Научная статья на тему 'ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ С РАЗВИТИЕМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ С РАЗВИТИЕМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАРОД / ТЕРРИТОРИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юнусов Абдулжабар Агабалаевич, Юнусов Эмзари Абдулжабарович

В данной статье авторами отражены некоторые основные подходы к раскрытию соотношения и взаимосвязи прав человека с национальными отношениями, протекающими в государстве. Рассматриваются вопросы регулирования национальных отношений в России. Оценивается современное состояние межнациональных отношений и их влияние на общественно-политическую, социально-экономическую и культурную сферы жизни общества и государства. Исследуются отдельные проблемы межнационального характера с точки зрения федеративного устройства России и конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юнусов Абдулжабар Агабалаевич, Юнусов Эмзари Абдулжабарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN RIGHTS: RELATIONSHIP AND RELATIONSHIP WITH THE DEVELOPMENT OF NATIONAL RELATIONS

In this article, the authors reflect some basic approaches to disclosing the correlation and interconnection of human rights with national relations flowing in the state. The issues of regulation of national relations in Russia are considered. The current state of interethnic relations and their impact on the socio-political, socio-economic and cultural spheres of life of society and the state are evaluated. The individual problems of an interethnic nature are examined from the point of view of the federal structure of Russia and constitutional rights, freedoms and duties of a citizen.

Текст научной работы на тему «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ С РАЗВИТИЕМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

DOI 10.47643/1815-1329 2020 10 89

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ С РАЗВИТИЕМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ЮНУСОВ Абдулжабар Агабалаевич, доктор юридических наук, профессор,

профессор кафедры теории государства и права, международного и европейского права Академии ФСИН России.

E-mail: abdulzhabar@mail.ru;

ЮНУСОВ Эмзари Абдулжабарович,

кандидат юридических наук, научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России. E-mail: emzariy@list.ru

Краткая аннотация: В данной статье авторами отражены некоторые основные подходы к раскрытию соотношения и взаимосвязи прав человека с национальными отношениями, протекающими в государстве. Рассматриваются вопросы регулирования национальных отношений в России. Оценивается современное состояние межнациональных отношений и их влияние на общественно-политическую, социально-экономическую и культурную сферы жизни общества и государства. Исследуются отдельные проблемы межнационального характера с точки зрения федеративного устройства России и конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина.

Abstract: In this article, the authors reflect some basic approaches to disclosing the correlation and interconnection of human

rights with national relations flowing in the state. The issues of regulation of national relations in Russia are considered. The current state of interethnic relations and their impact on the socio-political, socio-economic and cultural spheres of life of society and the state are evaluated. The individual problems of an interethnic nature are examined from the point of view of the federal structure of Russia and constitutional rights, freedoms and duties of a citizen.

Ключевые слова: права человека, национальное законодательство, демократическое государство, национальные отношения, народ, территория.

Keywords: human rights, national law, democratic state, national relations, people, territory.

На современном этапе развития Российская Фе-

редь, нация в данном аспекте является готовностью к осуществлению народом единых действий по защите своей территории и своего народа, равно как на защиту и сохранение самобытности, традиций и культуры[3, с. 29].

дерация выступает в качестве крупнейшего многонационального государства, так как на территории страны проживает порядка двухсот различных народностей и наций. Представляется вполне естественным, что каждая из представленных наций имеет характерные только для них особенности ведения быта, а также свои культурные традиции и определенный менталитет. В научной литературе неоднократно акцентировалось внимание на том, что многона-циональность России стоит расценивать как ее преимущество и богатство, а бережное отношение к сохранению ряда народностей является не только объективной необходимостью, но и потенциалом для благополучия и единства.

ным является деление наций на так называемые «хорошие нации» и «плохие нации». Более того, неправомерным кажется оправдание экстремистских группировок определенными этническими характеристиками того или иного народа. Во многом это обусловлено тем, что всегда существует отдельно взятая личность, которая может интегрировать с иными людьми и сообществами на фоне политических и иных интересов, однако интеграция на этнической почве в данном случае едва ли представляется возможной.

Представляется, что ошибочным и противозакон-

Одновременно с этим, развитие Российской Феде-

рации в качестве правового и демократического государства представляется возможным только на фоне обеспечения национальной безопасности и сохранения территориальной целостности. Полагаем, что обеспечение данного положения видится исключительно в условиях межнационального согла-сия[1, с. 30]. В данном аспекте особый интерес представляет точка Д.С. Лихачева, который, соглашаясь с Л.Н. Гумилевым, указывал, что «каждый этнос обладает неповторимой историей, в связи с чем, ошибочно допускать какие-либо оценочные суждения в отношении того или иного народа. Однако в течении своего развития каждый из этносов, так или иначе, проходит через универсальные законы этногенеза, что, тем не менее, можно рассматривать как гуманизм его концепции»[2, с. 14].

В современном обществе сфера национальных ин-

ляется исключительным злом или исключительным благом, так нельзя подвергнуть однозначной оценке то, что является фактическим явлением действительности. В свою оче-

Отсюда следует, что многонациональность не яв-

тересов рассматривается через призму структурного элемента прав и свобод человека и гражданина. Сегодня данный путь избрало для себя большинство цивилизованных стран. В связи с этим, имеет место объективная необходимость в том, чтобы Государственная Дума, как законодательный орган, имела двухпалатную конструкцию. В рамках данной конструкционной модели одна палата будет представлять собой Совет национальностей, в то время как вторая палата будет являться Советом представителей [4, с. 6]. Возможность построения Государственной Думы именно по такой модели неоднократно рассматривалась и оценивалась в научных трудах и дискуссиях. В связи с этим, данная теория вполне закономерно имеет не только сторонников, но и противников. Ярким представителем данной теории сегодня является А.М. Мигранян. Кроме прочего, политолог неоднократно высказывался за формирование и внедрение Общественной палаты,

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 10(190)

в рамках которой предлагалось налаживать взаимосвязи между широкой общественностью и властью.

Рассматривая данные вопросы применительно к субъектам Российской Федерации, отметим, что на оптимальное развитие национальных отношений в субъектах оказывают влияние различные факторы. Примером факторов подобного рода может являться наличие конфликтов межнационального характера и методы, которые применяются для их разрешения, социально-экономическое положение региона, демографическая обстановка, экологическая ситуация и многие другие. Полагаем, что решение региональных национальных проблем находится в прямой зависимости от эффективности проводимой политики по национальным вопросам, причем не только на уровне федерации, но и на уровне отдельно взятых регионов.

На современном этапе развития, фундамент национальной политики Российской Федерации заложен в Конституции РФ. Это обусловлено тем, что указанный нормативный акт содержит такие положения, которые непосредственно регулируют данные правоотношения и направлены на их развитие. Именно Конституция РФ образует основу юридических гарантий для обеспечения прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, что позже детализируется в иных федеральных и региональных актах [5, с. 183]. Возвращаясь к анализу Конституции РФ, в качестве примера можно привести ст. 3 Конституции РФ, которая декларирует, что основным и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Также нельзя не отметить тот факт, что на проведение региональной национальной политики особое влияние оказывает принцип равноправия субъектов РФ, что представляется вполне естественным. Отметим, что субъекты равны не только между собой, но и с федеральными органами, что не только апробировано в практической деятельности, но и закреплено на законодательной уровне, в частности, в ст. 5 Конституции РФ. Данная статья является максимально полной и емкой с точки зрения анализа границ правотворческой деятельности, однако изучать ст. 5 Конституции РФ целесообразно совместно со ст. 71-73 Конституции РФ,

так как между ними имеет место тесная взаимосвязь [6, с. 19].

Представляется, что на современном этапе развития в мире сформировалась широкая совокупность взаимосвязей, которые образованы экономическими, правовыми и политическими аспектами. Одной из таких взаимосвязей является пласт вопросов относительно соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина при возникновении межнационального конфликта [7, с. 95]. Изучение и решение данной проблемы характеризуется особой сложностью, однако на сегодняшний день это необходимо и важно. Как правило, конфликты на национальной почве возникают локально, а после разрастания формируют определенные опасности для населения территории, где они получили свое развития. Более того, конфликты подобного рода негативно сказываются на укладе жизни региона, в котором возник конфликт, а также ослабевают механизм, направленный на защиту прав и свобод граждан и функционирующий на данной территории. На этом фоне особую актуальность приобретает разработка теории, которая бы рассматривала основные аспекты по оптимизации межнациональных отношений. Кроме того, необходимостью является формирование программы, содержащей руководство к действию в период, когда национальный конфликт достиг своего апогея. Можно заключить, что основная задача в рассматриваемой области сегодня состоит в том, чтобы урегулировать межнациональные конфликты, а соответствующие механизмы закрепить в рамках правового поля, так как их правовая регламентация должна осуществляться в современном демократическом государстве надлежащим образом [8, с. 97].

В рамках настоящего исследования стоит определить основные проблемы в указанной области. Так, представляется, что в качестве основной проблемы сегодня выступает проблема в сфере обеспечения прав граждан на осуществление управления государством. Как правило, право на осуществление управления государством выступает в качестве структурного элемента права на обеспечение безопасности человека, а наличие данного права является важной юридической гарантией соблюдения прав и законных интересов граждан [9]. Как следствие, решению данной проблемы стоит уделить особое внимание со стороны правоприменителя и законодателя.

Библиография:

1. Зорин В.Ю., Хабриева Т.Я. Государственная национальная политика Российской Федерации: проблемы реализации и совершенствования // Журнал российского права. 2003. № 8. С. 30.

2. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М.: Рольф, 2000. С. 14.

3. Габоев А.Б. Защита прав и свобод человека - важнейший составной элемент при осуществлении государственной национальной политики // Государство и право. 2005. № 1. С. 29.

4. О национальном самочувствии народов России. О состоянии и перспективах государственной национальной политики // Независимая газета. НГ-регионы. 2001. 30 янв. С. 6.

5. Субъект Российской Федерации. Правовое положение и полномочия: научно-практич. пособие / отв. ред. проф. Б.С. Крылов. М.: Юрид. лит., 1998. С. 183.

6. Безруков А.В. Модернизация форм взаимодействия федерального и региональных законодателей // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. №1. С.19.

7.Юнусов Э.А., Мокшанов М.Г. Вопросы устранения коллизионных норм в Российском законодательстве // В сборнике: Проблемы формирования правового социального государства в современной России материалы XI всероссийской научно-практической конференции. Новосибирский государственный аграрный университет юридический факультет. 2015. С. 94-96.

8. Юнусов С.А. Теоретические и практические проблемы реализации принципа справедливости в Российском законодательстве // В сборнике: Формирование правовой, межэтнической, религиозной и профессиональной культуры современного специалиста материалы II Международной научно-практической конференции. отв. редактор Е.В. Прысь. 2013. С. 94-101.

9. Юнусов Э.А., Оленев М.Г.К вопросу об определении понятия "обязанность человека"// Право и государство: теория и практика. 2020. № 1 (181). С. 258-259.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.