Научная статья на тему 'Энциклопедия предромантизма (о новой монографии профессора В. А. Лукова)'

Энциклопедия предромантизма (о новой монографии профессора В. А. Лукова) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энциклопедия предромантизма (о новой монографии профессора В. А. Лукова)»

РЕЦЕНЗИИ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПРЕДРОМАНТИЗМА

(о новой монографии профессора В. А. Лукова)

Луков, Вл. А. Предромантизм [Текст] / Вл. А. Луков. М.: Наука, 2006. 683 с.

В условиях, когда в отечественном литературоведении последних лет углубился интерес к сложному комплексу романтической литературы, потребовалось обратиться, в частности, к такой проблеме, как генезис романтизма, систематизировать накопленные российской и зарубежной наукой знания о поэтике предромантиз-ма как пограничного с ним этапа и представить концептуальную картину этого направления литературы и искусства в его диалектике, многообразных связях с культурной средой, цивили-зационными процессами, происходившими в странах Запада в XVIII в. Эта сложная, масштабная задача была успешно решена в недавно опубликованной монографии видного российского ученого, заслуженного деятеля науки РФ В. А. Лукова, создававшейся в течение четверти века.

Прежде всего, следует отметить основательность методологической базы исследования, плодотворно сочетающего традиционный истори-ко-теоретический метод, который отличает авторитетную школу, сложившуюся на кафедре всемирной литературы МПГУ, с относительно новым тезаурусным подходом.

Стратегия, базирующаяся на первом методе, позволила исследователю рассмотреть искусство предромантизма как продукт исторически сложившегося художественного сознания и включить его в единую концепцию волнообразного развития культуры, при котором периоды стабилизации и системообразования сменяются этапами дестабилизации, разомкнутости границ художественных систем (закономерно в связи с этим, что автор монографии рассматривает пред-романтизм как предсистему).

Вторая стратегия, основывающаяся на тезаурусе как структурированном представлении и части освоенной мировой культуры, оказалась необходимой для того, чтобы обосновать правомерность употребления термина «предромантизм», появившегося в результате ретроспекции, применить понятие «принцип-процесс» к пред-романтизму, выделить такие принципы-процес-

сы, его отличающие, как поэтизация, шекспири-зация, мелодраматизация, уточнить аспекты взаимодействия предромантизма с барокко и классицизмом и др.

Баланс двух подходов позволил ученому дать комплексный анализ предромантизма в социокультурном контексте, в аспекте эстетики (раздел 1 монографии), с точки зрения его проявления в различных видах искусства - литературе, театральном искусстве, музыке, живописи, архитектуре, скульптуре, садово-парковом искусстве (раздел 2) и в соотношении с художественными системами XIX в. - романтизмом и реализмом (раздел 3).

Может возникнуть вопрос о степени полноты освещения национальных моделей предромантиз-ма, системы его жанров, устойчивых художественных структур в столь объемном исследовательском поле. Энциклопедизм, универсализм осуществленного исследования вовсе не исключают подробного рассмотрения отдельных художественных фактов и тенденций, отбора некоторых типологически значимых и репрезентативных художественных явлений. Их анализ ведется в таком новом для отечественного литературоведения и близком трудам Чикагской школы формате, как «исследование случая»: ряд параграфов, завершающих главы, посвящен подробному анализу отдельных явлений предромантиз-ма. Так, на примере творчества Глюка показано взаимодействие классицизма и предромантизма в музыке; цикл Ф. Гойи «Капричос» проанализирован с точки зрения его соответствия эстетике переходного периода; явления художественного синтеза в предромантическом искусстве и принцип «художественной феноменальности» освещены в ходе «исследования случая» с книгой У. Блейка «Песни Неведения и Познания»; особенности предромантических жанров представлены, в частности, в исследовании автором монографии романа Э. Рэдклиф «Удольфские тайны» с позиций суггестии в литературе, а также при освещении переходных явлений в литературе XVПI-XIX вв.: от предромантической мелодрамы к романтической драме (ранняя драматургия В. Гюго) и от предромантической мелодрамы к реалистической драме (драматургия О. де Бальзака). Через эти параграфы-«исследования», как справедливо отмечает ученый, «не только наглядно раскрывается концепция пред-

Рецензии

романтизма, но проступает и его весьма широкая география... и жанры, роды, виды искусства, испытавшие его влияние, и разная степень проявления предромантических тенденций в индивидуальном творчестве выдающихся деятелей культуры XVIII столетия и первых лет следующего, XIX в. (с. 616).

Особого внимания заслуживают разделы монографии, в которых рассматривается эстетика предромантизма, его художественные принципы (ориентализм, экзотизм, поэтический историзм), картина мира в XVIII и XIX столетиях; отметим и широкий географический охват исследуемых предромантических явлений - литературы Англии, Франции, Германии, Италии, Нидерландов.

Проведенное многоаспектное исследование подтверждает правоту исходной методологической посылки автора о предромантизме как переходном эстетическом явлении, «незавершенной системе принципов, художественных образов, моделей повседневности, жанров, картины мира и средств ее выражения. предваряющей романтизм и не осознанной в период своего существования. в качестве самостоятельного культурного феномена» (с. 3). Этот предсистемный характер предромантизма охарактеризован глубоко и емко, общая предромантическая модель, выстроенная в работе, оказалась не только крупномасштабной, но и многомерной, объемной. Нет сомнений в том, что книга В. А. Лукова, наиболее полное на сегодняшний день исследование пред-романтизма в отечественной науке, не только «окончательно закрепит термин «предромантизм» в гуманитарном знании начала третьего тысячелетия» (с. 617), но и определит дальнейшие научные поиски исследователей литературы и искусства XVIII в.

О. Ю. Поляков, доктор филологических наук, профессор по кафедре зарубежной литературы и английского языка ВятГГУ

ПРАВО БЕЗОПАСНОСТИ КАК ПОДОТРАСЛЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Стахов, А. И. Право безопасности [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501.65 Юриспруденция / А. И. Стахов. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007.

Учебное пособие А. И. Стахова «Право безопасности» отражает обоснованный и аргументированный новаторский подход к системе административного права России. Автор выделяет новую подотрасль административного права -право безопасности, определяет его предмет и

метод, систему источников и место в системе российского национального права. А. И. Стахов впервые вводит понятие административно-публичного обеспечения безопасности, раскрывая его сущность и соотношение с иными видами государственной деятельности.

В продолжение предложенного видения системы административного права можно предположить междисциплинарный характер права безопасности и, возможно, говорить о нем не как только о подотрасли административного права России, но как о комплексной отрасли российского права в целом, а также как о функциональной подсистеме международного права.

Так, например, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина «только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты. безопасности государства». Пункт «ж» ст. 83 Конституции наделяет Президента Российской Федерации полномочием формировать и возглавлять Совет Безопасности. В продолжение норм Конституции РФ, которая является краткой, принят ряд нормативно-правовых актов, конкретизирующих эти и иные конституционные положения, связанные с регулированием отношений безопасности, которые являются источниками конституционного (государственного) права России. Следовательно, логично говорить о субинституте безопасности в отрасли конституционного права.

Особенная часть уголовного кодекса также содержит ряд глав, которые посвящены охране безопасности: преступления против общественной безопасности (гл. 24), безопасности государства (гл. 29), против мира и безопасности человечества (гл. 34).

А. И. Стахов проанализировал большой объем нормативно-правовых актов, регулирующих отношения безопасности в Российской Федерации; обобщил существующую специальную литературу по вопросам обеспечения отдельных видов безопасности, раскрыл специфику системы государственных органов и органов местного самоуправления, уполномоченных обеспечивать исполнение общеобязательных условий и требований безопасности. Автор также разграничивает понятия и раскрывает особенности административно-правовых методов и административно-правовых форм деятельности указанных органов публичной власти.

Пособие имеет четкую структуру и систему, внутреннюю логику и позволяет устанавливать межпредметные связи со многими учебными дисциплинами юридического цикла. Пособие обладает практической значимостью для подготовки студентов, обучающихся по государственно-правовой специализации специальности 030501.65 «Юрис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.