Научная статья на тему 'Права человека в контексте теории симулякров'

Права человека в контексте теории симулякров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
права человека / современное право / симулякры / естественные права / приобретаемые права / предоставляемые права / human rights / modern law / simulacra / natural rights / acquired rights / granted rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юлия Витальевна Кеменяш

В данной статье проводится анализ юридической конструкции «права человека» в современном праве, которая при определенных условиях является символичной и предстает перед обществом в качестве симулякра, выполняющего позитивные функции в регулировании общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human rights in the context of simulacrum theory

This article analyzes the legal construction of «human rights» in modern law, which under certain conditions are symbolic and appear to society as a simulacrum that performs positive functions in regulating public relations.

Текст научной работы на тему «Права человека в контексте теории симулякров»

JURISPRUDENCE

Научная статья ■УДК 340.1

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-51-54 EDN: https://elibrary.ru/wezvjw NIION: 2015-0066-4/23-755 MOSURED: 77/27-011-2023-04-954

Права человека в контексте теории симулякров

Юлия Витальевна Кеменяш

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, juliakemenyash@mail.ru

Аннотация. В данной статье проводится анализ юридической конструкции «права человека» в современном праве, которая при определенных условиях является символичной и предстает перед обществом в качестве симуля-кра, выполняющего позитивные функции в регулировании общественных отношений.

Ключевые слова: права человека, современное право, симулякры, естественные права, приобретаемые права, предоставляемые права

Для цитирования: Кеменяш Ю. В. Права человека в контексте теории симулякров // Вестник экономической безопасности. 2023. № 4. С. 51-54. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-51-54. EDN: WEZVJW.

Original article

Human rights in the context of simulacrum theory

Yulia V. Kemenyash

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, juliakemenyash@mail.ru

Abstract. This article analyzes the legal construction of «human rights» in modern law, which under certain conditions are symbolic and appear to society as a simulacrum that performs positive functions in regulating public relations. Keywords: human rights, modern law, simulacra, natural rights, acquired rights, granted rights For citation: Kemenyash Yu. V Human rights in the context of simulacrum theory. Bulletin of economic security. 2023;(4):51-4. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-51-54. EDN: WEZVJW.

Затрагивая проблему симулякра в праве, в первую очередь, необходимо обратиться к символизму в праве как имманентной черте сущности симулякра. Используя устоявшееся понимание симулякра, как символа, который не имеет означаемого объекта в действительности, и, опираясь на формальную логику, можно смело утверждать, что каждый симулякр - это символ, имеющий определенную смысловую нагрузку, но не находящий отражение в реальности, при этом не каждый символ, несущий в себе множество смыслов, является симуля-кром.

Говоря об одновременной универсальности и индивидуальности прав человека в современном обществе, мы можем утверждать, что права человека в своем проявлении бывают индивидуальными, т. е. носят конкретизирующий характер, и универсальными, т. е. имеют родовую принадлежность и распространяются на неограниченное количество людей. В одном случае, права человека выступают в качестве способа защиты, само© Кеменяш Ю. В., 2023

идентификации человека в обществе. В другом - права человека выступают в качестве символа, провозглашающего ценность человека в этом мире и мире права, в том числе. Содержательная составляющая универсальных и индивидуальных прав различна, и их функциональность в современном праве отличается. В силу того, что универсальные права человека выступают в качестве установки в общественном сознании, они символичны, и в конкретных случаях, в определенных моментах они могут трансформироваться в симулякры.

В юридической теории права в соответствии с логикой официального формального, законодательного закрепления представлений о правах человека определены следующие виды прав: права в собственном смысле, т. е. естественные права (неотчуждаемые и независимые от государства), и права гражданина, установленные государственной властью, людьми [1,с. 196].

Ряд ученых выделяют группы прав по различным основаниям, например, В. П. Малахов [2, с. 392] в своих

научных трудах выделяет три группы (типа) прав человека, к которым он относит:

1) естественные права (неотчуждаемые права, присущие каждому человеку без исключения и характеризующие человека как такового и как правовое существо);

2) предоставляемые права (отчуждаемые права, которыми государство наделяет человека и определяет их содержательную сторону. Это права, предполагающие наличие механизмов их актуализации, права, которые могут принадлежать всем людям или определенным группам);

3) приобретаемые права (права, которые по своей природе могут быть как неотчуждаемыми для человека «как установки» и отчуждаемыми на стадии реализации; являются исключительно индивидуальными правами).

Подобное деление прав человека на группы не говорит о том, что речь идет о разных правах, которые полностью умещаются в рамки одной из названных категорий, а о том, что все имеющиеся права человека различны по своему содержанию, определенности. Так или иначе, права человека имеют обобщенный характер, и человек обладать абсолютным набором всех прав не может в силу тендерных, психологических, и иных индивидуальных отличий.

Права человека нередко определяют как «возможность», «притязание», «требование» и иначе, но однозначно человеку принадлежат только естественные права, и они являются синонимом словам «быть, есть», потому что не порождаются и не создаются государством и распространяются абсолютно на всех людей вне зависимости от пола, национальной, расовой, социальной принадлежности, вероисповедания и прочего.

Нередко симулякры понимаются в негативном ключе. Так, например, Дунаев В. Ю. в своем докладе придает отрицательную окраску симулякрам: «Права человека как идеологический симулякр - это то, что отстаивают и защищают «хорошие парни» и нарушают «плохие парни». Разделение на «плохих» и «хороших» является фундаментальной идеологической операцией, находящей «свое законченное выражение в такой предельно идеологичной машине, как Голливуд» [3, с. 78]» [4]. Но не следует симулякры понимать только как негативное явление. Так, естественные права человека, являясь формой, идеологически наполняемой правовым государством, в позитивном ключе действительными являются в качестве ценностных установок общественного сознания, способствуя преодолению отчуждения между обществом и государством. Помимо этого естественные права человека имеют неразрывную связь с идеей свободы и самоутверждением человека в реальности, то есть они носят установочный характер и адекватно функционируют в обществе в качестве идеологии, поддерживаемой правовым государством, что благополучно сказывается на формировании общественного сознания. Также провозглашенные естественные права человека выступают в качестве символа значимости человека в мире, являясь компенсирующей составляющей

негативных последствий трансформационных процессов, происходящих в современном обществе, процессов глобализации, технологизации, которые приводят к исчезновению человека в реальности, в том числе, правовой.

Предоставляемые и приобретаемые же права по своей сути являются возможностями, причем не столько возможностями для человека, сколько для гражданина, личности, лица и прочего, в зависимости от контекста. В любом случае, чтобы реализовать эти права, человеку необходимо приложить ряд усилий (например, приобретаемому праву пенсии по выслуге лет предшествует ряд усилий - отработанные годы по определенной профессии). Права человека потому и называются предоставляемыми, приобретаемыми, потому что государство, как субъект права, дает человеку возможность реализовать это право, но может и лишить его такой привилегии (например, ограничить свободу передвижения). В данном случае фактически человек не равен другому человеку, формально равны их возможности.

В современном праве границы прав человека все более становятся неопределенными, список прав постоянно дополняется. Юридизация же данного вопроса как раз сопутствует этому процессу и приводит к расширению границ прав человека. Тогда остро встает вопрос о возможности, целесообразности использования этой юридической конструкции в реальности, так как неопределенность в понимании ее растет, и она оказывается бессодержательной, и в конечном итоге в современном праве становится своеобразным идеологическим инструментом, неадекватно отражающим действительность.

Права человека становятся элементом социальной, экономической, политической жизни и превращаются в форму, наполняемую определенным содержанием современным обществом, государством, которые подверглись трансформационным процессам, связанным, в первую очередь, с наступлением века технологий. Современное право не осталось неизменным с наступлением эпохи потребления, описываемой, например, Ж. Бодрийя-ром [5], оно преобразовалось в потребительское право, т. е. право, призванное для решения проблем, имеющих значение для государства. Бессодержательные формы, наполняемые самым разнородным содержанием, призваны, в первую очередь, урегулировать общественные отношения и обеспечить порядок.

Так, в политической сфере права человека символизируют принадлежность человека к политическому сообществу и выступают уже в качестве приобретаемых возможностей, которые хоть и теряют связь прав человека с его свободой [6, с. 107], но функционируют в качестве ограничения деятельности представителей власти, выполняя компенсирующую функцию.

«Появление этих новых социальных прав, развевающихся как лозунги, как демократическая афиша общества потребления, свидетельствует фактически о переходе затрагиваемых элементов в ранг знаков отличия и

52

Вестник экономической безопасности

№ 4 / 2023

JURISPRUDENCE

классовых (или кастовых) привилегий» [5]. В социальной сфере права человека (аналогично правам человека в политической сфере) выступают в качестве идеи достойного существования человека в обществе и функционируют уже как элементы отличия, привилегии, исключения, которые человеку необходимо добиваться своими усилиями, что придает последнему значимость в обществе.

Изначально право человека - это право правового существа, а не политического, социального, поэтому значимыми для человека являются права, связанные с индивидуальными и частными интересами, которые позволяют ему полноценно существовать в правовой жизни. В контексте же политических, социальных прав человека следует говорить о предоставляемых возможностях, которыми человек, будучи гражданином, был «одарен» государством. Тогда права человека, будучи симулякром, выполняют позитивные функции, которые компенсируют изменение образа жизни, меры видения общества.

Расширяя содержание понятия «права человека», привнося в него все больше смыслов (называя правами человека права гражданина), понятие становится многозначным, все более неопределенным, неясным. В конкретных случаях, в определенных контекстах права человека превращаются в симулякр, наполненный тем смыслом, который им продиктован временем. Это обстоятельство сказывается на последующем отношении общества к данной юридической конструкции, на выработке механизмов реализации и защиты прав, на законотворческой и правоприменительной деятельностях и на правосознании.

Так, права человека являются реальными и имеют значение для объективной действительности в том случае, когда имеют отношение к определенному индивиду, а не ко всему обществу в целом или государству. Массово права человека могут быть значимы только в том случае, когда они представляют интересы определенного коллектива. Массовость предстает перед нами контекстуальными антонимом индивидуальности и синонимом обезличению, безразличию, деперсонализации, потому что массы не сопротивляются, в них все сводится к усреднению.

Когда права человека перестают носить персонифицирующий, индивидуализирующий характер, т.е. не учитываются особенности человека как субъекта права и как субъекта реальности, когда они не касаются индивида и влияют на государство, тогда они становятся симулякром, но при этом, следует отметить их положительную функциональность и значение для общества и государства.

Современное восприятие вещей, упрощение жизненных процессов, пересмотр ценностей привели к неопределенности в правовой сфере в том числе. Чтобы восполнить существующие пробелы в познании, понимании мира, в регулировании отношений, человек вынужден обращаться к иным процессам, позволяющим

ему принимать окружающий мир таким, какой он есть. Права человека в современном праве мифологизируются, а впоследствии, в связи с деперсонализацией, формализмом и прочими характеристиками современной реальности, трансформируются в симулякры, которые не несут отрицательные последствия, а выполняют иные функции и представляют иные способы решения проблем в области упорядочивания общественных отношений, в частности, права человека, становясь симулякром, не просто подчеркивают значимость и ценность человека для общества и государства, но и выступают в качестве обоснования действительности современного права.

Подводя итог вышеизложенному, следует сделать ряд выводов.

Во-первых, невозможно однозначно оценить трансформацию прав человека в современном праве в симулякр как негативный процесс. Являясь символичными, они не содержат в себе информацию о чем-то возможном или действительном, в них ценно то, что они обозначают и что представляют.

Во-вторых, многообразие смыслов понятия «права человека» приводит к искажению понимания его назначения. Так, это отражается на выработке механизмов реализации и защиты прав, на законотворческой деятельности и, несомненно, на правопонимании.

В-третьих, права человека не трансформируются в симулякр, когда они значимы для общества, для человека, а значимы они в случаях, когда индивидуализированы, когда выражают интересы определенных коллективов, когда не влияют на государство, когда не становятся идеологически наполняемой формой.

В-четвертых, права человека, становясь симулякром, для юридического права играют роль ценности и выполняют компенсационную и установочную функции.

В-пятых, становясь символом ценного, права человека предстают определенным основанием для того, чтобы считать право, как регулятор отношений, действительно существующим и социально значимым для общества.

Список источников

1. Теория государства и права : курс лекций / под ред. М. Н. Марченко. М. : Зерцало, ТЕИС, 1996. 475 с.

2. Малахов В. П. Философско-правовые интерпретации проблем современной общеправовой теории (сборник статей). М. : ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2021. 569 с.

3. Жижек С. Аватар: упражнение в политически корректной идеологии // Лаканалия. 2010. № 4.

4. Дунаев В. Ю. Субъект прав человека как идеологический конструкт постидеологической эпохи / Международные Лихачевские научные чтения, 2018 // URL: https://www.lihachev.ru/chten/2018/sec4/dunaev/ (дата обращения: 20.12.2022).

5. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры (La société de consommation) // URL: https:// www.4italka.ru/nauka_obrazovanie/kulturologiya/153916/ fulltext.htm (дата обращения: 20.12.2022).

6. Варламова H. В. Принципиальное единство права и прав человека // Труды Института государства и права РАН. 2018. Т. 13. № 4. С. 83-124.

References

1. Theory of State and law : Course of lectures / Edited by M. N. Marchenko. M. : Zertsalo, TEIS, 1996. 475 p.

2. Philosophical and legal interpretations of the problems of modern general legal theory (collection of articles). M. : UNITY-DANA; Law and Law, 2021. 569 p.

3. Zizek S. Avatar: an exercise in a politically correct ideology // Lakanalia. 2010. № 4.

4. Dunaev V. Yu. The subject of human rights as an ideological con-struct of the post-ideological epoch // International Likhachev scientific readings / 2018. URL: https://www.lihachev.ru/chten/2018/sec4/dunaev / (accessed: 20.12.2022).

5. Baudrillard J. Consumer society. His myths and structures (La societe de consommation) // URL: https:// www.4italka.ru/nauka_obrazovanie/kulturologiya/153916/ fulltext.htm (accessed: 20.12.2022).

6. Varlamova N. V. The fundamental unity of law and human rights // Proceedings of the Institute of State and Law ofthe RAS. 2018. Vol. 13. № 4. P. 83-124.

Информация об авторе

Ю. В. Кеменяш - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author Yu. У. Kemenyash - Adjunct of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry oflnternal affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 04.05.2023; одобрена после рецензирования 03.07.2023; принята к публикации 04.09.2023.

The article was submitted 04.05.2023; approved after reviewing 03.07.2023; accepted for publication 04.09.2023.

Конституционное право России. Под ред. Г. А. Гаджиева, Б. С. Эб-зеева ; под общ. ред. П. А. Кучеренко, Н. М. Чепурновой, Л. Т. Чихладзе. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. 479 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований.

Учебник подготовлен с учетом изменений, внесенных в Конституцию Российской Федерации в 2020 г., а также изменений, внесенных в законодательство Российской Федерации в связи с конституционной реформой.

Дан комплексный анализ основных конституционно-правовых институтов, раскрыта их правовая природа. Рассматриваются наиболее актуальные современные теоретические разработки конституционно-правовой науки и правоприменительной практики.

Исследованы новые для конституционных норм понятия, проанализировано изменение правового статуса органов публичной власти.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция».

Р —ч

Конституционное право России

lib ä

УЧЕБНИК Второе издание

Вестник экономической безопасности

№ 4/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.