Научная статья на тему 'ПРАВИЛА РАБОТЫ ВОЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОЧТОВОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ В РОССИИ В 1917 г.'

ПРАВИЛА РАБОТЫ ВОЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОЧТОВОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ В РОССИИ В 1917 г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военная цензура / военный контроль / Центральное военное почтово-телеграфное контрольное бюро / Февральская революция / революция 1917 г. / Временное правительство / military censorship / military control / Central Military Postal and Telegraph Control Bureau / February Revolution / Russian Revolution / Provisional government

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Богомолов Игорь Константинович

В статье впервые публикуется проект «Кратких правил и указаний для военных контролеров при просмотре почтовых отправлений в военном контроле», изданных в 1917 г. После Февральской революции остро встал вопрос о дальнейшем существовании и формате военной цензуры. Временное правительство изначально не собиралось ее отменять, однако в силу бюрократических и политических причин медлило с определением ее правового статуса и полномочий. Лишь после Июльского кризиса власти правительство начало действовать более решительно, приняв 24 июля постановление о специальной военной цензуре печати и о военном почтово-телеграфном контроле. Задачей последнего было отслеживание подозрительной переписки и пресечение шпионской деятельности. Для организации работы военных контролеров были разработаны «Краткие правила», на деле – весьма подробный документ, описывающий разные ситуации и алгоритм действий при их решении. Однако вследствие накопленных за прошлые годы войны организационных проблем, а также общего кризиса государственного организма военный контроль не мог в полной мере решить поставленные перед ним задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rules for Military Control of Postal Correspondence in Revolutionary Russia (1917)

The article publishes «Brief rules and guidelines for military inspectors when viewing mail in military control» (1917). The question of the format of military censorship became acute after the February Revolution. The Provisional Government initially did not intend to abolish it, but due to bureaucratic and political reasons it was slow in determining its legal status and powers. Only after the July Days of 1917 did the government began to act more decisively, adopting in July a decree on special military censorship of the press and on military postal and telegraph control. The latter’s task was to monitor suspicious correspondence and suppress espionage activities. To organize the work of military controllers, «Brief Rules» were developed. In fact, it was a very detailed document describing various situations and an algorithm for solving them. However, due to the organizational problems accumulated over the past years of the war, as well as the general crisis of the state, military control could not fully solve the tasks assigned to it.

Текст научной работы на тему «ПРАВИЛА РАБОТЫ ВОЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОЧТОВОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ В РОССИИ В 1917 г.»

ПУБЛИКАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ

УДК 656.8; 94(47).084.1 Б01: 10.31249М81/2024.01.07

БОГОМОЛОВ И.К.* ПРАВИЛА работы военного контроля ПОЧТОВОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ В РОССИИ В 1917 г.

Аннотация. В статье впервые публикуется проект «Кратких правил и указаний для военных контролеров при просмотре почтовых отправлений в военном контроле», изданных в 1917 г. После Февральской революции остро встал вопрос о дальнейшем существовании и формате военной цензуры. Временное правительство изначально не собиралось ее отменять, однако в силу бюрократических и политических причин медлило с определением ее правового статуса и полномочий. Лишь после Июльского кризиса власти правительство начало действовать более решительно, приняв 24 июля постановление о специальной военной цензуре печати и о военном почтово-телеграфном контроле. Задачей последнего было отслеживание подозрительной переписки и пресечение шпионской деятельности. Для организации работы военных контролеров были разработаны «Краткие правила», на деле - весьма подробный документ, описывающий разные ситуации и алгоритм действий при их решении. Однако вследствие накопленных за прошлые годы войны организационных проблем, а также общего кризиса государственного организма военный контроль не мог в полной мере решить поставленные перед ним задачи.

Ключевые слова: военная цензура; военный контроль; Центральное военное почтово-телеграфное контрольное бюро; Февральская революция; революция 1917 г.; Временное правительство.

* Богомолов Игорь Константинович - кандидат исторических наук, зав. отделом истории Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН); boga_igor@mail.ru

BOGOMOLOV I.K. Rules for Military Control of Postal Correspondence in Revolutionary Russia (1917).

Abstract. The article publishes «Brief rules and guidelines for military inspectors when viewing mail in military control» (1917). The question of the format of military censorship became acute after the February Revolution. The Provisional Government initially did not intend to abolish it, but due to bureaucratic and political reasons it was slow in determining its legal status and powers. Only after the July Days of 1917 did the government began to act more decisively, adopting in July a decree on special military censorship of the press and on military postal and telegraph control. The latter's task was to monitor suspicious correspondence and suppress espionage activities. To organize the work of military controllers, «Brief Rules» were developed. In fact, it was a very detailed document describing various situations and an algorithm for solving them. However, due to the organizational problems accumulated over the past years of the war, as well as the general crisis of the state, military control could not fully solve the tasks assigned to it.

Keywords: military censorship; military control; Central Military Postal and Telegraph Control Bureau; February Revolution; Russian Revolution; Provisional government.

Для цитирования: Богомолов И.К. Правила работы военного контроля почтовой корреспонденции в России в 1917 г. (Статья) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5: История. - Москва : ИНИОН РАН, 2024. - № 1. - С. 122-143. - DOI: 10.31249/hist/2024.01.07

Февральская революция 1917 г. вызвала глубокие изменения в системе цензуры печати и корреспонденции в России. Уже в марте 1917 г. было объявлено о ликвидации Главного управления по делам печати - символа цензуры «старого режима» [6, с. 442]. Упразднялись также местные комитеты по делам печати, духовная и драматическая цензура. Однако созданная с началом Первой мировой войны военная цензура выводилась за скобки этих распоряжений Временного правительства. Кроме того, изначально в центре внимания оказалась печать и ее освобождение от политического давления власти путем цензуры - как предварительной, так и карательной. Вопрос о цензурном контроле почто-

вой и телеграфной корреспонденции в течение весны-лета 1917 г. оставался до конца не решенным.

Временное правительство искало наиболее подходящий вариант сохранения контроля над перепиской граждан, стремясь сосредоточить внимание на обнаружении шпионских сообщений и передачи секретных военных сведений. То, что военная цензура в той или иной форме будет сохранена новой властью, было понятно уже в первые послереволюционные дни. 15 марта 1917 г. в «Вестнике Временного правительства» был опубликован новый вариант «Перечня сведений, подлежащих предварительному просмотру военной цензурой», который включал 30 пунктов и мало чем отличался от прошлого, дореволюционного варианта. 26 июля действие «Перечня» было продлено без каких-либо изменений [3, с. 157]. Параллельно разрабатывались правовые основы и механизмы работы военной цензуры в новых условиях. Так, уже 9 марта 1917 г. генерал М.В. Алексеев в письмах председателю Совета министров кн. Г.Е. Львову и военному министру А.И. Гучкову призвал публично подтвердить сохранение военной цензуры корреспонденции и печати, а также фотографии и кинематографа1. К сохранению военной цензуры призывали и другие представители военного командования и военного министерства, а также редакторы крупных столичных изданий .

Работа в этом направлении началась уже в первые недели после революции. 8 марта 1917 г. Временное правительство поручило Юридическому совещанию проработать вопрос о «пределах применения военной цензуры» [1, с. 56], фактически поставив задачу разработки нового положения о военной цензуре. В подготовке проекта участвовали представители петроградских журналистских сообществ, Главной и Петроградской военно-цензурных комиссий. Проект был одобрен последовательно особым совещанием при Главном управлении Генерального штаба, МВД и Юридическим совещанием, которое утвердило проект 14 марта и внесло его на рассмотрение Временного правительства вместе с упомянутым выше «Перечнем» [4, с. 153-154]3. В отличие от последнего,

1 РГВИА.Ф. 13835. Оп. 1. Д. 99. Л. 7.

2 Там же. Л. 21, 25, 26, 28.

3 Там же. Л. 25-26.

положение о военной цензуре не было одобрено, его отправили на дополнительное рассмотрение в министерства морское, военное, юстиции и иностранных дел. Быстро пройдя согласование в министерствах морском, военном и иностранных дел, проект задержался в министерстве юстиции [4, с. 155].

Исследователь П.В. Батулин считает основной причиной задержки проекта бюрократические проволочки, а также кадровые перестановки внутри Временного правительства [4, с. 157]. Можно предположить, что министры опасались и политических последствий: едва избавившееся от цензуры царской, революционизированное общество могло выступить резко против новых ограничений свободы слова и переписки. Характерна в этом смысле медлительность министра юстиции А.Ф. Керенского. 24 апреля заместитель военного министра генерал-лейтенант В.Ф. Новицкий писал кн. Г.Е. Львову, что проект постановления о военной цензуре был рассмотрен в комиссии по ликвидации ГУДП, затем в Юридической комиссии Временного правительства, одобрен военным министерством и передан в министерство юстиции, в котором и «лежит» до сих пор1. 29 апреля на запрос Львова в министерстве ответили, что Керенский «предполагал предварительно

сего иметь по этому предмету собеседование с членами Временно-

2

го правительства» .

Июльский кризис среди прочего привел к ужесточению цензурной политики Временного правительства. 14 июля мартовский проект положения о военной цензуре был вновь рассмотрен. Измененный вариант был одобрен на заседании правительства 24 июля и опубликован 26 июля [2, с. 188-189]. Самым значимым изменением было разделение военной цензуры на военный контроль и цензуру печати. Главной задачей военного контроля было отслеживание и выявление переписки шпионского характера посредством писем и телеграмм. Вместо Главной военно-цензурной комиссии создавалось Центральное военное почтово-телеграфное контрольное бюро (ЦВПТКБ), ведавшее работой контролеров на местах.

1 РГВИА.Ф. 13835. Оп. 1. Д. 99. Л. 35, 36.

2 Там же. Л. 38.

Предполагалось, что выделение военного контроля корреспонденции позволит уйти от политической цензуры и преследования граждан новой России за их взгляды и убеждения. Однако «традиции», заложенные еще при введении военной цензуры в 1914 г., неминуемо должны были оказывать влияние на органы контроля. На это указывал уже тот факт, что большая часть контролеров работала ранее в «старорежимной» военной цензуре, и необходимо было время для их переобучения. Кроме того, служебные инструкции и правила работы контролеров во многом повторяли схожие дореволюционные документы, зачастую - дословно. Это и неудивительно, так как при реформе военной цензуры Временное правительство изначально не стремилось отказываться от накопленного опыта и коренным образом менять повседневную службу контролеров - вчерашних цензоров.

Этот подход хорошо виден на примере приведенного ниже документа - «Кратких правил и указаний для военных контролеров при просмотре почтовых отправлений в военном контроле». Точная дата составления «Правил» неизвестна. Вероятно, проект составили не позднее первой половины августа 1917 г., вскоре после учреждения военного контроля. Хотя под документом стоит подлинная подпись начальника ЦВПТКБ подполковника Елагина, ряд опечаток и приписка от руки дают основание предполагать, что проект не окончательный.

К подготовке текста «Правил» составители подошли весьма основательно, очевидно имея большой опыт в цензурировании корреспонденции и стремясь учесть все нюансы работы контролеров. Упомянуты всевозможные виды писем, адресаты, необходимые в различных случаях штампы и действия. Составители стремились облегчить контролерам работу, однако стремление предусмотреть все возможные проблемы и спорные ситуации привело к тому, что документ получился явно запутанным и перегруженным, изобилующим деталями. Во многом «Правила» были отражением трех лет войны, опыт которых лежал тяжелым бременем как на вновь устроившихся контролерах, так и на опытных цензорах. До Февральской революции неоднократные попытки создать всеобъемлющие правила, указания и инструкции неизменно обрекались на неудачу, так как почти сразу начинали «обрастать» многочисленными дополнениями, уточнениями, а нередко - и распо-

ряжениями, которые высшие сановники диктовали цензорам по телефону. Подробнее см.: [5]. Все это усугублялось дефицитом кадров, недостаточным финансированием, отсутствием надлежащих помещений и ростом цен, приводившим к недостатку элементарных канцелярских принадлежностей. В 1917 г. ситуация для цензоров, а затем и контролеров стала лишь хуже, так как к указанным проблемам добавилось общее расстройство государственного механизма. В этих условиях новые «Правила» для контроля над почтовыми отправлениями не могли коренным образом изменить ситуацию. Для повышения эффективности борьбы со шпионажем и распространением секретных сведений у военного контроля по-прежнему не хватало ресурсов и полномочий, что приводило к недовольству одновременно и начальства, и населения, которое по-прежнему видело работу цензуры, напоминавшей о, казалось бы, ушедших в прошлое временах монархии.

Проект «Кратких правил и указаний для военных контролеров при просмотре почтовых отправлений в военном контроле» 1917 г. обнаружен в фонде 13835 (Центральное военное почтово-телеграфное контрольное бюро) Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА). Публикуется впервые и без сокращений. Сохранены стилистические особенности текста, орфография и пунктуация приведены к современным нормам русского языка.

№ 1

НЕ ПОДЛЕЖИТ ОГЛАШЕНИЮ

КРАТКИЕ ПРАВИЛА И УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВОЕННЫХ

КОНТРОЛЕРОВ ПРИ ПРОСМОТРЕ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ В ВОЕННОМ КОНТРОЛЕ

1) ЦЕЛЬ. Военный Контроль почтовых отправлений имеет целью: 1) способствовать обнаружению лиц, занимающихся шпионажем, 2) пресекать оглашение военных тайн, 3) не допускать распространения таких сведений, которые могли бы неблагоприятно повлиять на ход дел на театре военных действий и 4) извлекать из корреспонденции сведения, полезные для обороны Государства.

2) РАБОТА КОНТРОЛЕРОВ. Чрезвычайное по своей важности значение военного контроля требует самого добросовестного и внимательного к себе отношения.

Перед тем, как приступить к работе по контролированию почтовых отправлений, каждый Контролер обязан тщательно изучить положение о контроле, перечень сведений, запрещенных к оглашению, правила контролирования, изложенные ниже, а также руководствоваться могущими быть изменениями и дополнениями после утверждения сих правил.

3) ШТАМП. Каждому контролеру присваивается штамп с надписью и особым номером: «Вскрыто военной цензурой № и П.В.О.» для накладывания на прочитанную и допущенную к отправке корреспонденцию. По окончании работы штамп обязательно должен быть сдан руководителю для хранения в запертом помещении.

4) НАЛОЖЕНИЕ ШТАМПА. После просмотра почтового отправления и его заклейки штамп ставится на свободном месте оболочки отправления, на стороне противоположной адресу, покрыв собою часть заклейки. Нумер штампа должен быть отчетливо виден и находиться на самом конверте; под штампом надлежит проставлять дату просмотра.

5) НАЛОЖЕНИЕ ДВУХ ШТАМПОВ. Если почтовое отправление окажется написанным на языке, непонятном контролеру, то последний пишет чернилами, химическим карандашом, или ставит штамп (П. №) и свой номер (что означает: передал № такой-то) и заклеивает таковое особыми наклейками. После этого отправление передается им руководителю отделения, а в группах -своему заведывающему, который, в свою очередь, отдает его контролеру, владеющему данным языком. Прочитав письмо, этот контролер заделывает его и ставит свой штамп.

6) КОНТРОЛИРОВАНИЕ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ С ИМЕЮЩИМИСЯ КОНТРОЛЬНЫМИ ШТАМПАМИ. Почтовые отправления с имеющимися на них контрольными штампами (Д.Ц. или Д.Ц. и название города или цензурного пункта), как не утвержденными, надлежит считать непроконтролированными и подвергать действию военного контроля на общих основаниях. Равным образом разрешается подвергать вторичному контролированию и

корреспонденцию, имеющую другие контрольные штампы, в случае какого-либо подозрения со стороны контролера.

7) ПИСЬМА, СОДЕРЖАЩИЕ МЕСТА, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОПУСКУ, конфискуются. Если же сведения, содержащиеся в таком письме, представляют некоторый интерес, письмо представляется при меморандуме в Центральное Контрольное Бюро [имеется в виду ЦВПТКБ. - И. Б.].

I. ВСКРЫТИЮ ВОЕННОГО КОНТРОЛЯ НЕ ПОДЛЕЖАТ:

А. ПОЧТОВЫЕ ОТПРАВЛЕНИЯ:

а) идущие на имя или от имени Председателя Совета министров (Министра-Председателя);

б) всех высших начальствующих лиц включительно до начальников дивизии и лиц, пользующихся правами последних, если в адресе должность этих лиц вполне точно обозначена;

в) идущие адресованные (так в тексте. - И. Б.) на имя или от имени Министров, Председателя и Членов Г. Думы, когда обозначено их звание или при условии адресования таковой в Государственную Думу и Начальников Главных Управлений Военного и Морского Министерств. Однако если эти отправления возбуждают какое-либо сомнение, то они подлежат вскрытию, но в этих случаях контролер всякий раз должен прилагать объяснения, какие именно обстоятельства вызвали его подозрения;

г) поступающие на имя Правительственных земских, городских и общественных учреждений и должностных лиц, когда корреспонденция эта следует за установленными для этих учреждений сургучными печатями;

д) исходящие от Правительственных земских, городских и общественных учреждений и должностных лиц, когда эта корреспонденция снабжена присвоенными этим учреждениям и лицам сургучными печатями; ж) (пункт «е» пропущен. - И. Б.) дипломатические и консульские СОЮЗНЫХ государств, как посылаемые, так и получаемые, когда они даже без печатей, и ЧАСТНАЯ корреспонденция, адресованная военным, морским, дипломатическим и консульским представителям СОЮЗНЫХ государств, если указана должность лиц;

з) дипломатические [отправления] НЕЙТРАЛЬНЫХ государств, СНАБЖЕННЫЕ обязательно официальною ПЕЧАТЬЮ

или ГЕРБОМ государства: 1. Входящие от правительства нейтрального государства своему же послу, посланнику или посольству и консулу или консульству в России; 2. исходящие от посла, посланника или посольства нейтрального государства своему же правительству; 3. от посла, посланника или посольства нейтрального государства из-за границы к послу, посланнику или посольству того же государства в Россию и обратно, за исключением послов, посланников и посольств, находящихся в неприятельских странах; 4. консула или консульства нейтрального государства своему же послу, посланнику или посольству в Петроград и обратно. Примечание: 1) Всякая прочая переписка, как отправляемая, так и получаемая НЕЙТРАЛЬНЫМИ дипломатическими и консульскими установлениями и лицами в России, подлежит контролю, хотя бы таковая и следовала за подлежащими казенными печатями. 2) Лица дипломатического и консульского звания указаны в списке, периодически издаваемом под названием: Liste du Corps diplomatique accrédité auprès du Government de Russie [Список дипломатического корпуса, аккредитованного при Правительстве России. - И. Б.].

и) иностранные офицеры, состоящие при Главных Управлениях Военного Министерства, указаны в особом списке, имеющемся у заведующих;

i) адресованные на имя Главного Уполномоченного Центрального Военно-Промышленного комитета, а равно посылаемые им на имя Комитета. При этом отправления, получаемые из Америки (США. - И. Б.), должны быть снабжены особою печатью Главноуполномоченного;

к) получаемые и отправляемые Правлением Добровольного Флота за присвоенною сему учреждению печатью;

л) с сообщениями, пропущенными Штабом Главнокомандующих (так в тексте. - И. Б.) и штабами армий.

Б. ИЗДАНИЯ: отправляемые за границу: а) Правительственные; б) Академий, университетов и других высших правительственных учебных заведений.

II. ПОДЛЕЖАТ ПРОСМОТРУ И НЕМЕДЛЕННОЙ ОТПРАВКЕ БЕЗ ЗАДЕРЖКИ:

а) Переписка наших казенных и торгово-промышленных предприятий и заводов и Военно-промышленных комитетов, работающих на нужды государственной обороны, с их заграничными контрагентами, особенно если она с вложением коносаментов (документов на получение товара, «накладных»).

б) Переписка промышленной экспедиции Бельгийской армии и ее отделения в Сестрорецке.

в) Чертежи всеобщей русской компании Радио-Телеграфа и Центрального Промышленного комитета.

г) Статьи из Англии в Англо-Русское бюро известий для снабжения столичных и провинциальных газет сведениями об Англии.

III. ПОЛНОЙ КОНФИСКАЦИИ С ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ, ПО ПРОСМОТРЕ, КРАТКОЙ ЗАПИСКИ О ПРИЧИНАХ КОНФИСКАЦИИ ПОДЛЕЖАТ:

1) ОТКРЫТЫЕ ПИСЬМА: а) с изображением государей враждебных нам государств, их вождей, их знамен, крестов, национальных лент и цветов и всяких эпизодов военной жизни, надписей и стихов, восхваляющих доблесть этих войск и т.п.; б) с сообщениями НАШИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ за границей, как в открытых, так и в закрытых письмах, о привольном или хотя бы сносном их житье, хорошем содержании, обращении с ними и кормлении, как заведомо лживые и писанные под давлением врагов для совращения и побуждения наших солдат сдаваться в плен.

2) ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ СНИМКИ И ВСЯКОГО РОДА РИСУНКИ из действующей армии с изображением участков позиций и военных действий.

3) ДОКУМЕНТЫ О СТРАХОВКЕ, пересылаемые за границу в страны НЕЙТРАЛЬНЫЕ ИЛИ ВРАЖДЕБНЫЕ, а также в страны союзные, если имеются указания, что они через союзные страны пересылаются в нейтральные или враждебные.

4) Вся переписка частных лиц или банковых учреждений, если окажется, что в ней идет речь о ФИНАНСИРОВАНИИ ПРЕДПРИЯТИЙ, находящихся во временно оккупированной неприятелем нашей местности.

5) Воззвания к русскому народу с призывом к немедленному заключению мира, к неповиновению властям, с требованием выбирать деньги из ссудо-сберегательных касс, не платить податей и т. п.

6) ЧИСТЫЕ ЛИСТЫ БУМАГИ И ВСЕ НЕИСПОЛЬЗОВАННЫЕ СТРАНИЦЫ, пересылаемые адресатам, исключая пересылаемые в письмах из России в действующую армию.

7) ВСЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ, направляемая ВО ВРАЖДЕБНЫЕ СТРАНЫ и получаемая оттуда непосредственно или через нейтральные страны, исключая корреспонденцию военнопленных и военнообязанных, которую, в случае надобности, [следует] отправлять в химический кабинет.

8) Вся внутренняя корреспонденция на НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ, по ее просмотре. ПРИМЕЧАНИЕ. Если в указанных письмах на немецком языке окажутся важные сведения, то письмо представляется, при соответствующем меморандуме, Начальнику Военного Почтового Контроля для направления его в Центральное [Военное Почтово-Телеграфное] Контрольное Бюро.

9) Корреспонденция находящихся в России военнопленных и военнообязанных враждебных нам государств, как между собою, так и с населением России.

10) Почтовое отправление или вложение, в котором места, недозволенные для пропуска, составляют ПОЛОВИНУ ИЛИ БОЛЕЕ ВСЕГО ЕГО СОДЕРЖАНИЯ, а также если отправление после зачеркивания или вырезки недозволенного текста может быть приведено в безобразный вид.

IV. ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ПРИ МЕМОРАНДУМАХ НАЧАЛЬНИКУ ПОЧТОВОГО ВОЕННОГО КОНТРОЛЯ ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ В П[очтовый] Т[елеграфный] К[контроль] БЮРО ПОДЛЕЖИТ КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ:

а) когда СООБЩАЮТСЯ СВЕДЕНИЯ об устройстве, составе, численности, местонахождении и т.п. сухопутных и морских сил, враждебных нам и нейтральных государств, равно как и об их политическом, экономическом, финансовом и моральном положении.

б) когда СООБЩАЮТСЯ ЦЕННЫЕ ВОЕННЫЕ СВЕДЕНИЯ, могущие повредить или принести пользу интересам России или союзных с нами государств.

в) когда почтовые отправления содержат в целом недозволенные к оглашению сведения, предусмотренные как перечнем сведений, запрещенных к оглашению, так равно и распоряжениями по Военному Контролю.

г) когда обнаружены лица, способствующие военнообязанным уклониться от воинской повинности, или уклоняющиеся от нее, или же когда обнаружены чьи-либо преступные отношения к нашей армии и благоприятные неприятельской.

д) когда УСМАТРИВАЮТСЯ СДЕЛКИ по ввозу в Россию товаров из ВРАЖДЕБНЫХ нам стран. Что же касается сделок по вывозу продуктов и товаров, то соответствующие правила имеются у заведующих.

е) когда пересылаются ГАЗЕТНЫЕ СТАТЬИ, ВЫРЕЗКИ ИЗ ГАЗЕТ, РУКОПИСИ И ПИСЬМА из-за границы, освещающие с невыгодной стороны внутреннее состояние нашего государства.

ж) когда корреспонденция вызывает какое-нибудь сомнение по своему содержанию, наружному виду, когда подозревается присутствие тайнописи и вообще когда контролер не уверен в том, что корреспонденция не содержит в себе ничего предусмотрительного (так в тексте. - И. Б.) и что она не может быть свободно пропущена.

з) когда пересылаются письма одного и того же содержания сразу по НЕСКОЛЬКИМ, в особенности по МНОГИМ адресам, т.к. такими способами иногда пользуются для донесений агентского или условного характера или же сообщений в целях германской пропаганды.

и) когда пересылается шифрованная или написанная условным текстом корреспонденция.

1) когда пересылается переписка организации адвентистов в Америке, печать генеральной конференции адвентистов седьмого дня, или переписка ПРОПОВЕДНИКОВ АДВЕНТИЗМА, которые, приводя тексты из Священного Писания, пользуются ими как средством для шпионажа.

V. ЦЕННЫЕ ВЛОЖЕНИЯ В ПРОСТЫХ ПИСЬМАХ.

1) Простые письма с документами или ценными вложениями (деньгами, марками, векселями, чеками и др.) надлежит записывать в имеющуюся особую книгу, подвергая письменное вложение контролированию на общем основании, затем тщательно заделывать письма установленными заклейками и сдавать для отправления по назначению.

2) При обнаружении документов или ценных вложений в корреспонденции, адресованной в оккупированные неприятелем местности России, корреспонденция эта, по записи обнаруженных в ней ценностей в особую книгу и по заделке ее, подлежит передаче в Центральное Военное Почтово-Телеграфное Контрольное Бюро.

VI. КОНТРОЛЕРАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ОБРАЩАТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ:

а) на наличность в корреспонденции четырехугольных штампов отдела просмотра корреспонденции по секретным спискам. Примечание 1-е: На бандерольных отправлениях наличности указанного четырехугольного штампа не требуется, так как отправления эти на просмотр по секретным спискам не поступают. Примечание 2-е: Пакеты, содержащие в себе отдельные письма, должны быть представляемы, по их вскрытии, на просмотр по секретным спискам через Заведывающих;

б) несмотря на предварительную отборку корреспонденции, контролер должен удостовериться, не относится ли настоящее отправление к корреспонденции, не подлежащей вскрытию военным контролем, для чего [следует] обращать внимание на адресование и обратную сторону оболочек и на печати. (См. ст. I настоящих правил);

в) на корреспонденцию, обмениваемую между Россией и нейтральными странами, в особенности Швецией, Голландией, Данией, Швейцарией и Норвегией;

г) на корреспонденцию частных фирм и лиц, направляемую в посольства и миссии нейтральных стран, особенно Швеции, Норвегии, Дании, Швейцарии, Испании и Голландии, так как под видом переписки частного характера разным условным способом могут сообщаться сведения, вредные для государства;

д) на корреспонденцию, содержащую сведения о военных или торговых судах, заказах для морского ведомства и морской торговли, каковую надлежит передавать для просмотра контролеру от морского министерства;

е) на почтовую корреспонденцию, идущую транзитом через Россию из Скандинавских стран, Дании, Голландии и Швейцарии в Китай, Персию и Японию и обратно, равно и транзитную корреспонденцию Америки и Испании, каковая должна быть передаваема НЕ ВСКРЫТОЙ заведывающему для передачи в транзитный отдел контроля;

ж) на входящую международную корреспонденцию ЧАСТНОГО ХАРАКТЕРА НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ, каковая по прочтении и наложении штампа должна быть сдана заведывающему отдельно от другой корреспонденции с соответствующей надписью на пакете. Корреспонденция военнопленных и военнообязанных на немецком языке подлежит просмотру на общем основании;

з) на деловую и торговую корреспонденцию на всех языках, так как немцы, чтобы ввести военный контроль в заблуждение, избегают вести корреспонденцию на немецком языке;

и) чтобы в письмах наших пленных за границей, в которых описываются обстоятельства побега из плена, не оглашались имена лиц, оказывающих помощь нашим воинам, чем чрезвычайно затрудняются дальнейшие попытки их товарищей вырваться из плена и ставятся препятствия деятельности друзей России в указанном направлении;

к) чтобы в адресах корреспонденции, идущей в действующую армию, не уничтожались полные названия войсковых частей, учреждений и заведений (рота, полк, артилл[ерийская] бригада и т.п.), в которых служит адресат, не допуская только указаний места нахождения их и в известных случаях наименования высшего войскового соединения (корпус, армия, фронт), в состав которого входят эти части;

Примечание: Подобные правила контроля адресов в действующую армию указаны в приложении втором к сим правилам;

л) чтобы корреспонденция, адресованная на имя чинов частей русских войск, находящихся во Франции, передавалась по ее просмотре и наложении штампа, через руководителей и заведующих, в отделение выдачи и отправки корреспонденции для отправ-

ления таковой во Францию в особых пакетах с надписью на них: «Secteur postal 189 Francais». Корреспонденцию же на имя личного состава 2-й особой бригады направлять, по ее просмотре, в особых пакетах по адресу: «Secteur postal 501 Armee d'orient par Marseille France»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

м) чтобы в тех случаях, когда на почтовом отправлении из действующей армии имеется оттиск печати войсковой части, управления, учреждения и заведения и тут же почтовый штемпель с указанием места нахождения почтовой конторы, замазывать оттиски печатей частей и названия местности на почтовом штемпеле для того, чтобы нельзя было определить, где часть находится;

н) чтобы в письмах из действующей армии не указывалось название местности, где расположена воинская часть, в которой служит отправитель письма;

о) на наружный вид всякой корреспонденции, как оболочек, так и вложения. На оболочке, кроме адреса, не должно быть никаких пометок, надписей, знаков и т.п. Почтовые марки надлежит отклеивать наполовину, т. к. под ними могут быть сообщения. Надлежит тщательно осматривать внутреннюю сторону оболочки, уничтожая внутреннюю подкладку конвертов. На открытых письмах надо убедиться, не склеены ли два листа вместе и нет ли там секретного сообщения или вложения;

п) НА ТАИНОПИСЬ. Для маскировки тайнописи текст письма пишется самого безобидного и в большинстве случаев шаблонного содержания. В случае малейшего подозрения контролер обязан корреспонденцию, равно как и всякое другое почтовое отправление, направлять при меморандуме через заведующего Начальника Почтового Военного Контроля для проявления тайнописи в химическом кабинете;

Примечание: Иногда тайнопись удается обнаружить простым глазом. Для этого следует предмет поднять на высоту глаза горизонтально так, чтобы он был вполне освещен, тогда станет ясно, что на предмете находятся начертания слов. Нередко тайнопись может быть проявлена путем подогревания и проглаживания утюгом, если надпись сделана лимонным соком, а также путем погружения и смачивания письма водою. Однако в последнее время, особенно в письмах военнопленных венгров, появилась тайнопись, написанная особым составом, которая проявляется только

при погружении в холодный раствор иода. На письмах в этом случае обыкновенно имеются надписи <аЬ1а炙, что по-венгерски значит «иод». Следует в случае обнаружения или проявления хотя бы нескольких букв, дальнейшего проявления не производить, а передавать почтовое отправление при меморандуме заведывающему;

Задерживаемые письма не следует прикалывать булавками к сопроводительным бумагам или меморандумам, но прикладывать или прикреплять их зажимками для того, чтобы не оставлять следов прокола на письме и на конверте. Если марки на почтовом отправлении окажутся сорванными или конверт окажется в испорченном виде, то надлежит, не вскрывая письма, предъявить его через руководителя заведывающему для составления акта.

VII. ВОЕННЫМ КОНТРОЛЕРАМ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

а) Накладывать штамп на свою личную корреспонденцию или на корреспонденцию своих родственников или знакомых;

б) Делать какие-либо пометки, надписи и подчеркивания и приписки как в самой корреспонденции, так и на оболочках конвертов (кроме установленного штампа о просмотре и передаче).

в) Проставлять контрольные штампы на незаполненных текстом ответных бланках открытых писем.

г) Заклеивать те письма, которые не подлежали вскрытию, но были вскрыты контролером по ошибке. В этих случаях надлежит немедленно сообщать об ошибке заведывающему группой и передать ему вскрытое письмо.

д) Заделывать бандерольные отправления, подаваемые открытыми и заделке не подлежащие.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРАВИЛА КОНТРОЛИРОВАНИЯ АДРЕСОВ В ДЕЙСТВУЮЩУЮ АРМИЮ

1) МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ ВОЙСКОВЫХ ЧАСТЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАЧЕРКИВАЕТСЯ.

Исключения: а) местонахождение управлений, учреждений и заведений, расположенных НЕ НА ФРОНТЕ, а на театре военных действий, необходимо оставлять, если не указано их название в

самом адресе, напр[имер]: 1) гор[од] Петроград. Начальнику Центрального Военного Почтово-Телеграфного Контрольного Бюро; 2) гор[од] Петроград. Окружному Интенданту Петроградского Военного Округа. В первом случае, если зачеркнуть город, то письмо дойдет по назначению с большим опозданием, обойдя все большие города, или же совсем не дойдет; во втором случае город можно зачеркнуть без всякого ущерба.

б) На письмах, адресованных лицам, служащим в управлениях, учреждениях и заведениях Красного Креста, в городских и земских союзах, а также и самим вышеупомянутым учреждениям, ничего зачеркивать нельзя, а сохранение полностью адреса не может служить указанием о месте нахождения воинской части, так как эти организации ничего общего с ними не имеют.

в) Название города не вычеркивается при адресовании писем: а) в Главные почтовые полевые конторы; б) в крепостные полки и в) в военно-учебные заведения (военные училища, школы прапорщиков, кадетские корпуса и т.д.).

2) НАЗВАНИЕ ФРОНТОВ нужно зачеркивать на всех письмах, кроме адресованных: Главнокомандующим, чинам их Штабов, Управлений, учреждений, заведений и мелким воинским частям, приданным данному фронту. Пример: Штаб Западного фронта, писарская команда. Штаб Юго-Западного фронта, нестроевая рота. Штаб Северного фронта, команда телефонистов. Тяжелый дивизион № 1 Северного фронта.

3) НАЗВАНИЕ НОМЕРА И АРМИИ зачеркивать на всех письмах, кроме адресованных: Командующим Армиями, чинам их Штабов, управлений, учреждений, заведений и мелким воинским частям, приданным данной армии. Пример: Штаб 2 Армии, команда службы Связи. Военному Следователю соединенного Суда 5 Армии.

4) НАЗВАНИЕ И НОМЕРА КОРПУСОВ зачеркивать на всех письмах, кроме адресованных: Командирам Корпуса, чинам их Штабов, управлений, учреждений, заведений и мелким воинским частям, приданным данному корпусу. Пример: 3 Армейский корпус, Заведывающему гуртом порционного скота.

5) НОМЕРА ДИВИЗИЙ зачеркивать на всех письмах, кроме адресованных: Начальникам дивизий, чинам их Штабов, управлений, учреждений, заведений и мелким воинским частям, придан-

ным дивизиям, и на письмах командирам отдельных бригад. Пример: 1-й Лазарет 12 пехотной дивизии. Командиру 7 пехотной дивизии.

6) НАЗВАНИЕ И НОМЕР ОТДЕЛЬНЫЕ И ОСОБЫ1Х БРИГАД зачеркивать на всех письмах, кроме адресованных: командирам этих бригад, чинам их штабов, управлений, учреждений и мелким воинским частям, приданным этим бригадам. Пример: Делопроизводителю Польской стрелковой бригады. Саперная рота 18 Ополченской бригады.

ВСЕ, ЗАЧЕРКИВАЕМОЕ В ПРЕДЫДУЩЕЙ КАТЕГОРИИ, НУЖНО ЗАЧЕРКИВАТЬ И В ПОСЛЕДУЮЩЕЙ, например, на письмах, адресованных в категорию 5-ю: Начальнику 5 пехотной дивизии, надо зачеркнуть: фронт, Армию и корпус, т.е. то, что зачеркивается в 2, 3 и 4 категориях.

НОМЕРА ОТДЕЛЬНЫЕ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ, А ТАКЖЕ И НАЗВАНИЯ ИХ И РОД ОРУЖИЯ, НИКОИМ ОБРАЗОМ ВЫЧЕРКИВАНИЮ НЕ ПОДЛЕЖАТ. Вообще на письмах, адресованных в полки, отдельные батальоны, роты, команды, артиллерийские бригады, дивизионы, парки и батарей, отдельные эскадроны, сотни и команды, должны в адресе обязательно оставаться: НОМЕР, НАЗВАНИЕ И РОД ОРУЖИЯ, и в адресе на письмах в эти части нельзя зачеркивать ничего ниже дивизии, а также и слова: Сибирский, Туркестанский, Пластунский, Стрелковый, Запасный, Ополченский, Особый, Отдельный, Тяжелый, Легкий, Местный, Подвижной, Ездящий и т.п.

Примечание. На письмах в действующий флот нельзя зачеркивать название: Балтийский, Черноморский, Владивостокский и т. д .

ОТДЕЛЬНЫМИ ВОИНСКИМИ ЧАСТЯМИ СЧИТАЮТСЯ:

1) для пехоты - полки, запасные и этапные батальоны и дружины;

2) для конницы - полки и отдельные Кавказские сотни;

3) для артиллерии: полевой - бригады и дивизионы; осадной и крепостной - полки;

4) для инженерных войск - саперные, понтонные и железнодорожные батальоны, отдельные искровые, военно-телеграфные, саперные роты, воздухоплавательные и автомобильные роты.

ПРИ ВСЕХ ОТДЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ НОМЕРА И НАЗВАНИЯ ФРОНТА, АРМИИ, КОРПУСА И ДИВИЗИИ ЗАЧЕРКИВАЮТСЯ, за исключением случаев:

А) адресования писем:

1) для рабочих команд, рот и т.д. (№ Армии не вычеркивается).

2) для отдельных телеграфных рот (кроме фронта ничего не вычеркивается).

3) для Автомобильных радиостанций (№ корпуса не вычеркиваются).

4) для воздухоплавательных радиостанций (№ корпуса не вычеркиваются).

Б) Название фронта не вычеркивается при адресовании писем в:

1) Бригады и дивизионы тяжелой артиллерии.

2) Железнодорожные парки.

3) Парковые полевые железнодорожные парки.

4) Передовые инженерные склады.

5) Санитарные госпитали (ничего не вычеркивается).

6) Тыловые воздухоплавательные парки.

7) Полевые радиостанции.

8) Штабы фронта.

ПРИ АДРЕСОВАНИИ ПИСЕМ ВО ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ВОЙСКОВЫЕ ЧАСТИ ПОДЛЕЖАТ УКАЗАНИЮ ТОЛЬКО НАЗВАНИЯ ИХ И РОД ОРУЖИЯ. К числу последних также относятся: Артиллерийские бригады, Автомобильные части, автопулеметные взводы, Авиационные школы, части-роты, дивизионы, отряды, Воздухоплавательные части, экипажи воздухоплавательных кораблей, полевые воздухоплавательные роты, наблюдательные станции, Этапные войска, Эксплуатационные батальоны, Железнодорожные войска, начиная с бригад до рот, Инженерные войска, Искровая рота (станция не вычеркивается), Искровая вьючная станция, Крепостные роты, Конно-искровые роты (станции и отделение не вычеркивается), Минные части, Мотоциклетные отделения и команды, Морские части, Осадные инженерные парки, Отдельные саперные роты, Понтонные батальоны и роты, Полевые инженерные парки, Радиотелеграфные мастерские-поезда,

Строительные отряды Всероссийского Союза, передовые инженерные строительные дружины, Самокатные роты.

Вообще, необходимо, чтобы адреса читались не машинально, а очень внимательно, не зачеркивая сведений, не могущих составлять тайну, но необходимых для доставления письма по адресу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 31

Штамп образца 8, проставленный на адресной стороне конверта и не сопровождаемый штампом «вскрыто военной цензурой» обозначает, что письмо должно быть передано на просмотр в военную цензуру.

Штамп образца 8, проставленный на чистой (не адресной) стороне конверта обозначает, что письмо должно быть отправлено по назначению без наложения штампа «вскрыто военной цензурой», т.е. без предъявления в военную цензуру; проставляется на корреспонденции, не подлежащей действию военной цензуры.

Штамп образца 44, проставленный на корреспонденции, обмениваемой с Францией и Англией (и с метрополиями), обозначает, что письмо должно быть отправлено по назначению без наложения штампа «вскрыто военной цензурой».

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ МЕМОРАНДУМОВ

Военный Контролер, придя к решению о необходимости задержать почтовое отправление, передает таковое со своим меморандумом за личной подписью руководителю отделения; если последний находит задержание правильным, то делает о том отметку на меморандуме за своей подписью и возвращает контролеру для полного перевода в меморандуме места из письма, вызвавшего подозрение; все почтовые отправления задерживаемые по формальным причинам, должны сопровождаться меморандумами и по содержанию.

Меморандумы должны писаться на четвертях листа, по прилагаемой при сем форме, ясно и возможно подробно, с указанием:

1 Сбита нумерация приложений.

141

А) места отправления и отправителя, если он может быть установлен; Б) места назначения и адресата; В) если письмо заказное -номера его; Г) причины задержания; Д) фамилии, номера штампа, наименование группы и отделения, составлявшего меморандум, и Е) фамилий руководителя и заведывающего, просматривавших меморандум.

Меморандумы должны писаться в двух экземплярах (допускается писать химическим карандашом с прокладкой синей копировальной бумаги): один экземпляр представляется с письмом Начальнику Почтового Контроля для направления в Центральное Военное Почтово-телеграфное Контрольное Бюро, другой остается у заведывающего группой и подшивается в особое заведенное для сего дело.

На заведывающих возлагается обязанность тщательного просмотра меморандумов до их отправления и наблюдение за соблюдением требуемых для его составления условий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

МЕМОРАНДУМ

« »............ 191 г.

Военного Контролера...................штамп №.....

Отдела контроля....................« »гр[уппа] « » отд[ел]

Корреспонденция: из......................

от......................

Адресованное на имя..........................

куда.......................

Сообщение:

[Подп.] Подполковник Елагин

РГВИА.Ф. 13836. Оп. 1. Д. 709. Л. 1-8. Подлинник. Машинопись.

Список литературы

1. Архив новейшей истории России. Серия «Публикации». Т. VII. Журналы заседаний Временного правительства: Март-октябрь 1917 года. В 4-х т. Том 1. Март-апрель 1917 года. - Москва : РОССПЭН, 2001. - 448 с.

2. Архив новейшей истории России. Серия «Публикации». Т. VII. Журналы заседаний Временного правительства: Март-октябрь 1917 года. В 4-х т. Том 3. Июль-август 1917 года. - Москва : РОССПЭН, 2004. - 416 с.

3. Батулин П.В. Перечни военной цензуры 1912-1923 гг. // Ленинградский юридический журнал. - 2012. - № 4. - С. 152-165.

4. Батулин, П.В. Проблемы реорганизации военной цензуры в период Временного правительства // История книги и цензуры в России. Четвертые Блюмов-ские чтения. - Нижний Новгород, 2018. - С. 146-175.

5. Богомолов И.К. Государственная дума и цензурная политика в годы Первой мировой войны // Российская история. - 2022. - № 4. - С. 96-117.

6. Патрушева Н.Г. Цензурное ведомство в государственной системе Российской империи во второй половине XIX - начале ХХ в. - Санкт-Петербург : Северная звезда, 2013. - 620 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.