Научная статья на тему 'Право интеллектуальной собственности и международная интеграция высшего образования'

Право интеллектуальной собственности и международная интеграция высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ПРАВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INTELLECTUAL PROPERTY LAW / INTELLECTUAL CAPACITY / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондрашихин Андрей Борисович

В статье обосновывается возможности сопоставительного анализа потенциала интеллектуальной собственности в период интеграционных преобразований на примере системы высшего образования города. Рассматриваются качественные (номенклатура отраслей науки и специальностей подготовки, наличие у преподавателей ученых степеней и званий, персональный вклад ученого в науку, специализированные советы по защите диссертаций) и количественные показатели (число студентов, вузов, докторов и кандидатов наук, опубликованных работ с разбивкой по качественной номенклатуре) интеллектуального потенциала. Осуществляется сравнительная характеристика вузов данным показателям. Предлагаются неразрушающие методы развития пространства высшего образования в стратегически обоснованных направлениях сохранения интеллектуального потенциала, его носителей в городе. Предложена унифицированная методика оценки роли прав интеллектуальной собственности и ценностно-ориентированного подхода к труду ученого как главного производителя объектов права интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кондрашихин Андрей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual property law and international integration high education

The possibility of a comparative analysis of intellectual property assets in the period of integration transformations on the example of the higher education system of the city. The qualitative (nomenclature of branches of science, special education teachers in the presence of academic degrees and titles, personal contribution to science scientist, specialized advice on thesis) and quantitative (number of students, universities, doctors and candidates of sciences, published papers, broken down by quality nomenclature) intellectual potential. The comparative characteristics of universities these indicators. Offers non-destructive methods of Higher Education in a strategically sound conservation areas of intellectual potential, its carriers in the city. We propose a unified method of assessing the role of intellectual property rights and the value-oriented approach to the work of the scientist as a major producer of intellectual property rights.

Текст научной работы на тему «Право интеллектуальной собственности и международная интеграция высшего образования»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

А. Б. КондРАшихин

Право интеллектуальной собственности и международная интеграция высшего образования

В статье обосновывается возможности сопоставительного анализа потенциала интеллектуальной собственности в период интеграционных преобразований на примере системы высшего образования города. Рассматриваются качественные (номенклатура отраслей науки и специальностей подготовки, наличие у преподавателей ученых степеней и званий, персональный вклад ученого в науку, специализированные советы по защите диссертаций) и количественные показатели (число студентов, вузов, докторов и кандидатов наук, опубликованных работ с разбивкой по качественной номенклатуре) интеллектуального потенциала. Осуществляется сравнительная характеристика вузов данным показателям. Предлагаются неразрушающие методы развития пространства высшего образования в стратегически обоснованных направлениях сохранения интеллектуального потенциала, его носителей в городе. Предложена унифицированная методика оценки роли прав интеллектуальной собственности и ценностно-ориентированного подхода к труду ученого как главного производителя объектов права интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, право, интеллектуальный потенциал, высшее образование

Perspectives of Science & Education. 2015. 2 (14)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-02/ Accepted: 5 March 2015 No. 2 (14). pp. 139-144.

A. B. KONDRASHiKHiN

Intellectual property law and international integration high education

The possibility of a comparative analysis of intellectual property assets in the period of integration transformations on the example of the higher education system of the city. The qualitative (nomenclature of branches of science, special education teachers in the presence of academic degrees and titles, personal contribution to science scientist, specialized advice on thesis) and quantitative (number of students, universities, doctors and candidates of sciences, published papers, broken down by quality nomenclature) intellectual potential. The comparative characteristics of universities these indicators. Offers non-destructive methods of Higher Education in a strategically sound conservation areas of intellectual potential, its carriers in the city. We propose a unified method of assessing the role of intellectual property rights and the value-oriented approach to the work of the scientist as a major producer of intellectual property rights.

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-02/ Дата публикации: 1.05.2015 № 2 (14). С. 139-144. УДК 332.1 : 347.7 : 336.71

Keywords: intellectual property law, intellectual capacity, higher education

Постановка проблемы

нтеграционные процессы, в которые оказались вовлеченными страны постсоветского пространства, демонстрируют рсе новые формы, активизируются и принимают геополитический характер. Под их воздействием находятся региональные системы производительных сил (ПС), вынужденные адаптировать свои элементы к обновленным внешним условиям, включая инновационно-интеллектуальную сферу, систему высшего образования и другие звенья пространственной локализации производителей инноваций в территориальном комплексе. Однако сосредоточенный в регионе интеллектуальный потенциал, как правило, игнорируется разработчиками стратегий и программ социально-экономической поддержки. Анализ последних исследований и

публикаций Результатам интеллектуальной деятельности человека и реализации его права на интеллектуальную собственность (ИС) в производстве и жизни общества посвящено немало исследований [1-4]. При этом особо подчеркивается роль интеллектуальных авторских разработок для создания эффективной системы высшего образования на всех уровнях — от базового (кафедрального) до мега-уровня интегрирован-ности — континент, мир в целом. Традиционно слаборазвитым на постсоветском пространстве считается рынок инноваций и технологий, что

Характеристика сопоставимости с

'чжВичЙо ' объжййе^ причины игнбрированйя этой составляющей ПС региона со стороны разработчиков стратегий, программ и планов социально-экономического обеспечения территорий [5-7]. Еще одной причиной недооценки роли института ИС в развитии регионов выступает отсутствие методик и критериев оценивания интеллектуальных разработок в хозяйственной системе, «зачаточный» уровень защиты авторских и смежных прав, других социально-экономических прав работников интеллектуального труда [8]. Поэтому важной становится унификация подходов к восприятию ИС в период интеграционных изменений.

Целью статьи является обоснование возможности сопоставительного анализа потенциала интеллектуальной собственности в период интеграционных преобразований на примере системы высшего образования города.

Основные результаты исследования

Системы высшего образования постсоветских государств развиваются от единого корня советской высшей школы и во многом схожи [9-11]. В исследование вошли сведения об интеллектуальных наработках вузов Севастополя, сравниваемые с двумя аналогичными городами — административными центрами России и Украины, сопоставимыми с ним по дате основания (XVIII век) и основным территориальным параметрам, за исключением промышленного производства и сельского хозяйства (см. табл. 1).

Таблица 1

гем высшего образования городов

№ Город Территория, км2 Население, млн. чел.* Всего вузов, ** Студентов, тыс. чел.***

1 Севастополь 864 000 0,38 5 (31) 16,4 (30)

2 Украины 405 000 0,99 14 (35) 107 (90)

3 России 491 000 1,35 16 (26) 189 (140)

Примечания:

*по данным за 2010-2012 гг., источник [12];

**в скобках указано общее число вузов по данным [12, 15], включая филиалы, техникумы, колледжи, вузы негосударственной формы;

***в скобках указано общее число по данным информресурсов [16, 17].

Наряду с доминированием финансовых рычагов в преобразованиях ПС города набирают силу фактор стратегического развития и потенциальные возможности городской системы ПС к его воплощению через максимальное задействование интеллектуального потенциала, знаний и исследовательских качеств ученых, преподавателей вузов, изобретателей, зафиксированных в объектах права ИС и опосредованно привязанных к потребностям территории.

Роль и ценность института права ИС при этом проявляются в многообразных формах общественно-правовых отношений между учеными, коллективами, университетами (институ-Йшмщ, академиями), профильным министерством

и муниципальной администрации. Обычными учетными подходами к оценке ИС сегодня выступают методики статистического, кадрового, мониторингового исследования структуры и качества профессорско-преподавательского состава образовательного пространства (кафедры, факультета, вуза, региона), территориальной организации высшего образования города, потребностей городского хозяйства и промышленных предприятий в инновациях, новых технологиях и другие.

Интеллектуальный потенциал (ИП) высшего образования города — это способность совокупности вузов, других лиц по предоставлению образовательных услуг, органов управления

в области высшего обртЗОвания, тЧИтниКЬв учебно-воспитательного процесса, имеющих реткую пространственную (территориальную) Вокализацию, вступать во взаимные отношения (образовательные отношения) с целью осуществления стандартизированных функций в кчебно-воспитательном процессе высшего образования, обеспечения необходимого качества образовательной деятельности и прав ИС в пределах города. Базой для изучения ИП кадров высшего образования служат мониторинговые исследования по всему спектру научных специальностей, объектов и предметов научного исследования города.

Характеристиками ИП рассматриваются:

1) качественные показатели — номенклатура отраслей науки и специальностей подготовки, наличие у преподавателей ученых степеней и званий, персональный вклад ученого в науку, специализированные советы по защите диссертаций, другие;

2) количественные показатели — число студентов, вузов, докторов и кандидатов наук, опубликованных работ с разбивкой по качественной номенклатуре и другие.

ВаЖШшими ЩРементами ИП выступают научные кадры — лица, имеющие определенные научные достижения и результаты, что, как правило, подтверждается соответствующими учеными степенями и званиями, отражается в опубликованных научных работах, отмечается государственными и негосударственными наградами. Объекты права ИС, непрерывно создаваемые работниками вуза — диссертации, монографии, научно-исследовательские работы, статьи, тезисы, другие виды научно-технической продукции — выполняют роль инструмента накопления, добавляются в его совокупный интеллектуальный капитал, способствуя наращиванию потенциала. Емкость ИП каждого учебного заведения опосредованно оценена в рыночном пространстве высшего образования количеством студентов — потребителей образовательных услуг. Сравнительный анализ ИП вузов по профилям (специализациям) выпуска слушателей представлен в табл. 2.

Главными объектами права ИС для ученого являются его диссертационные работы, требования к интеллектуальному содержанию кото-

Таблица 2

Сравнительная характеристика вузов городской системы высшего образования по критерию

профиля выпуска (специализации)

№ Профиль вуза Город

Ед. в городе / студентов Севастополь Украины России

1 Классический 0 1 / 15000 1 / 57000

2 Технический 2/12800 3 / 47000 2/21038

3 Транспортный ф*/300 1 / 10000 1 / 16973

4 Аграрный 0 1 / 9500 1 / 8169

5 Финансово-эконом. 1 / 900 2/4180 1 / 17500

6 Юридический ф / 450 0 2/13065

7 Педагогический 1 / 1170 1 / - 2/40000

8 Медицинский 0 1 / 4500 1 / 5520

9 Искусствоведение ф / 180 0 2 / 649

10 Архитектура 0 1 / 8500 1 / 2900

Военный (внутр. дел) 1 / 450 1 / 6500 1 /2490

Физвоспитание и спорт ф / 130 1 / 600 ф / 150

Гос. управление 0 1 / 1200 1 / 3237

Итого 9/16380 14 / 106980 17 / 188691

Среднее ** 1,13 / 1820 1,27 / 7641 1,31 / 11099

Примечания:

*ф - обеспечивает городской филиал иногороднего вуза; **включая филиалы вузов в пересчете на 1 специализацию / на 1 вуз.

рых установлено законодательством страны, где осуществляется защита диссертации.

Присуждение ученой степени подтверждается дипломом доктора или кандидата наук, как правило, в одной отрасли науки (например, в

Севастополе отмечено два ученых с диссертациями в разных отраслях науки). Поэтому вузы публикуют информацию о наличии в их штате преподавателей с учеными степенями как количественного показателя ИП образовательной

©рГанЯзации. Н^ПрлненН^СРЬЧУзВвД^фееСсрр-

¡Ско-преподавательскими кадрами со степенями доктора и кандидата наук представлена в табл. 3.

Также весомым для оценивания содержательности образования в высшем учебном заведении является число профессоров и доцентов, к присуждению ученых званий которых также существуют государственные требования в рамках ИС: количество статей в научных специальных изданиях, учебников, монографий, разработанных и прочитанных студентам учебных дисциплин и других. Такие продукты интеллектуального труда можно расценивать как объекты права ИС.

Оценка потенциала ИСподразуменаеРхо-ставление прогноза развития этого сегмента ПС в регионе. Основным двигателем научцЬ-технического творчества и производителем объектов ИС выступает ученый, а в рамках предмета данного исследования ведущая роль отводится руководителю вуза (ректор, директор, начальник). Показателем перспективности образовательной организации на основе анализа элементов ИС можно считать личный вклад руководителя вуза в науку и учебный процесс, отражаемый ученой степенью, опубликованными работами, возрастными параметрами, другими свойствами (см.табл. 4).

Таблица 3

Сравнительная характеристика вузов по наполненности учебного процесса остепенёнными

преподавателями *

№ Город, доктора / кандидаты

Профиль вуза Севастополь Украины России

1 Классический 0 158 / 608 650 / 2000

2 Технический 48 / 328*** 351 / 1000 124 / 485

3 Транспортный 0/ 10*** 50 / 300 66 / 234

4 Аграрный 0 61 / 236 62 / 205

5 Финансово-экономич. 5 / 15 41 / 104*** 450**

6 Юридический 4 / 26 0 27 / 200****

7 Педагогический 2 / 59 *** 132 / 397***

8 Медицинский 0 100 / 350 180 / 380

9 Искусствоведение 1 / 4 0 48 / 87

10 Архитектура 0 78 / 265 67 / 137

Военный (внутр. дел) 13 / 103 *** 13 / 94

Физвоспитание и спорт 2/ 13*** *** ***

Гос. управление 0 16 / 50 ***

Итого 75 / 558 855 / 2913 1369 / 4419

на 1000 студентов 4,6 / 34,0 8,0 / 27,2 7,2 / 23,4

Примечания:

* данные взяты из источников [12, 15]

|**раскрыто лишь общее число преподавателей

*1*точное число кандидатов наук (доцентов) установить не удаётся

****частично устаревшие данные

Таблица 4

Обобщенная характеристика руководителей вузов в системах высшего образования городов

№ Город Доктора наук, % Кол-во публикаций % лиц допенсион-

максимальное у 1 лица среднее на 1 лицо ного возраста

1 Севастополь 20 143 40 20,0

2 Украины 92,9 1044 223 28,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 России 70,6* 350 63 42,9

Примечания:

Йприращен кандидат-наук " профессор

Выводы

В период интеграционных преобразований отражением роли прав интеллектуальной соб-ртвйнности для жизни Севастополя и его социально-экономических целей служит активность дискуссий относительно концепции высшего образования, методов его дальнейшей трансформации, незыблемости парадигмы общечеловеческих ценностей. При этом методологическое единство подходов достигается институциона-лизацией категории «интеллектуальная собственность», созданием производных от нее показателей оценки интеллектуального труда как в количественном, так и в качественном измерении.

Непрерывные мониторинговые исследования в процессах интеграции дают уникальную

возможность подбора неразрушающих методов развития социально-экономической системы города и его пространства высшего образования в стратегически обоснованных направлениях сохранения интеллектуального потенциала, его носителей в городе. Перспективным для целей концептуализации пространства высшего образования Севастополя выглядит также создание унифицированных методик и баз данных в пределах институциональных образований на основе прав интеллектуальной собственности различного уровня: творческого коллектива исследователей, организационно оформленных структур (кафедра, лаборатория, центр, институт), отдельных городских вузов, образовательных кластеров, региональных образовательных систем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Промислова властсть в Укра!ш: проблеми правово! охорони [Текст] : зб. наук. ст. / 1нститут держави i права iM. В.М.Корецького НАН Укра!ни, МЦ ПП1В при 1ДП iM. В.М.Корецького НАН Укра!ни; заг. ред. Ю. С. Шемшученко, Ю. Л. Бошицький. Ки!в: 1н-т держави i права iM. В.М.Корецького НАН Украши, 2004. 544 с.

2. Дем'яненко М. В. Облж штелектуально! власносп в аграрних пвдприемствах. К.: 1нститут аграрно! економжи, 2006. 54 с.

3. 1нтелектуальна власнiсть в системi фахово! подготовки фiнансистiв / Постiйно дiючий семшар кафедри Державних та мiсцевих фшанав АМУ // Матерiали обговорень та дискусш за 2010-2013 гг.

4. Островский В. П. Производственно-техническая интеллигенция СССР в годы четвертой пятилетки (1946-1950 гг.) (По материалам предприятий тяжелого машиностроения): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ленинград, / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена, 1977.

5. Зубаревич Н.В. В Крыму проводится операция по поддержанию жизнеспособности. Развитие региона возможно только хитрыми институциональными способами / ForPost Севастопольский новостной портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.sevastopol.su (дата обращения: 6.04.2015).

6. ИнБЮМ и МГИ войдут в Федеральный морской исследовательский центр РФ / ForPost Севастопольский новостной портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.sevastopol.su (дата обращения 6.04.2015).

7. Мельникова И.Н. Роль личности заведующего в оптимизации научно-педагогического потенциала профессорско-преподавательского состава коллектива кафедры / Зб. наук. пр мгжкафедр. наук.-практ. семшару «Кафедра у системi управлшня навчальним процесом вищого навчального закладу», 18 кви™ 2013 р., м. Ки!в, Академiя мунщипальноф управлшня МОН Укра!ни. Ки!в.: АМУ, 2013. С. 86-88.

8. Осипенко Д. Севастополь не нуждается в «летних резиденциях» «материковых» институтов. Мы можем воспитать свои научные кадры / ForPost Севастопольский новостной портал [Электронный ресурс]. URL::http://www.sevastopol.su (дата обращения: 6.04.2015).

9. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

10. Закон Укра!ни «Про вищу освиу» ввд 01 липня 2014 року № 1556-VII. URL: // http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1556-18 (дата обращения: 6.04.2015).

11. Науковi кадри. ТО ФСГС по г. Севастополю [Электронный ресурс]. URL: http://www.sevstat.sevinfo.com.ua (дата обращения: 6.04.2015).

12. Интеллектуальная собственность / Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Интеллектуальная_ собственность.

13. Цившьний Кодекс Укра!ни № 435-IV ввд 16 ачня 2003 року. К.: Центр економiчно'i освии, 2004. 450 с.

14. Гражданский кодекс Российской Федерации № 51-ФЗ от 30.11.1994 г. Ч.4. [Электронный ресурс.]. URL: http://www. consultant.ru/popular/gkrf1/ (дата обращения: 6.04.2015).

15. Вiкiпедiя [Електронний ресурс]. URL:: http://uk.wikipedia.org/wiki.

16. Освиа в Укра!ш / 1нформацшно-доввдковий портал [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://www.osvita.com.ua/ua/ universities/94/ (дата обращения: 6.04.2015).

17. ВУЗы / Информационный ресурс. URL: vuz.edunetwork.ru/66/11/v676/, russia.edu.ru (дата обращения: 6.04.2015).

REFERENCES

Promyslova vlasnist' v Ukraini: problemy pravovoi' ohorony [Tekst] : zb. nauk. st. / Instytut derzhavy i prava im. V.M.Korec'kogp NAN Ukrainy, MC PPIV pry IDP im. V.M.Korec'kogo NAN Ukrainy; zag. red. Ju. S. Shemshuchenko, Ju. L. Boshyc'kyj. Kyi'v: In-t derzhavy i prava im. V.M.Korec'kogo NAN Ukrai'ny, 2004. 544 s. (in Ukrainian).

Dem'janenko M. V. Oblik intelektual'noi' vlasnosti v agrarnyh pidpryjemstvah [Accounting for intellectual property in agricultural enterprises]. Kiev, Instytut agrarnoi' ekonomiky Publ., 2006. 54 p. (in Ukrainian).

Intelektualna vlasnist' v systemi fahovoi' pidgotovky finansystiv / Postijno dijuchyj seminar kafedry Derzhavnyh ta miscevyh finansiv AMU// Materialy obgovoren ta dyskusij za 2010-2013 gg. [Intellectual property in the system of professional training of financiers / Permanent seminar of the Department of State and local Finance ASU // Proceedings of the deliberations and discussions during 2010-2013] (in Ukrainian).

Ostrovskii V. P. Proizvodstvenno-tekhnicheskaia intelligentsiia SSSR v gody chetvertoi piatiletki (1946-1950 gg.) (Po materialam predpriiatii tiazhelogo mashinostroeniia): avtoref. dis.... kand. ist. nauk [Production and technical intelligentsia of the USSR during the fourth five-year plan,4j|46-195i)r(On mäJlPalsioi the entiffrisgs of ,heivy£ngineering): author. Diss. ... PhD in Historical

psSfene»s.]rEeningrad, LGPI im. AX Geffsfena'Publ., 1977.' 1

5. ZUbarevich N.V. V Krymu provoditsia operatsiia po podderzhaniiu zhiznesposobnosti. Razvitie regiona vozmozhno tol'ko khitrymi institutsional'nymi sposobami / ForPost Sevastopol'skii novostnoi portal [Crimea the surgery is performed fo maintain viability. The development of the region is possible only cunning institutional ways / ForPosf Sevastopol news portal]. Available af: http://www. sevasfopol.su (accessed 6 April 2015).

®. InBIuM i MGI voidut v Federal'nyi morskoi issledovatel'skii tsentr RF / ForPost Sevastopol'skii novostnoi portal [Institute of southern seas biology and MHI will be included in the Federal Maritime research centre of the Russian Federation / ForPost Sevastopol news portal]. Available at: http://www.sevastopol.su (accessed 6 April 2015).

7. Mel'nikova I.N. Rol' lichnosti zaveduiushchego v optimizatsii nauchno-pedagogicheskogo potentsialaprofessorsko-prepodavatel'skogp sostava kollektiva kafedry / Zb. nauk. pr mizhkafedr. nauk.-prakt. seminaru «Kafedra u sistemi upravlinnia navchalnim protsesom vishchogo navchalnogo zakladu», 18 kvitnia 2013 [The role of the individual head in optimizing research and teaching capacity of faculty members of the Department staff / Sciences.-practical. Seminar " The Department in the system of management of educational process of higher educational institution", on 18 April 2013, Kyiv, Academy of municipal management MES]. Kiev, AMU Publ., 2013. pp. 86-88.

8. Osipenko D. Sevastopol' ne nuzhdaetsia v «letnikh rezidentsiiakh» «materikovykh» institutov. My mozhem vospitat' svoi nauchnye kadry / ForPost Sevastopol'skii novostnoi portal [Sevastopol doesn't need "summer residences" "mainland" institutions. We can educate our brainpower / ForPost Sevastopol news portal]. Available at: http://www.sevastopol.su (accessed 6 April 2015).

9. The RF Federal law "On education in Russian Federation" № 273-FZ dated 29.12.2012

10. The law of Ukraine "On higher education" from July 01, 2014 № 1556-VII. Available at: // http://zakon4.rada.gov.ua/laws/ show/1556-18 (accessed 6 April 2015).

11. Naukovi kadri. TO FSGS po g. Sevastopoliu [Scientific personnel. THE FSGS for the city of Sevastopol]. Available at: http://www. sevstat.sevinfo.com.ua (accessed 6 April 2015).

12. Intellektualnaia sobstvennost' / Vikipediia [Intellectual property / Wikipedia]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Intellektual'naia_ sobstvennost'. (accessed 6 April 2015).

13. The civil Code of Ukraine No. 435-IV dated 16 January 2003. Kiev, Center for economic education Publ., 2004. 450 p.

14. The civil code of the Russian Federation No. 51-FZ dated 30.11.1994 g. H. 4. [Electronic resource]. Available at: http://www. consultant.ru/popular/gkrf1/ (accessed 6 April 2015).

15. Wikipedia [Electronic resource]. Available at: http://uk.wikipedia.org/wiki.

16. Education in Ukraine / Information portal [Electronic resource]. Available at: http://www.osvita.com.ua/ua/universities/94/ (accessed 6 April 2015).

17. Universities / Information resource. Available at: vuz.edunetwork.ru/66/11/v676/, russia.edu.ru (accessed: 6.04.2015).

Информация об авторе

Кондрашихин Андрей Борисович

(Украина, Киев) Профессор, доктор экономических наук, заведующий кафедрой государственных и местных финансов Академия муниципального управления. E-mail: [email protected]

Information about the author

Kondrashyhin Andrei Borisovich

(Ukraine, Kiev) Professor, Doctor of Economic Sciences, Head of department «State and municipal finance» Municipal Management Academy, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.