Научная статья на тему 'Проблемы реализации результатов интеллектуальной деятельности в вузе'

Проблемы реализации результатов интеллектуальной деятельности в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ПАТЕНТ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ВУЗ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колодезникова Сардаана Ивановна, Платонова Раиса Ивановна

В современном образовательном пространстве инновации становятся определяющим фактором развития высшего образования, при этом основным инструментом инновационных процессов выступает интеллектуальная собственность. В данной статье авторы обращаются к проблеме коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в вузе, вызванной обострением конкуренции из-за возрастающих требований к оценке деятельности российских вузов. На основании изучения различных подходов к исследуемой проблеме обосновывается необходимость идентификации ключевых понятий, сопровождающих процесс реализации результатов интеллектуальной деятельности; анализ взаимодействия организаций, заинтересованных в коммерциализации РИД. Выявлены ключевые проблемы процесса коммерциализации интеллектуальной собственности в условиях вуза, предлагаются механизмы их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колодезникова Сардаана Ивановна, Платонова Раиса Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementing the Results of Intellectual Activity at the University

In the modern educational space, innovations are becoming a determining factor in the development of higher education. Intellectual property is the main tool of innovative processes. In this article, the authors discuss the problem of commercializing results of intellectual activity at the university, caused by the exacerbation of competition due to the increasing requirements for assessing the activities of Russian universities. Based on the study of various approaches to the problem under study, the necessity of identifying key concepts accompanying the process of implementing results of intellectual activity is substantiated; an analysis of the interaction of organizations interested in commercializing the results of intellectual activity is done. The main problems of the process of commercializing intellectual property in the conditions of the university are revealed, the mechanisms for their solution are proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации результатов интеллектуальной деятельности в вузе»

УДК 378:347.77

С.И. Колодезникова, Р.И. Платонова

Проблемы реализации результатов интеллектуальной деятельности в вузе

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В современном образовательном пространстве инновации становятся определяющим фактором развития высшего образования, при этом основным инструментом инновационных процессов выступает интеллектуальная собственность. В данной статье авторы обращаются к проблеме коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в вузе, вызванной обострением конкуренции из-за возрастающих требований к оценке деятельности российских вузов. На основании изучения различных подходов к исследуемой проблеме обосновывается необходимость идентификации ключевых понятий, сопровождающих процесс реализации результатов интеллектуальной деятельности; анализ взаимодействия организаций, заинтересованных в коммерциализации РИД. Выявлены ключевые проблемы процесса коммерциализации интеллектуальной собственности в условиях вуза, предлагаются механизмы их решения.

Ключевые слова: результаты интеллектуальной деятельности, конкурентоспособность, инновации, интеллектуальная собственность, патент, коммерциализация, научно-исследовательская работа, вуз, высшее образование.

S.I. Kolodeznikova, R.I. Platonova

Implementing the Results of Intellectual Activity at the University

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. In the modern educational space, innovations are becoming a determining factor in the development of higher education. Intellectual property is the main tool of innovative processes. In this article, the authors discuss the problem of commercializing results of intellectual activity at the university, caused by the exacerbation of competition due to the increasing requirements for assessing the activities of Russian universities. Based on the study of various approaches to the problem under study, the necessity of identifying key concepts accompanying the process of implementing results of intellectual activity is substantiated; an analysis of the interaction of organizations interested in commercializing the results of intellectual activity is done. The main problems of the process of commercializing intellectual property in the conditions of the university are revealed, the mechanisms for their solution are proposed.

Keywords: results of intellectual activity, competitiveness, innovation, intellectual property, patent, commercialization, research, higher education institution, higher education.

КОЛОДЕЗНИКОВА Сардаана Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, Якутск.

E-mail: kolsar@mail.ru.

KOLODEZNIKOVA Sardaana Ivanovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Institute of Sports and Physical Education, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

ПЛАТОНОВА Раиса Ивановна - доктор педагогических наук, профессор Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, Якутск.

E-mail: platonova_raisa@mail.ru.

PLATONOVA Raisa Ivanovna - Doctor of Pedagogical Siences, Professor Institute of Sports and Physical Education, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk.

Введение

В настоящее время одним из стратегических направлений развития научно-исследовательской деятельности в высшем образовании России является формирование взаимовыгодных рыночных отношений для разработки, производства и реализации конкурентоспособной продукции на основе инновационных технологий в целях повышения эффективности результатов интеллектуального труда, обеспечения безопасности авторских прав. Исчерпывающую оценку значимости результатов интеллектуальной деятельности дал Шеленговский П.Г.: «Концептуальный вопрос успешного развития общественной, политической и экономической сфер деятельности лежит в плоскости использования результатов интеллектуальной деятельности, что является важнейшими инновационным ресурсом современного государства. ... Сегодня происходит активизация процессов, связанных с оборотом интеллектуальных прав в контексте протекции внедрения инноваций в экономику, поскольку государства на современном этапе своего развития осуществляют переход от индустриальной экономической модели к инновационной экономике» [1, с. 168]. Происходит трансформация представления об экономическом процветании государства, в соответствии с которым интеллектуальный капитал становится основным продуктом современной экономики.

Результаты исследований и их обсуждение

Процесс интеграции российских вузов в мировое образовательное пространство предъявляет более высокие требования ко всем направлениям деятельности современной высшей школы. Только при условии способности вуза конкурировать по ключевым показателям: научно-исследовательской деятельности, международной деятельности, финансово-экономической деятельности, инфраструктуре вуза и трудоустройства выпускников - можно давать оценку эффективности деятельности вуза как имеющему конкурентные преимущества [2]. Одним из наиболее наглядных показателей конкурентоспособности, высокого научного уровня, коммерческой привлекательности, инновационности научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ профессорско-преподавательского состава вузов является активное патентование результатов научно-исследовательской работы (НИР).

Для справки: Патент - охранный документ, выдаваемый на изобретение (промышленный образец) и удостоверяющий исключительное право на использование объекта охраны в течение определенного срока [3].

Интенсивность изобретательской работы в Северо-Восточном федеральном университете можно проследить по статистической отчетности Центра интеллектуальной собственности СВФУ «Охранные и правоподтверждающие документы на результаты интеллектуальной деятельности» (таблица) [4].

Таблица

Динамика изобретательской активности в Северо-Восточном федеральном университете

2011 г. 2012 г 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Всего: 7 Всего: 23 Всего: 29 Всего: 32 Всего: 36 Всего: 41

Несмотря на то, что изобретательская активность в университете с каждым годом увеличивается в геометрической прогрессии, как показывает практика управления интеллектуальной собственностью и коммерциализацией результатов НИОКР в системе вуза, имеется много проблем, требующих системного анализа и новых подходов. Одним из основных проблем является требование увеличить количество патентов, но качество остается вне внимания, что приводит к увеличению числа «пустых» патентов. Аналогичного мнения придерживаются Павлов А.Ю., Сенченко С.А., Тычинский А.В., справедливо полагая, что существенная часть результатов интеллектуальной деятельности (РИД) так и остается не внедренной в хозяйственный оборот и, как следствие, не приносит доходы хозяйствующим субъектам и бюджету из-за отсутствия эффективных организационных и экономических механизмов, которые бы приводили к успешной коммерциализации разработок, имеющих потенциал практического использования [5].

Можно сказать, что до сих пор не существует прозрачной государственной политики в сфере правовой защиты объектов интеллектуальной собственности.

Смирнова В.Р. видит причины спада инновационной активности в том, что, во-первых, российские предприниматели не заинтересованы вкладывать средства в долговременные, рискованные, высокотехнологичные проекты. Возможность получения сверхприбыли в долгосрочной перспективе в сочетании с повышенным риском (не только связанным с самой инновацией, но и политическим, экономическим риском и т.п.) проигрывает по сравнению с возможностью получить «быстрые», «сырьевые» деньги в сочетании с меньшей прибылью и значительно меньшим риском; во-вторых, общий уровень правовой неграмотности и неграмотности в области интеллектуальной собственности; в третьих, отсутствие достаточного числа высококвалифицированных специалистов, способных эффективно управлять инновационными процессами, не позволяет находить эффективные пути вложения средств в инновационные программы и проекты [6].

Коммерциализация - это механизм получения прибыли от научных разработок в результате их внедрения в производство. Коммерциализация включает в себя не только стадию, когда ученый выводит новую формулу, создает новую инновационную технологию или разрабатывает новый инновационный продукт, но также и цепочку стадий, когда научные разработки представляются на рынке знаний и идей, внедряются в производство, доводятся до потребителя и начинают приносить доход [7].

Можно выделить основные проблемы, сопровождающие коммерциализацию РИД:

- несовершенство законодательства в сфере интеллектуальной собственности;

- неэффективно функционирующие организационные и экономические механизмы реализации в хозяйственный оборот предприятий и организаций объектов интеллектуальной собственности;

- отсутствие заинтересованности авторов в реализации РИД;

- недостаток высококвалифицированных специалистов, способных эффективно управлять инновационными процессами.

Изобретения всегда являлись главным фактором экономического роста [8, 9, 10], но именно сейчас, в условиях жесткой международной конкуренции, использование промышленностью наукоемких, основанных на изобретениях технологий, стало реально определять конкурентоспособность конкретных продукций и возможность их долгосрочного существования на рынке. В связи с этим вопрос, насколько эффективно используются результаты интеллектуальной деятельности профессорско-преподавательского состава, доходят ли они до потребителя, приносят ли прибыль, в современных реалиях как никогда актуален и своевременен.

Чтобы интеллектуальный продукт дошел до потребителя, необходимо переходить к системной проектной деятельности, ориентируясь на потребности рынка, повышать результаты интеллектуальной работы через патентную защиту и активное продвижение. Научные исследования при их реальной конкурентоспособности, грамотном маркетинговом подходе, умелой рекламе, квалифицированной патентной защите могут и должны приносить существенную финансовую выгоду вузу и его авторам.

Нужно подчеркнуть, что одним из важных факторов успешной проектной деятельности является взаимодействие и концентрация ресурсов вуза и организаций-партнеров (государственных и частных) через создание так называемых «Startup». Понятно, что для ученых-изобретателей самостоятельное сопровождение РИД до конечного потребителя невозможно, лишь при консолидации усилий всех заинтересованных предприятий и организаций можно добиться конкретного результата.

На наш взгляд, эффективность результатов интеллектуальной деятельности должна оцениваться по основным характеристикам, способствующим коммерческой привлекательности:

- актуальность (востребованность), подразумевает акцентирование внимания на тех объектах интеллектуальной собственности, которые имеют практическую ценность сегодня;

- социальная значимость, т.е., РИД должны удовлетворять социальным потребностям государства;

- лояльность целевой аудитории на рынке путем сегментирования рынка, поиска потребителей интеллектуального продукта, формирования у них заинтересованности к выпускаемой продукции;

- инновационность, подразумевает постоянный поиск инновационных идей, технологий, обладающих конкурентными преимуществами по сравнению с существующими технологиями.

- инвестиционная перспективность, т.е., интеллектуальный продукт должен иметь ценность в долгосрочной перспективе, обладать длительным жизненным циклом;

- рентабельность, ликвидность, разрабатываемый интеллектуальный продукт должен оцениваться по уровню получения прибыли от его реализации.

Для обеспечения интеллектуального продукта указанными характеристиками целесообразна интеграция науки, образования и предприятий реальной экономики. Важно отметить, что создание межвузовских ресурсных центров, деятельность которых направлена на использование потенциала высшей школы, обучение кадров инновационной деятельности, мониторинг, помощь в продвижении и реализации готового продукта, способствовало бы не только активизации работы научного сообщества в данном направлении, но и повышению качественных показателей научных разработок.

Заключение

В целом, нужно отметить, что на сегодняшний день необходимо решить не только проблемы организационного характера по коммерциализации интеллектуальной собственности, но и ряд проблем законодательного права в области интеллектуальной собственности, авторских прав, деятельности некоммерческих организаций. Лишь государственное участие в коммерциализации науки будет способствовать формированию четкого и прозрачного механизма деятельности всех заинтересованных структур.

Литература

1. Шеленговский П.В. Особенности интеллектуальной собственности и инноваций в Российской Федерации // Вопросы российского и международного права. - 2016. - Т. 6.- № 12A. - С. 167-173.

2. Резник Г.А., Пономаренко Ю.С., Парамонова Л.С. Оценка факторов конкурентоспособности вуза в современных условиях // Интернет-журнал «Мир науки». - 2015. - №1 [электронный ресурс]. Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/12PMN115.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана.

3. Словарь экономических терминов и понятий [электронный ресурс]. Режим доступа: https:// infourok.ru/slovar_ekonomicheskih_terminov_i_ponyatiy-436765.htm. (доступ свободный). Загл. с экрана.

4. Охранные и правоподтверждающие документы на результаты интеллектуальной деятельности [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/ vspomogatelnye-podrazdeleniya/aic/intellect/razrab.php. Дата обращения: 22.09.2017. Загл. с экрана.

5. Павлов А.Ю., Сенченко С.А., Тычинский А.В. Основные подходы к решению проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности // Известия ЮФУ Технические науки. - 2013. - № 6. - С. 81-86.

6. Смирнова В.Р. Управление интеллектуальной собственностью в инновационной деятельности: ав-тореф. дис... доктора эконом. наук. - М., 2011. - 47 с.

7. Новикова Е.Н., Парахина В.Н. Развитие инфраструктуры коммерциализации инноваций // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2013. - №2 (35). - С. 258-262.

8. Дынкин А.А. Место России в мировом технологическом пространстве. Национальная инновационная система. - М.: ВК ЗАО «Экспоцентр», 2003.

9. Дерягин А.В. Наука и инновационная экономика в России // Инновации. - 2005. - № 52.

10. Глухов В.В., Коробко С.Б., Маринина Т.Б. Экономика знаний - СПб.: Питер, 2003. - 528 с.

References

1. Shelengovskij P.V. Osobennosti intellektual'noj sobstvennosti i innovacij v Rossijskoj Federacii // Voprosy rossijskogo i mezhdunarodnogo prava. - 2016. - T. 6.- № 12A. - S. 167-173.

2. Reznik G.A., Ponomarenko Ju.S., Paramonova L.S. Ocenka faktorov konkurentosposobnosti vuza v sovremennyh uslovijah // Internet-zhurnal «Mir nauki». - 2015. - №1 [jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://mir-nauki.com/PDF/12PMN115.pdf (dostup svobodnyj). Zagl. s jekrana.

3. Slovar' jekonomicheskih terminov i ponjatij [jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://infourok.ru/ slovar_ekonomicheskih_terminov_i_ponyatiy-436765.htm. (dostup svobodnyj). Zagl. s jekrana.

4. Ohrannye i pravopodtverzhdajushhie dokumenty na rezul'taty intellektual'noj dejatel'nosti [jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/vspomogatelnye-podrazdeleniya/aic/intellect/razrab.php. Data obrashhenija: 22.09.2017. Zagl. s jekrana.

5. Pavlov A.Ju., Senchenko S.A., Tychinskij A.V. Osnovnye podhody k resheniju problemy kommercializacii rezul'tatov intellektual'noj dejatel'nosti // Izvestija JuFU. Tehnicheskie nauki. - 2013. - № 6. - S. 81-86.

6. Smirnova V.R. Upravlenie intellektual'noj sobstvennost'ju v innovacionnoj dejatel'nosti: avtoref. dis... doktora jekonom. nauk. - M., 2011. - 47 s.

7. Novikova E.N., Parahina V.N. Razvitie infrastruktury kommercializacii innovacij // Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. - 2013. - №2 (35). - S. 258-262.

8. Dynkin A.A. Mesto Rossii v mirovom tehnologicheskom prostranstve. Nacional'naja innovacionnaja sistema. - M.: VK ZAO «Jekspocentr», 2003.

9. Derjagin A.V. Nauka i innovacionnaja jekonomika v Rossii // Innovacii. - 2005. - № 52.

10. Gluhov V.V., Korobko S.B., Marinina T.B. Jekonomika znanij - SPb.: Piter, 2003. - 528 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.