Научная статья на тему 'Правовые аспекты медицинского обследования лиц, вступающих в брак'

Правовые аспекты медицинского обследования лиц, вступающих в брак Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
2254
526
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / БРАК / СЕМЬЯ / MEDICAL EXAMINATION / MARRIAGE / FAMILY

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Стародубцева Юлия Викторовна

Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, является одним из условий формирования здоровой полноценной семьи, предупреждения рождения детей с наследственно обусловленными и врожденными заболеваниями. Введение в семейное законодательство Российской Федерации института медицинского обследования лиц, вступающих в брак, имеет важное значение: неосведомленность о состоянии здоровья будущих супругов может привести к негативным последствиям как для здоровья другого супруга, так и для здоровья будущего потомства. Однако в России медицинское обследование лиц, вступающих в брак, является добровольным. В статье 23 Конституции РФ провозглашено, что медицинское обследование лиц - это право, а не обязанность; его результаты не могут быть сообщены другим лицам без согласия обследуемого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal aspects of the medical examination of persons entering into marriage

Medical examination of persons entering into a marriage is one of the conditions for the formation of a complete family of healthy, prevent the birth of children with inherited or congenital diseases. Introduction to the family law of the Russian Federation Institute for medical examination of persons entering into a marriage is important: lack of information about the health of the future spouses may lead to negative consequences for the health of the other spouse, and the health of future offspring. But in Russia, the medical examination of persons entering into a marriage, is voluntary. Article 23 of the Constitution of the Russian Federation declared that the medical examination of persons a right, not an obligation; the results can not be communicated to other parties without the consent of the subject.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты медицинского обследования лиц, вступающих в брак»

18. See: The order of the MIA of Russia from 01.04.2013 No. 180 "On conducting experiment on approbation of the order of permission statements (messages) on crimes involving decide on procedural decisions by investigators and inquiry officers"; The order of the MIA of Russia from 31.01.2014 No. 1/780 'On conducting experiment on approbation of the order of permission statements (messages) on crimes involving decide on procedural decisions by investigators and inquiry officers"; Order of Transport agency of the Ministry of internal Affairs of Russia in the Volga Federal district from 30.04.2014 No. 180 "About the experiment by changing the order of permission statements (messages) of the crimes, providing for the adoption of procedural decisions on them only investigators and inquiry officers"; Order of Investigatory of Transport agency of the Ministry of internal Affairs of Russia in the Volga Federal district from 19.05.2014 No. 16/24 895 "On the procedure of the experiment by changing the order of permission statements (messages) of the crimes, providing for the adoption of procedural decisions on them only investigators and inquiry officers". (in Russ.)

19. The Federal law from 12.08.1995 No. 144-FZ (as amended on 21.12.2013) "On investigative activities" // the Russian newspaper. 1995, 18 Aug. (in Russ.)

20. Suchkov, A.V., Chinnova M.V. K voprosu o zakonnosti i obosnovannosti prinyatiya processual'nyh reshenij i provedeniya proverochnyh meropriyatij na stadii vozbuzhdeniya ugolovnogo dela v ugolovnom processe Rossii [To the question of the lawfulness and reasonableness of taking procedural decisions and carrying out test activities at the stage of criminal proceedings in the criminal procedure of Russia] // Rossijskij sud'ya -Russian judge. 2013, No. 6, pp. 14-18.

21. Grishina E. P. K voprosu ob ispol'zovanii special'nyh poznanij na stadii vozbuzhdeniya ugolovnogo dela [To the question about the use of special knowledge at the stage of excitation of criminal case] // Rossijskij sledovatel'- Russian investigator. 2012, No. 19, pp. 16-18.

УДК 347.62

Ю. В. Стародубцева

Правовые аспекты медицинского обследования лиц,

вступающих в брак

Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, является одним из условий формирования здоровой полноценной семьи, предупреждения рождения детей с наследственно обусловленными и врожденными заболеваниями. Введение в семейное законодательство Российской Федерации института медицинского обследования лиц, вступающих в брак, имеет важное значение: неосведомленность о состоянии здоровья будущих супругов может привести к негативным последствиям как для здоровья другого супруга, так и для здоровья будущего потомства. Однако в России медицинское обследование лиц, вступающих в брак, является добровольным. В статье 23 Конституции РФ провозглашено, что медицинское обследование лиц - это право, а не обязанность; его результаты не могут быть сообщены другим лицам без согласия обследуемого.

Medical examination of persons entering into a marriage is one of the conditions for the formation of a complete family of healthy, prevent the birth of children with inherited or congenital diseases. Introduction to the family law of the Russian Federation Institute for medical examination of persons entering into a marriage is important: lack of information about the health of the future spouses may lead to negative consequences for the health of the other spouse, and the health of future offspring. But in Russia, the medical examination of persons entering into a marriage, is voluntary. Article 23 of the Constitution of the Russian Federation declared that the medical examination of persons - a right, not an obligation; the results can not be communicated to other parties without the consent of the subject.

Ключевые слова: медицинское обследование, брак, семья.

Keywords: medical examination, marriage, family.

В соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья от 22 июля 1993 г. государство несет ответственность за сохранение и укрепление здоровья граждан.

Действенность ст. 15 Семейного кодекса РФ, закрепляющая положения о медицинском обследовании лиц, вступающих в брак, подвергается сомнению как в науке, так и на практи-

© Стародубцева Ю. В., 2014 130

ке, поскольку она не выполняет возложенной на нее функции - информирование потенциальных супругов о состоянии здоровья друг друга.

Диспозитивность данной нормы приводит к тому, что к данной процедуре прибегает незначительная часть граждан, что создает опасность заключения брака с лицом, страдающим тяжелым или опасным заболеванием.

Вообще вопрос об обязательности прохождения медицинского обследования перед вступлением в брак является достаточно острым и дискуссионным.

Так, например, Л. Е. Чичерина и М. В. Антокольская предлагают обязательное медицинское обследование потенциальных супругов. Такой же точки зрения придерживается О. Г. Куриленко, отмечая необходимость утверждения Правительством РФ перечня соответствующих заболеваний [1].

И. Р. Альбиков придерживается иной точки зрения, считая, что обязательное требование медицинского обследования лицами, вступающими в брак, станет одной из причин отказа от регистрации брака в сознании людей, тем самым увеличится количество незарегистрированных браков [2].

Рассмотрим, как данный вопрос решается за рубежом.

В ряде других стран (например, в Швейцарии) медицинское обследование лиц, вступающих в брак, так же как и в России, не является обязательным.

Однако многие страны придерживаются противоположного мнения. Так, например, ст. 30 Семейного кодекса Украины закрепляет обязанность новобрачных уведомлять друг друга о состоянии здоровья и результатах проведенного добровольного медицинского обследования. К тому же п. 5 указанной статьи говорит о том, что сокрытие сведений одним из новобрачных, следствием чего может стать (стало) нарушение физического или психического здоровья другого новобрачного или их потомков, может быть основанием для признания брака недействительным.

В Соединенных Штатах Америки утвержден перечень заболеваний, информацию о которых вступающие в брак лица обязаны сообщить друг другу. Ряд заболеваний вообще препятствует заключению брака. При сокрытии лицом от другого супруга наличия заболевания или того, что оно раньше перенесло заболевание (к таким относятся, например, гепатит, желтуха и т. д.), включенное в специальный реестр заболеваний, является основанием для признания брака недействительным по требованию введенной в заблуждение стороны.

Такого же мнения придерживается итальянский законодатель, который полагает, что «заблуждение относительно личных качеств супруга имеет место, если оспаривающий действительность брака супруг не дал согласия на вступление в брак, если бы ему достоверно было известно, что другой супруг страдает физическим или психическим заболеванием либо аномалией или отклонением в сексуальной сфере, которые препятствуют ведению семейной жизни».

В Польше считается, что «психическое заболевание или слабоумие одного из супругов угрожает семейной жизни или здоровью будущего потомства».

Французский гражданский кодекс в ст. 63 обязывает будущих супругов предоставить должностному лицу, ведущему акты гражданского состояния, медицинские свидетельства, удостоверяющие, что данные лица прошли медицинский осмотр перед вступлением в брак. Если же имеет место заблуждение относительно личности или основных качеств личности (наличие связи, предшествующей браку, о которой не было известно, что она продолжается; неспособность иметь нормальные сексуальные отношения; отсутствие сведений о том, что в отношении будущего супруга установлено попечительство), то ст. 18 Кодекса предусматривается возможность признания брака недействительными.

Семейный кодекс Молдовы в ст. 13 гласит, что лица, вступающие в брак, подвергаются бесплатному обязательному медицинскому обследованию. О результатах медицинского обследования сообщается только обследованному лицу с выдачей ему справки, подтверждающей прохождение обследования, предъявляемой органам записи актов гражданского состояния.

В законодательстве Узбекистана также устанавливается обязательность медицинского обследования лиц, вступающих в брак, однако если лица, вступающие в брак, старше пятидесяти лет, то медицинское обследование в случае вступления в брак проводится только с их согласия [3].

В Латвии до вступления в брак жених или невеста должны предоставить медицинское свидетельство из местных или государственных правительственных институтов о состоянии его или ее здоровья. Как видно из данного положения, медицинское обследование лиц, вступающих в брак, является обязательным в латвийском законодательстве [4].

Таким образом, в мировой практике к данной проблеме сложилось два самостоятельных подхода. С одной стороны, обязательное медицинское обследование как условие заключения брака ущемляет права человека и гражданина, а с другой - является необходимостью, так как довольно остро стоит вопрос о здоровье граждан конкретного государства. Данные подходы находят свое отражение в закреплении добровольного порядка прохождения медицинского обследования, но с обязательным уведомлением партнера о состоянии своего здоровья. Однако и здесь есть «слабое место»: будущие супруги сами могут не знать о наличии у них тех или иных расстройств или отклонений, что ставит под угрозу как их здоровье и жизнь, так и их детей. Поэтому п. 3 ст. 15 Семейного кодекса РФ применим только в том случае, если лицо, вступающее в брак, намеренно скрыло сведения о состоянии своего здоровья. В этом случае, как следует из п. 4 ст. 169 СК и ст. 181 ГК, иск супругом может быть предъявлен в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о сокрытии другим супругом при вступлении в брак болезни. Необходимо также отметить, что в России предусмотрена уголовная ответственность за заражение венерической болезнью или ВИЧ-инфекцией.

По данным агентства Bloomberg на основании данных Всемирной организации здравоохранения, ООН и Всемирного банка, Россия находится на 97-м месте из 145 по состоянию здоровья в мире. По статистике Министерства здравоохранения РФ на 2010 г., абсолютное число детей-инвалидов в возрасте от 0 до 17 лет - 495 330 человек; число детей, родившихся у ВИЧ-инфицированных матерей, составило 10 473 человека [5].

С учетом рассмотренных выше мнений авторов, примеров зарубежного законодательства и статистических данных хотелось бы внести следующие изменения в ст. 15 Семейного кодекса РФ:

«1. Лица, вступающие в брак, обязаны пройти медицинское обследование, а при необходимости и консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи, проводимое медицинскими организациями государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения по месту их жительства бесплатно.

2. Результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют врачебную тайну и могут быть сообщены только лицам, вступающим в брак.

3. При подаче заявления в органы записи актов гражданского состояния лица, вступающие в брак, обязаны предоставить также соответствующие документы о состоянии здоровья. Наличие у лица, вступающего в брак, тяжелого или опасного заболевания, не является препятствием к заключению брака.

4. Сокрытие одним из лиц, вступающим в брак, от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции является основанием для признания брака недействительным».

Целесообразно также при помощи профессиональных медиков-теоретиков и практиков разработать перечень заболеваний, опасных для будущих супругов и детей.

Наличие таких норм сократит число необдуманных браков, повысит уровень здоровья граждан, а самое главное - количество детей, страдающих серьезными заболеваниями, которые являются наследственными.

Примечания

1. Матвеева Н. А. Правовые аспекты медицинского обследования лиц, вступающих в брак, в Российской Федерации, Украине и Беларуси // Медицинское право. 2007. № 1. С. 19-23.

2. Альбиков И. Р. Правовые аспекты медицинского обследования лиц, вступающих в брак // Семейное и жилищное право. 2013. № 5. С. 2-4.

3. Левушкин А. Н. Правовые аспекты медицинского обследования лиц, вступающих в брак, в странах СНГ // Медицинское право. 2011. № 3. С. 41-43.

4. Левушкин А. Н. Особенности заключения брака в странах Балтии // Семейное и жилищное право. 2012. № 3. С. 23-27.

5. Федеральное государственное бюджетное учреждение Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения РФ. URL: http://mednet.ru. Загл. с экрана; Министерство здравоохранения Российской Федерации. URL: www.rosminzdrav.ru.

Notes

1. Matveeva N. A. Pravovye aspekty medicinskogo obsledovaniya lic, vstupayushchih v brak, v Rossijskoj Federacii, Ukraine i Belarusi [Legal aspects of the medical examination of the persons entering into marriage in Russian Federation, Ukraine and Belarus] // Medicinskoe pravo - Medical law. 2007, No. 1, pp. 19-23.

2. Albikov I. R. Pravovye aspekty medicinskogo obsledovaniya lic, vstupayushchih v brak [Legal aspects of the medical examination of persons entering into a marriage]// Semejnoe i zhilishchnoe pravo - Family and housing law. 2013, No. 5, pp. 2-4.

3. Levushkin A. N. Pravovye aspekty medicinskogo obsledovaniya lic, vstupayushchih v brak, v stranah SNG [Legal aspects of the medical examination of the persons entering into marriage, in the ISU countries // Medicinskoe pravo - Medical law. 2011, No. 3, pp. 41-43.

4. Levushkin A. N. Osobennosti zaklyucheniya braka v stranah Baltii [Features of marriage in the Baltic States] // Semejnoe i zhilishchnoe pravo - Family and housing law. 2012, No. 3, pp. 23-27.

5. Federal state budgetary institution Central research Institute of organization and Informatization of the Ministry of health of the Russian Federation. Available at: http://mednet.ru. Caps. from screen; the Ministry of health of the Russian Federation. Available at: www.rosminzdrav.ru. (in Russ.)

УДК 321 (091) (4/9)

И. Г. Чапайкина

Эволюция институтов местного самоуправления России во второй половине XIX в.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с процессом развития и совершенствования институтов местного самоуправления России после проведения земской реформы 1864 г. и городской реформы 1870 г. Анализируется законодательство 90-х гг. XIX в., традиционно определяемое как «контрреформы», выявляется характер нормативных новелл и их влияние на формирование и деятельность органов местного самоуправления, на модель местного управления в целом. Особое внимание уделяется взаимодействию правительственных органов и местного самоуправления, изменениям в системах земского и городского представительства, механизму формирования органов самоуправления. Делается вывод о неизбежности изменения исходной модели местного самоуправления 6070-х гг. и его перехода на новый, более сложный уровень развития, требующий и более совершенного законодательного регулирования.

The article depicts the questions which are connected with the process of developing and improving the institutes of the local government in Russia after Zemstvo reform in 1864 and Municipal reform in 1870. This article analyses the legislation of the 90-s of the XIX century which is traditionally determined as 'counter-reforms'. It shows the character of the legislative innovations and their influence on the organization, activity and the model of the local government as a whole. This article emphasizes the interaction of the state and the local government, the changes in the zemstvo and town representatives, the mechanism of local government institutes. It summarizes the inevitability of changing the initial local government model in the 1860-1870s and its transformation into a new and more difficult level of the evolution, that also requires more complete legislation regulation.

Ключевые слова: земское и городское самоуправление, правительственный контроль, присутствие по земским и городским делам, контрреформа, избирательная система, губернатор, законодательное регулирование.

Keywords: zemstvo and municipal self-government, governmental control, gubernskoye prisutstviye, counter-reform, electoral system, governor, legislation regulation.

Проблема развития институтов земского и городского самоуправления в пореформенной России имеет огромную историографию, но их эволюция далеко не всегда вызывала большой интерес с точки зрения анализа правовых, а не социально-политических аспектов. Между тем анализ отдельных норм в так называемом «движении законодательства» может

© Чапайкина И. Г., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.