Научная статья на тему 'Права и обязанности налогоплательщиков в зарубежных странах'

Права и обязанности налогоплательщиков в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
685
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНВЕНЦИИ / ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА / ПРАВОВАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / ЗАКОН ОБРАТНОЙ СИЛЫ НЕ ИМЕЕТ / ПРИНЦИП РАВЕНСТВА И ПРАВОСПОСОБНОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ / СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО / СУДЕБНЫЙ НАДЗОР / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ОЭСР / TIEA / ЕКПЧ / МПГПП / ХАРТИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ / НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ / ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / СТАТУС / УПЛАТА НАЛОГОВ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / TAXPAYERS / INTERNATIONAL CONVENTIONS / RULE OF LAW / LEGAL CERTAINTY / THE LAW HAS NO RETROACTIVE EFFECT / THE PRINCIPLE OF EQUALITY AND LEGAL CAPACITY OF TAXPAYERS / JUDICIAL PROCEEDINGS / JUDICIAL SUPERVISION / TAX POLICY / OECD / ECHR / ICCPR / TAXPAYERS ' CHARTER / TAX SYSTEMS / FOREIGN COUNTRIES / STATUS / PAYMENT OF TAXES / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецов Леонид Дмитриевич

В этой статье рассмотрены основные права налогоплательщиков в соответствии с международными конвенциями по правам человека. Налогоплательщики зарубежных стран имеют правовую определенность. Основополагающим принципом в этих странах, влияющим на налоговое право считается принцип в том, что «все налоги должны основываться на законе». Кроме того, в законодательстве развитых зарубежных стран, как и в российском законодательстве, существует принцип, когда закон обратной силы не имеет. Имеется также принцип равенства и правоспособности налогоплательщиков. В этих странах существует право на надлежащее судебное разбирательство и надлежащий судебный надзор. Налогоплательщик имеет право на защиту в суде, а также в административном производстве по налоговым делам Установлены права налогоплательщиков в соответствии с международными конвенциями по правам человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rights and obligations of taxpayers in foreign countries

This article discusses the basic rights of taxpayers in accordance with international human rights conventions. Taxpayers of foreign countries have legal certainty. The fundamental principle in these countries affecting tax law is the principle that "all taxes must be based on the law". Besides, in the legislation of the developed foreign countries, as well as in the Russian legislation, there is a principle when the law has no retroactive force. There is also the principle of equality and legal capacity of taxpayers. In these countries, there is a right to due process and due judicial review. The taxpayer has the right to protection in court, and also in administrative proceedings on tax cases the rights of taxpayers according to the international conventions on human rights are Established

Текст научной работы на тему «Права и обязанности налогоплательщиков в зарубежных странах»

Права и обязанности налогоплательщиков в зарубежных странах

Кузнецов Леонид Дмитриевич,

кандидат юридических наук, профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я Кикотя, leonkuzn@mail.ru

В этой статье рассмотрены основные права налогоплательщиков в соответствии с международными конвенциями по правам человека. Налогоплательщики зарубежных стран имеют правовую определенность. Основополагающим принципом в этих странах, влияющим на налоговое право считается принцип в том, что «все налоги должны основываться на законе». Кроме того, в законодательстве развитых зарубежных стран, как и в российском законодательстве, существует принцип, когда закон обратной силы не имеет. Имеется также принцип равенства и правоспособности налогоплательщиков. В этих странах существует право на надлежащее судебное разбирательство и надлежащий судебный надзор. Налогоплательщик имеет право на защиту в суде, а также в административном производстве по налоговым делам Установлены права налогоплательщиков в соответствии с международными конвенциями по правам человека

Ключевые слова: налогоплательщики; международные конвенции; Верховенство права; правовая определенность; закон обратной силы не имеет; принцип равенства и правоспособности налогоплательщиков; судебное разбирательство; судебный надзор; налоговая политика; ОЭСР; TIEA; ЕКПЧ; МПГПП; хартия налогоплательщиков; налоговые системы; зарубежные страны; статус; уплата налогов; законодательство.

X

2

о

о см

О!

Рассматривая налогоплательщиков как субъектов налоговых отношений в зарубежных странах, становится ясно, что налогообложение в них регулируются, также как и в России, на основе конституционного права. Правом определяется: кто облагается налогом, сколько и для каких целей производится налогообложение? Названные вопросы, связанны с верховенством права и полномочиями судебной и налоговой администрации. Они носят принципиально характер, как в национальном, так и в международном контексте. Они ограничены обязательствами по международным договорам и принципами международного публичного права. Верховенство права обеспечивает процессы, установленные законодательством. Оно определяет как процесс налогообложения, так и его правоприменение.

В законодательстве развитых зарубежных стран установлено, что налоговая система должна основываться на определённых правилах. Верховенство права требует строгого толкования налогового законодательства. Оно требует, чтобы отношения между правительством и его гражданами регулировались законами. Кроме того, налоговые законы должны приниматься на основе надлежащих конституционных процедур законодательными или правительственными органами в рамках делегированных им законотворческих полномочий и действовать единообразно. Правительство и его органы, а также граждане должны строго соблюдать законы.

Основополагающий принцип в этих странах, влияющий на налоговое право, заключается в том, что «все налоги должны основываться на законе», принятом законодательными органами. Они не должны определяться по административному или судебному усмотрению.

Таким образом, налоги устанавливаются законами, принятыми законодательными органами власти или парламентом страны и они не связаны мнениями наднациональных органов (например, ОЭСР или ООН). Каждая страна обладает финансовым суверенитетом в пределах своей юрисдикции. В законах о налогах должны быть определены материально-правовые элементы налогов, то есть объекты, подлежащие налогообложению, методы оценки налоговой базы, налоговые ставки, льготы, а также виды налоговой ответственности за нарушения законодательства при уплате налогов и т.д.

Законы должны применяться независимыми судебными органами, решения которых должны быть обязательными как для правительства, так и для налоговых органов и граждан. Таким образом, как

налогоплательщики, так и налоговые органы связаны обязательствами с судами и их применением законов.

Кроме того, в законодательстве развитых зарубежных стран сказано, что налогоплательщики должны иметь правовую определенность. Они должны иметь возможность заранее и с достаточной степенью прогнозировать налоговые последствия своих действий. В тоже время суды зарубежных стран должны иметь возможность признавать налоговое законодательство недействительным, если оно является неурегулированным.

Во многих зарубежных странах налогоплательщики имеют право организовывать свои дела таким образом, чтобы минимизировать свои налоги, например, в Австралии, Индии, Соединенных Штатах Америки. В некоторых странах, например в Бельгии и Франции, право выбора менее облагаемого налогом варианта является конституционным правом. Франция не допускает оспаривания налоговых положений своей Конституции.

Рассмотрим некоторые из основных прав налогоплательщиков развитых зарубежных стран. Они включают в себя понятие правовой определенности. Что это значит? Правовая определенность ограничивает полномочия налоговых органов. Она гарантирует, что налогоплательщик - физическое лицо не подвергается злоупотреблениям или произвольным действиям со стороны налоговых органов. Это позволяет налогоплательщику с определенной долей уверенности прогнозировать свои налоговые обязательства и обязанности и дает ему право предполагать, что эти права не могут быть изменены произвольно. Она защищает налогоплательщиков в процессуальном порядке от принудительных мер, нарушения конфиденциальности и предусматривает право на обжалование. Правовая определенность также обеспечивает уважение к судебным решениям и срокам исполнения юридических и административных действий.

Следующим правом налогоплательщиков этих стран является право, основанное на принципе законности. Этот принцип обеспечивает верховенство права. Как общий принцип международного права требует, чтобы люди имели право на мирное пользование своим имуществом, за исключением случаев, предусмотренных законом. В соответствии с конституционным правом в большинстве стран любой акт, связанный с налогообложением, должен быть одобрен парламентом, т. е. не должно быть налогообложения, кроме как на основании законов. Правовая определенность гарантирует, что налоги вводятся только тогда, когда это разрешено закон и налогоплательщики платят только ту сумму налогов, которая установлена в законе. Страны придерживаются общего принципа правовой определенности, согласно которому налоговые органы не могут вести переговоры с налогоплательщиками или снижать их налоговую ответственность. Однако налоговое законодательство должно строго применяться ко всем налогоплательщикам.

В законодательстве развитых зарубежных стран, как и в российском законодательстве, существует принцип, когда закон обратной силы не имеет.

Правовая определенность лишает многие государства права вносить ретроактивные изменения в законодательство. Налогоплательщик имеет право знать налоговые последствия своих экономических решений. Любое последующее изменение налога, имеющее обратную силу, является несправедливым и затрагивает его права.

Вышеуказанные страны не допускают правовых изменений, имеющих обратную силу, в соответствии с их конституциями или гражданским правом, за исключением случаев, когда это делается в первоочередных интересах обеспечения общественного порядка (Венесуэла, Германия, Мексика, Парагвай, Россия, Словения, Швеция), в то же время некоторые страны допускают их (Австралия, Индия, Соединенные Штаты Америки, Франция). Для стран, которые разрешают обратную силу законов, как правило, применяются некоторые правовые ограничения.

Во Франции ретроспективное законодательство не может быть уголовно наказуемым или затрагивать дела, уже решенные судами. Конституция США также запрещает ретроспективное уголовное законодательство. В Германии ретроактивное налоговое законодательство (обратной силы закона) допускается в тех случаях, когда нынешнее правовое положение налогоплательщика является необоснованным или его последствия незначительны, или когда закон был неясным или технически несовершенным, или в случаях преобладающей общественной необходимости.

Многие зарубежные страны рассматривают этот принцип не как обязательную политику, а как принцип, которому должен следовать законодательный орган. Ретроактивное гражданское законодательство часто используется для закрытия налоговых лазеек или внесения "технических исправлений" в налоговое законодательство. Ретроспективное законодательство было рассмотрено Европейским судом по правам человека в нескольких случаях. В каждом случае Суд устанавливал, что законодательство соответствует гарантиям, предусмотренным положениям законов о защите собственности.

Имеется также принцип равенства и правоспособности налогоплательщиков. Этот принцип гарантирует, что налоговое законодательство должно применяться полностью и беспристрастно, независимо от статуса соответствующего лица, без исключения ко всем лицам, находящимся в одинаковых обстоятельствах.

Равенство означает не тождественность, а равенство между лицами, находящимися в одинаковом положении. Они должны быть равны с юридической и фактической точек зрения, а также иметь одинаковую налоговую правоспособность. Этот принцип узаконивает налогообложение со стороны правительства в противовес обязанности гражданина финансировать государственные расходы. Однако он ограничивает полномочия правительства по созданию налогов там, где нет настоящего,

5'

гп

о

а

Н

А У

т; А

фактического или эффективного потенциала налогоплательщика. Налоги не должны подлежать конфискации. Налог является конфискационным, если он занимает существенную или необоснованную часть дохода налогоплательщика. Она должна основываться на пропорциональности или реальной экономической способности или платежеспособности.

В этих странах существует право на надлежащее судебное разбирательство и надлежащий судебный надзор. Права налогоплательщиков могут быть материальными или процессуальными. Первое право касается действительности, то есть действия и применения налогового законодательства. Право предусматривает защиту от дискриминации, чрезмерного налогообложения и ретроактивного законодательства. Право обеспечено законодательными и административными мерами, сбором налогов и вопросами право применения. Например, органы власти обязаны по закону сохранять конфиденциальность данных налогоплательщиков и не разглашать их третьим лицам. В вопросах трансфертного ценообразования раскрытие информации считается преступлением во многих странах. Обмен налоговой информацией или ее раскрытие допускается только по судебному запросу или по специальному соглашению (например, соглашение об обмене налоговой информацией или TIEA 1.

Налогоплательщик имеет право на защиту в суде, а также в административном производстве по налоговым делам. Это право включает доступ к судам, а также право быть заслушанным; право представлять и предоставлять доказательства; право на принятие надлежащим образом обоснованного решения. Эти права не нуждаются в нормативных положениях.

В развитых зарубежных стран существуют и другие права налогоплательщиков. Так согласно докладу ОЭСР 1994 года, права налогоплательщиков включают права на обмен налоговой информацией. К ним относятся:

право быть информированным о запросе на информацию и о его существенном содержании (уведомление);

право на участие в процессе сбора информации (консультации), а также право на обжалование и контроль за законностью вмешательства.

Во многих странах эти права в соответствии с внутренним законодательством также подпадают под действие международных конвенций по правам человека.

Права налогоплательщиков в соответствии с международными конвенциями по правам человека

Некоторые международные конвенции также обеспечивают предоставление налогоплательщи-

кам процессуальных гарантий и пропорционального режима в тех случаях, когда внутреннее законодательство не предусматривает их или является неадекватным .

В соответствии с различными международными соглашениями по правам человека каждый человек имеет право на рассмотрение дела в течение разумного срока компетентным, независимым и беспристрастным судом, учрежденным в соответствии с законом. Поэтому налогоплательщики имеют эффективную судебную защиту своих прав по этим договорам.

Основными конвенциями в области прав человека, затрагивающими налогоплательщиков, являются:

1. Европейская конвенция «О защите прав человека и основных свобод» (ЕКПЧ, 1950 год) 2

2. Международный пакт Организации Объединенных Наций о гражданских и политических правах (МПГПП, 1966 год) 3

3. Доклад ОЭСР о правах и обязанностях налогоплательщиков

4. Хартия Налогоплательщиков

Несмотря на гарантии, предусмотренные во внутреннем конституционном праве, а также в международных конвенциях, уровень защиты налогоплательщиков по отношению к налоговым органам весьма различен. Во многих странах права налогоплательщиков практически не защищены конкретным законодательством. Они обычно охватываются общим правом. Во многих случаях права исключают судебный пересмотр действий налоговых органов (примеры: Австралия, Франция), а также призывают суды толковать закон в пользу налоговых органов.

По мнению ученых зарубежных стран защита налогоплательщиков в последние годы стала приоритетной из-за того, что налоговое законодательство становится всё более сложным. Это может привести к предполагаемой и реальной угрозе для личности. Налоговые органы стремятся к тому, чтобы налогоплательщики лучше исполняли свои обязательства по уплате налогов. В настоящее время возникло прямое и косвенное влияние на налогоплательщиков международных налоговых договоров и соглашений.

Налоговым органам необходимо сотрудничество налогоплательщиков для улучшения соблюдения и обеспечения более эффективного налогового администрирования.

Налоговые системы должны быть как справедливыми, так и восприниматься как справедливые, а процедуры соблюдения не должны быть громоздкими. Большинство налогоплательщиков являются законопослушными гражданами и готовы платить

X

<2

о

о сч

1 Tax Information Exchange Agreement, сокращенно — TIEA — это соглашение между странами об обмене.

2 "Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с

"Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех,

которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984))

3 "Международный пакт о гражданских и политических правах" (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)

свои налоги, если они являются законными и разумными.

Кроме того, необходимо предусмотреть надлежащие условия для урегулирования налоговых споров путем переговоров, с тем чтобы избежать длительных денежных и временных затрат, основанных на разумном деловом подходе с обеих сторон. Налоговые органы во многих странах должны быть более ориентированы по отношению к налогоплательщикам и применять деловой и неконкурентный подход.

Во многих странах разработана хартия прав налогоплательщиков, которая основывается на подходе, ориентированном на интересы налогоплательщиков. Эти права часто связаны с обязанностями налогоплательщиков по закону или по административным мерам.

В целях защиты прав налогоплательщиков проходят международные конференции по правам налогоплательщиков. Ярким примером таких мероприятий послужила Международная конференция по правам налогоплательщиков, которая прошла в марте 2017 года в Вене, Австрия. Более 150 её участников, из более чем 40 стран мира приняли участие в конференции, которая объединила государственных чиновников, ученых и практиков со всего мира для изучения того, как права налогоплательщиков во всем мире служат основой для эффективного налогового администрирования. На конференции были обсуждены источники прав налогоплательщиков, влияние "исключительности" на права налогоплательщиков и правовые последствия статуса налогоплательщика в международном налогообложении. В состав участников дискуссии вошли представители Нидерландов, Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства и Австралии. Были изучены различные способы объявления странами прав налогоплательщиков, включая конституционные, законодательные и административные органы.

Члены дискуссионной группы от США обсудили недавнюю кодификацию Билля о правах налогоплательщиков (TABOR),4 которая содержится в разделе 7803(а) Кодекса внутренних доходов.

Это положение предусматривает исполнение обязанностей в соответствии с правами налогоплательщика. При исполнении своих обязанностей уполномоченный обеспечивает, чтобы сотрудники налоговой службы были знакомы и действовали в соответствии с правами налогоплательщика, предусмотренными другими положениями указанного раздела, в том числе: право на получение информации; право на качественные услуги; право на уплату не более чем правильной суммы налога; право оспаривать позицию налоговой службы и быть заслушанным; право обжаловать решение налоговой службы в независимом суде;

4 TABOR это «Билля о правах налогоплательщиков».Это мера,

созданная консервативными и либертарианскими группами, которая стремится ограничить рост правительства и контролировать действия Службы внутренних доходов (IRS). Билль о налогоплательщике (TABOR) был рожден из-за многолетних жалоб налогоплательщиков на преследование и злоупотребление вла-

право на окончательность решения; право на частную жизнь; право на конфиденциальность; право на сохранение представительства и право на справедливую и беспристрастную систему налогообложения.

Кодификация TABOR является значительным шагом в защите прав налогоплательщиков.

На этой конференции были обсуждены рамки транспарентности 5 налоговой и финансовой отчетности в связи с обменом информацией между странами. Была обсуждена напряженность между конфиденциальностью и транспарентностью, включая различные подходы, используемые в различных правовых системах.

Представители Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), группы экспертов оОн по налогам и других организаций обсудили свою роль в установлении, разграничении и защите прав налогоплательщиков. Были обсуждены вопросы, касающиеся соблюдения налогового законодательства и судебных решений Европейского суда, в том числе вопросы, касающиеся размера процентов, которые налогоплательщики должны иметь право на возмещение, обмена информацией о параллельном уголовном разбирательстве в рамках гражданского налогового разбирательства.

Таким образом, права и обязанности налогоплательщиков являются основой их правового статуса. Законодательством зарубежных государств устанавливаются права налогоплательщиков: право на получение помощи при исчислении налога; право на информацию о налогах, право на обжалование действий налоговых органов, право платить, но не более надлежащей суммы налогов, право на конфиденциальность и секретность информации и право быть услышанными. Налогоплательщики добровольного исполняют обязанности по уплате налогов, которые должны быть точно определены и известны им. Вышеназванные права и обязанности налогоплательщиков зарубежных стран очень схожи с правами, установленными для российских налогоплательщиков.

Литература

1.Европейская конвенция «О защите прав человека и основных свобод» (ЕКПЧ, 1950 год).

2.Международный пакт Организации Объединенных Наций о гражданских и политических правах (МПГПП, 1966 год).

3.Доклад ОЭСР о правах и обязанностях налогоплательщиков.

4.Хартия Налогоплательщиков.

5. TABOR это «Билля о правах налогоплательщиков».

6.http://www.accountingnotes.net/international-taxation/taxpayers-rights-and-obligations/4520.

7. https://www.kommersant.ru/doc/2945195

стью со стороны IRS. Билль о налогоплательщике является частью Налогового кодекса. TABOR гарантирует, что IRS не злоупотребляет своей властью, особенно в процессе аудита. 5 Транспарентность — англ. transparent от лат.^апБ - прозрачный, насквозь + pareo - быть очевидным. - прозрачность, понятность, честность.

iiaj.

5'

m

о

а

Н

А У

т; А

8. https ://visasam. ru/emigration/europe-

emigration/nalogi-i-biznes-v-shvecii.html

Rights and obligations of taxpayers in foreign countries Kuznetsov L.D.

Moscow University of MVD Russia in the name of V.Y. Kikot This article discusses the basic rights of taxpayers in accordance with international human rights conventions. Taxpayers of foreign countries have legal certainty. The fundamental principle in these countries affecting tax law is the principle that "all taxes must be based on the law". Besides, in the legislation of the developed foreign countries, as well as in the Russian legislation, there is a principle when the law has no retroactive force. There is also the principle of equality and legal capacity of taxpayers. In these countries, there is a right to due process and due judicial review. The taxpayer has the right to protection in court, and also in administrative proceedings on tax cases the rights of taxpayers according to the international conventions on human rights are Established

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: taxpayers; international conventions; Rule of law; legal certainty; the law has no retroactive effect; the principle of equality and legal capacity of taxpayers; judicial proceedings; judicial supervision; tax policy; OECD; TIEA; ECHR; ICCPR; taxpayers ' Charter; tax systems; foreign countries; status; payment of taxes; legislation.

References

1. The European Convention on the Protection of Human Rights and

Fundamental Freedoms (ECHR, 1950).

2. United Nations International Covenant on Civil and Political Rights

(ICCPR, 1966).

3. OECD report on the rights and obligations of taxpayers.

4. The Charter of Taxpayers.

5. TABOR is the "Bill of Taxpayer Rights".

6.http: //www.accountingnotes.net/international-taxation/taxpayers-rights-and-obligations/4520.

7. https://www .kommersant.ru/doc/2945195

8. https://visasam.ru/emigration/europe-emigration/nalogi-i-biznes-v-

shvecii.html

X

<2 <j>

o

CS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.