2. Volzhenkin, B. V. Sluzhebnye prestupleniya / B. V. Volzhenkin. — M., 2000.
3. Ivanenko, I. N. O gosudarstvennoy sluzhbe inykh vidov [Elektronnyy resurs] / I. N. Ivanenko, A. Yu. Achmiz, A. A. Maklakov // Nauchnye issledovaniya: teoriya, metodika i praktika : sbornik materialov III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. V 2-kh tomakh / redkollegiya: O. N. Shirokov [i dr.]. — Cheboksary : Izd. OOO TsNS Interaktiv plyus, 2017. — URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=32334924 (data obrashcheniya: 04.01.2019).
4. Svetlov, A. Ya. Otvetstvennost za dolzhnostnye prestupleniya / A. Ya. Svetlov. — Kiev, 1978.
5. Traynin, A. N. Obshchee uchenie o sostave prestupleniya / A. N. Traynin. — M., 1957.
6. Fadeev, L. B. Kvalifikatsiya prestupleniy, sovershaemykh putem prevysheniya dolzhnostnykh polnomochiy [Elektronnyy resurs] / L. B. Fadeev. — M. : Laboratoriya knigi, 2010. — S. 54—71. — URL: http:// biblioclub.ru/index.php?page= book&id= 87214 (data obrashcheniya: 04.01.2019).
7. Shaykhatdinov, V. Sh. K voprosu o gosudarstvennoy sluzhbe inykh vidov [Elektronnyy resurs] / V Sh. Shaykhatdinov // Biznes, menedzhment i pravo. — 2016. — № 3/4 (35/36) — S. 55—56. — URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=28824307 (data obrashcheniya: 04.01.2019).
Научный руководитель и рецензент: канд. юрид. наук, доцент А. В. Майоров.
Дата поступления статьи в редакцию: 26.07.20l9.
УДК 343.9 С. 34—43
ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ К ПОЖИЗНЕННОМУ ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Гончаров Д. Ю.
Челябинский государственный университет E-mail: [email protected]
Кудряшов А. В.
Челябинский государственный университет E-mail: andrej.kudryashov. [email protected]
В работе проанализированы основные права осужденных к пожизненному лишению свободы, их сущность и реализация на практике в условиях существующего законодательства Российской Федерации. Проведен анализ статистических данных, представленных в общем доступе Федеральной службой исполнения наказания России, а также Судебным Департаментом при Вооруженных силах Российской Федерации. Рассмотрены результаты проведенного опроса в исправительной колонии особого режима Федерального казенного учреждения ИК № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Пермскому краю среди осужденных к пожизненному лишению свободы. Актуальность научного исследования состоит в том, что пожизненное лишение свободы является наказанием за совершение особо тяжких преступлений, в связи, с чем оно является одним из самых значимых институтов российского уголовного права. В работе обозначены некоторые проблемы, возникающие при реализации прав осужденных к пожизненному лишению свободы. Рассмотрены некоторые дискуссионные вопросы существования данного вида наказания, в частности право на условно-досрочное освобождение. В работе также обозначены предложения по совершенствованию законодательства по реализации прав осужденных к пожизненному лишению свободы.
Ключевые слова: Уголовно-исполнительное законодательство, пожизненное лишение свободы, права осужденных.
THE RIGHT OF CONVICTS TO LIFE IMPRISONMENT
Goncharov D. Yu.
Chelyabinsk State University E-mail: [email protected]
Kudryashov A. V.
Chelyabinsk State University E-mail: andrej.kudryashov. [email protected]
In the work analyzed the main the right of convicted persons to life imprisonment, their essence and realization in practice in terms of the existing legislation of the Russian Federation. The analysis of the statistics provided by the public federal service of execution of punishment of Russia, as well as the judicial Department in the armed forces of the Russian Federation. Survey are considered in the corrective labor colony of special regime of the Federal Government agencies IR № 2 management of federal service of execution of punishment of Russia for the Perm edge among convicts to life imprisonment the deprivation freedom.
The relevance of scientific research is that life imprisonment is a punishment for the Commission of particularly serious crimes, in connection with which it is one of the most significant institutions of Russian criminal law. In the work identified some problems arising in the implementation of the rights of convicts to life imprisonment. Discusses some of the discussion questions the existence of this kind of sentence, in particular the right to parole, sentenced to life imprisonment. The work also identified proposals to improve legislation for the implementation of the rights of convicts to life imprisonment.
Keywords: Criminal-Executive law, life imprisonment, the rights of convicted persons.
Введение
Правовой статус осужденного — совокупность прав, свобод и обязанностей лица, осужденного на основании обвинительного приговора суда за совершение преступления [6, с. 23].
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осуждённых. При исполнении наказаний осуждённым гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с определёнными изъятиями и ограничениями (ч. 2 ст. 10 УИК РФ)1.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Никакие иные ограничения или ущемления их прав и свобод не допускаются. Осужденных нельзя освободить от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом (например, осужденные, отбывающие лишение свободы, не могут быть призваны в армию, не избирают и не могут быть избранными).
1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ. СПС Консультант-Плюс.
Описание исследования
Проанализируем основные права осужденных к пожизненному лишению свободы, их сущность и реализацию на практике в условиях существующего законодательства Российской Федерации. Исходя из положений Уголовно-исполнительного кодекса РФ, правил внутреннего распорядка исправительных учреждений осужденные к пожизненному лишению свободы, как и другие осужденные, имеют следующие права:
1). На получение информации о своих правах и об обязанностях, о порядке и об условиях отбывания наказания (ч. 1 ст. 12 УИК РФ).
2). На вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания (ч. 2 ст. 12 УИК РФ).
3). На то, что независимо от их согласия они не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований (ч. 3 ст. 12 УИК РФ).
Внося изменения в ч. 3 ст. 12 УИК РФ Федеральным законом от 19.07.2009 г. № 191-ФЗ «О внесении изменения в статью 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской
Федерации», Государственной думой Федерального собрания Российской Федерации в пояснительной записке к данному законопроекту было указано, что предлагается установить запрет на проведение каких-либо опытов в отношении лиц, отбывающих уголовные наказания, для обеспечения дополнительных гарантий прав и законных интересов лиц, подвергнутых уголовной репрессии, учитывая их известную зависимость от персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, поскольку в ранее имевшийся редакции части 3 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации имелся запрет, независимо от согласия осужденного, лишь на эксперименты, ставящие под угрозу жизнь и здоровье испытуемых, что снижало уровень гарантиро-ванности правового положения осужденных по сравнению с Основами законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан».
4). На обращение с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее — вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 4 ст. 12, ст. 15 УИК РФ), а также на переписку (получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества) и переводы денежных средств (получать переводы денежных средств и за счет средств, находящихся на их лицевых счетах, осуществлять переводы денежных средств близким родственникам, перечень которых определен п. 4 ст. 5 УИК РФ.
Изменения в статьи 15 и 91 УИК РФ были внесены Федеральным законом от 30.12.2012 г.
№ 304-Ф3, что в соответствии с Пояснительной запиской Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации к проекту данного федерального закона было вызвано необходимостью повышения уровня правовой защиты осужденных — указанные нормы в том числе регламентируют порядок осуществления цензуры корреспонденции осужденных, однако срок цензуры таких обращений, законодательно определен не был и указанные изменения в статьи 15 и 91 УИК РФ были направлены на установление права осужденных на получение информации об отправке корреспонденции, на установление срока цензуры корреспонденции, на определение исчерпывающего перечня органов, организаций и лиц, переписка осужденных с которыми не подлежит цензуре [3, с. 11].
Для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, так и для осужденных к лишению свободы на определенный срок, одинаковыми являются следующие приоритеты: большее количество обращений направлялось осужденными в суд, из чего можно предположить, что осужденными обжаловались приговоры; на втором месте по направлению обращений осужденных — прокуратура, что также понятно с учетом того, что это орган, осуществляющий надзор за исполнением законов в исправительных учреждениях; третье место занимают обращения осужденных в «иные организации», как можно логично предположить — в высшие органы государственной власти (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ и др.). Следует отметить, что согласно ч. 4 ст. 15 УИК РФ именно вышеуказанные категории обращений осужденных не подлежат цензуре.
5). На пользование родным языком (ч. 5 ст. 12 УИК РФ).
6). На охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения (ч. 6 ст. 12 УИК РФ), а также на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия. (ч. 6.1 ст. 12 УИК РФ).
При проведенном опросе в Исправительной колонии особого режима ФКУ ИК-2 УФ-СИН России по Пермскому краю «Белый лебедь» среди осужденных к пожизненному
лишению свободы — 30% правом на психологическую помощь не воспользовались, объяснив это тем, что не понимают ее смысла, тогда как 70% опрошенных обращались за психологической помощью (с ними проводились личные беседы, анкетирование), при этом 10% из них не считают эту помощь эффективной.
7). На социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 7 ст. 12 УИК РФ).
8). На услуги адвокатов для получения юридической помощи, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи (ч. 8 ст. 12 УИК РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 89 УИК РФ, для получения юридической помощи осужденным предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов. По заявлению осужденного свидания с адвокатом предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания.
9). На свободу совести и вероисповедания. Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними (ч. 1 ст. 14 УИК РФ).
Среди осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, преобладает число лиц, исповедующих ту или иную религию, над лицами, заявившими себя как неверующие. К осужденным к пожизненному лишению свободы допускаются священнослужители различных религиозных конфессий, во всех учреждениях оборудованы молельные комнаты. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается проведение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литературой, федеральный орган уголовно-исполнительной системы заключает с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями соглашения о взаимодействии (ч. 4, 4.1 ст. 14 УИК РФ).
При проведенном опросе в ИК-2 по Пермскому краю, процентное соотношение осуждённых, отбывающих пожизненное лишение свободы, в зависимости от отношения
к религии, распределилось следующим образом:
Таблица 1
Отношение к религии Осуждённые к пожизненному лишению свободы, %
Православные 50
Неверующие 30
Христиане других конфессий (католики, протестанты, лютеране, баптисты и пр.) 20
Мусульмане 0
Иудеи 0
Буддисты 0
10). На получение образования. В соответствии со ст. 112 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования. Данная норма в настоящее время распространяется и на осужденных к пожизненному лишению свободы. Кроме того, осужденные к пожизненному лишению свободы имеют возможность получать обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении (ст. 108 УИК РФ), при этом, в соответствии с ч. 5 ст. 108 УИК РФ, осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, профессиональное обучение проходят непосредственно на производстве.
По данным статистики ФСИН России по состоянию на февраль 2017 года среднее профессиональное образование имеется у 64% осужденных к пожизненному лишению свободы, высшее — у 4% таких заключенных, на апрель 2018 года в образовательных учреждениях, в том числе дистанционно, обучаются 42 пожизненно осужденных [4, с. 15].
Распределение осуждённых, отбывающих пожизненное лишение свободы, в зависимости от уровня образования1, представлено в таблице 2.
Все опрошенные осужденные указали, что имеют возможность повышать образование в период отбывания наказания, из них 30% этим правом воспользовались, в том числе на курсах, организованных администрацией
1 Согласно данным анкетирования, проведенного в ГУФСИН России по Пермскому краю в июле 2018 г.
Таблица 2
Образование осуждённых Осуждённые к пожизненному лишению свободы, %
Не имеет образования 0
Начальное общее 20
Основное общее 0
Среднее полное 30
Среднее профессиональное (специальное) 30
Высшее профессиональное (высшее) 20
исправительной колонии. Кроме того, 30% опрошенных указали, что занимаются «самообразованием» — читают книги, изучают историю древнего мира. Те осужденные, которые не повышают своего образования, причинами этого указали: отсутствие желания (10%), видят препятствия в недостатке литературы (10%), отсутствие материальных средств (20%), «нет в этом необходимости с учетом возраста — 60 лет» (10%).
11). На личную безопасность, вежливое обращение со стороны администрации исправительного учреждения. Право осужденных к пожизненному лишению свободы на личную безопасность закреплено в ст. 13 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. В ней же находят отражение основные положения Конституции РФ, а именно: право человека на жизнь (ч. 1 ст. 20); право на защиту от пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (ч. 2 ст. 21); право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22).
При проведенном опросе в ИК-2 по Пермскому краю среди осужденных к пожизненному лишению свободы — 100 % опрошенных оценили свои взаимоотношения с персоналом исправительного учреждения положительно, что в определенной мере отражает степень реализации права осужденных на личную безопасность.
12). На приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (ч. 1 ст. 88 УИК РФ).
При этом в результате проведённого в июле 2018 года анкетирования в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Пермскому краю «Белый лебедь» установлено, что значительное количество осужденных к пожизненному лишению свободы (10%) высказывают жалобы на дороговизну продуктов питания в магазинах на территории исправительного учреждения.
13). На краткосрочные и длительные свидания, общая продолжительность которых
для всех осужденных к лишению свободы закреплена в ч. 1 ст. 89 УИК РФ. При этом для пожизненно заключенных, отбывающих наказание в исправительных колониях особого режима, установлены отдельные нормы:
— для отбывающих наказание в обычных условиях — иметь два краткосрочных и два длительных свидания в течение года,
— для отбывающих наказание в облегченных условиях — иметь три краткосрочных и три длительных свидания в течение года,
— для отбывающих наказание в строгих условиях — иметь два краткосрочных свидания и одно длительное свидание в течение года.
Вопрос о праве на длительное свидание осужденного, отбывающего наказание в виде пожизненного лишения свободы в исправительных колониях особого режима в строгих условиях, в последние годы получил повышенное внимание, следствием чего явились внесенные принятым Федеральным законом № 292-ФЗ от 16.10.2017 г. изменения в п. «б» ч. 3 ст. 125 УИК РФ. Так, согласно указанной норме в прежней редакции, осужденные, к которым относились и осужденные к пожизненному лишению свободы, отбывающие наказание в строгих условиях особого режима, имели право только на два краткосрочных (по 4 часа под контролем сотрудников колонии — ч. 2 ст. 89 УИК РФ) свидания в течение года, что для таких осужденных означало отсутствие длительных свиданий с близкими на протяжении 10 лет, поскольку перевод таких осужденных из строгих условий в обычные в соответствии с ч. 3 ст. 127 УИК РФ возможен только по отбытии не менее 10 лет.
Конституционный Суд РФ принял Постановление от 15 ноября 2016 г. № 24-П, в котором руководствовался мнением ЕСПЧ, вынесшим решение летом 2015 года по обращению пожизненно осужденного А. Хорошенко с жалобой на то, что запрет на свидания помешали ему сохранить отношения с семьей и сыном, мнением Совета Европы и ООН, и исходил из позиции о том, что государствам рекомендуется организовывать посещения заключенных таким образом, чтобы это давало им возможность поддерживать и укреплять семейные отношения, которые не должны обесцениваться, так как они имеют важное значение для поддержания психического здоровья заключенных, указал, что государство обязано предотвращать разрушение семейных связей и обеспечивать заключенных разумно хорошим уровнем контактов с семьями,
свиданиями, организованными как можно чаще и в столь нормальной обстановке, насколько это возможно. КС РФ пришел к выводу о том, что толкование положений УИК РФ, позволяющее запрещать длительные свидания в течение первых 10 лет пожизненного заключения, противоречит Конституции РФ и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, пришел к выводу, что такие осужденные также должны иметь право на длительные (т. е. 3 суток) свидания с близкими независимо от того, сколько времени они провели за решеткой1.
Распределение осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, в зависимости от количества предоставленных свиданий, показано в табл. 3 [5, с. 1]:
Поскольку все осужденные к пожизненному лишению свободы в 1999 году находились в строгих условиях отбывания наказания, то, согласно действующей на тот период редакции статьи 125 УИК РФ, длительные свидания им не предоставлялись. В 2009 году большинство осужденных к пожизненному лишению свободы (обычные и облегченные условия) правом на краткосрочные и длительные свидания не воспользовались, в то время как этим правом воспользовалось почти половина осужденных мужчин к лишению свободы на определенный срок, что объясняется
1 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.11.2016 № 24-П «По делу о проверке конституционности пункта «б» части третьей статьи 125 и части третьей статьи 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Вологодского областного суда и жалобой граждан Н. В. Королева и В. В. Королевой». СПС Консуль-тантПлюс.
рядом объективных причин — большой процент распада семей во время отбывания пожизненного лишения свободы, большие трудности прибытия близких родственников к месту отбывания осужденным наказания в виде пожизненного лишения свободы, связанные как с отдаленностью исправительной колонии, (чаще в другом субъекте РФ, не по месту жительства), так и, как следствие, с большими материальными затратами.
Статистики того, сколько осужденных к пожизненному лишения свободы в последние два года воспользовались правом на свидания, нет, но с учетом внесенных в ст. 125 УИК РФ изменений можно с уверенностью говорить о росте таких осужденных. При этом, на основании проведённого в июле 2018 года
анкетирования в Исправительной колонии особого режима ФКУ ИК-2 УФСИН России по Пермскому краю «Белый лебедь», можно отметить, что значительное количество осужденных к пожизненному лишению свободы (40%) продолжают высказывать предложения об увеличении количества свиданий — «чтобы не рвались родственные связи».
14). На получение посылок, передач и бандеролей в количестве, регламентированном ст. 125 УИК РФ для пожизненно заключенных, отбывающих наказание в исправительных колониях особого режима;
15). На телефонные разговоры (ст. 92 УИК РФ). При анкетировании в июле 2018 года в ИК-2 по Пермскому краю выяснилось, что почти треть (30%) опрошенных осужденных к пожизненному лишению свободы находят необходимым увеличение количества допустимых звонков родным и близким, аргументируя
Таблица 3
Перепись 1999 г. Перепись 2009 г.
Общее количество свиданий Осужденные к пожизненному лишению свободы, % Осужденные к пожизненному лишению свободы, % Осужденные к лишению свободы на определенный срок мужчины, %
0 77,5 84,9 53,0
1 нет данных 11,5 21,6
Краткосрочные 2 нет данных 3,2 13,0
свидания 3 нет данных 0,3 7,2
более трех нет данных 0,1 5,2
Итого: - 100 100
0 100 95,6 62,1
1 0,0 2,5 16,8
Длительные 2 0,0 1,3 10,9
свидания 3 0,0 0,4 6,4
более трех 0,0 0,2 3,8
итого: 100 100 100
это следующим образом: «больше телефонных переговоров для поддержания социальных связей», «увеличить количество телефонных звонков и видеосвиданий, чтобы не рвались связи с родными».
16). На ежедневную прогулку (ч. 1 ст. 93 УИК РФ), продолжительность которой устанавливается ч. 2 ст. 127 УИК РФ (в редакции Федерального закона № 410-ФЗ от 20.12.2017 г.) и зависит от того, в каких условиях отбывает наказание осужденный к пожизненному лишению свободы, а именно:
— в строгих условиях — на ежедневную прогулку продолжительностью полтора часа;
— в обычных условиях — на ежедневную прогулку два часа;
— в облегченных условиях — на ежедневную прогулку два с половиной часа. При хорошем поведении осужденного и наличии возможности время прогулки может быть увеличено на тридцать минут.
В ранее действующей редакции ч. 2 ст. 127 УИК РФ, предусматривалось право всех осужденных к пожизненному лишению свободы на ежедневную прогулку продолжительностью полтора часа, которая могла быть увеличена при их хорошем поведении и наличии возможности до двух часов.
Внесенные федер. законом № 410-ФЗ от 20.12.2017 г. «О внесении изменений в УИК РФ» вышеуказанные изменения в ч. 2 ст. 127 УИК РФ по увеличению времени прогулки осужденных к пожизненному лишению свободы с полутора до трех часов в зависимости от условий отбывания наказания и поведения осужденного, согласно Пояснительной записке к проекту указанного федерального закона, были призваны дифференцировать и индивидуализировать исполнение наказаний, рационально применять меры, средства исправления осужденных и стимулировать их правопослушное поведение, и обусловлены необходимостью реализации рекомендаций, содержащихся в докладах Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания по итогам визитов в Российскую Федерацию, указавшего, что тюремное заключение, являющееся лишением свободы, само по себе представляет наказание, что условия содержания осужденных не должны усугублять страдания, испытываемые ими в заключении, что цель наказания должна состоять в том, чтобы все заключенные могли проводить разумную часть дня (8 часов или больше) за пределами своих камер, будучи занятыми осмысленной деятельностью различного характера, и обратившего
внимание на неприемлемость нахождения заключенных в камерах 23 часа из 24.
17). На просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач. В соответствии с ч. 1 ст. 94 УИК РФ, осужденные к пожизненному лишению свободы, имеют право на просмотр кинофильмов и видеофильмов, прослушивание радиопередач не реже одного раза в неделю в свободные от работы часы кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха.
При проведенном опросе в ИК-2 по Пермскому краю среди осужденных к пожизненному лишению свободы — 30% опрошенных в качестве предложения по улучшению содержания в ИК предлагали: «разрешить просмотр телевизора целый день в свободное время»; «увеличить просмотр программ телепередач в строгих условиях содержания до 2 часов 30 минут»; «увеличить время просмотра ТВ для всех осуждённых без учета условия содержания».
18). На приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей, подписку на газеты и журналы за счет собственных средств (ст. 95 УИК РФ), кроме изданий, пропагандирующих войну, разжигание национальной и религиозной вражды, культ насилия или жестокости, изданий порнографического характера.
В ходе анкетирования в Исправительной колонии особого режима ФКУ ИК-2 УФСИН России по Пермскому краю «Белый лебедь», 10% осужденных высказали недовольство ограниченным количеством книг.
19). На материально-бытовое обеспечение. Согласно ч. 1 ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного не может быть менее 2 кв. м., предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности, обеспечиваются одеждой по сезону с учетом климатических условий и индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами).
Минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205.
При проведенном опросе в ИК-2 по Пермскому краю среди осужденных к пожизненному лишению свободы — 80% опрошенных оценили материально-бытовое обеспечение удовлетворительно, 10% — негативно: «Отсутствие даже мыла — очень плохо!».
При этом, осужденные отдельно высказались о качестве постельного белья: 60%
дали оценку «удовлетворительно», 30% — «неудовлетворительно», аргументируя тем, что «белье плохо простирано». Кроме того, 60% опрошенных оценили условия посещения бани — удовлетворительно, однако 10% высказались негативно о качестве предоставления этого права по причине того, что приходится мыться в холодной воде.
В ходе указанного анкетирования осужденным к пожизненному лишению свободы было предложено высказать свои идеи по улучшению их материально-бытового обеспечения, среди которых можно выделить предложение о введении бальной системы оценки поведения осужденного и его участия в «общественной жизни» как критерии для улучшения условий содержания осужденных. В то же время 10% осужденных не пожелали вносить какие-либо предложения, высказав мнение, что улучшение условий их содержания будет зависеть «от изменения общей культурности общества», либо указали, что «у начальника голова на плечах — ему и думать!» [2. с. 33—34]
20). Право на обеспечение по установленным нормам продуктами питания. Минимальные нормы питания для осужденных к пожизненному лишению свободы устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005, № 205 (ред. от 18.04.2018)1.
Осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, кроме стоимости специального питания. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах (ст. 99 УИК РФ).
При проведенном опросе в Исправительной колонии особого режима ФКУ ИК-2 УФ-СИН России по Пермскому краю «Белый лебедь» среди осужденных к пожизненному лишению свободы — 70% опрошенных оценили качество питания удовлетворительно, 20 % — неудовлетворительно: «Плохое качество приготовления, скудный рацион».
1 Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 (ред. от 18.04.2018) «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах МВД РФ на мирное время» // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 09.03.2019).
21). На медико-санитарное обеспечение (ст. 101 УИК РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 101 УИК РФ, для медицинского обслуживания осужденных к пожизненному лишению свободы в исправительной колонии организуются медицинские части. При обострении хронических заболеваний или необходимости оказания специализированной помощи такие осужденные могут переводиться в лечебно-профилактические учреждения.
При проведенном опросе в Исправительной колонии особого режима ФКУ ИК-2 УФСИН России по Пермскому краю «Белый лебедь» среди осужденных к пожизненному лишению свободы — 60% опрошенных оценили качество медицинского обслуживания удовлетворительно, 30% — неудовлетворительно: «нет медикаментов, нет медосмотров»; 10% — никак не оценили, поскольку за медицинским обслуживанием не обращались. Проблема качества медицинского обслуживания поднималась осужденными отбывающими наказание в ФКУ ИК-2 и в обращениях к Уполномоченному по правам человека в Пермском крае — в соответствии с ежегодным докладом о деятельности Уполномоченного по правам человека в Пермском крае в 2017 году, от пожизненно осужденных из данного Исправительного учреждения, поступило 8 жалоб на не предоставление медицинской помощи [1, с. 8].
22). Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений конкретизируют следующие права осужденных, в том числе осужденных к пожизненному лишению свободы: на распоряжение личным временем, предусмотренным распорядком дня; на участие в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; пользование библиотекой, настольными играми; вступать в самодеятельные организации осужденных.
23). Осужденные к пожизненному лишению свободы имеют право на условно-досрочное освобождение, предусмотренное ч. 5 ст. 79 УК РФ.
Основные выводы
1. Анализ статистических данных, представленных в общем доступе ФСИН России, а также Судебным Департаментом при ВС РФ, предоставляет возможность увидеть основные права осужденных к пожизненному лишению свободы, их сущность и реализацию на практике в условиях существующего законодательства Российской Федерации.
2. Как можно увидеть, основные права осужденных к пожизненному лишению свободы отвечают принципам гуманизма.
Тем не менее, дискуссионным представляется право на условно-досрочное освобождение, осужденным к пожизненному лишению свободы. В научном толковании уголовного права появляются суждения, что в действующем законодательстве условно-досрочное освобождение — это не право, а обязанность суда, который тем самым реализует право осужденного на условно-досрочное освобождение» [5. с. 533—534].
Однако разъяснения по данному вопросу указываются в позиции Верховного Суда РФ, выраженную им в соответствующем Постановлении 2009 г. (п. 1): «Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено только к тем осужденным, которые, по признанию суда, для своего исправления не нуждаются в полном отбывании назначенного судом наказания и отбыли предусмотренную законом его часть»1.
3. Возникает вопрос о целесообразности применения данного института к осужденным к пожизненному лишению свободы. Так накопленный за период заключения «десоциализирующий потенциал» приведет к тому, что последствия условно-досрочного освобождения окажутся опасными не только для общества, но и негуманными для освобожденного. Так осужденный после отбытия им 25 лет лишения свободы и более, в зависимости от рекомендаций администрации
1 О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания: Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 21 апреля 2009 г. Рос. газета. 2009. 29 апр.
исправительного учреждения и решения суда, будучи полностью изолированный от внешнего мира оказавшись на свободе, попадет в определенные тяжелые условия. Отсутствие постоянного места жительства, места работы, потеря социальных связей едва ли окажут положительное влияние на «ре-социализацию» освобожденного. Наиболее реалистичным, видимо, было бы все же не условно-досрочное освобождение таких лиц, полностью утративших социальные связи, а перевод их в колонии-поселения (до практического решения вопросов о трудоустройстве либо до конца жизни).
Поэтому считаем условно-досрочное освобождение, осужденным к пожизненному лишению свободы должно применяться только в исключительных случаях в частности к осужденным, страдающим болезнями, включенными в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания2.
4. На законодательном уровне не решен вопрос о том что условно-досрочный характер освобождения осужденного к пожизненному лишению свободы предполагает испытательный срок, в течение которого возможна отмена условно-досрочного освобождения. Однако в законе никак не определяется его продолжительность. Можно согласиться с суждениями, что таким сроком должна быть вся оставшаяся жизнь освобожденного.
2 Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью». СПС КонсультантПлюс.
Список литературы
1. Миков, П. В. О деятельности Уполномоченного по правам человека в Пермском крае в 2017 году. Ежегодный доклад / П. В. Миков. — Пермь, 2018. — С. 20.
2. Осужденные и содержащиеся под стражей в России. По материалам специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, 12—18 ноября 2009 г. / под общ. ред. заслуженного юриста РФ Ю. И. Калинина; под науч. ред. д-ра юрид. наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ В. И. Селиверстова. — М. : ИД «Юриспруденция», 2012. — С. 348.
3. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СОЗД ГАС «Законотворчество». — URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/126039-5 (дата обращения: 14 августа 2018 г.).
4. Статистические данные [Электронный ресурс] // Федеральная служба исполнения наказаний. — URL: http://фсин.рф/statistics/ (дата обращения: 09.03.2019).
5. Уголовно-исполнительное право России. Общая и Особенная части. — М. : Юрайт, 2012. — 751 с.
6. Уголовно-исполнительное право : учебник для СПО / И. Я. Козаченко [и др.] ; под общ. ред. А. П. Деткова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 408 с.
References
1. Mikov, P. V. O deyatelnosti Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Permskom krae v 2017 godu. Yezhegodnyy doklad / P. V. Mikov. — Perm, 2018. — S. 20.
2. Osuzhdennye i soderzhashchiesya pod strazhey v Rossii. Po materialam spetsialnoy perepisi osuzhdennykh i lits, soderzhashchikhsya pod strazhey, 12—18 noyabrya 2009 g. / pod obshch. red.
zasluzhennogo yurista RF Yu. I. Kalinina; pod nauch. red. d-ra yurid. nauk, professora, zasluzhennogo deyatelya nauki RF V. I. Seliverstova. — M. : ID «Yurisprudentsiya», 2012. — S. 348.
3. Poyasnitelnaya zapiska k proektu federalnogo zakona «O vnesenii izmeneniya v statyu 12 Ugolovno-ispolnitelnogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs] // SOZD GAS «Zakonotvorchestvo». — URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/126039-5 (data obrashcheniya: 14 avgusta 2018 g.).
4. Statisticheskie dannye [Elektronnyy resurs] // Federalnaya sluzhba ispolneniya nakazaniy. — URL: http://fsin.rf/statistics/ (data obrashcheniya: 09.03.2019).
5. Ugolovno-ispolnitelnoe pravo Rossii. Obshchaya i Osobennaya chasti. — M. : Yurayt, 2012. — 751 s.
6. Ugolovno-ispolnitelnoe pravo : uchebnik dlya SPO / I. Ya. Kozachenko [i dr.] ; pod obshch. red. A. P. Detkova. — M. : Izdatelstvo Yurayt, 2018. — 408 s.
УДК 343.2
СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА ПРЕСТУПНОГО ОБОРОТА СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ НЕГЛАСНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Семенов В. Р.
Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию: 12.09.2019.
С. 43—47
Уголовно-правовое регулирование оборота специальных технических средств для негласного получения информации в современных условиях приобретает все большую актуальность. Вместе с тем, указанная сфера общественных отношений нуждается в законодательной доработке. До сих пор остается открытым вопрос об определении предмета преступления. В настоящей статье анализируется действующее законодательство, раскрывающее признаки предмета преступления, предусмотренного ст. 138.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Ключевые слова: преступление, уголовная ответственность, предмет преступления, специальные технические средства, информация.
COMPLEX ISSUES OF DEFINITION OF THE SUBJECT OF CRIMINAL TURNOVER OF SPECIAL TECHNICAL MEANS INTENDED FOR SECRET OBTAINING OF INFORMATION
Semenov V. R
Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia E-mail: [email protected]
Criminal-legal regulation of the turnover of special technical means for secret information in modern conditions is becoming increasingly important. At the same time, the specified sphere of public relations needs legislative improvement. The question of the definition of the subject