Научная статья на тему 'НАКАНУНЕ ВОЙНЫ: ПРОЕКТ «ПОЛОЖЕНИЯ О ВОЕННОЙ ЦЕНЗУРЕ» 1912 Г'

НАКАНУНЕ ВОЙНЫ: ПРОЕКТ «ПОЛОЖЕНИЯ О ВОЕННОЙ ЦЕНЗУРЕ» 1912 Г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
70
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ЦЕНЗУРА / ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЕННОЙ ЦЕНЗУРЕ / ГЛАВНАЯ ВОЕННО-ЦЕНЗУРНАЯ КОМИССИЯ / Я.Г. ЖИЛИНСКИЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Богомолов Игорь Константинович

В статье впервые публикуется проект «Положения о военной цензуре», подготовленный в 1912 г. специальной межведомственной комиссией. По сравнению с проектом 1910 г. этот вариант претерпел существенные содержательные и стилистические изменения, однако его основа была сохранена. Прежде всего, сохранялось введение военной цензуры на всей территории Российской империи, без разделения на «полную» и «частичную», как в окончательном варианте 1914 г. Сохранился и основной посыл, что военная цензура должна касаться только военных вопросов и не вмешиваться в общественно-политические дискуссии. Однако и «Временное положение о военной цензуре» 1914 г., и практика войны с первого дня разрушили эти границы между «военными» и «невоенными» вопросами. В этом смысле проект 1912 г. стал промежуточным этапом на пути к наделению военной цензуры исключительными правами, плохо регулируемыми законом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE EVE OF THE WAR: DRAFT «REGULATIONS ON MILITARY CENSORSHIP», 1912

The article publishes for the first time the draft «Regulations on military censorship», prepared in 1912 by a special interdepartmental commission. Compared to the draft of 1910, this version has undergone significant content and stylistic changes, but its basis has remained the same. First of all, the introduction of military censorship was supposed throughout the entire territory of the Russian Empire, without division into «full» and «partial», as in the final version of 1914. Military censorship, according to the project, was supposed to apply only to military topics and not interfere in public and political discussions. However, both the «Temporary Regulations on Military Censorship» of 1914 and the practice of war from the first day destroyed these boundaries between «military» and «non-military» topics. In this sense, the 1912 draft became an intermediate stage on the way to granting the military censorship exclusive rights that were poorly regulated by law.

Текст научной работы на тему «НАКАНУНЕ ВОЙНЫ: ПРОЕКТ «ПОЛОЖЕНИЯ О ВОЕННОЙ ЦЕНЗУРЕ» 1912 Г»

УДК 94(100) 1914/1

БОГОМОЛОВ И.К.* НАКАНУНЕ ВОЙНЫ: ПРОЕКТ «ПОЛОЖЕНИЯ О ВОЕННОЙ ЦЕНЗУРЕ» 1912 г. DOI: 10.31249/rhist/2022.04.03

Аннотация. В статье впервые публикуется проект «Положения о военной цензуре», подготовленный в 1912 г. специальной межведомственной комиссией. По сравнению с проектом 1910 г. этот вариант претерпел существенные содержательные и стилистические изменения, однако его основа была сохранена. Прежде всего, сохранялось введение военной цензуры на всей территории Российской империи, без разделения на «полную» и «частичную», как в окончательном варианте 1914 г. Сохранился и основной посыл, что военная цензура должна касаться только военных вопросов и не вмешиваться в общественно-политические дискуссии. Однако и «Временное положение о военной цензуре» 1914 г., и практика войны с первого дня разрушили эти границы между «военными» и «невоенными» вопросами. В этом смысле проект 1912 г. стал промежуточным этапом на пути к наделению военной цензуры исключительными правами, плохо регулируемыми законом.

Ключевые слова: военная цензура; Временное положение о военной цензуре; Главная военно-цензурная комиссия; Я.Г. Жи-линский, Государственная дума.

BOGOMOLOV I.K. On the eve of the war: draft «Regulations on military censorship», 1912.

* Богомолов Игорь Константинович - кандидат исторических наук, заведующий отделом истории Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН). E-mail: bogomolov@inion.ru

Abstract. The article publishes for the first time the draft «Regulations on military censorship», prepared in 1912 by a special interdepartmental commission. Compared to the draft of 1910, this version has undergone significant content and stylistic changes, but its basis has remained the same. First of all, the introduction of military censorship was supposed throughout the entire territory of the Russian Empire, without division into «full» and «partial», as in the final version of 1914. Military censorship, according to the project, was supposed to apply only to military topics and not interfere in public and political discussions. However, both the «Temporary Regulations on Military Censorship» of 1914 and the practice of war from the first day destroyed these boundaries between «military» and «non-military» topics. In this sense, the 1912 draft became an intermediate stage on the way to granting the military censorship exclusive rights that were poorly regulated by law.

Keywords: military censorship; Temporary regulation on military censorship; Main Military Censorship Commission; Ya.G. Zhilinsky, State Duma.

Для цитирования: Богомолов И.К. Накануне войны: проект «Положения о военной цензуре» 1912 г. (Статья) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5: История. -2022. - № 4. - С. 49-64. DOI: 10.31249/rhist/2022.04.03

Подготовив первый вариант «Положения о военной цензуре» в 1910 г.1, комиссия по его разработке продолжила деятельность и в течение 1912 г. вносила в проект многочисленные содержательные и стилистические правки. Основное внимание было уделено определению порядка работы военно-цензурных комиссий в военное время, их комплектованию и отношениям с военными и гражданскими властями. Так, в новом варианте по-прежнему предполагалось введение военной цензуры на всей территории империи, а районы ее действия определялись Советом министров и подтверждались высочайшим повелением. Военная цензура могла быть отменена Советом министров по представлению военного

1 См. подробнее: Богомолов И.К. Временное положение о военной цензуре : проект 1910 г. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5: История. - 2022. - № 3. - С. 7-24.

министра (в прошлой версии - по приведении армии в мирное состояние, в окончательном варианте это положение вернули).

Заметным изменением стало изъятие упоминания о том, что военной цензурой ограничивается свобода печати, свобода и неприкосновенность частной переписки и свобода слова. Вероятно, комиссия пришла к выводу, что сам факт введения военной цензуры означал ограничение прав и свобод и упоминать о них еще раз излишне. Сохранялось освобождение от цензуры личной переписки представителей императорской фамилии, верховного главнокомандующего, но убрано уточнение для командующих армиями. Исключение делалось и для работников иностранных дипломатических служб, а также служебной переписки военных и гражданских ведомств (в последнем случае уточнялось, что речь шла только о корреспонденции в «казенных» пакетах).

Важное дополнение сделано в ст. 8, определявшей виды печатной продукции. Цензуре подлежали не только газеты и журналы, но также «всякого рода иллюстрации, карикатуры, рисунки, лубочные картины и пр.». В окончательном варианте 1914 г. также добавлены фотографии. Цензуре отныне подлежали все брошюры, а не только те, что были больше 10 печатных листов.

Положение Главной военно-цензурной комиссии оставалось двойственным. Хотя она должна была следить за деятельностью местных военно-цензурных комиссий и военных цензоров, направлять и объединять их работу, ее фактическая власть распространялась только на районы вне театра военных действий. На фронте же, согласно ст. 13, цензурой ведали «военно-цензурные отделения при штабе главнокомандующего, штабах армий, штабе флота и штабах военных округов театра военных действий». Согласно ст. 14, сохранялось и двойное подчинение местных военно-цензурных комиссий: в «общем порядке службы» - главному начальнику военного округа, а в «специальном отношении» -председателю Главной военно-цензурной комиссии. Вероятно, имелось в виду, что военные цензоры на местах подчинялись начальнику военного округа, а инструкции следовало получать в Главной комиссии. Чтобы избежать путаницы, в варианте 1914 г. это разделение было убрано.

Особенностью проекта 1912 г. является подробное и достаточно откровенное описание предполагаемого кадрового состава

военной цензуры. В ст. 21 прямо отмечалось, что эти обязанности «должны быть по возможности совмещаемы с обязанностями по другой должности», а в военное время освобождающиеся должности по военной цензуре «преимущественно замещаются ранеными, больными и временно неспособными к походу офицерскими и классными чинами». В ст. 22 также говорилось, что обязанности по военной цензуре «могут быть возлагаемы на лиц гражданской администрации, в особенности состоявших ранее на военной службе, но не подлежащих призыву при мобилизации». Составители понимали, что основная часть офицеров будет мобилизована и замещение цензорских должностей будет происходить по остаточному принципу, и поэтому они пытались прописать варианты назначения цензоров, в том числе давая работу раненым и больным офицерам. В проекте 1914 г. этих рекомендаций нет, но на практике именно этим руководствовались начальники военных округов, так как зачастую не имели других кандидатур в условиях призыва на фронт кадрового офицерства.

В проекте 1912 г. цензура почтовой корреспонденции осталась в прежнем виде, хотя описание ее значительно упрощено. Так как, в отличие от окончательного варианта 1914 г., предполагалось введение военной цензуры на всей территории империи, то просмотру подлежали все письма, телеграммы, посылки, бандероли; все упоминавшиеся ранее исключения были отменены. Если в проекте 1910 г. (и в установившейся практике в годы войны) допускалось отправлять телеграммы и письма при условии удаления и затушевывания мест с запрещенными сведениями, то ст. 28 проекта 1912 г. предписывала задерживать даже те телеграммы, где есть только «недопустимые с точки зрения военной цензуры слова и фразы». Отметим оборот «с точки зрения», потенциально дававший цензорам право вычеркивать фактически все, что они считали нужным и не допускать телеграмму к отправке. Порядок цензуры писем остался прежним, если не считать удаление в проекте 1912 г. весьма любопытного указания, чем военный цензор может руководствоваться при отборе на просмотр внутренней корреспонденции, к примеру - выбирать 5 или 10 писем из 100.

Впервые был отдельно прописан порядок цензуры речей и докладов. Не позже чем за два дня предполагалось предоставление конспектов докладов в цензуру. В отличие от проекта 1910 г. на

докладах предполагалось присутствие не цензоров, а чинов полиции, которые должны были контролировать ход собрания и следить за тем, чтобы речь оратора совпадала с конспектом. От цензуры освобождались речи, «произносимые публично во исполнение долга службы или обязанностей звания». Эта размытая формулировка в дальнейшем была сохранена и использовалась членами Думы в их борьбе за освобождение стенограмм своих речей от цензуры\ Еще одна особенность проекта 1912 г., удаленная в окончательном варианте - наблюдение «за появляющимися в иностранной печати сведениями военного характера возлагается на военных агентов».

Самым значимым отличием проекта 1912 г. от введенного два года спустя «Временного положения о военной цензуре» является состав военно-цензурных комиссий: в них не включались представители установлений по надзору над печатью и вообще чины МВД, военными цензорами могли быть только офицеры. При этом ст. 20 проекта 1912 г. допускала возложение цензорских обязанностей на гражданские чины, предполагалось и совмещение службы в цензуре с основным местом работы. Во «Временном положении» это противоречие было убрано, более того - служащие комитетов по делам печати и инспекций по надзору за печатью, почтовые чиновники играли важнейшую роль в просмотре газет, журналов, телеграмм, писем и посылок. Вследствие постоянной мобилизации доля военных чинов в цензуре постепенно уменьшалась, а гражданских лиц - увеличивалась. Это вызвало острую критику в Думе, видевшей в военной цензуре наследницу худших традиций цензуры «старого порядка». Однако накануне мировой войны острая кадровая проблема виделась составителям «Положения о военной цензуре» вполне решаемой.

Разделы о наказаниях подверглись только стилистическим правкам, составители уменьшили количество статей и подобрали более емкие и четкие фразы. Гораздо большее внимание привлекала проблема быстрого введения военной цензуры с началом войны. 17 декабря 1912 г. начальник Генерального штаба Я.Г. Жилинский сообщил начальнику канцелярии военного ведомства Н.А. Дани-

1 Государственная дума. Стенографические отчеты. Созыв IV. Сессия V. -Петроград, 1916. - Стб. 136-140.

лову о завершении разработки положения о военной цензуре, по которому военную цензуру «предложено ввести одновременно с объявлением мобилизации армии, а в случае необходимости - и в предмобилизационный период, причем действие ее конечно необходимо распространить не только на театр военных действий, но и на всю империю». Так как документ «в некоторых статьях предусматривает ограничение свободы слова и печати и нарушение права собственности», Жилинский считал необходимым внесение изменений в законодательство, чтобы с объявлением войны не возникло правовой коллизии. Однако, продолжал он, эти изменения могут быть проведены лишь «в общем законодательном порядке, что неминуемо отсрочит осуществление этого мероприятия на весьма продолжительное время. Между тем настоящая политическая обстановка настоятельно требует скорейшего утверждения положения о военной цензуре с тем, чтобы таковая могла быть применена своевременно в предмобилизационный период»1. За несколько дней до начала войны выход был найден: «Временное положение о военной цензуре» было проведено по ст. 87 Основных государственных законов и одобрено Николаем II 20 июля 1914 г. Это позволило быстро узаконить военную цензуру на всей территории империи. В дальнейшем, однако, продление «Временного положения» зависело в том числе и от Думы, которая вплоть до Февральской революции безуспешно пыталась усовершенствовать военную цензуру и ограничить сферу ее ответственности только военными вопросами.

Проект «Положения о военной цензуре» 1912 г. обнаружен в фонде 2000 (Главное управление Генерального штаба) Российского государственного исторического архива (РГВИА), публикуется впервые и без сокращений. Включен только текст «Положения», без приложений, представляющих собой таблицы с описанием штата Главной и местных военно-цензурных комиссий. Сохранены стилистические особенности текста, орфография и пунктуация приведены к современным нормам русского языка.

1 РГВИА.Ф. 2000. Оп. 1. Д. 129. Л. 111.

53

ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЕННОЙ ЦЕНЗУРЕ Общие положения

1. Военная цензура устанавливается с целью не допускать к оглашению путем печати, почтово-телеграфных сообщений и публичных речей и докладов сведений, могущих нанести ущерб военным интересам государства.

2. Перечень сведений, оглашение коих может нанести ущерб военным интересам государства, составляется в Главном управлении Генерального штаба и опубликовывается одновременно с введением военной цензуры. Этот перечень может быть дополнен или изменен во время действия военной цензуры распоряжением военного министра или главнокомандующего (на театре военных действий). Всякое дополнение перечня должно быть также распубликовано. Означенный перечень служит для руководства органам военной цензуры, а также своевременного оповещения заинтересованных лиц о том, оглашение каких сведений воспрещается на основании положения о военной цензуре.

3. Военная цензура вводится в действие одновременно с объявлением мобилизации или в предвидении таковой в случае политических осложнений; в последнем случае время введения военной цензуры, срок, на который она вводится, и определение района, на который распространяется действие военной цензуры, устанавливается высочайше утвержденным постановлением Совета министров, по представлению военного министра.

4. В предвидении мобилизации военная цензура, в случае ее введения, распространяется на всю территорию империи или отдельные ее области. В военное время военная цензура распространяется на всю территорию империи, а равно и на занятую территорию противника.

5. Действию военной цензуры не подлежат: 1) личная переписка особ императорской фамилии, 2) личная переписка главнокомандующего, 3) вся служебная переписка всех правительственных учреждений и должностных лиц, если таковая отправляется в казенных пакетах, и 4) официальная переписка дипломатических представителей иностранных государств.

Примечание: Переписка дипломатических представителей иностранных государств не подлежит военной цензуре лишь в

случае доставления таковой переписки в почтово-телеграфные учреждения империи в запечатанных дипломатической печатью пакетах и лицами, принадлежащими к составу посольства, при разносных книгах, снабженных печатью посольства.

6. Действие военной цензуры прекращается с приведением армии в мирное положение или по истечении срока, на который она была введена. Точные сроки прекращения действия военной цензуры в первом случае устанавливаются на театре военных действий - властью главнокомандующего, а на остальной территории империи - положением Совета министров, по представлению военного министра.

О военной цензуре вообще

7. Введение военной цензуры не освобождает подлежащие учреждения и власти от наблюдения за печатью.

8. В период действия военной цензуры ни одно периодическое издание не может быть выпущено из печати без разрешения военного цензора. Примечание: Предварительной военной цензуре подлежат также всякого рода иллюстрации, карикатуры, рисунки, лубочные картины и пр.

9. В период действия военной цензуры воспрещается печатание брошюр без разрешения военного цензора.

10. В период действия военной цензуры частная переписка, как на театре военных действий, так и во внутренних областях империи и на занятой неприятельской территории, может подлежать в необходимых случаях, по распоряжению командующих армиями и главных начальников военных округов, просмотру особо уполномоченными на это лицами и порядком, в настоящем Положении указанном. Примечание: Таковому же просмотру могут подлежать такие бандероли, посылки и все иные почтовые отправления.

11. В период действия военной цензуры вся телеграфная переписка, как на театре военных действий, так равно направляемая из последнего во внутренние области империи или за границу и обратно, подлежит просмотру особо назначенными для сего лицами в порядке, предусмотренном настоящим Положением; такому же просмотру могут подлежать в необходимых случаях также телеграммы, направляемые из империи за границу и обратно, и

внутри империи, по распоряжению главных начальников военных округов.

12. В период действия военной цензуры воспрещается публичное произнесение речей, заключающих в себе какие-либо сведения, оглашение коих может нанести ущерб военным интересам государства и перечисленных в перечне, согласно ст. 2 сего Положения.

Лица и учреждения, ведающие военную цензуру; порядок применения военной цензуры

13. Делами военной цензуры ведают: а) во внутренних областях империи - главная военно-цензурная комиссия, местные военно-цензурные комиссии и военные цензоры, б) на театре военных действий - военно-цензурные отделения при штабе главнокомандующего, штабах армий, штабе флота и штабах военных округов театра военных действий.

14. Главная военно-цензурная комиссия учреждается в городе С.-Петербурге, согласно штата, приведенного в приложении № 1. Главная военно-цензурная комиссия следит за деятельностью местных военно-цензурных комиссий и военных цензоров, направляет и объединяет их работу.

15. Главная военно-цензурная комиссия непосредственно подчиняется начальнику Генерального штаба. В отношении же требования, причитающегося комиссии от казны довольствия, она состоит при Главном управлении Генерального штаба.

16. Местные военно-цензурные комиссии учреждаются в пунктах расположения окружных штабов (вне театра военных действий), согласно штата, приведенного в приложении № 2. Примечание: по усмотрению главного начальника военного округа, местные военно-цензурные комиссии могут быть учреждаемы также и вне пункта квартирования штаба округа.

17. Местные военно-цензурные комиссии подчиняются: в общем порядке службы - главному начальнику военного округа, а в специальном отношении - председателю Главной военно-цензурной комиссии. Требование причитающегося комиссии от казны довольствия возлагается распоряжением главного начальника во-

енного округа на ближайшее из подчиненных ему учреждений или войсковых частей.

18. Должности военных цензоров учреждаются главным начальником военного округа в пунктах или учреждениях, где таковая должность признана будет необходимой. Штат приведен в приложении № 3.

19. Военно-цензурные отделения подчиняются: при штабе главнокомандующего - генерал-квартирмейстеру при главнокомандующем, при штабах армий - генерал-квартирмейстерам штабов армий, при штабе флота - начальнику штаба, при штабах военных округов театра военных действий - начальникам штабов. Штаты этих отделений указаны в приложении № 4.

20. Лица, предназначенные для замещения должностей по военной цензуре, избираются главными начальниками военных округов до введения в действие военной цензуры. При введении военной цензуры лица эти немедленно вступают в исполнение своих обязанностей и назначаются затем на должности высочайшим приказом. Примечания: 1) Председатель Главной военно-цензурной комиссии избирается начальником Генерального штаба с доклада о сем военному министру. 2) Списки предназначенных лиц с точным обозначением должностей, на которые они предназначены, ведутся окружными штабами.

21. Обязанности по военной цензуре должны быть по возможности совмещаемы с обязанностями по другой должности; в военное время освобождающиеся должности по военной цензуре преимущественно замещаются ранеными, больными и временно неспособными к походу офицерскими и классными чинами. Примечание: В случае совмещения в одном лице обязанностей по прямой должности с обязанностями по военной цензуре, лицо это получает все содержание по прямой должности и столовые деньги, соответствующие должности по военной цензуре.

22. По усмотрению главного начальника военного округа обязанности по военной цензуре могут быть возлагаемы на лиц гражданской администрации, в особенности состоявших ранее на военной службе, но не подлежащих призыву при мобилизации. Эти лица назначаются на основаниях, указанных в примечании к ст. 21 сего Положения. В этом случае предварительно предназначения лица на должность по военной цензуре необходимо согла-

шение главного начальника военного округа с местной гражданской администрацией.

23. Военные цензора подчиняются: в общем порядке службы своему прямому начальнику, а в специальном отношении - председателю Главной военно-цензурной комиссии. Требование причитающегося военному цензору от казны довольствия возлагается распоряжением главного начальника военного округа на ближайшую воинскую часть или учреждение. Примечание: В случаях, указанных статьями 21 и 22 сего Положения, столовые деньги за исполнение военно-цензурных обязанностей требуются лицу, несущему эти обязанности, тем учреждением, на обязанности коего лежит удовлетворение этого лица денежным от казны довольствием по постоянной его должности.

24. На военно-цензурные комиссии, военно-цензурные отделения и военных цензоров возлагается обязанность подвергать цензуре:

1) Органы периодической печати и брошюры, издающиеся в типографиях, кои будут приписаны к означенным - комиссии, отделению или цензору.

2) Простые, казенные, страховые и ценные письма, простые и заказные бандероли, посылки и т.п. почтовые отправления.

3) Частные телеграммы.

4) Тексты или подробные конспекты публичных речей и докладов.

Примечание: Представители военный цензуры должны по возможности присутствовать при чтении таковых докладов и речей. Органы военной цензуры должны, при цензурировании периодической печати, брошюр и текстов или конспектов речей и докладов, налагать на таковые особые знаки.

25. Военно-цензурное отделение при штабе главнокомандующего обязано:

1) Просматривать все без исключения телеграммы, письма и прочие почтовые отправления допущенных на театр военных действий иностранных офицеров, военных корреспондентов и фотографов.

2) Просматривать все статьи, заметки, корреспонденции, иллюстрации, снимки и их материал, предназначенный военными корреспондентами и фотографами, а также иностранными офице-

рами, для печати. Примечание: Права и обязанности начальника военно-цензурного отделения при штабе главнокомандующего по отношению к иностранным офицерам и военным корреспондентам и фотографам подробно определены положением о военных корреспондентах.

26. Неразрешенные военною цензурою статьи и заметки безусловно не подлежат напечатанию.

27. Цензура телеграмм в случаях, когда таковые устанавливаются согласно ст. 2, производится или просмотром их цензором в телеграфном учреждении перед отправлением, или же телеграммы передаются телеграфным учреждением в определенные сроки военному цензору при краткой ведомости, в коей соответственно расписываются в приеме телеграмм военный цензор, а при обратной передаче просмотренных телеграмм - лицо, уполномоченное на сие телеграфным учреждением.

Примечание: Срочные телеграммы передаются на цензуру безотлагательно.

28. Телеграммы, содержащие недопустимые с точки зрения военной цензуры слова и фразы, не подлежат отправлению. Внесенная за телеграммы плата, в случае задержания телеграммы, подлежит возвращению подателям.

29. Цензура писем в случаях, когда таковая устанавливается согласно ст. 10, производится: открытых - прочтением их, а закрытых - вскрытием их и прочтением. Вскрытию одинаково подлежат как простая корреспонденция, так и страховая и ценная. Корреспонденция (письма, бандероли, посылки и проч.), адресованная за границу, или из-за границы в Россию, передается в военную цензуру при особой ведомости: простая - общим числом писем или бандеролей, заказная - с перечислением адресатов поименно, денежная - с перечислением адресатов поименно и с указанием размера денежного в каждый пакет вложения. Военный цензор расписывается в ведомости в приеме корреспонденции, а при возвращении ее обратно в той же ведомости расписывается лицо, уполномоченное на сие почтовым учреждением. Прочая корреспонденция (письма, бандероли, посылки и проч.) передается в органы военной цензуры, согласно особых указаний командующих армиями и главных начальников военных округов, как на театре войны, так и внутри империи.

30. Доставляемые в органы военной цензуры для просмотра закрытые письма вскрываются разрезом ножницами одной из коротких сторон конверта. Заклейка конвертов производится почтовым учреждением посредством наклейки на взрезанную сторону конверта клапана из бумаги, в каковом виде письмо и отправляется адресату. Посылки вспариваются или вскрываются. Во избежание порчи их посылки могут быть подаваемы желающими в открытом виде. Заделка их производится распоряжением и на счет почтовых учреждений.

31. Обыкновенная корреспонденция, не пропущенная военной цензурой, не возвращается почтовому учреждению, а остается при делах военной цензуры. Письменные сообщения, при денежных письмах и переводах и ценных бумагах, если заключают в себе сведения, не подлежащие оглашению в интересах военный цензуры, заштемпелевываются краской (типографской кашкой).

32. Тексты или подробные конспекты речей или докладов, предположенных к произнесению или прочтению в публичных собраниях, должны представляются в военную цензуру не позже как за двое суток до назначенного для собрания дня. Речи или доклады, тексты или подробные конспекты которых не имеются пометки военной цензуры, не разрешаются к произнесению или прочтению полицией. От военной цензуры освобождаются речи и доклады, произносимые публично во исполнение долга службы или обязанностей звания.

33. Наблюдение за появляющимися в иностранной печати сведениями военного характера возлагается на военных агентов. О появлении сведений, могущих нанести ущерб военным интересам России, военные агенты сообщают Главной военно-цензурной комиссии в С[анкт]-Петербург для доклада начальнику Генерального штаба и принятия мер к раскрытию виновных в сообщении этих сведений.

Особые виды военной цензуры

34. Военная цензура распространяет свое действие также и на линию Англо-Индийского телеграфа в той ее части, которая пролегает по территории России или занятой неприятельской территории. На все станции сего телеграфа, расположенные в преде-

лах России или занятой территории противника - с введением военной цензуры назначаются по соглашению главнокомандующего или главного начальника военного округа с министром внутренних дел особые агенты из чинов почтово-телеграфного ведомства, обязанные наблюдать за тем, чтобы эти станции выполняли требования ст[атей] 2-29 Положения.

О порядке прекращения действий военной цензуры

35. Военно-цензурные комиссии и военные цензоры, действующие внутри империи, оповещаются о прекращении действия военной цензуры председателем Главной военно-цензурной комиссии. Военно-цензурные отделения при штабе главнокомандующего, при штабах армий или флотов и при штабах военных округов театра военных действий оповещаются о том же начальниками штабов главнокомандующего, армий или флотов и военных округов.

36. В течение месяца по получении распоряжения о прекращении военной цензуры, военно-цензурные комиссии, военно-цензурные отделения и военные цензоры обязаны закончить свои дела по цензуре и сдать их при подробной описи: 1) военно-цензурные отделения - в штабы, при которых они состояли; 2) военно-цензурные комиссии и военные цензоры - в штабы соответствующих военных округов.

Об ответственности за нарушение постановлений о военной цензуре

37. Виновные в нарушении Положения о военной цензуре, если не подлежат ответственности на основании уголовных законов, подвергаются взысканиям, налагаемым и производимым в исполнение в порядке, ниже в ст[атьях] 41-45 установленном.

38. Дела о нарушении постановлений о военной цензуре возбуждаются военно-цензурными комиссиями, военно-цензурными отделениями, военными цензорами и чинами жандармского корпуса и общей полиции. Примечание: Чины жандармского корпуса, а также чины общей полиции, установив факт нарушения требований военной цензуры, препровождают все по сему случаю дело-

производство в ближайшую военно-цензурную комиссию или ближайшему военному цензору.

39. Военно-цензурные комиссии, военно-цензурные отделения и военные цензоры, удостоверившись в нарушении кем-либо постановлений о военной цензуре, составляют по сему предмету протокол и, вместе с доказательствами нарушения, в суточный срок представляют таковой генерал-квартирмейстеру штаба армии, начальнику штаба флота или начальнику штаба военного округа, по принадлежности.

40. Командующим армиями и флотом, а в местностях, им не подчиненным - главным начальникам военных округов предоставляется собственной властью подвергать взысканиям виновных в нарушении постановлений о военной цензуре.

41. Виновные в сообщении в публичной речи или докладе какого-либо из сведений, не пропущенных военной цензурой, или оглашении сведений, воспрещенных на основании военной цензуры и не включенных в представленный конспект, подвергаются штрафу в размере от 10 рублей до 3000 рублей, или аресту на время от 3 суток до 3 месяцев.

42. Виновные в помещении в периодической печати без разрешения военной цензуры или вопреки воспрещению сведений, помещенных в опубликованным, согласно ст. 2 сего Положения перечне, подвергаются штраф в размере от 500 до 10 000 руб[лей]; в случае неуплаты штрафа, а также при повторении указанного деяния, периодическое издание приостанавливается.

43. В случае выпуска периодического издания без разрешения военной цензуры, если в выпущенном издании не были нарушены требования военной цензуры - ответственный редактор выпущенного издания подвергается штрафу в размере от 25 до 300 рублей.

44. Означенному в предшедшей (так в тексте. - И. Б) статье (43) взысканию подвергается содержатель типографии, приступивший к печатанию повременного издания без получения от редактора свидетельства, удостоверяющего разрешение военной цензуры на печатание; при повторении указанного деяния типография закрывается.

45. В случае напечатания без разрешения военной цензуры в брошюре сведений, помещенных в опубликованном, согласно ст. 2

сего Положения, перечне, издатель подвергается штрафу в размере от 100 до 3000 рублей, или аресту на время от 10 дней до 3-х месяцев; при повторении сего проступка виновный подвергается заключению в тюрьме на время от 1 до 6 месяцев.

46. Действия военной цензуры могут быть обжалованы в 3-хдневный срок командующему армиею или главному начальнику военного округа. На решения командующего армиею или главного начальника военного округа могут быть приносимы жалобы, соответственно, главнокомандующему или военному министру, в трехдневный срок, что, однако, не приостанавливает наложенного в административном порядке взыскания за нарушение требований военной цензуры.

47. Если нарушителем правил о военной цензуре, изложенных в настоящем Положении, является лицо, состоящее на государственной службе, то независимо от наказания, налагаемого на это лицо, согласно сего Положения, о проступке сообщается непосредственно начальству виновного.

48. Приведение в исполнение взысканий, налагаемых за нарушение требований военной цензуры, производится чинами общей полиции, которая извещается о сем штабом главнокомандующего, штабами армий или штабами военных округов.

49. Взысканные чинами общей полиции с виновных штрафные деньги сдаются ею в казначейства для зачисления в доход казны.

50. Когда в выпущенных изданиях заключаются признаки нарушений ст. ст. 42-45 предусмотренных, то на отдельные или все номера изданий может быть наложен арест, по распоряжению военно-цензурных комиссий или отделений, или военных цензоров, представляющих о сем в установленном порядке на решение подлежащей власти (ст. ст. 39 и 40 Положения), которой распоряжение об аресте должно быть оставлено в силе или отменено. Арест заключается в отобрании предназначенных к распространению вышедшего повременного или неповременного издания, кроме тех экземпляров, которые перешли уже во владение третьих лиц для собственного их употребления. При этом налагается арест также на стереотипы и другие принадлежности тиснения, заготовленные для напечатания арестованного номера или издания, если бы содержатель типографии или управляющий оною пожелали

сохранить их до истечения срока действия военной цензуры (ст[атья] 39 Положения).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

51. В случае нарушения станциями Англо-Индийского телеграфа требований ст[атьи] 34 сего Положения, заведывающий сими станциями подвергается: в первый раз - штрафу в размере от 300 до 3000 руб[лей], или аресту на время от 2-х недель до 3-х месяцев, во второй раз - заключению в тюрьме гражданского ведомства на срок до 6 месяцев, в случае нарушения требований ст[атьи] 35 сего Положения в третий раз - действие станции приостанавливается. Примечание: Предварительно принятия последней меры (закрытия станции) командующий армией или главный начальник военного округа входит по сему в соглашение с начальником Генерального штаба.

О служебной ответственности лиц, служащих по военной цензуре

52. Все сведения как частного, так и общественного или правительственного значения, полученные лицами, ведающими применением военной цензуры при исполнении цензорской деятельности - являются тайной, вверенной им по службе. За оглашение таковых тайн служащие по военной цензуре подлежат ответственности по суду. Примечание: Предание суду лиц, служивших по военной цензуре зависит: на театре военных действий - от начальника штаба главнокомандующего, начальника штаба армии, флота или военного округа, по принадлежности, в прочих областях империи - от главного начальника военного округа, а личного состава Главной военно-цензурной комиссии - от начальника Генерального штаба.

РГВИА.Ф. 2000. Оп. 1. Д. 129. Л. 79. Машинопись.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.