Научная статья на тему 'ПРАВА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ОБРАЗОВАНИЕ'

ПРАВА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ОБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
129
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ребенок-инвалид / права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование / проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья в плане социализации.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дибраев А.Д., Аскерова Я.Н., Кадиева Ф.А.

Для работы была выбрана тема «Права детей с ограниченными возможностями на образование» . Данная тема актуальна во всем своем многообразии, затрагивает сферу правовых знаний, социологии, психологии и других дисциплин, так как рассматривает проблему приспособленности детей-инвалидов к окружающему их миру, проблему адаптации их к нормальной и полноценной жизни в обществе. Проанализированы проблемы нахождения детей-инвалидов в обществе, рассмотрела вопросы обучения, развития и творчества детей с ограниченными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ОБРАЗОВАНИЕ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-11-261-264 NIION: 2018-0076-11/22-1145 MOSURED: 77/27-023-2022-11-1343

ДИБРАЕВ Афсаладдин Дибирахмедович,

кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Дагестанского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения

Российской Федерации, е-mail: mail@law-books.ru

АСКЕРОВА Ягана Наджафовна,

студентка 1 курса Дагестанского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации, e-mail: e.askerova2021@gmail.com

КАДИЕВА Фирдаус Алхасовна,

студентка 1 курса Дагестанского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации, e-mail: kadievafirdaus@gmail.com

ПРАВА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

НА ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация. Для работы была выбрана тема «Права детей с ограниченными возможностями на образование» . Данная тема актуальна во всем своем многообразии, затрагивает сферу правовых знаний, социологии, психологии и других дисциплин, так как рассматривает проблему приспособленности детей-инвалидов к окружающему их миру, проблему адаптации их к нормальной и полноценной жизни в обществе. Проанализированы проблемы нахождения детей-инвалидов в обществе, рассмотрела вопросы обучения, развития и творчества детей с ограниченными возможностями.

Ключевые слова: ребенок-инвалид, права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья в плане социализации.

DIBRAEVAfsaladdin Dibirakhmedovich,

Ph.D., Associate Professor departments of humanitarian disciplines Dagestan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation

ASKEROVA Yagana Najafovna,

1st year student of Dagestan State of the Medical University of the Ministry of health of the Russian Federation

KADIEVA Firdaus Alkhasovna,

1st year student of Dagestan State of the Medical University of the Ministry of health of the Russian Federation

RIGHTS OF CHILDREN WITH DISABILITIES TO EDUCATION

Annotation. For work the theme «The rights of children with disabilities to education» was chosen.This theme is actual in all its variety, touches upon the sphere of legal knowledge, sociology, psychology and other disciplines, as it considers a problem of adaptation of disabled children to the world around them, a problem of their adaptation to normal and full life in the society. The problems

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

of finding disabled children in society are analyzed, and the issues of education, development, and creativity of children with disabilities are examined.

Key words: child with disabilities, rights of children with disabilities to education, problems of children with disabilities in terms of socialization.

Введение

В настоящее время наблюдается рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья, которым необходимы особые условия для жизни и развития. По статистическим данным в России наибольшая часть детей с инвалидностью приходится на возраст 10-14 лет, в 2021 году эта цифра составила почти 200 тысяч. По статистике ООН в России проживает 10 миллионов инвалидов во всех возрастных категориях, из них около 1,5 миллионов -дети. Однако точные данные привести никто не может. Медицинские работники считают, что ситуация с детьми отражает общую тенденцию ухудшения здоровья населения страны. По официальным данным, основные причины детской инвалидности следующие: болезни нервной системы и органов чувств -52,45% (случаев на детей в возрасте до 15 лет); психические расстройства - 31,2% случая, из них 21,88% - умственная отсталость; врожденные аномалии развития - 28,2% случаев.

Актуальность работы предопределена нарастающим числом детей - инвалидов на территории Российской Федерации, в частности, и в республики Дагестан. Дети с ограниченными возможностями здоровья - самая уязвимая часть населения. Необходимо показать, что инвалидность - это не приговор и даже в таком состоянии ребенок способен развиваться, созидать и заниматься творчеством. Несмотря на то, что государство предпринимает меры по защите прав инвалидов, социализация таких детей - огромная проблема, т.к. в образовательных учреждениях нет условий, удовлетворяющих потребностям такой группы обучающихся. Другой стороной этого вопроса является отсутствие тьюторов - специалистов, обученных именно в данном направлении. В области социализации имеется огромный барьер для детей с ОВЗ, т.к. для того чтобы почувствовать себя полноценными членами общества, им необходимо общение со сверстниками, развитие в окружении людей.

Понятие ребенок с ОВЗ. Право детей инвалидов на образование

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети с нарушениями психического или физического плана, состояние здоровья которых препятствует освоению программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания. Такие дети нуждаются в особом подходе в процессе получения знаний, поэтому появился термин «инклюзия» Слово

«инклюзия»-тс^юп- произошло от глагола « include»

(французского происхождения) и означает -«содержать , включать, охватывать, иметь в своем составе». В нынешнее время данное понятие отражает новое мировоззрение людей не только на образование, но и на место человека в обществе.

Инклюзия-центральная идея развития образования, предполагающая равенство в получении знаний и информации людей всех рас, вероисповеданий и национальностей. Этот принцип - идея включающего образования означает, что все люди, несмотря на их статус, ограничения здоровья и другие факторы могут быть включены в социальную жизнь общества. Важно, чтобы это включение способствовало личностному росту всех членов, не препятствуя их индивидуальному развитию. Внедрение инклюзии возможно только на демократических началах, исключая дискриминацию по любому признаку. Инклюзивное образование построено на идее гуманизма, что предполагает индивидуальность и ценность каждого субъекта общественных отношений.

Принципы инклюзивного образования: Все ученики и педагоги должны представлять равную ценность.

1. Снижение степени изолированности некоторых групп учеников; активация участия воспитанников во всех сферах жизни учебного заведения

2. Корректировка методов обучения учеников таким образом, чтобы потребности всех групп учащихся могли быть удовлетворены

3. Проведение реформ и изменений, направленных на соответствие учебного процесса потребностям каждого учащегося, не выделяя при этом определенную группу.

4. Анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний всеми группами учащихся

ЮНЕСКО определяет инклюзию как «процесс обращения и реагирования на разнообразие потребностей всех обучающихся через увеличение участия в обучении, культурах и сообществах и сокращении отказа от поступления в школы и исключении из них» Эволюция инклюзивного образования состоит из нескольких этапов: до 1965 года действовала преимущественно «медицинская модель». Она предполагала помещение детей с особенностями в развитии в специальные учреждения. В странах с преобладанием демо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

кратизации начались возмущения в ответ на изоляцию детей с тяжелыми проблемами в плане здоровья. Поступали предложения о реформировании системы образования, переходе к гуманистическим идеям социализации особых детей. Концепция нормализации, была принята в США и Канаде, она делала упор на воспитание в духе культурных норм, принятых в том обществе, в котором живет человек. В основе понятия нормализация лежат следующие положения:

-ребенок с особенностями развития - человек развивающийся, способный осваивать различные виды деятельности;

-общество должно признавать это и обеспечивать условия жизни, максимально приближенные к нормальным.

В настоящее время также существует проблема социализации детей с ОВЗ в обществе, имеется барьер в общении со сверстниками , а также в получении образования наряду с другими -здоровыми детьми, а ведь это право каждого человека, прописанное в основном законе нашего государства. Как же избавиться от ограничений в аспекте адаптации детям с особенными потребностями? Этот вопрос интересует большое количество педагогов, родителей, исследователей, общественных и политических деятелей. Предлагаем некоторые пути решения данной проблемы:

1. Создание кружков, секций по развитию таланта детей с ОВЗ;

2. Введение в общеобразовательных учреждениях тьюторов - специалистов по общению и обучению данной категории лиц;

3. Создание в парках, площадках условий для маломобильных членов общества, чтобы способствовать развитию их социальных качеств ( досуговая площадка для людей с ограниченными возможностями здоровья может включать специализированные качели, беседку для отдыха). Создание доступной среды также предполагает введение в общеобразовательных и дошкольных учреждениях инклюзивного оборудования, тренажеров, развивающих комплексов для учащихся с разными формами инвалидности;

4. Создание специализированных центров с интерактивными комнатами;

2. Проблемы семей с детьми инвалидами и их стремление помочь особенным детям.

Следующим шагом нашего исследования стала беседа с родителями особенных деток. В результате этой беседы мы смогли выявить следующие проблемы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие таких детей:

1. Отсутствие в регионе специалистов, способных назначить эффективное лечение,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

медикаментозное лечение, которое назначалось ранее, по словам опрошенных, не давало положительных результатов.

2. Отсутствие материальных средств для обеспечения детям дорогостоящего лечения.

3. По статистике в 70 % случаев отцы покидают семьи, в связи с рождениям особенного ребенка, следовательно, вся ответственность по его воспитанию ложится на плечи матери.

4. Отсутствие центров психологической помощи родителям. Для того, чтобы помочь ребенку, надо сначала самим родителям осознать и пережить сложившуюся ситуацию, немаловажным аспектом принятия ситуации является психологическая помощь специалистов

5. Отсутствие действующей электронной очереди в ФСС, в связи с чем родителям приходится стоять по нескольку часов в живой очереди для получения средств первой необходимости.

В процессе исследования мы решили разузнать, как же родители справляются с вестью о рождении особенного ребенка и с воспитанием таких детей. Результат беседы нас поразил, оказалось, что родители не только не опускают руки в такой ситуации, но и находят в себе силы создавать группы по поддержке друг друга и помогать другим детям с проблемами в плане здоровья. Мы побеседовали с Аминат Шасудиновой, ее дочке 13 лет и ей был поставлен диагноз «аутизм». После рождения ребенка Аминат решила посвятить себя работе с особенными детьми и на данный момент занимается иппотерапией- методом реабилитации посредством адаптивной верховой езды: «Хорошие результаты после процедур мы получаем именно с детьми, у которых диагноз-ДЦП. Лошади дают очень многое особенным деткам, это море эмоций, возможность расслабиться и погрузиться в себя»,- делится девушка. Она является руководителем центра развития «Мирадж», они с коллегами реализуют различные проекты, одним из которых является проект «Верховное солнце», по которому дети бесплатно получают иппотерапию, занимаются адаптивным конным спортом, участвуют в соревнованиях различного масштаба и нередко занимают призовые места. Также мы побеседовали со Светланой Анатольевной Богачевой , ее дочке Ираде 12 , и ей поставлен диагноз Спина Бифида. Врачи предлагали отказаться от девочки после ее рождения, но Светлана Анатольевна этого не сделала и, по ее словам, ни разу об этом не пожалела. Женщина сама работает в специальной коррекционной школе восьмого вида и сталкивается с такими детьми ежедневно. Несмотря на трудную сложив-

шуюся ситуацию, семья не отчаялась , а, наоборот, начала поддерживать особенных деток, проводить благотворительные акции и мероприятия. Такие люди по-настоящему достойны называться «героями нашего времени». Ведь вопреки испытаниям, которые послала им судьба, они сохранили в себе доброту, сострадание и веру в лучшее, и не потеряли способность сопереживать проблемам других и оказывать им помощь и поддержку.

1. Анализ нормативно-правовой базы

Для того, чтобы выяснить какая помощь оказывается таким детям в нашей стране, мы решили проанализировать нормы действующего законодательства.

Каждый человек с рождения обладает неотчуждаемыми правами и свободами, а защита прав граждан - главная обязанность государства. Международное сообщество сравнительно недавно обратило внимание на вопросы защиты прав инвалидов. До конца 70-х годов доминировала концепция признания за инвалидами всех основных прав без специальных мер защиты. История международных документов, посвященных правам инвалидов, начинается с 1971 года, когда Организацией Объединенных Наций была принята Декларация о правах умственно отсталых лиц. Международно-правовым документом обобщенного характера, признавшим право инвалидов на удовлетворительную жизнь, а также все гражданские и политические права, стала Декларация о правах инвалидов, утвержденная Резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года. 3 декабря 1982 года Генеральной ассамблеей принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов. В 1993 году был принят основной всеобъемлющий Из конвенции ООН о правах ребенка вытекает обязанность государства интегрировать детей с инвалидностью в жизнь общества, способствовать развитию их личности, ведению ими полноценной и достойной жизни, а также обязанность государств-участников признавать право неполноценного ребенка на особую заботу. (ст.23) Также в документе освещено право каждого ребенка на пользование благами социального обеспечения (ст. 26) Основным документом по защите прав инвалидов является Конвенция о правах инвалидов, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН от 13

декабря 2006г. Цель настоящей Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства. В статье 7 данного документа прописаны обязанности стран-участников принимать все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими. В статье 9 конвенции говорится об обеспечении доступной среды для детей с проблемами опорно-двигательной системы. Меры, которые включают выявление и устранение препятствий, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт, информационные, коммуникативные и другие службы, включая электронные и экстренные. Государства -участники должны принимать все меры по предоставлению различной помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ. Проанализировав законодательные акты и нормы, мы пришли к выводу: в нашей стране принимается большое количество попыток по противодействию дискриминации и развитию основ равноправия лиц всех категорий. Однако проблемы социальной адаптации детей-инвалидов остаются все еще актуальными и требуют к себе особого внимания.

Список литературы:

[1] Конвенция ООН о правах ребенка

[2] Конвенция ООН о правах инвалидов

[3] Конституция РФ

[4] Волшебные сказки о детях героях. Проект «Подвиги»

[5] Декларация о правах инвалидов

[6] Инклюзивное образование. Перспективы развития.

Spisok literatury:

[1] Konvenciya OON о pravah геЬепка

[2] Konvenciya OON о pravah invalidov

[3] Konstituciya RF

[4] М^еЬпуе skazki о detyah дегоуа^ РгоеМ «Podvigi»

[5] Deklaraciya о pravah invalidov

[6] Inklyuzivnoe obrazovanie. РегереЙму raz-

vitiya.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.