Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
699
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивное образование / ОВЗ / дети с ОВЗ / деятельность социального педагога / inclusive education / disabilities / children with disabilities / activities of a social pedagogue

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Целевич Татьяна Ивановна, Морозова Оксана Вагизовна

Актуальность исследования обусловлена ростом числа детей с ОВЗ. В статье рассмотрена проблема инклюзивного образования в нашей стране. Трудности в социализации и адаптации детей с ОВЗ в современной школе – одна из проблем инклюзивного образования, выявленная в ходе теоретического анализа. Для проведения практического исследования были выбраны эмпирические методы по изучению социализированности личности (тест М.И.Рожкова, опросники). В ходе исследования были определены основные проблемы социализации детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, была изучена деятельность социального педагога общеобразовательной школы в условиях инклюзивного образования, а также рассмотрено отношение педагогов общеобразовательной школы к инклюзивному образованию. По результатам исследования были выявлены трудности интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную школу, которые обусловлены разными причинами. Были определены основные факторы успешного включения детей с ОВЗ в общеобразовательную школу. Также педагогами отмечены основные проблемы взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ. Был проведен анализ деятельности социального педагога по реализации инклюзивного образования в современной школе. Изучение проделанной работы показало, что по запросу различные виды деятельности социальным педагогом осуществляются достаточно часто, в социально-педагогической помощи нуждаются дети с ОВЗ и их родители, а также классные руководители, при организации взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ. Социальный педагог должен системно координировать работу педагогов и родителей по сплочению школьных коллективов, корректировать общественное мнение в отношении детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, осуществлять межведомственное взаимодействие по организации совместной работы с детьми с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Целевич Татьяна Ивановна, Морозова Оксана Вагизовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF A SOCIAL TEACHER OF A COMPREHENSIVE SCHOOL IN THE CONTEXT OF INCLUSIVE EDUCATION

The relevance of the study is due to the increase in the number of children with disabilities. The article deals with the problem of inclusive education in our country. Difficulties in the socialization and adaptation of children with disabilities in a modern school is one of the problems of inclusive education, identified in the course of theoretical analysis. To conduct a practical study, empirical methods were chosen to study the socialization of a person (M.I. Rozhkov’s test, questionnaires). In the course of the study, the main problems of socialization of children with disabilities in inclusive education were identified, the activities of a social teacher of a general education school in an inclusive education were studied, and the attitude of teachers of a general education school to inclusive education was considered. The study revealed the difficulties of integrating children with disabilities into a general education school, which are due to various reasons. The main factors for the successful inclusion of children with disabilities in general education were identified. The teachers also noted the main problems of interaction between healthy children and children with disabilities. An analysis was carried out of the activities of a social teacher in the implementation of inclusive education in a modern school. The study of the work done showed that, upon request, various types of activities are carried out by a social teacher quite often, children with disabilities and their parents, as well as class teachers, need social and pedagogical assistance when organizing interaction with families raising children with disabilities. A social educator should systematically coordinate the work of teachers and parents to unite school teams, correct public opinion regarding children with disabilities in an inclusive education, carry out interagency interaction to organize joint work with children with disabilities.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Целевич Татьяна Ивановна

Кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет (г. Омск), e-mail: celevicht@mail.ru

Морозова Оксана Вагизовна

Кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет (г. Омск), e-mail: okasya@bk.ru

DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10106

Аннотация:

Актуальность исследования обусловлена ростом числа детей с ОВЗ. В статье рассмотрена проблема инклюзивного образования в нашей стране.

Трудности в социализации и адаптации детей с ОВЗ в современной школе - одна из проблем инклюзивного образования, выявленная в ходе теоретического анализа. Для проведения практического исследования были выбраны эмпирические методы по изучению социализированности личности (тест М.И.Рожкова, опросники).

В ходе исследования были определены основные проблемы социализации детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, была изучена деятельность социального педагога общеобразовательной школы в условиях инклюзивного образования, а также рассмотрено отношение педагогов общеобразовательной школы к инклюзивному образованию.

По результатам исследования были выявлены трудности интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную школу, которые обусловлены разными причинами.

Были определены основные факторы успешного включения детей с ОВЗ в общеобразовательную школу. Также педагогами отмечены основные проблемы взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ.

Был проведен анализ деятельности социального педагога по реализации инклюзивного образования в современной школе. Изучение проделанной работы показало, что по запросу различные виды деятельности социальным педагогом осуществляются достаточно часто, в социально-педагогической помощи нуждаются дети с ОВЗ и их родители, а также классные руководители, при организации взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ.

Социальный педагог должен системно координировать работу педагогов и родителей по сплочению школьных коллективов, корректировать общественное мнение в отношении детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, осуществлять межведомственное взаимодействие по организации совместной работы с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ОВЗ, дети с ОВЗ, деятельность социального педагога.

ACTIVITIES OF A SOCIAL TEACHER OF A COMPREHENSIVE SCHOOL IN THE CONTEXT OF INCLUSIVE EDUCATION

Tselevich Tatiana Ivanovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Omsk state pedagogical university (Omsk), e-mail: celevicht@mail.ru

Morozova Oksana Vagizovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Omsk state pedagogical university (Omsk), e-mail: okasya@bk.ru

DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10106

Abstract:

The relevance of the study is due to the increase in the number of children with disabilities. The article deals with the problem of inclusive education in our country.

Difficulties in the socialization and adaptation of children with disabilities in a modern school is one of the problems of inclusive education, identified in the course of theoretical analysis. To conduct a practical study, empirical methods were chosen to study the socialization of a person (M.I. Rozhkov's test, questionnaires).

In the course of the study, the main problems of socialization of children with disabilities in inclusive education were identified, the activities of a social teacher of a general education school in an inclusive education were studied, and the attitude of teachers of a general education school to inclusive education was considered.

The study revealed the difficulties of integrating children with disabilities into a general education school, which are due to various reasons. The main factors for the successful inclusion of children with disabilities in general education were identified. The teachers also noted the main problems of interaction between healthy children and children with disabilities.

An analysis was carried out of the activities of a social teacher in the implementation of inclusive education in a modern school. The study of the work done showed that, upon request, various types of activities are carried out by a social teacher quite often, children with disabilities and their parents, as well as class teachers, need social and pedagogical assistance when organizing interaction with families raising children with disabilities.

A social educator should systematically coordinate the work of teachers and parents to unite school teams, correct public opinion regarding children with disabilities in an inclusive education, carry out interagency interaction to organize joint work with children with disabilities.

Key words: inclusive education, disabilities, children with disabilities, activities of a social pedagogue.

Актуальность исследования обусловлена увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также изменениями, происходящими в нашей стране в системе образования и социально-экономической ситуации. Отмечается рост числа детей с аномалиями в развитии, которые носят как врожденный, так и приобретенный характер.

Существует проблема изоляции детей с ОВЗ, так как с раннего возраста они посещают специализированные учреждения, и, становясь взрослыми, испытывают трудности в социализации и адаптации. Для решения данной проблемы законодательством Российской Федерации предусмотрено инклюзивное

образование, которое направлено на совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательные школы достаточно сложная задача, так как педагогам необходимо работать не только со здоровыми детьми, формировать терпимость, принятие и уважение к сверстникам с ограниченными возможностями, причем работа с этой категорией детей должна носить комплексный и системный характер.

Сложно переоценить роль социального педагога общеобразовательной школы в условиях инклюзивного образования, так как, с одной стороны, он должен оказывать непосредственную помощь учащимся в их социализации, а с другой стороны, должен организовать этот процесс, привлечь необходимых специалистов, организовать сотрудничество с педагогами и родителями. К трудностям работы социального педагога следует отнести отсутствие четкой методической базы, так как на сегодняшний день подходы инклюзивного образования строятся на заимствовании зарубежного опыта, которые адаптируются к нашей системе образования, но на практике оказываются недостаточно эффективным.

Изучением проблем инклюзивного образования и роли социального педагога в сопровождении детей с ОВЗ занимались Н.Н. Малофеев[1], Л.Н. Давыдова [2], А.А. Дмитриев [3], Д.В. Зайцева [4], С.В.Алёхина [5], Л.М. Кобрина [6] и др. Они отмечали необходимость формирования собственной методической базы с учетом особенностей нашей страны, отказа от прямого заимствования зарубежного опыта, указывали на трудности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).

Исследование по вопросам изучения деятельности социального педагога общеобразовательной школы в условиях инклюзивного образования проводилось на базе одной из школ г. Омска.

Объектом исследования было инклюзивное образование в общеобразовательной школе. Предмет исследования - деятельность социального педагога в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного образования.

В задачи исследования входили определение основных проблем по вопросам социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования, изучение деятельности социального педагога общеобразовательной школы в условиях инклюзивного образования, а также отношение педагогов общеобразовательной школы к инклюзивному образованию.

Теоретическими основами исследования выступают теория социализации Ч. Кули [7], Д. Мид [8], которая характеризует усвоение индивидом общественного опыта, в результате чего он становится личностью и приобретает необходимые для жизни в обществе знания и навыки.

Практическая значимость исследования заключалась в разработке методических рекомендаций по улучшению деятельности социального педагога общеобразовательной школы в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование - это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления

к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Принципы инклюзивного образования полностью согласуются с принципами гуманной педагогики. Несомненно, что ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений, каждый человек способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным, все люди нуждаются друг в друге, нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

В систему инклюзивного образования включены учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Помимо создания безбарьерной среды необходимы техническое оснащение образовательных учреждений и разработка специальных учебных курсов, как для педагогов, так и для обучающихся, с целью развития их взаимодействия с детьми с ОВЗ. Однозначно, необходимы социально-педагогические программы, направленные на адаптацию детей с ОВГ в общеобразовательном учреждении.

В России препятствиями к такой интеграции являются разнообразные причины: медикалистский подход к классификации особых потребностей, инертность государственных учреждений, заинтересованность администрации образовательных учреждений в сохранении традиционных форм обучения, общая и профессиональная интолерантность и др.

К основным проблемам социализации детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования относятся: изолированность от социума, трудности в установлении контактов из-за неприязни и невоспитанности здоровых детей, отсутствия у них опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ, трудности усвоения материала в силу отставания в развитии; неподготовленность педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями и здоровыми детьми одновременно, отсутствие четкой методической базы в работе с детьми с ОВЗ, отсутствие бытовых, материальных условий, обеспечивающих свободу действий детей с ОВЗ. На сегодняшний день система инклюзивного образования в нашей стране сталкивается с рядом трудностей, которые носят общий и частный характер.

К общим проблемам можно отнести: определение образовательной программы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, включение их в общую систему образования и практическую реализацию данного процесса. К частным проблемам относятся проблемы межличностных отношений здоровых детей и детей с ОВЗ, а также отношение родителей здоровых детей к проблеме обучения их детей в классах с детьми с ОВЗ.

При изучении деятельности социального педагога мы опирались на нормативно-правовую базу: Конвенцию ООН о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в РФ», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», а также Конвенцию ООН «О

правах инвалидов».

Функционал социального педагога в образовательном учреждении по отношению к детям с ОВЗ включает оказание помощи для полноценного развития, адаптации в обществе, подготовки к самостоятельной жизни, помощи в личностном развитии. Деятельность социального педагога предполагает изучение воспитанника, определение форм и методов индивидуальной работы, организацию обучения и воспитания с учетом здоровья ребенка, а также организацию взаимодействия обучающихся в классном коллективе и работу с родителями и педагогами по созданию эмоционально-позитивного психологического взаимодействия со всеми участниками образовательной среды.

В ходе теоретического анализа было отмечено, что одной из проблем инклюзивного образования, являются трудности адаптации детей с ОВЗ. Поэтому мы использовали тест М.И.Рожкова по изучению социализированности личности обучающегося.

В тестировании приняли участие 20 детей в возрасте 8-9 лет с ОВЗ и инвалидностью (дети с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития).

Показатели адаптированности обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе представлены на рис.1

По результатам исследования у 40% детей с ОВЗ выявлена социальная адаптированность. Автономность выявлена у 20% детей. Активность выявлена у 40% младших школьников.

Родители здоровых детей выразили нейтральное отношение к инклюзивному образованию, а родители детей с ОВЗ положительное и нейтральное. В школе отмечается разделение на классы, в которых обучаются здоровые дети и дети с ОВЗ. Родители здоровых детей считают, что дети с ОВЗ должны учиться в адаптивных школах, а родители детей с ОВЗ считают, что их дети должны обучаться в специализированных классах в общеобразовательной школе. По результатам исследования 60% родителей здоровых детей и 50% родителей

Рис. 1. Показатели адаптированности обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе

детей с ОВЗ указали, что важна материально-техническая база. Необходимость в наличии специализированной программы обучения отметили 50% родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. По результатам анкетирования было установлено, что 40% педагогов отметили важность инклюзивного образования для детей с ОВЗ. 30% педагогов указали, что инклюзивное образование важно и для здоровых детей.

Условия, необходимые для комфортного обучения детей с ОВЗ отображены на рис.2

Рис. 2. Условия, необходимые для комфортного обучения детей с ОВЗ.

По результатам исследования были выявлены трудности интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную школу, обусловленные разными причинами, которые представлены на рис.3

Рис. 3. Причины трудностей интеграции детей с ОВЗ.

К таким причинам относятся: нарушение прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ, так считают 30% педагогов. Неуважительное отношение здоровых детей к особенностям детей ОВЗ отметили 30% педагогов, которые высказались, что здоровые дети не принимают в свое общество детей с ОВЗ.

По результатам опроса были определены факторы успешного включения детей с ОВЗ в общеобразовательную школу (рис.4).

Рис.4. Факторы успешного включения детей с ОВЗ в общеобразовательную школу.

Для успешного включения ребенка с ОВЗ в общеобразовательную школу, необходимо подготовить персонал, так считают 50% педагогов. Большинство педагогов (70%) указали, что одним из критериев интеграции является самостоятельность передвижения ребенка с ОВЗ в школе. Большинство педагогов указали, что в классе должно быть не более 5 детей с ОВЗ. По результатам исследования лишь 30% педагогов отметили успешность реализации инклюзивного образования, а 70% отметили отсутствие материально-технического обеспечения, непрофессионализм педагогов (нехватка кадров) и отсутствие взаимодействия между здоровыми детьми и детьми в ОВЗ.

В процессе работы мы провели анализ деятельности социального педагога по реализации инклюзивного образования в школе. Изучение проделанной работы показало, что виды деятельности по запросу, осуществляются достаточно часто, в основном в социально-педагогической помощи нуждаются дети с ОВЗ и их родители, а также классные руководители, при организации взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ.

Результаты исследования показали, что деятельность социального педагога

должна быть направлена, прежде всего, на сплочение классного коллектива детей здоровых и детей с ОВЗ, а также корректировке общественного мнения по отношению к людям с ОВЗ. С этой целью были разработаны рекомендации по проведению мероприятий посредством использования игровых технологий. Обязательным условием успешности инклюзивного образования, на наш взгляд, является организация взаимодействия родителей здоровых детей с родителями детей с ОВЗ при поддержке социального педагога. Так же необходимо приглашать в образовательные учреждения специалистов социальных учреждений, работающих с детьми с ОВЗ, а также специалистов, занимающихся решением проблем инклюзивного образования. Социальный педагог в межведомственном взаимодействии осуществляет координационную роль, используя в работе разнообразные формы сотрудничества (например, круглый стол) для обмена опытом, решения проблемных задач, обсуждения ситуаций, возникающих в процессе инклюзивного образования в школьных классах.

Таким образом, в настоящее время деятельность социального педагога общеобразовательной школы в условиях инклюзивного образования является актуальной и значимой, социально-педагогическая работа должна проводиться со всеми участниками педагогического процесса (обучающимися, их родителями, педагогами-предметниками) системно и регулярно.

В результате исследования были выявлены основные трудности интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную школу, которые обусловлены разными причинами: нарушение прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ, неуважительное отношение здоровых детей к особенностям детей ОВЗ, неумение педагогов одновременно работать со здоровыми детьми и детьми с ОВЗ и др. Основными факторами, способствующими успешному включению детей с ОВЗ в общеобразовательную школу, являются: высокий профессионализм школьного персонала, создание действительной безбарьерной среды для детей с ОВЗ, оптимальное соотношение в одном классе количества здоровых детей и детей с ОВЗ (не более 5 детей). На сегодняшний день 70% педагогов отмечают недостаточность материально-технического обеспечения, невысокий профессионализм педагогов в работе с детьми с ОВЗ, нехватку педагогических кадров, отсутствие взаимодействия здоровых детей и детей с ОВЗ.

Социальный педагог должен системно координировать работу педагогов и родителей по сплочению школьных коллективов, корректировать общественное мнение в отношении детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, осуществлять межведомственное взаимодействие по организации совместной работы с детьми с ОВЗ.

Практическая значимость исследования заключалась в разработке методических рекомендаций по улучшению деятельности социального педагога общеобразовательной школы в условиях инклюзивного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Малофеев Н.Н. Развитие ранней помощи в образовании детям с ОВЗ и группы риска: основания, ориентиры и ожидаемые результаты/ Н.Н.Малофеев, О.С.Никольская, О.И.Кукушкина, Е.Л.Гончарова// Альманах института коррекционной педагогики. 2019. №36. С.17-43.

2. ДавыдоваЛ.Н., КолокольцеваМ.А., РябоваЕ.В. Инклюзивное образование и нравственные взаимоотношения: Грани одной проблемы №53URSS. 2018. 200с.

3. Дмитриев А. А. Интегрированное обучение детей: «за» и «против» / А.А. Дмитриев // Социальная педагогика. 2011. № 3. С. 57-68.

4. Зайцев Д. В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями / Д.В. Зайцев // Социологические исследования. 2004. № 7. С. 127-131.

5. Алёхина С.В. Инклюзивное образование: история и современность. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. 33 с.

6. Кобрина Л.М. Отечественная система специального образования -фундамент инклюзивного обучения и воспитания. Изд-во: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, 2014. С.88-93

7. Кули Ч. X. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея пресс: Дом интеллект, 2000. С. 113-123. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// royallib.com/book/kuli_charlz/chelovecheskaya_priroda_i_sotsialniy_poryadok.html

8. Mead G. Mind, self and society. Chicago, 1934. P. 140-141, 187-192.

REFERENCES

1. Malofeev N.N. Razvitierannejpomoshhiv obrazovaniidetyam s OVZ i gruppy' riska: osnovaniya, orientiry i ozhidaemyerezultaty.N.N.Malofeev, O.S.Nikolskaya, O.I.Kukushkina, E.L.Goncharova.Almanax instituta korrekcionnoj pedagogiki. 2019. №36. S.17-43.

2. DavydovaL.N., KolokolcevaM.A., RyabovaE.V. Inklyuzivnoe obrazovanie i nravstvennye vzaimootnosheniya: Graniodnojproblemy' №53 URSS. 2018. 200s.

3. DmitrievA. A. Integrirovannoe obuchenie detej: «za» i «protiv». A.A. Dmitriev. Socialnayapedagogika. 2011. № 3. S. 57-68.

4. ZajcevD. V. Integrirovannoe obrazovanie detej s ogranichennymi vozmozhnostyami. D.V. Zajcev. Sociologicheskie issledovaniya.2004. № 7. S. 127-131.

5. Alyoxina S.V. Inklyuzivnoe obrazovanie: istoriya isovremennost. M.: Pedagogicheskij universitet «Pervoesentyabrya», 2013. 33 c.

6. Kobrina L.M. Otechestvennaya sistema specialnogo obrazovaniya - fundament inklyuzivnogo obucheniya i vospitaniya. Izd-vo: Leningradskij gosudarstvennyj universitetim. A. S. Pushkina, Sankt-Peterburg, 2014. S.88-93

7. Kuli Ch. X. Chelovecheskaya priroda i socialnyj poryadok. M.: Ideya press: Dom intellekt, 2000. S. 113-123. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://royallib. com/book/kuli_charlz/chelovecheskaya_priroda_i_sotsialniy_poryadok.html

8. Mead G. Mind, self and society. Chicago, 1934. P. 140-141, 187-192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.