Научная статья на тему 'Право безопасности как подотрасль административного права и как учебная дисциплина'

Право безопасности как подотрасль административного права и как учебная дисциплина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
308
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ившина И. Н.

Стахов, А. И. Право безопасности [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501.65 Юриспруденция / А. И. Стахов. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Право безопасности как подотрасль административного права и как учебная дисциплина»

Рецензии

романтизма, но проступает и его весьма широкая география... и жанры, роды, виды искусства, испытавшие его влияние, и разная степень проявления предромантических тенденций в индивидуальном творчестве выдающихся деятелей культуры XVIII столетия и первых лет следующего, XIX в. (с. 616).

Особого внимания заслуживают разделы монографии, в которых рассматривается эстетика предромантизма, его художественные принципы (ориентализм, экзотизм, поэтический историзм), картина мира в XVIII и XIX столетиях; отметим и широкий географический охват исследуемых предромантических явлений - литературы Англии, Франции, Германии, Италии, Нидерландов.

Проведенное многоаспектное исследование подтверждает правоту исходной методологической посылки автора о предромантизме как переходном эстетическом явлении, «незавершенной системе принципов, художественных образов, моделей повседневности, жанров, картины мира и средств ее выражения. предваряющей романтизм и не осознанной в период своего существования. в качестве самостоятельного культурного феномена» (с. 3). Этот предсистемный характер предромантизма охарактеризован глубоко и емко, общая предромантическая модель, выстроенная в работе, оказалась не только крупномасштабной, но и многомерной, объемной. Нет сомнений в том, что книга В. А. Лукова, наиболее полное на сегодняшний день исследование пред-романтизма в отечественной науке, не только «окончательно закрепит термин «предромантизм» в гуманитарном знании начала третьего тысячелетия» (с. 617), но и определит дальнейшие научные поиски исследователей литературы и искусства XVIII в.

О. Ю. Поляков, доктор филологических наук, профессор по кафедре зарубежной литературы и английского языка ВятГГУ

ПРАВО БЕЗОПАСНОСТИ КАК ПОДОТРАСЛЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Стахов, А. И. Право безопасности [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501.65 Юриспруденция / А. И. Стахов. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007.

Учебное пособие А. И. Стахова «Право безопасности» отражает обоснованный и аргументированный новаторский подход к системе административного права России. Автор выделяет новую подотрасль административного права -право безопасности, определяет его предмет и

метод, систему источников и место в системе российского национального права. А. И. Стахов впервые вводит понятие административно-публичного обеспечения безопасности, раскрывая его сущность и соотношение с иными видами государственной деятельности.

В продолжение предложенного видения системы административного права можно предположить междисциплинарный характер права безопасности и, возможно, говорить о нем не как только о подотрасли административного права России, но как о комплексной отрасли российского права в целом, а также как о функциональной подсистеме международного права.

Так, например, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина «только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты. безопасности государства». Пункт «ж» ст. 83 Конституции наделяет Президента Российской Федерации полномочием формировать и возглавлять Совет Безопасности. В продолжение норм Конституции РФ, которая является краткой, принят ряд нормативно-правовых актов, конкретизирующих эти и иные конституционные положения, связанные с регулированием отношений безопасности, которые являются источниками конституционного (государственного) права России. Следовательно, логично говорить о субинституте безопасности в отрасли конституционного права.

Особенная часть уголовного кодекса также содержит ряд глав, которые посвящены охране безопасности: преступления против общественной безопасности (гл. 24), безопасности государства (гл. 29), против мира и безопасности человечества (гл. 34).

А. И. Стахов проанализировал большой объем нормативно-правовых актов, регулирующих отношения безопасности в Российской Федерации; обобщил существующую специальную литературу по вопросам обеспечения отдельных видов безопасности, раскрыл специфику системы государственных органов и органов местного самоуправления, уполномоченных обеспечивать исполнение общеобязательных условий и требований безопасности. Автор также разграничивает понятия и раскрывает особенности административно-правовых методов и административно-правовых форм деятельности указанных органов публичной власти.

Пособие имеет четкую структуру и систему, внутреннюю логику и позволяет устанавливать межпредметные связи со многими учебными дисциплинами юридического цикла. Пособие обладает практической значимостью для подготовки студентов, обучающихся по государственно-правовой специализации специальности 030501.65 «Юрис-

пруденция», а также аспирантов, обучающихся по специальности 12.00.14 «Административное право, финансовое право, информационное право».

Все это придает работе оригинальность, заслуживающую внимания юристов-теоретиков, ад-министративистов, международников и государ-ствоведов, а также студентов и аспирантов юридических факультетов и всех интересующихся проблемами современного российского права.

И. Н. Ившина, кандидат юридических наук, доцент по кафедре государственно-правовых

дисциплин ВятГГУ

«МЫСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СУЩЕСТВУЮ»

Юлов, В. Ф. Мышление в контексте сознания [Текст] / В. Ф. Юлов. М.: Академический Проект, 2005. 496 с. (Серия «Окна и зеркала»).

Юлов, В. Ф. Научное мышление [Текст] : монография / В. Ф. Юлов. Киров: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2007. 252 с.

Сентенция, вынесенная в название нашей рецензии, принадлежит французскому философу Р. Декарту, её знают все те, кто изучал вузовский курс философии. Но если любой индивид мыслит, это вовсе не означает, что все разумные существа знают, что такое мышление. Речь идёт о давно известном парадоксе: одно дело иметь некую способность и пользоваться ею, совсем другое дело - осознавать её.

Профессор В. Ф. Юлов уже давно занимается исследованием темы «сознание и мышление». Сначала она была представлена частными аспектами. Его кандидатская диссертация (1972 г.) посвящена феномену научного метода, в докторской диссертации был проведён анализ естественнонаучного сознания (1991 г.) Налицо явная тенденция обобщения. И вот наш коллега почувствовал в себе силы, чтобы выйти на весьма широкую тему. Плодом интенсивных усилий стала монография «Мышление в контексте сознания» (М.: Академический проект, 2005. 495 с.). О её высоком исследовательском качестве говорит тот факт, что на её издание автор выиграл грант Российского гуманитарного научного фонда. Каковы же идеи данной книги?

Монография состоит из трёх глав. В первой главе автор провёл аналитический обзор всех типичных теорий мышления. Он начинается с выделения достоинств и недостатков логической стратегии, выходит на ряд психологических теорий, оценивает информационно-когнитологичес-кую стратегию и заканчивается анализом эволюционного подхода. Общий вывод автора сводит-

ся к тому, что все эти стратегии и теории по-своему правомерны, но частичны и фрагментарны. Для их творческого синтеза предложена авторская концепция «технологической деятельности сознания». Её идейный прообраз можно найти у Аристотеля и других классиков философии. Речь идёт о том, что в сознании индивида знания не складываются мёртвым грузом, но обретают функцию предмета («что») и роль средства («как»). Если второй элемент инструментально воздействует на первый, то такой процесс способен дать новый когнитивный продукт. Это и есть творческое ядро технологии интеллекта, которое обрастает логическими, психологическими и другими аспектами.

Во второй главе речь идёт о взаимосвязях мозга, психики и интеллекта. Автор критикует известную теорию «левополушарного и право-полушарного типов мышления». Основной контраргумент сводится к тому, что тело (пусть даже такое высокосложное, как мозг) в принципе не способно определять содержание сознания. Оно лишь обеспечивает необходимые условия бытия «духа» - физическую локализацию, энергетическую поддержку и т. п. В книге убедительно проведено различие психики и интеллекта. Если первое представляет и объединяет многообразие форм чувственности, то второе - это область рациональных знаний. В. Ф. Юлов предложил интересную и перспективную новацию: деление психики на «аффективную» и «ментальную». Аффективная чувственность есть самостоятельное и бытийственное Я, которое образует личностную психику (инстанция воли, потребностей и интересов). Ментальная психика имеет служебный характер, включая в себя рецепторную чувственность, состояния веры и сомнения, она органично взаимодействует с интеллектом. Аффективная психика управляет союзом ментальности и интеллекта, включая их работу и выключая её. Их деятельность подробно рассмотрена в виде эмпирического опыта (ощущения, восприятия, представления).

Анализ мышления представлен в третьей главе. Этот феномен разительно отличается от эмпирического опыта. Если в последнем предметное знание («что») и когнитивный инструмент -метод («как») структурируются почти одновременно, образуя единый процесс, то мышление формируется из-за ряда отдельных и специфических актов. Речь идёт о постановке проблемы, поиске и формировании метода, его применении к проблеме, дающего решение в виде результата, его оценке. Все эти микропроцессы и образуют единый процесс мышления. Автор выделил три типа мышления: практический, мировоззренческий и научный. Для убедительности привлечён интересный материал из истории культуры: ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.