Научная статья на тему 'Конституционное регулирование права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Южной Европе'

Конституционное регулирование права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Южной Европе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА / ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / CONSTITUTION / CONSTITUTIONAL REGULATION / SOCIAL / ECONOMIC AND CULTURAL RIGHTS / RIGHT TO MEDICAL AID AND HEALTH PROTECTION / GOVERNMENT GUARANTEES IN HEALTH CARE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Симкина Ирина Викторовна

Проведен анализ конституций государств Южной Европы (Боснии и Герцеговины, Албании, Республики Кипр, Македонии, Словении, Хорватии, Португалии, Испании, Княжества Андорра, Ватикана, Греции, Мальты). Рассмотрены особенности конституционного регулирования права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Южной Европе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL REGULATION OF THE RIGHT TO MEDICAL AID AND HEALTH PROTECTION IN SOUTHERN EUROPE

The article analyses the constitutions of South European states, such as Bosnia and Herzegovina, Albania, Cyprus, Macedonia, Slovenia, Croatia, Portugal, Spain, Andorra, Vatican, Greece, and Malta. The focus is placed on the countries’ specifics concerning constitutional regulation of the right to medical aid and health protection.

Текст научной работы на тему «Конституционное регулирование права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Южной Европе»

Симкина Ирина Викторовна

аспирант кафедры конституционного (государственного) права юридического факультета Южного федерального университета, csoirena@mail.ru

КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОШЬ В ЮЖНОЙ ЕВРОПЕ

УДК 341.231.14

АННОТАЦИЯ. Проведен анализ конституций государств Южной Европы (Боснии и Герцеговины, Албании, Республики Кипр, Македонии, Словении, Хорватии, Португалии, Испании, Княжества Андорра, Ватикана, Греции, Мальты). Рассмотрены особенности конституционного регулирования права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Южной Европе.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: конституция; конституционное регулирование; социально-экономические и культурные права; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; государственные гарантии в сфере здравоохранения.

©Симкина И.В., 2016

Одним из общепризнанных социально-экономических прав, закрепленных в конституциях современных государств мира, в частности, стран Южной Европы, стало право на охрану здоровья и медицинскую помощь, специфика которого предусматривает наличие определенных государственных гарантий по развитию здравоохранения. В качестве таких гарантий могут выступать обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; государственный контроль над медицинскими учреждениями, производством лекарственных средств, торговлей ими, защитой генотипа; ответственность должностных лиц за сокрытие информации, представляющей опасность для жизни и здоровья людей, и другие [1, с. 21]. Отсутствие государственных гарантий по развитию здравоохранения и их конституционного закрепления означает формализм такой категории, как социально-экономические права и свободы человека и гражданина.

В последние годы проблема конституционного регулирования права на охрану здоровья и медицинскую помощь в России и зарубежных странах приобретает актуальность, в связи с чем представляется необходимым провести срав-

нительный анализ конституций некоторых европейских государств (Боснии и Герцеговины, Албании, Республики Кипр, Македонии, Словении, Хорватии, Португалии, Испании, Княжества Андорра, Ватикана, Греции, Мальты) и рассмотреть особенности конституционного регулирования права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Южной Европе.

Обратимся к Конституции одного из государств Южной Европы — Республики Босния и Герцеговина. Права человека и основные свободы закреплены в статье II Конституции, согласно которой к таковым относятся: право на жизнь, право не подвергаться пыткам или бесчеловечному или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; право на свободу и личную неприкосновенность; право не содержаться в рабстве или в подневольном состоянии и не принуждаться к принудительному или обязательному труду; право на неприкосновенность личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции; право на справедливое, совести, религии; свобода мирных собраний и свобода ассоциации с другими; свобода выражения мнения; право на имущество; право на образование; право вступать в брак и основывать семью; право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства [2, с. 432]. В пункте 3 статьи 2 Конституции перечень прав не содержит право на охрану здоровья и медицинскую помощь, что позволяет говорить об отсутствии конституционного регулирования общих норм права в сфере здравоохранения в Республике Босния и Герцеговина.

Нормы права на охрану здоровья и медицинскую помощь отсутствуют и в Конституции Республики Кипр. Согласно статьи 9 части II «Основные права и свободы» Конституции граждане Кипра имеют право на достойный уровень жизни и социальное обеспечение. Законом предусмотрены защита трудящихся, помощь бедным, система социального страхования, однако Конституцией Республики Кипр не регламентировано право на охрану здоровья и медицинское обслуживание, равно как и государственные обязанности по развитию здравоохранения [3, с. 212].

Конституция Албании, напротив, детально фиксирует основные права и свободы человека, к числу которых относятся и экономиче-

ские, социальные и культурные права и свободы (глава IV Конституции). Право на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в статье 55 Конституции, которая предусматривает равную степень пользования правом на охрану здоровья гражданами Албании, право на медицинское страхование в соответствии с процедурой, установленной законом. Государственные гарантии по развитию здравоохранения содержатся в пунктах «Ь> и «)» статьи 59 Конституции Албании, которые представлены следующими социальными целями: заботой и помощью престарелым, сиротам, инвалидам; развитием спорта и восстановительных мероприятий; оздоровительной реабилитацией и специализированным обучением, объединением в общество нетрудоспособных людей, а также постоянным улучшением условий их образа жизни [2, с. 190].

Гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь Конституцией Македонии (статья 39 Конституции). Граждане также имеют право и обязанность, заключающуюся в укреплении своего собственного здоровья и здоровья других. Статьей 43 Конституции Македонии предусмотрено право на здоровую окружающую среду, но прямого указания на обязанности государства по развитию здравоохранения данная Конституция не содержит [3, с. 439].

Конституция Словении закрепляет право на охрану здоровья и медицинскую помощь [4, с. 121]. Так, статьей 51 Конституции регламентировано право каждого на охрану здоровья. Граждане Словении на основе медицинского страхования имеют право на бесплатное медицинское обслуживание и на медицинское пособие на условиях, установленных законом. К числу государственных гарантий в сфере здравоохранения, закрепленных данной Конституцией, относятся: организация обязательного медицинского, пенсионного, в случае инвалидности и иного социального страхования; особая защита ветеранов войны и жертв военного насилия (статья 50); защита от принудительного лечения (статья 51); гарантированное социальное обеспечение и адаптация к труду инвалидов (статья 52).

Нормы права на охрану здоровья и медицинскую помощь содержатся в Конституции Республики Хорватия. Статья 58 данной Кон-

КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ .

55

ституции гарантирует право на охрану здоровья каждому гражданину [4, с. 457], В целях реализации определенных социальных прав граждан на государство возлагаются такие обязанности, как защита инвалидов и их вовлечение в общественную жизнь; защита семьи, материнства, детства, молодежи; создание социальных, культурных, материальных и иных условий, способствующих осуществлению права на достойную жизнь и другие. Отдельно, в статье 69 Конституции Республики Хорватия предусмотрено право каждого на ведение здорового образа жизни и гарантирование государством обеспечения права граждан на здоровую окружающую среду Согласно указанной выше статье, граждане, государственные, публичные и хозяйственные органы и объединения сохраняют обязанность проявлять особую заботу о защите здоровья людей, природы и окружающей среды в пределах своих полномочий [4, с. 459].

В конституции Княжества Андорра находит отражение отдельная глава, регулирующая второе поколение прав (глава V «Экономические, социальные и культурные права и принципы»). Данной главой предусмотрены такие права, как право частной собственности и наследования (статья 27 Конституции Княжества Андорра), право на свободное предпринимательство (статья 28 Конституции Княжества Андорра), право на труд (статья 29 Конституции Княжества Андорра) и другие социально-экономические и культурные права. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в статье 30 Конституции Княжества Андорра. Согласно статьи 30 указанной выше Конституции, «право на защиту здоровья признается так же, как и пользование социальными пособиями для удовлетворения иных потребностей» [2, с. 232]. С этой целью государство обеспечивает систему социального страхования. В отношении социально-экономических и культурных прав Конституцией Княжества Андорра четко обозначены рамки законодательства и деятельности органов государственной власти в этой сфере. Что касается непосредственно государственных институтов, то апеллирование к этим правам допускается в пределах и на условиях, установленных законом.

Конституция Португалии содержит широкий перечень прав граждан в экономической, социальной и культурных сферах. Социальные

права и обязанности закреплены в главе 2 раздела III «Социально-экономические права и обязанности, обязанности в области культуры» Конституции. К числу таких прав относятся такие права, как право на социальное обеспечение (статья 63), право жить в человеческой здоровой среде, в условиях экологического равновесия (статья 66), право престарелых граждан на материальную обеспеченность (статья 72) и другие социальные права. Отдельная статья Конституции Португалии регламентирует политику государства в сфере здравоохранения. Согласно пункту 1 статьи 64 вышеуказанной Конституции, «все имеют право на охрану здоровья и обязаны его охранять и укреплять» [3, с. 768]. В пункте 2 данной статьи перечислены условия реализации права на охрану здоровья: посредством универсальной общенациональной службы здравоохранения; а также созданием экономических, социальных, культурных и экологических условий, которые обеспечивают защиту детей, молодежи и престарелых граждан, и систематическим улучшением условий жизни и труда; содействием физической культуре и спорту в учебных заведениях и обществе в целом; путем развития санитарного просвещения и практикой ведения здорового образа жизни. Правовые гарантии государства в сфере регулирования права на охрану здоровья и медицинскую помощь выражаются в обеспечении рационального и эффективного размещения медицинских учреждений и персонала по всей стране («Ь» пункт 3 статья 64); гарантированное™ права всех граждан на профилактическое обследование, лечение и восстановление здоровья, независимо от их материального положения («а» пункт 3 статья 64); ориентирование на социализацию расходов на здравоохранение и фармацевтику («с» пункт 3 статья 64); упорядоченность и контроль предпринимательской и частной деятельности в области медицины («d» пункт 3 статья 64); упорядоченность и контроль производства, торговли и использования химических, биологических и фармацевтических изделий, равно как и других средств лечения и диагностики («е» пункт 3 статья 64). В пункте 4 статьи 64 Конституции Португалии закреплены основные начала, на которых строится управление национальной службой здравоохранения: участие и децентрализация.

Аналогичным образом осуществляется конституционное регулирование права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Испании. Содержание конституционных прав и свобод и их перечень вполне соответствуют общепринятому в практике западноевропейских государств. Специфика Конституции Испании заключается в особом порядке последовательности изложения, который определяется не содержанием прав (политические, социально-экономические), как в большинстве иных конституций: в качестве критерия избран уровень правовой защиты. Согласно пункту 1 статьи 43 главы третьей «Об основополагающих принципах социально-экономической политики» Конституции Испании, право на охрану здоровья признается. Государственными гарантиями по развитию здравоохранения являются организация и руководство общественным здравоохранением посредством проведения профилактических мер, а также оказания необходимых услуг и помощи (пункт 2 статья 43); развитие санитарного просвещения, физической культуры и спорта (пункт 3 статья 43); содействие правильному использованию досуговой деятельности (пункт 3 статья 43) [3, с. 59].

Основные социально-экономические права и свободы человека и гражданина, в том числе право на охрану здоровья и медицинскую помощь, закреплены в части второй «Личные и социальные права» Конституции Греции. Пункт 3 статьи 21 данной Конституции гарантирует заботу государства о здоровье граждан. К обязанностям государства по развитию здравоохранения относится принятие специальных мер, которые направлены на защиту молодости, старости, инвалидности, а также на помощь нуждающимся [2, с. 654]. Кроме того, государство обязано: охранять семью, брак, материнство и детство; проявлять особую заботу о многодетных семьях, инвалидах войны, а также о больных, страдающих неизлечимыми физическими и душевными болезнями (пункт 2 статья 21).

Ватикан не имеет кодифицированной Конституции. Ее образуют шесть конституционных актов, утвержденных и промульгирован-ных понтификом вскоре после ратификации Латеранских соглашений — 7 июня 1929 года и политический договор между Святым престолом и Италией 1929 года [2, с. 448]. Указанные

выше конституционные акты представлены Основным законом Государства, Законом об источниках права, Законом о праве гражданства и праве пребывания, Законом об административном устройстве, Законом об экономической, торговой и профессиональной организации и Законом об общественной безопасности. Анализ данных законов позволяет говорить об отсутствии общих норм, регулирующих право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Ватикане. Тем не менее статья 1 Закона об общественной безопасности предусматривает наряду с такими обязанностями государства перед гражданами, как наблюдение за поддержанием общественного порядка, безопасностью граждан, неприкосновенностью их личности, охраной их собственности, защитой имущества, и защиту общественной гигиены, последняя является государственной гарантией по развитию здравоохранения.

Не содержит права на охрану здоровья и медицинскую помощь и Конституция Мальтийской Республики, несмотря на отдельную главу IV «Основные права и свободы личности», в которой наряду с политическими находят закрепление и социально-экономические права и свободы человека и гражданина [3, с. 479].

Таким образом, анализ конституций государств Южной Европы (Боснии и Герцеговины, Албании, Республики Кипр, Македонии, Словении, Хорватии, Португалии, Испании, Княжества Андорра, Ватикана, Греции, Мальты) позволяет прийти к выводу о том, что право на охрану здоровья и медицинскую помощь конституционно закреплено не во всех перечисленных выше государствах. Такими государствами являются Босния и Герцеговина, Кипр, Ватикан и Республика Мальта, их конституции не содержат общих норм права, регулирующих права граждан и государственные гарантии в сфере здравоохранения.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в качестве основного неотъемлемого права, принадлежащего каждому человеку, признается следующими государствами Южной Европы: Албанией, Македонией, Словенией, Хорватией, Португалией, Испанией, Княжеством Андорра и Грецией, что регламентировано конституциями данных государств. Наряду с правом на охрану здоровья и медицинскую помощь, включая бесплатное лечение

КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ .

57

в государственных учреждениях здравоохранения, гарантировано право на общественное страхование и социальную помощь конституциями Албании, Словении, Княжества Андорра, Португалии, Греции.

К числу государственных гарантий по развитию здравоохранения, закрепленных конституциями государств Южной Европы, относятся: забота и помощь престарелым, сиротам, инвалидам (конституции Албании, Словении, Португалии, Греции); особая защита ветеранов войны и жертв военного насилия (конституции Словении, Греции); охрана семьи, материнства и детства (конституции Хорватии, Португалии, Греции); особая забота о больных, страдающих неизлечимыми физическими и душевными болезнями (Конституция Греции); развитие физической культуры и спорта (конституции Албании, Португалии, Испании); совершенствование охраны труда (конституции Словении, Португалии); осуществление мер по оздоровлению окружающей среды (конституции Македонии, Хорватии, Португалии); систематическое улучшение условий жизни (конституции Хорватии, Португалии); защита от принудительного лечения (Конституция Словении); развитие санитарного просвещения (конституции Португалии, Испании); содействие правильному использованию досуговой деятельности (Конституция Испании); организация и руководство общественным здравоохранением посредством проведения профилактических мер (конституции Португалии,

Испании); ориентирование на социализацию расходов на здравоохранение и фармацевтику (Конституция Португалии); упорядоченность и контроль предпринимательской и частной деятельности в области медицины (Конституция Португалии); упорядоченность и контроль производства, торговли и использования химических, биологических и фармацевтических изделий, равно как и других средств лечения и диагностики (Конституция Португалии).

В заключение отметим, что конституции государств Южной Европы не содержат таких государственных гарантий, как обеспечение санитарно-эпидемического благополучия и ответственность за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, закрепленных в конституциях государств Восточной Европы, в частности, в статье 41 Конституции Российской Федерации [5, с. 12].

Литература

1. Коняев С.А. Обеспечение транспортной безопасности в системе гарантий конституционного права на жизнь: автореф. ... канд. юр. наук. Воронеж, 2013.

2. Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 1 / Л.А. Окунькова. М.: Норма, 2001.

3. Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 2 / Л.А. Окунькова. М.: Норма, 2001.

4. Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 3 / Л.А. Окунькова. М.: Норма, 2001.

5. Конституция Российской Федерации. Ростов н/Д: Ростовкнига, 2015.

CONSTITUTIONAL REGULATION OF THE RIGHT TO MEDICAL AID AND HEALTH PROTECTION IN SOUTHERN EUROPE

Simkina, Irina V., Postgraduate Student, State (Constitutional) Law Chair, Law Faculty, Southern Federal University

ANNOTATION. The article analyses the constitutions of South European states, such as Bosnia and Herzegovina, Albania, Cyprus, Macedonia, Slovenia, Croatia, Portugal, Spain, Andorra, Vatican, Greece, and Malta. The focus is placed on the countries' specifics concerning constitutional regulation of the right to medical aid and health protection.

KEYWORDS: constitution; constitutional regulation; social, economic and cultural rights; right to medical aid and health protection; government guarantees in health care.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.