Научная статья на тему 'ПРАВИЛА ЦИФРОВОЙ КОММУНИКАЦИИ ЮРИСТОВ: ВОПРОСЫ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ, ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЭТИКИ И ХАЛАТНОСТИ'

ПРАВИЛА ЦИФРОВОЙ КОММУНИКАЦИИ ЮРИСТОВ: ВОПРОСЫ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ, ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЭТИКИ И ХАЛАТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
382
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ОБОРОТ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ЦИФРОВАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ХАЛАТНОСТЬ / ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРАВИЛА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захаров Тимофей Владимирович

В обзоре представлены позиции ученых в отношении формирующихся дисциплинарных правил поведения юриста в связи с использованием в работе технологий цифровой коммуникации. Обсуждаются вопросы организации персональной работы юриста и юридической службы с целью обеспечения режима конфиденциальности информации. Рассматриваются проблемы размещения юристами публичных заявлений в социальных сетях, взаимного консультирования онлайн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RULES OF DIGITAL COMMUNICATION OF LAWYERS: ISSUES OF CONFIDENTIALITY, INFORMATION SECURITY, ETHICS AND NEGLIGENCE

The review presents the positions of scientists on the emerging disciplinary rules of behavior of a lawyer in connection with the use of digital communication technologies in his work. The issues of organizing the personal work of a lawyer and a legal department in order to ensure the confidentiality of information are discussed. The problems of posting public statements by lawyers in social networks, mutual online consultations are considered.

Текст научной работы на тему «ПРАВИЛА ЦИФРОВОЙ КОММУНИКАЦИИ ЮРИСТОВ: ВОПРОСЫ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ, ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЭТИКИ И ХАЛАТНОСТИ»

УДК 34:004

DOI: 10.31249/rgpravo/2022. 03.12

ЗАХАРОВ Т.В.1 ПРАВИЛА ЦИФРОВОЙ КОММУНИКАЦИИ ЮРИСТОВ: ВОПРОСЫ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ, ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЭТИКИ И ХАЛАТНОСТИ. (Обзор).

Аннотация. В обзоре представлены позиции ученых в отношении формирующихся дисциплинарных правил поведения юриста в связи с использованием в работе технологий цифровой коммуникации. Обсуждаются вопросы организации персональной работы юриста и юридической службы с целью обеспечения режима конфиденциальности информации. Рассматриваются проблемы размещения юристами публичных заявлений в социальных сетях, взаимного консультирования онлайн.

Ключевые слова: юридическая деятельность; юридические услуги; оборот правовой информации; цифровая правовая информация; принцип конфиденциальности; юридическая халатность; дисциплинарные правила.

ZAKHAROV T.V. Rules of digital communication of lawyers: issues of confidentiality, information security, ethics and negligence. (Review).

Abstract. The review presents the positions of scientists on the emerging disciplinary rules of behavior of a lawyer in connection with the use of digital communication technologies in his work. The issues of organizing the personal work of a lawyer and a legal department in order to ensure the confidentiality of information are discussed. The problems of posting public statements by lawyers in social networks, mutual online consultations are considered.

1 Захаров Тимофей Владимирович, научный сотрудник отдела правоведения ИНИОН РАН.

Keywords: legal activity; legal services; circulation of legal information; digital legal information; the principle of confidentiality; legal negligence; disciplinary rules.

Для цитирования: Захаров Т.В. Правила цифровой коммуникации юристов: вопросы конфиденциальности, информационной безопасности, этики и халатности. (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. : ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. -2022. - № 3. - С. 130-139. DOI: 10.31249/rgpravo/2022. 03.12

Наступление цифровой эры открыло перед юристами множество возможностей. Цифровые технологии уже существенно упростили решение их повседневных задач: к примеру, стали прощедоступ к правовым актам, судебной и административной практике, иной необходимой информации, их анализ, хранение данных, процессы составления и подачи процессуальных и процедурных документов. Однако такие неотъемлемые качества сети Интернет, как публичность и протоколируемость, создают новые серьезные риски в связи с обязанностью юриста соблюдать условия конфиденциальности, отмечают доктор права Э. Вега и докторант школы права Университета Святой Марии (St. Mary 's University, США) Р. Дернер [4, p. 146; 2, p. 104].

Документы, находящиеся в распоряжении юриста (которые хранятся в электронном виде), зачастую содержат такие данные, как имена, телефонные номера, адреса, идентификационные номера государственных реестров, иную, в том числе и более конфиденциальную информацию, информацию, составляющую личную или коммерческую тайну, представляющую материальную ценность для третьих лиц [4, p. 146].

Электронные системы и устройства, используемые юристом в работе, представляют особую ценность для похитителей информации, так как в них, как правило, содержится значительный объем скрываемых, щепетильных данных. Кроме того (в настоящее время), они, как правило, являются более легкой мишенью (в сравнении, к примеру, с устройствами, используемыми учреждениями финансовой или медицинской сферы) [4, p. 150-151]. Отмечается, что уже в первые месяцы пандемии COVID-19 количество зарегистрированных киберпреступлений увеличилось в четыре раза [1, p. 292].

Юристы, юридические службы и их сотрудники в современных условиях уязвимы перед киберпреступностью по нескольким причинам. Введенная удаленная форма работы вынуждает следовать новым процедурам (в цифровом пространстве), которые им незнакомы. Они сталкиваются с новыми моделями онлайн-комму-никаций, к примеру, удаленно получая инструкции от людей, с которыми они ранее не взаимодействовали. Они вынуждены воспринимать новые формы получения информации, к примеру, обращаясь к файлам (программам), имеющим благовидные титулы, таким как информация, связанная с пандемией. Сотрудники, работающие удаленно (онлайн), особенно восприимчивы к определенным типам кибератак - таким, например, как фишинг учетных данных, вредоносные вложения и ссылки, компроментация деловой переписки, блокирующие программы с требованием откупа [1, р. 292].

Цифровое взаимодействие юридических служб со своими сотрудниками в удаленной форме ослабило их системы информационной безопасности уже в силу того, что увеличилось число информационных систем и узлов, требующих контроля [1, р. 293].

Юрист обязан проявлять безраздельную лояльность по отношению к своему нанимателю, и одним из ее аспектов является защита информации, полученной от нанимателя или иным образом в связи с его работой в интересах нанимателя. Профессиональные отношения юриста и его нанимателя основываются на доверии и конфиденциальности. Если юрист не обеспечивает требование конфиденциальности, отношения между ним и нанимателем можно считать разрушенными [4, р. 158; 2, р. 110-111].

Если оставить в стороне проблемы умышленного причинения юристом вреда своему нанимателю, лежащие за пределами профессиональных отношений, как представляется, основная проблема нарушения конфиденциальности информации, переданной в распоряжение юриста, связана с халатностью.

Не существует общепринятого определения понятия «халатность юриста». Есть некоторое согласие в том, что халатность может принять по меньшей мере одну из четырех наиболее «чистых» форм: 1) нарушение фидуциарных обязанностей; 2) нарушение контракта; 3) злоупотребление служебным положением; 4) ответственность за действия третьих лиц (субсидиарная ответствен-

ность). Бесспорно, что юрист, не предпринимающий разумные меры предосторожности, совершает халатный поступок [1, р. 278, 291]. В силу природы профессии, юрист должен осуществлять юридическую деятельность наилучшим образом [4, р. 158].

Чтобы соответствовать этическим требованиям своей профессии, юрист должен знать (отслеживать) наиболее разумную практику обеспечения информационной безопасности. И. Бургер полагает, что такой тезис должен вызывать обоснованное недоумение. Знать до какой степени [1, р. 296-298]?

В соответствии с п. 1.1 Примерных правил профессионального поведения Ассоциации американских юристов (АВА), юрист должен поддерживать компетентность в использовании технологий. Подобные нормы были введены в большинстве юрисдикций Соединенных Штатов. Так, к примеру, Верховный суд штата Техас внес поправки в Дисциплинарные правила профессионального поведения штата Техас, включив в них положение, касающееся использования технологий в юридической профессии. Комментарий 8 к правилу 1.01 гласит: «Так как юрист играет жизненно важную роль в правовом процессе, каждый юрист должен стремиться стать и оставаться компетентным и опытным в юридической практике, в том числе в вопросах выгод и рисков, связанных с соответствующими технологиями». Однако, полагает Э. Вега, «несмотря на то что суд предпринял меры в верном направлении, он напрасно не включил в текст правил обязанность юриста предпринимать необходимые меры по предотвращению нежелательного или несанкционированного раскрытия информации». Юристу следует прилагать серьезные усилия, чтобы сохранить информацию, находящуюся в его распоряжении, и избежать ответственности за непринятие соответствующих мер в случае ее утраты, полагает Э. Вега. Причем юрист должен быть в курсе, в том числе и текущих изменений в соответствующих технологиях [4, р. 148-149, 154-155, 172].

И. Бургер предлагает следующий систематизированный перечень вопросов информационной безопасности, по которым должно проводиться обучение юриста, сотрудника юридической службы.

1. Доступ к веб-сайтам и правила онлайн-коммуникации.

2. Облачное хранение данных.

3. Взаимодействие с антивирусным программным обеспечением, спамом, брандмауэром, защитой от шпионского программного обеспечения.

4. Управление паролями.

5. Физическая охрана рабочего места.

6. Защита персональной (личной) информации клиентов.

7. Этикет в социальных сетях и связанные с ним риски.

8. Обнаружение потенциальных кибератак и действия в условиях неопределенности.

9. Действия по устранению утечки данных, включая уведомление клиентов, государственных органов и иных третьих лиц.

10. Понимание функция компонентов цифровых информационных и коммуникационных систем юридической службы и их мониторинга.

11. Использование виртуальных частных сетей (VPN).

12. Уязвимости, связанные с использованием личных электронных устройств в рабочих целях.

13. Работа с правоохранительными органами [1, p. 294-295].

Очень важно, чтобы юридические службы контролировали

свои инфомационные системы и коммуникационные сети для своевременного выявления потенциальных внутренних угроз. Мониторинг действий собственных сотрудников важен для предотвращения действий в пользу третьих лиц. Система кибербезопасности должна выполнять такие функции, как идентификация лиц, совершающих определенные действия, фиксация сетей и файлов, а также платформ и сайтов сети Интернет, к которым осуществлен доступ, установление существа внешних коммуникаций, а также поиск загруженных или скопированных файлов (программ) [1, p. 290].

Сфера информационной безопасности значительно шире, чем просто защита конфиденциальности, целостности и доступности (confidentiality, integrity and availability (CIA)) цифровых данных от ненасильственных, некинетических кибератак со стороны преступника. Потенциальный вред несут несанкционированный доступ, изменение, уничтожение, раскрытие или использование данных третьей стороной любыми способами, в том числе при (осознанном или неосознанном) содействии лица, имеющего к ним законный доступ [1, p. 287].

В условиях отсутствия унифицированных правил, неравенства в доступности средств и информации наиболее вероятны гибридные формы систем информационной безопасности, в том числе разделение режимов обеспечения безопасности собственной информации юридической службы и информации лица, вступающего с ней во взаимодействие [1, p. 296-298].

Д. Якобовиц - лектор права, директор программы профессиональной ответственности и этики школы права Университета Майами (University of Miami, США) рассматривает эмоциональную и интеллектуальную сторону коммуникаций юриста посредством социальных сетей, в том числе связанных с его профессиональной деятельностью [3].

Предоставленная цифровыми технологиями возможность мгновенного обмена информацией породила глобальный феномен -комментирование в социальных сетях текущих и исторических событий, явлений, лиц, их заявлений и действий. Увеличение скорости обмена информацией привело к тому, что подобные комментарии зачастую выкладываются в сеть без промедлений - необходимых пауз и размышлений о возможных последствиях [3, p. 312].

Однако данный феномен не только содействует оперативному распространению новостей, юмора или поддержке нуждающихся, но также и сопряжен с часто неочевидными этическими ловушками. Практика показывает, что юристы широко комментируют текущие события, в частности административную и судебную практику. Они используют социальные сети для публичных заявлений, привлекая внимание общественности к своей персоне, делам, находящимся в производстве. Стоит заметить, что, несмотря на крайнюю противоречивость превалирующей сегодня в обществе риторики взаимодействия, случаи, когда комментарии юристов, в итоге оцененные как негативные, приводят к негативным последствиям, не являются ни редкими, ни новыми [3, p. 326, 334339, 342].

Комментарии, связанные с делами, находящимися в производстве юриста, а также лиц, с которыми он вступает в профессиональное (служебное) взаимодействие, непосредственно затрагивают нормы профессиональной этики, считает Д. Якобовиц. Непонимание технологий социальных сетей ставит вопрос о компетентности. Небрежное раскрытие информации - вопрос о конфи-

денциальности. Опрометчивая характеристика личности или события может нарушить правовые нормы [3, р. 339].

Суждения юриста можно воспитать и контролировать (М. Гладуэлл (М. 01айм1е1Ц). С опытом человек становится экспертом собственных поведенческих реакций, интерпретации того, что лежит за его поспешными суждениями и первыми впечатлениями. Самосознание представляет собой фокус, помогающий ориентироваться в жизни, ключ к управлению тем, что мы делаем и, что не менее важно, чего мы не делаем (Д. Гоулман (Р. Оо!етап)) [цит. по: 3, р. 351-353].

Д. Якобовиц выделяет атрибуты коммуникативной компетентности юриста.

Одним из основных атрибутов является обладание широким набором навыков, что означает наличие у юриста нескольких различных вариантов того, как он может общаться или начинать разговор в зависимости от обстоятельств. Важным аспектом коммуникативной компетентности является интерпретация ситуации для выбора правильного подхода и представления точки зрения другой стороне. Коммуникативную компетентность повышают «когнитивная сложность» юриста и его способность к самоконтролю. Когнитивная сложность в данном случае означает, что делая заявление в сети, юрист должен понимать с кем он коммуницирует, а вернее - что он коммуницирует с любым и каждым [3, р. 319-320].

Следствием наблюдения Аристотеля о трудности правильного управления гневом может быть замечание Цицерона о том, что «люди решают гораздо больше проблем ненавистью, любовью, похотью, гневом, печалью, радостью, надеждой, страхом, иллюзией или какой-либо другой внутренней эмоцией, чем с помощью реальности, авторитета, правовой нормы, судебного прецедента или закона». Другими словами, тот факт, что эмоции существенно влияют на наше поведение и наше общение, является древним знанием. Новым признаются быстро меняющийся цифровой мир, и частности социальные сети, требующие быстрых реакций [3, р. 360-361].

Юридические факультеты традиционно не фокусируются на коммуникативной компетентности, эмоциональном интеллекте, психологии или внимательности. В связи с этим юристы должны

быть особенно осмотрительны, полагает Д. Якобовиц, так как ставят на карту больше, чем многие другие [3, р. 360-361].

Р. Дернер рассматривает проблемы этических ограничений на онлайн-консультации между юристами по незавершенным делам [2]. Юристы советовались друг с другом со времен зарождения своей профессии. Если раньше они встречались лично или в крайнем случае использовали простое письмо или посыльных, сегодня широко используются возможности электронной рассылки и социальных сетей [2, р. 103, 125-126].

Так как онлайн-консультации между юристами - относительно новое явление, те из них, кто менее осведомлен о тонкостях цифровых технологий, могут не до конца понимать потенциальные последствия обсуждения находящихся в их работе дел онлайн. Когда юрист задает вопрос онлайн или отвечает на вопрос другого юриста онлайн, весь текст, введенный им в электронное устройство, сохраняется на серверах, недоступных для его контроля. Он остается «привязанным» к обсужденному вопросу навсегда. Любые попытки удалить сообщение из сети Интернет окажутся тщетными - резервная копия останется за пределами сайта, с которого юрист удаляет сообщение [2, р. 103-104, 106-107, 117-118].

Обсуждение юристами правовых и практических проблем, включая обсуждение находящихся в их производстве дел, широко распространено при личных неформальных встречах, на коллективных профессиональных мероприятиях, конференциях, семинарах и т.п. Возможно, поэтому оно так запросто распространилось в онлайн-взаимодействии. Взаимное консультирование в основном не облекается в какую-либо профессиональную форму, а имеет форму дружеского, товарищеского или менторского совета. Тем не менее, следует признать, что любая очная или онлайн-консуль-тация юриста, и тем более между юристами, работающими в разных организациях, департаментах и т.д., должна проводиться в рамках правил конфиденциальности и иных соответствующих дисциплинарных правил [2, р. 104, 115-117].

Ассоциации юристов США, рассматривавшие проблему взаимного онлайн-консультирования, пришли к выводу, что в целом оно допустимо до тех пор, пока не нарушена конфиденциальность. Наиболее этичным был признан подход, когда юрист использует в онлайн-консультировании наиболее общие и абстрактные форму-

лировки, гипотетические ситуации там, где это возможно. Там, где требуется большая конкретика либо когда в силу уникальности ситуации, публичности юриста и т.п. избежать раскрытия информации невозможно, он должен запрашивать согласие нанимателя на раскрытие информации до обращения за консультацией. Однако и при наличии согласия нанимателя юрист должен понимать, что даже если все разумные меры предприняты, он не может контролировать оборот информации, размещенной в сети Интернет, а соответственно, он не может избежать потенциального раскрытия информации третьим лицам, в том числе противникам его нанимателя. При отсутствии правового оформления условий консультирования юрист, получивший информацию в ходе консультации, не лишается права использовать ее в своих целях [2, p. 105-108, 126128, 138].

Даже используя специализированные цифровые сервисы, предоставляющие защищенные платформы для взаимодействия юристов, юрист должен тщательно оценивать раскрываемую информацию. Он должен соблюсти баланс между выгодой от возможности совещаться с коллегами для повышения эффективности результата собственной работы и проблемами сохранения конфиденциальности [2, p. 138].

К лучшему или к худшему, но сейчас очевидно, что будущее взаимодействия юристов с нанимателями, государственными органами, иными организациями, коллегами - в цифровом информационном пространстве. Полностью избегать использования сети Интернет в работе было бы, вероятно, чрезмерной реакцией на связанные с таким использованием риски. Сеть Интернет предлагает слишком много ценных форм аналитики и информационного обмена, которые повышают эффективность юридической деятельности в современном мире. Цифровые технологии уравнивают качество предоставляемых юридических услуг. Речь скорее должна идти том, чтобы использовать цифровые технологии осведомленно и проявлять должную осторожность [2, p. 110-141].

Список литературы

1. Burger E. Professional responsibility, legal malpractice, cybersecurity, and cyber-insurance in the COVID-19 era // St. Mary's journal on legal malpractice & ethics. -San Paolo, 2021. - Vol. 11, N 2. - P. 234-310.

2. Derner R. Ethical limitations on lawyer-to-lawyer online consultations regarding pending cases // St. Mary's journal on legal malpractice & ethics. - San Paolo, 2021. - Vol. 10, N 1. - P. 102-141.

3. Jacobowitz J. Negative commentary - negative consequences: legal ethics, social media, and the impact of explosive commentary // St. Mary's journal on legal malpractice & ethics. - San Paolo, 2021. - Vol. 11, N 2. - P. 312-361.

4. Vega A. Securing technological privacy: modernizing the Texas disciplinary rules of professional conduct to protect electronic data // St. Mary's journal on legal malpractice & ethics. - San Paolo, 2021. - Vol. 10, N 1. - P. 144-175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.