст. 16 Конституции). Конституцией Республики «Союз Мьянма» (п. «а» ст. 28) предусмотрены гарантии по улучшению здравоохранения [10, с. 557]. Конституцией Королевства Камбоджа (ст. 72) предусмотрены государственные гарантии в отношении здоровья народа [10, с. 192]. В соответствии с Конституцией Социалистической Республики Вьетнам (ст. 61) «Граждане имеют право на охрану здоровья» [10, с. 125]. Согласно Конституции Республики Корея (п. 3 ст. 36) государство охраняет здоровье всех граждан [10, с. 990]. Конституцией КНДР (ст. 72) предусмотрено право граждан на получение бесплатной медицинской помощи [10, с. 280]. В соответствии с Конституцией Республики Индонезия (п. 1 ст. 28Н) граждане данного государства имеют право на жизнь в духовном и физическом благополучии, в здоровом окружении, получение медицинской помощи [10, с. 167].

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь имеет конституционное закрепление в ряде государств Америки. Так, в соответствии с Конституцией Республики Чили (п. 14 ст. 10) «Государство обязано заботиться об общественном здравоохранении и гигиеническом благополучии страны»1. Согласно Конституции Уругвая (ст. 44) государство проявляет заботу об улучшении физического и нравственного состояния, а также социального положения всех жителей страны2. Защита здоровья граждан предусмотрена Конституцией Аргентинской Республики (ст. 42)3. В соответствии с Конституцией Перу (ст. 7) «Любое лицо имеет право на защиту его здоровья, его семьи и сообщества»4. Конституцией Венесуэлы (ст. 83) предусмотрена охрана здоровья граждан как их фундаментальное социальное право5. В Конституции Федеративной Республики Бразилия посвящен отдельный раздел (Раздел II «Здравоохранение») социальным правам граждан и государственным гарантиям в области охраны здоровья6.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантировано конституциями отдельных государств Северной Америки - Куба, Республика Никарагуа и Гватемала. Так, в соответствии с Конституцией Республики Никарагуа (ст. 95) трудящимся гарантируется медицинская помощь, предоставляемая общественными учреждениями, создаваемыми для этой цели7. Согласно Конституции Кубы (ст. 50) «Все имеют право на заботу об их здоровье и на его охрану»8. Конституцией Гватемалы (ст. 41) предусмотрена защита и улучшение здоровья народа, финансирование со стороны государства народного здравоохранения9.

1 Конституция Республики Чили 1925 года [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru (дата обращения: 28.02.2023).

2 Конституция Республики Уругвай 1951 года [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru (дата обращения: 28.02.2023).

3 Конституция Аргентины 1994 года [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru (дата обращения: 28.02.2023).

4 Конституция Перу 1993 года [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru (дата обращения: 28.02.2023).

5 Конституция Венесуэлы 1999 года [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru (дата обращения: 28.02.2023).

6 Конституция Бразилии 1988 года [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru (дата обращения: 28.02.2023).

7 Конституция Республики Никарагуа 1986 года [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru (дата обращения: 28.02.2023).

8 Конституция Кубы 2002 года [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru (дата обращения: 28.02.2023).

9 Конституция Гватемалы 1956 года [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru (дата обращения: 28.02.2023).

В заключение, отметим совпадающие нормы, которые получили конституционное закрепление в большинстве зарубежных государств. К числу таких норм относятся: право на медицинское страхование, право на бесплатное лечение в государственных учреждениях, право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья в процессе труда, право на здоровую окружающую среду, право на достаточный жизненный уровень, право на духовное, нравственное и физическое развитие, право на защиту от проведения медицинских опытов над лицом без его согласия, право на обеспечение здорового вынашивания и рождения детей, право на свободу от физического, психического или иных форм насилия и право на защиту от физической, психической или иных форм эксплуатации.

Список источников

1. Маличенко В. С. Формирование международного здравоохранения // Московский журнал международного права. 2021. № 4. С. 6-20.

2. Virani А., Wellstead А. The north-south policy divide in transnational healthcare: a comparative review of policy research on medical tourism in source and destination countries. Globalization and Health. 2020 Apr. 22; 16 (1):37.

3. Конституции государств Европы: В 3т. Т. 1 / Л. А. Окунькова. М.: НОРМА, 2001. 824 с.

4. Конституции государств Европы: В 3т. Т. 2 / Л. А. Окунькова. М.: НОРМА, 2001. 840 с.

5. Конституции государств Европы: В 3т. Т. 3/ Л. А. Окунькова. М.: НОРМА, 2001. 792с.

6. Конституция Российской Федерации. М.: Проспект, 2023. 82 с.

7. Конституции стран СНГ и Балтии / Г.Н. Андреева. М.: Юристъ, 1999. 640 с.

8. Конституции государств Азии / под общ. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2010. Т. 1. 544 с.

9. Конституции государств Азии / под общ. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2010. Т. 2. 1024 с.

10. Конституции государств Азии / под общ. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2010. Т. 3. 1040 с.

References

1. Malichenko V. S. The rise of International Health Law. Moskovskii zhurnal mezhdunarodnogo prava = Issues of Theory of International Law. 2021;(4):6-20. (In Russ.)

2. Virani А., Wellstead А. The north-south policy divide in transnational healthcare: a comparative review of policy research on medical tourism in source and destination countries. Globalization and Health. 2020; (16):37.

3. Constitutions of the states of Europe: In 3 vol. Vol. 1. L. A. Okunkova. Moscow: NORM; 2001. 824 p. (In Russ.)

4. Constitutions of the states of Europe: In 3 vol. Vol. 2. L. A. Okunkova. Moscow: NORM; 2001. 840 p. (In Russ.)

5. Constitutions of the states of Europe: In 3 vol. Vol. 3. L. A. Okunkova. Moscow: NORM; 2001. 792 p. (In Russ.)

6. Constitution of the Russian Federation. Moscow: Prospect; 2023. 82 p. (In Russ.)

7. Constitutions country CG and Baltii. G. N. Andreeva. Moscow: Lawyer; 1999. 640 p. (In Russ.)

8. Constitutions of the states of Asia: Vol. 1. T. Y. Khabrieva. Moscow; 2010. 544 p. (In Russ.)

9. Constitutions of the states of Asia: Vol. 2. T. Y. Khabrieva. Moscow; 2010. 1024 p. (In Russ.)

10. Constitutions of the states of Asia: Vol. 3. T. Y. Khabrieva. Moscow; 2010. 1040 p. (In Russ.)

Информация об авторе

И. В. Симкина - старший преподаватель кафедры правовых дисциплин Московского экономического института.

Information about the author

I. V. Simkina - Senior Lecturer of the Department of Law of the Moscow Economic Institute.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest

Статья поступила в редакцию 27.02.2023; одобрена после рецензирования 09.03.2023; принята к публикации 10.03.2023.

The article was submitted 27.02.2023; approved after reviewing 09.03.2023; accepted for publication 10.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.