Научная статья на тему 'НАКАЗАНИЕ ЗА УБИЙСТВО: ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ КНР'

НАКАЗАНИЕ ЗА УБИЙСТВО: ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ КНР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2013
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УК КНР / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / НАКАЗАНИЕ / УБИЙСТВО / СМЕРТНАЯ КАЗНЬ / ПОЖИЗНЕННОЕ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ / ОТСРОЧКА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Драузина А. Ю.

Уголовно-правовая политика КНР справедливо рассматривается современными учеными как одна из самых строгих по отношению к лицам, привлекаемым к уголовной ответственности. В действующем УК КНР в санкциях 45 статей из 350 предусмотрено наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения наказания в качестве альтернативы первому. В связи с этим актуальным представляется исследование уголовной ответственности по уголовному законодательству КНР в отношении такого тяжкого преступления, как убийство. В исследовании рассмотрена общая характеристика уголовной ответственности по действующему законодательству Китая и детально проанализирован нормативный массив в отношении назначения, дифференциации и исполнения наказания за убийство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUNISHMENT FOR MURDER: CHARACTERISTIC OF CRIMINAL LIABILITY UNDER THE LAW OF THE PRC

The criminal law policy of the PRC is rightly considered by modern scholars as one of the most stringent in relation to persons brought to criminal responsibility. In the current Criminal Code of the PRC, 45 out of 350 sanctions provide for punishment in the form of the death penalty or life imprisonment as an alternative to the first. In this regard, it is relevant to study the criminal liability of the PRC in relation to such a grave crime as murder. The study examines the general characteristics of criminal responsibility under the current legislation of China and analyzes in detail the rules regarding the appointment, differentiation and execution of punishment for murder.

Текст научной работы на тему «НАКАЗАНИЕ ЗА УБИЙСТВО: ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ КНР»

НАКАЗАНИЕ ЗА УБИЙСТВО: ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ КНР

А.Ю. Драузина, магистрант

Хабаровский государственный университет экономики и права (Россия, г. Хабаровск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-5-3-80-84

Аннотация. Уголовно-правовая политика КНР справедливо рассматривается современными учеными как одна из самых строгих по отношению к лицам, привлекаемым к уголовной ответственности. В действующем УК КНР в санкциях 45 статей из 350 предусмотрено наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения наказания в качестве альтернативы первому. В связи с этим актуальным представляется исследование уголовной ответственности по уголовному законодательству КНР в отношении такого тяжкого преступления, как убийство. В исследовании рассмотрена общая характеристика уголовной ответственности по действующему законодательству Китая и детально проанализирован нормативный массив в отношении назначения, дифференциации и исполнения наказания за убийство.

Ключевые слова: УК КНР, уголовная ответственность, преступление, наказание, убийство, смертная казнь, пожизненное лишение свободы, исполнение наказания, отсрочка исполнения наказания.

Направленность уголовно-правовой политики любого государства оценивается в значительной мере сквозь призму строгости уголовной ответственности. Основное мерило данного критерия - наказание, применяемое к лицам, признанным виновными в совершении преступления. Китайский законодатель в данном вопросе отличается крайней жёсткостью. Перечень наказаний, предусмотренных уголовным кодексом КНР можно назвать достаточно емким, но исчерпывающим: в соответствии со ст. 32 УК КНР систему наказаний образуют основные виды (к ним относится надзор, краткосрочный арест, срочное лишение свободы, бессрочное лишение свободы, предусмотренные ст. 33) и дополнительные виды (денежный штраф, лишение политических прав, конфискация имущества, установленные ст. 34 УК КНР). Говоря о направлении уголовно-правовой политики по данному вопросу, актуальным остается мнение Т.Р. Сабитова, который, исследуя ст. 2 УК КНР, приходит к выводу, что «основными задачами выступает борьба с преступностью с целью защиты прав личности посредством применения наказания» [1, с. 77]. На этом основании справедливой представляется точка

зрения К.Н. Шумковой, которая ведет речь о том, что «целями наказания в китайской концепции уголовно-правовой политики являются, прежде всего, возмездие и борьба с преступностью, а не исправление преступников, как в концепциях уголовно-правовой политики западных государств» [2, с. 271].

Далее стоит отойти от общих формальных оценок, характеризующих весь институт наказаний в уголовном праве КНР, поскольку в контексте данного исследования внимания заслуживает не весь массив имеющихся норм, а санкция отдельно взятой статьи УК КНР, а именно - убийство.

Ст. 232 УК КНР устанавливает: «Умышленное убийство наказывается смертной казнью, бессрочным лишением свободы или лишением свободы на срок свыше 10 лет; при смягчающих обстоятельствах - наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет». Данное преступление отнесено к категории тягчайших преступлений, и ответственность за него соответствующая - высшая мера наказания.

Говоря о правилах назначения наказания, следует сказать, что помимо общих с российским законодательством правил,

таких как учет смягчающих и отягчающих обстоятельств, запрет применения высшей меры наказания к беременным женщинам и лицам, не достигшим 18-летнего возраста, есть и определенная специфика, которая не свойственна законодателям иных стран данного региона.

Рассматривая общие с отечественной моделью правила назначения наказания, следует отметить, что наказанием при совершении убийства с отягчающими обстоятельствами преступления может быть высшая мера, бессрочное лишение свободы или лишение свободы от 10 лет; при смягчающих обстоятельствах - от 3 до 10 лет. К отягчающим обстоятельствам законодателем отнесены: массовый грабеж; беспорядки; мародерство во время предотвращения и контроля над возникшей эпидемией, повлекшее смерть; выбивание свидетельских показаний с помощью насилия, повлекшего смерть; жестокое обращение надзирателей исправительных учреждений, повлекшее смерть; убийство двух и более лиц; убийство с особой жестокостью.

Следует отметить, что специфика построения норм и сложность языка-первоисточника ставит перед любым исследователем, вникающем в специфику китайского законодательства, преграду в понимании и оценке конкретных норм. Так, уголовным кодексом КНР в качестве отягчающего обстоятельства установлено «подлое намерение убийство». Доподлинно понять, что вкладывал нормотворче-ский орден в данную формулировку затруднительно, однако можно провести некоторую аналогию с российским законодательством. Так, ч. 2 ст. 105 УК РФ предусмотрены квалифицирующие признаки, такие как убийство с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, или убийство из корыстных побуждений или по найму, в связи с осуществлением лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга. Допустимо предположить, что под «подлыми намерениями» китайским законодателем рассматривались именно подобные деяния. Имеется еще одна неоднозначная для понимания формулировка: «вредное влия-

ние на общество». Здесь допустимо провести аналогию с п. «и» ч. 2 ст. 105 УК РФ, предусматривающей ответственность за убийство из хулиганских побуждений.

Смягчающими обстоятельствами УК КНР признает превышение пределов необходимой обороны, аморальное поведение потерпевшего. Как и в случае с отягчающими обстоятельствами, следует сделать акцент на норму, рассматривающей в качестве смягчающего обстоятельства убийство из убеждения - «принцип превыше». Сопоставляя данную норму с отечественным законодательством, можно предположить, что в данном случае речь идет об убийстве по мотиву кровной мести или по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. «е1», «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ соответственно).

Как уже упоминалось ранее, за убийство предусмотрено наказание в виде смертной казни либо пожизненного лишения свободы в качестве альтернативной меры. Необходимо подробно остановиться на правилах применения и исполнения данных видов наказания.

Смертная казнь может назначаться лицам, совершившим особо тяжкие преступления. Из данного правила имеются обоснованные исключения. Так, в соответствии со ст. 49 УК КНР, смертная казнь не может применяться к лицам, на момент совершения не достигшим возраста 18 лет. Данное правило соотносится с требованиями ч. 2 ст. 59 УК РФ, согласно которой «смертная казнь не назначается [...] лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет». Также данная норма УК КНР распространяет свое действие на женщин, в момент судебного разбирательства находящихся в состоянии беременности. Здесь очевидны различия с российским законодательством, поскольку в соответствии с ранее названной нормой УК РФ к женщинам (независимо от наличия или отсутствия беременности) недопустимо применение смертной казни. Для беременных же женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, в соответствии

с требованиями ч. 1 ст. 82 УК РФ применяется отсрочка исполнения наказания. В УК КНР предусмотрен лишь запрет на применение смертной казни к виновной [3, с. 195]. Однако, винить в китайского законодателя в излишней строгости не нужно, поскольку имеется иное, позитивное по сравнению с российской нормой, отличие. К женщине, которая в период рассмотрения уголовного дела и нахождения в СИЗО перенесла гибель плода, также не может применяться высшая мера наказания. Данное правило было установлено постановлением Верховного суда по вопросам возможности применения высшей меры к беременным женщинам, находящимся в СИЗО, от 4 августа 1998 г. При назначении наказания при указанных обстоятельствах следует исходить из правила, что «к такой женщине относятся как к «беременной во время следствия» и не применяют высшую меру наказания» [4, с. 22].

Отдельного внимания заслуживает исключительное, применяемое только в законодательстве КНР, правило об отсрочке исполнения смертной казни. Ст. 48 УК КНР устанавливает: «В отношении осужденных к смертной казни, когда нет необходимости приговор приводить в исполнение немедленно, одновременно с вынесением приговора к смертной казни его исполнение может быть отсрочено на 2 года с направлением осужденного на исправительно-трудовые работы и осуществлением наблюдения за его поведением» Ст. 50 УК КНР, расширяя установленное вышеназванной нормой правило, закрепляет также возможность замены высшей меры наказание на менее строгую: «Если осужденный к высшей мере наказания с отсрочкой исполнения приговора в период отсрочки не совершил умышленного преступления, то по истечении двух лет смертная казнь может быть заменена пожизненным лишением свободы».

Закономерно, что законодатель не просто так делает подобные поблажки. Искупление вины может проявляться в способствовании раскрытию преступлений, о которых неизвестно правоохранительным органам, либо сообщение сведений или предоставление информации, которые мо-

гут быть использованы в качестве доказательств по другим уголовным делам. При подомном раскаянии по истечению двухлетней отсрочки смертная казнь может быть заменена, при этом позитивным представляется то обстоятельство, что наказание заменяется не на тождественное пожизненное лишение свободы, а на срочное наказание от 15 до 20 лет. Нарушение же требований о надлежащем поведении во время отсрочки исполнения наказания, которое проявляется в совершении нового умышленного преступления, влечет за собой немедленное исполнение приговора, которое производится на основании санкции Верховного суда.

Несмотря на весьма позитивный характер такого механизма, как отсрочка приведения в исполнения наказания в виде смертной казни, он не редко подвергается критики, поскольку срок отсрочки весьма ограничен во времени, что не позволяет данной мере реализовать свой благоприятный характер для привлекаемого к ответственности лица.

Как уже упоминалось выше, санкция за убийство имеет альтернативную конструкцию, и помимо смертной казни может быть применено пожизненное лишение свободы. УК КНР не содержит ограничений для применения бессрочного лишения свободы, что свидетельствует о несовершенстве данной меры уголовной ответственности, поскольку наказание отдано полностью на откуп суду и его субъективному усмотрению. Дабы устранить обвинительный уклон уголовного закона в данном вопросе, предусмотрена возможность замены бессрочного лишения свободы на наказание с определенным сроком в том случае, если поведение осужденного свидетельствовало о его раскаянии, он не допускал нарушений режима исправительного учреждения, заслужил поощрения за полезную деятельность для общества и государства.

Перевоспитание и активная социально-трудовая деятельность выступает важным мерилом уголовной ответственности по законодательству КНР. Так, в соответствии со ст. 46 УК КНР «каждый трудоспособный осужденный проходит трудо-

вое перевоспитание». Осужденные к срочному и бессрочному лишению свободы содержатся в тюрьме либо в исправительно-трудовых учреждениях. А.Е. Федяев, анализируя вышеназванную норму закона, указывает, что «в отличие от значительной части европейских государств, китайский законодатель предусматривает в качестве цели пожизненного лишения свободы не столько кару, сколько исправление и воспитание преступника» [5, с. 51].

Н.Х. Ахметшин, исследуя уголовную ответственность КНР, оценивал пожизненное лишение свободы следующим образом: «Конечной целью использования бессрочного лишения свободы является все-таки перевоспитание преступника в нового человека» [6, с. 59]. Приведенная точка зрения вполне вписывается в традиционные представления китайских юристов, согласно которым наказание имеет своей задачей предостеречь других от совершения преступлений, устрашить потенциальных преступников и одновременно его применение направлено на то, чтобы изменить душу совершившего конкретное преступление, "побудить его к добру" [5, с. 51].

В случае замены смертной казни или пожизненного лишения свободы срочным лишением свободы в качестве дополнительного наказания может быть назначено наказание в виде лишения политических прав. Данная мера может выступать только в качестве дополнительного наказания к лишению свободы на определенный срок, поскольку в случае назначения высшей меры наказания или ее альтернативы лицо лишается своих прав пожизненно. В качестве дополнительного наказания срок применения данный меры может составлять от 3 до 10 лет (ст. 57 УК КНР).

Особого внимания в контексте вопроса исполнения наказания за убийство заслу-

живает принятые 25 февраля 2011 г. на Девятнадцатом заседании Постоянного Комитета ВСНП одиннадцатого созыва «Поправки к Уголовному кодексу Китайской Народной Республики (№ 8)» [7, с. 62]. Изменения затронули 50 статей УК и вступили в силу 1 мая 2011 г. Данные Поправки предусмотрели ряд изменений по вопросам условно-досрочного освобождения лиц, приговоренных к пожизненному лишению свободы. Ранее порог, достижение которого являлось достаточным для реализации права на УДО, составлял 10 лет. После изменений 2011 года он повышен до 13 лет. Также были ужесточены требования к последствиям применения условно-досрочного освобождения: теперь следует учитывать влияние условно-досрочно освобожденного преступника на окружение, в котором он будет находиться после освобождения.

Подводя итог проанализированному нормативному и теоретическому материалу, можно сказать, что уголовное законодательство КНР в вопросе назначения наказания за убийство нельзя назвать чрезмерно строгим. Любые ужесточающие механизмы нейтрализуются поощрительными мерами, такими как отсрочка исполнения смертной казни, замена пожизненного лишения свободы на срочное и др. Можно заключить, что наказание за убийство соотносится с положениями уголовных норм прогрессирующих держав мира, в том числе и с российскими. Останавливаясь на вопросе соотношения УК РФ и УК КНР, также следует отметить, что имеется ряд тождественных положений, особенно в вопрос учета при назначении наказания отягчающих и смягчающих обстоятельств, а также возможность его смягчения при надлежащем, общественно-полезном и эффективном для правоохранительных органах поведении.

Библиографический список

1. Сабитов, Т. Р. Принципы уголовного права стран Дальнего Востока: сравнительно-правовой анализ на примере КНР, Японии и КНДР // Вестник Новосибирского государственного университета. Право. - 2008. - №1. - С. 75-82.

2. Шумкова К.Н. Содержание, сущность и цели наказания в уголовном праве ряда азиатских стран (на примере Китая, Японии, Кореи) // Бизнес. Образование. Право. - 2019. -№ 3 (48). - С. 269-274.

3. Маслова Е.Н. Преступления против жизни по Уголовному Кодексу Китая / Е.Н. Маслова, В.А. Кулакова // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: Материалы III международной научно-практической конференции, Благовещенск-Хэйхэ-Харбин, 15-20 мая 2013 года / отв. ред. Д.В. Буяров. Благовещенск-Хэйхэ-Харбин: Благовещенский государственный педагогический университет, 2013. - С. 192-195.

4. Расследование уголовных дел. Мнение обвинения и защиты. Преднамеренное убийство, нанесение вреда здоровью / Гл. ред. Чжан Цзин; Рукописный пер. с кит. Дроздова В.П. - Пекин: Изд-во прокуратуры Китая, 2005. - С. 22.

5. Федяев А.Е. Сравнительно-правовой анализ некоторых видов уголовных наказаний по законодательству Китая, Республики Корея и Японии // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. - 2005. - № 9. - С. 49-53.

6. Ахметшин Н.Х. История уголовного права КНР. - М.: Ин-т гос-ва и права РАК, 2005.

7. Пан Дунмэй. Новые тенденции развития уголовного законодательства в Китае (интерпретация «Поправок к Уголовному кодексу китайской Народной Республики (№ 8)» // Всероссийский криминологический журнал. - 2011. - №2. - С. 61-67.

PUNISHMENT FOR MURDER: CHARACTERISTIC OF CRIMINAL LIABILITY UNDER THE LAW OF THE PRC.

A.U. Drauzina, Graduate Student

Khabarovsk State University of Economics and Law

(Russia, Khabarovsk)

Abstract. The criminal law policy of the PRC is rightly considered by modern scholars as one of the most stringent in relation to persons brought to criminal responsibility. In the current Criminal Code of the PRC, 45 out of 350 sanctions provide for punishment in the form of the death penalty or life imprisonment as an alternative to the first. In this regard, it is relevant to study the criminal liability of the PRC in relation to such a grave crime as murder. The study examines the general characteristics of criminal responsibility under the current legislation of China and analyzes in detail the rules regarding the appointment, differentiation and execution of punishment for murder.

Keywords: Criminal Code of the People's Republic of China, criminal responsibility, crime, punishment, murder, death penalty, life imprisonment, execution of punishment, deferral of execution of punishment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.