Право на конституционную правовую идеологию государства
Мельников Виктор Юрьевич
доктор юридических наук
доцент, кафедра муниципального права и природоохранного законодательства, Южный федеральный
университет
344016, Россия, Ростовская область, г. Ростов-на-Дрну, ул. Таганрогская, 112, оф 1
Статья из рубрики "Человек и государство"
Аннотация. Предмет исследования - конституционное право в вопросах, связанных с необходимостью формирования государственной правовой идеологии. В работе рассмотрены актуальные и важные проблемы, возникающие в связи с необходимостью формирования государственной правовой идеологии в форме конституционной правовой идеологии, стоящей на защите прав и свобод человека и гражданина. Объектом исследования являются урегулированные правом общественные отношения,
возникающие в сфере конституционного права. Особое внимание уделяется вопросу о том, что в юридической науке отсутствует единый подход к проблеме существования государственной идеологии в Российской Федерации. Методологической базой исследования является диалектический метод познания социальных и правовых явлений и понятий в их развитии и взаимообусловленности. В процессе работы также применялись общие и специально-научные методы научного познания: историко-правовой, системный, сравнительно-правовой, статистический, конкретно-
социологический, формально-логический и другие. Основными выводами и новизной про в е де нно г о ис с ле дов а ния я в ля ютс я , по мне нию а в то ра , по ло ж е ния о то м, ч то в России допустимо существование обязательной конституционной идеологии государства, функционирующей в рамках правового поля, не нарушающей прав, свобод и законных интересов других лиц и направленной на реализацию нужд и потребностей многонационального народа Российской Федерации. Она может быть не только основой национальной идеи, но должна служить средством объединения социальных групп и индивидов для решения общенациональных целей и задач.
Ключевые слова: конституционная правовая идеология, обеспечение прав человека, конституция, национальная идея, государственная идеология, конституции зарубежных стран, конституционные нормы, идеологическое многообразие, основы конституционного строя, конституционно-правовое регулирование
DOI: 10.7256/2409-7136.2016.3.18303
Конституционные права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность публичной власти. Есть основание устранение правовой неопределенности, неточности в уже действующих нормах права, касающихся обеспечения прав и свобод человека. Н.А. Гредескул отмечал, что «должен наступить
совершенно особенный умственный процесс: заполнение пробелов в праве ... » [1, с-1391. На переднем плане развития общества должны стоять гарантии прав и свобод человека,
в первую очередь со стороны тех лиц, которые наделены властью ———113-127]. Необходимо повышения уровня гарантированности правового положения человека и
гражданина Г4, c- 79-861.
Конституций зарубежных стран подробно регулируют права и свободы человека и
гражданина. Г5, c- 59-601. Так в Основном законе ФРГ 1949 г. допустимые ограничения
законом конкретного права человека указаны в каждой статье, его гарантирующей. c. 1211
Поскольку Конституция РФ должна обеспечивать закрепляемые ею основы конституционного строя, она устанавливает границы признаваемых прав Г7, Ci 31.
Порой конституционные принципы могут вступать в коллизию с интересами государства, общества, человека. Например, в соответствии со статьей 13 Конституции РФ «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Многие исследователи считают, что данный принцип не соответствует интересам государства с точки зрения оптимальной системы управления общественными
отношениями и современными требованиями к усилению централизации Г8, Ci—20-251. Другие считают, что Конституция РФ, декларируя идеологическое и политическое многообразие, не устанавливает запрета на существование общей национальной идеи, которая может стать предметом идеологии политических и гражданских институтов Г9, Ci
3-61. Обосновывают мнение, что: «идеология российского конституционализма как государственная исходит из положений Конституции РФ, потому что в основе этой идеологии лежат идеологические, т.е. определяющие, в рамках конституционного процесса, интересы государственной власти ценности: власть народа и для народа, федерализм, верховенство права, верховенство прав человека и гражданина, внерелигиозная государственность, которые и определяют систему ценностей рассматриваемой идеологии, где системообразующей и интегрирующей ценностью выступает конституционная государственность» Г10, Ci 18-201.
С.В. Хачанян отмечает, что запрет на обязательную идеологию обоснован, и никакие интересы государства не должны вести к его пересмотру. Для наличия стройной системы права, четко функционирующего механизма правового регулирования, национальной безопасности централизованная власть с принудительной иерархией ценностей и идеалов предпочтительней идеи политической свободы и самоопределения каждого человека в вопросах нравственности и политической культуры. В интересах каждого человека, как показывает опыт СССР, сохранение свободы слова и политического
плюрализма, гарантирующего невозможность установления тоталитарного режима Г11, c' 62-631.
Поскольку конституционные нормы носят учредительный характер, определяют ключевые принципы построения и функционирования государства, и его политической системы, их содержание всегда контролируется государственным аппаратом. Полного отсутствия противоречий между позитивным и естественным конституционным правом не достигают даже самые развитые демократические государства. Н.М. Коркунов отмечает: «Законы могут и расходиться с народным правосознанием, могут и противоречить ему. В государствах, население которых состоит из различных, еще не объединенных совместной политической жизнью национальностей, такое противоречие какому-нибудь из существующих в государстве народных правосознаний является даже
необходимостью» [12, с- 387].
Следует отметить, что идеологическое многообразие как одна из основ конституционного строя Российской Федерации не только пронизывает все сферы общественной жизни, ряд прав и свобод человека и гражданина, но и тесно связано с иными основами конституционного строя Российской Федерации.
Какова роль человека в современном обществе, государстве. Какова роль конституционной идеологии в современном обществе? Нужна ли такая идеология государству, обществу, личности?
Россиянам никто не объяснил - какое общество они строят? Если социально ориентированное, то почему такой разрыв между богатыми и бедными? Власть должна принять такие меры, чтобы многим олигархам, чиновникам ничего не оставалась, как быть патриотичными. Продолжая непатриотичную социально-экономическую политику, мы уподобимся библейскому дому на песке. А дом должен стоять на камнях. Наши краеугольные камни: патриотизм, ответственность государства и бизнеса перед народом, социальная справедливость и народность.
В России всё чаще звучит вопрос: а почему нам всё время что-то и кто-то мешает? Почему буксует демократия, не идут реформы, падает экономический рост? Кто виноват? Почему мы перестали производить нобелевских лауреатов? Почему наша высшая школа так скромно смотрится в мировых рейтингах? Почему всё чаще падают ракеты? Наши юные математики, занимавшие в былые годы первые места в международных соревнованиях, в этом году скатились на восьмое место. В чём дело? Народ обленился и опустил руки? Власть ушла на бессрочные каникулы?
Как справедливо отмечает К.М. Исаева, в теории и на практике до сих пор существует ряд спорных неразрешенных вопросов как в сфере конституционно-правового регулирования идеологического многообразия, так и в области реализации данного конституционного принципа на практике. В юридической науке отсутствует единый подход к проблеме существования государственной идеологии в Российской Федерации. Очевидно, что обязательной только государственной идеологии в условиях провозглашенного идеологического многообразия быть не может, но дискуссионным остается вопрос о возможности существования в условиях идеологического многообразия и, соответственно, в условиях свободной и равной конкуренции идей,
концепций, теорий в обществе, конституционной правовой идеологии [13, Сш 3].
Как известно, идеология является неотъемлемым атрибутом каждого государства, несмотря на отсутствие нормативного закрепления положений об этом в основных законах в одних странах (Соединенные Штаты Америки, Российская Федерация) и установления обязательной государственной идеологии в других (Северная Корея, Куба). Государство не может жить без ясной идеологии, как человек не может жить без души. В экономике любого государства, например, присутствует элемент планирования, сама «мохнатая рука рынка», как считают либералы, ничего не определяет.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Конституции Российской Федерации никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Главы 1, 2 и 9 «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» не могут быть изменены парламентом, а только путем пересмотра всей Конституции РФ. В этом случае по решению не менее 3/5 от общего числа депутатов Госдумы и Совета Федерации
созывается Конституционное Собрание.
По мнению автора, в России допустимо существование обязательной конституционной идеологии государства, функционирующей в рамках правового поля, не нарушающей прав, свобод и законных интересов других лиц и направленной на реализацию нужд и потребностей многонационального народа Российской Федерации. Она может быть не только основой национальной идеи, но должна служить средством объединения социальных групп и индивидов для решения общенациональных целей и задач. Проводником вышеуказанных идеологических воззрений, существующих в обществе, являются органы государственной власти. Это выражается в деятельности политических партий при выдвижении своих сторонников в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления, прежде всего, путем активного участия в из б ира те льных ка мпа ния х.
Положения части 2 статьи 13 Конституции Российской Федерации не только не отрицают возможности существования консолидирующей идеологии, но и, напротив, задают систему координат, в рамках которых могут существовать различные типы идеологий до тех пор, пока не выйдут за правовые пределы их осуществления. Запрет не относится к конституционной правовой идеологии в силу общегосударственной природы и общеобязательного характера самой Конституции Российской Федерации. Существование той или иной идеологии возможно лишь в рамках конституционно закрепленной правовой идеологии, сущность которой заключается в соблюдении баланса конституционных ценностей, интересов общества, государства и личности.
Главным ориентиром для формирования российской конституционной правовой идеологии должны стать права, свободы и законные интересы граждан Российской Федерации, что непосредственно вытекает из системного толкования статей 2 и 13 Конституции Российской Федерации, определяющих права и свободы личности высшей ценностью и гарантирующих идеологическую свободу всем и каждому.
Конституционная правовая идеология должна быть направлена на обеспечение преемственности государственной власти, а также оказывать влияние на концепцию реализации тех или иных функций государства. Соответственно, четко определенная конституционная правовая идеология, сосредоточенная на соблюдении и реализации прав, свобод и законных интересов граждан России, будет способствовать стабильности в государстве и обществе, выступать важным инструментом государственного строительства, гарантией обеспечения устойчивости правовой системы, единообразной правоприменительной практики и др.
Таким образом, конституционная правовая идеология - система конституционных ценностей, основанная на признании личности, ее прав и свобод высшей ценностью и признающая за ней право на идеологическое многообразие, защиту интересов государства. Это вытекающие из смысла и содержания норм Конституции Российской Федерации воззрения, идеи, представления о базовых основах существования, взаимодействия и развития общества и государства в условиях становления правового, демократического государства.
Библиография
1. Гредескул Н.А. К учению об осуществлении права. Интеллектуальный процесс, требующийся для осуществления права.-Харьков:1900.-С.139,144,159.
2. Бондарь Н.С. Конвенционная юрисдикция Европейского суда по правам человека в соотношении с компетенцией Конституционного суда РФ // Журнал российского
права. - 2006. - № 6 - С. 113-127.
3. Постановление Конституционного суда РФ № 10-П/2010 от 21.04.2010 «По делу о проверке конституционности части первой статьи 320, части второй статьи 327 и статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Е.В. Алейниковой и общества с ограниченной ответственностью «Три К» и запросами Норильского городского суда Красноярского края и Центрального районного суда города Читы» // «Российская газета». - 2010.
- № 103.
4. Лафитский В.И. Сумерки права: семь грехов правотворчества // Адвокат. - 2006. -№ 2. - С. 79-86; Конституции государств Азии : в 3 т. / под ред. Т.Я. Хабриевой. -М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - М.: Норма, 2010. -Т. 3. - С. 59-60, 168.
5. Конституции государств Азии : в 3 т. / под ред. Т.Я. Хабриевой. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - М.: Норма, 2010. -Т. 3. - С. 59-60, 168.
6. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия: учебное пособие / (сост. сб., пер., авт. введ. и вступ. ст. В.В. Маклаков). 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - С. 121.
7. Шайо А. Самозащита конституционного государства // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. - М., 2004. - № 2. - С. 3.
8. Овчинников А.И. Идеология российской государственности в контексте модернизации: базовые ценности и приоритеты // Северо-кавказский юридический вестник. 2012. №1. С.20-25.
9. Хорунжий С.Н. Конституционная идеология как элемент правовой среды // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 10. С. 3 - 6.
10. Поярков С.Ю. Ценностные основания идеологии российского конституционализма // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 6. С. 18 - 20.
11. Хачанян С.В. Конституционные коллизии в Российской Федерации.: дисс. ... канд.юрид. наук. - Ростов- на-Дону, 2015. С. 62-63.
12. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права / Н. М. Коркунов; [сост., автор вступ. ст., коммент. А. Н. Медушевский]. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. С. 387.
13. Исаева К.М. Идеологическое многообразие как основа конституционного строя РФ: автореф. дис....канд.юрид.наук / - Махачкала, 2015. - С.3/
References (transliterated)
1. Gredeskul N.A. K ucheniyu ob osushchestvlenii prava. Intellektual'nyi protsess, trebuyushchiisya dlya osushchestvleniya prava.-Khar'kov:1900.-S.139,144,159.
2. Bondar' N.S. Konventsionnaya yurisdiktsiya Evropeiskogo suda po pravam cheloveka v sootnoshenii s kompetentsiei Konstitutsionnogo suda RF // Zhurnal rossiiskogo prava.
- 2006. - № 6 - S. 113-127.
3. Postanovlenie Konstitutsionnogo suda RF № 10-P/2010 ot 21.04.2010 «Po delu o proverke konstitutsionnosti chasti pervoi stat'i 320, chasti vtoroi stat'i 327 i stat'i 328 Grazhdanskogo protsessual'nogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii v svyazi s zhalobami grazhdanki E.V. Aleinikovoi i obshchestva s ogranichennoi otvetstvennost'yu «Tri K» i zaprosami Noril'skogo gorodskogo suda Krasnoyarskogo kraya i Tsentral'nogo raionnogo suda goroda Chity» // «Rossiiskaya gazeta». - 2010. - № 103.
4- Lafitskii V.I. Sumerki prava: sem' grekhov pravotvorchestva // Advokat. - 2006. - № 2.
- S. 79-86; Konstitutsii gosudarstv Azii : v 3 t. / pod red. T.Ya. Khabrievoi. - M. : Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Rossiiskoi Federatsii. - M.: Norma, 2010. -T. 3. - S. 59-60, 168.
5. Konstitutsii gosudarstv Azii : v 3 t. / pod red. T.Ya. Khabrievoi. - M.: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Rossiiskoi Federatsii.
- M.: Norma, 2010. -T. 3. - S. 59-60, 168.
6. Konstitutsii zarubezhnykh gosudarstv: Velikobritaniya, Frantsiya, Germaniya, Italiya, Soedinennye Shtaty Ameriki, Yaponiya, Braziliya: uchebnoe posobie / (sost. sb., per., avt. vved. i vstup. st. V.V. Maklakov). 7-e izd., pererab. i dop. - M.: Volters Kluver, 2010. - S. 121.
7. Shaio A. Samozashchita konstitutsionnogo gosudarstva // Konstitutsionnoe pravo: vostochnoevropeiskoe obozrenie. - M., 2004. - № 2. - S. 3.
8. Ovchinnikov A.I. Ideologiya rossiiskoi gosudarstvennosti v kontekste modernizatsii: bazovye tsennosti i prioritety // Severo-kavkazskii yuridicheskii vestnik. 2012. №1. S.20-25.
9. Khorunzhii S.N. Konstitutsionnaya ideologiya kak element pravovoi sredy // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2014. № 10. S. 3 - 6.
10. Poyarkov S.Yu. Tsennostnye osnovaniya ideologii rossiiskogo konstitutsionalizma // Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo. 2013. № 6. S. 18 - 20.
11. Khachanyan S.V. Konstitutsionnye kollizii v Rossiiskoi Federatsii.: diss. ...kand.yurid. nauk. - Rostov- na-Donu, 2015. S. 62-63.
12. Korkunov N. M. Lektsii po obshchei teorii prava / N. M. Korkunov; [sost., avtor vstup. st., komment. A. N. Medushevskii]. M.: Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN), 2010. S. 387.
13. Isaeva K.M. Ideologicheskoe mnogoobrazie kak osnova konstitutsionnogo stroya RF: avtoref. dis....kand.yurid.nauk / - Makhachkala, 2015. - S.3/