РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД С 2014 ПО 2020 ГОДЫ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ
IMPLEMENTATION OF THE STATE NATIONAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE IRKUTSK REGION IN THE PERIOD FROM 2014 TO 2020: PROBLEMS AND OPPORTUNITIES.
УДК: 323.1
Запевалин Семен Павлович, Студент магистратуры, Иркутский государственный университет, Россия, г. Иркутск, [email protected] Научный руководитель: Рыбалко Михаил Леонидович, канд. ист. наук, доцент кафедры «Политологии, истории и регионоведения», Иркутский государственный университет, [email protected]
Zapevalin S.P., Undergraduate, 2 year course "Political analytics and expertise", Irkutsk State University
Rybalko M.L., Scientific adviser; PhD in History Science, Associate Professor of the Department of Political Science, History and Regional Studies, Irkutsk State University
Аннотация
В статье исследуются особенности реализации государственной национальной политики РФ на примере Иркутской области. Определяются основные показатели оценки эффективности и их динамика. Корректировка повестки национальной политики на построение общероссийской гражданской идентичности представляется как ответ на запрос сферы этноконфессиональных отношений. Формулируются конкретные
предложения по совершенствованию системы кадрового резерва государственной гражданской службы.
Abstract
The article explores the features of the implementation of the state national policy of the Russian Federation on the example of the Irkutsk region. The main performance indicators and their dynamics are determined. The adjustment of the national policy agenda to build a nationwide civic identity is presented as a response
to a request from the sphere of ethno-confessional relations. Concrete proposals are formulated to improve the personnel reserve system of the state civil service.
Ключевые слова: государственная национальная политика, этнокультурное многообразие, гражданская национальная идентичность, этнополитика, государственная гражданская служба, национально-культурные центры, Иркутская область.
Key words: state national policy, ethnocultural diversity, civic national identity, ethnopolitics, state civil service, national and cultural centers, Irkutsk region.
Устойчивое развитие государства напрямую зависит от гармоничного и продуктивного взаимодействия граждан, от степени их межнационального единства и разделения взглядов на прошлое, настоящее и будущее Российской Федерации. В этом контексте развитие этноконфессиональных отношений является одним из приоритетных направлений государственной политики. В ходе недавнего заседания Совета при Президенте РФ по межнациональном отношениям, который состоялся в Нальчике 29 ноября 2019 года, Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил, что «сфера межнациональных отношений требует и постоянного внимания, последовательной и серьёзной работы. Это как здоровье человека - нужно заниматься этим постоянно» [11].
Основополагающий государственный документ в сфере этноконфессиональных отношений, «Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года», определяет государственную национальную политику (ГНП) как систему стратегических приоритетов и мер, реализуемых органами государственной власти и местного самоуправления, институтами гражданского общества и направленных на укрепление межнационального согласия, гражданского единства, обеспечение поддержки этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации
[3].
Цель государственной национальной политики РФ двуедина и направленна на формирование российской гражданской идентичности и одновременное развитие этнокультурного потенциала народов России с сохранением самобытности и культурного наследия. В современном политологическом дискурсе нет единого определения, что же такое российская гражданская идентичность. В общественном сознании это явление представляется как отождествление себя с проживающими в стране.
Российский исследователь В. А. Тишков определяет общегражданскую идентичность как лояльность государственной власти и единство,
солидарность с народом, при этом он подчеркивает, что общегражданская идентичность не унифицирует всех и вся, а накладывается на имеющиеся этнические различия [15]. Однако стоит отметить, что общегражданская идентичность подразумевает наличие устойчивого и самостоятельного гражданского общества. Институты гражданского общества современной России часто подвергаются критики за отсутствие самостоятельности и истории своего происхождении. Большую часть этих институтов гражданского общества имеют источник власти из политической системы, а не созданы самими объединениями граждан, что несколько противоречит природе гражданского общества. Несмотря на это, смещение акцента с этнической идентичности как фактора, который консолидирует российское общество, представляется ресурсом дальнейшего общественного развития.
Цель государственной национальной политики Российской Федерации, часто подвергается критики из-за того, что, возможно, эти цели разнонаправленны, но на самом деле это не соответствует действительности. Сохранение самобытности этнических групп и формирование объединяющего наднационального конструкта в виде российской гражданской нации это одна из немногих возможностей позитивного развития и обеспечения интересов всех субъектов национальной политики, и что самое немаловажное, снижение риска возникновения кризисных ситуаций внутри государства с задействованием этноконфессионального компонента. Современная российская политическая система после «парада суверенитетов» в 90-е годы XX века, показывает свою устойчивость и эффективность в деятельности по реализации государственной национальной политики.
Альтернативная национальная политика, реализуемая в Европейском союзе в XXI веке, известная как «мультикультурализм» не оправдала возложенных на неё надежд. Периодическая политическая нестабильность европейских государств во многом обуславливается в основном проблемами этноконфессионального взаимодействия и, в частности, кризисом миграционной политики. Основная проблема «мультикультурализма» — это построение общества изолированных сообществ из чего происходит отсутствие общей объединяющей цели. Российская политическая система смогла выработать позитивную концепцию развития полиэтничного общества и определить общую цель, задать конструктивный вектор развития.
В ходе работы ежегодного III Форума межнационального единства в 2020 году, который традиционно собирает основную часть субъектов этнополитических процессов Иркутской области, начальник управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по связям
с общественностью и национальным отношениям Ольга Куриленкова подчеркнула, что «создание условий для взаимодействия всех субъектов реализации государственной национальной политики - одно из приоритетных направлений нашей работы. Ярким примером эффективности такого взаимодействия стало объединение национально-культурных, религиозных и общественных организаций, а так же органов власти всех уровней в режиме чрезвычайной ситуации летом прошлого года. Это еще раз доказывает, что успех реализации государственной национальной политики зависит от скоординированной работы всех ее участников» [8].
Иркутская область - один из самых полиэтничных и конфессионально неоднородных регионов России. По данным последней Всероссийской переписи населения 2010 года, в Приангарье проживают представители более 150 национальностей [6]. В перечень наиболее многочисленных этнических общностей входят представители около 30 наций и народностей, таких как русские, буряты, украинцы, татары, белорусы, чуваши, армяне, немцы, азербайджанцы, мордвины, таджики, евреи, башкиры, молдаване, поляки, удмурты, узбеки, грузины, цыгане, литовцы, корейцы, марийцы, эвенки, китайцы, киргизы, казахи. Русские на территории Иркутской области расселены равномерно, в абсолютном большинстве ее районов, их численность является преобладающей (88% от общей численности населения Иркутской области).
Стоит отметить, что единственным инструментом, который отражает этническое многообразие Иркутской области, является перепись населения. Последняя Всероссийская перепись населения проводилась в 2010 году и должна была состояться в 2020 году, но из-за ухудшившейся эпидемиологической обстановки было принято решение о ее переносе на следующий год, что, конечно, затрудняет процесс познания для исследователей данной сферы.
Важно подчеркнуть, что в большей доле, полиэтничность не воспринимается населением как угроза и риск дестабилизации межнационального согласия и мира региона, а наоборот, рассматривается как историческая данность и новые возможности для будущего устойчивого развития.
В Приангарье, по данным на 2020 год, зарегистрировано 128 НКО, осуществляющих деятельность по сохранению самобытности и популяризации культуры своей этнической группы [10]. Национально-культурные центры (НКЦ) — это общественные объединения граждан,
созданные с целью развития культуры, языка, традиций, обычаев и народных промыслов различных национальностей.
Доля НКЦ, представляющих коренное население Иркутской области, составляет 44,53% от общего числа национально-культурных объединений. Около 1/3 национально-культурных объединений Иркутской области осуществляет свою деятельность на территории города Иркутска [10]. Однако активными можно назвать только половину организаций, остальные практически не проявляют себя. Национально-культурные центры активно взаимодействуют с органами государственной власти в процессах минимизации или же разрешения возникших этнических конфликтов, являются акторами медиативных процессов.
Низкая активность деятельности НКЦ определяется многими факторами, но основным противоречием является то, что НКЦ вовлекают в процессы реализации государственной-национальной политики в качестве основного субъекта целенаправленной деятельности. Данную тенденцию можно отметить, если проанализировать госпрограммы по реализации ГНП в субъектах РФ. Большую часть программ составляют мероприятия культуры: фестивали межнационального единства, национальные праздники и хороводы со сложившимся пулом зрителей и участников. Деятельность национально-культурных центров, очевидно, сводится к ежегодной реализации культурно-массовых мероприятий и определенно можно сказать, что они в большей мере становятся субъектами культурной, а не национальной политики государства. С другой стороны, если не вовлекать НКЦ к реализации государственной национальной политики, это может привести к «уходу в себя», появлению деструктивного национализма и растрате этнического потенциала. В этой связи, необходима современная и постоянно развивающаяся государственно-общественная система удовлетворения этнических интересов. Исследователь современных этнополитических процессов В. Ю. Зорин, в одной из своих работ, отметил, что «суть национальной политики в России - это не только проблемы состояния и развития этнического разнообразия населения страны («многонационального народа»), но и построение системы государственной организации и управления в условиях многонациональности, учета и реализации прав этнических общностей и входящих в них граждан, связанных с сохранением их культуры, традиций, языка в условиях единой страны и разного типа расселения, сюда же входят проблемы межэтнических отношений, включая конфликты, а также методы их предотвращения и разрешения [16;с. 3]. Система государственной организации и управления, о которой упоминает В. Ю. Зорин, сталкивается со снижением активности
национально-культурных центров так же и из-за отсутствия системной работы и стабильного финансирования. В начале 2020 года был опубликован проект указа Президента РФ о формировании новой государственно-общественной организации «Ассамблея народов России», которая будет заниматься «укреплением общероссийской гражданской идентичности и межнационального согласия» и финансироваться за счет федерального бюджета [7]. Возможно, это первый шаг к решению проблем финансирования общественных организаций в сфере межнациональных отношений, но это не решает проблем остальных организаций и на момент написания данной статьи, указ Президента РФ подписан не был.
Помимо этнического многообразия в Иркутской области сложилась устойчивая система религиозных объединений, которая способна удовлетворить почти любые духовные потребности граждан. В Иркутской области в 2020 году осуществляют свою деятельность более 400 религиозных организаций, из них 371 организация зарегистрирована в Управлении Министерства Юстиции России по Иркутской области [10].
В 2019 году Управлением по связям с общественностью и национальным отношениям Правительства Иркутской области году было проведено анкетирование с целью определить основные конфессиональные предпочтения граждан. Объем выборки - 950 человек. Респондентами стали жители областного центра и сельские жители. В результате анкетирования было определено, что 58% респондентов исповедуют православие; 2% исповедуют ислам; 1% буддизм; 0.2% исповедуют старообрядчество; 0.3% респондентов исповедует язычество; 0.2% населения исповедует католицизм; 2% указали другое вероисповедание; 21.5% респондентов оказался религиозен вне исповеданий и 14% ответили, что они не религиозны [9].
В сфере осуществления государственной национальной политики Правительство Иркутской области руководствуется устойчивой нормативно-правовой базой, сформированной на основе законов Российской Федерации. Основные регламентирующие документы представлены № 84-ФЗ «О защите национальных меньшинств», №74-ФЗ «О национально культурной автономии», Законом РФ № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», Указом Президента РФ №602 «Об обеспечении межнационального согласия», Указом Президента РФ №1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Региональные нормативно-правовые акты, определяющие деятельность Правительства Иркутской области в сфере межнациональных отношений представлены в Государственной программе Иркутской области
«Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Иркутской области» и комплексным планом мероприятий по реализации в 2014-2020 годах Стратегии государственной национальной политики до 2025 года, утвержденным Правительством Иркутской области [5].
До конца 2018 года, основной документ в области государственных национальных отношений «Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» не содержал целевых показателей, но после внесения изменений Указом Президента РФ №703 от 06.12.2018 года, приобрел их [3]. Целевыми показателями настоящей Стратегии стали : уровень общероссийской гражданской идентичности; количество межэтнических и межрелигиозных конфликтов; оценка граждан состояния этноконфессиональных отношений. Все эти показатели становятся плановыми и должны каждый год демонстрировать позитивную динамику, иначе возникает вопрос об эффективности реализации ГНП в регионе. Возникал вопрос, который не находил ответа: а что произойдет, когда, формально, 100% граждан оценят уровень межэтнического мира и согласия как строго позитивный? Благоразумно, в дальнейшем такие показатели были упрощены и интегрированы в современную реальность.
В указанной выше госпрограмме «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Иркутской области в 2014-2020 годах» содержатся сведения об оценке в 2013 году состояния межнациональных отношений в регионе. Тогда, доля граждан, положительно оценивающая состояние межнациональной сферы, была отмечена на уровне 35.6% в общем количестве от населения Приангарья [4]. К 2020 году оценка согласно целям данной программы должна подтянуться до 86%(!). И имелся определенный риск, что обеспечить рост в два с лишним раза за 7 лет довольно непросто и скорее всего он будет зафиксирован только на отчетах, не имея общего с реальным положением дел.
В 2018 году госпрограмма была изменена и целевой показатель доли граждан положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в Иркутской области в 2020 году должна составить 65,4% от общего числа населения, а в 2024 году 66,2% [3]. Целевые показатели были возвращены к реальности и сделан акцент на новом показателе - уровень общероссийской гражданской идентичности. Данный показатель достаточно субъективен, учитывая, что зависит от множества факторов, начиная от оценки состояния гражданского общества в России и заканчивая стремлением этнических групп включиться в этот процесс. Способен ли данный целевой
показатель отразить эффективность деятельности органов государственной власти реализующих ГНП, большой вопрос.
Определенно можно сказать, что планирование в области государственного управления эффективный инструмент достижения поставленной цели, но очевидно, что необходимы новые критерии оценки деятельности органов государственной власти в сфере этноконфессиональных отношений.
Следующим по изложению, но не по значимости, стоит вопрос кадровой политики в исполнительных органах государственной власти ответственных за реализацию ГНП в субъектах РФ. Проблема в том, что основные кадры для сферы государственных этноконфессиональных отношений подготавливаются по направлениям обучения «Политология», «Политическая аналитика и прогнозирование», но выпускники (специалисты) этих направлений не имеют возможность встроиться в ряды государственных служащих в данной сфере. Под государственной гражданской службой подразумевается вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации [2].
По программам подготовки направлений «Политология» и «Политическая аналитика и прогнозирование», внушительную часть обучения составляют вопросы мира этничности, этнополитических процессов и реализации ГНП РФ, исследуется опыт других государств по вопросам межэтнических отношений. В процессе подготовки по данным учебным стандартам прививается позитивное понимание межэтнических коммуникаций как основы российской государственности, важность поддержания мира и согласия народов России, любовь к Родине и народам, проживающим на ее территории. Проблема в том, что до марта 2019 года, данные направления подготовки не входили в справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, который разрабатывается Министерством труда и социальной защиты РФ [12].
После внесения изменений, формально, у выпускников-политологов появилась возможность замещать всего 12 должностей государственной гражданской службы, большинство из которых не связаны с этнополитикой и находятся на уровне федеральных исполнительных органах власти. В субъектах РФ, выпускникам-политологам начать свою профессиональную деятельность в органах исполнительной власти, которые занимаются реализацией ГНП, не представляется возможным. Целесообразно включить данные специальности в перечень рекомендованных и это решит многие сложности всех участников трудовой и административной деятельности.
Таким образом, можно сказать, что в сфере межнациональных отношений Иркутской области сформировались новые запросы на использование этнокультурного потенциала региона и участие национально -культурных центров региона в этнополитических процессах, возможность формирования кадрового состава органов государственной власти из числа студентов-выпускников направлений подготовки «Политология» и «Политическая аналитика и экспертиза», а так же запрос на выработку новых критериев оценки эффективности реализуемой государственной национальной политики.
Список литературы
1. Указ Президента Российской Федерации №1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года". Текст : электронный // Государственная система правовой информации : [сайт]. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102161949 (дата обращения: 04.05.2020).
2. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О системе государственной службы Российской Федерации". — Текст : электронный // КонсультанПлюс : [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 42413/4dd5010b20037e d8c8139d2c504894e14876c397/ (дата обращения: 07.05.2020).
3. Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года. — Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102161949 (дата обращения: 07.05.2020).
4. Постановление Правительства Иркутской области от 21 марта 2017 года N 173-пп "О внесении изменений в государственную программу иркутской области "укрепление единства российской нации и
этнокультурное развитие народов иркутской области" на 2014 - 2020 годы". Текст : электронный // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации : [сайт]. — URL: http://docs.cntd.ru/document/446288963 (дата обращения: 04.05.2020).
5. Постановление Правительства Иркутской области от 26 октября 2018 года N 767-пп "Об утверждении государственной программы Иркутской области "Реализация государственной национальной политики в Иркутской области" на 2019 - 2024 годы (с изменениями на 12 февраля 2020 года)". Текст : электронный // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации : [сайт]. — URL: http://docs.cntd.ru/document/550247312 (дата обращения: 04.05.2020).
6. Данные Всероссийской переписи населения России 2010 года в Иркутской области. Текст : электронный // Официальный сайт Территориального орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области : [сайт]. — URL: https://irkutskstat.gks.ru/folder/45697 (дата обращения: 04.05.2020).
7. Для «укрепления гражданской идентичности» может быть создана «Ассамблея народов России». — Текст : электронный // Информационное агентство "Znak" : [сайт]. — URL: https://www.znak.com/2020-02-14/dlya ukrepleniya grazhdanskoy identichnosti mozhet byt sozdana assa mbleya narodov rossii (дата обращения: 07.05.2020).
8. Материалы III Форума межнационального единства . Текст : электронный // Официальный сайт Управления Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям : [сайт]. — URL: https://irkobl.ru/sites/ngo/news/901604/ (дата обращения: 04.05.2020).
9. Материалы семинара для государственных и муниципальных служащих в сфере этноконфессиональных отношений. Иркутск 18.05.2019.. Текст : электронный // Файлообменник : [сайт]. — URL: https://docs.google.com/presentation/d/143bYt-KYdMvUYuoririNA-oX40CyQi7wGEvzing-Naw/edit?usp=sharing (дата обращения: 04.05.2020).
10. Реестр НКО Иркутской области. — Текст : электронный // Официальный сайт Правительства Иркутской области : [сайт]. — URL: https://irkobl.ru/sites/ngo/sotsialno orientirovannye nekommercheskie organ izatsii/reestr_sotsialno_orientirovannykh_nekommercheskikh_organizatsiy/ (дата обращения: 07.05.2020).
11. Стенографический отчет заседания Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ. Текст : электронный // Официальные
сетевые ресурсы Президента России : [сайт]. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62160 (дата обращения: 01.05.2020).
12. Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих. Текст : электронный // Министерство труда и социальной защиты РФ : [сайт]. — URL: https://rosmintrud.ru/uploads/editor/d1/a9/Справочника%20квалификацион ных%20требований%20(2).pdf (дата обращения: 04.05.2020).
13. Справка о состоянии межнациональных отношений в Иркутской области. Текст : электронный // Сайт Правительства Иркутской области : [сайт]. — URL:http://www.irk. gov.ru/conf/materialyzasedaniy/Справка%20 %20Сост ояние%20и%20развитие%20межнациональных%20отношений.pdf (дата обращения: 04.05.2020).
14. III Форум межнационального единства в Иркутске. — Текст : электронный // Официальный сайт Правительства Иркутской области : [сайт]. — URL: https://irkobl.ru/sites/ngo/news/901604/ (дата обращения: 07.05.2020).
15. Тишков В. А. Российский народ: история и смысл национального самосознания. - М. : Наука, 2013. - 649 с.
16. Зорин В. Ю. Государственная национальная политика в России и современность) / Исследования по прикладной и неотложной этнологии.
— М., ИЭА РАН, 2011. — Вып. 225. — 33 с.
List of references
1. Decree of the President of the Russian Federation No. 1666 "on the Strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period up to 2025". Text: electronic / / State system of legal information: [website]. — URL: http://pravo .gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102161949 (date accessed: 04.05.2020).
2. Federal law dated 27.05.2003 N 58-FZ (as amended on 23.05.2016) "On the civil service system of the Russian Federation". — Text : electronic // Konsultantplus : [website]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/4dd5010b20037e d8c8139d2c504894e14876c397/ (accessed: 07.05.2020).
3. Strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period up to 2025. - Text: electronic / / Official Internet portal of legal information: [site].
— URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102161949 (date
accessed: 07.05.2020).
4. Resolution Of the government of the Irkutsk region of March 21, 2017 N 173-PP "on amendments to the state program of the Irkutsk region "strengthening the unity of the Russian nation and ethno - cultural development of the peoples of the Irkutsk region" for 2014-2020". Text: electronic / / Electronic Fund of legal and normative-technical documentation: [website]. — URL: http://docs.cntd.ru/document/446288963 (date accessed: 04.05.2020).
5. Resolution Of the government of the Irkutsk region of October 26, 2018 N 767-PP " on approval of the state program of the Irkutsk region "Implementation of the state national policy in the Irkutsk region" for 2019 - 2024 (as amended on February 12, 2020)". Text: electronic / / Electronic Fund of legal and normative-technical documentation: [website]. — URL: http://docs.cntd.ru/document/550247312 (date accessed: 04.05.2020).
6. Data of the all-Russian population census of Russia 2010 in the Irkutsk region. Text: electronic / / Official site of the Territorial body of the Federal state statistics service for the Irkutsk region: [site]. — URL: https://irkutskstat.gks.ru/folder/45697 (date accessed: 04.05.2020).
1. 7.an "Assembly of the peoples of Russia" may be created To "strengthen civil identity". - Text: electronic / / znak News Agency: [website]. - URL: https://www.znak.com/2020-02-
14/dlya_ukrepleniya_grazhdanskoy_identichnosti_mozhet_byt_sozdana_assa mbleya_narodov_rossii (accessed: 07.05.2020).
7. Materials of the III Forum of interethnic unity . Text: electronic / / Official website of The office Of the Governor of the Irkutsk region and the government of the Irkutsk region for public relations and national relations: [website]. -URL: https://irkobl.ru/sites/ngo/news/901604/ (accessed: 04.05.2020).
8. Materials of the seminar for state and municipal employees in the field of ethno-confessional relations. Irkutsk 18.05.2019.. Text: electronic / / file sharing: [site]. — URL: https://docs.google.com/presentation/d/143bYt-KYdMvUYuoririNA-oX40CyQi7wGEvzing-Naw/edit?usp=sharing (accessed: 04.05.2020).
9. Register of non-governmental organizations in the Irkutsk region. - Text: electronic / / Official website Of the government of the Irkutsk region: [website]. - URL: https: //irkobl .ru/sites/ngo/sotsialno_orientirovannye_nekommercheskie_organ izatsii/reestr_sotsialno_orientirovannykh_nekommercheskikh_organizatsiy/ (accessed: 07.05.2020).
10. verbatim report of the meeting of the Council on interethnic relations under the
President of the Russian Federation. Text: electronic / / Official network resources of the President of Russia: [website]. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62160 (date accessed: 01.05.2020).
11. Directory of qualification requirements for specialties, areas of training, knowledge and skills that are necessary for filling positions in the civil service, taking into account the area and type of professional service of civil servants. Text: electronic / / Ministry of labor and social protection of the Russian Federation: [website]. — URL: https://rosmintrud.ru/uploads/editor/d1/a9/References%20qualification%20re quest%20(2). pdf (accessed: 04.05.2020).
12. Information about the state of interethnic relations in the Irkutsk region. Text: electronic // Website Of the government of the Irkutsk region: [website]. — URL: http: //www. irk. gov.ru/conf/materialyzasedaniy/Reference%20_%20cons tancy%20i%20development%20international%20references. pdf (accessed: 04.05.2020).
13. III Forum of interethnic unity in Irkutsk. - Text: electronic / / Official website Of the government of the Irkutsk region: [website]. - URL: https://irkobl.ru/sites/ngo/news/901604/ (accessed: 07.05.2020).
14. Tishkov V. A. the Russian people: the history and meaning of national identity. - Moscow: Nauka, 2013. - 649 p.
15. Zorin V. Yu. State national policy in Russia and modernity) / Research on applied and urgent Ethnology. - Moscow, IEA RAS, 2011. - Issue 225. - 33 p.