Научная статья на тему 'Конституционно-правовое регулирование национальных отношений в Российской Федерации'

Конституционно-правовое регулирование национальных отношений в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4141
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ / ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС / ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО / СУБЪЕКТЫ РФ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE RIGHTS AND DUTIES OF A CITIZEN / INTERETHNIC RELATIONS / THE NATIONAL QUESTION / AND A FEDERAL SYSTEM / THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пихов Арсен Хасанович

В статье рассматриваются конституционно-правовые вопросы регулирования национальных отношений в России. Оценивается современное состояние межнациональных отношений и их влияние на общественнополитическую, социально-экономическую и культурную сферы жизни общества и государства. Исследуются отдельные проблемы межнационального характера с точки зрения федеративного устройства России и конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and legal regulation of the national relations in the Russian Federation

The article considers the constitutional-legal regulation of ethnic relations in Russia. Estimated current state of inter-ethnic relations and their impact on the sociopolitical, socio-economic and cultural life of society and state. Discusses some of the problems of interethnic nature from the point of view of the Federal device of Russia and the constitutional rights, freedoms and duties of a citizen.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовое регулирование национальных отношений в Российской Федерации»

А. X. Пыхов*

Конституционно-правовое регулирование национальных отношений в Российской Федерации**

В статье рассматриваются конституционно-правовые вопросы регулирования национальных отношений в России. Оценивается современное состояние межнациональных отношений и их влияние на общественнополитическую, социально-экономическую и культурную сферы жизни общества и государства. Исследуются отдельные проблемы межнационального характера с точки зрения федеративного устройства России и конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина.

The article considers the constitutional-legal regulation of ethnic relations in Russia. Estimated current state of inter-ethnic relations and their impact on the sociopolitical, socio-economic and cultural life of society and state. Discusses some of the problems of interethnic nature from the point of view of the Federal device of Russia and the constitutional rights, freedoms and duties of a citizen.

Ключевые слова: Конституция России, права и обязанности гражданина, межнациональные отношения, национальный вопрос, федеративное устройство, субъекты РФ.

Key words: Constitution of the Russian Federation, the rights and duties of a citizen, interethnic relations, the national question, and a Federal system, the subjects of the Russian Federation.

В России вопросы межнациональных отношений всегда относились к числу центральных и будут входить в разряд первоочередных еще не одно десятилетие. Проблемы в данной сфере во многом имеют непосредственный выход на принципиальные вопросы защиты прав и свобод человека, поскольку от межнационального согласия в России зависит, насколько комфортной и безопасной будет жизнь проживающих в ней граждан.

* Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Саратовской государственной юридической академии.

** Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ - проект № 11-03-00344а.

44

В современном мире национальный фактор во многом определяет состояние и тенденции общественно-политического развития ряда государств. Без определения его влияния невозможно решение сложных политических, социально-экономических и культурных проблем. Как показывает современная мировая практика даже экономическое благополучие и процветание страны не могут гарантировать от возникновения внутригосударственных конфликтов на национальной почве (США, Франция, Австралия и др.).

Сегодня следует признать имеющийся масштабный системный кризис российской политики по проблемам межнациональных отношений. Анализ общей ситуации показывает, что мероприятия органов власти пока не могут изменить обстановку к лучшему. Межнациональные проблемы невозможно преодолеть без ликвидации безработицы, бедности, религиозного экстремизма, коррупции и т. д. В то же время без устранения межнациональных конфликтов нельзя говорить и о нормальном социальноэкономическом развитии, политической стабильности, об общественном согласии.

Решение национального вопроса в России в последнее время все чаще ставят в зависимость от модернизации ее государственного устройства. По-прежнему острым остается вопрос о соотношении в федеративном устройстве национального и территориального моментов. Весьма распространена точка зрения, согласно которой для России более предпочтительна унитарная форма государственного устройства. Хотя мировой и отечественный опыт государственного строительства показывают, что в большой по территории и многонациональной стране наиболее оптимальной формой государственного устройства является федерация.

Следует отметить, что выбор формы государственного устройства -федеративной или унитарной - не может быть произвольным. Сложившиеся ныне объективные условия, кардинальные проблемы, в том числе межнационального характера, перед разрешением которых стоит Россия, определяют необходимость сохранения на данном этапе развития нашего общества федеративной формы государственного устройства. К тому же особенность Российского государства состоит в том, что в него входят народы, которые в прошлом имели собственную государственность. И еще, принцип устройства нашей федерации является конституционной реальностью, и именно ее признание должно служить руководством к действию.

Специфика российского федерализма допускает наличие субъектов, построенных как по территориальному, так и по национальному признаку. Это одно из проявлений его уникальности и способ отражения полиэтнического характера общества.

Национальный принцип построения Федерации отвечает реалиям сегодняшнего дня. По данному принципу образована почти одна треть субъектов, из них - 21 республика. Общая численность населения национальных образований превышает 25 млн чел. (17 процентов всего населения России); их территории, по крайней мере до укрупнения ряда субъектов, составляли 10,4 млн кв. км (61 процент территории Федерации). Россию населяют в основном коренные национальности, которые проживают на земле, являющейся их исторической родиной. В этой связи государство, как форма организации общества, не может не учитывать его национальный состав, а это, в свою очередь, определяет строение государства и его развитие.

Несколько слов о возможном влиянии процессов укрупнения субъектов РФ на межнациональные отношения. Как известно, вопросы укрупнения субъектов Федерации следует решать сочетая комплексность критериев с индивидуальным подходом. То, что приемлемо для одних случаев, может быть совершенно неприемлемым в других.

Например, объединение субъектов России Северного Кавказа может привести к непоправимым межнациональным и к межконфессиональным конфликтам. История Горской республики, а в последующем СевероКавказского края, доказывает несостоятельность подобных и других предложений по укрупнению субъектов России этого региона. Недавнее обсуждение возможности объединения Адыгеи и Краснодарского края вызвало у адыгейцев бурю возмущения относительно возможности утраты их национальной территории, в связи с чем рассмотрение этого вопроса было отложено. Не говоря об объединении - просто факт вхождения Ставропольского края наряду с национальными республиками в состав Северо-Кавказского федерального округа спровоцировал всплеск эмоций национального характера у русских жителей Ставрополья.

На Северном Кавказе фактор этнической территории имеет особое значение. В данном регионе практически каждый из субъектов Российской Федерации имеет не только друг к другу, но и внутри образования территориальные претензии. Территориальные споры привели к возникновению ряда конфликтов, повлекших многочисленные

человеческие жертвы (осетино-ингушский, чечено-ингушский, чеченодагестанский, кабардино-балкарский, карачаево-черкесский).

Таким образом, в вопросах объединения некоторых российских субъектов должен учитываться национальный фактор. У сложных вопросов не должно быть простых решений.

Следующим аспектом в вопросах межнациональных отношений может являться право национальных республик устанавливать свои государственные языки, употребляемые наряду с государственным языком Российской Федерации, что закреплено в ч. 2 ст. 68 Конституции РФ.

Данное право некоторые авторы расценивают как противоречие принципу равноправия субъектов Российской Федерации, высказывается мнение о том, что следовало бы оставить государственным языком в республиках только общегосударственный русский язык1. Последнее представляется излишне радикальным, недостаточно проработанным и абсолютно неприемлемым с точки зрения межнационального согласия. Что касается другой вышеуказанной позиции, то имеющиеся противоречия действительно необходимо в дальнейшем нивелировать, но не путем лишения права республик на установление своих государственных языков, а посредством предоставления такого права другим субъектам, имеющим такую необходимость.

В контексте данного вопроса следует отметить, что установление государственных языков в республике не должно вести к ущемлению прав тех, кто не владеет ими. Например, не должны вводиться языковые цензы для занятия государственных должностей, что нашло подтверждение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 апреля 1998 г.2.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Конституции РФ за каждым человеком в Российской Федерации закрепляется право определять и указывать свою национальную принадлежность. В то же время никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Это является важной правовой гарантией независимости правового статуса лица от его национальности. Поэтому графа «национальность» изъята из анкет, других документов учета и регистрации личности. Если же она где-то и встречается, то гражданин не обязан ее

1 См.: Автономов А.С. Федерация и национальные отношения в России // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран / под ред. С.А. Авакьяна. М. 2001. С. 33; Иванов В. В. Новые подходы к теории территориального устройства и федеративная система России // Правоведение. 2002. № 3. С. 79.

2 См.: СЗ РФ. 1998. № 18. Ст. 2063.

заполнять. Такая графа не предусматривается в паспорте гражданина Российской Федерации, поскольку она не имеет никакого правового значения, а ее отсутствие согласно определению Конституционного Суда РФ не противоречит Конституции РФ.

В последнее время активно обсуждается идея о необходимости вернуть в паспорт российского гражданина обязательную строку -национальность. Насколько это актуально и целесообразно с точки зрения межнациональных отношений? Насколько уместно реализовывать именно в этом документе закрепленное в Конституции РФ право указывать свою национальную принадлежность? Для чего государству необходимо идентифицировать гражданина по национальному признаку? Паспорт - это документ, удостоверяющий личность. В нем должны быть указаны фамилия, имя, отчество и гражданство лица. И все. Введение графы «национальность» - это шаг в сторону разобщённости, акцентирования различий. Необходимо подчеркивать то, что нас объединяет, а не разъединяет.

В конце января 2012 г. была опубликована актуальная и своевременная статья В.В. Путина, касающаяся национального вопроса в России3. В ней нет ответов на многие вопросы, но сама постановка проблем, без преодоления которых ставится под угрозу существование самого нашего государства, может считаться началом их разрешения. На самом высоком уровне говорится о необходимости отбросить национализм всех родов, и русский и этнический и любой другой, гармонизировать этническое самосознание всех групп с общей принадлежностью к державе. В.В. Путин ставит вопрос о создании единой гражданской нации, которая будет скрепляться не этничностью, а законом и культурой. Конечно, национальный вопрос не есть корень всего. Но эта та форма, в которую вливаются практически любые социальные и политические стрессы в России.

Одним из решений, обозначенных в упомянутой статье проблем, обоснованно предлагается развитие образования и культуры, воспитание молодежи в духе конституционного общенационального патриотизма.

В январе 2012 г. было утверждено распоряжение Правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для

3 См.: Владимир Путин. Россия: национальный вопрос //

URL:http://www.ng.ru/poHtics/2012-01-23/1_mtюnaLhtmL

48

общеобразовательных учреждений “Основы религиозных культур и светской этики”4. Согласно плану мероприятий школьники и их родители должны определиться с выбором учебного модуля. В новом курсе их шесть: православная, исламская, буддистская, иудейская культуры, основы мировых религиозных культур и светская этика. Школьникам нужно выбрать один. Однако новый курс не решает главной задачи - воспитание толерантности, культуры межконфессионального и межнационального общения.

Показательна ситуация в Чеченской Республике: 99,9 процента школьников выбрали модуль по основам ислама. И только 0,12 процента решили изучать православие. Получается, что все выбирают «про себя», а не про других. Такая ситуация наблюдается и в субъектах РФ с большей численностью православных. В этой связи правильнее было бы двигаться в сторону единого курса по истории мировых религий. Хоть решение и принято, но спор о том, нужен ли школе такой предмет, в каком виде и с какого класса, становится только актуальней. Опросы, проведенные в ряде субъектов РФ, показали, что 60 процентов родителей выбрали для своих детей нейтральные предметы - светскую этику и основы мировых религий. Этим они проголосовали за то, каким должен быть курс5. Такой подход согласуется со ст. 14 Конституции РФ, закрепляющей светский характер Российского государства, который предполагает, что церковь отделена от государства, а школа от церкви. В светском государстве религиозное образование осуществляется только церковными учреждениями на добровольной основе.

Относительно культуры. Например, кинематография. В голливудских фильмах о борьбе с преступностью из двух полицейских один всегда темнокожий положительный герой. В наших же российские спецслужбы, представители которых лица славянской национальности, борются с преступностью на Северном Кавказе. За кадром остаются местные полицейские, которые каждый день погибают от рук террористов. Очевидно, что и в этой сфере следует проводить грамотную национальную политику.

На пути воспитания молодежи в духе патриотизма к своей стране большой преградой является решение Министерства обороны РФ о прекращении призыва на военную службу граждан из национальных

4 См.: Российская газета. 2012. 08 февраля.

5 См.: Российская газета// http://www.rg.ru/2012/02/04/religia-predmet-site.html.

49

республик Северного Кавказа не славянской национальности. Избавив воинские части от неуставных отношений на межнациональной почве, не решить общей проблемы преступности в армии. В многонациональной России не должно быть мононациональной армии. Иначе не будет общего патриотизма, а значит и должной боевой готовности для защиты Отечества. За такими решениями стоят проблемы глубокого разобщения российского общества по национальному признаку.

Согласно ч. 1 ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Конституционная обязанность защиты Отечества установлена в интересах обеспечения обороноспособности государства, мира и стабильности в стране. Как ни парадоксально, именно государство, а не гражданин нарушает положение Конституции РФ в части реализации данной конституционной обязанности.

Обозначенные выше проблемы национального характера лишь часть из существующих. В вопросах преодоления межнациональных проблем необходима постоянная работа со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, общественных, культурных и религиозных организаций, средств массовой информации. Важно развивать систему воспитания, образования, духовно-нравственные начала, толерантность и культуру межнационального общения, чувство патриотизма и принадлежности к единому многонациональному государству России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.