Научная статья на тему 'ЗНАКОМСТВО БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ С ПРАВОВЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ЗНАКОМСТВО БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ С ПРАВОВЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНВАЛИДНОСТЬ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаев В.А., Олевская И.А., Котикова А.А.

В настоящей статье отражены основные нормативно-правовые документы, регулирующие возможности получения образования инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представлен анализ отечественных и международных законодательных актов об инклюзивном образовании. Рассматриваются примеры нарушения прав детей с ОВЗ в области инклюзивного образования из отечественной и зарубежной судебной практики. Предлагаются пути знакомства будущих педагогов с вариантами выхода из сложных правовых ситуаций связанных с обучением детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCING FUTURE TEACHERS WITH THE LEGAL SUPPORT OF INCLUSIVE EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

This article reflects the main legal documents that regulate the opportunities for education of disabled people, children with disabilities. An analysis of domestic and international legislative acts on inclusive education is presented. Examples of violation of the rights of children with disabilities in the field of inclusive education from domestic and foreign judicial practice are considered. Ways of acquaintance of future teachers with options for getting out of difficult legal situations related to the education of children with disabilities in a secondary school are proposed.

Текст научной работы на тему «ЗНАКОМСТВО БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ С ПРАВОВЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

5.8.2 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.8.7 - МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.8.2 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 5.8.7 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 376.112.4 НИКОЛАЕВ В.А.

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики и технологии социальной педагогики и социальной работы, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail waleranikolaev@mail.ru ОЛЕВСКАЯ И. А.

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Московский областной филиал Аккредитованного образовательного частного учреждения высшего образования "Московский финансово-юридический университет МФЮА" E-mail:scorpioshka_sp@mail.ru КОТИКОВА А.А.

студентка 5 курса 71 ПП группы очной формы обучения (специалитет) направления подготовки 44.05.01 - педагогика и психология девиантного поведения специализация №4 «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска», Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail:kotikova_alexandra_andreevna@mail.ru

UDC 376.112.4 NIKOLAEV V.A.

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Department of Methods and Technology of Social Pedagogy and Social

Work, Orel State University E-mail waleranikolaev@mail.ru OLEVSKAYA I.A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Civil Law Disciplines Moscow Regional Branch of the Accredited Educational Private Institution of Higher Education "Moscow Finance and Law University MFLA", (141300, Moscow Region, SergievPosad,

Moskovskoeshosse 22A) E-mail: scorpioshka_sp@mail.ru KOTIKOVA A.A.

5th year Student 71 PP Group of Full-Time Education (Specialist) Areas of Study 44.05.01 - Pedagogy and Psychology of Deviant Behavior Specialization No. 4 "Psychological and Pedagogical Support for Children and Adolescents at Risk", Orel State University E-mail: kotikova_alexandra_andreevna@mail.ru

ЗНАКОМСТВО БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ С ПРАВОВЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

INTRODUCING FUTURE TEACHERS WITH THE LEGAL SUPPORT OF INCLUSIVE EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

В настоящей статье отражены основные нормативно-правовые документы, регулирующие возможности получения образования инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представлен анализ отечественных и международных законодательных актов об инклюзивном образовании. Рассматриваются примеры нарушения прав детей с ОВЗ в области инклюзивного образования из отечественной и зарубежной судебной практики. Предлагаются пути знакомства будущих педагогов с вариантами выхода из сложных правовых ситуаций связанных с обучением детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: Инклюзивное образование, специальное образование, инвалидность, дети с ограниченными возможностями здоровья.

This article reflects the main legal documents that regulate the opportunities for education of disabled people, children with disabilities. An analysis of domestic and international legislative acts on inclusive education is presented. Examples of violation of the rights of children with disabilities in the field of inclusive education from domestic and foreign judicial practice are considered. Ways of acquaintance of future teachers with options for getting out of difficult legal situations related to the education of children with disabilities in a secondary school are proposed.

Keywords: Inclusive education, special education, disability, children with disabilities.

В настоящее время в нашей стране имеется около 545 тысяч детей-инвалидов. 12,2% из них проживают в стационарных учреждениях интернатного типа. «Порядка 23,6% детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3% - умственными нарушениями и 23,1% детей-инвалидов имеют двигательные нарушения» [9].

В современных условиях для детей, имеющих различные виды физических и психических нарушений, предоставляются разнообразные возможности для получения образования: надомное, индивидуальное,

дистанционное и т.п. Однако, как показывают исследования, в результате отрыва детей-инвалидов от сообщества сверстников у них появляется ряд психологических проблем: замкнутость, необщительность неуверенность в себе, разнообразные комплексы и т.п. Многие дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) сталкиваются с рядом социальных проблем: ограничение общения со сверстниками, недостаточная доступность учреждений культуры, дополнительного образования, малые возможности выезда на природу и т.п.

Исследования показывают, что молодые педагоги

© Николаев В.А., Олевская И.А., Котикова А.А. © Nikolaev V.A., Olevskaya I.A., Kotikova A.A.

часто сталкиваются с многочисленными проблемами при разрешении конфликтных ситуаций, вызванных трудностями в создании для детей-инвалидов полноценных возможностей для посещения общеобразовательных школ. Это связано как с неготовностью многих школьных зданий и помещений в них для инклюзивного образования, так и недостаточной подготовленностью самих педагогов к организации инклюзивного образования. Согласно опросам работников школ, особую трудность представляет правовое обеспечение процесса совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих физических или психических отклонений. Практики убеждены, что знакомство будущих педагогов с нормативно-правовой базой инклюзивного образования должно начинаться еще во время обучения в вузе. Решению этой проблемы посвящена данная статья.

Анализ нормативно-правовых документов, дающих право детям-инвалидам получать полноценное образование показал, что эта задача является одной из приоритетных задач современной правовой политики нашего государства. Наиболее глубокое решение этой задачи может быть достигнуто при обеспечении детей с ОВЗ получать возможность в инклюзивном образовании.

Некоторые педагоги-практики инклюзивное образование понимают буквально, то есть включение детей инвалидов в учебный процесс общеобразовательной школы без каких-либо изменений в нем. Как свидетельствуют данные специальных исследований (Алёхина С.В., Ахметова Д.З., Дэвид Митчелл, Нигматов З.Г., Перфильева М.Ю., Симонова Ю.П., Прушинский С.А., Челнокова Т.А. и др.) полноценное инклюзивное образование предполагает глубокую перестройку как самой школы, так и содержания, методов, форм организации учебного процесса.

«Инклюзивное образование (англ. inclusion - включение, включающее образование, совместное обучение) - форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и др.» [1]. В конкретной школе, особенно сельской, провести какие-либо серьезные изменения в архитектуре, перестройке помещений, соответствующих предъявляемым к ним требованиям, довольно трудно. Многие директора школ вынуждены вступать в противоречие с родителями детей с ОВЗ или с законом. Как результат - неудовлетворенность родителей и их жалобы, а также вынужденные придирки надзорных органов.

Инклюзивное образование, как считают многие исследователи, отличается от «интеграции, при которой инвалиды, люди с ОВЗ или особыми образовательны-

ми потребностями обучаются в обычных учебных заведениях и адаптируются к системе образования, которая остаётся неизменной» [2]. Долгое время именно интеграция детей-инвалидов в традиционную школу доминировала в отечественной педагогической практике.

История отечественного интегрировано-инклюзивного образования насчитывает несколько десятилетий. Обучение детей-инвалидов вместе со здоровыми сверстниками практиковалось еще 50-60 гг. ХХ века. Исходя из реальных возможностей школы, для таких детей администрация, учителя делали попытки создать наиболее благоприятные условия посещения школы, организации учебного процесса. Класс, в которых учились дети с ДЦП, сколиозом другими физическими нарушениями, как правило помещались на первом этаже школы, часто для них ставилась специальная школьная мебель. Учителя не заставляли лишний раз их подниматься, выходить к доске, осуществляли индивидуальный подход в использовании методов, форм учебной работы. Вместе с тем, такие случаи были, скорее, исключением из общей практики отечественной школы. Это были, лишь, первые, часто несовершенные, попытки инклюзии в общеобразовательных школах.

Наиболее активно инклюзивное образование стало развиваться в нашей стране в конце 80-х гг. В 1991 году в Москве была создана первое экспериментальное инклюзивное учебное заведение «Ковчег». В дальнейшем благодаря активности Центра лечебной педагогики этот эксперимент было решено расширить на ряд регионов страны. В них стали функционировать экспериментальные площадки, ориентированные на развитие инклюзивного образования детей-инвалидов разного возраста.

В настоящее время о российской педагогической практике накоплен определенный опыт инклюзивного образования, который закреплен законодательно. В статье 2 Федерального закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года говорится, что «Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [3]. Иными словами, инклюзивное образование предполагает создание в образовательных организациях специальных условий, которые исключают возможность сокращения доступа к образовательным услугам детям с ограниченными возможностями здоровья.

Для соблюдения равных прав детей, имеющих отклонения в физическом или психическом развитии данный Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», утверждает понятие «адаптированной образовательной программы». Ее закон трактует как «образовательную программу, адаптированную для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» [3]. Исходя из данного определения, инклюзивное образование пред-

5.8.2 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.8.7 - МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.8.2 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 5.8.7 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

полагает не только снятие физических барьеров для включения в образовательный процесс детей с ОВЗ (пандусы, лифты, специальные места в туалетах для инвалидов), но и определение специфичного, адаптированного к возможностям различных категорий детей, содержания, методов, форм организации их обучения. Полноценное инклюзивное образование включает необходимость специальной подготовки учителей для обучения детей с различными видами отклонений в здоровье, жизнедеятельности, вооружение их компетенциями в области работы с различными категориями детей-инвалидов.

В число документов, содействующих включению в образовательный процесс детей и взрослых с различными видами отклонений в здоровье, входит ряд отечественных и зарубежных нормативно-правовых актов, регулирующих образование детей с ОВЗ и лиц с инвалидностью.

Это такие группы документов:

- международные (признанные и ратифицированные в СССР или в России);

- федеральные (Конституция, законы, кодексы);

- правительственные (постановления, распоряжения);

- ведомственные (Министерства образования и науки);

- региональные (на уровне субъектов РФ правительственные и ведомственные);

- локальные акты образовательной организации.

Международные правовые акты.

• Всеобщая Декларация прав человека от 1948 года;

• Декларация прав ребенка (провозглашенная Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября

1959 г.);

• «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования», которая была принята (14 декабря

1960 года)

• Декларация о правах умственно-отсталых лиц (от 20 декабря 1970 г.);

• Декларация о правах инвалидов (09 декабря 1975г.), которая признала все гражданские и политические права инвалидов;

• «Декларация о праве на развитие» (4 декабря 1986 года была провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН)

• «Конвенция ООН о правах ребенка», принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года

• «Всемирную (Джомтьенскую) декларацию об образовании для всех» (март 1990 года в Джомтьене (Таиланд) участники Международной конференции по образованию)

• Стандартные Правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993 год). Это основной всеобъемлющий документ, посвященный правам инвалидов;

• Саламанкская декларация «Саламанкская де-

кларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», (1994 год).

• «Конвенция ООН о правах инвалидов» (принята резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года).

Анализ отечественных и международных документов показал, одним из основополагающих международных нормативно-правовых актов является «Декларации прав ребенка», принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года. Так, 7-й принцип «Декларации прав ребенка» провозглашает то, что «Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества» [4]. В «Декларации» говорится о важностиналичия адаптивных программ, а также включение ребенка-инвалида во все проводимые школы виды учебной и внеучебной деятельности с учетом особенностей конкретного ребенка.

В декларации подчеркивается, что в ходе образовательной деятельности педагогам следует направлять усилия на личностное развитие ребенка, его задатков, способностей, содействовать подготовке к адаптации для полноценной жизни в обществе. Для этого педагогам, руководителям образовательных организаций следует создавать наиболее благоприятные условия для максимального учета интересов, возможностей ребенка, обеспечивать возможность участия детей в играх, развлечениях, содействующих реализации целей образования и воспитания.

Для более успешного соблюдения прав детей в области образования 14 декабря 1960 года на 11-й сессии Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры была принята «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования». В статье 1.1 данной Конвенции отмечается, что недопустима «дискриминация, ограничение или предпочтение по какому-либо признаку, имеющее целью или следствием нарушения равенства в области образования» [5]. Данный документ закрепляет право детей с ОВЗ обучаться в общеобразовательных школах при условии создания для них специальных условий.

«Конвенция ООН о правах ребенка», принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи от 20 ноября1989 года устанавливает равные права детей, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии, со здоровыми детьми в получении полного объема образовательных услуг. Конвенция утверждает, что право детей не может быть ущемлено никакими особенностями ребенка или возможностями его семьи [6].

Положения международных нормативно-правовых

документов, содействующие развитию инклюзивного образования в РФ, реализуются посредством Федеральных правовых актов:

• Конституция РФ, ст.43;

• Федеральный Закон «Об образовании»;

• Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», 1995 г.;

• Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124 -ФЗ;

• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утвержденная президентом РФ Медведевым Д.А. 04.02.2010 г., ПР-271).

• Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (вступил в силу 17 ноября 2013)

• с 1 сентября 2016 года федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ и федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приказы Минобрнауки России: от 19 декабря 2014 г. № 1598 и от 19 декабря 2014 г. № 1599.

Наиболее значимым для развития инклюзивного образования в РФ является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. В статья 48 этого Федерального закона отмечается необходимость учета особенностей психического и физического развития детей, их здоровья при организации учебного процесса. Педагогам следует создавать необходимые условия детям с ограниченными возможностями для получения полноценного образования [3]. В данном законе подчеркивается, что инклюзивное образование создается, именно, в интересах самих детей-инвалидов, их полноценного развития и включения в жизнь общества. Создание условий для успешного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе не означает, что учитель должен уделять больше времени этим детям в ущерб других учащимся. Создание условий предполагает возможность беспрепятственного доступа ребенку-инвалиду в школу, предоставление ему возможностей для получения образования в соответствии с его индивидуальными особенностями.

На практике, как в России, так и других европейских странах доступность инклюзивного образования для детей с ОВЗ не всегда является реальной. Родителям таких детей часто приходится обращаться как собственные суды, так и в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

В частности, ЕСПЧ обязал итальянские власти обеспечить наличие тьютора для девочки с безречевым аутизмом, которая обучалась в общеобразовательной начальной школе.

Для английских властей ЕСПЧ принял компромиссное решение в отношении ребенка с «тяжелой формой умственной отсталости» и «почти полной глухотой».

Этих детей вначале определили в специальные школы. Однако, родители просили перевести детей в обычные школы. В случае с задержкой психического развития удалось добиться, чтобы дети 3 дня посещали спецшколу, а 2 дня - общеобразовательную.

ЕСПЧ занимает не просто карающую позицию, а совместно с местными органами власти пытается найти выход для включения детей в инклюзивное образование. Так для девочки из Голландии с проблемами со слухом удалось найти школу, которая готова была обучать такого ребенка [7].

В отечественной педагогической теории и практике инклюзивному образованию уделяется все большее внимания. Правовой аспект этой стороны деятельности образовательных организаций также постоянно совершенствуется. В настоящее время в большинстве учреждений общего, среднего специального и высшего образования созданы максимальные условия для безбарьерной среды. Вместе с тем, в педагогической практике периодически происходят ситуации, которые требуют юридического и даже судебного вмешательства для обеспечения полноценной учебы в обычных учебных заведениях детям с ОВЗ.

Так, в одной из сельских школ республики Крым, по решению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) ребенку должны предоставить возможность учиться в общеобразовательной школе. Это было сделано и мальчик отучился 1-й класс. Однако на следующий год школа не нашла возможности обучать мальчика. Это произошло по ряду объективных обстоятельств. Согласно заключению Центра гигиены и эпидемиологии РК в данной школе не нашлось помещения соответствующего требованиям санитарных правил и норм. Кроме этого в школе нет тьютора, который бы занимался сопровождением обучения ребенка.

Родители обратились в суд, который обязал администрацию предоставить ребенку право обучаться в общеобразовательной школе. Это решение не было выполнено, так как у школы нет свободных помещений, соответствующих необходимым требованиям.

Одновременно с этим, по заключению учителей, сам ребенок относится к категории группы риска. Он почти необучаем, часто нарушает дисциплину. Он почти не говорит и не общается с одноклассниками. Его внимания хватает лишь на первые 10 минут урока. Он начинает ходить по классу, мешает остальным учащимся, провоцирует их на драки.

Родители других учеников, опасаясь за их жизнь и здоровье, категорически возражают против посещения этим ребенком уроков в школе. Они пишут письма в разные инстанции, грозят не пускать детей в школу, если в классе будет учиться этот мальчик.

Администрация школы предложила родителям перевести его на индивидуальное, надомное обучение по специальной программе, разработанной педагогами и специалистами центра инклюзивного образования. Однако они категорически возражают, как и против повторной психолого-медико-педагогической комиссии.

5.8.2 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 5.8.7 - МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 5.8.2 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 5.8.7 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Эти требования родителей основаны на действующем законодательстве, но вступают в противоречия с реальным положением дел в конкретной школе и индивидуальными особенностями отдельного ребенка. [8]

Для подготовки будущих педагогов к разрешению подобных ситуаций было организовано их обсуждение совместно студентами-юристамив рамках практических занятий. Всесторонне обсуждение показало, что студенты видят несколько вариантов выхода из данной ситуации. Если родители будут настаивать на принятии такого ребёнка в школу, то администрации следует обратиться в вышестоящие инстанции с просьбой создания условий для инклюзивного образования. Для этого необходим кабинет коррекции, тьютор, специальная подготовка учителей, психологов.

Будущие юристы считают, что если действовать по букве закона, то администрации школы следует подать иск в суд на республиканское управление образования. Цель этого иска - создание в школе условий для полноценного инклюзивного образования. Учитывая зависимое положение директора школы такой вариант мало перспективен.

Еще предложенный студентами вариант выхода -прибегнуть к третьим лицам и попытаться договориться с родителями мальчика с тем, чтобы перевести его на индивидуальное обучение. Можно разрешить мальчику

посещать внеклассные мероприятия, совместное проведение досуга, попытаться наладить его взаимоотношения с другими учениками.

Как показало проведенное исследование, проблема подготовки будущих педагогов к реализации инклюзивного образования нуждается в дальнейшем теоретическом изучении. Выявлен ряд проблем, которые ограничивают его полноценное внедрение в практику современной общеобразовательной школы. К наиболее значимым проблемам следует отнести: 1) недостаточную техническую оснащенность большинства школ; 2) не в полной мере решенная проблема создания безбарьерной среды; 3) недостаточно глубокая теоретическая и практическая подготовленность учителей к обучению детей с ОВЗ; 4) отсутствие стандартов для разработки индивидуальных учебных программ для различных категорий детей-инвалидов; 5) психологическая неготовность «здоровых» сверстников обучаться рядом с больными детьми; 6) противодействие некоторых родителей включению детей с ОВЗ в классы, где обучаются их дети и др.

Знакомство будущих педагогов с данными проблемами, подготовка к их разрешению будет в определенной мере содействовать развитию инклюзивного образования в российских школах.

Библиографический список

1. Голубева Л. В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт. Волгоград: «Учитель», 2014. 95 с

2. Гусева Т. Н. Инклюзивное образование. М.: Центр «Школьная книга», 2010. 272 с.

3. https://zakon-ob-obrazovanii.ru/.

4. https://docs.cntd.ru/document/1901035

5. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/educat.shtml

6. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=law&n=9959&req=doc#hzDGrwSl6qZflVF9

7. https://memohrc.org/ru/blogs/inklyuziya-cherez-sudy-kak-roditeli-detey-s-invalidnostyu-srazhayutsya-za-pravo-na-obrazovanie

8. https://pedsovet.org/article/inkluzia-cerez-sud)

9. https://school-science.ru/5/8/35264

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Golubeva L. V. Inclusive education: ideas, perspectives, experience. Volgograd: «Teacher», 2014. 95 p.

2. Guseva T. N. Inclusive education. M .: School Book Center, 2010. 272 p.

3. https://zakon-ob-obrazovanii.ru/.

4. https://docs.cntd.ru/document/1901035

5. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/educat.shtml

6. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=law&n=9959&req=doc#hzDGrwSl6qZflVF9

7. https://memohrc.org/ru/blogs/inklyuziya-cherez-sudy-kak-roditeli-detey-s-invalidnostyu-srazhayutsya-za-pravo-na-obrazovanie

8. https://pedsovet.org/article/inkluzia-cerez-sud)

9. https://school-science.ru/5/8/35264

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.