УДК 342(0)«0»(091)
ПРАВО КАВКАЗСКОЙ АЛБАНИИ: АГУЭНСКИЕ КАНОНЫ ЦАРЯ ВАЧАГАНА
© 2010 г. А.К. Халифаева
Дагестанский государственный университет , Dagestan State University,
ул. Гаджиева, 43а, г. Махачкала, 367025, Gadjiev St., 43a, Makhachkala, 367025,
[email protected] [email protected]
Анализируется яркий памятник права Кавказской Албании - Агуэнские каноны, государственные постановления, имевшие силу закона, которые приняты царем Вачаганом III в 488 г.
Ключевые слова: Кавказская Албания, Агуэнский собор, Агуэнские каноны, Вачаган III Благочестивый, церковное (каноническое) право.
Bright monument of the right ofAlbania are Aguan canons - the state decisions having force of the law, which are accepted by king Vachagans III per 488 years.
Keywords: Caucasian Albania, Aguan cathedral, Aguan canons, Vachagan IIIBlagochectiviy, church (initial) right.
Кавказская Албания - древнее государство на Восточном Кавказе (IV - III вв. до н.э. - X в. н.э.). Оно объединяло племена албанов (не путать с современными албанцами), утиев (предки современных удин), каспиев и др. Ко II в. до н.э. на основе объединения 26 племен (албаны, гелы, леги (лезгины), утии (удины), гаргары, чилби, сильвы, лпины, цоды), когда по возглавившему этот союз племени все объединение стало именоваться Албанией, сложилось единое Албанское царство. В III - IV вв. оно находилось под властью Ирана. С конца VI в. Кавказ становится местом столкновения интересов трех великих держав: Византийской империи, Хазарского каганата и Сасанидско-го Ирана. Кавказская Албания, попадавшая в зависимость то от одного, то от другого государства, на рубеже VI - VII вв. добилась фактической самостоятельности под властью Михранидов, владетелей области Гардман (Утик). Наиболее известный представитель этой династии Джеваншир (Джуаншер, около 640 - 680 гг.) вступил в союз с Византией. Но ослабевшая от долгих войн империя оказалась не в состоянии удержать надвигавшийся с юга натиск завоевателей-мусульман. С установлением династии Омей-ядов арабам удалось закрепиться в Закавказье, и с первых годов VIII в. начинается непрерывная череда арабо-хазарских войн. Успех сопутствовал попеременно то одной, то другой стороне. Пограничной зоной между противниками оставался Дербент. В VIII в. Кавказская Албания была завоевана арабами: большая часть ее населения была мусульманизирована Халифатом. В IX в. страна распалась на княжества, и с X в. основная часть ее земель оставалась в составе Ширвана и других государств [1]. В течение IX - X вв. албанским князьям удавалось несколько раз на недолгое время восстанавливать царскую власть в Кавказской Албании [2].
Сведения о праве Кавказской Албании в античный период (III в. до н.э. - III в.н.э.) в письменных источниках отсутствуют. Основными источниками права Албании в раннесредневековый период (Г^-УШ вв.) служили обычное право, нормативные акты албанских царей, сасанидских шахов, церковное (каноническое) право, заимствованные нормы иностранного права.
Обычное право являлось, как представляется, наиболее древним и основным источником права, и его нормами регулировались многие стороны общественной жизни населения Албании. Нормами обычного права были узаконены права и привилегии главы семьи, рода по отношению к своим родственникам, а также в вопросах распоряжения фамильным имуществом, наследования.
Ярким памятником права Албании являются Агу-энские каноны - государственные постановления,
имевшие силу закона, которые «скрепили печатями» царь Вачаган и албанская аристократия.
Этот единственный сохранившийся (не в оригинале) юридический документ раннесредневековой Албании выступает и основным памятником церковного (канонического) права Албании.
В 487 г. албанским царем становится последний представитель Аршакидской ветви Вачаган III, являвшийся племянником царя Ваче II: «Жители Албании, снова соединившись в одно царство, взяли из детей царских храброго, мудрого, рассудительного и высокого ростом Вачагана, сына Иездегерда, брата Ваче, царя албанского, возвели его на престол с помощью Валарша, царя Персидского». Царствование Вачагана, прозванного Благочестивым, было ознаменовано политическим, культурным и религиозным возрождением в Албании. Первостепенной своей задачей царь Вачаган считал достижение религиозного единства в стране. Он направил все силы к тому, чтобы христианство стало всеобщей религией Албанского царства. Для осуществления этого намерения царь Вачаган начал ожесточенную и бескомпромиссную борьбу как с огнепоклонством, так и с язычеством. Албанский царь Вачаган желал видеть свою страну христианской, церковь сильной, а духовенство образованным. Эту же цель преследовал и созванный по инициативе царя Вачагана Поместный собор Албанской церкви, вошедший в историю с наименованием Агуэнского собора [3].
Итак, каноны были приняты в 488 г. на Соборе, созванном царем Вачаганом III (около 487 - 510 гг.) и состоявшемся в летней царской резиденции в Агуэне, находящемся недалеко от Партава (Барды). Помимо самого царя, председательствующего на Соборе, в соборных заседаниях принимали участие семь епископов, священнослужители и множество князей и народных старшин. Созыв Собора был вызван острой политической и религиозной ситуацией в стране. Это время характеризуется ослаблением власти Сасанид-ского Ирана в Закавказье, фактическим выходом Албании из его состава, восстановлением около 485 г. царской власти (после отречения Ваче II от короны в 462 г.), проводимой Вачаганом III Благочестивым ярко выраженной антисасанидской, антизороастрий-ской внутренней политики.
Причинами организации Собора явились противоречия, как религиозные, так и социальные, между духовенством и населением, внутри духовенства, между знатью (азатами) и простонародьем (рамиками). С одной стороны, Агуэнский собор должен был способствовать утверждению самостоятельности Албанской церкви. С другой - Вачаган III с помощью Агуэнских канонов пытался усилить государственную власть,
обуздать своевольных азатов, уравнять клир со светской знатью, урегулировать отношения между податным сословием и светской знатью и с духовенством, добиться религиозного единения всех сословий, что было необходимо также для сохранения политической независимости страны и борьбы с иноземными силами.
Таким образом, в свете изложенного становится очевидным, что принятие Агуэнских канонов было исторической необходимостью.
Канонический устав, разработанный и принятый Агуэнским собором, состоял из введения и 21 статьи. Во введении говорится о причинах созыва Собора. Анализируя каноны, можно выделить четыре их группы:
1) касающиеся духовенства (взаимоотношений церковнослужителей, прав и обязанностей клира);
2) регулирующие отношения между клиром и светской знатью;
3) регулирующие отношения между духовенством и мирянами;
4) имеющие чисто правовой характер [4].
Согласно постановлениям Собора церковная власть
распределялась по церковно-административным единицам - епархиям. В Албании границы епархий совпадали с территориальными границами областей, однако не в каждой области были свои епархии [5].
Правила, регулирующие внутрицерковные дела содержали ст. 1, 2, 6, 7, 9, 15, 16; взаимоотношения духовной и светской знати - ст. 17, 18, 20, 21; нормы гражданского, семейного, уголовного права - ст. 8, 10 - 16.
Деликты, зафиксированные в канонах, представляли, прежде всего, религиозно-этические преступления и проступки, а также преступления против личности (клевета и лжесвидетельство, избиение, пролитие крови, убийство), должностные проступки, правонарушения, связанные с обязательственными соглашениями. Наказания предусматривали лишение церковного сана, имущества, епитимью (церковное наказание в виде длительных молитв, постов и т.п.), изгнание из церкви, монастыря, села (общины), штрафы, смертную казнь.
Статьи 12 - 14 были направлены на утверждение христианских норм и против языческих представлений, широко распространенных среди населения. Они предусматривали запреты на оплакивание умершего главы дома (ст. 12), на употребление мяса в великий пост -Пасху (ст. 13, 14), на работу в воскресенье (ст. 13).
Согласно Агуэнским канонам в Албании действовали два суда: церковный и дворцовый (царский). Инстанциями церковной юрисдикции были: 1) суд священника, 2) суд епископа. Церковный суд разбирал проступки церковнослужителей и нарушение мирянами духовных обязанностей. Духовенство в лице епископа осуществляло судебные функции не только в области церковного права, но и в некоторых областях гражданского и уголовного права (ссора, драка, пролитие крови и т.д.). При этом епископ судил не по канону, а по светскому закону.
Дворцовому суду были подведомственны брачно-семейные дела, антирелигиозные деяния, убийства, т.е. самые тяжкие по тому времени уголовные преступления, которые карались смертной казнью. Дворцовый суд разбирал тяжбы, возникшие между светской знатью и духовенством. Верховным судом страны был дворцовый суд, во главе которого стоял царь [4].
Таким образом, царь был верховным судьей и представителем светской власти, который рассматривал не только светские (гражданские, уголовные и др.) дела, но и религиозные преступления.
Тесные связи и вхождение Албании в состав Ирана сопровождались распространением на эту составную административную территорию определенных норм иранского права, их рецепцией в албанское право.
Можно сказать, что острая борьба происходила между иранским правом и албанским церковным правом, особенно в семейно-брачной сфере, так как именно в этой правовой области существовали кардинальные различия двух юридических систем. Эта борьба нашла яркое отражение в 10-м каноне Агуэнского собора: «Мужчина не может взять в жены родственницу в третьей степени родства и не может взять в жены жену брата». Этот канон полностью восходит к Библии (Ветхому Завету) и узаконивает брак только с четвертой степени родства, запрещая кровнородственные браки. Вместе с тем в нем нашло отражение существование в Албании инцестного брака (брак близких родственников) и брака-левирата (брак вдовы с братом покойного мужа). Именно эти формы брака имели широкое распространение в Иране. Упоминавшийся ранее Ваче II, являвшийся племянником шаха Пероза (сыном его сестры), был женат на племяннице Пероза, т.е. на родной или двоюродной сестре. Подобные браки (брата с сестрой, отца с дочерью, матери с сыном), являвшиеся крайней формой выражения принципа эндогамии, были обычны среди высшей знати Ирана и, видимо, Закавказья и расценивались, согласно зороастрий-ским нормам, как акт высшего благочестия, искупающий смертный грех и ведущий в рай. Древнеармянский историк Хоренаци (V в.) объяснял приверженность закавказской знати к этим бракам «алчностью в отношении наследственных долей в отцовском наследстве».
Нормы семейно-брачного, а также уголовного и судебного (исполнение приговора) права содержит ст. 11 Агуэнских канонов: «Кто оставит женщину без причины, и кто берет женщину без венца, и кто неправеден и является человекоубийцей, и кто вопрошает колдунов, таковых связать, привести к царскому двору и подвергнуть мучительной смерти...». Данный суровый закон, приравнивая к убийству человека немотивированный развод, незаконный брак (без обряда венчания в церкви), обращение к языческим служителям был направлен на насаждение и укрепление христианских правовых норм и моральных принципов.
Приверженность к нехристианским религиозным учениям также каралась смертной казнью и обращением в рабство. Цель установления христианства и
его правовых норм преследовало узаконенное постановлениями Агуэнского собора право церкви на судопроизводство и передачу под ее юрисдикцию ряда бытовых гражданских вопросов.
Совершение проступков низшими представителями церковной иерархии регулировалось канонами 6 и 15, которые предусматривали лишение сана, имущества (в пользу церкви) и изгнание. Вместе с тем ст. 15 предусматривала обжалование населением действий иерея или дьякона перед более высокой инстанцией -епископом: признавшего свою вину священника епископ отправлял в отдаленное уединенное место на покаяние, а непризнавшего судили по канонам и изгоняли из села.
Как видим, изгнание из общины, села было распространенной и действенной мерой наказания. По всей видимости, она представляла собой рецепцию из обычного права Албании, так как эта обычноправовая норма широко практиковалась у многих народов и, в частности, характерна для адатов Дагестана. Эффективность этой меры наказания определялась тем, что изгнанный из общины лишался права участия в общественной и религиозной жизни, защиты и т.п., т.е. лишался правоспособности, приговаривался к гражданской, правовой смерти.
Письменная фиксация контракта является характерной чертой развитого обязательственного права.
Приведенные выше примеры существовавших в Албании форм собственности на имущество, форм владения и пользования им позволяют сделать вывод, что юридическое владение вещью приобреталось рядом оснований: а) по праву наследования; б) по публично-правовому основанию; в) по праву, возникшему из частноправовых соглашений, особенно обязательственных.
Ряд данных свидетельствует также о развитом наследственном праве в Албании. Как указывалось выше, царь Ваче II еще в молодости получил от отца свою «сыновнюю наследственную долю» земельной собственности. Из текста ясно, что право сына стать наследопреемником своего отца было бесспорным. Принцип старшинства, вероятно, не играл особой роли в приобретении братьями наследства отца, который, будучи главой семьи, рода, выступал и правомочным наследственным владельцем семейной (агна-тической) собственности. Например, князь Джеван-
шир - второй сын Вараз-Григора не только унаследовал от отца албанский престол, но и стал владыкой рода и родовой области Гардман.
Думается, существовала и дочерняя наследственная доля в имуществе отца. На это косвенно указывают сообщения источников о возведении царем Вачаганом III поместья для своей дочери и о существовании инцестных, кровнородственных браков, преследовавших сохранение дочерних долей отцовского наследства в пределах семьи.
Подводя итоги (с учетом трудов М.С. Гаджиева) можно отметить следующее. Письменные источники, прежде всего Агуэнские каноны царя Вачагана, устанавливают три иерархические судебные инстанции: верховный царский суд, епископский суд и иерейский (с участием общины), которые рассматривали как религиозные, так и гражданские дела, и выносили решения как «по канону» (церковному законодательству), так и «по закону» (государственному, обычному праву). Царю как верховному судье принадлежало право вынесения высшей меры наказания - смертной казни. В качестве судебных исполнителей на местах по Агуэнским канонам выступали иерей, сельский старшина, община (паства - прихожане).
Литература
1. Большой энциклопедический словарь. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/50818 (дата обращения: 27.02.2009); Албания Кавказская // Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. URL: http://pravenc.ru/text/64030.html (дата обращения: 28.02.2009).
2. История Азербайджана. Баку, 1958. Т. 1. 368 с.
3. Мамедова Ф.Д. Политическая история и историческая география Кавказской Албании. Баку, 1986. С. 235.
4. Христианство Кавказской Албании. URL: http://forum.bakililar.az/lofiversion/index.php/t14978.html (дата обращения: 28.02.2009 ); Мамедова Ф.Д. «История албан» Моисея Каланкатуйского как источник по общественному строю раннесредневековой Албании. Баку, 1977. С. 160 - 161.
5. Иеромонах Алексий (Никоноров). История христианства в Кавказской Албании: дис. ... канд. богословия. Сергиев Посад, 2004.
Поступила в редакцию 16 сентября 2009 г.