Научная статья на тему 'ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
304
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ЗАЩИТА ПРАВ / СВОБОД И ИНТЕРЕСОВ / СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ / ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ / CONSTITUTIONAL LAW / LEGAL INFORMATION / PROTECTION OF RIGHTS / FREEDOMS AND INTERESTS / SOCIAL PHENOMENON / ACCESS TO INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевцова Юлия Игоревна

Данная статья посвящена вопросу исследования исторического и теоретического аспекта права на информацию в России. Анализируется российское законодательство. Отмечается, что право на информацию возникает в период научно-технического прогресса и развития общества. В рамках данной статьи рассматриваются проблемы в области права на информацию, а также тенденции прогресса законодательного регулирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шевцова Юлия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHT TO INFORMATION IN THE RUSSIAN FEDERATION: THE HISTORICAL AND THEORETICAL ASPECT

This article is devoted to the study of historical and theoretical aspect of the right to information of Russian. Russian legislation are analyzed. It is noted that the right to information arises in the period of scientific-technical progress and development of society. In this article we consider the issue of the right to information, as well as patterns of progress in the legislative regulation

Текст научной работы на тему «ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

gs4 права человека ^d

УДК 342.72/.73 ШЕВЦОВА Юлия Игоревна,

ББК 67.400.3 аспирантка кафедры

конституционного права им. Н.В. Витрука ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

e-mail: juliaishevtsovai@mail.ru

ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу исследования исторического и теоретического аспекта права на информацию в России. Анализируется российское законодательство. Отмечается, что право на информацию возникает в период научно-технического прогресса и развития общества. В рамках данной статьи рассматриваются проблемы в области права на информацию, а также тенденции прогресса законодательного регулирования.

Ключевые слова: конституционное право, правовая информация, защита прав, свобод и интересов, социальное явление, доступ к информации.

SHEVTSOVA Yulia Igorevna,

post-graduate student of the Vitruk Department of Constitutional Law of the Russian state University of justice

THE RIGHT TO INFORMATION IN THE RUSSIAN FEDERATION: THE HISTORICAL AND THEORETICAL ASPECT

Annotation. This article is devoted to the study of historical and theoretical aspect of the right to information of Russian. Russian legislation are analyzed. It is noted that the right to information arises in the period of scientific-technical progress and development of society. In this article we consider the issue of the right to information, as well as patterns of progress in the legislative regulation.

Key words: Constitutional Law, legal information, the protection of rights, freedoms and interests, social phenomenon, access to information.

Термин «информация» произошел от латинского слова тГогтаШ, что означает пояснение, изложение, оповещение, и относится к познавательно-коммуникативной сфере человеческой деятельности. Информация представляет собой совокупность сведений, о каких-либо фактах или событиях, а именно - обозначение меры количественного измерения снятой неопределённости при получении сведений, распространяемых по техническим каналам связи безотносительно к содержанию этих сведений [1].

Впервые право на информацию в системе права возникло в результате его закрепления за человеком и гражданином через правовые акты, начало активное развитие в период научно-технического прогресса, развития общества, кибернетики и внедрения автоматизированных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3• 2019

систем. Первоначально рассматривалось как производное право и исходит из закрепленного права на свободу убеждений и свободу их выражений, любыми средствами и независимо от государственных границ.

Право на информацию занимает важное место в жизнедеятельности человека и государства как юридическая категория, которая содержит правовые механизмы осуществления прав и обязанностей, охватывает ряд прав человека, которые связанны с самореализацией. конституционное закрепление права на информацию, реализуется свобода гражданина, расширяются информационные отношения между человеком и государством.

Советский специалист в области информатизации общества А.И. Ракитов считает, чтобы человек мог обладать свободой, он должен быть

свободен в политическом и юридическом смысле, свободен нравственно и иметь доступ ко всем видам информации [2].

В России право на информацию как самостоятельное право человека не выделялось и не признавалось. Следует отметить, что 70% нормативно-правовых актов, которые затрагивают права и свободы граждан в СССР, носили закрытый характер, впоследствии человек был лишен возможности осуществлять свои конституционные права в полном объеме, осложнялось обжалование неправомерных действий государственных органов и должностных лиц [3].

В первую очередь, помимо государственных интересов страны, огромное значение имеет обеспечение прав и свобод граждан в информационной области. В Конституции СССР 1977 г. и в Конституции РСФСР 1978 г. право на информацию реализовывалось косвенно, посредством иных демократических прав и свобод, таких как свобода слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, права на участие в государственном управлении, внесении предложений в государственные и общественные органы об улучшении их деятельности, а также через закрепленные на конституционном уровне личные права на тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, право на образование, пользование достижениями культуры.

В 1991 г. Верховным Советом РСФСР была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, которая провозглашала свободу слова, а также свободу получения и распространения информации, без вмешательства государственных органов [4].

В Российской Федерации впервые было зафиксировано право на информацию в Конституции 1993 г., оно стало одним из существенных институтов российского права. Именно в Конституции РФ прямо закреплена возможность ознакомления с документами и материалами, которые касаются прав и свобод граждан. По мнению С.Н. Шевердяева, при реализации данного права, путем взаимодействия человека и государства, по инициативе человека, раскрывается существенная характеристика демократического государства, что подтверждает гибкость и современность деятельности государственных органов [5].

В 1993 г. в Докладе о соблюдении прав человека и гражданина в Российской Федерации была затронута проблема о том, что «до последнего времени не прекращались попытки законодательной и исполнительной властей по ограничению свободы деятельности средств массовой информации и, соответственно, конституцион-

ного права гражданина на получение информации» [6].

В ч. 4 ст. 29 Конституции РФ закреплено субъективное право человека на информацию, а именно: право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, что является связующим элементом всей системы конституционных прав и свобод. Конституция РФ гарантирует названное право и в совокупности со ст. 2, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства», данный аспект определяет наличие конституционной обязанности государства и корреспондирующей обязанности функции по обеспечению конституционного права на информацию путем создания действенных и безопасных механизмов поиска, сбора, получения, передачи, произведения и распространения информации.

В 1993 г. впервые был объявлен принцип информационной открытости, закрепленный в Указе Президента РФ № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию». Принцип выражался в создании условий доступности информации для граждан, систематичности информирования и осуществлении контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, должностных лиц и общественных объединений. А.П. Тресков считает, что данный Указ представляет декларацию, которая не регулирует определенные механизмы осуществления права на информацию и ответственность, имеет отличительный рецидив данного права. Кроме того, вызывает сомнения соответствие названия Указа со значением его содержания, поскольку данный акт предписывает обязанность средств массовой информации освещать деятельности органов государственной власти и не распространяет принцип информационной открытости на органы местного самоуправления [7].

В 1995 г. Федеральными законами «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» [8] и «Об информации, информатизации и защите информации» [9] продолжили урегулирование права на информацию.

Для права на информацию большое значение имеют юридические институты гласности и открытости структур публичной власти, права на информацию, правового режима информации, регулирования деятельности средств массовой информации, обеспечения информационной безопасности и правовой ответственности в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

сфере национального и глобального информационного взаимодействия в условиях Интернета.

В основе любого права и обязательства содержится информация, однако в 2000 г. Постановлением Конституционного Суда РФ была прекращена попытка ограничения права на информацию, а именно: «не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права свободно, любым законным способом искать и получать информацию, а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [10]. Именно поэтому право на информацию можно раскрыть, как «право знать», которое имеет конституционную природу и затрагивает основные права и обязанности граждан.

Раннее принятые нормативные акты дополнило постановление Правительства РФ от 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти», которое было оценено положительно. Постановлением обеспечивало доступ пользователей для ознакомления с информацией, защиту информации от неправомерных действий и усиливало прозрачность деятельности государственных органов.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» закрепил принцип правового регулирования информации, а именно: открытость о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также свободный доступ к данным сведениям. В Законе термин «информация» характеризуется, как любые сведения независимо от формы их представления [11]. Таким образом, к правовой информации можно отнести сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях, протекающих в жизнедеятельности общества, содержащихся в правовых нормах, источниках, которые применяются при урегулировании правовых ситуаций. Правовая информация представляет собой значимый ресурс, востребована и обладает значимой важностью в социальной сфере.

В 2009 г. вступило в силу постановление Правительства РФ № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Прави-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3• 2019

тельства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти», которое впоследствии отменило Постановление 2003 г. Принятый правовой акт свидетельствовал об активном развитии в рассматриваемой области права. Постановление обеспечивало соблюдение требований по размещению правовой информации, а также ее сроки, достоверность и своевременное обновление [12].

Развитие законодательного закрепления права на информацию началось с 1990-х годов, требовалось закрепить на законодательном уровне структуру реализации права на информацию, единую для всех уровней власти и цельную для всей страны. В результате развития были приняты Федеральные законы от 9 февраля 2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и от 22 декабря 2008 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Эти законы имели спорные стороны, однако с их возникновение повлияли положительно на общество и государство.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 7 февраля 2008 г. [13], имела большое значение в области правового регулирования права на информацию. Данный документ был составлен с учетом международных обязательств Российской Федерации, Доктрины информационной безопасности РФ, федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства РФ, которые систематизировали направления социально-экономического развития, улучшения эффективности государственного управления и взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества в Российской Федерации.

Стратегия послужила причиной начала нового этапа развития информационного законодательства и стала фундаментом способствующим подготовке и конкретизации доктриналь-ных, концептуальных, программных и иных документов, формирующих цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и устройство их взаимодействия с организациями и гражданами в сфере развития информационного общества в стране.

Были приняты Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [14], Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы [15]. Указанные правовые акты положили начало направления развития информационного общества в России и интенсивному использованию органами госу-

дарственной власти Российской Федерации, бизнесом и гражданами информационных и коммуникационных технологий.

Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 утверждена новая Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [16], которая определила цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.

В 2016 г. Минкомсвязь представило законопроект, который внесет изменения в Федеральный закон «О связи». Задачей является гарантирование стабильности и защищенности функционирования Интернета в Российской Федерации. В 2019 г. Правительство РФ поддержало законопроект, однако внесло предложения о доработке.

В 2017 г. принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"». Закон предусматривает новый порядок ограничения доступа к сайту в информационно-телекоммуникационных сетях, а также в сети Интернет»[17].

Следом вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"», цель которого -запрет на использование технологии обхода блокировок сайтов для получения доступа к запрещенной информации. Данный Закон усилит ограничения доступа к информационным ресурсам, которые находятся под запретом на законных основаниях [18].

Развитие Стратегии способствовало прогрессу законодательного регулирования в рамках задач эффективного функционирования информационного общества, а также безопасной и независимой деятельности сети Интернет.

Профессор И.Л. Бачило выделяет три уровня информационной деятельности: первый уровень это информация общего характера, которая предусматривает информационное обеспечение потребностей всех участков работы органа, ко второму уровню относит специальную информационную деятельность, осуществляемая соответствующими субъектами, и третий уровень специализированная информационная деятельность, разрешает вопросы по функционированию государственных информационных

ресурсов с целью реализации информационной безопасности общества, личности и государства, личности [19; 20].

На данный момент право на информацию осуществляется всеми видами субъектов, а именно - участниками правоотношений, как государственными и общественными структурами, так физическими и юридическими лицами.

С развитием информационного общества возрастает ценность нематериальных благ, которые ориентированы на свободное и полное развитие личности, приобретает значимость право на доступ к информации, на защиту от нежелательной информации, на информационное обслуживание. Развитие в сфере информационно-коммуникационных технологий способствует расширению прав граждан и организаций посредством предоставления доступа к различной информации, содержащейся в государственных, муниципальных и частных структурах [21].

В законодательстве закреплен доступ к информации, которая касается деятельности органов государственной власти, ограничением является закрепление информации ограниченного доступа, разного рода тайн. Однако каким образом возможен доступ к информации, которая не относится ни к одной из указанных категорий, в законах нормативно не закреплено, также законодатель еще не разработал позицию с перспективой создания общего единого закона для всех субъектов с учётом их специфики.

Например, существует проблема при выборе способов реализации права на доступ к информации, субъект изначально ограничен в выборе, так как определен перечень способов предоставления и осуществления права на доступ к информации и иным способом, не предусмотренным в законодательстве, ее получить невозможно.

В процессе развития права на информацию произошли изменения, такие как упрощение доступа к сведениям и ускоренный процесс взаимодействия в обществе. Однако появились неблагоприятные последствия массового характера, которые выразились в злоупотреблении информацией, вмешательстве в частную жизнь, также произошли нарушения чести и достоинства пользователей сведениями.

Как отмечает И.А. Умнова, к таким негативным явлениям следует отнести «киберпре-ступность», «информационные войны», «информационный терроризм», «сетевые угрозы» и др. Возникает потребность правового регулирования данной области и ее усовершенствование, что способствует появлению таких институтов права, как «информационная безопасность»,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

«кибербезопасность, «информационная ответственность», «защита социальных данных», «электронное правосудие» [22].

Полагаем, что обеспечение доступа к информации - одна из ключевых проблем в правовом государстве, которая нуждается во всестороннем изучении.

Любое конституционное право должно быть конкретизировано и иметь систематизированный характер. Право на информацию как комплексное право представляет собой устойчивую совокупность элементов и связей между ними, которая осуществляется посредством реализации прав и свобод человека и гражданина.

В современный период право на информацию имеет четкую и многогранную структуру, включает в себя право на доступ к информации, право свободного поиска, выбора и сбора информации, право свободного использования информации и дальнейшее ее преобразование и хранение, право свободного распространения и предоставления информации, право на производство информации.

Право на информацию тесно связано со свободой слова, являясь обособленными элементами, они обусловливают существование друг друга. Такая взаимосвязь создает необходимую основу для реализации права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Свобода слова осуществляется в рамках доступа к средствам массовой информации, основывается на оценочных сведениях производственного характера и способствует беспрепятственному функционированию информации в обществе. Именно СМИ отражают социальную сферу общества, и удовлетворяет интересы субъектов, реализуя право свободы слова посредством распространения мнения общества.

Следует обратить внимание на взаимосвязь права на информацию и права на получение свободного доступа к информации с учетом ограничений, закрепленных в законодательстве. Несомненно, при осуществлении права на информацию главным является доступ к этим сведениям, реализуется через право на доступ выхода в сети Интернет и на свободный доступ в СМИ. Такое право обеспечивает индивидуальную свободу каждого гражданина и их равенство, гарантирует соблюдение должностным лицом государства соблюдать свои обязанности, позволяет ознакомиться с официальными документами государственных органов. Данное право способствует взаимодействию общества и государства, что говорит о его значимой роли среди других информационных прав личности.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3• 2019

В настоящее время право на информацию находится в процессе активного развития, благодаря прогрессу в информационных технологиях, и оценить степень его развития возможно с помощью определения понятия «правовая информация».

В Российской Федерации термин «правовая информация» легально не закреплен и не существует закона о праве на информацию, который самостоятельно закреплял бы механизмы реализации названного права. Существуют нормативно-правовые акты, которые регулируют только часть вопросов, связанных с правовой информацией в различных областях. Однако их принятие не решило всех вопросов, связанных с конституционным правом граждан на информацию, одной из таких проблем является доступность правовой информации.

Правовая информация должна быть открыта и общедоступна, содержать сведения, которые относятся к общенародному достоянию. Это подразумевает свободное и неограниченное предоставление информации на родном языке каждому в предусмотренном законом порядке. В целях реализации данного права были образованы публичные центры правовой информации, которые взаимодействуют между собой, а также с органами, осуществляющими официальное опубликование правовых актов.

Общеизвестность также подразумевает открытость, доступность и достоверность сведений для общества и государства, которые не вызывают сомнений и соответствуют действительности. Правовая информация должна открыто воспроизводить объективные закономерности функционирования общества, не умалчивать о негативных сведениях, которые присутствуют в общественной жизни.

Правовую информацию реализуют органы, обладающие особым статусом. Сведения исходят от полномочных государственных органов, которые обязаны довести информацию до всеобщего обозрения посредством официального опубликования, что подчеркивает ее общеобязательность.

Таким образом, мы можем определить понятие «правовая информация». Правовая информация представляет собой общедоступные, общеизвестные, общеобязательные сведения, имеющие юридическую значимость, реализация которых влияет на правоприменение.

Вся вышеуказанная характеристика позволяет выявить особенности и раскрыть содержание исследуемого права, его юридическо-право-вые свойства, что впоследствии благоприятствует разрешению проблем в реализации права на информацию.

Список литературы:

[1] Современный философский словарь / под ред. В.Е. Кемерова. - М.: ПАНПРИНТ, 1998.

- С.359.

[2] Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М., 1991. - С. 71.

[3] Малько А.В. Право гражданина на информацию и его конституционные ограничения // Личность и власть: межвуз. сб. науч. работ. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ВШ МВД РФ, 1995. - С. 142.

[4] Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД и ВС РСФСР.

- 1991. - № 52. - Ст. 1865.

[5] Шевердяев С.Н. Право на информацию: к вопросу о конституционно-правовой сущности // Право и политика. - 2001. - № 10. - С. 97.

[6] Росс. газ. - 1994. - 25 авг.

[7] Тресков А.П. Право граждан на информацию как фундаментальный принцип существования гражданского общества // Юри-стъ-Правоведъ. - 2010. - № 6. - С. 124.

[8] Федеральный закон от 13.01.1995 № 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014 г.) «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // СПС «КонсультантПлюс».

[9] Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ (утратил силу) «Об информации, информатизации и защите информации» // СПС «Кон-сультантПлюс».

[10] Постановление Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 № 3-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана» // СПС «КонсультантПлюс».

[11] Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СПС «КонсультантПлюс».

[12] Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» // СПС «Консультант-Плюс».

[13] Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212) (утратил силу) // СПС «КонсультантПлюс».

[14] Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. - 2012. - № 1. - Ст. 216.

[15] Распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. M 2036-р «О Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года» II СЗ РФ. - 2013. - M 46.

- Ст. 5954.

[16] Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. M 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» II СЗ РФ. - 2017. - M 20. - Ст. 2901.

[17] Федеральный закон от 1 июля 2017 г. M 156-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"» II СПС «KонсyльтантПлюс».

[18] Федеральный закон от 29 июля 2017 г. M 276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"» II СПС «KонсyльтантПлюс».

[19] Бачило И.Л. Информационное право: основы практической информатики: учеб. пособие. - M.: Юринформсистема, 2001. - С. 213.

[20] Полякова T.A., Mинбалеев A^., ^от-кова ^В. Формирование системы информационного права как научного направления: этапы развития и перспективы II Государство и право.

- 2019. - M 2. DOI: 10.31857IS013207690003854-1

[21] Терещенко ЛЖ. Mодернизация информационных отношений и информационного законодательства. - M.: Инфра-M, ИЗиСП при Правительстве РФ, 2018. - С. 4.

[22] Умнова И^. Информационное право как отрасль права нового поколения: ответ на технократизацию: сб. науч. тр. PAH I отв. ред. Е.В. Ллферова, Д^. Ловцов. - M., 2018. - С. 47.

Spisok literatury:

[1] Sovremennyj filosofskij slovar' I pod red. V.E. Kemerova. - M.: PANPRINT, 1998. - S. 359.

[2] Rakitov A.I. Filosofiya komp'yuternoj revolyucii. - M., 1991. - C. 71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[3] Mal'ko A.V. Pravo grazhdanina na informaciyu i ego konstitucionnye ogranicheniya II Lichnost' i vlast': mezhvuz. sb. nauch. rabot. -Rostov nID.: Izd-vo Rost. VSh MVD RF, 1995. - S. 142.

[4] Postanovlenie VS RSFSR ot 22.11.1991 M 1920-1 «O Deklaracii prav i svobod cheloveka i grazhdanina» II Vedomosti SND i VS RSFSR. -1991. - M 52. - St. 1865.

[5] Sheverdyaev S.N. Pravo na informaciyu: k voprosu o konstitucionno-pravovoj sushchnosti II Pravo i politika. - 2001. - M 10. - S. 97.

[6] Ross. gaz. - 1994. - 25 avg.

[7] Treskov A.P. Pravo grazhdan na informaciyu kak fundamental'nyj princip

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2019

sushchestvovaniya grazhdanskogo obshchestva / / Yurist"-Pravoved". - 2010. - № 6. - S. 124.

[8] Federal'nyj zakon ot 13.01.1995 № 7-FZ (red. ot 12.03.2014 g.) «O poryadke osveshcheniya deyatel'nosti organov gosudarstvennoj vlasti v gosudarstvennyh sredstvah massovoj informacii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[9] Federal'nyj zakon ot 20.02.1995 № 24-FZ (utratil silu) «Ob informacii, informatizacii i zashchite informacii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[10] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 18.02.2000 № 3-P «Po delu o proverke konstitucionnosti punkta 2 stat'i 5 Federal'nogo zakona "O prokurature Rossijskoj Federacii" v svyazi s zhaloboj grazhdanina B.A. Kekhmana» / / SPS «Konsul'tantPlyus».

[11] Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 № 149-FZ (red. ot 18.12.2018) «Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[12] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24 noyabrya 2009 g. № 953 «Ob obespechenii dostupa k informacii o deyatel'nosti Pravitel'stva Rossijskoj Federacii i federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[13] Strategiya razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii (utv. Prezidentom RF 7 fevralya 2008 g. № Pr-212) (utratil silu) // SPS «Konsul'tantPlyus».

[14] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 8 dekabrya 2011 g. № 2227-r «O Strategii innovacionnogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» // SZ RF. - 2012. - № 1. - St. 216.

[15] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 1 noyabrya 2013 g. № 2036-r «O Strategii razvitiya otrasli informacionnyh tekhnologij v Rossijskoj Federacii na 2014-2020 gody i na perspektivu do 2025 goda» // SZ RF. - 2013. - № 46. - St. 5954.

[16] Ukaz Prezidenta RF ot 9 maya 2017 g. № 203 «O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody» // SZ RF. - 2017. - № 20. - St. 2901.

[17] Federal'nyj zakon ot 1 iyulya 2017 g. № 156-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii"» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[18] Federal'nyj zakon ot 29 iyulya 2017 g. № 276-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii"» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[19] Bachilo I.L. Informacionnoe pravo: osnovy prakticheskoj informatiki: ucheb. posobie. - M.: Yurinformsistema, 2001. - S. 213.

[20] Polyakova T.A., Minbaleev A.V., Krotkova N.V. Formirovanie sistemy informacionnogo prava kak nauchnogo napravleniya: etapy razvitiya i perspektivy // Gosudarstvo i pravo. - 2019. - № 2. DOI: 10.31857/ S013207690003854-1

[21] Tereshchenko L.K. Modernizaciya informacionnyh otnoshenij i informacionnogo zakonodatel'stva. - M.: Infra-M, IZiSP pri Pravitel'stve RF, 2018. - S. 4.

[22] Umnova I.A. Informacionnoe pravo kak otrasl' prava novogo pokoleniya: otvet na tekhnokratizaciyu: sb. nauch. tr. RAN / otv. red. E.V. Alferova, D.A. Lovcov. - M., 2018. - S. 47.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3• 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.