Научная статья на тему '«Права-то у них есть…»'

«Права-то у них есть…» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / ПРАВОВОЙ СТАТУС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА / ПРАВОВЫЕ КАЗУСЫ / RIGHTS OF EDUCATIONAL PARTICIPANTS / REORGANIZATION / LEGAL STATUS OF A TEACHER / LEGAL INCIDENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вифлеемский Анатолий Борисович

Права участников образовательного процесса. Анализ прецедента реализации прав при реорганизации образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Права-то у них есть…»»

«ПРА ВА-ТО У НИХ ЕСТЬ...»

Анатолий Борисович Вифлеемский,

доктор экономических наук

Вступивший в силу с 1 сентября 2013 года Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» содержит новации в правах основных участников педагогического процесса — учащихся и педагогических работников. Однако реализация этих прав будет сопряжена с определёнными проблемами вследствие неоднозначности формулировок закона и их возможными своеобразными трактовками чиновниками. Об этом речь в публикуемой статье.

• права участников образовательного процесса • реорганизация статус педагогического работника • правовые казусы

правовой

Экстремизм или право?

Проблемы реализации прав участников образовательного процесса существовали всегда, но после вступления в силу нового Закона «Об образовании в РФ» многие из них выглядят принципиально иначе и должны решаться на основе нового Закона.

Одна из самых актуальных и острых проблем оформилась в связи с проведением во всех регионах страны реорганизации учреждений начального и среднего профессионального образования. Мотивируя тем, что новый закон не предусматривает больше учреждений начального образования, профессиональные училища и лицеи в массовом порядке насильственно присоединяются к техникумам.

При этом зачастую совершенно не учитываются ни опыт, ни специфика, ни даже эффективность ликвидируемых учреждений и игнорируются права участников образовательного процесса. В случаях, когда реорганизация проводится бюрократически, без учёта позиции учащихся и педагогов, могут возникнуть и возникают различные формы протеста, организованного и стихийного сопротивления. При этом очень легко перейти грань законных и незаконных действий, ухудшив, тем самым, перспективы борьбы за свои права.

В качестве примера рассмотрим невыдуманный случай, произошедший в одном из профессиональных училищ страны, ликвидируемом путём присоединения к техникуму. Свою последнюю перед юридическим прекращением деятельности училища акцию протеста против реорганизации педагоги и учащиеся провели в форме театрализованного представления, изображающего

похороны начального профессионального образования с гробом, венками и основными персонажами местной и региональной образовательной политики. Репортаж с этой торжественной линейки был показан по местному телевидению, власти возбудились и разволновались, усмотрев в действиях учащихся и педагогов экстремизм и нарушения.

Разберёмся по существу, соответствуют ли такие акции протеста действующему законодательству.

Учащиеся имеют право на своё мнение

Статьёй 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливаются основные права учащихся и меры их социальной поддержки и стимулирования. Ранее действовавший закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» также содержал статью 50, регулирующую права и меры социальной поддержки учащихся и воспитанников.

Часть 1 статьи 34 нового закона закрепляет ряд академических прав для всех категорий учащихся. Среди прав учащихся:

1. Право на предоставление условий для обучения с учётом особенностей психофизического развития и состояния здоровья учащихся, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

Учащиеся, высказавшиеся против реорганизации своего профессионального училища, с правовой точки зрения требовали реализации предусмотренного федеральным законодательством права на предоставление условий для обучения. Действия чиновников, реорганизующих профессиональное училище, обеспечивавшее образование большому числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям с отклонениями в развитии, которых старались не брать другие учреждения, можно расценить как нарушение этого права учащихся. Такой вывод можно будет сделать, оценив впоследствии динамику учащихся указанных категорий в реорганизованном учреждении.

2. Право на свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

Свобода совести, включающая также право свободно выбирать, иметь и распространять собственные убеждения и действовать в соответствии с ними, декларируется статьёй 28 Конституции РФ. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ.

Права человека и гражданина (в том числе и несовершеннолетнего) на свободу совести и свободу вероисповедания регулируются Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Законы и иные нормативные правовые акты, затрагивающие право на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать этому федеральному закону.

Ничто в законодательстве о свободе совести не должно истолковываться как умаление или ущемление прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией РФ или вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

Право иметь религиозные или иные убеждения означает располагать, обладать определённым набором ценностей мировоззренческого, этического, нравственного характера. Под иными убеждениями понимают убеждения, которые связаны с категориями, имеющими отношение к совести, но отличающиеся от религиозных (свободомыслие и др.).

При этом каждый человек обладает правом распространять убеждения. Распространение убеждений подразумевает действия, в результате которых эти убеждения становятся доступными, известными широкому кругу лиц. Убеждения могут распространяться как непосредственно, так и опосредованно, в том числе в виде театрализованных представлений, как случай, взятый нами для примера.

В соответствии со статьёй 29 Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова. При этом никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Понятие свобода мысли и слова шире и многограннее, чем понятие «свобода слова», и подразумевает возможность свободомыслия, инакомыслия и вольнодумства и тем самым гарантирует право человека критиковать действия чиновников, включая насаждаемые ими модели реорганизации образовательных учреждений.

Из судебной практики ЕСПЧ (Европейского суда по правам человека) следует, что под мыслями следует понимать не только мысли в узком смысле слова, но и чувства и эмоции человека, а под словами не только вербальное, но и невербальное общение между людьми, которое составляют тон голоса, внешний вид, одежда, поза, выражение лица, движения, жесты, мимика и т.д. Мысли могут выражаться также зрительными образами (живопись, фотография, видео и т.д.).

В статье 19 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. провозглашается право на свободу убеждений и на свободное их выражение, которое включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений, а также свободу информации, т.е. право ис-

кать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. в статье 19 провозглашает «право беспрепятственно придерживаться своих мнений», которое включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ устно, письменно или иными способами по своему выбору.

Таким образом, исходя из действующего Федерального закона «Об образовании в РФ», Конституции РФ и норм международного права, учащиеся совершенно правомерно провели театрализованное представление, выразив тем самым свой протест против реорганизации своего профессионального училища.

Ограничения свободы слова в соответствии с частью 3 статьи 17 и частью 3 статьи 55 Конституции РФ могут быть произведены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, при этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Ограничения свободы слова предусмотрены и в актах международного права. В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах пользование этими свободами может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и необходимы: а) для уважения прав и репутации других лиц; б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения». В статье 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод определяются обстоятельства, которые позволяют

государству ограничивать соответствующие свободы: «Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определёнными формальностями, условиями, ограничениями или штрафными санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия».

В частности, не защищаются свободой мысли, слова, мнения и информация непристойные, глубоко противоречащие принятым в человеческом обществе нормам нравственности и морали.

Театрализованное представление учащихся и педагогов, протестующих против реорганизации своего учреждения, нельзя отнести к таковым, а попытки объявить эти протесты экстремизмом или нарушением общественного порядка выходят за рамки правового поля.

Обратим внимание на то, что свобода слова предполагает, что человек выражает свои мысли по доброй воле. Из практики ЕСПЧ1 следует, что она также включает гарантию против оказания давления на индивида с целью добиться от него высказывания своего мнения. В случаях, когда педагогические и ученические коллективы протестуют против ликвидации своих учебных заведений, говорить о принуждении не приходится.

Педагоги также имеют право

В соответствии с определением в новом Законе об образовании в РФ педагогический работник — это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обуче-

1 Решение ЕСПЧ от 26 сентября 1995 г. по делу «Фогт (Vogt) против Германии» // Европейский суд по правам человека. Избранные решения: В 2 т. Т. 2. С. 104—114.

нию, воспитанию учащихся и (или) организации образовательной деятельности.

Законом об образовании в РФ теперь установлено, что для получения права на педагогическую деятельность необходимо достичь определённого образовательного ценза и соответствовать установленным квалификационным требованиям. Согласно статье 46 Закона об образовании в РФ право заниматься педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и соответствующие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Ранее такие требования содержались лишь в подзаконных нормативных правовых актах (типовых положениях).

Под правовым статусом педагогического работника в новом законе понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В Российской Федерации признаётся особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, обеспечивающие их высокий профессиональный уровень, условия для эффективного выполнения профессиональных задач, повышения социальной значимости, престижа педагогического труда.

В статье 47 нового закона подробно прописаны академические права и свободы педагогических работников, а в статье 48 — их ответственность и обязанности. В частности, согласно пункту 2 части 1 статьи 48 педагогические работники обязаны соблюдать правовые,

нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики.

Какие-либо правовые, нравственные и этические нормы, не позволяющие педагогу выступать против мнения чиновника, против насаждаемого чиновниками без учёта мнения педагогического коллектива, нам неизвестны. А вот среди академических прав и свобод педагогических работников, установленных в статье 47 нового Закона «Об образовании в РФ» обратим внимание на следующие:

• свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

• право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации.

Таким образом, также как и учащиеся, педагогические работники имеют полное право выразить своё мнение о реорганизации училища, в котором они работают. Более того, они вправе участвовать в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности своего профессионального училища, не только через органы управления учреждения, но и через общественные организации, а также иными путями. К сожалению, в отдельных регионах органы управления образованием не допускают реализации такого права, считая, что мнение чиновников по вопросам реорганизации учреждений единственно верное.

Впрочем, такая тенденция идёт с федерального уровня, что ярко проявилось в ходе так называемой реформы Российской Академии Наук. Естественно, что региональные чиновники смотрят на дурной пример, подаваемый федеральным минобразом. А такой пример, как известно, заразителен.

Права участников образовательного процесса

В целом новый Федеральный закон «Об образовании в РФ» оставляет желать лучшего: тот же обширный перечень академических

прав и свобод, не имеющий каких-либо гарантий реализации и позволяющий чиновникам и администраторам безнаказанно их нарушать. Ведь никакой ответственности за ущемление прав и свобод педагогических работников не предусмотрено! А правовая норма без ответственности за её неисполнение превращается в фикцию.

Есть лишь право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Посмотрим, где и как будет работать этот новый механизм, особенно в детских садах, так как эта комиссия довольно своеобразный орган.

В соответствии со статьёй 45 нового закона для защиты своих прав учащиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних учащихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права учащихся, родителей, (законных представителей) несовершеннолетних учащихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения должны обязательно рассматриваться указанными органами с привлечением учащихся, их родителей (законных представителей);

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещённые законодательством другие способы защиты прав и законных интересов.

Если вчитаться в нормы закона, то правоприменительная практика по данной статье может быть весьма интересной, если не сказать больше.

Предмет деятельности комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений составляют:

1) вопросы реализации права на образование, в том числе при конфликте интересов;

2) применение законодательства РФ об образовании, локальных нормативных актов организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Состав комиссии образует паритетное представительство учащихся, их родителей (законных представителей), работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Новый Закон об образовании придаёт решению комиссии обязательную для всех участников образовательных отношений юридическую силу и, соответственно, подлежит исполнению в установленные решением сроки. Хотя при этом решение комиссии может быть обжаловано в установленном законодательством РФ порядке.

В соответствии со статьёй 33 Закона об образовании в РФ к учащимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся, в том числе:

1) воспитанники — лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;

2) учащиеся — лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы.

Если представить учащегося (и первоклашку тоже!), обращающегося в злополучную комиссию по урегулированию споров, ещё как-то можно, то воспитанника (который тоже стал в новом законе именоваться учащимся!) — достаточно проблематично.

Детские сады ждут большие испытания

В статье 30 Закона об образовании в РФ депутаты-юмористы императивно записали, что «при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права учащихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов учащихся, советов родителей, представительных органов учащихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов)».

При этом в соответствии со статьёй 26 того же юмористического для детских садов закона в целях учёта мнения учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся и педагогических работников в образовательной организации... создаются советы учащихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся или иные органы (далее — советы учащихся, советы родителей).

И вот теперь прочитавшие внимательно закон заведующие с ужасом ждут прокурорских проверок соблюдения нового законодательства об образовании. Ведь получается, что им надо создать советы учащихся (воспитанников) и принимать локальные акты с учётом их мнения.

Впрочем, здесь есть широкое поле деятельности для федерального Министерства образования и науки — можно издать какие-нибудь методические рекомендации и много рассказывать о том,

что гражданскую позицию и патриотизм надо начинать формировать, начиная с детского сада. Действительно, ведь ребёнок даже дошкольного возраста может иметь своё мнение, в том числе по поводу регламентации образовательного процесса в детском саду.

Сюрпризы

Впрочем, с ужасом следует ждать прокурорских проверок реализации прав участников образовательного процесса и руководителям органов управления образованием и директорам школ. Для них новый закон также приготовил весьма неприятные сюрпризы.

Согласно статье 35 нового Закона об образовании в РФ учащимся, осваивающим основные образовательные программы за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

По поводу учебников, ранее также представлявшихся бесплатно, вопросов нет, а вот с учебно-методическими материалами и особенно средствами обучения и воспитания могут возникнуть большие проблемы.

В статье 2 того же закона даётся такое определение средствам обучения и воспитания: приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для

организации образовательной деятельности.

Обратим внимание на окончание определения (выделено нами). Если ранее, например, считалось, что рабочие тетради приобретаются за счёт средств самих родителей, так как они используются индивидуально каждым учащимся, то теперь согласно закону это недопустимо. В рамках реализации федеральных государственных стандартов все учебные тетради должны приобретаться за счёт средств бюджета.

Но это далеко не всё, что следует из новых норм закона. Если для организации образовательной деятельности (в соответствии с законом это деятельность по реализации образовательных программ) требуется наличие у учащихся элементарных ручек и тетрадей, то школа обязана обеспечить ими учащихся! И за чей счёт всё это должно быть обеспечено?

В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона об образовании в РФ нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учётом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья учащихся, а также с учётом иных предусмотренных

настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий учащихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчёте на одного учащегося, если иное не установлено настоящей статьёй.

Согласно пункту 3 части 1 того же закона к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ.

Так что, если в школе родители напишут в прокуратуру жалобу о непредставлении ручек и тетрадей бесплатно, дело может кончиться судебными разбирательствами и понуждением регионального органа управления образованием выделить из регионального бюджета средства на приобретение этих ручек и тетрадей.

Например, прокурор Заднепровского района г. Смоленска, выступая в защиту интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи, муниципальной средней школе о понуждении Департамента к финансированию, а средней школе — укомплектованию библиотеки школы в полном объёме печатными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам основной образовательной программы основного общего образования на 2013/14 учебный год, ссылаясь на допущенные ответчиками нарушения предусмотренных законом гарантий

на получение учащимися общедоступного и бесплатного начального, основного общего, среднего и полного образования.

Учитывая, что библиотечный фонд школы обеспечен учебниками не в полном объёме, суд обязал школу укомплектовать его по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на 2013/14 учебный год, а департамент — профинансировать за счёт средств областного бюджета и других финансовых средств2.

В аналогичной ситуации прокурор Смоленского района Смоленской области, выступая в интересах неопределённого круга лиц, уточнив требования, обратился в суд с иском к Волоковской средней школе, Департаменту Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи, Комитету по образованию Смоленского района Смоленской области о понуждении к совершению действий. В обоснование требований указал, что проверкой прокуратуры Смоленского района установлены нарушения требований законодательства, выразившиеся в необеспечении учебной литературой Волоковской средней школы, что приводит к нарушению прав граждан на бесплатное начальное общее, основное общее, среднее (полное) образование. Просил суд обязать Департамент, Комитет по образованию и Волоковскую школу принять меры по укомплектованию школьной библиотеки информационно-образовательными ресурсами по всем видам учебного плана в полном объёме.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Департамент в соответствии с имеющимися полномочиями свои обязательства по перечислению субвенций, а также по приобретению учебной литературы, обеспечивающей обновление содер-

2 Апелляционное определение Смоленского областного

суда от 10.07.2013 по делу № 33-2371.

жания общего образования, выполнил, а приобретение учебников и учебных пособий за счёт субвенции осуществляется общеобразовательными учреждениями самостоятельно, несостоятельны, опровергаются материалами дела, согласно которым учащиеся Волоков-ской школы не имеют стопроцентной обеспеченности бесплатными учебниками, что нарушает права неопределённого круга лиц на общедоступное и бесплатное образование.

Суд указал на то, что суть заявленных прокурором требований направлена на соблюдение ответчиками принципов государственной политики в области образования, создание организационных и содержательных основ для реализации конституционных прав граждан на образование в соответствии с их потребностями, интересами, способностями и возможностями. Исковые требования сводятся к выполнению ответчиками установленной действующим законодательством обязанности обеспечить наличие учебных материалов по всем предметам основной и дополнительной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем, с учётом численности учащихся и имеющихся в библиотечном фонде учебников для полного и своевременного укомплектования библиотечного фонда образовательного учреждения3.

Балейский межрайонный прокурор также обратился в суд с указанным исковым заяв-

3 Апелляционное определение Смоленского областного суда

от 02.07.2013 по делу № 33-2696/2013.

лением, ссылаясь на то, что в результате проверки выявлено неполное обеспечение учащихся пятого класса средней школы № 14 необходимыми учебниками. Выделяемых субвенций на обеспечение гарантий общедоступного и бесплатного общего образования в общеобразовательных учреждениях недостаточно для приобретения учебников для всех учеников школы, родители учащихся вынуждены закупать учебники. Эти обстоятельства, по мнению прокурора, свидетельствуют о нарушении гарантий граждан на получение общедоступного и бесплатного образования.

Апелляционным определением Забайкальского краевого суда от 18.09.2012 по делу № 33-2972-2012 решением Балейско-го городского суда Забайкальского края от 06 июля 2012 года было частично изменено и постановлено:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• взыскать с Министерства финансов Забайкальского края за счёт средств казны Забайкальского края в бюджет муниципального района «Балейский район» денежные средств в сумме ... рублей на приобретение учебников на 2012/13 учебный год для муниципальной средней общеобразовательной школы № 14;

• обязать школу № 14 приобрести на денежные средства в сумме. рублей учебники на 2012/13 учебный год.

Такова сегодня судебная практика об обеспечении учащихся школьными учебниками. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.