Научная статья на тему 'ПРАВО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ КАК МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ'

ПРАВО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ КАК МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ / ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / СУБИНСТИТУТЫ / БЮДЖЕТ / ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / ДЕНЬГИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крылов Олег Михайлович

Развитие общественных отношений, возникающих в процессе организации денежного обращения, вызванное сложившимися жизненными реалиями (цифровизация, санкционный режим, попытки создания новых межгосударственных союзов, режим специальной военной операции и т.д.) вновь актуализирует вопрос о месте права денежного обращения в системе публичного права. Распространённое в правовой науке понимание права денежного обращения исключительно в качестве структурной части (института, подотрасли) системы финансового права перестает соответствовать сложившейся действительности, в которой общественные отношения, возникающие в процессе организации денежного обращения как целостного экономического явления, регулируются, как нормами финансового права, так и нормами иных отраслей (конституционного, административного, финансового, уголовного, международного публичного) системы публичного права. В настоящей статье предпринята попытка доктринального осмысления места права денежного обращения в системе публичного права в качестве межотраслевого публично-правового института, в частности, обобщены некоторые предпосылки его формирования, впоследствии трансформирующиеся в его системообразующие факторы, среди которых особое место уделяется предмету и методу правового регулирования, а также высказано предположение о системе права денежного обращения как межотраслевого публично-правового института, состоящей из атрибутивных и вспомогательных субинститутах с определением предметов правового регулирования этих субинститутов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LAW OF MONETARY CIRCULATION AS AN INTERSECTORAL PUBLIC LAW INSTITUTION: PROBLEM STATEMENT

The development of public relations arising in the process of organizing monetary circulation caused by the prevailing realities of life (digitalization, sanctions regime, attempts to create new interstate unions, the regime of a special military operation, etc.) again actualizes the question of the place of the right of monetary circulation in the system of public law. The widespread understanding of the law of monetary circulation in legal science exclusively as a structural part (institution, sub-branch) of the system of financial law ceases to correspond to the prevailing reality in which social relations arising in the process of organizing monetary circulation as an integral economic phenomenon are regulated by both the norms of financial law and the norms of other branches (constitutional, administrative, financial, criminal, international public) system of public law. This article attempts a doctrinal understanding of the place of the law of monetary circulation in the system of public law as an intersectoral public law institution, in particular, summarizes some of the prerequisites for its formation, subsequently transformed into its system-forming factors, among which a special place is given to the subject and method of legal regulation, and also suggests the system of monetary circulation law as intersectoral public law institute, consisting of attributive and auxiliary subinstitutions with the definition of the subjects of legal regulation of these subinstitutions.

Текст научной работы на тему «ПРАВО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ КАК МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_156 УДК 336.7

ПРАВО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ КАК МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ THE LAW OF MONETARY CIRCULATION AS AN INTERSECTORAL PUBLIC LAW INSTITUTION: PROBLEM STATEMENT

КРЫЛОВ Олег Михайлович,

кандидат юридических наук, доцент, Уфимский университет науки и технологий, Институт права, кафедра финансового и административного права, заведующий кафедрой. Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32. E-mail: ok2004@list.ru;

Krylov Oleg Mikhailovich,

candidate of law, associate professor,

The Ufa university of science and technology, the Institute of law, department of financial and administrative law, head of the department. Republic of Bashkortostan, Ufa, Zaki Validi str., 32. E-mail: ok2004@list.ru

Краткая аннотация: Развитие общественных отношений, возникающих в процессе организации денежного обращения, вызванное сложившимися жизненными реалиями (цифровизация, санкционный режим, попытки создания новых межгосударственных союзов, режим специальной военной операции и т.д.) вновь актуализирует вопрос о месте права денежного обращения в системе публичного права. Распространённое в правовой науке понимание права денежного обращения исключительно в качестве структурной части (института, подотрасли) системы финансового права перестает соответствовать сложившейся действительности, в которой общественные отношения, возникающие в процессе организации денежного обращения как целостного экономического явления, регулируются, как нормами финансового права, так и нормами иных отраслей (конституционного, административного, финансового, уголовного, международного публичного) системы публичного права. В настоящей статье предпринята попытка доктринального осмысления места права денежного обращения в системе публичного права в качестве межотраслевого публично-правового института, в частности, обобщены некоторые предпосылки его формирования, впоследствии трансформирующиеся в его системообразующие факторы, среди которых особое место уделяется предмету и методу правового регулирования, а также высказано предположение о системе права денежного обращения как межотраслевого публично-правового института, состоящей из атрибутивных и вспомогательных субинститутах с определением предметов правового регулирования этих субинститутов.

Abstract: The development of public relations arising in the process of organizing monetary circulation caused by the prevailing realities of life (digitalization, sanctions regime, attempts to create new interstate unions, the regime of a special military operation, etc.) again actualizes the question of the place of the right of monetary circulation in the system of public law. The widespread understanding of the law of monetary circulation in legal science exclusively as a structural part (institution, sub-branch) of the system of financial law ceases to correspond to the prevailing reality in which social relations arising in the process of organizing monetary circulation as an integral economic phenomenon are regulated by both the norms of financial law and the norms of other branches (constitutional, administrative, financial, criminal, international public) system of public law. This article attempts a doctrinal understanding of the place of the law of monetary circulation in the system of public law as an intersectoral public law institution, in particular, summarizes some of the prerequisites for its formation, subsequently transformed into its system-forming factors, among which a special place is given to the subject and method of legal regulation, and also suggests the system of monetary circulation law as intersectoral public law institute, consisting of attributive and auxiliary subinstitutions with the definition of the subjects of legal regulation of these subinstitutions.

Ключевые слова: денежное обращение, публичное право, субинституты, бюджет, финансовое право, деньги.

Keywords: money circulation, public law, sub-institutions, budget, financial law, money.

Для цитирования: Крылов О.М. Право денежного обращения как межотраслевой публично-правовой институт: постановка проблемы //Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 156-160. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_156.

For citation: Krylov O.M. The law of monetary circulation as an intersectoral public law institution: problem statement // Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 156-160. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_156.

Статья поступила в редакцию: 20.07.2023

Актуальность вопроса о месте права денежного обращения в системе публичного права обусловлена развитием и появлением новых общественных отношений, возникающих в процессе организации денежного обращения в условиях складывающихся жизненных реалий, таких как: тенденция цифровизации, охватившая все общественные процессы, применение со стороны недружественных стран различных санкций, трудности при проведения специальной военной операции, создание новых межгосударственных союзов, рассмотрение вопроса о введении для ряда государств-участников международных организаций общей валюты и другие. Перечисленные обстоятельства отразились на формировании института права денежного обращения, позволяя исследовать его в качестве межотраслевого публично-правового института.

Из множественности предпосылок формирования права денежного обращения в качестве межотраслевого публично-правового института наиболее значимыми, по нашему мнению, представляются экономические и правовые предпосылки. Среди экономических предпосылок отметим прежде всего, что в экономической литературе денежное обращение рассматривается как непрерывный и единый процесс обращения денег, стадиями которого являются: выпуск денег в обращении (в т.ч. эмиссии денежных средств), обращение денег, в рамках которого деньгами опосредуется совокупный спрос и совокупное предложение рынка товаров, (работ, услуг), а также изъятие денег из обращения [1; 21]. Экономический подход к денежному обращению как целостному явлению основывается на многочисленных экономических теориях денег и законах денежного обращения, определяющих процессы эволюции денег, их функционирование и влияние на экономику (номиналистическая, металлическая, количественная теория денег, эмпирические и количественные законы денежного обращения и т.д.) и является экономической предпосыл-

кой формирования института права денежного обращения в системе публичного права Российской Федерации, регулирующего общественные отношения, возникающие в процессе опосредования деньгами совокупного спроса и предложения во всех сферах общественной деятельности (материально-производственной, организационной, социальной и даже духовной).

К экономическим предпосылкам формирования института права денежного обращения относится публичная потребность в денежном обращении, представляющая собой разновидность экономической потребности. В ее основе лежат потребительские свойства других предметов (работ, услуг), необходимых для публичных нужд, и она состоит из публичной потребности в получении доходов, предназначенных для удовлетворения общественных дел, а также из публичной потребности в осуществлении расходов для общественных дел. Следует учесть, что обусловленность публичной потребности в денежном обращении есть также обусловленность в любой иной публичной потребности, элементом которой является денежное обращение. Указанная экономическая предпосылка закладывает межотраслевые основы формирования права денежного обращения. Кроме того, воспроизводственные экономические процессы в любом обществе напрямую зависят от согласованности всего разнообразия элементов хозяйственной деятельности национальной экономики, что влечет адаптацию денежного обращения к отдельным элементам хозяйственной деятельности национальной экономики (например, к сфере публичных финансов) и также определяет межотраслевую основу института права денежного обращения.

Правовые предпосылки формирования института права денежного обращения как межотраслевого публично-правового института в большинстве своем становятся его системообразующими факторами, главными из которых остаются предмет и метод правового регулирования.

Предметом правового регулирования права денежного обращения как межотраслевого публично-правового института является массив общественных отношений, возникающих в процессе организации денежного обращения и направленных на удовлетворение современных публичных потребностей в денежном обращении. Рассматриваемые общественные отношения неоднородны по своему характеру, поскольку организация денежного обращения представляет собой различные виды деятельности (управленческая деятельность в сфере денежного обращения, финансовая деятельность, контрольная деятельность, охранительная деятельность и т.д.). Вместе с тем, все указанные отношения являются публично-правовыми отношениями со всеми характеризующими их признаками (обязательным их участником является носитель государственно-властных (публичных) полномочий, их реализация осуществляется в интересах и во блага общества, государства, социальных слоев, групп и т.д.) [10; 14].

Метод правового регулирования права денежного обращения как межотраслевого публично-правового института характеризуется тем, что в соответствии со спецификой отраслей публичного права, обладающих собственным предметом правового регулирования, применимы методы, используемые конституционным правом (например, учредительно-закрепительным) и иными публично-правовыми отраслями системы права (административным, финансовым, уголовным правом). Кроме того, как представляется, в праве денежного обращения могут применяться сугубо специфичные экономико-правовые методы регулирования: дефляция, деноминация, девальвация и т.д.

Из других правовых предпосылок формирования института права денежного обращения как межотраслевого института выделим связанные с публичной потребностью в денежном обращении организующую и обеспечительную функцию права денежного обращения. Реализация указанных функций организует такое денежное обращение, которое удовлетворяет современные публичные потребности в нем, обеспечивая при этом соблюдение баланса публичных и частных интересов.

Высокая значимость регулируемых общественных отношений, как правовая предпосылка, проявляется в принятии новых правовых (в т.ч. нормативных) актов и актов стратегического планирования, равно как и внесение изменений в существующие нормативные правовые акты за сравнительно небольшой период времени: Федеральный закон от 31 июля 2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1, Указание Банка России «О порядке установления и опубликования Центральным банком Российской Федерации официальных курсов валют по отношению к рублю» от 03 октября 2022 года № 6290-У2, «Концепция цифрового рубля» (утв. Банком России по состоянию на 08.04.2021)3, «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов» (утв. Банком России по состоянию на 30 ноября 2022 года)4 и др.

Складывающаяся система источников института права денежного обращения характеризует его межотраслевой публично-правовой характер. Так, Конституция Российской Федерации 1993 г.5, устанавливает конституционные права и обязанности человека и гражданина, связанные с деньгами, основы общества во взаимосвязи с денежным обращением, характеристики взаимосвязей государства посредством регулирования его государственно-территориального устройства и организации системы государственных органов через призму организации денежного обращения. В свою очередь законы Российской Федерации, регулирующие денежное обращение, характеризуются отсутствием единого кодифицированного акта или системообразующего закона, хотя и имеют схожие особенности законодательного процесса их принятия, изменения или отмены. Среди подзаконных нормативных правовых актов как источников права денежного обращения значительная роль отводится норматив-

1 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

2 Указание Банка России от 03 октября 2022 года № 6290-У «О порядке установления и опубликования Центральным банком Российской Федерации официальных курсов валют по отношению к рублю» // СПС КонсультантПлюс.

3 Концепция цифрового рубля Центрального Банка Российской Федерации от 08 апреля 2021 г. // Официальный сайт Электронного фонда правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/603273864?section=text (дата обращения: 05.07.2023).

4 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов Центрального Банка Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс.

5 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. c изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 05.07.2023).

ным правовым актам Банка России (например, положение Банка России от 09 января 2023 г. № 813-П «О ведении Банком России и кредитными организациями банковских счетов территориальных органов Федерального казначейства»1), а в части регулирования денежного обращения в сфере публичных финансов - нормативным правовым актам Президента РФ, Правительства РФ, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и Федерального казначейства.

К правовым предпосылкам становления института права денежного обращения как межотраслевого института относятся и собственные правовые принципы института. Некоторые правовые принципы института права денежного обращения прямо и четко сформулированы и закреплены в правовых нормах (принцип неподчинённости Банка России Правительству Российской Федерации и его подотчетность Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу организации денежного обращения (ст. 5 Федерального закона от 10 июля 2022 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 2), принцип предоставления Банком России Правительству Российской Федерации денежных средств только в порядке кредитования (ст. 22 Федерального закона от 10 июля 2022 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), принцип установления постоянно действующей публичной количественной цели по инфляции («Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов) (утв. Банком России 30 ноября 2022). Другие принципы следуют из общего смысла и взаимосвязи отдельных норм права. Представляется, что такими принципами могут быть принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитной политики в вопросах организации денежного обращения, принцип прогнозного планирования денежного обращения (денежное обращение осуществляется на основе плана, который состоит из оценок на базе научных представлений о состоянии и перспективах развития экономики), принцип устойчивости и эластичности денежного обращения (изменение денежной массы в обращении должно учитывать потребности национальной экономики) и другие принципы. Отдельные принципы денежного обращения затрагиваются в некоторых правовых исследованиях [13; 16; 17; 20].

Межотраслевой публично-правовой характер института права денежного обращения характеризует и особенность публичной юридической ответственности в сфере денежного обращения. С одной стороны, она представляет собой такую форму государственного принуждения, в результате которой виновное лицо претерпевает неблагоприятные последствия в виде личных или имущественных ограничений, а, с другой стороны, носит межотраслевой характер и сводится к финансово-правовой, административно-правовой или уголовно-правовой ответственности.

Становлению права денежного обращения как межотраслевого публично-правового института способствует увеличение интенсивности интеграционных системных связей внутри института между его субинститутами, что влечет образование целостной системы института права денежного обращения. Преимущественными видами связи между субинститутами института права денежного обращения является субординация (в случае, когда предписания конкретизируют и детализируют определенные положения (например, ч. 1 ст. 75 Конституции Российской Федерации конкретизирована и детализирована нормами Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ), либо координация (когда предписания дополняют положения друг друга (например, для случаев осуществления банковского сопровождения контрактов имеются предписания субинститутов государственного контроля за денежным обращением и субинститута денежного обращения в казначейском системе исполнения бюджетов, дополняющие друг друга) (ст. 46.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ и Указание Центрального Банка Российской Федерации от 11 февраля 2019 № 5069-У3).

Система института права денежного обращения, по нашему мнению, состоит из атрибутивных субинститутов, представляющих собой систему публично-правовых норм, призванных целостно и бесперебойно регулировать организацию денежного обращения, без которых она стала бы невозможна, и вспомогательных субинститутов права денежного обращения, предназначенных для регулирования денежного обращения в особых обстоятельствах. Охарактеризуем предметы правового регулирования указанных субинститутов.

Атрибутивный субинститут единой государственной денежно-кредитной политики. Нормативно-правовое регулирование общественных отношений, возникающих при разработке и проведении единой государственной денежно-кредитной политики, а также некоторые научные работы [6; 15; 23], затрагивающие исследования общественных отношений в названной области позволяют предположить, что предметом субинститута является комплекс общественных отношений, возникающих в процессе разработки и проведения денежно-кредитной политики, рассмотрения, принятия и реализации ее основных направлений, взаимоотношений Банка России с иными органами государственной власти по вопросам денежно-кредитной политики, взаимодействия денежно-кредитной политики и иных направлений государственной политики.

Атрибутивный субинститут денежной эмиссии. Исследованию денежной эмиссии посвящено не мало работ [3; 4; 5; 12], результатом изучения которых вместе с нормами законодательства, регулирующего рассматриваемые общественные отношения, явились собственные предположения о предмете рассматриваемого субинститута. Это общественные отношения, возникающие в процессе прогнозирования объема подлежащих изготовлению наличных денежных средств, установления их признаков платежеспособности, изготовления наличных денежных средств, их хранением, перевозкой и инкассацией, осуществлением кассовых операций, а также в результате мультипликативной деятельности кредитных организаций.

1 Положение Банка России от 09 января 2023 г. № 813-П «О ведении Банком России и кредитными организациями банковских счетов территориальных органов Федерального казначейства» // СПС КонсультантПлюс.

2 Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 05.07.2023).

3 Указание Банка России от 11 февраля 2019 г. № 5069-У «О порядке оказания Банком России услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям Федеральному казначейству и его территориальным органам» // СПС КонсультантПлюс.

Атрибутивный субинститут государственного контроля и надзора за денежным обращением. В российской правовой науке особенно детально изучаются именно этот круг общественных отношений [2; 18; 19]. В его предмет, по нашему мнению, входят общественные отношения, возникающие в процессе осуществления контроля и надзора за платежеспособностью и подлинностью денежных знаков, за состоянием и обращением наличной денежной массы, за ведением кассовых операций, за соблюдением правил, форм и условий осуществления безналичных расчетов, за противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, а также валютный контроль.

Атрибутивный субинститут ответственности в праве денежного обращения. В качестве предмета рассматриваемого субинститута выступают общественные отношения, возникающие в процессе привлечения субъектов - нарушителей норм института права денежного обращения к финансово-правовой, административно-правовой или уголовно-правовой ответственности.

Атрибутивный субинститут участия национальной платежной системы в денежном обращении. В научной литературе вопросам правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе функционирования платежной системы, уделяется много внимания, при этом вопросы участия национальной платежной системы в денежном обращении целенаправленно не исследуются [8; 11; 22; 24]. Полагаем, что предметом указанного субинститута предстают общественные отношения, возникающие в процессе осуществления деятельности по оказанию платежных услуг, выполнению требований к организации и функционированию платежных систем при осуществлении, сопровождении, обеспечении перевода денежных средств, управлению денежными рисками в платежной системе, обеспечению исполнения денежных обязательств участников платежной системы, осуществлению деятельности по оказанию услуг платежной инфраструктуры в рамках национальной системы платежных карт.

Атрибутивный субинститут денежного обращения в казначейской системе исполнения бюджетов. В состав предмета данного института входят общественные отношения, возникающие в процессе обеспечения исполнения бюджета публично-территориального образования, осуществления полномочий оператора системы казначейских платежей, казначейского обслуживания, казначейского сопровождения, бюджетного мониторинга в системе казначейских платежей, кассового обслуживания исполнения бюджетов, управления остатков средств на едином казначейском счете.

Систему вспомогательных субинститутов права института денежного обращения включает субинститут денежного обращения в специальных административно-правовых режимах, субинститут денежного обращения в межгосударственных союзах, субинститут ценообразования денег.

Предметом вспомогательного субинститута денежного обращения в специальных административно-правовых режимов являются общественные отношения, возникающие в процессе организации денежного обращения в условиях особенностей таких режимов. К таковым относятся режим чрезвычайного положения, контртеррористической операции, военного положения и т.п.

В предмет вспомогательного субинститута денежного обращения в межгосударственных союзах входят общественные отношения, возникающие в процессе организации денежного обращения в условиях создания временных или постоянных союзов между самостоятельными государствами. Возникающие при создании союзов между государственными образованиями общественные отношения представляет собой сферу исследования, которой посвящено множество работ, при этом вопросам организации денежного обращения уделяется недостаточное внимание или не уделяется вовсе [7; 9; 25].

Наконец, предметом вспомогательного субинститута ценообразования денег являются общественные отношения, возникающие в процессе государственного регулирования цены национальной валюты Российской Федерации по отношению к деньгам иных государств и международным расчетным единицам.

Исходя из изложенного, полагаем, что в системе публичного права Российской Федерации формируется право денежного обращения, представляющее собой межотраслевой публично-правовой институт, состоящий из норм отраслей публичного права (конституционных, финансовых, административных, уголовных, международных публичных), регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации денежного обращения и направленные на удовлетворение публичных потребностей в денежном обращении, система которого складывается из атрибутивных субинститутов (денежно-кредитной политики, денежной эмиссии, государственного контроля и надзора за денежным обращением, ответственности в праве денежного обращения, участия национальной платежной системы в денежном обращении, денежного обращения в казначейской системе исполнения бюджетов) и вспомогательных субинститутов (денежного обращения в специальных административно-правовых режимах, денежного обращения при создании государственных союзов, ценообразования денег). Происходящие в настоящее время процессы требуют дальнейшего изучения общественных отношений, регулируемых институтом права денежного обращения, что повлечет совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере денежного обращения.

Библиография:

1. Абрамова М.А., Шакер И.Е., Александрова Л.С. Денежная система и механизмы денежного кредитного обращения и денежно-кредитного регулирования. М.: Кнорус, 2022, 530 с.

2. Арзуманова Л.Л. Контрольно-надзорные полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере денежного обращения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 7. С. 7-12.

3. Васянина Е.Л. О правовой природе денежной эмиссии // Финансовое право. 2021. № 6. С. 3-6.

4. Васянина Е.Л., Шапсугова М.Д. Публично-правовые и частноправовые начала в механизме регулирования денежной эмиссии // Банковское право. 2021. № 5. С. 28-37.

5. Гудкова М.В. Денежная эмиссия и денежное обращение в Российской Федерации: Автореферат диссертации кандидата юридических наук. Саратов, 2021. 38 с.

6. Дахненко С.С., Венгеровский Е.Л. Направления денежно-кредитной политики зарубежных стран, связанные с повышением устойчивости финансовой системы и конкурентоспособности банковского сектора // Банковское право. 2019. № 1. С. 49-54.

7. Доронина Н.Г., Казанцев Н.М., Семилютина Н.Г. Правовое регулирование экономических отношений: глобальное, национальное, региональное: монография. М.: ИЗиСП, НОРМА, ИНФРА-М, 2017. 160 с.

8. Ефимова Л.Г. О правовой природе безналичных денег, цифровой валюты и цифрового рубля // Цивилист. 2022. № 4. С. 6-15.

9. Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование: монография / В.А. Жбанков, П.А. Калиниченко, С.Ю. Кашкин и др.; отв. ред. С.Ю. Кашкин. М.: Проспект, 2015. 416 с.

10. Концепция частного и публичного права России. Азбука частного права: монография / под ред. В.И. Иванова, Ю.С. Харитоновой. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2020. 327 с.

11. Кудряшова Е.В. Национальная платежная система: значение и цели правового регулирования // Финансовое право. 2020. № 8. С. 12-15.

12. Кучеров И.И. Право денежной эмиссии и его реализация // Финансовое право. 2015. № 3. С. 3-8.

13. Кучеров И.И. Юридическое учение о деньгах профессора Л.А. Лунца // Журнал российского права. 2022. № 1. С. 158-175.

14. Ориу М. Основы публичного права: монография. М.: Инфра-М, 2019. 574 с.

15. Пешкова Х.В. Денежно-кредитная политика государства и бюджет // Финансовое право. 2016. № 4. С. 21 -23.

16. Рыжкова Е.А. Феномен публичных финансов в западной и восточной правовых традициях // Финансовое право. 2022. № 9. С. 16-20.

17. Сидорова В.Н. Цифровой экономике необходимы новые принципы // Право и цифровая экономика. 2020. № 1. С. 17-23.

18. Сирик Н.В., Лызлов С.И. Повышение эффективности правового регулирования денежного обращения и расчетных отношений в Российской Федерации // Безопасность бизнеса. 2021. № 3. С. 3-8.

19. Ситник А.А. Правовое регулирование финансового контроля и надзора в сфере денежного обращения в Российской Федерации: автореферат диссертации доктора юридических наук. М., 2021. 56 с.

20. Турбанов А.В. Цифровой рубль как обязательство Центрального банка // Актуальные проблемы российского права. 2023. № 4. С. 41 -60.

21. Финансы, денежное обращение и кредит / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Н.Г. Ивановой. М.: Издательство Юрайт, 2023. 582 с.

22. Хоменко Е.Г. Финансово-правовое регулирование создания и функционирования платежной системы России: автореферат диссертации доктора юридических наук. М., 2017. 56 с.

23. Цинделиани Д.Т. Центральный банк ка орган, реализующий денежно-кредитную политику государства // Финансовое право. 2018. № 11. С. 42-45.

24. Шапсугова М.Д. Анализ модели цифрового рубля, предложенной в Концепции цифрового рубля Банка России // Право и цифровая экономика. 2022. № 2. С. 5-9.

25. Энтин К.В. Общие принципы права интеграционных объединений как тайное оружие Суда ЕС и Суда ЕАЭС // Международное правосудие. 2022. № 2. С. 64-83.

References:

1. Abramova M.A., Shaker I.E., Alexandrova L.S. Monetary system and mechanisms of monetary circulation and monetary regulation. Moscow: Knorus,

2022, 530 p.

2. Arzumanova L.L. Control and supervisory powers of state authorities of the Russian Federation in the sphere of monetary circulation // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2017. No. 7. pp. 7-12.

3. Vasyanina E.L. On the legal nature of monetary emission // Financial law. 2021. No. 6. pp. 3-6.

4. Vasyanina E.L., Shapsugova M.D. Public-legal and private-law principles in the mechanism of regulation of monetary emission // Banking law. 2021. No. 5.

pp. 28-37.

5. Gudkova M.V. Monetary issue and monetary circulation in the Russian Federation: Abstract of the dissertation of the Candidate of Legal Sciences. Saratov, 2021. 38 p.

6. Dakhnenko S.S., Vengerovsky E.L. Directions of monetary policy of foreign countries related to increasing the stability of the financial system and the competitiveness of the banking sector // Banking law. 2019. No. 1. pp. 49-54.

7. Doronina N.G., Kazantsev N.M., Semilyutina N.G. Legal regulation of economic relations: global, national, regional: monograph. M.: IZiSP, NORM, INFRA-M, 2017. 160 p.

8. Efimova L.G. On the legal nature of non-cash money, digital currency and digital ruble // Civilist. 2022. No. 4. pp. 6-15.

9. Integration law in the modern world: comparative legal research: monograph / V.A. Zhbankov, P.A. Kalinichenko, S.Y. Kashkin et al.; ed. S.Y. Kashkin. M.: Prospect, 2015. 416 p.

10. The concept of private and public law in Russia. ABC of Private Law: monograph / edited by V.I. Ivanov, Y.S. Kharitonova. M.: UNITY-DANA. 2020. 327 p.

11. Kudryashova E.V. National payment system: the meaning and objectives of legal regulation // Financial law. 2020. No. 8. pp. 12-15.

12. Kucherov I.I. The right of monetary issue and its implementation // Financial law. 2015. No. 3. pp. 3-8.

13. Kucherov I.I. The legal doctrine of money by Professor L.A. Lunts // Journal of Russian Law. 2022. No. 1. pp. 158-175.

14. Oriu M. Fundamentals of public law: monograph. M.: Infra-M, 2019. 574 p.

15. Peshkova H.V. Monetary policy of the state and the budget // Financial law. 2016. No. 4. pp. 21-23.

16. Ryzhkova E.A. The phenomenon of public finance in Western and eastern legal traditions // Financial law. 2022. No. 9. pp. 16-20.

17. Sidorova V.N. The digital economy needs new principles // Law and digital economy. 2020. No. 1. pp. 17-23.

18. Sirik N.V., Lyzlov S.I. Improving the efficiency of legal regulation of monetary circulation and settlement relations in the Russian Federation // Business Security. 2021. No. 3. pp. 3-8.

19. Sitnik A.A. Legal regulation of financial control and supervision in the sphere of monetary circulation in the Russian Federation: abstract of the dissertation of the Doctor of Law. M., 2021. 56 p.

20. Turbanov A.V. Digital Ruble as a Central Bank obligation // Actual problems of Russian law. 2023. No. 4. pp. 41-60.

21. Finance, money circulation and credit / edited by M.V. Romanovsky, O.V. Vrublevskaya, N.G. Ivanova. M.: Yurayt Publishing House, 2023. 582 p.

22. Khomenko E.G. Financial and legal regulation of the creation and functioning of the payment system of Russia: abstract of the dissertation of the Doctor of Law. M., 2017. 56 p.

23. Tsindeliani D.T. The Central Bank as a body implementing the monetary policy of the state // Financial law. 2018. No. 11. pp. 42-45.

24. Shapsugova M.D. Analysis of the digital ruble model proposed in the Concept of the digital ruble of the Bank of Russia // Law and Digital Economy. 2022. No. 2. pp. 5-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Entin K.V. General principles of the law of integration associations as a secret weapon of the Court of the EU and the Court of the EAEU // International Justice. 2022. No. 2. pp. 64-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.