УДК 343.2/.7
ПРАВА ЛИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ НАЦИОНАЛЬНОГО МИРА И СОГЛАСИЯ
Татарников Владимир Германович
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия, заместитель председателя комиссии по правам человека, общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур Общественной палаты Иркутской области, г. Иркутск, e-mail: [email protected]
INDIVIDUAL RIGHTS AND PROBLEMS OF CRIMINAL LAW PROTECTION OF NATIONAL PEACE AND HARMONY
Vladimir Tatarnikov
Candidate of Law, Associate Professor, Department of Criminal Law of the East-Siberian Branch of the Russian State University of Justice, Deputy Chairman of the Commission on Human Rights, Public Control over the Activities of Law Enforcement Agencies and Power Structures of the Public Chamber of the Irkutsk Region, Irkutsk
АННОТАЦИЯ
Рассматриваются проблемы совершенствования норм об уголовной ответственности за преступления против национального мира и согласия. Предлагается преступления, направленные против национального мира и согласия, выделить в отдельную главу раздела X Уголовного кодекса РФ «Преступления против национального мира и согласия». Кроме того, по мнению автора, в санкциях за тяжкие и особо тяжкие преступления против национального мира и согласия в качестве основной меры наказания необходимо предусматривать лишение свободы, исключив из санкций за их совершение штраф как основную меру наказания.
ABSTRACT
The article deals with the problems of improving the norms of criminal responsibility for crimes against national peace and harmony. It is proposed that crimes against national peace and harmony should be included in a separate Chapter of section X of the Criminal code of the Russian Federation "Crimes against national peace and harmony". In addition, according to the author, the sanctions for serious and particularly serious crimes against national peace and harmony should provide for deprivation of liberty as the main punishment, excluding from the sanctions for their Commission a fine as the main punishment.
Ключевые слова: преступления против национального мира и согласия, возбуждение ненависти и вражды на национальной, расовой, религиозной почве, санкции, лишение свободы, штраф.
Keywords: crimes against national peace and harmony, incitement of hatred and enmity on national, racial, religious grounds, sanctions, imprisonment, fine.
Формулируя основы конституционного строя, Конституция РФ в ст. 3 устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Государство согласно ст. 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объедине-
ниям, а также других обстоятельств1. Обеспечение национального мира и согласия, борьба с проявлениями национальной, расовой и религиозной нетерпимости является одной из важнейших задач Российской Федерации и мирового сообщества.
Важная роль в охране общественных отношений по обеспечению национального мира и согласия принадлежит уголовному законодательству. Следует согласиться, что установление уголовной ответственности за пре-
1 Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12.12.1993 // Собр. законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
ступления, направленные на возбуждение ненависти и вражды на национальной, расовой, религиозной почве, социально обусловлено [1, с. 143—144]. Как показывает анализ, действующее уголовное законодательство России, направленное на защиту национального мира и согласия, имеет ряд существенных недостатков. Работа по совершенствованию уголовно-правовой охраны общественных отношений, обеспечивающих национальное равноправие, межнациональный мир и согласие, должна вестись по следующим направлениям.
Во-первых, это систематизация норм об уголовной ответственности за преступления против национального мира и согласия. В действующем уголовном законодательстве указанные нормы зачастую не систематизированы и их конструкция не в полной мере отражает реальную общественную опасность таких преступлений.
Это видно уже из расположения указанных норм в разделах и главах Уголовного кодекса. Так, нормы о преступлениях, связанных с причинением тяжкого, средней тяжести, а также легкого вреда здоровью на почве расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды (п. «е» ч. 2 ст. 111 УК РФ, п. «е» ч. 2 ст. 112 УК РФ, п. «б» ч. 2 ст. 115 УК РФ), находятся в гл. 16 УК РФ о преступлениях против жизни и здоровья раздела VII УК РФ (преступления против личности). В то же время состав дискриминации по национальному расовому и другим признакам (ст. 136 УК РФ) включен в гл. 19 УК РФ о преступлениях против конституционных прав и свобод человека. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка и т. д., предусмотрены ст. 282 УК РФ, расположенной в гл. 29 УК РФ о преступлениях против конституционного строя и безопасности государства разд. X УК РФ (преступления против государственной власти)1 (табл. 1).
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»2 указал, что
1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 // Собр. законодательства РФ. 1996. №25. Ст. 2954.
2 О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. № 8.
под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, следует понимать, в частности, высказывания, в том числе обосновывающие необходимость применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц.
Таким образом, в настоящее время лицо, призывающее других к противоправным действиям, направленным против лиц той или иной расы, национальности и т. д., отвечает в рамках ст. 282 УК РФ за преступление против государственной власти. В то же время реализация этих призывов, связанная с причинением вреда здоровью той или иной тяжести по мотивам расовой или национальной ненависти, или вражды, рассматривается как преступление против личности, предусмотренное, например, п. «е» ч. 2 ст. 111 УК РФ, п. «е» ч. 2 ст. 112 УК РФ и другими нормами, содержащимися в гл. 16 разд. VII УК РФ.
Между тем структура Особенной части Уголовного кодекса строится исходя из объекта посягательства. При совершении посягательств на личность по мотивам принадлежности потерпевшего к той или иной национальной, расовой и другой группе для виновного имеет значение не личность потерпевшего как таковая, а его принадлежность к соответствующей расовой, национальной и другой группе. По этой причине методологически неправильно, исходя только из факта причинения физического вреда личности потерпевшего, любое посягательство, повлекшее причинение вреда здоровью той или иной тяжести, относить к преступлениям против личности. Именно поэтому, исходя из объекта посягательства, преступления, связанные, например, с применением насилия к лицу, являющемуся представителем власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, рассматриваются не как преступление против личности, а как деяния, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие порядок управления (гл. 32 разд. X УК РФ).
Заметим также, что в Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. ответственность за нарушение национального и расового равноправия, т. е. за пропаганду или агитацию с целью возбуждения расовой или национальной вражды или розни, а равно прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости
1(23) / 2020 ГЛАГОЛЪ
ПРАВОСУДИЯ
Таблица 1
Нормы об ответственности за преступления против национального мира и согласия
в структуре УК РФ
Состав преступления Его место в структуре УК РФ
Раздел УК РФ Глава УК РФ
Причинение тяжкого, средней тяжести, легкого вреда здоровью, побои на почве расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды. Статьи 111, 112, 115, 116 УК РФ Раздел VII. Преступления против личности Глава 16. Преступления против жизни и здоровья
Дискриминация по национальному, расовому и другим признакам (ст. 136 УК РФ) Раздел VII. Преступления против личности Глава 19. Преступления против конституционных прав и свобод человека
Хулиганство, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ) Раздел IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка Глава 24. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
Возбуждение ненависти либо вражды по национальному, расовому и др. признакам (ст. 282 УК РФ) Раздел X. Преступления против государственной власти Глава 29. Преступления против конституционного строя и безопасности государства
от их расовой или национальной принадлежности, предусматривалась ст. 74 УК РСФСР, которая находилась в главе первой Уголовного кодекса— «Государственные преступления»1. Хотя данная норма, как отмечается в юридической литературе, подвергалась изменениям и имела определенные недостатки [3, с. 54—55], в целом подход законодателя к оценке деяний, преследуемых в соответствии со ст. 74 УК РСФСР как государственные преступления, является правильным.
В этой связи целесообразно преступления, направленные против национального мира и согласия, рассматривать как разновидность преступлений, направленных против основ конституционного строя и государственной власти. Указанные преступления следует выделить в отдельную главу разд. X Уголовного кодекса РФ «Преступления против национального мира и согласия» [4, с. 89—90]. Такой подход будет в большей мере соответствовать принятой структуре Особенной части УК РФ, которая строится по разделам, исходя из общности родового объекта посягательства и видового объекта, являющегося критерием для описания того или иного состава преступления в главе, входящей в соответствующий раздел УК РФ.
Во-вторых, нуждается в совершенствовании система санкций за рассматриваемые пре-
1 Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591.
ступления. Особая общественная опасность этих преступлений очевидна. Поэтому санкции за их совершение должны отличаться от санкций за преступления, совершаемые по бытовым мотивам. За преступления, отличающиеся повышенной общественной опасностью, устанавливаются более строгие санкции. Это достигается различными способами, в том числе путем установления в санкции соответствующей нормы Уголовного кодекса не только максимального, но и минимального предела наказания. Именно так выглядели санкции за наиболее опасные преступления в первоначальной редакции Уголовного кодекса РФ.
Федеральным законом 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ2 в УК РФ внесены изменения, которые привели к тому, что минимальный предел наказания в санкциях за большинство тяжких и даже особо тяжких преступлений был исключен. Так, в санкции ч. 2 ст. 111 УК РФ за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы даже в случае совершения преступления в отношении нескольких лиц, организованной группой и т. д. не установлен минимум наказания. Практически это означает, что за любое из этих преступлений,
2 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 07.03.2011 № 26-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2011. № 11. Ст. 1495.
в том числе совершенное при отягчающих и даже при особо отягчающих обстоятельствах, может быть назначено наказание в виде лишения свободы на два месяца, поскольку такой минимальный срок для данного наказания установлен ст. 56 УК РФ.
Такой подход не соответствует реальной общественной опасности рассматриваемых деяний. Представляется необходимым в санкциях за все преступления против национального мира и согласия, относящиеся к тяжким и особо тяжким, предусматривать не только максимум, но и минимум наказания в виде лишения свободы.
Обращает на себя внимание установление в санкциях за наиболее опасные преступления
экстремистского характера, совершаемые на почве национальной, расовой ненависти, мер наказания, не связанных с лишением свободы. Например, за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 282 УК РФ) в качестве основных мер наказания установлены: штраф, принудительные работы, лишение свободы. За организацию экстремистской организации (ч. 1 282.1 УК РФ) предусмотрен штраф либо лишение свободы. Финансирование экстремистской организации при отягчающих обстоятельствах с использованием служебного положения (ч. 2 ст. 282.3 УК РФ) наказывается штрафом либо лишением свободы (табл. 2).
Таблица 2
Санкции за преступления против национального мира и согласия
Состав преступления Виды основных наказаний
Хулиганство по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ) Штраф, обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы, лишение свободы
Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 282 УК РФ) Штраф, принудительные работы, лишение свободы
Организация экстремистской организации (ч. 1 ст. 282.1 УК РФ) Штраф либо лишение свободы
Финансирование экстремистской организации при отягчающих обстоятельствах с использованием служебного положения (ч. 2 ст. 282.3 УК РФ) Штраф либо лишение свободы
В 2018 г. из 426 лиц, осужденных судами Российской Федерации по ст. 282 УК РФ, к 65 лицам (15 %) был применен штраф в качестве основной меры наказания1. Представляется неуместным предусматривать за преступления экстремистской направленности в качестве основных наказания имущественного характера, особенно если эти преступления относятся к категории тяжких или особо тяжких. За такого рода деяния должны применяться наказания, носящие личный характер (лишение свободы, принудительные работы). Что касается штрафа, то такая мера наказания применительно к рассматриваемой категории преступлений уместна лишь как дополнительное наказание к лишению свободы или принудительным работам. Кроме того, для лиц, совершающих преступления такого рода, наиболее целесообразны наказания длящегося характера, связанные с кон-
тролем за поведением осужденного со стороны органов, ведающих исполнением приговора.
В-третьих, необходимо различать преступления, посягающие на общественные отношения в сфере национального мира и согласия, и другие внешне сходные преступления против общественного порядка. Одним из наиболее типичных преступлений против общественного порядка является хулиганство. Традиционно в УК РСФСР и в первоначальной редакции ст. 213 УК РФ хулиганство рассматривалось как грубое нарушение общественного порядка. Однако в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 211-ФЗ как хулиганство стали расцениваться подобные действия, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды либо по мотивам ненависти или
1 Официальный сайт судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ш/ index.php?id=79&item=4894
1(23)/2020
ГЛАГ О Л Ъ
ПРАВОСУДИЯ
вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ)1.
Таким образом, в результате внесенных в УК РФ изменений законодатель допустил возможность совершения одного преступления по двум различным мотивам: хулиганским и связанным с национальной, расовой и т. п. ненавистью. Такой подход противоречит пониманию мотива преступления как осознанного побуждения к действию [5, с. 68].
В основе любого преступления лежит один мотив, который и определяет его направленность (например, корысть, ревность, хулиганские побуждения и т. п.). Хулиганские действия направлены всегда против общественного порядка, а рассматриваемые преступления посягают на национальное и расовое равноправие. Поэтому действия, объективно сходные с преступлениями хулиганской направленности, но совершаемые по мотивам ненависти по расовым, национальным, религиозным и т. п. признакам, должны рассматриваться как деяния, посягающие на интересы национального мира и согласия, а в конечном итоге на основы конституционного строя Российской Федерации. На несовершенство формулировки мотивов преступления, предусмотренного ст. 213 УК РФ, справедливо обращается внимание в юридической литературе [2, с. 48-49].
В этой связи, учитывая особую актуальность борьбы с преступлениями такого рода, представляется целесообразным:
Во-первых, преступления, направленные против национального мира и согласия, выделить в отдельную главу разд. X Уголовного кодекса РФ «Преступления против национального мира и согласия».
Во-вторых, в санкциях за тяжкие и особо тяжкие преступления против национального мира и согласия в качестве основной меры наказания предусматривать лишение свободы, исключив из санкций за их совершение штраф как основную меру наказания.
В-третьих, в диспозициях норм особенной части УК РФ при описании преступлений против национального мира и согласия не смешивать их с внешне сходными деяниями, посягающими на общественный порядок.
Список литературы
1. Жеребченко А. В. Социальная обусловленность установления уголовной ответственности за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 143—150.
2. Кунашев А. А. Квалификация преступлений против личности, совершенных по мотивам ненависти или вражды при сочетании с другими мотивами // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2010. № 2 (16). С. 46^9.
3. Кунц Е. В. К вопросу о развитии отечественного уголовного законодательства об ответственности за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды // Вестник Челябинского государственного университета. Сер.: Право. 2011. № 29 (244). С. 52—55.
4. Татарников В. Г., Амуглонова Ц. Ц. О системе преступлений против национального мира и согласия / / Сибирь — территория межнационального мира и согласия : сб. материалов I межрегион, форума Сиб. федер. округа (Иркутск, 29—30 мая, 2014 г.). Иркутск, 2014. С. 89-91.
5. Уголовное право (Общая часть) в вопросах и ответах / Г. С. Гаверов, В. А. Авдеев, В. Г. Татарников, М. С. Крутер. Иркутск, 1999. 197 с.
1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму : федер. закон от 24 июля 2007 г. №211-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4008.