Научная статья на тему 'О необходимости разработки новой концепции национальной политики'

О необходимости разработки новой концепции национальной политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
210
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / CONCEPT OF NATIONAL POLICY / РЕФОРМЫ / REFORMS / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / NORTH CAUCASUS / ФЕДЕРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / FEDERAL RELATIONS / НАЦИОНАЛИЗМ / NATIONALISM / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / РOLITICAL PARTIES / ВЫБОРЫ / ELECTIONS / КОНФЛИКТОГЕННОСТЬ / CONFLICTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Акаев Вахит Хумидович

В контексте последствий реформ 90-х гг. XX в. рассматривается государственная национальная политика в Российской Федерации. Показаны причины обострения межнациональных отношений на Северном Кавказе и непоследовательной национальной политики в России. Поставлен вопрос о необходимости широкой дискуссии по проблемам выработки новой концепции национальной политики и совершенствованию федеративных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT NECESSITY OF DEVELOPMENT OF THE NEW CONCEPT OF A NATIONAL POLICY

In a context of consequences of reforms of 90th years of XX century the state national politics in the Russian Federation is examined. The reasons of an aggravation of interethnic relations on Northern Caucasus and an inconsistent national policy in Russia are shown. The question on necessity of broad discussion on problems of development of the new concept of a national policy and the improvement of federal relations is put.

Текст научной работы на тему «О необходимости разработки новой концепции национальной политики»

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА ЮГЕ РОССИИ

УДК 323.1

Акаев В.Х.

Akaev Vahit Kh.

О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

ABOUT NECESSITY OF DEVELOPMENT OF THE NEW CONCEPT OF A NATIONAL POLICY

В контексте последствий реформ 90-х гг. XX в. рассматривается государственная национальная политика в Российской Федерации. Показаны причины обострения межнациональных отношений на Северном Кавказе и непоследовательной национальной политики в России. Поставлен вопрос о необходимости широкой дискуссии по проблемам выработки новой концепции национальной политики и совершенствованию федеративных отношений.

Ключевые слова: концепция национальной политики, реформы, Северный Кавказ, федеративные отношения, национализм, политические партии, выборы, конфликтогенность.

In a context of consequences of reforms of 90th years of XX century the state national politics in the Russian Federation is examined. The reasons of an aggravation of interethnic relations on Northern Caucasus and an inconsistent national policy in Russia are shown. The question on necessity of broad discussion on problems of development of the new concept of a national policy and the improvement of federal relations is put.

Key words: concept of national policy, reforms, North Caucasus, federal relations, nationalism, рolitical parties, elections, conflicts.

Акаев Вахит Хумидович,

доктор философских наук, профессор Чеченского государственного

университета, г. Грозный,

e-mail: [email protected] © Акаев В.Х., 2012 г.

Akaev Vahit Kh.,

Dodor of Philosophy,

professor of Chechen State University,

Grozniy,

e-mail: [email protected]

© Akaev Vahit Kh., 2012

1. Об итогах горбачевско-ельцинских реформ на Северном Кавказе.

Горбачевско-ельцинские реформы, которым более 20 лет, стали исключительно тяжелыми, если не сказать трагическими, для всех народов России. Они привели к развалу великой державы, обострили межнациональные отношения, породили конфликты между народами, этнический сепаратизм, различные формы этнофобии. Реформы привели к разрыву экономических и межнациональных связей, десятилетиями складывавшихся в годы советской власти, уничтожили, например, мощную промышленность страны и ее составную часть - нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую промышленность Грозного.

Государственный переворот, совершенный в ЧИ АССР, при поддержке Б.Н. Ельцина привел к исходу русских, значительного количества кадров чеченской, еврейской, армянской, ингушской и других национальностей. Ингушско-осетинский конфликт, две войны в Чечне, гибель тысяч людей, полное уничтожение и грабеж экономики ЧИ АССР, обнищание народа, экстремизм и терроризм, политика превращения чеченцев во врагов России, беспредельная коррупция, высокая безработица и многое другое - прямые последствия распада СССР и последовавших реформ.

Реформы не дали экономическое благосостояние учителям, врачам, жителям села, профессионально подготовленным людям. Не дали им ни здоровья, ни жилья. Эти категории людей не имеют среднего материального достатка, доступа к жилью, уверенности в завтрашнем дне. Но при этом успешно создан «класс олигархов», продолжающих грабеж национального богатства, размещающих свои капиталы за пределами страны. Реформы резко ухудшили уровень здоровья россиян, привели к ситуации, когда число умирающих в стране превышает число рождающихся.

Для того чтобы улучшить социально-экономическую и демографическую ситуацию в стране, были внедрены национальные проекты. Сегодня о них позабыли. Реализация их должна была сберечь народ, а их возобновление следует рассматривать как задачу государственной важности. И никакие кризисы не должны прервать их реализацию.

Помнится, как в свое время Ельцин говорил, что положит свою голову на рельсы, если будут отпущены цены. Цены так отпустили, что несколько тысяч рублей, прибереженных стариками на свои похороны, превратились в копейки, а голова Ельцина осталась на плечах и натворила столько бед, что страна до сих пор не может от них избавиться.

Только в условиях российских реформ стал возможен националистический лозунг «Хватит кормить Кавказ!» Этот лозунг - логическое продолжение некоторых бытующих этнологических концепций отделения Северного Кавказа от России.

На антикавказские заявления отреагировал глава российского правительства В.В. Путин. 20 декабря текущего года на совещании по развитию Северо-Кавказского федерального округа, проходившего в Гудермесе, он подверг критике лозунг «Хватит кормить Кавказ!» По его мнению, если не вкладывать деньги в развитие Северного Кавказа, создание новых рабочих мест, то тогда «молодые люди с Северного Кавказа будут еще в большем количестве переезжать в другие, прежде всего, крупные города, со всеми проблемами, которые это рождает». Они будут пополнять бандформирования. Звучащие предложения отделить Кавказ от России он назвал диким и считает, что такой сценарий приведет к развалу страны [1].

Молодые люди из Северного Кавказа в российских регионах далеко не всегда пополняют бандформирования. Они учатся, работают, кормят себя, свои семьи, родственников и часто являются законопослушными российскими гражданами. А в отношении тех, кто нарушает закон, государство должно применять соответствующие меры.

На Северном Кавказе нужно создавать социально-экономические условия для достойной жизни, работы, отдыха, удовлетворения культурных запросов, лечения. В этом случае количество молодых российских граждан, попадающих в бандформирования, значительно уменьшится. Кроме того, в стране нужно создавать такие условия, чтобы молодые люди как можно меньше попадали в преступные группировки. Между тем потребность в такой государственной политике очевидна.

2. Цивилизационный выбор России и вероятные сценарии ее дальнейшего развития.

Россия в цивилизационном отношении, судя по некоторым заявлениям руководителей государств (Ельцина, Путина, Медведева), определилась - она строго ориентируется на западную либерально-демократическую модель развития. Однако реальная картина далека от декларированной схемы развития. Такой позиции четко придерживается нынешний президент России Д. А. Медведев, хотя в целом общественное мнение, программы ведущих российских партий, как видно сегодня, имеют антизападную направленность.

«Россия - это Европа», - заявлял В. В. Путин на различных форумах, проходивших в Европе. В мусульманских странах высказывался тезис, что «Россия - мусульманская страна». Между тем этот противоречивый образ России - это ее реальная ситуация, связанная с наличием двух векторов социокультурного развития - западного и восточного. Вспомним и то, что существует теоретическая модель, рассматривающая Россию как Евразию, т. е. как страну, вбирающую в себе ценности азиатские (или азийские) и европейские ценности на основе русской (славянской) этнокультурной почвы. Но и многовековая мусульманская основа России также очевидна.

В российском обществе все больше стали побеждать настроения государственнические, патерналистские, политики все чаще склоняются к признанию национального возрождения России, необходимости неоимперского ее развития. Все это прямая социально-психологическая реакция на провалы рыночной экономики, либеральных ценностей, на навязывание россиянам гедонистического образа жизни, удовлетворяющего сугубо материалистические потребности. Это реакция и на резкий упадок нравственной культуры российского общества.

Можно сформулировать несколько сценариев развития России. Первый: ничего кардинального в течение 5 лет не произойдет. Страна будет развиваться эволюционным путем на основе того, что было сделано в советский период (во всяком случае до сих пор так продолжается). Особого улучшения условий жизни людей не произойдет, не поправят они и свое здоровье. Это сценарий стагнации государства и общества. Второй: новый мировой кризис может привести Россию к распаду, сработает «югославский сценарий», различные ее части попадут под контроль «сильных мира сего». Третий: Россия возродится, в этом случае она станет лидером цивилизационного развития. Возможны и другие сценарии, сочетающие предложенные варианты или основанные на иных позициях.

3. Причины современной конфликтогенности на Северном Кавказе.

Очень часто в высказываниях политических деятелей, аналитических записках, составляемых чиновниками различных ведомств, публикациях, телепередачах Северный Кавказ характеризуется как криминогенный регион, чуть ли не как варварский ареал, представляющий угрозу для остальной, но цивилизованной части России. На этой основе продолжают раздаваться голоса различных экспертов, агрессивной и митингующей молодежи, предлагая уйти России с чуждой ей территории. Подобные суждения не отличаются ни патриотизмом, ни основательным анализом ситуации, не учитывают возможные тяжелые последствия для страны.

Несколько соображений по поводу современной конфликтогенно-сти региона. Прежде всего мы до сих пожинаем плоды распада единой и мощной страны, что породило экономические, политические конфликты по поводу наличия или отсутствия средств производства, собственности, допуска или недопуска к различного рода ресурсам, природным богатствам. Это, как часто бывает в эпоху перемен, кризиса, ломки старого и зарождения нового, обостряются межнациональные отношения, радикализируются отдельные религиозные ценности.

Такая ситуация хорошо выгодна силам, осуществляющим грабеж природных богатств, десятилетиями созданной «общенациональной собственности», накопившим несметные богатства, которых не смогла вооб-

разить себе гениальная сказочница Шахерезада. Перед богатствами отечественных олигархов персидские шахи - простолюдины.

С нашей точки зрения, реанимация старых обид, отложенных конфликтов, обострение межнациональной напряженности, антикавказские, античеченские настроения, лозунги, которые в Москве пишут на заборах, плакатах, скандируют скинхеды, демонстранты, выгодны силам, отвлекающим от себя внимание миллионов бедных и нищих россиян. Современная конфликтогенность в стране, в том числе и на Северном Кавказе, -это специфическое проявление социального расслоения общества, образования «класса олигархов, богатых людей» за счет присвоения огромных богатств при поддержке государства.

По экспертным данным, за последние 10 лет социальное расслоение в российском обществе имеет явную тенденцию к возрастанию. Разрыв в доходах 10 % самых богатых и массы бедных людей увеличился на 21 %, т. е. до 17 раз. Эта ситуация, подчеркивающая очевидное классовое расслоение общества, ориентированного на капитализм, причем худшего его варианта, породила высокий уровень социальной несправедливости.

Социально-экономическая, этнополитическая, духовно-культурная ситуация в стране такова, что положения Концепции государственной национальной политики РФ, утвержденной в 1996 г. [1], не коррелируются с объективной реальностью, которая значительно ушла вперед по сравнению с 90-и гг. ХХ столетия. В этом вопросе мы имеем тот случай, когда теория отстала от практики, и она должна быть приведена в соответствие с ней. И даже должна ее опережать.

У российских граждан нет уверенности в том, что их дети могут сделать карьеру, поднимутся на ступеньку выше по социальной лестнице. В стране нет возможностей через социальные лифты и более развитую финансовую систему получить доступ к капиталу. Эта ситуация будет продолжаться довольно долго, а потому вполне возможны социальные взрывы, потрясения. Чтобы предупредить такой сценарий, государство должно создавать благоприятные условия для усиленного преодоления социального неравенства в обществе и массовой бедности людей.

России нужна новая политика, нацеленная на преодоление бедности, социального неравенства, минимизирующая социальное расслоение, сокращающая огромную дистанцию между богатыми и бедными, улучшающая качество жизни. Без сомнения социальное неравенство, обнищание людей, неустроенность жизни - основные факторы, детерминирующие преступные действия и криминальные явления.

Другой аспект криминогенности на Северном Кавказе - это проявления религиозного радикализма, экстремизма и сепаратизма, возникшие после распада СССР в силу слабости государства, обострения этнополи-тических процессов, отсутствия корректной государственной националь-

ной политики. Более того, иностранные акторы, преследующие свои экономические и геополитические цели на Кавказе, заинтересованы в нестабильном юге России. Нестабильный, конфликтный Кавказ им необходим, чтобы ослабить позиции России. В этом случае они будут более успешно реализовывать свои интересы и цели в регионе.

Эти силы сегодня хорошо анализируют социально-политическую ситуацию во всех регионах России, особенно в национально-территориальных образованиях, где активно действуют различные НКО, финансируемые иностранными фондами. Они выявляют конфликтные точки, описывают их причины, характер, рычаги воздействия. А тем временем в стран е отсутствует механизм оперативного и эффективного преодоления различного рода социальных, этнополитических конфликтов.

4. О совершенствовании федеративных отношений в России. Об административно-территориальных изменениях на Юге России.

Долгое время историк Сергей Маркедонов, работавший в одном из военных институтов в Москве, писал статьи по кавказской проблематике. С завидным упорством он писал статьи о чеченизации Чечни, чеченизации Кавказа, чеченизации России. Однажды в своей публикации в местной газете, названной «"Маркедонизация" Чечни» [1], я предсказал, что очередная его статья будет называться чеченизация всей Европы. Мой прогноз не оправдался, и такую статью он не написал.

Теперь господин С. Маркедонов является специалистом Центра стратегических и международных исследований CSIS (где многие годы работал З. Бжезинский). 7 декабря в Школе международных отношений при Университете Джорджа Вашингтона (The Elliott School of International Affairs) проходит дискуссия, посвященная двадцатилетию независимости постсоветских республик. На ней С. Маркедонов заявил, что «до сих пор мы во многом остаемся заложниками тех моделей, которые были созданы в советское время. Последние 20 лет показали несколько важных тенденций. Первая - то, что простая смена вывески "первый секретарь - президент" или смена коммунистической идеологии на националистическую не означает ни демократизации, ни процветания, ни успешного разрешения конфликтов. Мы крайне мало видим примеров успешного демократического развития. Таким образом, говорить о том, что распад СССР полностью закончен, мы не можем. Да, этого государства нет, и оно не будет возрождено, но пока мы будем наследниками советских подходов, к этой теме мы еще будем возвращаться неоднократно» [2].

У С. Маркедонова получается, что как наследники советского государства россияне не способны создать демократическое, процветающее общество. В его схоластических рассуждениях нет ответа на вопрос, как построить благополучные общества как в самой России, так и в других странах СНГ.

С нашей точки зрения, совершенствование федеративных отношений также невозможно достигнуть путем укрупнения российских регионов, объединения различных субъектов, устранения «асимметрии» федеративного устройства, изменения нынешних административно-территориальных границ субъектов России. Прежде всего, подобные трансформации предполагают пересмотра соответствующих конституционных положений, регулирующих федеративные отношения, взаимосвязь между центром и регионами.

Для одних регионов объединение субъектов происходит и будет происходить безболезненно, но для других оно чревато серьезным политическим напряжением и даже националистическими взрывами. Ведь многие народы Северного Кавказа более 80 лет живут в своих национально-государственных образованиях, ставших составной частью единого государства. Между тем нельзя не признать, что в этой системе они имеют значительные экономические, политические и культурные достижения. Сказанное относится к Дагестану, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Татарстану, Башкортостану, Чувашии и других российских субъектов.

Теоретически можно смоделировать объединение Северного Кавказа, раскрыть его положительные стороны, выявить экономические и политические преимущества по сравнению с раздельным существованием субъектов, некоторые из которых живут на дотации федерального центра. Но все это покажется малосущественным, если возникнет конфликтная ситуация между «объединяющимися» народами и их элитами, которые несомненно будут отстаивать свои экономические и политические интересы.

Но в пользу объединения «реформаторы» выдвигают следующие положения:

1. Существуют субъекты, хронически дотационные, укрупнение которых приведет к изменению в лучшую сторону экономической ситуации в них.

2. Объединением можно окончательно снять спорные территориальные претензии, продолжающие оставаться источниками межэтнических конфликтов.

3. Объединение - шаг, приближающий к унитарному государству, формированию единой российской нации.

Приведет ли объединение, например, Северного Кавказа к ощутимым позитивным экономическим, межнациональным последствиям? Глубоко сомнительно, что благие желания - улучшение экономической жизни людей, превращение всех в единую российскую нацию - приведут к декларируемым целям. Очередной пересмотр границ, объединение разноязычных, разноконфессиональных народов Северного Кавказа без создания условий их свободного развития, преодоления негативных образов, подлинной правовой защиты их этнокультурных интересов не улучшит

межнациональную ситуацию в данном регионе. Этому не способствует и массовое строительство мечетей, крестов и церквей.

На Северном Кавказе можно было бы создать ряд новых современных городов (технополисы) для проживания, работы, бизнеса, карьеры талантливой молодежи, приглашенной со всех концов страны. Словом, нужно менять в лучшую сторону жизнь российских граждан, молодежи, дать им уверенность в завтрашнем дне. Нужна современная теория и практика совершенствования и развития федеративных и межнациональных отношений, экономически, политически и культурно укрепляющих единство народов и страну.

Люди разных национальностей, религий, цвета кожи в России должны жить, трудиться, развиваться совместно. Любой законопослушный гражданин России в любой ее точке должен быть защищен законом. В России навсегда нужно преодолеть психологию агрессивности, ксенофобии, кавка-зофобии, исламофибии. Сегодня жириновские, полторанины и прочие Северный Кавказ, чеченцев пытаются превратить в «существ-страшилищ, многоголовых гидр» из русских сказок. Ныне все чаще и резче раздаются голоса отделить от России Северный Кавказ. Но «кому все это выгодно?» -задали бы вопрос древние римляне. То, что это не выгодно ни русским, ни дагестанцам, ни кабардинцам, ни чеченцам и т. д., - очевидно.

Российские ультраправовые на своих сборищах скандируют и несут транспоранты с лозунгами: «Хватит кормить Кавказ!» Трудно найти хоть один период из российской истории, подтверждающий, что Москва и москвичи кормили, например, народы Северного Кавказа. Здесь скинхеды, нацисты и прочие что-то перепутали. Однако подобные провокационные заявления приобретают массовый характер. И они на государственном уровне не получают должного осуждения и отпора. В связи с этим невольно возникает вопрос: кто все-таки в российском государстве санкционирует кавказофобию?

Давно настало время тщательного изучения современных проблем совершенствования межнациональных и федеративных отношений, выработки новой концепции федеративного, национального устройства России, учитывающей современный экономический базис, социальное расслоение общества, приводящее к социальному недовольству миллионов людей. Но такие интеллектуальные усилия власть не осуществляет, специалисты, ученые чаще всего отмалчиваются.

В ходе недавних выборов в Госдуму затронутые проблемы резко вербализовались в выступлениях представителей различных партий. С демонической силой это делал Владимир Вольфович. И сегодня он позволяет себе позиционировать в качестве «отца русской нации». Он неоднократно заявлял о необходимости образования русской республики в России и в провокационных целях эксплуатировал лозунг «Русские вперед!».

А его высказывания о Северном Кавказе и его народах следует квалифицировать как сознательное разжигание межнациональной розни.

Нет сомнения в том, что у русского народа сегодня накопилось немало проблем, он чувствует себя униженным, обделенным, количественно уменьшающимся. Но разве мало проблем накопилось, например, у татар, дагестанцев, карачаевцев, чеченцев и многих других российских этносов? На государственном уровне их нужно тщательно изучить, нужно найти и адекватные их решения, не позволяя спекулировать в провокационных целях. Реализация в России национальной политики в интерпретации В. Жириновского чревата тяжелыми последствиями для всех ее народов.

Впереди выборы Президента России, поэтому обсуждаемые проблемы вновь прозвучат, межнациональные отношения получат новый уровень обострения. Поэтому, как нам представляется, было бы разумно обсудить в СМИ страны вопрос: какой должна быть государственная национальная политика России в последующее десятилетие? И на основе такого обсуждения можно было бы обозначить некоторые контуры, которые могли бы составить каркас новой концепции национальной политики России.

Примечания

1. Владимир Путин в Гудермесе раскритиковал националистов с их лозунгом «Хватит кормить Кавказ». URL: http://altapress.ru/story/77744.

2. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. URL: http://russia.edu.ru/information/legal/law/up/909/2051/.

3. Столица плюс. 2007. 30 июня.

4. Васильев А. Эксперты: «СССР ещё не распался». Чему научили 20 лет постсоветской независимости? URL: http://www.voanews.com/ rus-sian/news/Expert-Collapse-USSR-2011-12-7-135215458.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.