Научная статья на тему 'Инклюзивное образование как шаг к развитию толерантности'

Инклюзивное образование как шаг к развитию толерантности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
961
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / DISABILITIES / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ДЕТИ / CHILDREN / СЕМЬЯ / FAMILY / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / ОТНОШЕНИЕ / ATTITUDE / INVALID

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кремнева Татьяна Леонидовна

В статье рассматривается проблема формирования толерантного общественного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Интеграция детей-инвалидов в общество требует преодоления барьеров, мешающих нормальному функционированию таких детей в социуме. Формировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья следует начинать в дошкольном возрасте. Автор показывает, что инклюзивное образование способно решить проблему реализации прав ребенка с ОВЗ, а также воспитание к нему толерантного отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кремнева Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inclusive Education as a Step Towards the Development of Tolerance in Society

The article deals with the problem of forming a tolerant public attitude towards children with disabilities. Integration of disabled children into society requires overcoming the barriers that prevent the normal functioning of such children in society. Creating a tolerant attitude towards people with disabilities should be started at preschool age. The author shows that inclusive education is able to solve the problem of realizing the rights of the child with disabilities, as well as the education of a tolerant attitude towards it.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование как шаг к развитию толерантности»

20/#/$ -

Т. Л. Кремнева

УДК 376:17.022.1

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ШАГ К РАЗВИТИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБЩЕСТВЕ

дним из важнейших социально-психологических факторов интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в жизнь социума является отношение здоровых людей к данной категории граждан. И такое отношение очень противоречиво. Это обусловлено тем, что в общественном сознании не сформирован позитивный образ человека с ограниченными возможностями здоровья. Большинство российских граждан не считают таких людей полноценными членами общества, акцентируют внимание на отличиях, а не на интеграции равных прав. В связи с этим необходимы усилия как государства, так и общества, направленные на создание полноценной, независимой жизни людей с ограниченными возможностями здоровья в социуме. Но чаще происходит ориентация общества на создание изолированной среды обитания для таких людей. Широко наблюдается неготовность воспринимать людей с ОВЗ как равных членов общества. Это вызывает беспокойство.

Отношение к людям с ОВЗ формировалось долгое время в ходе исторических процессов. В ХХ в. американское общество перешло от содержания детей с нарушениями на дому к помещению их в дома-интернаты. Связано это было с увеличением иммигрантов в США. Интернаты приняли на себя функции социальных служб. Любое отклонение от общественных норм, включая нарушения развития, начали рассматривать не только как семейную, но и как социальную проблему. Позже общество отказалось от практи-

ки помещения людей с нарушениями в интернаты, что связано с развитием концепции специального образования, возлагающего ответственность за образование детей с нарушениями развития на местные школы [5, с. 205].

Одним из важнейших направлений государственной социальной политики в отношении положения детей в Российской Федерации является процесс создания системы всесторонней поэтапной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Интеграция детей-инвалидов в общество требует преодоления барьеров, мешающих нормальному функционированию таких детей в обществе, создания условий независимого их существования, максимально полноценного социального и семейного устройства [3, с. 445].

Человечество прошло долгий и противоречивый путь в отношении восприятия детей с ограниченными возможностями. Это был путь духовной эволюции, на котором встречалось равнодушие, ненависть и агрессия, забота и милосердие. Единственное, что не встречалось, - сотрудничество на равных условиях.

В настоящее время в России насчитывается около 2 млн детей с ограниченными возможностями здоровья (8 % от общего количества), причем 636 024 из них - инвалиды. Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствования системы социальной помощи и поддержки.

Одной из социальных задач является формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ и адекватному восприятию их присутствия в разных сферах деятельности. Формировать толерантное отношение к людям с ОВЗ следует в дошкольном возрасте и продолжать на всех ступенях взросления.

На сегодняшний день формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ является приоритетным в образовании, так как общеобразовательные учреждения четко подразделяют детей на обычных и «особенных». Это приводит к главной проблеме «особого ре-

^j/1/MMil/yi<(Jjныс- ндшд.

бенка»: к ограничению его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном доступе к природе и культурным ценностям, а иногда - и к элементарному образованию. Значимой является проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями. Для реализации прав «особого» ребенка и воспитания к нему толерантного отношения нужно, чтобы общество перестало воспринимать людей с ОВЗ как иждивенцев, а этому может способствовать только инклюзивное образование. Инклюзивное образование предполагает реализацию прав ребенка с ОВЗ на совместное обучение с обычными детьми, при правильно организованном учебном процессе дает адекватное восприятие детей с ОВЗ, а также повышает статус его семьи. Такой процесс образования способствует сотрудничеству детей на равных условиях и способствует развитию толерантности и социального равенства.

В последнее время все чаще слово «инте-гративный» заменяется на «инклюзивный», что отражает изменение в понимании самого процесса, достижение иного уровня, при котором дети не только объединены в единое целое (от "to integrate" - объединять в единое целое), но и включены в социум, являются полноправной его частью ("to include" - содержать, включать, иметь в своем составе) [2, с. 35].

Ценности, связанные с отношением к лицам с ОВЗ, варьируются как исторически, так и географически. Сафилиос Ротшильд полагает, что уровень предубеждений к людям с ОВЗ зависит:

а) от уровня развития общества и процента безработицы;

б) от представлений о роли правительства в решении социальных проблем;

в) от личной «ответственности» за нарушения (нарушение и болезни как наказание за грех);

г) от культурных ценностей, связанных с различными физическими состояниями;

20/Я/2

д) от факторов, связанных с самими нарушениями: внешняя заметность, пораженные части тела, физическая или психическая природа нарушений, тяжесть функциональных нарушений;

е) от эффективного просвещения в данном вопросе;

ж) от важности действий, несущих в себе высокий риск возникновения нарушений, -например, войн [5, с. 208].

В целом в мире придерживаются таких правил, боясь того, что сложно понять. Дети с ограниченными возможностями здоровья воспринимаются как «заразная болезнь», а родители - как не достойные люди общества. Несмотря на все попытки нивелировать такое отношение, мир агрессивен по отношению к семьям с детьми-инвалидами, а семьи с особенными детьми платят миру тем же, чем еще больше вызывают агрессию по отношению к себе. Людям с нарушениями, как правило, не доверяют и считают их морально «хуже» обычных людей. В связи с этим появилась необходимость в воспитании толерантности с раннего возраста ребенка, а также в работе специалиста с семьями с детьми с ОВЗ с целью осуществления профилактики отказа от новорожденного и формирования позитивного отношения родителей к ребенку.

Проблемой является то, что родители более низких социальных слоев могут вообще не считать то или иное нарушение ребенка каким-то расстройством, тем самым отвергая специальную помощь для ребенка.

В исследовании детей с умственной отсталостью, содержащихся в интернатах, Мер-сер обнаружил, что родители детей, которых забирают из интернатов, происходят в основном из семей низшего класса. Семьи с более высоким статусом склоны соглашаться с официальным определением умственной отсталости и необходимостью институционали-зации. «Низкостатусные» семьи допускают, что их дети вполне способны играть взрослые социальные роли. Гаттмачер и Элесон описывали, что высший класс в большей мере склонен определять различные виды отклоняющего поведения как болезнь. Семьи из

среднего класса и высшего чаще разделяют взгляды специалистов на душевные заболевания, низший класс может рассматривать подобное поведение как вариант нормы [4, с. 115].

Первым и основным источником формирования толерантности к людям с ОВЗ является семья. В процессе воспитания семья закладывает в мировоззрение ребенка определенные установки, которые он использует в дальнейшей своей жизни. Установки, первоначально вырабатываемые ребенком по отношению к своим родителям, впоследствии переносятся на лиц, напоминающих ему родителей. Ценностные ориентации, круг интересов, характер материального и духовного, в том числе художественных потребностей, даже структура досуга - все это впитывается в семье с раннего детства. Следовательно, отношение к людям с ОВЗ закладывается тоже с раннего детства. Расставаясь с родительской семьей, человек входит в жизнь со своеобразной картиной мира. Ее образы и фрагменты на протяжении почти всей последующей жизни становятся бесспорными нормами, чем-то само собой разумеющимся. Поэтому положительный образ человека с ОВЗ должен быть заложен семьей в раннем возрасте.

Но в вопросе формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями должен сложиться положительный образ во всех институтах общества, так как это способствует улучшению духовной стороны общества и стабилизирует психологическое состояние общества. Общество в корне должно поменять отношение к людям с ограниченными возможностями и перестать воспринимать людей с ограниченными возможностями как иждивенцев, а люди с ОВЗ должны понимать, что имеют равные права.

Одним из таких социальных проектов, способных улучшить настроения в обществе, выступает инклюзивное образование, которое при грамотной организации может доказать, что каждый ребенок способен реализовать свой потенциал. Инклюзия в данной ситуации является духовным стержнем, который подтвержадет, что дети с ОВЗ могут

функционировать совместно с обычными детьми. Совместное обучение - это возможность обычным детям стать сочувствующими, воспринимать адекватно людей, не похожих на них. Но все это возможно только при условии грамотно организованного учебного процесса, а также профессионального, адекватного отношения специалистов. Инклюзия -это тот социально-психологический аспект, который способен разрушить отчуждение, возникшее в обществе к людям с ограниченными возможностями.

Поэтому от идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии - включения «особых» детей в классы общеобразовательных школ и группы детских садов и совместного обучения, воспитания детей с разными стартовыми возможностями.

Исследование мнения о перспективе инклюзивного обучения детей с нарушениями развития показало неоднозначное отношение респондентов:

- 1,4 % уверены, что это в принципе невозможно;

- 18,8 % считают, что это возможно, но общество к этому еще не готово;

- 69,5 % думают, что переход к инклюзивному обучению необходим, но для эффективной работы потребуются значительные изменения в самой системе образования;

- 7,2 % считают, что это неизбежно, но предвидят много трудностей на этом пути;

- 7,2 % респондентов полагают, что уже сейчас нет особых препятствий к реализации инклюзии [1, с. 34].

Необходимо стирать грань между обычным и необычным ребенком, поэтому инклюзивное образование должно, прежде всего, реализоваться как толерантное отношение к детям с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья получают опыт принятия в сообщество обычных, здоровых детей, где они встречают новые импульсы к развитию, повышают свои шансы на адаптацию к нормальной жизни. У детей с обычным развитием возникает возможность познакомиться с особыми детьми, научиться принимать и понимать их, выстраивать с ними здоровые отно-

шения. Социальная помощь в инклюзивном образовании должна быть направлена на регуляцию эмоционального состояния ребенка или группы детей, профилактику возможных психологических затруднений, диагностику и коррекцию сложившихся неблагоприятных психологических состояний, высших психических функций.

Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействие на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность.

Под толерантностью можно понимать уважение и правильное понимание другой культуры, проявление индивидуальности или веры. Толерантность - это не уступка или потворство, принятие социальной несправедливости или отказ от убеждений.

Инклюзия помогает развить у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании.

Проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников.

Успешное введение инклюзивной формы обучения возможно лишь в обществе, обладающем здоровой нравственной основой. Существование инклюзивного образования укрепляет эту нравственную сторону общества.

Инклюзия может быть реализована только в той социальной среде, которая готова к восприятию этой идеи. Реализация системы инклюзивного образования в современной России станет возможной при решении сложной и комплексной задачи повышения духов-

20/S/2

ности общества. Речь идет об изменении взглядов на систему воспитания: от семьи, детского сада, школы и до системы общественных взаимоотношений.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема формирования толерантного общественного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Интеграция детей-инвалидов в общество требует преодоления барьеров, мешающих нормальному функционированию таких детей в социуме. Формировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья следует начинать в дошкольном возрасте. Автор показывает, что инклюзивное образование способно решить проблему реализации прав ребенка с ОВЗ, а также воспитание к нему толерантного отношения.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, толерантность, общество, дети, инвалиды, семья, формирование, отношение.

SUMMARY

The article deals with the problem of forming a tolerant public attitude towards children with disabilities. Integration of disabled children into society requires overcoming the barriers that prevent the normal functioning of such children in society. Creating a tolerant attitude towards people with disabilities should be started at preschool age. The author shows that inclusive education is able to solve the problem of realizing the rights of the child with disabilities, as well as the education of a tolerant attitude towards it.

Key words: disabilities, tolerance, society, children, invalid, family, formation, attitude

ЛИТЕРАТУРА

1. Алехина С. В. Сравнительный анализ профессиональной позиции учителя в разных формах обучения // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 3. - С. 32-40.

2. Екжанова Е. А. От интеграции к инклюзии // Школьный психолог. - 2010. - № 16. -16-31 августа. - С. 34-37.

3. Кремнева Т. Л., Кудинова О. Н. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в процессе реализации инклюзивного

образования в детском саду // Инклюзивное образование: теория и практика: сборник материалов межд. науч.-практич. конференции. Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2016. -С. 445-455.

4. Ливенцева Н. А. Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 3. - С. 114121.

5. Селигман М. Обычные семьи, особые дети. - М.: Теревинф, 2013. - 368 с.

О. Е. Костенко, О. Г. Митрофанова

УДК 37.0

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

роблема создания инклюзивной образовательной среды является одной из актуальных в современной педагогике и психологии инклюзивного образования. К изучению проблем, связанных с формированием педагогических и психологических условий создания эффективной инклюзивной образовательной среды, обращается все больше исследователей. Законодательно оформляется нормативно-правовая база, необходимая для успешного функционирования инклюзивного образования. Однако в образовательных организациях возникают психолого-педагогические проблемы, которые связаны с созданием условий комфортного пребывания и обуче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.