I
УДК 323.1 Зорин В. Ю.
Институт этнологии и антропологии РАН имени Н. Н. Миклухо-Маклая 119991, г. Москва, Ленинский проспект, д. 32а, Российская Федерация
Каменских М. С.
Пермский федеральный исследовательский центрУральского отделения РАН 614990, г. Пермь, ул. Ленина, д. 13а, Российская Федерация
2020 ГОД В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ: ИТОГИ, ЗАДАЧИ И ВЫЗОВЫ НОВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ
аннотация
Целью являются анализ основных итогов минувшего десятилетия в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений России, выявление наиболее актуальных вызовов и рисков её дестабилизации, а также анализ ресурсов для укрепления гражданского согласия в этноконфессиональной сфере России на ближайшие годы. Процедура и методы. Анализируются результаты реализации государственной национальной политики за последние десять лет. Применяя аналитический и системный методы, авторы выделяют основные риски и вызовы для межнационального и межрелигиозного согласия России в ближайшее десятилетие. Результаты. По заключению авторов, основными рисками, которые будут определять развитие сферы межнациональных отношений, станут внешние провокации, угрозы транзита конфликтов, недооценка проблем, оставшихся нерешёнными с советского периода; общественные кампании 2021 г.; последствия пандемии корона-вируса. Недопущение этих рисков возможно в рамках совместной работы органов власти, национально-культурных общественных объединений и религиозных организаций, экспертного сообщества.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты могут быть использованы для разработки и принятия долгосрочных программ по реализации государственной национальной политики как в стране в целом, так и в отдельных регионах и муниципальных образованиях России.
ключевые слова
государственная национальная политика, Стратегия государственной национальной политики, межнациональные отношения, вызовы, риски
благодарности
Статья подготовлена в рамках Программы научных исследований и прикладных работ, связанных с изучением этнокультурного многообразия российского общества и направленных на укрепление общероссийской идентичности, проект «Национальные округа в системе российского федерализма конца ХХ века - начала XXI века» (НИОКТР АААА-А20-120101300078-3).
структура
Введение
Реализация стратегии государственной национальной политики и риски дестабилизации
Ресурсы укрепления межнационального согласия
Роль общественных институтов в укреплении межнационального согласия Заключение
I
шь
К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА
шь
V. Zorin
N. N. Miklukho-Maklay Institute of Ethnology and Anthropology, RAS 32a Leninsky prospect, Moscow 119991, Russian Federation
M. Kamenskikh
Perm Federal Research Center, Ural Branch of RAS 13a, ulitsa Lenina, Perm 614990, Russian Federation
YEAR 2020 IN NATIONAL POLICY OF RUSSIA: RESULTS, TASKS AND CHALLENGES IN THE NEW DECADE
abstract
Aim. To analyze the main results of the past decade in the sphere of national and religious relations in Russia, point out the most acute challenges and risks of their destabilization as well as to analyze the resources available for reinforcement of civil agreement in ethno-confessional sphere of Russia for the upcoming years.
Methodology. The article discusses the results of state national policy measures carried out in the previous 10 years. Using analytic and systematic approaches the authors define the main risks and challenges for national and religious agreement in the upcoming decade. Results. According to the authors, the main risks that will determine the development of relations between nationalities are external incitement, threats of transit of conflicts, underestimation of problems that have remained unresolved since the Soviet period, public campaigns in 2021, and consequences of the coronavirus pandemic. The prevention of these risks is possible if bodies of authority, national and cultural public and religious organizations, and community of experts work together. Research implications. The results of the research can be used for developing and endorsing long-term projects of implementing state national policy both on the federal level and within regions and municipal unities of Russia.
keywords
State national policy, Strategy of state national policy, interethnic relations, challenge, risk acknowledgment
The article was prepared within the framework of the Program of Scientific Research and Applied Works related to the study of the ethnocultural diversity of Russian society and aimed at strengthening the all-Russian identity, the project «National Districts in the System of Russian Federalism of the Late 20th Century - Early 21st Century» (HHOKTP AAAA-A20-120101300078-3).
ВВЕДЕНИЕ
Исторический опыт существования России как многонационального и многоконфессионального государства является важной составляющей формирования её внутренней политики. Его недооценка не раз становилась причиной политических кризисов, угрожавших территориальной целостности страны. В переходный период второй половины 1990-х гг. - начала 2000-х гг. государственность России удалось сохранить только путём сложных компромиссов и даже «силовых» решений, которые стали следствием комплекса межнациональных и межконфессиональных проблем, оставшихся от советского периода [6, с. 15].
ЕЪ
Безусловно, в последние десятилетия нашим государством сделано немало для недопущения возникновения возможных этнополитических кризисов. Вышедшая в 2012 г. статья В. В. Путина «Россия: национальный вопрос» заложила основы и новое видение приоритетов государственной национальной политики в новейших условиях [4]. На протяжении 2010-х гг. основными инновациями в сфере государственной национальной политики стали восстановление этнокультурного суверенитета Российской Федерации и возвращение государства в сферу этнополитики1. Среди основных итогов можно назвать широкое вовлечение общественности в обсуждение важных вопросов этой сферы через создание общественно-консультативных органов при различного уровня органах власти и, прежде всего, Совета при Президенте по межнациональным отношениям [3, с. 52-54]. В 2020 г. исполнилось 5 лет с момента «возвращения» государства в межнациональные и межконфессиональные отношения через создание Федерального агентства по делам национальностей2. Положительный опыт и своевременность создания агентства отмечены в 2020 г. на встрече его руководителя Игоря Баринова с Президентом РФ Владимиром Путиным. Итоги работы ведомства во многом демонстрируют данные Института социологии РАН. Так, в 2020 г. 96% населения страны не имело проблем в связи со своей национальностью в быту, на работе, в транспорте, на улице, а 87% не испытывали раздражения или вражды к представителям других национальностей3. Принятие, регулярное обсуждение и обновление Стратегии государственной национальной политики4, регулярные совещания консультативных органов на самом высоком уровне также свидетельствует о том внимании, с которым государство подходит к регулированию этой непростой сферы [5].
Как известно, в 2020 г. состоялось Всероссийское голосование за внесение поправок в Конституцию Российской Федерации. Многие общественные организации и представители экспертного сообщества принимали активное участие в подготовке и проведении этого важнейшего события в жизни страны. Для сферы межнациональных отношений особенно близки поправки, которые прямо предусматривают участие институтов гражданского общества в реализации целей и задач государственной политики (ст. 114), а также блок, касающийся сохранения культуры многонационального народа Российской
1 Зорин В. Ю. Национальная политика российского государства в ХХ - начале XXI века: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2018. 251 с. С. 219-226.
2 Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2015 г. № 368 «О Федеральном агентстве по делам национальностей» [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по делам национальностей : [сайт]. URL: http://fadn.gov.ru/agency/polozhenie-ob-agentstve (дата обращения: 20.12.2020).
3 Встреча с руководителем Федерального агентства по делам национальностей Игорем Ба-риновым [Электронный ресурс] // Президент России : [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/catalog/ keywords/26/events/64196 (дата обращения: 20.12.2020).
4 Только в 2020 г. Совет собирался дважды (24 июля, 18 сентября). Кроме этого, 9 сентября проведён семинар-совещание по вопросам реализации Стратегии государственной национальной политики до 2025 года, а 13 октября проведено между Игорем Бариновым и Владимиром Путиным.
шь
ЕЪ
Федерации (ст. 67, 68, 69)5. Следующая большая задача - обеспечить реализацию Конституции в новой редакции. В первую очередь, речь идёт об участии в подготовке конституционных законов, нормативных и правовых актов, закрепляющих механизмы реализации требований Конституции.
В рамках данной статьи будут подведены основные итоги минувшего десятилетия в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений России. На основе аналитического и системного методов будут выделены основные риски и вызовы для межнационального и межрелигиозного согласия России в ближайшее десятилетие.
реализация стратегии государственной национальной политики и риски дестабилизации
В целом, в 2020 г. работа органов власти, институтов гражданского общества и экспертов имели положительную динамику. По данным экспертов в России в ушедшем году было меньше конфликтов, проявлений ксенофобии, языка вражды в медиапространстве. Эту же мысль выразил на встрече с президентом И. Баринов6.
Реализация «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (далее Стратегия) подразумевает решение двуединой задачи, включающей в себя формирование общероссийской гражданской нации и этнокультурное развитие населяющих нашу страну народов. Это положение отвечает не только насущной потребности обеспечения гражданского согласия в крупном многосоставном государстве, но и является единственно реализуемой формулой устройства многоэтничной и поликонфессиональной страны. Как было отмечено Президентом РФ В. Путиным 04 ноября 2020 г., достигнутый Россией исторически сложившийся уникальный опыт сосуществования разных культур и религий, должен быть не просто предметом гордости, поскольку «эта сфера нуждается в постоянном внимании органов власти, гражданского общества, средств массовой информации. Работа здесь должна быть тонкой, содержательной и кропотливой»7. Последние данные социологии показывают, что 91% населения осознают российскую гражданскую идентичность, принадлежность к России, к её народу, сопричастность тем процессам и ответственность за те процессы, которые идут в нашей стране8. И это самый высокий показатель за всю историю исследований.
ШЬ
5 Новый текст Конституции РФ с поправками 2020 г. [Электронный ресурс] // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации : [сайт]. URL: http://duma.gov.ru/ news/48953/ (дата обращения: 20.12.2020).
6 Встреча с руководителем Федерального агентства по делам национальностей Игорем Ба- ксо®™™ик> риновым [Электронный ресурс] // Президент России : [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/catalog/ keywords/26/events/64196 (дата обращения: 20.12.2020).
7 Встреча с представителями религиозных объединений [Электронный ресурс]: Президент РФ : [сайт]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/64336 (дата обращения: 20.12.2020).
8 Встреча с руководителем Федерального агентства по делам национальностей Игорем Бари- ст«ть"
Но эти цифры не должны успокаивать. Следует признать, что осталось немало нерешённых проблем. Очевидно, существуют реальные риски и вызовы, недооценка которых несёт угрозу межнациональному и межрелигиозному согласию в нашей стране. Завершение непростого 2020 г. и начало нового десятилетия позволяют выделить основные риски, существующие для сферы межнациональных отношений в России на ближайшую перспективу.
Первое - внешние угрозы, которые исходят от попыток раскачать нашу ситуацию в межнациональной и межрелигиозной сфере, и в сфере миграции. Очевидно, что приход к власти нового президента и Демократической партии в США спровоцирует серию попыток дестабилизировать обстановку в России, с акцентом на существующие межнациональные и межконфессиональные противоречия, как это было в 1990-е гг. Безусловно, это потребует большей консолидации и совместной работы от общественных лидеров. Однако представляется, что достигнутая в современной России устойчивость и уровень этноконфессионального согласия позволят выдержать и безболезненно пережить возможные провокации.
Вторым важным фактором может стать влияние тех межрегиональных конфликтов, которые сегодня происходят в пограничных с Россией территориях. В основном, эта угроза касается миграционной составляющей, и одна из задач - не допустить воспроизведения этих конфликтов на территории Российской Федерации, как это было, например, в 2010 г. после узбекско-кыргызского конфликта в Оше и Джалал-Абаде9. В конце 2020 г. уже у Посольства Французской Республики в Москве прошла серия митингов мигрантов против действий президента Франции Эмманюэля Макрона10. Допущение эскалации этого и подобных ему инцидентов на территории РФ представляется недопустимым. Российская ассоциация религиозной свободы (РАРС), объединяющая представителей крупнейших конфессий, общественных деятелей, правозащитников в своём заявлении осудила практику терроризма и экстремизма. В заявлении организации по поводу данного инцидента обозначено: «Задача государства и общества заключается в обеспечении свободы для всех граждан вне зависимости от их мировоззрения или принадлежности к той или иной религии, создания таких законов и правил, в соответствии с которыми члены общества могли бы выражать свои взгляды, не оскорбляя при этом религиозные чувства верующих. Любое предоставле-
новым // Президент России : [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/catalog/keywords/26/events/64196 (дата обращения: 20.12.2020).
9 Где справедливость? Межнациональные столкновения на юге Киргизии в июне 2010 года [Электронный ресурс] // Human Rights Watch : [сайт]. URL: https://www.hrw.org/ru/ report/2010/08/16/256110 (дата обращения: 20.12.2020).
10 Десятки человек устроили митинг возле Посольства Франции в Москве [Электронный ресурс] // Human Rights Watch : [сайт]. URL: https://www.vedomosti.ru/society/ news/2020/10/29/845138-desyatki-chelovek-ustroili-miting-vozle-posolstva-frantsii-v-moskve (дата кндчйлу обращения: 30.10.2020).
шь
ние преимуществ в выражении мировоззрения какой-либо группы людей по отношению к другой группе является угрозой для единства и будущего всего общества»11.
Существенное влияние на сферу межнациональных и межконфессиональных отношений, которое можно выделить в следующую, третью, группу рисков, может оказать имущественное и социальное расслоение населения и регионов. Когда социальное недовольство канализируется в межнациональную сферу, особенно с выходом за правовое поле, это несёт большую опасность. И она тем выше, чем больше эти социальные противоречия наблюдаются между регионами с высоким и низким уровнями дохода. Тем более, если речь идёт о субъектах, построенных вокруг доминирующей национальности. Уверен, что протестная активность на Северном Кавказе в 2020 г. имела одной из основных причин недовольство в уровнях федеральной поддержки республик. Нельзя исключать, что одной из причин социальных протестов прошлого года в приграничных многонациональном Хабаровском крае12 и Ненецком автономном округе [3] могло стать недовольство политикой федерального центра в учёте местных особенностей и решении текущих проблем.
Четвёртая группа рисков связана с проблемами, которые остались неразрешёнными ещё с советского периода. Прежде всего, речь идёт о реабилитации репрессированных народов. За прошедшие десятилетия в этом направлении проделана серьёзная работа на государственном уровне. Рассекречено большое количество документов, введены меры государственной поддержки для репрессированных и членов их семей13. Однако и сегодня, следует признать, не до конца выполнены решения или реализованы ожидания этих народов по реабилитации. Сюда следует добавить, что это касается и территориальных споров, которые зачастую связаны с национально-территориальным размежеванием, проводившимся в советское время во многом на основе волюнтаристских решений, договоренностей между представителями власти и местных элит, в обход соблюдения конституционных и правовых процедур. Все эти конфликты имеют отложенный характер. По разным данным, на территории бывшего СССР существует не менее 120 таких потенциальных конфликтов. Сюда можно добавить проблему «злой» исторической памяти или трактовки событий прошлого, в которых нередко определённые политические силы ищут обиды. Есть ошибочное мнение, которое состоит в
ШЬ
11 Заявление членов Совета Российской ассоциации защиты религиозной свободы (РАРС) по поводу событий во Франции [Электронный ресурс] // Российская ассоциация защиты религиозной свободы : [сайт]. URL: https://religsvoboda.ru/content/zayavlenie-chlenov-soveta-rossiyskoy-associacii-zashchity-religioznoy-svobody-rars-po-povodu (дата обращения: 10.11.2020).
12 Акции в поддержку арестованного губернатора Фургала [Электронный ресурс] // ИА Меди-азона : [сайт]. URL: https://zona.media/chronicle/furgal (дата обращения: 05.12.2020).
13 Зорин В. Ю. Национальная политика российского государства в ХХ - начале XXI века: учеб- кндчйлу ное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2018. C. 193-194.
том, что этот вопрос нужно отдавать на откуп представителям чистой науки. Но это не так, потому что зачастую и наука, и учёные тоже участвуют в создании этих мифов. В таких территориях, как Приднестровье, Южная Осетия, упомянутый юг Кыргызстана, Донбасс или Карабах конфликтные ситуации, построенные на межэтнической неприязни уже реализовались, а некоторые ещё находятся в неактивной стадии, и органы власти соседних и соответствующих стран должны работать эффективно, чтобы не допустить новых кризисов и конфликтов, особенно в центральных и приграничных районах России.
К пятой группе рисков можно отнести периоды общественно-политических кампаний, которые нередко сопровождаются политизацией этничности. Речь идёт о предстоящих в 2021 г. выборах Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации и Всероссийской переписи населения. Впервые в истории России эти два значимых события произойдут практически одновременно, что увеличивает риски этнической мобилизации и требует серьёзного мониторинга и филигранной предупредительной работы. Обычно выборы или переписи сами по себе становятся факторами этнической мобилизации. В эти периоды возникают силы, которые пытаются использовать этническую или мигрантофобскую аргументацию в целях привлечения дополнительного электората. Достаточно вспомнить кампании переписи 2010 г. («Запишись сибиряком», «Запишись черкесом», «Хватит кормить Кавказ» и др.) и т. д. К сожалению, многие из них определённые силы пытаются реанимировать. Нельзя не отметить, что в 2020 г., по мнению экспертов, в ряде националистических движений начались консолидационные процессы. Их лидеры планируют принимать участие и в выборных кампаниях в Госдуму и поддерживать кандидатов, разделяющих эти позиции. С одной стороны, легализация националистических организаций открывает возможности для диалога и взаимодействия в русле закона, с другой стороны, исторический опыт России и других стран показывает, что с подобного рода общественной активностью нужно вести себя крайне осторожно. И это тоже серьёзный вызов.
В целом, организация и проведение в одно время выборов в Государственную Думу и переписи населения создают дополнительные риски про-тестной этнической мобилизации.
Пандемия коронавируса, получившая развитие в ушедшем 2020 г., внесла свои негативные коррективы во все сферы жизни. Отсутствие реальной работы, межнациональных проектов и фестивалей создаёт почву для депрессивных и упаднических настроений, которые также могут найти негативное выражение в общественном пространстве. На данный момент сложно ощу- |- ^ тить тот ущерб, который нанесла пандемия в социальном поле, но очевидно, что в ближайшие годы её последствия дадут о себе знать. Пандемия сильно ударила по сфере миграции. Многие люди, традиционно работавшие в России, в этом году остались без работы. На фоне отсутствия единого федерального закона по регулированию миграции и «вытеснения» этой тематики из
■<1
федеральной повестки очевидны риски дестабилизации рассматриваемой сферы в условиях кризиса.
РЕСУРСЫ УКРЕПЛЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ
Несмотря на существующие риски, Россия на сегодняшний день имеет некий «запас прочности» и ресурсы к укреплению межнационального мира и согласия. Курс, взятый государством на регулирование сферы этнокон-фессиональных отношений, в ближайшие годы будет продолжен. Помимо органов государственной власти, всё большее участие в реализации государственной национальной и религиозной политики играют представители общественности, национально-культурных и религиозных организаций, экспертное сообщество. Ещё в 2018 г. Президент РФ В. Путин отмечал, что «национально-культурные объединения должны быть активными участниками обсуждения всех ключевых вопросов, которые связаны с развитием городов и посёлков, регионов в целом»14. Сегодня важными принципами Стратегии государственной политики являются приоритет духовности, основанный на признании равноправия культур народов, уважение их национальных особенностей, сохранение и упрочение духовных и культурных традиций. В 2020 г. отмечена особая роль религиозных организаций в обеспечении межнационального и межрелигиозного мира, которая в России всё более возрастает. По последним данным Минюста (на июнь 2020 г.) в стране зарегистрировано 31,5 тыс. религиозных организаций, представляющих практически все религии мира. На встрече Президента с религиозными лидерами 04 ноября отмечен позитивный опыт нашей страны в работе с религиозными организациями, в партнёрстве цивилизаций, которому уже сотни лет15.
Результатом целенаправленного комплексного подхода к реализации Стратегии в течение последних лет стало формирование особой инфраструктуры - сети организаций в сфере государственной национальной политики, которая включает государственные и региональные органы власти, а также, что самое главное, институты гражданского общества.
Большое значение имеют совещательные и консультативные советы как при органах центральной власти, так и на уровне регионов, а где это необходимо - и в муниципалитетах. Практически во всех субъектах РФ по аналогии с Советом при Президенте РФ по межнациональным отношениям, действуют консультативные советы. По информации, представленной субъектами Российской Федерации, на 1 января 2020 г. в 78 субъектах РФ созданы подобные структуры (советы, комиссии, рабочие группы) по межнациональным отно- |- ^
14 Заседание Совета по межнациональным отношениям [Электронный ресурс] // Президент России : [сайт]. URL: http://kremlin.ru/events/councils/by-council/28/58922 (дата обращения: 20.12.2020).
15 Встреча с представителями религиозных объединений [Электронный ресурс] // Президент России : [сайт]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/64336 (дата обращения: 20.12.2020).
ЕЪ
шениям при главах администраций или правительствах регионов. В четырёх регионах (автономном округе, Магаданской и Мурманской областях, Ханты-мансийском и Чукотском автономных округах) созданы советы по делам коренных малочисленных народов. Другие вопросы национальной политики решаются в этих субъектах на уровне совета при профильном ведомстве региона, совета при Общественной палате. В трёх субъектах (Республика Адыгея, Республика Северная Осетия-Алания, Пензенская область) существуют советы по религиозным вопросам (взаимодействию с религиозными объединениями) при главе региона. Вопросы национальной политики решаются на уровне советов при профильных ведомствах региона. В Красноярском крае функции совета по межнациональным отношениям при главе/правительстве региона выполняет Палата национально-культурных автономий Гражданской ассоциации Красноярского края (ГрАКК).
На региональном и муниципальном уровнях определены конкретные должностные лица, которые отвечают за сферу межнациональных отношений, взаимодействие с национально-культурными объединениями [1, с. 479-481]16.
Важную роль в повышении эффективности работы органов местного самоуправления по развитию местных инициатив и поддержке социально значимых проектов призван сыграть Всероссийский конкурс «Лучшая муниципальная практика», в рамках которого проводятся конкурсы, в том числе по номинации «Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики». Конкурс проведён уже трижды. В 2019 г. в оргкомитет поступило 168 заявок на участие из 58 субъектов Российской Федерации, а за 2020 г. - 279 заявок из 71 субъекта17.
роль общественных институтов в укреплении межнационального согласия
Анализируя аспекты гражданского единения, нельзя не сказать о гражданском обществе и его важнейшем институте - Общественной палате Российской Федерации (ОПРФ). Сегодня во всех 85 субъектах созданы региональные общественные палаты, которые участвуют в формировании состава ОПРФ, делегируя в неё своих представителей. В 52 региональных ОП имеются профильные комиссии, занимающиеся межнациональными, межконфессиональными отношениями, вопросами миграции. В 17 регионах эти вопросы входят в полномочия комиссий по культуре, образованию, духов-
ШЬ
16 Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений» от 22.10.2013 № 284-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_153536/ (дата обращения: 20.12.2020).
17 Комиссия по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений [Электронный ресурс] // Общественная палата Российской Федерации : [сайт]. URL: https://www.oprf.ru/ about/structure/comissions/comissions2020/1456 (дата обращения: 20.12.2020).
но-нравственному воспитанию и развитию гражданского общества. В семи субъектах имеются профильные рабочие группы. Особенно важным представляется выстраивание рабочего взаимодействия ОПРФ и региональных общественных палат с Советом при Президенте РФ по межнациональным отношениям (его комиссиями) и консультативно-совещательными органами по межнациональным отношениям при главах субъектов РФ. Существует опыт Общественной палаты Российской Федерации как площадки для коммуникации представителей традиционных конфессий и национально-культурных общественных объединений Российской Федерации. В 2020 г. состав Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений ОПРФ был обновлен на треть. Половину членов составили представители российских конфессий, что подчёркивает то внимание, которое сегодня оказывается этой сфере общественных отношений и те приоритеты, которые стоят перед Комиссией. Представляется, что обновлённый состав комиссии отвечает тем требованиям и рискам, которые существуют сегодня18.
Важным шагом в обеспечении полноценного государственно-общественного партнёрства в сфере межнациональных отношений стало создание Ассамблеи народов России как общероссийской общественно-государственной организации19. Учредителями организации выступили Федеральное агентство по делам национальностей, ООО Ассамблея народов России, Ассоциация коренных малочисленных народов России и Ассоциация финно-угорских народов России. Этот инновационный для России проект ещё находится в стадии реализации, хотя очевидно, потенциал развития у него огромный. Основная задача этой платформы - сохранить потенциал всех задействованных в её организации общественных объединений, координировать их работу.
Конечно, сегодня национальная политика не ограничивается проведением только культурных, фестивальных мероприятий или тушением пожаров и конфликтов. Системная, работа проводится по совершенствованию законодательно-правового её обеспечения, развитию инфраструктуры, повышению квалификации и обучению всех участников реализации Стратегии госнацполитики. Так, например, ФАДН России проводит семинары-совещания для обмена опытом, повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. Если в 2019 г. в таких семинарах и совещаниях участвовали 3100 человек, в 2020 г. в условиях пандемии проведены такие семинары с участием 2600 человек. При этом 1400 человек участвовали в них в режиме видеоконференцсвязи20.
ШЬ
18 Комиссия по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений [Электронный ресурс] // Общественная палата Российской Федерации : [сайт]. URL: https://www.oprf.ru/ about/structure/comissions/comissions2020/1456 (дата обращения: 20.12.2020).
19 Указ о создании Общероссийской общественно-государственной организации «Ассамблея народов России» [Электронный ресурс] // Президент России : [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/ catalog/keywords/26/events/64412 (дата обращения: 20.11.2020).
20 Комиссия по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений [Электрон- ст«ть"
заключение
Таким образом, сфера межнациональных и межконфессиональных отношений России стоит перед целой чередой рисков и опасностей, которые могут дать знать о себе как в наступившем году, так и в ближайшей перспективе. Современный стиль этнополитики России характеризуется организацией и проведением совместных межнациональных мероприятий, расширением сотрудничества с национально-культурными автономиями и национальными общественными объединениями.
Стремясь к упрочению гражданственности многонационального российского народа и опираясь на такие возможности, как национально-культурные и религиозные объединения, экспертное сообщество, общественные и консультативные органы, вносится вклад в создание демократического общества. При этом процесс поддерживают и объединяют такие основы и ценности нашего общества как патриотизм, ответственное гражданственное стремление к справедливости, стабильности и умеренности; лояльность по отношению к власти, готовность к союзу с ней и к достижению компромисса в конфликтах; стремление к единению и консолидации.
Эти принципы и разумное следование им позволят России сохраниться как уникальному многонациональному и многоконфессиональному государству, дать в ближайшие десятилетия достойный ответ текущим вызовам и рискам.
литература
1. Аствацатурова М. А. Органы местного самоуправления в оптимизации межэтнических отношений: факторы потребности, рискогенные сферы и перспективные направления // Местное самоуправление в условиях глобальных вызовов современной России: сборник материалов научно-практической конференции с международным участием. Ростов-на-Дону, 2019. С. 479-487.
2. Зорин В. Ю. Что хотели жители НАО сказать протестным голосованием по Конституции России [Электронный ресурс] // Regnum : [сайт]. URL: https://regnum.ru/news/polit/3007947.html (дата обращения: 20.07.2020).
3. Зорин В. Ю., Каменских М. С. Этнополитическая ситуация в России: современное развитие и основные мегатренды // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2020. № 1. URL: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения: 20.07.2020).
4. Путин В. В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 2012. 23 января.
5. Реализация государственной национальной политики: опыт города Москвы и регионов России / под ред. В. Б. Тарасова, В. Ю. Зорина. М.: Московский дом национальностей, 2019. 400 с.
ный ресурс] // Общественная палата Российской Федерации : [сайт]. URL: https://www.oprf.ru/ about/structure/comissions/comissions2020/1456 (дата обращения: 20.12.2020).
шь
К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА
шь
6. Феномен этнического конфликта: междисциплинарный подход и общественные практики. Опыт предупреждения и урегулирования конфликтов / под ред. В. А. Тишкова, В. В. Степанова. М.: ИЭА РАН, 2018. 452 с.
references
1. Astvatsaturova M. A. [Local authorities in optimization of inter-ethnic relations: the factors of needs, risky sphere and future directions]. In: Mestnoe samoupravlenie v usloviyakh global'nykh vyzovov sovremennoi Rossii: sbornik materialov nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Local government in the context of global challenges of modern Russia: proceedings of scientific-practical conference with international participation]. Rostov-on-don, 2019, pp. 479-487.
2. Zorin V. Yu. [What did the NAO residents want to say by protest voting on the Constitution of Russia]. In: Regnum. Available at: https://regnum.ru/news/ polit/3007947 (accessed: 20.07.2020).
3. Zorin V. Yu., Kamenskikh M. S. [Ethnopolitical situation in Russia: modern development and main megatrends]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta (elektronnyi zhurnal) [Bulletin of Moscow Region State University (e-journal)], 2020, no. 1. Available at: www.evestnik-mgou.ru (accessed: 20.07.2020).
4. Putin V. V. [Russia: the national question]. In: Nezavisimayagazeta [The independent newspaper], 2012, January 23.
5. Tarasov V. B., Zorin V. Yu., eds. Realizatsiya gosudarstvennoi natsional'noi poli-tiki: opyt goroda Moskvy i regionov Rossii [The implementation of the state national policy: the experience of the city of Moscow and regions of Russia]. Moscow, Moscow House of Nationalities Publ., 2019. 400 p.
6. Tishkov V. A., Stepanov V. V., eds. Fenomen etnicheskogo konflikta: mezhdist-siplinarnyi podkhod i obshchestvennye praktiki. Opyt preduprezhdeniya i uregu-lirovaniya konfliktov [The phenomenon of ethnic conflict: an interdisciplinary approach and social practices. Conflict Prevention and Resolution Experience]. Moscow, Institute of Ethnology and Anthropology RAS Publ., 2018. 452 p.
дата публикации
Статья поступила в редакцию: 01.02.2021 Статья размещена на сайте: 13.05.2021
информация об авторах / information about the authors
Зорин Владимир Юрьевич - доктор политических наук, профессор, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук; e-mail: [email protected]
Каменских Михаил Сергеевич - кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела истории, археологии и этнографии Пермского научного центра Уральского отделения Российской академии наук; e-mail: [email protected]
шь
К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА
шь
Vladimir Yu. Zorin - Dr. Sci. (Political Sciences), Prof., Chief Researcher, Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences; e-mail: [email protected]
Mikhail S. Kamenskikh - Cand. Sci. (History), Senior Researcher, Department of History, Archeology and Ethnography, Perm Scientific Center, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences; e-mail: [email protected]
правильная ссылка на статью / for citation
Зорин В. Ю., Каменских М. С. 2020 год в национальной политике России: итоги, задачи и вызовы нового десятилетия // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2021. № 2. URL: www.evestnik-mgou.ru
Zorin V. Yu., Kamenskikh M. S. Year 2020 in national policy of Russia: results, tasks, challenges in the new decade. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2021, no. 2. Available at: www.evestnik-mgou.ru
■ъ
К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА
К)
К НАЧАЛУ СТАТЬИ