Научная статья на тему 'ПРАВО, КАК ИСКУССТВО И ИСКУССТВО В ПРАВЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ)'

ПРАВО, КАК ИСКУССТВО И ИСКУССТВО В ПРАВЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
364
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО / ИСКУССТВО / ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / ЭСТЕТИКА ПРАВА / ПРАВОВОЙ ДИЗАЙН / ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузьмин Игорь Александрович

В настоящей статье предпринята попытка выявить и проанализировать наиболее общие характеристики права как проявления искусства и разобраться в том, какое место в юридической деятельности занимает искусство. Установлено, что право во всех его проявлениях является продуктом человеческого (духовного) творчества и результатом искусства. Имманентное стремление государства и общества к правовому развитию предопределяет возрастающие потребности и совершенствование правовых средств их удовлетворения. Право относится к одним из наиболее значимых творческих достижений, корни создания и начального осмысления которого восходят к Древнему миру и Античности. Попытки осмыслить взаимодействие искусства и права с позиции социальных наук предпринимаются все чаще, но говорить о достигнутых качественных результатах в этой области еще рано. Важность определения «красоты» в праве отвечает интересам юридической деятельности. Наблюдается повышение значимости правовой эстетики и юридического дизайна, прежде всего, применительно к общим положениям юридической техники. Опираясь на законодательные положения, материалы судебной практики и доктринальные источники автор с общетеоретических позиций предлагает собственное видение поднятой проблематики, а также первичных шагов и предполагаемой ценности рассмотрения различных форм права с позиции искусства и использования достижений искусствознания в интересах юриспруденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW AS ART AND ART IN LAW (THEORETICAL APPROACH)

This article attempts to identify and analyze the most common characteristics of law as an manifestation of art and to understand what place art occupies in legal activity. It has been established that law in all its manifestations is a product of human (spiritual) creativity and the resultof art. The immanent desire of the state and society for legal development predetermines the growing needs and the improvement of legal means to satisfy them. Law refers to one of the most significant creative achievements, the roots of the creation and initial understanding of which date back to the Ancient World and Antiquity. Attempts to comprehend the interaction of art and law from the standpoint of the social sciences have being made more and more often, but it is still too early to talk about the qualitative results achieved in this area. The importance of defining "beauty" in law is in the interests of legal activity. There is an increase in the importance of legal aesthetics and legal design, primarily in relation to the general provisions of legal technique. Based on legislative provisions, materials of judicial practice and doctrinal sources, from a general theoretical position offers his own vision of the issues the author raised, as well as the initial steps and the expected value of considering various forms of law from the standpoint of art and using the achievements of art history in the interests of jurisprudence.

Текст научной работы на тему «ПРАВО, КАК ИСКУССТВО И ИСКУССТВО В ПРАВЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ)»

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ (ЮРИДИЧЕСКИЕ)

УДК: 340.1

Кузьмин Игорь Александрович,

Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент ул. Шевцова, 1, г. Иркутск, Россия, 664035 e-mail: grafik-87@mail.ru, ORCID 0000-0002-6478-6028

ПРАВО, КАК ИСКУССТВО И ИСКУССТВО В ПРАВЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ)

Аннотация. В настоящей статье предпринята попытка выявить и проанализировать наиболее общие характеристики права как проявления искусства и разобраться в том, какое место в юридической деятельности занимает искусство. Установлено, что право во всех его проявлениях является продуктом человеческого (духовного) творчества и результатом искусства. Имманентное стремление государства и общества к правовому развитию предопределяет возрастающие потребности и совершенствование правовых средств их удовлетворения. Право относится к одним из наиболее значимых творческих достижений, корни создания и начального осмысления которого восходят к Древнему миру и Античности. Попытки осмыслить взаимодействие искусства и права с позиции социальных наук предпринимаются все чаще, но говорить о достигнутых качественных результатах в этой области еще рано. Важность определения «красоты» в праве отвечает интересам юридической деятельности. Наблюдается повышение значимости правовой эстетики и юридического дизайна, прежде всего, применительно к общим положениям юридической техники. Опираясь на законодательные положения, материалы судебной практики и доктринальные источники автор с общетеоретических позиций предлагает собственное видение поднятой проблематики, а также первичных шагов и предполагаемой ценности рассмотрения различных форм права с позиции искусства и использования достижений искусствознания в интересах юриспруденции.

Ключевые слова: право, естественное право, позитивное право, искусство, юридическая техника, эстетика права, правовой дизайн, правовое развитие.

Kuzmin Igor Alexandrovich,

Irkutsk Law Institute (branch) University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation,

candidate of legal sciences, docent

st. Shevtsova, 1, Irkutsk, Russia, 664035

e-mail: grafik-87@mail.ru,

ORCID 0000-0002-6478-6028

LAW AS ART AND ART IN LAW (THEORETICAL APPROACH)

Annotation. This article attempts to identify and analyze the most common characteristics of law as an manifestation of art and to understand what place art occupies in legal activity. It has been established that law in all its manifestations is a product of human (spiritual) creativity and the result

of art. The immanent desire of the state and society for legal development predetermines the growing needs and the improvement of legal means to satisfy them. Law refers to one of the most significant creative achievements, the roots of the creation and initial understanding of which date back to the Ancient World and Antiquity. Attempts to comprehend the interaction of art and law from the standpoint of the social sciences have being made more and more often, but it is still too early to talk about the qualitative results achieved in this area. The importance of defining "beauty" in law is in the interests of legal activity. There is an increase in the importance of legal aesthetics and legal design, primarily in relation to the general provisions of legal technique. Based on legislative provisions, materials of judicial practice and doctrinal sources, from a general theoretical position offers his own vision of the issues the author raised, as well as the initial steps and the expected value of considering various forms of law from the standpoint of art and using the achievements of art history in the interests of jurisprudence.

Key words: law, natural law, positive law, art, legal technique, aesthetics of law, legal design, legal development.

Преобразующая деятельность человека касается значительной части проявлений окружающего мира, попадающих в область человеческого познания. Трансформация природных объектов под человеческие потребности - неизбежное следствие общественного прогресса, нацеленного на удовлетворение возрастающих запросов людей и преодоление глобальных, региональных и локальных проблем современности. Между тем, в основе любых осмысленных преобразований лежит творческая (инновационная) идея и адекватные методы, и средства ее достижения. Гармоничное сочетание стремления к результату и инструментов его достижения дают новый импульс к развитию и дальнейшим достижениям человека в любых сферах жизнедеятельности. Качество и «близость» к идеалу предпринятых мыслительных (субъективных) и реальных (объективных) усилий человека, направленных на покорение новых вершин и приближение к общему благу составляют форму творчества, посредством которой осуществляется духовная самореализация, обобщаются в понятии «искусство».

Несмотря на многозначность феномена «искусство», его применимость к гуманитарной материи очевидна. «Ориентированность человека на человека» относится к числу фундаментальных принципов любых

человеческих взаимодействий, включая языковые коммуникации, аффективную эмпатию, религиозное общение, правовые отношения и другие. Важно понимать, что адаптивность и эффективность

создаваемых людьми «форм жизни» зависит от того какой творческий потенциал и каким образом был задействован для решения возникающих социальных вопросов и проблем, преодоления конфликтов.

Одним из наиболее значимых творческих достижений человечества, объединивших колоссальный опыт организации социума, стало создание государства и средства реализации власти -права. «Право суть искусство добра и справедливости» - изречение,

приписываемое древнеримскому юристу Домицию Ульпиану, как нельзя лучше характеризует предназначение права во всех его воплощениях.

В подтверждение высокой

актуальности поднятой проблематики можно привести факт создания на базе юридического факультета Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» специальной проектной группы «Право и искусство», целью которой является выявление механизмов взаимовлияния между правом и искусством. В задачи обозначенной группы также входит «разработка научных положений и интерпретация тех

изменений, которые происходят в праве и искусстве, как в российском обществе, так и в других государствах в связи с перепрограммированием культурного кода»1. В марте 2015-го года Российской академией художеств была проведена специализированная научно-практическая конференция «Искусство и право: тенденции развития и формы интеграции». Сборник, изданный по итогам мероприятия, объединил в себе многочисленные тезисы, высветившие разнообразные взгляды и ракурсы на совместное развитие феноменов искусства и права [1]. Двумя годами раньше В.М. Пивоев предложил студентам юридических факультетов к изучению свое учебное пособие «Право и история художественной культуры», где, в числе прочего, рассмотрены образы права и проблемы права в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке, литературных произведений и киноискусстве [2]. Справедливости ради отметим, что еще в 1984-м году В.Г. Рукавишниковым была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук на тему «Искусство как важный фактор правового воспитания» [3].

В настоящей работе предпринята попытка исследовать наиболее общие характеристики права как проявления искусства и разобраться в том, какое место в юридической деятельности занимает искусство. В целях сохранения объективности размышлений автор придерживается общетеоретического подхода, и ориентируется на методологию общей теории права, воздерживаясь от цитирования прописных истин и уже предложенных научных концепций, и гипотез.

Предшествующие размышления дают нам право выдвинуть несколько предварительных гипотез, относительно предмета исследования:

1) искусство - творческая предпосылка права;

2) право - это результат искусства;

3) содержание юридической деятельности связано с искусством.

Стремление людей к безопасности, стабильности (порядку), к организации своей жизни «наилучшим» образом привело к осознанию потребности в социальных нормах и их обеспечении. Первые нормативные установления -«мононормы» содержали в себе элемент первобытных обычаев, морали и права и составили основу для выдвижения и развития концепций естественно-правового понимания (юснатурализму).

Возникновение древних государств побуждало протозаконодателей стремиться к оформлению ментальных образов права в виде обязательных к исполнению источников-сборников-документов, содержащих позитивно-правовые нормы и поискам системного понуждения к следованию этим нормам. Так были созданы знаменитые законы индийского царя Ману, Вавилонского Царя Хамураппи, Законы XII Таблиц, Русская правда и многие другие памятники права. В.В. Прозерский особо обращает внимание на то, что «искусство было включено в повседневное существование наряду с другими видами деятельности, оно зависело от желаний и вкусов того или иного властителя, подчинено

установлениям государства, религии, морали» [4, с. 89].

Важно понимать, что решающим фактором правового развития, наравне с рациональными, также выступают чувственные (эмоциональные) образы и установки, составляющие содержание общественного сознания и психологии. Искусство - это не только то, что логично и объективно-полезно, но и то, что ощущается как актуальное, возможное и правильное, позволяющее понять важные глубинные смыслы окружающей действительности. Исходя из этого, право, в определенной степени, является следствием развития искусства,

1 Подробнее см.: Проектная группа «Право и искусство» // Официальный сайт НИУ ВШЭ. URL: https://pravo.hse.ru/lawandart/ (25.08.2022 г.).

отвечающим на запрос общества относительно упорядочения жизни людей в условиях государственной организации. А.В. Малышкин отмечает, что

произведения искусства «в целом формируют у человека чувство гармонии, тягу к прекрасному, общую культуру, чуткость и способность понять внутренний мир других людей, что формирует у человека потребность соблюдать социальные нормы, в том числе нормы права, ценить их как результаты общественного развития, тем самым изобразительное искусство способствует повышению эффективности правового регулирования» [5, с. 49].

Несложно заметить, что письменные источники права основаны на достижениях в области литературного искусства. Используемые в процессе правового воздействия образы (например, знаки дорожного движения) имеют связь с изобразительным искусством. В официальных юридических процессах и выступлениях (например, в судебных речах) нередко задействуются элементы театрального и эстрадного искусства. Соответственно, искусство следует рассматривать как творческую

предпосылку права.

Очевидно, что развитие правовой материи шло параллельно с совершенствованием иных общественных сфер жизни, включая и эстетику, которую нередко соотносят с философией искусства. В этой связи возникает вопрос о том, является ли право видом искусства и в чем заключается эстетическая

составляющая права? Чтобы ответить на поставленный вопрос, первоначально требуется разобраться с подходом к пониманию права. Так, естественное право является частью общественного сознания и может иметь культурную ценность в случае отражения его содержания на материальных носителях (например, артефактах). В свою очередь позитивное право, как вид искусства, может быть объективным (нормы права, закрепленные

в формально-юридических источниках, прежде всего, нормативных документах), либо субъективным (иметь проявления в юридической деятельности, закрепление в индивидуальных правовых актах). Возможны и интегративные

взаимодействия между обозначенными смыслами права, когда для выявления не закрепленных в официальных текстах позитивно-правовых норм уместно обращаться к памятникам права и иным артефактам, либо традициям (ритуалам) имеющим первоначально естественно-правовое содержание. Такая потребность может возникнуть, в частности, для установления содержания

санкционированных обычаев.

Систему требований и принципов достижения внешнего и внутреннего совершенства юридических документов и юридической деятельности нередко именуют правовой эстетикой. В отличие от правил юридической техники, правовая эстетика призвана обеспечить

гармоничность любых юридических мыслей и текстов, повышая их понятность и действенность в правовом регулировании. ДО. Шнигер

сформулировал содержание эстетического кризиса в юриспруденции следующим образом: «новое поколение юристов уже не понимает, как красиво выражать юридические мысли» [6, с. 115]. В числе характеристик «эстетичного»

юридического документа автор называет: доступность содержания,

ориентированность на адресата (читателя), наличие визуализаций (там, где это необходимо), отсутствие легевфемизмов [7, с. 159], лаконичность содержания, наличие комфорта (удовлетворения,

заинтересованности) при работе с текстом документа, композиционная (структурная) выверенность, использование элегантных оборотов и стилистически подобранных слов, безупречность форматирования текста [6, с. 115-117]. Схожие требования, с известной адаптацией, могут быть применены и к юридической деятельности

(последовательности юридически-

значимых действий, официальному выступлению в судебном или ином органе и т.д.). Методика, призванная сделать юридические документы более

доступными (по форме) для адресатов в корпоративной среде получила название правового дизайна - «Legal Design»1. По итогам анализа толковых словарей Верховным Судом РФ в определении от 02 марта 2021 г. № 67-КГ20-17-К8 было установлено, что дизайн «определяется как деятельность по конструированию вещей, машин, интерьеров, основанному на принципах сочетания удобства,

экономичности и красоты». Основываясь на данной дефиниции, мы предполагаем, что создание правовых конструкций также должно подчиняться указанным принципам, обеспечивая удобство, экономичность и красоту правовой материи.

По мнению одного из основоположников учения о юридической технике Р. Иеринга любая правовая конструкция должна иметь

художественную обработку ее

юридического тела, подчиняющуюся трем законам. В качестве одного из обозначенных законов мыслитель назвал «Закон юридической красоты», которые подразумевает учет чувства изящного при восприятии юридической конструкции, на этом законе основано удовольствие (неудовольствие), которые вызывают соответствующие конструкции.

Основанная на законе правовая конструкция должна удовлетворять своей «естественностью, прозрачностью,

простотой, наглядностью». Уместность сравнения правовых конструкций с искусством подтверждается Р. Иерингом «даже в том смысле, что мы можем говорить о различных художественных стилях различных эпох в юриспруденции» [8, с. 92-94].

Р.С. Байнязов утверждает, что высокий уровень правосознания придает

правоохранительной деятельности

духовную ценность и устойчивый характер, причем в духовности и заключается внутренняя красота и сила самого правосознания [9, с. 22].

При этом важно осознавать, что «красота» как неотъемлемое свойство права имеет сложное фактическое содержание и различные юридические трактовки. Так, в решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2016 г. № АКПИ16-562 по конкретному делу отмечено, что критерии понятий «красота» и «обезображивание» применительно к лицу человека относятся не к медицине, а к эстетике, носят индивидуально-

определенный оценочный характер. Вопрос же об обезображивании лица человека является юридическим и оценочным, должен разрешаться судом «исходя из общепринятых эстетических представлений о красоте,

привлекательности человеческого лица с учетом всех обстоятельств дела, в том числе и мнения потерпевшего и других участников уголовного судопроизводства, за исключением врача - судебно-медицинского эксперта»2.

Иными словами, не только искусство определяет форму и содержание права, но и право может регулировать отношения в соответствующей сфере. Примерами могут послужить следующие законодательные акты: «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утверждены Верховным Советом РФ 09 октября 1992 г. № 3612-1) и Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ. Правовая охрана предоставляет объектам искусства не только в гражданских, но даже и в уголовных и административных правоотношениях. Вместе с тем, не следует забывать, что искусство как форма общественного сознания, отражая правовую реальность

1 См., например.: Legal Design - отражение культурной и правовой трансформации общества // Интернет-портал «Российской газеты». URL: https://rg.ru/2019/11/07/legal-

design-otrazheme-kultumoj-i-pravovoj-transfoimacii-obshchestva.html (25.08.2022 г.). 2 См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2017. № 9.

оказывает на нее обратное действие, которое может существенно изменить право. Искусство - зеркало общественной жизни, которое способно выявить и показать изъяны социума [10, с. 84].

Воздерживаясь от избыточного погружения в междисциплинарный дискурс, обозначим собственные выводы по итогам исследования:

- право во всех своих формах (проявлениях) имеет творческое начало и содержание, а также непосредственно связано с представлениями людей о порядке, гармонии, стабильности и нормальном общественном развитии;

- влияние права на искусство и искусства на право является взаимным, показывает, как формируется искусство (правовые ценности) под воздействием права, и как искусство трансформирует правовую реальность;

- юридическая наука и практика остро нуждаются в комплексных исследованиях проблем совершенствования права как продукта сферы искусства с ориентирами на доступность, лаконичность и красоту (в целом человекоориентированность) юридических мыслей и текстов;

- первичные шаги по усилению творческой составляющей права видятся нам в переосмыслении и доработке основ юридической техники, создании правотворческих и правоприменительных методик, учитывающих особенности права как результата и формы искусства;

- предполагаемыми результатами внедрения названных выше методик в правовую действительность являются повышения уровня патриотизма, гражданственности, чувства ответственности за будущее родины, правовой культуры населения и улучшение взаимосвязей и понимания между государством, обществом и личностью.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Искусство и право: тенденции развития и формы интеграции : сб. материалов научно-практической конференции, 11-12 марта, 2015 г. / сост. Т.А. Кочемасова, Н.Н. Мухина ; под ред. Е.О. Романовой ; Российская академия художеств. Ярославль : Филигрань, 2015. Вып. 1. 144 с.

2. Пивоев В.М. Право и история художественной литературы : учебное пособие. Петрозаводск : Издательство Петрозаводского государственного университета, 2013. 112 с.

3. Рукавишников В.Г. Искусство как важный фактор правового воспитания : диссертация... кандидата философских наук. Баку, 1984. 170 с.

4. Прозерский В.В. От эстетики объекта к эстетике среды // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. Т. 2. № 3. С. 88-96.

5. Малышкин А.В. Изобразительное искусство и право: формы взаимодействия и интегрирования // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 4. С. 45-50.

6. Шнигер Д О. Правовая эстетика или Право как искусство // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. № 7. С. 113-120.

7. Дегтярева А.Р., Осадчий М.А. Легевфемизм как тактика ухода от правовых рисков и новостных интернет-изданиях // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 43. С. 159-162.

8. Иеринг Р. Юридическая техника / перевод с немецкого Ф.С. Шендорфа. Санкт-Петербург : [б. и.], 1905. 106 с.

9. Байнязов Р.С. Правосознание и правоохранительная деятельности // Современное право. 2011. № 6. С. 21-24.

10. Заховаева А.Г. Искусство и общество: виновато ли искусство в духовном кризисе общества? // Философия и общество. 2012. № 3. С. 79-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.