Научная статья на тему 'Право человека на Любовь'

Право человека на Любовь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
566
1809
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ивентьев С. И.

В связи с открытием четвёртого и пятого поколений прав человека, было провозглашено право человека на Любовь. В статье приводятся результаты опросов «Что такое любовь?», которые проясняют, что мы имеем в виду под этим правом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Право человека на Любовь»

3. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. - 2-е изд., доп. и пе-рераб. - М.: Мол. гвардия, 1982. - 208 с.

4. Ивин А.А. Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардари-ки, 2004. - 1074 с.

5. Ивентьев С.И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография / С.И. Ивентьев. - Новосибирск: ООО «Агентство «СИБПРИНТ», 2012. - 357 с.

6. Кацва Л. История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса. - М.: Просвещение, 2007. - 304 с.

7. Киселев А.Ф. История России с древнейших времен до XVI: 6 класс. -М.: Дрофа, 2008. - 256 с.

8. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слов-РС», 2006. - 152 с.

9. Мифы народов Мира. Энциклопедия: в 2 т. Т. 2. К-Я / Гл. ред. С.А. То -карев. - М.: Рос. энциклопедия, 1994. - 719 с.

10. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник 6 класс. - М.: Просвещение, 2010. - 271 с.

11. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: ок. 100000 сл., терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов: под ред. проф. Л.И. Сквор-цова. - 27-е изд., испр. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2011. - 736 с.

12. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2009. -570 с.

ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ЛЮБОВЬ

© Ивентьев С.И.*

ООО «Ника», г. Казань

В связи с открытием четвёртого и пятого поколений прав человека, было провозглашено право человека на Любовь. В статье приводятся результаты опросов «Что такое любовь?», которые проясняют, что мы имеем в виду под этим правом.

В конце ХХ века в России было открыто четвёртое поколение прав - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [1, с. 47-49; 7; 8].

* Юрисконсульт, советник Российской Академии Естествознания,член Европейской Академии Естествознания и Российского Философского Общества.

К четвёртому поколению прав относятся право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право на благоприятную окружающую среду и др.

В начале нашего столетия в России было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав человека - Божественные права и свободы, основу которых составляют Любовь, информация и энергия [1, с. 47-49; 2, с. 199-203, 7, 8].

К пятому поколению прав относятся такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством - временем, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии.

Четвёртое и пятое поколения прав человека направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа, которые бессмертны.

Впервые в современной теории прав человека появилось право человека на Любовь и право человека на рождение в Любви.

Любовь в России была признана главной общечеловеческой Ценностью [6, с. 373-377]. Любовь стали относить не только к нравственной и духовной категориям (религиозной и философской), но и к правовой (юридической) категории, что является новым для отечественной и мировой юриспруденции. Кроме того, Любовь является правовой ценностью и относится к главному источнику права [5, с. 25-30].

С учётом открытия четвёртого и пятого поколений прав человека, была принята Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека от 23.11.2010 г. (Декларация Любви), которая нормативно закрепила вышеперечисленные права [3].

Указанная Декларация относится к одному из источников права - к договору нормативного содержания, носящего всемирный и надгосударствен-ный характер [4, с. 61].

Согласно части 1 статья 4 Декларации Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека, каждый имеет право на Любовь.

В соответствии с частью 2 статья 5 Декларации Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека, каждый имеет право на рождении в Любви.

Согласно этике, Любовь - это величайшая ценность, свойство и право свободного человека [9, с. 245].

Как отмечает Л.Е. Балашов, в главном своём значении любовь есть деятельность - ума, души и тела [10, с. 89].

Этики разграничивают любовь на любовь-чувство и любовь-деятельность. «Любовь-деятельность есть не просто эмоциональное переживание стремления к гармонии, единству, красоте, а само это делание-воспроизводство гармонии, единства, красоты. Именно таковы отношения мужчины и женщины» [10, с. 91].

Любовь - это очень мощный вид Божественной энергии, распространяющийся на всех и на каждого на Земле и Вселенной.

В науке под энергией (от греч. enеrgeia - действие, деятельность) понимается общая количественная мера движения и взаимодействия всех видов материи. Энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает и может переходить из одной формы в другую, связывая воедино все явления природы.

Любовь способствует жизни других и является связующей нитью между Богом-Творцом и человеком и всеми мирами. Поэтому каждый человек имеет право на рождение в Любви, которая через Бога исходит от женщины и мужчины. Дети, рождённые в результате похоти, мимолетных встреч без Любви, как правило, обречены к духовным и нравственным мукам. Это, как нами указывалось, является одной из причин девиантного поведения человека [11, с. 159-163]. Указанный аспект, к большому сожалению, полностью не осознан и ему не было дано правового определения на законодательном уровне.

Восточная мудрость гласит: «Любовь - это влечение ума, сердца и тела. Влечение ума - порождает уважение, влечение сердца - дружбу, Влечение тела - желание».

Согласно преамбуле Конституции Российской Федерации, наши предки передали нам такие ценности, как Любовь, которая является основной ценностью пятого поколения прав человека, и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость [13, с. 71-72].

Чтобы понять, что такое право на Любовь, а также, что же передали нам предки в виде любви, мы должны знать определение слова «Любовь».

В науке отсутствует точное международное определение слова «Любовь».

С целью выяснить, что такое любовь, в течение двенадцати лет проводились различные опросы, результаты которых приводятся ниже.

10 февраля 2000 г. Фонд общественного мнения (http://www.lyubi.ru) опросил 1500 респондентов из России (56 населённых пунктов 29 регионов), из которых были следующие возрастные группы: 18-35 лет - 33 %; 36 до 50 лет - 32 %; кому за 50 лет - 35 %. Примерно равное количество россиян считают, что любовь это: отношения - 36 %; чувства - 38 %.

В целом определение любви давали следующее: 1) Великое чувство, нечто «возвышенное, светлое, прекрасное», «высокое чувство, невыразимое словами», «когда душа поёт и на сердце радостно» - 22 %; 2) Взаимопонима-

ние - 11 %; 3) Это основа жизни, любовь к детям, родителям, супругу - 6 %; 4) Всё построено на любви, без любви нет счастья, если нет любви, нет и жизни - 5 %; 5) Это доверие - 5 %; 6) Бескорыстная забота о человеке - 3 %; 7) Верность, преданность, привязанность, самопожертвование, постоянная потребность быть вместе - 6 %; 8) Любви не существует, если она и есть, то приносит человеку лишь страдания - 4 %; 9) Уважение - 9 %; 10) Ироничные определения (заболевание, иногда приятное, встреча двух дураков с повышенной температурой и пр.) - 1 %; 11) Нет ответа или ответ не на тему - 22 %.

06.12.2007 г. на сайте http://mediaua.com.ua был опубликован открытый вопрос: Что такое любовь? В опросе поучаствовало 1800 респондентов из разных регионов России. 53 % опрошенных ответили, что для современного человека любовь - это просто роман с сильными чувствами, не обязательно переходящими в семейную жизнь. 17 % участников отметили, что любовь -это «многолетняя семейная связь, проверенная испытаниями». Сексуальные отношения - 15 %. При этом так считают только 15 % женщин и 19 % мужчин. 2 % опрошенных вспомнили о христианском понимании любви к ближнему. Для 6 % человек в понятие «любовь» вкладывало иной смысл. 7 % -не смогли определённо ответить.

В 2010 г. СОЦОПРОС.КБТ опубликовал следующие результаты опроса 139 человек:

- Любовь - это желание сделать любимого человека счастливым -25,9 %;

- Любовь - это когда ты не ищешь выгоды для себя в отношениях -

5,9 %;

- Любовь - это то, что не причиняет страданий, а доставляет радость -

0,7 %;

- Любовь - это когда вы радуетесь вместе и вместе печалитесь - 5,2 %;

- Любовь - это умение принять любимого таким, как есть - 12,6 %;

- Любовь - это способность понимать и прощать - 2,2 %;

- Любовь - это умение отдавать и не брать - 8,1 %;

- Любовь - это игра, в которой либо оба выигрывают, либо оба проигрывают - 2,2 %;

- Любовь - это когда вам хорошо вместе и плохо друг без друга -21,5 %;

- Любовь - это что-то другое - 8,9 %;

- Затрудняюсь ответить - 6,7 %.

11.04.2011 г. на сайте http://otvety.google.ru в режиме онлайн участвовало 26 человек в опросе на рассматриваемую тему со следующими ответами:

- Любовь - это шестое чувство - 7,69 %;

- Чувство, обманутое людьми - 3,85 %;

- Ощущение, которое человечество не познало - 11,54 %;

- Любовь можно чувствовать, но нельзя объяснить - 42,31 %;

- Воображение цивилизации - 3,85 %;

- Чувство, состоящее из тысячи ощущений - 30,77 %.

Сайт http://aeterna.qip.ru 23.05.2011 г. проводил аналогичный опрос, результаты которого приводятся ниже.

- Чувство, свойственное человеку - 14 % (46 человек);

- Привязанность к другому человеку - 15 % (51);

- Любовь - это химия - 10 % (35);

- Любовь - проявление заботы - 8 % (28);

- Любовь - это когда ты любишь и недостатки другого - 20 % (67);

- Состояние души - 24 % (82);

- Свой ответ - 8 % (28).

Проводились и опросы, так или иначе связанные с любовью.

В 2009г. на сайте http://lovehelp.ru были опубликованы следующие результаты опроса на тему «Возможна ли любовь без секса?»:

- Конечно, главное - чувства! - 23,38 % (305 человек);

- Да, но эти отношения обречены. - 11,78 % (153);

- Нет, рано или поздно это должно случиться. - 38,11 % (495);

- Любовь и секс неразделимы! - 26,64 % (346).

Интернет-клуб «Просвещенная любовь» в 2011 г. опубликовал следующие результаты опроса «Важна ли тема любви для вас лично?»:

- Да, несомненно - 69 % (603 человека);

- Думаю, это важно - 12 % (107);

- Интересно почитать... - 13 % (114);

- Мне безразлично - 3 % (230);

- Пустой сайт - 3 % (26).

19.09.2012 г. в Российской газете [12, с. 1; 13] социологами был опубликован доклад учёных из Института социологии РАН, посвященной мечтам и надеждам наших сограждан. Учёными было констатировано, что любовь в России имеет следующие характеристики: сознательная, понимающая и жалостливая. По данным опроса был сделан вывод, что «без дружбы наш «микромир» (семья) невозможен так же, как и без любви».

В связи с провозглашением права человека на Любовь, нами был в сентябре 2012 г. проведён опрос на тему «Что такое любовь?», результаты которого приводим ниже.

В опросе участвовало 691 человек, из которых были наши соотечественники, а также граждане из СНГ и Евросоюза, Туниса, США, Бразилии, Аргентины, Индонезии, Японии, Таиланда, Австралии и Израиля. При этом возрастной контингент опрошенных был таким: до 18 лет - 7,98 % (55 человек), 18-25 лет - 24,45 % (169), 26-35 лет - 45,15 % (312), 35-45 лет -17,22 % (119), 46 лет и более - 5,20 % (36).

Что такое любовь?

- Бог - 21,13 % (146 человек);

- Энергия - 10,57 % (73);

- Чувство, эмоция - 12,59 % (87);

- Имя - 0,14 % (1);

- Страсть, секс - 2,60 % (18);

- Не знаю - 13,75 % (95);

- Уважение - 1,59 % (11);

- Привязанность - 1,45 % (10);

- Жизнь - 2,02 % (14);

- Когда, ради другого можешь пойти на всё - 2,17 % (15);

- Дружба, доверие - 3,33 % (23);

- Счастье - 0,87 % (6);

- Другое определение - 27,79 (192).

При этом многие опрошенные считали, что Бог понятие даже шире, чем Любовь, а Любовь - это обязательно созидательная и положительная энергия. В ходе нашего опроса было замечено, что респонденты до 18 и после 46 лет не знают, что такое любовь.

За рассматриваемый период среднестатистическое определение слова «Любовь» существенно менялось. При этом любовь в большинстве случаев не отождествляли с сексом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, из статистики опросов можно сделать вывод, что пока отсутствует общее определение слова «Любовь». Следовательно, люди по-разному понимают право человека на Любовь. Опросы подтверждают, что понятию «Любовь» мало уделяется внимание в семьях и учебных заведениях.

Считаем, что человек, обладая правом на Любовь, обязан знать о любви фактически всё.

Список литературы:

1. Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека // Гуманитарные науки: сборник научных трудов. Часть II. - Караганда: Изд-во КарГУ

2010. - С. 47-49.

2. Ивентьев С.И. Классификация прав человека и гражданина // Казанская наука. - № 3. - 2010. - С. 199-203.

3. Ивентьев С.И. Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека / С.И. Ивентьев. - Бугульма: НО «ФЭН-НАУКА»,

2011. - 25 с.

4. Ивентьев С.И. Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека как источник права // Науковi шдсумки / Збiрка нау-кових праць. - Киев: НАИРА, 2010. - С. 60-65.

5. Ивентьев С.И. Любовь как главная правовая ценность // Социально-политические и культурные проблемы современности. Сборник статей / Под ред. А.В. Головина, Д.С. Петрова. - Алейск; Барнаул: Изд-во «Сизиф», 2011. -Вып. 2. - С. 25-30.

6. Ивентьев С.И. Общечеловеческие ценности: четвёртое и пятое поколение прав человека // Система ценностей современного общества. Сборник

материалов XII Международной научно-практической конференции / Под общ.ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Изд-во НГТУ 2010. - С. 373-377.

7. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина [Электронный ресурс]. - Казань: ТИСБИ, 1999. - переизд. - М.: Директ-Медиа, 2012. - 143 с. - Режим доступа: http://iventev.narod.ru.

8. Ивентьев С.И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография / С.И. Ивентьев. - Новосибирск: ООО «Агентство «СИБПРИНТ», 2012. - 357 с.

9. Этика: учеб. пособие / Т.В. Мишаткина, З.В. Бражникова, Н.И. Му-шинский и др.; под ред.Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. - Минск: Новое знание, 2002. - 509 с.

10. Балашов Л.Е. Этика. Учебное пособие. - М., 2003. - 137с.

11. Ивентьев С.И. Девиантное поведение с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека // Законность и правопорядок в современном обществе: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: ООО «Агентство «СИБПРИНТ», 2012. - С. 159-163.

12. Любить по-русски // Российская газета. - 2012. - № 215 (5888). -С. 1, 13.

13. Ивентьев С.И. Отражение национальной идеи страны в Конституции Российской Федерации // ФОН-НАУКА. - 2011. - № 3. - С. 71-72.

ДУХОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ОБРАЗОВАНИЕ

© Руженцев С.Е.*, Смирнов А.В.*

Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко,

г. Воронеж

В статье анализируется феномен духовности личности и основные механизмы ее формирования. Особое внимание авторов обращено на роль образования, на его духовный потенциал.

Современное образование не должно ограничиваться только накоплением знаний и профессиональных навыков. Оно обязательно предполагает также и их духовное освоение студентами. Чтобы вырастить из молодого человека квалифицированного специалиста высокого уровня, гражданина и личность, необходимо органично сочетать обучение с воспитанием.

Воспитывая, преподаватель научает и прививает базовые навыки: воспринимать мир вероятностно-статистически, соблюдать порядок и органи-

* Заведующий кафедрой Философии и гуманитарной подготовки, доцент.

* Доцент кафедры Философии и гуманитарной подготовки, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.