Научная статья на тему 'Право и социальная этика в философии русского консерватизма'

Право и социальная этика в философии русского консерватизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
200
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСЕРВАТИЗМ / CONSERVATISM / ПРАВО / LAW / МОРАЛЬ / MORALITY / СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА / SOCIAL ETHICS / ЦЕННОСТИ / VALUES / ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА / JURIDICAL SCIENCE / ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Золкин Андрей Львович

Рассматриваются основания права в философии русского консерватизма; право предстает как феномен культуры. Анализируется социальная, духовная природа права; определяются отношения права и социальной этики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The law and the social ethics in the philosophy of russian conservatism

The article is dedicated to foundations of law in the philosophy of Russian emigration. The article dwells on the law as a phenomenon of culture. The social and spiritual essence of law is analyzed, the relations between law and social ethics is specified.

Текст научной работы на тему «Право и социальная этика в философии русского консерватизма»

ПРАВО И СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА В ФИЛОСОФИИ РУССКОГО КОНСЕРВАТИЗМА

АНДРЕЙ ЛЬВОВИЧ ЗОЛКИН,

доктор философских наук профессор кафедры философии Московского университета МВД России Научная специальность 09.00.13 - философская антропология,

философия культуры Рецензент: доктор философских наук Аблеев С.Р.

E-mail: az20042004@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются основания права в философии русского консерватизма; право предстает как феномен культуры. Анализируется социальная, духовная природа права; определяются отношения права и социальной этики. Ключевые слова: консерватизм, право, мораль, социальная этика, ценности, юридическая наука, философия.

Annotation. The article is dedicated to foundations of law in the philosophy of Russian emigration. The article dwells on the law as a phenomenon of culture. The social and spiritual essence of law is analyzed, the relations between law and social ethics is specified.

Keywords: conservatism, law, morality, social ethics, values, juridical science, philosophy.

Двадцатое столетие относилось к консервативной идеологии достаточно критично и даже высокомерно, будучи полностью уверенным в правоте либерализма или коммунизма. Время породило существенные сомнения в этих идеологических доктринах. В результате, сегодня консерватизм начинает осознавать себя не столько как программа консервации настоящего или реставрации прошлого, сколько как проект восстановления прерванной «связи времен». Сегодня консерватизм претендует на духовную революцию, возрождающую связь человечества с собственной культурной традицией, разорванной либералами и радикалами. И эта революция предполагает существенное переосмысление всех аспектов социальной и культурной практики, в том числе морали, права, государства.

Основы правовой доктрины российского консерватизма заложил Н.М. Карамзин. Особым объектом его критики стал проект Гражданского уложения М.М. Сперанского, в котором при «множестве ученых слов и фраз, почерпнутых в книгах», Н.М. Карамзин не увидел «ни одной мысли, почерпнутой в созерцании особенного гражданского характера России»1. В результате, он пришел к идее характерного для консервативного миросозерцания традиционализма, утверждая, что «законы народа должны быть извлечены из его собственных понятий, нравов, обыкновений, местных обстоятельств»2.

Н.М. Карамзин отрицал просветительский дух априорного, не опирающегося на исторический опыт и народные обычаи, «законоделания», позволяющий «умам легким» думать, что «надобно только велеть, - и все сравняется». Только время, по мнению историка, «подвигает вперед разум народов, но тихо и медленно: беда законодателю облетать его»3.

Основные положения идейной программы Н.М. Карамзина присутствовали во многих течениях русского консерватизма. Русские консерваторы сформулировали ряд положений по поводу природы права, государства и их функций в общественной жизни, которые неразрывно связаны с ценностными характеристиками консервативного мировоззрения. Исходные представления об идеале общества, государства и права обосновываются консерваторами с помощью ценностных суждений, поэтому можно говорить о специфической аксиологии, разработанной в рамках консерватизма. Если либералы стремились к рациональному обоснованию идеала права и государства, марксисты ставили своей целью разработку естественноисторического понимания государства и права, то мыслители - консерваторы, прежде всего, стремились к выработке ценностной позиции, обосновывая идеалы государства и права на основе представления о ценностях.

Приоритетной социальной ценностью в консерватизме является не индивидуальная свобода, как в либерализме, не равенство, как в социализме, а братство, восходящее к идеалам христианства. В либеральных учениях о праве и государстве консерваторы видели «одно из проявлений идейной дискредитации институтов и ценностей традиционного общества, выставлявшихся чем-то подавляющим не только индивидуальную свободу, но и саму исти-ну»4. Консерваторы отвергали либеральную точку зрения, требующую от законов соответствия запросам меньшинства общества. Законодатель и правоприменитель должны опираться лишь на те правовые идеи, которые соответствуют национальному правосознанию.

Поведение, утверждаемое консерваторами в качестве образцового, следует обозначить как эти-

ку долга. Защищая первенство индивидуальных обязанностей над индивидуальными правами, консерваторы спорят с теми, кто считал лучшим ориентиром для поведения индивида стремление к достижению субъективного счастья, а не стремление к социальной полезности этого поведения. Консерватизм отвергает все попытки создания «этического эгоизма», поскольку одно лишь чувство долга привносит в жизнь человека подлинный смысл. Стремление же человека к счастью за счет исполнения им своего долга есть зло, а все попытки достижения коллективного «счастья» путем насаждения «рациональных» социальных, политических и правовых институтов также оцениваются как этическая антиценность.

Превосходство требований этики социальной над требованиями этики индивидуальной диктует человеку совершать только те действия, которые несут социальное благо, а не просто являются юридически разрешенными. Именно чувством долга, уверяли консерваторы, должны скрепляться отношения человека с государством, но отнюдь не основанием личного интереса. Поэтому и право представляет собой духовный феномен, поскольку, по выражению И.А. Ильина, «является восприятием, переживанием и осуществлением верховной, объективной ценности»5. Связь между духом и правом можно выразить так: необходимые формы духа составляют основы правосознания. В основе права всегда лежит живое и правое притязание человека на духовность, притязание на духовно-необходимые формы жизни, теоретическим выражением которых являются аксиомы правосознания. К аксиомами правосознания И.А. Ильин относил закон духовного достоинства, закон автономии и закон взаимного признания.

Именно проблема правосознания является для мыслителя центральной проблемой юридической науки. Правосознание не может рассматриваться лишь как совокупность отвлеченных знаний. В основе правосознания должно лежать осмысление реального правового опыта. Поэтому И.А. Ильин далек от идеализации социально-политических и социокультурных реалий России.

Исторический опыт России, по мнению философа, должен быть осмыслен как органическое крушение самодержавия и как разложение созданного им уклада духовной жизни. Сущность этого уклада И.А. Ильин и видел в систематическом отлучении «подданного» от власти и от государственного дела. И именно это отлучение в корне подрывает самую сущность государства и правосознания, поскольку политическая жизнь не только не исчерпывается пассивным подчинением чужой воле, но прямо исключает такое подчинение. Сущность политической жизни мыслитель видел в самоуправлении, при котором каждый гражданин осознает в законе присутствие своей воли и своего

разумения. Отлучение же народа от власти ставит его во внеполитическое состояние. «Народ, лишенный государственного правосознания, - писал И.А. Ильин, - может создавать только видимость государства, и политическое единение его призрачно и эфемерно»6.

Историческую миссию русской интеллигенции мыслитель связывал с пониманием и познанием дефектов и недугов своего и общенационального правосознания. Задача русского правоведения - прийти в этом на помощь интеллигенции и всему народу: юристы должны осуществить это самопознание прежде всех и глубже всех и повести по этому пути за собой интеллигенцию и народ. «Этот процесс и должен стать основою государственного обновления России».

Однако, проблема не ограничивается только тем, чтобы русское национальное правоведение поставило перед собою эти задачи; но ив том, чтобы оно нашло для них правильное разрешение. Для этого И.А. Ильин, считает необходимым, прежде всего, испытать, увидеть и понять, что право и государство, которые регулируют, конечно, не внутренние, а внешние деяния человека, тем не менее живут именно внутренними, душевными состояниями его, и притом не безразлично какими, а именно душевно-духовными. «Строить право, - писал И.А. Ильин, - не значит придумывать новые законы и подавлять беспорядки; но значит воспитывать верное и все углубляющее и крепнущее правосознание»7.

Человек творит право и государство именно чувством, волею и сознанием, не «просто» внешними поступками, но длительными, устойчивыми и содержательно-верными напряжениями души и духа. Юристу, способному только к формальным анализам, и политику, стремящемуся к максимальному расширению публичных полномочий, конечно, может казаться, что сущность юриспруденции сводится лишь к поиску надежного механизма, регулирующего внешние возможности и поступки человека. Фактически же, такой подход приводит к тому, что дефекты правосознания принимаются как своего рода норма и право субъекта. А именно субъект права привлекает главное внимание мыслителя. «Право и государство живут, - писал И.А. Ильин, -по существу, в субъекте права, им, субъектом, - его душою, его духом. Но субъект права - это не только понятие, или категория, или абстрактная точка для умственного приложения полномочий и обязанностей; субъект права - это, прежде всего, духовно организованная душа. Юридически квалифицироваться в качестве субъекта права и подлинно быть субъектом права - не одно и то же»8. Настоящий, нефиктивный субъект права, по убеждению мыслителя, способен чувствовать, желать и мыслить предметную цель права и государства, он способен

переносить духовные напряжение своей личности на право и государство.

Итак, консерватизм, обосновывая право, стремится подчинить его высшим нормативным системам, прежде всего религии и социальной этике. Подобная позиция долгое время рассматривалась как выражение сугубо религиозного мироощущения русских мыслителей, как их, на первый взгляд, бесперспективное стремление противопоставить христианские ценности логике развития современной цивилизации, которая утверждает самодостаточность исключительно нормативистского понимания мира, выдаваемого за высшую реальность. И все же высшая нормативность не может характеризоваться исключительно в юридических терминах. Подобно тому, как грех, зло и преступление так и не стали сугубо юридическими категориями, их метафизическая сущность остается непреодолимой, постольку и метафизический, нравственный порядок мироздания не может быть исчерпан одними лишь юридическими понятиями. Поскольку исходные представления об идеале общества, госу-

дарства и права обосновываются консерваторами с помощью ценностных суждений, постольку для них характерен примат социальной этики, тесно связанной с национально-культурной традицией, над правом. Актуальность философии консерваторов сегодня зависит от способности современного человечества осмыслить этот метафизический порядок мироздания.

1 Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. СПб., 1914. С.106 - 108.

2 Там же. С. 107.

3 Карамзин Н.М. Избр. соч. В 2 т. М.; Л., 1964. Т. 2. С. 293.

4 Карцов Ф.С. Правовая идеология русского консерватизма, М., 1999. С. 51.

5ИльинИ.А. О сущности правосознания // Собр. соч. в десяти тт. Т.4. М., 1994. С. 309.

6 Ильин И.А. Корень зла // Собр. соч. в десяти тт. Т. 9-10. М., 1999. С.1 97.

7 Ильин И.А. Основные задачи правоведения в России // Собр. соч. в десяти тт. Т. 9-10. М., 1999. С. 221.

8ИльинИ.А. Указ. раб. С. 222.

САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ИНДИВИДА CONTRA ХАОС И ПРОИЗВОЛ ВОЛЬНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ

НАТАЛЬЯ ФЕДОРОВНА МЕДУШЕВСКАЯ,

доктор юридических наук, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Московского университета МВД России Научная специальность 09.00.11 - социальная философия;

Рецензент: доктор исторических наук Чертищев А.В.

E-mail: Sapfo2@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются специфические особенности российской истории, связанные с привычностью хаоса социальной жизни и пониманием свободы как неограниченной вольности; их влияние на становление современного гражданского общества в России. Отмечается, что условием развития гражданской культуры является самоидентичность индивидов и их ответственность.

Ключевые слова: гражданское общество, самоидентичность, самость, ценность, личность, право, государство, власть, хаос, вольность, свобода, гражданская культура.

Annotation. The article considers specific features of Russian history connected with the familiarity of chaos in social life and understanding of freedom as unlimited liberty, their influence on the development of civil societyin Russia. It is noted that self-identity of ndividuals and their responsibility are the condition of development of civil culture.

Keywords: civil society, self-identity, selfness, value, personality, right, state, power, chaos, liberty, freedom, civil culture.

С развитием индустриальной цивилизации традиционные связи человека и общества с природой претерпели существенные изменения, культура стала пониматься не как способ реализации природной сущности людей, а как продукт истории, в ходе которой происходит формирование самости и самоидентификация человека, что становится ус-

ловием роста самостоятельности и самодостаточности индивидов. Понятие самости используется для объяснения механизма достижения нарушенной целостности «Я» или способа ее формирования, что весьма актуально для отечественного правосознания, поскольку в силу целого спектра причин эта целостность оказалась в России нарушенной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.