Научная статья на тему 'ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ СВЯЗИ ПРАВИТЕЛЬСТВА'

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ СВЯЗИ ПРАВИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4581
901
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Правительство / публичная власть / исполнительная власть / Конституция / политико-правовая связь / орган государственной власти / функционирование / взаимодействие / единая система / Government / public power / executive power / Constitution / political and legal relationship / public authority / functioning / interaction / unified system

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — М Н. Кобзарь-фролова

Внесенные Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации изменения, отразились не только на содержании правового статуса Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти Российской Федерации, но и отразились на политико-правовых связях Правительства и иных органов, входящих в единую систему публичной власти. Исследование и анализ норм Конституции Российской Федерации, норм Федерального конституционного закона от 06 ноября № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», а также характерных признаков органов, входящих в высшее звено единой системы публичной власти, приведенных законодателем в нормах Федерального закона от 08.12.2020 № 394‑ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации» позволили не только определить те органы, которые соответствуют приведенным в законе признакам, но и продемонстрировать политико-правовые связи Правительства Российской Федерации, как высшего органа исполнительной власти, с высшими законодательными (представительными) органами, судебными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иными органами, входящими в единую систему публичной власти и органами местного самоуправления и выявить правовую основу этих связей. Правительство Российской Федерации – высший орган публичной власти, обеспечивающий проведение в стране единой социально ориентированной государственной политики. Правительство Российской Федерации осуществляет руководство системой федеральных органов исполнительной власти. Сделаны выводы о том, что политико-правовая связь Правительства Российской Федерации и иных публичных органов власти России определяется, прежде всего, Конституцией Российской Федерации, а также о том, что закрепленная в нормах Федерального закона от 08.12.2020 № 394‑ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации» единая система публичной власти соответствует политико-правовому устройству Российской Федерации. Исследование новелл законодательства в части правового положения Правительства и органов исполнительной власти Российской Федерации в единой системе публичных органов, также позволили автору сделать соответствующие выводы. Указанные выводы подтверждаются новыми и уточненными компетенциями Правительства Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The government of the Russian Federation in the system of public authorities: political and legal relations of the government

The amendments made by the Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation affected not only the content of the legal status of the Government of the Russian Federation and the executive authorities of the Russian Federation, but also affected the political and legal ties of the Government and other bodies included in the unified system of public authority. Research and analysis of the norms of the Constitution of the Russian Federation, the norms of the Federal Constitutional Law of November 6, No. 4-FKZ “On the Government of the Russian Federation”, as well as the characteristic features of the bodies included in the highest echelon of the unified system of public power, given by the legislator in the norms of the Federal Law of 08.12. 2020 No. 394-FZ “On the State Council of the Russian Federation” made it possible not only to identify those bodies that correspond to the signs given in the law, but also to demonstrate the political and legal ties of the Government of the Russian Federation, as the highest executive body, with the highest legislative (representative) bodies , judicial authorities, executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation, other bodies that are part of the unified system of public authority and local self-government bodies and identify the legal basis of these ties. The Government of the Russian Federation is the highest public authority that ensures the implementation of a unified socially oriented state policy in the country. The Government of the Russian Federation administers the system of federal executive bodies. It was concluded that the political and legal relationship between the Government of the Russian Federation and other public authorities of Russia is determined, first of all, by the Constitution of the Russian Federation, as well as that enshrined in the provisions of the Federal Law of 08.12. Council of the Russian Federation ”, the unified system of public authority corresponds to the political and legal structure of the Russian Federation. The study of novelties of legislation in terms of the legal position of the Government and executive authorities of the Russian Federation in a unified system of public authorities also allowed the author to draw appropriate conclusions. These conclusions are confirmed by the new and refined competences of the Government of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ СВЯЗИ ПРАВИТЕЛЬСТВА»

М.Н. Кобзарь-Фролова,

заведующая сектором административного права и административного процесса, главный научный сотрудник сектора административного права и административного процесса Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор

M.N. Kobzar-Frolova,

Head of the Sector of Administrative Law and Administrative Process, ChiefResearcher of the Sector of Administrative Law and Administrative Process of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Law, Professor

DOI:

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ:

£ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ СВЯЗИ ПРАВИТЕЛЬСТВА

о

§ Аннотация: Внесенные Законом Российской Федерации о поправке к Конститу-

^ ции Российской Федерации изменения, отразились не только на содержании правового

3 статуса Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти

СО Российской Федерации, но и отразились на политико-правовых связях Правительства щ и иных органов, входящих в единую систему публичной власти.

^ Исследование и анализ норм Конституции Российской Федерации, норм Феде-

С рального конституционного закона от 06 ноября № 4-ФКЗ «О Правительстве Рос-5 сийской Федерации», а также характерных признаков органов, входящих в высшее ^ звено единой системы публичной власти, приведенных законодателем в нормах Фе-•¡^ дерального закона от 08.12.2020 № 394-Ф3 «О Государственном Совете Российской К Федерации» позволили не только определить те органы, которые соответствуют приведенным в законе признакам, но и продемонстрировать политико-правовые связи О Правительства Российской Федерации, как высшего органа исполнительной власти, с высшими законодательными (представительными) органами, судебными органами, ^ органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иными органами, И входящими в единую систему публичной власти и органами местного самоуправления щ и выявить правовую основу этих связей.

^ Правительство Российской Федерации - высший орган публичной власти, обе-

С спечивающий проведение в стране единой социально ориентированной государственной политики. Правительство Российской Федерации осуществляет руководство 116 системой федеральных органов исполнительной власти. Сделаны выводы о том, что

- политико-правовая связь Правительства Российской Федерации и иных публичных

*« органов власти России определяется, прежде всего, Конституцией Российской Феде-^ рации, а также о том, что закрепленная в нормах Федерального закона от 08.12.2020 № 394-Ф3 «О Государственном Совете Российской Федерации» единая система публичной власти соответствует политико-правовому устройству Российской Федерации. Исследование новелл законодательства в части правового положения Правительства и органов исполнительной власти Российской Федерации в единой системе публичных органов, также позволили автору сделать соответствующие выводы. Указанные выводы подтверждаются новыми и уточненными компетенциями Правительства Российской Федерации.

«V CV

Ключевые слова: Правительство, публичная власть, исполнительная власть, Конституция, политико-правовая связь, орган государственной власти, функционирование, взаимодействие, единая система

The government of the Russian Federation in the system of public authorities: political and legal relations of the government

Abstract: The amendments made by the Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation affected not only the content of

the legal status of the Government of the Russian Federation and the executive authorities |

of the Russian Federation, but also affected the political and legal ties of the Government g

and other bodies included in the unified system of public authority. 2

Research and analysis of the norms of the Constitution of the Russian Federation, the o

ш

m

a s

norms of the Federal Constitutional Law ofNovember 6, No. 4-FKZ "On the Government of the Russian Federation", as well as the characteristic features of the bodies included

in the highest echelon of the unified system of public power, given by the legislator in the ^

norms of the Federal Law of08.12. 2020 No. 394-FZ "On the State Council ofthe Russian o

Federation" made it possible not only to identify those bodies that correspond to the signs 0

given in the law, but also to demonstrate the political and legal ties of the Government of the S

Russian Federation, as the highest executive body, with the highest legislative (representative) §

bodies, judicial authorities, executive authorities of the constituent entities of the Russian ^

Federation, other bodies that are part of the unified system of public authority and local § g

self-government bodies and identify the legal basis of these ties. § 0

The Government of the Russian Federation is the highest public authority that ensures § |

the implementation ofa unified socially oriented state policy in the country. The Government g ^

ofthe Russian Federation administers the system of federal executive bodies. It was concluded g g

that the political and legal relationship between the Government of the Russian Federation S °

and other public authorities ofRussia is determined, first of all, by the Constitution of the ® o

Russian Federation, as well as that enshrined in the provisions ofthe Federal Law of08.12. § §

Council of the Russian Federation ", the unified system of public authority corresponds s

to the political and legal structure of the Russian Federation. The study of novelties of §,

legislation in terms of the legal position of the Government and executive authorities of §$

the Russian Federation in a unified system of public authorities also allowed the author 3 g

to draw appropriate conclusions. These conclusions are confirmed by the new and refined o 3

competences of the Government of the Russian Federation. 3 §

Keywords: Government, public power, executive power, Constitution, political and legal relationship, public authority, functioning, interaction, unified system

Конституция, закрепила статус Правительства § Российской Федерации как высшего органа государственной вла- & сти (статья 11). Согласно статье 110 Конституции Правительство ? Российской Федерации под общим руководством Президента Российской Федерации осуществляет исполнительную власть. § Федеральный конституционный закон от 06 ноября № 4-ФКЗ &

«О Правительстве Российской Федерации» [1] внес уточнение о том, что Правительство Российской Федерации - это орган публичной власти, обеспечивающий проведение в стране единой социально ориентированной государственной политики (пункт 2 статьи 1). Данный закон принят в развитие основных принципов российской Конституции, конкретизирует ее нормы в части правового положения Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти Российской Федерации, закрепляет сферы ответственности и функционального предназначения Правительства, детализирует полномочия Правительства как органа, который призван создать условия для обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина. Обеспечивая исполнение законодательства Российской Федерации, Правительство разрабатывает долгосрочные планы и стратегические :0 ориентиры развития государства на средне срочный и долгосрочный периоды, закрепляет в них порядок и процедуры взаимодействия с го-^ сударственными органами, органами местного самоуправления, об-0; щественными организациями.

§ Правительство Российской Федерации осуществляет руководство § системой федеральных органов исполнительной власти, за исключе-^ нием тех федеральных органов исполнительной власти, руководство ^ деятельностью которых осуществляет непосредственно Президент ^ Российской Федерации (пункты 2 и 3 статьи 110 Конституции), в со-§ ответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 21 (в ред. от 20.11.2020) «О структуре федераль-^ ных органов исполнительной власти» [2]. Президент Российской ц- Федерации единолично определяет в структуре федеральных органов ^^ исполнительной власти порядок подчиненности, систему органов, О деятельностью которых руководит непосредственно Президент ^ Российской Федерации, и систему органов, деятельностью которых С руководит Правительство Российской Федерации. Роль и участие Президента Российской Федерации состоит, прежде всего, в обе-118 спечении согласованного функционирования и взаимодействия Правительства Российской Федерации и иных органов единой (V системы публичной власти (законодательных (представительных) ® и судебных, а также иных органов, отнесенных Федеральным зако-^ ном от 08.12.2020 № 394-Ф3 «О Государственном Совете Российской Федерации» [3] к органам публичной власти.

В нормах Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году термина «публичная власть» не было. При этом, веденный Законом Российской Федерации о поправке к Конституции термин

- «публичная власть» [4] применительно к вопросам организации власти на федеральных территориях (статья 67 Конституции), предметам ведения Российской Федерации (пункт «г» части 1 статьи 71 Конституции), компетенции Президента Российской Федерации (часть 2 статьи 80) и другим отношениям, не является новеллой для юридической науки. Конституционный Суд в своем Заключении от 16 марта 2020 г. N° 1-З, в связи с запросом Президента Российской Федерации, постановил: категория «единая система публичной власти» произво- * дна от основополагающих понятий «государственность» и «государ- о ство» и означает, прежде всего, политический союз (объединение) s многонационального российского народа [5]. g

Термин «публичный» (public power) происходит от латинского 3

I

publicus и означает - общественный [6, с. 271]. Интерес представляет § вывод А. А. Авакяна, который пишет: «Власть народа в нашей стране

- это политическая власть, представленная такими ее разновидностя- I

ми, как государственная власть и власть местного самоуправления» § [7, с. 78-93]. Соответственно А.А. Авакян

функций: нормотворчество (правотворчество), руководство и управ- q

ление общественно-политическими, народно-хозяйственными и со- §

циальными процессами, распоряжение собственностью, контрольная | а

s р

и (или) надзорная функции [7, с. 89-91]. д §

На законодательном уровне искомый термин был впервые раскрыт ? |

■3 £

& о

§ Я о п § о

« 5

" 2 § о

* 5

публичной власти относит: « 5

1) федеральные органы государственной власти; & »

2) органы государственной власти субъектов Российской | $

в нормах вступившего в силу 19 декабря 2020 Федерального закона «О Государственном Совете Российской Федерации» [8]. Указанным законом введена и такая официальная дефиниция как «единая система публичной власти» (пункт 1 статьи 2). Законодатель к единой системе

3 s а S

3 ь

Федерации; 1&

3) иные государственные органы;

4) всю совокупность органов местного самоуправления. Не трудно заметить, что закрепленная система публичной власти 119

соответствует политико-правовому устройству Российской Федерации. ^

Как и то, что каждый из элементов вышеприведенной системы, в свою г

очередь, состоит из обособленной системы институтов, (системы §

органов государственной власти, системы государственных органов &

и системы органов местного самоуправления). Законодатель также 1?

выделил наиболее характерные признаки публичного органа власти, §

которые позволяют отграничить публичные органы от иных, не входя- §

щих в единую систему публичных. Анализ признаков и оснований де- &

ятельности публичного органа власти, позволяют однозначно отнести Правительство к первой (высшей) группе единой системы публичной власти. Поскольку, основные направления деятельности российского Правительства устанавливаются Конституцией; его деятельность согласовывается с другими органами, входящими в единую систему и осуществляется в соответствии с законами Российской Федерации. Основное направление деятельности также согласовывается с признаками публичного органа - обеспечение исполнения законодательства, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, создание условий социально-экономического развития государства и др.

Для того чтобы продемонстрировать политико-правовые связи Правительства Российской Федерации и органов публичной власти, входящих в единую систему, вновь необходимо обратиться ;0 к Конституции Российской Федерации и нормам Федерального Р) конституционного закона от 06 ноября № 4-ФКЗ «О Правительстве ^ Российской Федерации» [1].

0; Политико-правовые связи Правительства Российской Федерации § и иных публичных органов власти России определяются, прежде всего, § Конституцией Российской Федерации, в редакции Закона Российской 5 Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 мар-^ та 2020 года № 1-ФКЗ [9]. Фундаментальные основы правового поло-^ жения Правительства Российской Федерации изложены и закреплены § в нормах Главы 6 Конституции Российской Федерации. Они, несомненно, являются логическим продолжением принципов разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную), самосто-^ ятельности каждой власти, их взаимосвязи и взаимной подконтроль-0- ности. Также имеет значение особая роль и политико-правовое поло-^^ жение Президента Российской Федерации в системе государственного О устройства страны. Этот постулат подтверждается также и тем, что ^ в соответствии с Конституцией государственная власть на федераль-С ном уровне осуществляется Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной 120 Думой), Правительством Российской Федерации и системой российских судов (статья 11 Конституции). Такая политико-правовая конструкция СЧ государства была закреплена на высшем, конституционном уровне ® в 1993 году. Она позволяет сохранять прочность, политическую и соци-^ альную целостность страны, суверенитет, и, одновременно, предоставляет широкие возможности для реализации прав и основных свобод, взаимодействия органов всех ветвей государственной власти между собой. Президент Российской Федерации назначает министров на должности после консультаций с Советом Федерации (пункт д).1 статьи 83).

В тоже время в случае трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатур на посты в Правительстве, Президент вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы по основаниям, изложенным в части 4 статьи 112.

Правительство Российской Федерации является одним из субъектов законодательной инициативы. Государственная Дума рассматривает и обсуждает проекты федеральных законов, которые разрабатывает

Правительство. Например, подготовка такого социально-значимого £

проекта федерального закона как федеральный бюджет на конституци- о

онном уровне возложена на российское Правительство. Правительство з

обязано обеспечить его исполнение и представить Государственной 3

Думе отчет об исполнении федерального бюджета. К конституционной 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обязанности Правительства относится подготовка и представление §

Государственной Думе ежегодных отчетов о результатах своей дея- ^

тельности (часть 1 статьи 114). I

Политико-правовые связи Правительства и представительных §

органов проявляются в том, что депутаты Государственной Думы §

утверждают кандидатуру Председателя Правительства Российской О

Федерации, кандидатуры заместителей Председателя Правительства -

и федеральных министров и принимают решение по представленным | а

кандидатурам. С другой стороны, Государственная Дума может вы- д §

разить недоверие российскому Правительству. А в случае повторно ? 3

выраженного недоверия, Президент Российской Федерации принимает & £

решение об отставке Правительства либо распускает Государственную § §

Думу и назначает новые выборы. § 5

Уместно заметить, что в Совет Федерации входят представители * 5

от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законо- 8 £

дательного (представительного) и по одному от исполнительного & §

органа государственной власти (часть 2 статьи 95 Конституции). о $

Законодательные (представительные) органы устанавливают и вводят £ &

общеобязательные нормы и правила, а в компетенцию Правительства & 5 Российской Федерации входит обеспечение исполнения российского

законодательства [10, с. 143-150;11, с. 49-65; 12, с. 17-21; 13, с. 18-21; 121

14, с. 60-62]. §

Правительство Российской Федерации - высший орган публичной г

власти, который обеспечивает проведение в Российской Федерации 5

единой социально ориентированной государственной политики в об- &

ласти культуры, науки, образования, здравоохранения, социального ?

обеспечения, и др. (статья 114 Конституции). Правительству, поручено §

руководство практически всеми отраслями экономики, социально- §

культурной и административно-политической сферами, относящимися &

к ведению Федерации и совместному ведению Федерации и ее субъектов. Установленный Конституцией Российской Федерации объем компетенций Правительства, особо подчеркивает его ответственность за принимаемые решения. Обеспечивая исполнение законодательства Российской Федерации, Правительство создает условия, для его реализации и претворения в жизнь норм законов.

Совет Федерации, Государственная Дума обладают правом парламентского контроля в отношении деятельности Правительства и органов исполнительной власти (статья 103.1). Парламентский контроль подтверждает наличие политико-правовых связей между законодательными (представительными) органами власти и Правительством, а также действенность системы сдержек и противовесов между федеральными органами государственной власти (законодательной (предав ставительной)) власти и исполнительной власти в лице Правительства

Российской Федерации. ^ В правовом демократическом государстве особая роль отводится 0; судебной власти. Осуществляя правосудие (статья 118 Конституции), § судебная власть самостоятельна и действует независимо от законода-§ тельной и исполнительной властей [9]. На законодательном уровне 5 установлен запрет каким либо органам и лицам принимать на себя ^ функцию осуществления правосудия. Интересная мысль была высказана А. М. Яковлевым: законодательная власть зависит от волеизъ-§ явления народа (от победившего на выборах большинства, влияния политических партий и движений), исполнительная власть, зависит с- от власти законодательной, и только судебная власть независима ^ и подчинена исключительно закону [15, с. 96-97]. Политико-правовые о- связи исполнительной и судебной власти проявляются через функции § органов исполнительной власти, такие как охранительные, пресека-О тельные, профилактические, контроль, надзор и другие. ^ Политико-правовые связи федерального Правительства и истлев нительной власти субъектов Федерации основаны на Конституции и детализируются в нормах Федерального конституционного закона 122 от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [1]. Так в статье 12 установлено, что Правительство обеспечивает (V взаимодействие, единство и координацию деятельности в рамках ® единой системы исполнительной власти в Российской Федерации; ^ осуществляет контроль деятельности органов исполнительной власти, способствует устранению разногласий. На основании соответствующих соглашений федеральное Правительство по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий и при-

нимать полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Правительство Российской Федерации направляет в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации проекты своих решений. В случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации российскому £ законодательству, международным обязательствам России, нарушения О прав и свобод человека и гражданина, Правительство Российской | Федерации вправе инициировать приостановление действия таких 3 актов (статья 12). По предметам совместного ведения Федерации и ее 3 субъектов, Правительство Российской Федерации согласовывает про- § екты законов с исполнительными органами субъектов. ^ Правительство вступает во взаимоотношения с иными государ- I ственными органами единой системы публичной власти, например, § Государственным Советом Российской Федерации, Центральным § банком Российской Федерации (Банк России), Счетной палатой О Российской Федерации и др. §

Банк России, являясь независимым от других органов государ- | а

ственной власти (статья 75) и действует на основании Федерального д §

закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О Центральном 5 |

банке Российской Федерации (Банке России)» [16]. Правительство 3& 1£

§о

осуществляет взаимодействие с Банком России при составлении про- § §

екта федерального бюджета. § §

Счетная палата Российской Федерации - постоянно действующий * 5

орган, образованный Советом Федерации и Государственной Думой § а'

а о

в целях осуществления государственного контроля за исполнением & §<

федерального бюджета [17]. Счетная палата осуществляет аудит в от- о $

ношении трат Правительства при исполнении федерального бюджета. £ &

Уместно отметить, что представители Центрального банка & 5 Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации,

иные лица, равно как и представители палат Федерального Собрания, 123

Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда ^

Российской Федерации, Следственного комитета Российской г

Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, впра- §

ве участвовать в заседаниях Правительства Российской Федерации &

[1, статья 30]. Это подчеркивает политико-правовые связи указанных ?

органов публичной власти, их скоординированные и согласованные 3§

действия, отвечает принципам законности, демократии и другим §

^ 03

конституционным принципам. 01

Политико-правовые связи российского Правительства и органов местного самоуправления определяются Конституцией Российской Федерации и детализируется в нормах российских законов. Так, Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации [4] установлено, что органы государственной власти, могут принимать участие в решении вопросов местного самоуправления, а также делегировать отдельные государственные полномочия на места. В этом случае финансовое обеспечение функций государства покрывается соответственно из государственного бюджета, либо бюджета субъекта Федерации, путем предоставления субвенций местным бюджетам [18, статья 63]. Программы проведения совместных мероприятий и их финансирование составляются с участием федерального Правительства и Правительства субъектов :0 Российской Федерации.

Р) Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно ^ указывал на необходимость взаимодействия органов государственной 0; власти с органами местного самоуправления, в целях создания усло-§ вий обеспечения сбалансированного, устойчивого и комплексного § социально-экономического развития всех территории [19, 20]. ^ Таким образом, можно сделать вывод о том, что узаконенная ^ на высшем - конституционном уровне система сдержек и противо-^ весов между федеральными органами государственной власти (за-§ конодательной (представительной) власти - Государственной Думой, Советом Федерации, исполнительной власти - Правительством с- Российской Федерации) и Судом положила основу тесной взаимосвязи ^ всех органов единой системы публичной власти. 0; Правительство Российской Федерации в единой системе органов § публичной власти занимает одно из центральных мест. Российское О Правительство - это равноправный орган в политико-правовой си-^ стеме. Компетенции, которыми обладает Правительство Российской С Федерации, позволяют этому органу власти, с одной стороны проявлять законодательную инициативу, с другой, обеспечивать проведение 124 единой социально-ориентированной политики, создавать условия, позволяющие гражданам страны в полной мере реализовать свои СЧ права и свободы.

® Установленный Конституцией Российской Федерации объем ^ компетенций Правительства позволяет осуществлять взаимодействие с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями и подчеркивает ответственность Правительства за принимаемые решения. Обеспечивая исполнение законодательства Российской Федерации, Правительство создает

условия, для его реализации и претворения в жизнь норм законов. Кроме указанного, компетенции, которыми обладает Правительство позволяют ему консолидировать усилия органов, входящих в единую систему публичной власти, на достижение целей, которые ставит перед Правительством Президент Российской Федерации.

Политико-правовые связи Правительства Российской Федерации и иных публичных органов власти соответствуют конституционным

принципам разделения властей (на законодательную, исполнитель- £

ную и судебную), самостоятельности каждой власти, их взаимосвязи £о

и взаимной подконтрольности. 3

Список литературы: 3

1. Федеральный конституционный закон от 06 ноября № 4-ФКЗ § «О Правительстве Российской Федерации»// Собр. законодательства Рос. а Федерации, 2020, № 45, ст. 7061. 5

2. Указ Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 21 (в ред. з от 20.11.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти»// §, Собр. законодательства Рос. Федерации, 2020, № 4, ст. 346. §

3. Федеральный закон от 08.12.2020 № 394-ФЗ «О Государственном О Совете Российской Федерации»// Собр. законодательства Рос. Федерации, § 2020, № 50 (часть III). ст. 8039. § э

4. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской О & Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регули- § § рования отдельных вопросов организации и функционирования публичной 3 | власти»// Собр. законодательства Рос. Федерации, 2020, № 11, ст. 1416. § §

5. Заключение Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. № 1-З §§

«О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской § о

§£

*5

Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании 5 регулирования отдельных вопросов организации и функционирования

§ & §<

публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской д в

1

просом Президента Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. О а

§ 5

Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с за-

Федерации, 2020, № 12, ст. 1855.

6. Власть. Политика. Государственная служба. Словарь. М.: Изд-во «Луч»

B.Ф. Халипов, Е.В. Халипова. 1996. 268с. 125

7. Современные проблемы организации публичной власти: монография / "

C.А. Авакьян, А. М. Арбузкин, И. П. Кененова и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. ^ С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2014. 596 с.

8. Федеральный закон от 08.12.2020 № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации»// Собр. законодательства Рос. Федерации, 2020, № 50, (часть III), ст. 8039.

?

9. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменениями, §

одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020//Собр. законодательства Рос. Федерации, 2020, № 27, ст. 4196

10. Кобзарь-Фролова М.Н. Обеспечение исполнения законодательства -новое содержание компетенции Правительства Российской Федерации или подмена понятий?// Вестник Пермского института ФСИН России Пермь, № 4 (39), 2020С. 143-150 [email protected]

11. Виноградова Е.В, Виноградова П.А. Укрепление конституционных гарантий поправками 2020 года в Конституцию Российской Федерации: монография. М.: Эдитус, 2020, 200с.

12. Сергеев Д.Б. Теория разделения властей и система сдержек и противовесов как основы построения структуры муниципального образования // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 12. С. 17 - 21;

13. Мальцев И. А. К вопросу о системе разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации/Конституционное и муниципальное право. 2011. № 4. С. 18-21;

14. Хорошильцев А.И. Власть государства и государственная власть: модель разграничения // Российская юстиция. 2013. № 6. С. 60 - 62.

^ 15. Конституция Российской Федерации. Комментарий/ Под общей ре-

^ дакцией Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина. М.: «Юридическая литература», 0; 1994 г. 627 с.

§ 16. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 30.12.2020)

О «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»// Собр. за-^ конодательства Рос. Федерации, 2002, № 28. ст. 2790. С 17. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 29.05.2019)

О Счетной палате Российской Федерации// Собр. законодательства Рос. д Федерации,2013, № 14, ст. 1649

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

¡5 18 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020)

^ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской О Федерации»// Собр. законодательства Рос. Федерации, 2003, № 40. Ст. 3822

19. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.12.2012 № 32-П ^ «По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных § законов «Об общих принципах организации законодательных (представило тельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы»//Собр. законодательства Рос. Федерации, 2012, № 53 (ч. 2), ст. 8062, *» 20. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 № 30-П ^ «По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей (\| 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации Су местного самоуправления в Российской Федерации» и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы»// Собр. законодательства Рос. Федерации, 2015, № 50, ст. 7226.

126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.