Научная статья на тему 'ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ БУДУЩЕГО СУПРУГА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАН СНГ'

ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ БУДУЩЕГО СУПРУГА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАН СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА / ЖЕЛАЮЩИЕ ВСТУПИТЬ В БРАК / МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ / ЗАБОЛЕВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Свалова Наталья Александровна

Одним из объектов правоотношения между будущими супругами выступает нематериальное благо в виде права на информацию о здоровье будущего супруга. В законодательстве Российской Федерации и стран СНГ предусмотрено правовое регулирование медицинского обследования лиц, желающих вступить в брак. Но некоторых странах это субъективное право лица, а в других субъективная обязанность. Автор делает вывод о том, что медицинское обследование - это право гражданина. А государство, в лице органа ЗАГСа, обязано вести разъяснительную работу среди лиц, вступающих в брак.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHT TO INFORMATION ABOUT THE HEALTH STATUS OF THE FUTURE SPOUSE UNDER THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND CIS COUNTRIES

One of the objects of the legal relationship between the future spouses is an intangible benefit in the form of the right to information about the health of the future spouse. The legislation of the Russian Federation and CIS countries provides for legal regulation of medical examination of persons wishing to marry. But in some countries it is a subjective right of a person, and in others it is a subjective duty. The author concludes that medical examination is a citizen's right. And the state, represented by the registry office, is obliged to conduct explanatory work among persons entering into marriage.

Текст научной работы на тему «ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ БУДУЩЕГО СУПРУГА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАН СНГ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_6_54 УДК 347.6

ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ БУДУЩЕГО СУПРУГА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАН СНГ THE RIGHT TO INFORMATION ABOUT THE HEALTH STATUS OF THE FUTURE SPOUSE UNDER THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND CIS COUNTRIES

СВАЛОВА Наталья Александровна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права, Уральский государственный экономический университет. 620144, Россия, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62/45. E-mail: svalovanat@mail.ru;

SVALOVA Natalia Aleksandrovna,

associate professor candidate of juridical sciences Ural State Economic University, Department of Civil Law. 620144, Russia, Sverdlovsk region, Yekaterinburg, ul. 8 Marta, 62/45. E-mail: svalovanat@mail.ru

Краткая аннотация: Одним из объектов правоотношения между будущими супругами выступает нематериальное благо в виде права на информацию о здоровье будущего супруга. В законодательстве Российской Федерации и стран СНГ предусмотрено правовое регулирование медицинского обследования лиц, желающих вступить в брак. Но некоторых странах это субъективное право лица, а в других субъективная обязанность. Автор делает вывод о том, что медицинское обследование - это право гражданина. А государство, в лице органа ЗАГСа, обязано вести разъяснительную работу среди лиц, вступающих в брак.

Abstract: One of the objects of the legal relationship between the future spouses is an intangible benefit in the form of the right to information about the health of the future spouse. The legislation of the Russian Federation and CIS countries provides for legal regulation of medical examination of persons wishing to marry. But in some countries it is a subjective right of a person, and in others it is a subjective duty. The author concludes that medical examination is a citizen's right. And the state, represented by the registry office, is obliged to conduct explanatory work among persons entering into marriage.

Ключевые слова: лица, желающие вступить в брак; медицинское обследование; планирование семьи; заболевание.

Keywords: persons wishing to marry; medical examination; family planning; illness.

Для цитирования: Свалова Н.А Право на информацию о состоянии здоровья будущего супруга по законодательству Российской Федерации и стран СНГ // Право и государство: теория и практика. 2022. № 6(210). С. 54-57. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_6_54.

For citation: Svalova N.A. The right to information about the health status of the future spouse under the legislation of the Russian Federation and CIS countries // Law and state: theory and practice. 2022. No. 6(210). pp. 54-57. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_6_54.

Статья поступила в редакцию: 24.04.2022

Семейное законодательство регулирует отношения не только между супругами, членами семьи, но и между лицами, желающими вступить в брак. По мнению Е.И. Гордеюк, такой правовой статус у мужчины и женщины возникает с момента подачи заявления в органы записи акта гражданского состояния (далее - ЗАГС) и существует до регистрации брака в установленном порядке. В этот период между ними складываются правоотношения, объектом которых выступает, в том числе, и нематериальное благо в виде права на информацию о здоровье будущего супруга[1]. Данное право вытекает из статьи 15 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ)[2].

Семейное право стран-участниц Содружества Независимых Государств (далее - стран СНГ) также содержит институт медицинского обследования лиц, вступающих в брак. Следует отметить, что во всех независимых ныне государствах на постсоветском пространстве в настоящее время существует уже вполне устоявшаяся собственная национальная система семейного законодательства. И если ранее можно было вести речь о практически полном нивелировании семейного права и семейного законодательства стран СНГ, то сейчас оно в некоторых случаях различается коренным образом. В связи с этим проведем сравнительно-правовую характеристику норм семейного законодательства о медицинском обследовании лиц, вступающих в брак на примере, Республики Узбекистан (далее - СК РУ)[3], Республики Таджикистан (далее - СК РТ)[4] и Туркменистана (далее - СК Туркменистана)[5].

Прохождение медицинского обследования лицами, желающими вступить в брак, с одной стороны, защищает и охраняет второго супруга от заражения какими-либо заболеваниями, его право стать родителем, а с другой, стороны, исключить неблагоприятные последствия рождения детей с отклонениями в здоровье. Медицинское обследование в указанных странах проводится на безвозмездной основе в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, а в Российской Федерации может и в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения.

Отличительной особенностью правового регулирования медицинского обследования лиц, желающих вступить в брак, является то, что в некоторых странах это субъективное право лица, а в других субъективная обязанность.

Так, в соответствии со статьей 15 СК РФ, статье 21 СК Туркменистана лица, желающие заключить брак, по взаимному согласию могут пройти медицинское обследование, а также получить консультации по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи. При этом, результаты обследования лиц, желающих заключить брак, являются врачебной тайной и сообщаются только им. Другому лицу, с которым обследуемое лицо желает вступить в брак, результаты сообщаются только с согласия последнего. Данные положения являются конституционными, направлены на защиту личных прав граждан. Согласно пункту 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени», а статьи 23 Конституции Туркменистана «каждый гражданин имеет право на защиту от произвольного вмешательства в его личную жизнь, а также от посягательств на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и репутацию». В данном случае законодатель не вторгается в личную жизнь будущих супругов, так как презюмируется, что семейные отношения имеют лично-доверительный характер[6]. В связи с этим, предполагается, что каждый из лиц, вступающих в брак, должен брать моральную ответственность перед другим лицом и сообщить об известных ему или ставших ему известными в результате медицинского обследования заболеваниях. А если данные сведения были сокрыты, то законодатель защищает право добросовестного супруга, только в следующих случаях. Пункт 3 статьи 15 СК РФ дает право лицу обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным, если другое лицо, до вступления с ним в брак, скрыло о наличии у него венерической болезни или ВИЧ-инфекции. А в пункте 3 статьи 21 СК Туркменистан в случае, если при заключении брака одно лицо скрыло от другого лица наличие у него кожно-венерического заболевания или заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция) либо иного заболевания, признанного Всемирной организацией здравоохранения опасным для семейных отношений.

Таким образом, исходя из анализа положений о медицинском обследовании по семейному законодательству Российской Федерации и Туркменистана, лицам, желающим вступить в брак, не может быть это запрещено, даже при неблагоприятных заключениях медицинских организаций о рождении здорового потомства данными лицами.

Медицинское обследование лиц, желающих вступить в брак, в Республике Таджикистан и Республики Узбекистан является субъективной обязанностью.

В Республике Таджикистан до 1 июля 2016 года медицинское обследование лиц, желающих вступить в брак, было субъективным правом. Однако, глава государства выразил обеспокоенность тем, что граждане республики не пользуются установленным законом правом на бесплатное освидетельствование перед вступлением в брак. Тогда Эмомали Рахмон поручил профильным ведомствам всесторонне изучить вопросы прохождения обязательного предварительного медицинского обследования лиц, вступающих в брак, а также предотвращения создания семьи близкими родственниками и представить предложения Правительству Республики Таджикистан[7]. В итоге, статья 15 СК РТ на сегодня изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 15.03.2016 г. №1290[8]. С 1 юля 2016 года граждане Республики Таджикистан, иностранные граждане и лица без гражданства до вступления в брак бесплатно проходят обязательное медицинское обследование в государственных учреждениях сферы здравоохранения по месту жительства или постоянного проживания в соответствии с законодательством Республики Таджикистан и ознакамливаются с результатами обязательного медицинского обследования друг друга. Этим же законом внесены изменения и в статью 14 СК РТ, где включен в перечень обстоятельств, препятствующих заключению брака, не выполнение лицами обязанности по прохождению медицинского обследования.

Правила проведения обязательного медицинского обследования лиц, вступающих в брак, утверждены Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 23 августа 2016 года №374[9]. Пункт 3 данных правил обозначает цель обязательного медицинского обследования лиц, вступающих в брак, осуществляющего на бесплатной основе: обеспечение их конституционных прав на жизнь и здоровье, создание условий для формирования здоровой семьи, предупреждения рождения

инвалидов с детства с врожденными пороками развития и наследственно обусловленными заболеваниями. Исходя из этого положения, то законодатель Республики Таджикистан защищает права будущих супругов на жизнь и здоровье (статьи 18 и 38 Конституции Республики Таджикистан), но ограничивает конституционное право на сбор, хранение, использование и распространение сведений о личной жизни человека. Статья 23 Конституции Республики Таджикистан допускает это только с согласия человека. Статья 14 названной Конституции допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина с целью обеспечения прав и свобод других, а также защиты здоровья населения.

В связи с этим, в Республике Таджикистан медицинское обследование должно быть проведено в течение двух недель со дня обращения и состоит из осмотра у профильных врачей, лабораторных и функциональных методов исследований, проведения анализа на реакцию Вассермана (сифилис), иммуноферментного анализа (ВИЧ/СПИД), рентгенографии легких (туберкулез) и анализа на гепатит В. Если выявляются указанные заболевания, то обследуемый направляется на лечение, а потом на повторное обследование. Здесь поднимается вопрос о заболеваниях ВИЧ-инфекции и СПИДе? Данные заболевания на сегодня не поддаются лечению. Может ли тогда лицо, носитель данных заболеваний, вступить в брак по законодательству Республики Таджикистан?

Далее, обратимся к СК РУ, где статьей 17 предусмотрено, что лица, вступающие в брак, проходят медицинское обследование в учреждениях государственной системы здравоохранения на бесплатной основе. При этом в норме нет акцента на обязанность лица. В перечень обстоятельств, препятствующих к заключению брака, отказ от прохождения медицинского обследования лицами, желающими вступить в брак, не включен (статья 16 СК РУ), в отличие от семейного законодательства Республики Таджикистан. Часть 2 статьи 73 Правил регистрации актов гражданского состояния, утвержденных Постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан от 14.11.2016 № 387[10], требует при приеме заявления о регистрации заключения брака органами ЗАГС лицам, вступающим в брак, выдавать направления для прохождения медицинского обследования в установленном порядке, за исключением случаев, указанных в части второй статьи 17 СК РУ. Последняя указанная норма делает исключение для лиц, вступающих в брак в возрасте старше пятидесяти лет, и при наличии особых обстоятельств, указанных в части пятой статьи 13 СК РУ (беременность, рождение ребенка, болезнь одной стороны и другие). Данные лица могут пройти медицинское обследование только с их согласия. Правила прохождения медицинского обследования утверждены Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 августа 2003 г. № 365[11]. В соответствии с данным постановлением, лица, вступающие в брак, проходят медицинское обследование на психические, наркологические, венерические заболевания, туберкулез и ВИЧ/СПИД. Если у лиц, вступающих в брак, не выявлены наркологические, венерические заболевания, туберкулез и ВИЧ/СПИД, им выдается справка установленного образца за подписью соответствующего врача, а также в справке указывается соответствующее заключение, которая заверяется печатью и подписью руководителя медицинского учреждения. При регистрации брака органы ЗАГСа должны удостовериться в прохождении лицами, вступающие в брак, медицинского обследования и осведомленности их о результатах этого обследования. Лицо, вступающее в брак, обязано до регистрации брака поставить в известность вторую сторону о результатах медицинского обследования. При этом выявленные заболевания не являются препятствием к заключению брака. Исходя из этого, главная цель медицинского обследования осведомленность лиц, вступающих в брак, о заболеваниях друг друга.

Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод, что и правовые последствия обязательного медицинского обследования лиц, желающих вступить брак, отличаются. В одних случаях идет запрет на регистрацию брака при наличии определенных заболеваниях (Республика Таджикистан). Хотелось бы в данном случае упомянуть страны США, Франции и др.[12] В других случаях не является препятствием к заключению брака (Республика Узбекистан).

Если обратиться к вопросу о необходимости включения в семейное законодательство обязанности о прохождении медицинского обследования лиц, желающих вступить в брак, то на сегодня он носит дискуссионный характер. В научном сообществе немало высказываний о необходимости внесения изменений в статью 15 СК РФ об обязанности прохождения медицинского обследования, а также расширения перечня заболеваний, при сокрытии которых можно было бы признать брак не-действительным[13]. Данная точка зрения имеет право на существование. Но, на наш взгляд, необходимо за лицами оставить право на информацию о здоровье будущего супруга. Зачастую о таком праве граждане даже не знают. Поэтому необходимо вести разъяснительную работу среди лиц, вступающих в брак. Данную обязанность возложить на орган ЗАГСа. Например, разработать памятку, где указывалось бы о таком праве, о безвозмездности медицинской услуги и порядке ее получения. Ак-

центировать внимание, что при проведении профилактических осмотров или диспансеризации в медицинских организациях не затрагиваются медико-генетические вопросы и вопросы планирования семьи. А одной из главных целей медицинского обследования будущих супругов - это здоровая семья, рождение здоровых детей. Данные мероприятия будут способствовать не только профилактике самих заболеваний, уголовных преступлений, связанных с заражениями определёнными видами заболеваний, но и способствовать пропаганде среди населения о социальной ответственности друг перед другом и перед будущими детьми.

Библиография:

1. Гордеюк Е.И. Объекты правоотношений лиц, вступающих в брак // Адвокат. 2016.№ 5 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://internet.garant.ru/. Дата обращения 14.04.2022.

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3 (вступил в силу с 1 марта 1996 года) // Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ РФ). 1996. № 1. Ст. 16.

3. Семейный кодекс Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 года (вступил в силу с 1 сентября 1998 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?Rgn=973.

4. Семейный кодекс Республики Таджикистан от 13 ноября 1998 года (вступил в силу с 13 ноября 1008 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// http://online.zakon.kz/m/Document/?doc_id=30445181.

5. Семейный кодекс Туркменистана от 10 января 2012 года №258-IV (вступил в силу с 1 апреля 2012 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=50609.

6. Семейное право России: учеб. для вузов / Л.М. Пчелинцева. 5-е изд., перераб. М.: Норма, 2007. С. 20.

7. Эшонкулова Л. Прохождение обязательного медицинского обследования лиц, вступающих в брак, БЕСПЛАТНОЕ // Народная газета. 2018. 15 февраля [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.narodnaya.tj/index.php?option=com_content&view=article&id=6078:2018-02-15-06-29-03&catid=67:zdravoohranenie&Itemid=198.

8. Закон Республики Таджикистан от 15 марта 2016 года №1290 «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Республики Таджикистан» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=84615.

9. http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=89123

10. Правил регистрации актов гражданского состояния, утвержденные Постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан от 14 ноября 2016 г. № 387 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nrm.uz/contentf?doc=481413_pravila_registracii_aktov_grajdanskogo_sostoyaniya_(prilojenie_n_1_k_postanovleniyu_km_ruz_ot_14_11 _2016_g_n_387)

11. Положение о медицинском обследовании лиц, вступающих в брак, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 августа 2003 г. № 365 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nrm.uz/contentf?doc=45174_polojenie_o_medicinskom_obsledovanii_lic_vstupayushchih_v_brak_(prilojenie_n_1_k_postanovleniyu_ km_ruz_ot_25_08_2003_g_n_365)&products=1_zakonodatelstvo_respubliki_uzbekistan#%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BB1.

12. Семейное право Российской Федерации и иностранных государств: основные ин-ты / Под ред. В.В. Залесского. М., 2004. С. 35.

13. Альбиков И.Р. Правовые аспекты медицинского обследования лиц, вступающих в брак // Семейное и жилищное право. 2013. № 5; Сагитова И. Ф. О медицинском обследовании граждан, вступающих в брак // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 3926-3930. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/85786.htm и др.

References:

1. Gordeyuk E.I. Objects of legal relations of persons entering into marriage // Lawyer. 2016. No. 5 [Electronic resource] - Access mode: https://internet .garant.ru/. Date of appeal 14.04.2022.

2. Family Code of the Russian Federation No. 223-FZ dated 29.12.1995 (entered into force on March 1, 1996) // Collection of Legislation of the Russian Federation (hereinafter referred to as the RF Federal Law). 1996. No. 1. Article 16.

3. Family Code of the Republic of Uzbekistan dated April 30, 1998 (entered into force on September 1, 1998) [Electronic resource] - Access mode: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?Rgn=973 .

4. The Family Code of the Republic of Tajikistan dated November 13, 1998 (entered into force on November 13, 1008) [Electronic resource] -Access mode: http:// http://online .

zakon.kz/m/Document/?doc_id=30445181 5. Family Code of Turkmenistan No. 258-IV dated January 10, 2012 (entered into force on April 1, 2012) [Electronic resource] - Access mode: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=50609 .

6. Family law of Russia: studies. for universities / L.M. Pchelintseva. 5th ed., pererab. M.: Norma, 2007. p. 20.

7. Eshonkulova L. Passage of compulsory medical examination of persons entering into marriage, FREE OF CHARGE // Narodnaya Gazeta. 2018. February 15 [Electronic resource] - Access mode: http://www.narodnaya.tj/index.php?option=com_content&view=article&id=6078:2018-02-15-06-29-03&catid=67:zdravoohranenie&Itemid=198.

8. Law of the Republic of Tajikistan dated March 15, 2016 No. 1290 "On Amendments and Additions to the Family Code of the Republic of Tajikistan" [Electronic resource] - Access mode: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=84615 .

9. http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=89123

10. Rules of registration of acts of civil status approved by the Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan dated N o-vember 14, 2016 No. 387 [Electronic resource] - Access mode: https://nrm.uz/contentf?doc=481413_pravila_registracii_aktov_grajdanskogo_sostoyan iya_(prilojenie_n_1_k_postanovleniyu_km_ruz_ot_14_11_2016_g_n _387)

11. The Regulation on the medical examination of persons entering into marriage, approved by the Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan dated August 25, 2003 No. 365 [Electronic resource] - Access mode: https://nrm.uz/contentf?doc=45174_polojenie_o_medicinskom_obsledovanii_lic_vstupayushchih_v_brak_(prilojenie_n_1_k_postanovleniyu_km_ruz_ot_25 _08_2003_g_n_365)&products=1_zakonodatelstvo_respubliki_uzbekistan#%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BB1.

12. Family law of the Russian Federation and foreign states: basic information / Edited by V.V. Zalessky. M., 2004. p. 35.

13. Albikov I.R. Legal aspects of medical examination of persons entering into marriage // Family and housing law. 2013. No. 5; Sagitova I. F. On medical examination of citizens entering into marriage // Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2015. Vol. 13. pp. 3926-3930. [Electronic resource] - Access mode: http://e-koncept.ru/2015/85786.htm and others .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.