Научная статья на тему 'Организация мониторинга результатов интеллектуальной деятельности в вузах'

Организация мониторинга результатов интеллектуальной деятельности в вузах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
547
78
Поделиться
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / РЕЗУЛЬТАТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЦЕНТР / СТРУКТУРА / ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / НИОКР / MONITORING / RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY / INTELLECTUAL PROPERTY / CENTER / STRUCTURE / RESEARCH AND DEVELOPMENT WORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюрина В. Ю., Ипполитова А. А., Бесчастнова Ю. В.

Высшей школе отведена важная роль, которая характеризуется сопровождением инновационного процесса и совершенствованием инновационных инфраструктур различными результатами интеллектуальной деятельности. Теоретический анализ. Одним из главных участников в создании инновационной инфраструктуры являются университеты. Однако отсутствие модели управления НИОКР не позволяет российской экономике достичь высокого конкурентоспособного уровня. Помимо этого, в самой высшей школе отсутствует единый механизм выявления, учета и контроля всех проводимых НИР. Результаты. В основе реализации единой политики управления научно-инновационной деятельностью университетского комплекса должна быть структура, специальное подразделение вуза, занимающееся комплексом мероприятий, направленных на организацию отслеживания научно-технической деятельности по различным курсам развития и ее результатов. Основными целями предлагаемой структуры должны выступать мониторинг НИОКР и коммерциализация научно-технических результатов.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тюрина В. Ю., Ипполитова А. А., Бесчастнова Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Organization of Monitoring the Results of Intellectual Activity in High Schools

The important role is given to the high school, which is characterized by accompaniment of innovative process and perfection of innovative infrastructures of different intellectual activity’s results. Theoretical analysis. One of the main participants in the creation of innovative infrastructure are universities. However, the lack of Office of Scientific Research and Development’s model, doesn’t allow Russian economy to reach the high rival level. Besides that, one whole mechanism of revelation, consideration and control of all realized researches is lacking in the high school itself. Results. The structure, the special department of university, studying the complex of affairs, directed on the organization of scientific and technical activity’s tracking in different courses of development and its results must be in the foundation of realization of one policy of management of scientific and innovative activity of university’s complex. Monitoring of Research and Technological Development and commercialization of scientific and technical results must be the main aim of suggested structure.

Текст научной работы на тему «Организация мониторинга результатов интеллектуальной деятельности в вузах»

УПРАВЛЕНИЕ

УДК 338.23

ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ

В. Ю. Тюрина

доктор экономических наук, профессор кафедры «Прикладная экономика и управление инновациями», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А. E-mail: vut@sstu.ru

А. А. Ипполитова

кандидат экономических наук, ассистент кафедры «Прикладная экономика и управление инновациями», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А. E-mail: ippolitova@fsimp.ru

Ю. В. Бесчастнова

аспирант кафедры «Прикладная экономика и управление инновациями», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А. E-mail: yuliamatveeva2311@rambler.ru

Введение. Высшей школе отведена важная роль, которая характеризуется сопровождением инновационного процесса и совершенствованием инновационных инфраструктур различными результатами интеллектуальной деятельности. Теоретический анализ. Одним из главных участников в создании инновационной инфраструктуры являются университеты. Однако отсутствие модели управления НИОКР не позволяет российской экономике достичь высокого конкурентоспособного уровня. Помимо этого, в самой высшей школе отсутствует единый механизм выявления, учета и контроля всех проводимых НИР. Результаты. В основе реализации единой политики управления научно-инновационной деятельностью университетского комплекса должна быть структура, специальное подразделение вуза, занимающееся комплексом мероприятий, направленных на организацию отслеживания научно-технической деятельности по различным курсам развития и ее результатов. Основными целями предлагаемой структуры должны выступать мониторинг НИОКР и коммерциализация научно-технических результатов. Ключевые слова: мониторинг, результат интеллектуальной деятельности, интеллектуальная собственность, центр, структура, объекты интеллектуальной собственности, НИОКР.

Введение

Высшей школе отведена важная роль, которая характеризуется сопровождением инновационного процесса и совершенствованием инновационных инфраструктур различными результатами интеллектуальной деятельности, а также в вопросах осуществления подготовки, переподготовки и повышении квалификации специалистов, задействованных в инновационной среде. В ней интеллектуальный капитал отображается естественными процессами и явлениями, зафиксированными в результате научных исследований, разработок или других видов целенаправленной деятельности в различных документах (например, в отчетах НИР, патентах, проектно-конструкторской документации, массивах данных и т.п.).

Анализируя статистические данные (табл. 1), можно сделать вывод о возрастающей роли высших учебных заведений в формировании научно-технологического потенциала. Однако при управлении объектами интеллектуальной

собственности (ОИС) возникают сложности, связанные с отсутствием специалистов, способных грамотно реализовывать технические разработки на рынке интеллектуальной собственности.

Таблица 1

Организации, выполняющие научные исследования и разработки в Российской Федерации

Организации 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Научно-исследовательские 2504 2464 2115 2049 2036 1926 1878 1840

Конструкторские 228 194 489 482 497 418 377 362

Проектные и проектно-изыскательские 68 63 61 58 49 42 36 36

Опытные заводы 28 31 38 49 60 58 57 47

Высшие учебные заведения 393 402 406 417 500 503 506 517

Промышленные предприятия 248 244 231 255 265 239 228 238

Прочие 268 258 234 312 550 480 454 452

Всего, шт. 3797 3656 3566 3622 3957 3666 3536 3492

Данные табл. 1 показывают положительную динамику численности высших учебных заведений, выполняющих научные исследования и разработки, на фоне сокращения общей численности таких организаций, что позволяет сделать вывод о том, что вузы являются источниками результатов интеллектуальной, инновационной деятельности. Университеты в дополнение к основным функциям (образование, исследования) начинают осуществлять свой вклад в удовлетворение социальных потребностей и получать финансовые выгоды [1—3]. Как следствие, такие действия приводят к улучшению региональной, национальной экономики.

Теоретический анализ

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» (в ред. от 07.05.2013 № 99-ФЗ), в основу которого легли Федеральные законы «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22.08.1996 № 125-ФЗ) и «Об образовании» (от 10.07.1992 № 3266-1) [4].

К новым статьям можно отнести ст. 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования» (рис. 1), в которой прописаны цели, направленные на осуществление экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Законодательно закреплены направления возможной экспериментальной деятельности и отражены основные ориентиры инновационной деятельности, а также формы по ее осуществлению.

Интересным моментом является представленный порядок формирования, функционирования инновационной инфраструктуры в сфере образования (например, порядок признания

университета федеральной инновационной площадкой). Федеральный орган исполнительной власти устанавливает перечень федеральных инновационных площадок и осуществляет функции по разработке единой государственной политики, нормативно-правовому регулированию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако, несмотря на все внесенные изменения, в новом законодательстве отсутствуют четкие понятия не только о защите прав на результаты научно-технической деятельности, но и о контроле выполнения защиты.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что несовершенство нормативно-правовой базы ведет к замедлению инновационной деятельности в РФ. Одними из главных участников в создании инновационной инфраструктуры являются университеты. Однако отсутствие модели управления НИОКР не позволяет российской экономике достичь высокого конкурентоспособного уровня. Помимо этого, в самой высшей школе отсутствует единый механизм выявления, учета и контроля всех проводимых НИР. К тому же сами результаты НИР иногда не в полном объеме соответствуют критериям охраноспособности в соответствии с законодательством РФ (рис. 2), при этом они не теряют своей инновационной привлекательности [5].

Отсутствие правой защиты таких НИР зачастую ведет к тому, что многие идеи или «пылятся на полках» или в незначительно усовершенствованном виде попадают как на мировой, так и на отечественный рынок под иным названием. Все это не способствует заинтересованности многих ученых в раскрытии информации о своих разработках, которые по тем или иным причинам невозможно запатентовать.

ответственные государственные органы за создание условий для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику

Указаны

цели, в которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

Сформулированы

основные направления для ориентации инновационной деятельности, а также формы по ее осуществлению

Статья 20 «Экспериментальная

и инновационная деятельность в сфере образования»

порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (в том числе

порядок признания организации федеральной инновационной площадкой)

Представлены

направления экспериментальной деятельности

перечень федеральных инновационных площадок устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим

функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования

Рис. 1. Новые положения федерального законодательства в сфере интеллектуальной деятельности

Выходом из сложившейся ситуации может стать создание в вузах структур, выступающих в качестве инструмента коммерциализации НИОКР. Целью данной структуры является создание механизмов структуризации управления по выявлению, учету и контролю НИР и НИОКР. Поэтому перед университетами встает задача по проведению мониторинга с целью выявления конкурентоспособных результатов интеллектуальной деятельности.

В литературе под мониторингом понимают организацию непрерывного процесса наблюдения и регистрации различных параметров исследуемого объекта, сравнения полученных данных с ранее заданными критериями [6].

В рамках мониторинга проводится как систематический сбор данных, так и обработка полученной информации, которая используется с целью улучшения процесса принятия управленческого решения. Самым важным является получение обратной связи от осуществляемых проектов.

Это обусловливает две особенности, которым должен удовлетворять мониторинг: четкое определение задач и целей проводимого мониторинга и максимальная объективность на каждой стадии.

В связи со сложностью организации и управления процессом сбора и обработки данных к мониторингу, на наш взгляд, должны предъявляться определенные требования (табл. 2).

Мониторинговый анализ также является информационной основой качественного управления организацией. Анализ результатов мониторинга руководителем вуза позволяет разрабатывать и применять оптимальную стратегию развития.

Основной задачей мониторинга результатов научно-технической деятельности российских университетов является модернизация механизмов управления научной деятельностью, которая направлена на достижение качественных и количественных показателей, а также на эффективное использование имеющихся ресурсов в сфере образования (интеллектуального, инновационного

Объекты авторского права

Объекты патентного права

I

У

Произведения науки - сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) - географические, геологические и др. карты - др. произведения

Произведения литературы — литературные — сценарные — научные статьи, монографии и учебники — программы для ЭВМ — и т.п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изобретения

■ новизна

■ изобретательский уровень

■ промышленная применимость

Полезная модель

■ новизна

■ промышленная применимость

Промышленный образец

■ новизна

■ оригинальность

- хореографические

О) со — музыкальные

ф - аудиовизуальные

^ ф и - живопись,

со т > 5£ скульптура,

О и графика, дизайн

а - архитектурные

- фотографические

ОБЪЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Права на средства индивидуализации юридических лиц товаров, работ, услуг и предприятий

С

Товарный знак и знак обслуживания

- отличимость

- новизна

Наименование места происхождения товара

связь между обозначением товара и его особыми свойствами

Фирменные наименования

- организационно-правовая форма

- наименование юридического лица

Коммерческие обозначения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- достаточная различительная способность

- известность коммерческого обозначения в пределах определенной территории

Топология интегральных микросхем

- результат творческой деятельности

- оригинальность

- новизна

Секреты производства (ноу-хау)

- коммерческая ценность

- режим конфиденциальности

- неизвестность третьим лицам

- новизна

Рис. 2. Классификация объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Требования, предъявляемые к мониторингу результатов НИОКР университетов

Таблица 2

Основные требования Характеристика

Достоверность Использование информационных данных и системы мониторинговых показателей (индикаторов), наиболее полно и достоверно характеризующих исследуемое явление

Оперативность Ориентация на сокращение сбора и обработки информации с целью возможности принятия экстренных управленческих решений

Систематично сть Осуществление мониторинга в течение более или менее длительного срока с определенными интервалами сбора информации

Комплексность Одновременное отслеживание динамики показателей, характеризующих различные стороны развития

Независимость и объективность Система мониторинга не должна зависеть от субъективных факторов, в качестве которых можно рассматривать политические интересы

потенциала, инфраструктуры высших учебных заведений) [7].

Учет НИОКР в России осуществляется на основании приказа Федерального агентства по науке и инновациям от 31 марта 2006 г. № 40 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2005 г. № 284 "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения" и постановления Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 622 "О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 4 мая 2005 г. № 284"» [8], где говорится о том, что вузам необходимо предоставлять в Федеральное агентство по науке и инновациям информацию о регистрации НИОКР в течение 30-дневного срока после начала работы, а также отчеты о выполнении НИОКР в течение 30 дней с момента завершения работы.

Инновационная инфраструктура вуза представляет собой организационную форму, работающую по принципу комплексности и единства всего образовательного процесса подготовки квалифицированных кадров, а также научно-исследовательской, научно-технической и инновационной деятельности [9, с. 203]. Деятельность инновационной структуры вуза направлена на создание благоприятной среды для последующего продвижения инновационных проектов от первоначальной идеи до непосредственной коммерциализации готового продукта [10].

Результаты

В основе реализации единой политики управления научно-инновационной деятельностью университетского комплекса должна быть структура, специальное подразделение вуза, занимающееся комплексом мероприятий, направленных на организацию отслеживания научно-технической деятельности по различным

курсам развития и ее результатов и содействие их реализации.

Основными целями предлагаемой структуры должны стать мониторинг НИОКР и коммерциализация научно-технических результатов, поэтому предлагается следующее название структуры - центр мониторинга и коммерциализации НИОКР (далее - Центр).

Такое подразделение должно отвечать современным требованиям и соответствовать масштабу и многообразию деятельности, а также потенциальным возможностям университета в области создания коммерчески значимых научных результатов, их реализации с целью извлечения максимальной прибыли.

Задача Центра - осуществление аналитической, экспертной, правовой, маркетинговой и коммерческой функций. Он должен быть целенаправлен на активную и квалифицированную работу, организованную на современном уровне и скоординированную со структурными подразделениями и службами университетского комплекса.

Основными задачами центра мониторинга и коммерциализации НИОКР являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сбор и анализ отчетности вуза, содержащей сведения о результатах НИОКР;

- выявление НИР, которые можно законодательно закрепить в качестве ОИС;

- формирование интеллектуального потенциала вуза;

- оказание помощи в получении охранных документов на результаты интеллектуальной, творческой деятельности;

- юридическое и бухгалтерское сопровождение при заключении лицензионных договоров;

- помощь в государственной регистрации перехода исключительного права использования объектов патентного права;

- контроль за соблюдением условий заключенных договоров.

Пути реализации задач Центра заключаются в следующем:

- производить анализ данных, касающихся исполнителей НИОКР, что позволит университетам объективно оценивать свой интеллектуальный потенциал;

- из выбранных отчетов успешных НИОКР выявлять разработки, которые будут обладать новизной, промышленной применимостью, оригинальностью и иметь творческий характер;

- оказывать помощь в получении охранных документов на объекты интеллектуальной собственности;

- помогать в продвижении защищенных законодательством НИР и НИОКР в их дальнейшей коммерциализации на отечественном и мировом рынках.

Для решения обозначенных задач, стоящих перед Центром, необходимо сформировать штат квалифицированных специалистов в различных областях (патентоведение, экономика, трансфер технологий, правовая защита).

К специалистам предлагаемого Центра мониторинга должны предъявляться определенные требования, основные из которых можно сформулировать следующим образом (рис. 3):

- участие в процессе формирования и реализации единой политики университета в сфере инновационной и научно-исследовательской деятельности;

- умение оценивать уровень новизны, перспективности и востребованности научных направлений вуза для отечественного и мирового рынков;

Требования, предъявляемые к специалистам Центра мониторинга

> >1

участие в процессе формирования и реализации единой политики университета в сфере инновационной и научно-исследовательской деятельности

умение оценивать уровень новизны, перспективности и востребованности научных направлений вуза для отечественного и мирового рынков

у-

умение проводить анализ и оценку осуществляемой научно-

исследовательской, научно-техническои, опытно-конструкторскои

деятельности

>1 >

знание приоритетных направлений развития науки и техники в РФ и мире

владение актуальной информацией в области защиты интеллектуальной собственности на отечественном и международном рынках

> >

участие в процессе формирования основных направлений развития экономики в регионах

сотрудничество с региональным промышленным сектором экономики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сотрудничество с региональными инфраструктурными организациями, способствующими коммерциализации результатов НИОКР

Рис. 3. Основные направления работы специалистов Центра мониторинга

- умение проводить анализ и оценку осуществляемой научно-исследовательской, научно-технической, опытно-конструкторской деятельности;

- владение актуальной информацией в области защиты интеллектуальной собственности на отечественном и международном рынках;

- знание приоритетных направлений развития науки и техники в РФ и мире;

- участие в процессе формирования основных направлений развития экономики в регионах;

- заключение договоренностей с промышленным сектором экономики и налаживание контактов для совместной деятельности;

- сотрудничество с региональными инфраструктурными организациями, способствующими коммерциализации результатов НИОКР.

Концептуальные подходы к созданию центра мониторинга и коммерциализации НИОКР:

1. Центр мониторинга и коммерциализации НИОКР предлагается создать за счет реструктуризации отделов университета и перераспределения их функций, он должен являться университетским подразделением без прав юридического лица с функциями отдела, обслуживающего научную и производственную подсистемы вуза.

2. Структура центра мониторинга и коммерциализации НИОКР должна быть построена в следующих отраслях деятельности: менеджмент, маркетинг, консалтинговая, информационная, управление интеллектуальной собственности и др.

3. Деятельность Центра должна быть направлена на мониторинг результатов НИОКР, возникающих в ходе научно-технической и инновационной деятельности и последующей коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.

4. Одной из ключевых функций Центра мониторинга должна стать деятельность по противодействию неправомерному и несанкционированному использованию полученных результатов интеллектуальной деятельности, а также интеграция научных достижений на российский и мировые рынки, что будет способствовать экономическому развитию университета.

Поскольку университеты являются источником фундаментальных и прикладных знаний, лежащих в основе новейших наукоемких продуктов и технологий, центры мониторинга и коммерци-

ализации НИОКР инновационной инфраструктуры вузов, создаваемые в наше время, следует рассматривать как неотъемлемые компоненты национальной инновационной системы.

В сложившихся экономических отношениях конкурентоспособность университетов определяется способностью не только удовлетворять потребность в подготовке и переподготовке специалистов, но и в реализации накопленного интеллектуального капитала - ОИС. Интеллектуальная собственность университетов является важным ресурсом, который при определенных условиях может стать определяющим фактором экономического развития инновационной инфраструктуры страны.

Список литературы

1. Годовой отчет Роспатента за 2012 год. URL: http:// www.rupto.ru/rupto/portal/fb7f7150-a66f-11e2-c002-9c8e9921fb2c (дата обращения: 12.06.2014).

2. Индикаторы науки : 2013. URL: http://www.hse.ru/ primarydata/in2013 (дата обращения: 12.06.2014).

3. Рысина А. Б., Абрамов С. А. Международное разделение труда в высокотехнологичном секторе экономики // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 207-210.

4. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. URL: http:// минобрнауки.рф/ (дата обращения: 11.06.2014).

5. Ипполитова А. А. Развитие методического инструментария оценки и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2013. 24 с.

6. Мониторинг. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 07.05.2014).

7. Министерство образования и науки Российской Федерации : [сайт]. URL: httpV/минобрнауки.рф/ (дата обращения: 02.06.2014).

8. Государственная регистрация НИОКР. URL: http:// www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/ strukturnye-podrazdeleniya/unir/otdel-organizatsii-i-soprovozhdeniya-nir/Gos_register_NIOKR/ (дата обращения: 17.05.2014).

9. Федорец О. В., Скворцова И. В. Учебно-научно-инновационный комплекс вуза как способ обеспечения трансфера высокотехнологичной продукции в реальный сектор экономики // Российское предпринимательство. 2012. № 5. С. 26-30.

10. Тюрина В. Ю. Университетские комплексы и интеллектуальная собственность. Самара : Самар. гос. эконом. акад., 2004. 122 с.

Organization of Monitoring the Results of Intellectual Activity in High Schools V. Yu. Tyurina

Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, 77, Politechnicheskaya, Saratov, 410054, Russia E-mail: vut@sstu.ru

A. A. Ippolitova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, 77, Politechnicheskaya, Saratov, 410054, Russia E-mail: ippolitova@fsimp.ru

Yu. V. Beschastnova

Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, 77, Politechnicheskaya, Saratov, 410054, Russia E-mail: yuliamatveeva2311@rambler.ru

Introduction. The important role is given to the high school, which is characterized by accompaniment of innovative process and perfection of innovative infrastructures of different intellectual activity's results. Theoretical analysis. One of the main participants in the creation of innovative infrastructure are universities. However, the lack of Office of Scientific Research and Development's model, doesn't allow Russian economy to reach the high rival level. Besides that, one whole mechanism of revelation, consideration and control of all realized researches is lacking in the high school itself. Results. The structure, the special department of university, studying the complex of affairs, directed on the organization of scientific and technical activity's tracking in different courses of development and its results must be in the foundation of realization of one policy of management of scientific and innovative activity of university's complex. Monitoring of Research and Technological Development and commercialization of scientific and technical results must be the main aim of suggested structure.

Key words: monitoring, results of intellectual activity, intellectual property, center, structure, intellectual property, research and development work.

References

1. Godovoi otchetRospatentaza 2012 god (Rospatent Annual Report 2012). Available at: http://www.rupto.ru/ rupto/portal/fb7f7150-a66f-11e2-c002-9c8e9921fb2c (accessed 12 June 2014).

2. Indikatory nauki: 2013 (Science Indicators: 2013). Available at: http://www.hse.ru/primarydata/in2013 (accessed 12 June 2014).

3. Rysina A. B. Abramov S. A. Mezhdunarodnoe razdele-nie truda v vysokotekhnologichnom sektore ekonomiki [International division of labor in the high-tech sector of the economy]. Molodoi uchenyi [Young scientist], 2012, no 5, pp. 207-210.

4. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 29 dekabria 2012 g. № 273-FZ (On Education in the Russian Federation. Federal law of 29 December 2012 N° 273-FZ). Available at: http://MHHo6pmyKH.p$/ (accessed 11 June 2014).

5. Ippolitova A. A. Razvitie metodicheskogo instrumentari-ia otsenki i kommertsializatsii ob'ektov intellektual'noi sobstvennosti [Methodical development of assessment tools and commercialization of intellectual property. Cand. ekon. sci. thesis diss.]. Saratov, 2013. 24 p.

6. Monitoring. Available at: http://ru.wikipedia.org/wiki (accessed 7 May 2014).

7. Ministerstvo obrazovaniia i nauki Rossiiskoi Federatsii (Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Site). Available at: http://MHHo6pHayKH.p$/ (accessed 2 June 2014).

8. Gosudarstvennaia registratsiia NIOKR (State registration of research and development). Available at: http:// www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/ strukturnye-podrazdeleniya/unir/otdel-organizatsii-i-soprovozhdeniya-nir/Gos_register_NIOKR/ (accessed 17 May 2014).

9. Fedoretc O. V., Skvortsov I. V. Uchebno-nauchno-in-novatsionnyi kompleks vuza kak sposob obespecheniia transfera vysokotekhnologichnoi produktsii v real'nyi sektor ekonomik [Training, research and innovation complex of high school as a way to ensure the transfer of high-tech products in the real economy]. Rossiiskoe predprinimatel stvo [Russian Entrepreneurship], 2012, no. 5, pp. 26-30.

10. Tyurina V. Yu. Universitetskie kompleksy i intellek-tual'naia sobstvennost' [University complexes and intellectual property]. Samara, Region Economy Academy, 2004. 122 p.