Научная статья на тему 'Гражданская нация и этнонации в современной России'

Гражданская нация и этнонации в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2252
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нация / гражданская нация / российская нация / русская нация / этнонация / национальная идентичность / федеральное устройство / республики-государства / этнобщность / национальные общественные объединения. / nation / civil nation / Russian nation / ethnic nation / national identity / federated structure / Republic-states / ethnic community / national associations
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданская нация и этнонации в современной России»

Колесников В.А.1

ГРАЖДАНСКАЯ НАЦИЯ И ЭТНОНАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Ключевые слова: нация; гражданская нация; российская нация, русская нация, этнонация; национальная идентичность, федеральное устройство; республики-государства; этнобщность; национальные общественные объединения.

Keywords: nation; civil nation; Russian nation, ethnic nation; national identity, federated structure; Republic-states; ethnic community, national associations.

Исследование российской нации и национальной идентичности - актуальные проблемы научно-познавательного спектра исследования развития Российской Федерации (РФ). В комплексном исследовании существенны аспекты: философско-методологический, исторический, компаративный.

Философско-методологический аккумулирует принципы и методы научного анализа, позволяет систематизировать основные категории и понятия: «нация», «национальное государство», «народ», «этнос», «национальность», «единство во многообразии», «согражданство», «гражданское общество», «национальное самосознание», «национальная идентичность», «национализм», «национальный вопрос» Рассмотрение философских аспектов решения национального вопроса в России предложено Д. Замышляевым2.

Исторический аспект, позволяет соотнести появление понятия «нация» с конкретно-историческими условиями, акцентирует проблему ее генезиса. Существенно выявление причин зарождения наций и формирования национальных государств в Европе, осмысление проблемы российского национализма в трудах М. Сперанского, М. Каткова, С. Витте, П. Струве и др. подвижников строительства российского национального государства. Историческая аналитика важна при исследовании особенностей национального строительства в условиях советского «унитарного федерализма», причин межнациональных конфликтов в условиях перестройки и современного этапа преобразований постсоветской России.

Компаративный аспект нацелен на опыт национального строительства государств с федеративной формой устройства с выявлением и того, что может быть востребованным в России. Сравнительный анализ позволяет также критично соотнести особенности национального развития в условиях строительства государственного социализма и в странах, например, использовавших варианты демократического социализма, таких как Швеция, Австрия.

Комплексный подход ориентирует на исследование субъектного потенциала национального единства, роли органов власти субъектов и местного самоуправления. В спектре процессов национального строительства в России представляет повышенный интерес конкретика межэтнических конфликтов, систематизация особенностей локальных и блоковых конфликтов. Замалчивание и редуцирование этнических конфликтов до уровня хулиганских действий «на бытовой почве» недопустимо в силу особой опасности этих явлений. Массовые конфликты, вызвавшие общественный резонанс и освещение в СМИ, такие как в 2011 г. в поселке Сагра Свердловской области, в 2013 г. в г. Пугачеве Саратовской области, и. в Бирюлево Западном в Южном административном округе Москвы подтверждают сказанное.

На интерпретацию российской нации влияет наследие концепции советского народа. Советский народ определялся как историческая общность, интегрирующая нации и народы. Советское государство, решая национальный вопрос на принципах марксистско-ленинской методологии, предоставило большинству народов собственные государственно-территориальные формы развития: союзные республики - УССР, ГССР, БССР и др., автономные республики -ЧИАССР и др. в составе РСФСР и т.д. Этнонационализм и сепаратизм в радикальных формах блокировали скрепы государственной идеологии и культивация гражданской идентичности советского типа. Определяющими являлись факторы командно-административной системы и государственного способа производства с плановой экономикой. Закрепление республиканской государственности и собственной территории, права на развитие родного языка и культуры, например, у украинского народа (с доминантой украинского этноса), выбивало почву у идеологов «самостийного украинского государства». Радикализм «украинства» с антироссийской и антирусской направленностью Н.И. Гула-ка, Д.И. Донцова, М.С. Грушевского и др. националистов оставался вне социальной и организационной базы в Советской Украине.

С ослаблением СССР перестройкой открывалась дверь строительства новой государственности в бывших союзных республиках. Повивальные отцы СНГ, санкционировавшие распад единого государства, несут долю ответст-

1 Колесников Вячеслав Александрович - д.полит.н., к.филос.н., профессор кафедры государственного управления и политологии Волгоградского филиала РАНХиГС. Профессиональные интересы: политическая культура, политическая и гражданская идентичность, гражданская нация, гражданское общество, местное самоуправление и муниципальные интересы в РФ. E-mail: [email protected]

2 Замышляев Д.В. Философские аспекты решения национального вопроса // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. - № 6. - С. 6-8.

венности за череду трагедий народов на постсоветском пространстве. В 1991 г. в индустриальном Краматорске, в еще процветавшей Донецкой области в статье «Демократия или национал-радикализм?» автор предупреждал о «националистической мимикрии государственных структур» и национал-радикализме - главных угрозах демократической Украине1. В 2014-2015 гг. этнорадикализм с культивацией ненависти к русскоговорящему населению регионов, отстаивающих право на территориальное самоопределение на Юго-востоке страны, явил жесточайшие формы военного насилия.

Этнофактор с исчезновением скреп советской государственности пробуждает потенциал «новоосвободительных» движений и разрушительные этноконфликты в Приднестровье, Карабахе, Абхазии, Аджарии, Южной Осетии и др. В РФ этносепаратизм особо проявился на Северном Кавказе и в двух «чеченских» войнах с неопределенностью исполнения Хасавюртовского договора (РФ и Ичкерии в1997 г. «по нормам международного права»?); в попытках экспорта радикального исламизма и сецессии в Дагестане (бои в 1999-2000 гг. в Цумадинском, Ботлихском и Новолакском районах республики за целостность РФ).

Одна из причин этнорадикализма и сепаратизма в 90-х гг. в РФ - слабость центральной власти. Этим обусловлено позиционирование и в пользу «умеренного» внутреннего этнонационализма в отношениях с этноэлитами республик: «возьмите суверенитета, сколько сможете унести» (Б. Ельцин); договорные отношения РФ с субъектами РФ на основе Федеративного Договора от 31 марта 1992 г.; закрепление ст. 5 Конституции РФ в 1993 г. определения «республики-государства» и др. Уровень общественного сознания, в рамках которого отождествляются понятия «нация» и «этнос», «нация» и «национальность», «национальное» и «этническое», «многонациональное» и «национальное» и не различаются термины «этнонационализм» и «гражданский национализм», также сказывался на восприятие национального развития. Сегодня используется многообразие трактовок нации: «российская нация», «нация россиян», «гражданская нация», «многоликая нация», «многонациональная нация», «русская нация». Так, О.М. Цветков как сторонник концепта гражданской нации определяет российскую нацию как «нацию наций» с составляющими ее этнона-циями: «жизнеспособность гражданской нации зависит от благополучия составляющих ее этнонаций»2.

Понятия «нация наций» и «этнонация» ввел в оборот В.А. Тишков. Суть «нации наций» - в том, что в современных государствах этнообщности «могут по-разному называться: народы, этнические группы, национальности, нации, меньшинства, этносы».3 Российская нация: во-первых, это гражданское сообщество, являющее основу в согра-жданстве; во-вторых, она включает этнонации и этнорегиональные сообщества как субъекты национальной жизни. Констатируется: «крупные государства мира фактически существуют как нации наций: этнонации (англичане, шотландцы, ирландцы, уэльсцы в Великобритании; фламандцы и валлоны в Бельгии и т.п.) и этнорегиональные сообщества (например, каталонцы или квебекцы); составляют гражданские нации (в данном примере - британскую, бельгийскую, канадскую), не утрачивая своей отличительности и в ряде случаев особого статуса»4. Пояснение следующее: например, шотландец Г. Браун, является одним из лидеров Британской нации, а Н. Саркози (венгерский еврей по этнической принадлежности) лидером Французской нации. В этнонации акцентирована принадлежность к конкретной этнообщности, например, шотландец и, одновременно, к единой гражданской нации - Британской нации.

Этнонация в РФ характеризует территориальную общность титульной идентификацией с крупным этносом, а также и гражданскую целостность республики с многообразием этнического состава населения. Татарстан, Башкортостан, Республика Калмыкия, Чеченская республика, республика Тыва и др. функционируют на конкретной территории с административными границами в российском государстве и как территориальные составляющие гражданской нации.

В Конституции Татарстана в преамбуле записано, что основной закон «выражает волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа»5. Многонациональный народ функционирует на гражданской основе (татарстанская нация - этнонация и составляющая российской гражданской нации), а татарский народ представляет титульный этнос. В п. 1, ст. 3 читаем: «носителем суверенитета и единственным источником власти в республике Татарстан является ее многонациональный народ»6. В республике два равноправных государственных языка согласно ст. 8 - татарский и русский, обеспечивающие межнациональное общение.

Гражданская основа национального единства - в том, что гражданин РФ, постоянно проживающий на территории республики, является и гражданином Республики Татарстан; а гражданин Республики Татарстан одновременно является гражданином РФ - ст. 21. Государство (в данном случае «республика-государство», по определению ст. 5 Конституции РФ) гарантирует всем гражданам вне зависимости от национальности равноправные права - см. ст. 28. Подчеркнем, что вне территории проживания этносоциального ядра этноса (например, татарского народа) в других субъектах РФ могут образовываться этнокультурные диаспоры народа. Например, «Региональная национально-культурная автономия татар Волгограда и Волгоградской области» и др. НОО, зарегистрированные управлением министерства юстиции РФ по Волгоградской области.

1 Колесников В.А. Демократия или национал-радикализм? // Краматорская правда. 1991. - № 119. - С. 2.

2 Цветков О.М. Российская гражданская нация: проблемы укрепления и интеграции // Вестник Адыгейского государственного университета. - Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, психология, культурология. 2009. -Вып. 3. - С. 205.

3 Тишков В.А. Россия - это нация наций // Единство в многообразии. Публикации из журнала «Этнопанорама» 1999-2011 гг. -Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2011. - С. 176.

4 Там же, с. 176-177.

5 Конституция Республики Татарстан / Официальный сайт Государственного совета Республики Татарстан: 2008-2015 гг. -М1р/^0880У.1а1аге1ап.ги>к0ш111иаа1

6 Там же, с. 1.

Этнонации в республиках (и этнорегиональные сообщества в автономных округах и Еврейской автономной области) в субъектах РФ охватывают гражданское полиэтничное население, аналогично социалистическим нациям в советских республиках. При этом, в массиве населения республик РФ титульный этнос, как правило, самый представительный, но в региональных автономиях со статусом субъектов РФ может составлять этническое меньшинство. Согласно всероссийской переписи 2002 г. в республике Саха (Якутия) якуты составляли 45,54% (433 290 чел.), а русские 41,15% (390 671 чел.).1 В Ханты-Мансийском АО ханты составляли 1,20% (17 128 чел.), манси 0,69% (9894 чел.), татары 7,51% (107 637 чел.), украинцы 8,60% (123 238 чел.), русские 66,06% (946 590 чел.).2 В Еврейской автономной области евреи составляли 1,22%, украинцы 4,44, русские 89,93%, населения3.

В Татарстане по переписи 2010 г. проживало татар (титульный этнос) 53,2%, 2 012 571 чел., (всего татар в РФ 5 310 649 чел.), русских 39,7%, 1 501 369 чел.4 В Республике Тыва тувинцы в 2010 г. составляли 82%, русские 16,3, хакасы 0,3%.5 В Чувашии в 2010 г. чуваши составляли 814 750 чел. - 2/3 населения, русские 323 274 чел. - 1/3 населения.6 В Пермском крае, образованном на основе референдума об объединении Пермской области с Коми-Пермяцким АО, в 2010 г. проживали: русские 83,18%, татары 4,38, коми-пермяки 3,08%, и др. этнические группы7.

Таблица 1

Советская и российская модели национального единения

11 Советский народ - новая историческая общность: советское гражданство, многонациональный советский народ, светская идентичность -советский патриотизм Российская гражданская нация (российский народ) - единство в многообразии: российское гражданство, гражданская идентичность, российский национализм - гражданский патриотизм Национальное многообразие российской нации Гражданское национальное единство

22 Советские социалистические нации в союзных республиках СССР - УССР, БССР с титульной национальностью, республиканская и национальная принадлежность. Этнонации (составляющие «нации наций») в республиках (государствах) РФ: Татарстан, Башкортостан, Якутия (Саха) и др. с титульным этносом и полиэтничным населением -российскими гражданами.

33 Советские республиканские автономии в многонациональной РСФСР: (Башкирская ССР, Бурятская ССР, Татарская ССР, Крымская ССР до 25.05.46 г., ЧИАССР и др.); в союзных республиках (Абхазская ССР и др.). Автономные области в республиках: Адыгейская, Еврейская, Юго-Осетинская, Нагорно-Карабахская и др. Этнорегиональные сообщества в автономиях со статусом субъектов РФ. Автономные округа, автономная область с титульным меньшинством и полиэтничным населением на основе российской гражданской нации

44 Административно- территориальные субъекты с многообразием национального состава -края, области и столицы в советских республиках Административно- территориальные субъекты РФ - края, области, города федерального значениях с многообразием национального состава и русским этническим большинством

55 Культурно-национальные объединения «многонационального народа» в республиках СССР, краях и областях, городах и автономиях. Культурно-национальные автономии в РФ с муниципальной территорией как Эвенкийский муниципальный район Красноярского края с образованный в субъекте РФ 01.01.2007г. Коми-пермяцкий народ в Пермском крае, после снятия с АО статуса субъекта, и др.

6 Культурные представительства национальностей в республиках СССР, краях и областях, городах. Национальные общественные объединения в субъектах РФ как культурные объединения и представительства граждан

В предложенном обзоре выявляется интегрирующий фактор русского населения в этнонациях. При осмыслении «этнонации» представляет интерес вопрос об этнонации русских в «нации наций», не имеющих в отличие от других крупных этнообщностей титульной республики в составе России. А сколько всего этнообщностей в РФ? Около 100, констатирует В. Тишков, а с учетом отличительных подгрупп внутри страны более 1588. А сколько в российской нации «нации-наций» составляющих ее этнонаций? Количественная определенность не предложена (?). Определение российской нации «нацией - наций» представляется не совсем точным. Зачем множить нации в единой нации? Кор-

1 Национальный состав населения Республики Саха (Якутия) по переписи 2002 г. - http // worldgeo.ru>russua/lists/?id= 33&code=14

2 Национальный состав населения Ханты-Мансийского автономного округа по переписи 2002 г. - http // worldgeo.ru > russua/lists/?id=33&code=86

3 Национальный состав населения Еврейской автономной области по переписи 2002 г. - http // worldgeo.ru>russua/lists/? id=33&code=79

4 Всероссийская перепись населения 2010 г. в Республике Татарстан. Окончательные итоги национального состава населения Республики Татарстан. - http // www.tatstat.ru / VPN2010 (20)

5 Население Тывы. Материал Википедии - Свободной энциклопедии. - http // ru/wikipedia.org > Население Тывы.

6 Общегражданская и этническая идентичность населения Чувашии, 2010 г. - http // сувары.рф > ru/book/export/html/1382.

7 Этнический состав Пермского края по данным Всероссийской переписи 2010 г. / Сайт Администрации Губернатора Пермского края. - http // admin/permkrai.ru > national/people

8 Тишков В.А. Россия - это нация наций // Единство в многообразии. Публикации из журнала «Этнопанорама» 1999-2011 гг. -Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2011. - С. 176.

ректнее характеризовать РФ как единую гражданскую нацию с особенными формами - региональными этнос обществами в современной России.

Понятие «этнонации» введено в силу преемственности («объяснительный конструктивизм») советского опыта национального строительства и отражения прагматики асимметричного федерального устройства с республиками-государствами в составе РФ (ст. 5 Конституции РФ). В приведенной таблице соотносятся отличия и совпадение советской и современной российской моделей национального обустройства.

В СССР понятия «нации» и «национального развития» спущены на 2-6 уровни развития. В РФ уровни 1-6 скреплены единой гражданской нацией как «единством в многообразии». В СССР многие народы получили свою государственность - «национальные республики» с социалистическими нациями и республиканской формой правления. Русский народ «своей» республики не имел, в этом один из мотивов субъективации ультранационализма и русского этнонационализма. Этот вопрос осторожно затрагивали Н. Моисеев, К. Мяло, Н. Нарочницкая др. «мягкие» сторонники русской идеи1. Проблему «этнических русских» поднимают и российские политики: «Мы за бедных, мы за русских!» (В.В. Жириновский). Этнические русские - «русский народ» характеризуются при этом как идентичные понятия. Русский вопрос (именно такой акцент, а не на национальный вопрос), утверждает Д.О. Рогозин, - «это главный нерв современной российской политики: русские находятся в России в положении социально и этнически дискриминированного большинства»2.

В российском полиэтническом обществе, однако неприемлемы абсолютизация роли любого этноса и идея религиозно-конфессионального строительства, например, нового русского государства или исламского халифата на Северном Кавказе. Напомним, что главной целью международного исламского терроризма является построение «Исламского Халифата». Для этого рассматриваются как геополитический плацдарм страны Центральной Азии, Северной и Центральной Африки, территория Северо-Кавказского региона. На основе идеологии радикального ислама формируются государственные образования «Талибан» (в Афганистане), «ИГИЛ» (ИГ) - на территории Ирака и Ливана с экспансией международного терроризма в Сирию и др. страны.

Целесообразно отличать понятия «этнические русские» и «русская нация» - синонимичный определитель ци-вилизационного единства «российской нации и российской государственности» посредством скрепляющей основы -культуры русского народа в многообразии культур народов РФ. Российская гражданская нация характеризуется как «русская нация» только на основе доминанты гражданского единства (аналогично в развитых странах: немецкая нация, французская нация, итальянская нация и др.). В Послании Президента РФ В.В. Путина в 2014 г. при оценке вхождения Крыма в состав государственного устройства РФ (с образованием новых субъектов федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополь) отмечено: здесь духовный исток «формирования многоликой русской нации и централизованного российского государства». При этом христианство было объединяющей силой, «которая позволила включить в формирование единой русской нации и образование общей государственности самые разнообразные по крови племена и племенные союзы всего обширного восточнославянского мира»3. В программной статье кандидата на должность Президента РФ В.В. Путина «Россия: национальный вопрос» (2012) при оценке значения 4 ноября «Дня народного Единства» дата характеризуется как праздник многонационального народа и день рождения «нашей гражданской нации»: «Любой человек, живущий в нашей стране не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он прежде всего должен быть гражданином России»4.

В российской нации русский этнос самый крупный, который определяется исторической основой полиэтнического единства, однако не менее важную составляющую являли и другие ветви восточнославянского мира, присоединявшиеся народы. Термин «государствообразующий этнос», в обосновании формирования российской государственности представляется спорным. История образования централизованного государства под влиянием внешних и внутренних факторов развития (например, княжеское начало в киевской Руси и не только в отношении христианизации населения, созидающее подвижничество московских князей, российских правящих элит и др.) аккумулирует комплекс причин и субъектов государствообразования как процесса формирования государства на исторической территории.

Русский этнос в конкретике отношений с другими народами - этнический феномен, а «российская нация» (и «русская нация» - как синонимичное понятие с гражданской доминантой адекватное понятиям - «немецкая нация», «американская нация» и пр.) в рамках концепта гражданской нации - надэтнический феномен. В полиэтничном государстве нация интегрирует этнические общности как составляющие ее многообразия. В этносе с устойчивыми традициями, гомогенной культурой и территорией компактного этносоциального ядра первичной клеточкой является этнический индивид, тогда как объединительное основание нации - граждане и согражданство.

Нация объединяет граждан и с учетом их этноидентификации, а этнос задает отличия в отношениях с «иными», закрепляет культурный традиционализм и защиту «своих» в этнополифонии современных государств. Конкретная идентификация гражданина со своим этносом, например, в США австрийца по рождению А. Шварценеггера, поляка с еврейскими корнями З. Бжезинского, чешки М. Олбрайт; во Франции этнического француза Ж. Ширака, армянина Ш. Азнавура; на Украине этнического украинца Л. Кравчука, еврея И. Коломойского; в России тувинца С. Шойгу,

1 Мяло К.Г. Восстановление России и Евразийский соблазн / К.Г. Мяло, Н.А. Нарочницкая // Наш Современник. - М., 1994. -№ 11-12. - С. 212.

2 Рогозин Д.О. Русские хотят не привилегий, а равноправия и справедливости // Аргументы недели. - М., 2011. - № 36. -

С. 13.

3 Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г. - http: // www.consul tant. ru /document/cons_doc_LAW_171774

4 Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. - М., 2012. - № 7.

татарина М. Шаймиева, калмыка К. Илюмжинова, этнического русского Н. Михалкова и др. определяется традициями, культурой и личным выбором гражданина.

Принадлежность к нации, характеризующей единство граждан (в отличие от «национальной принадлежности» как идентификации на самобытность этноса) закрепляется законом о гражданстве и обретением права гражданства страны. Недопустимы абсолютизация роли этнического фактора или «титульного этноса» по отношению к иноэтнич-ным «нацменам». Радикальный национализм, культивируемый у этнических украинцев по отношению к русским или отношение ультранационалистов в России к иноязычным, демагогические призывы («Оградить Россию от Кавказа» и т.п.) сеют только вражду. Шовинизм и агрессивный национализм этносов, зачастую с религиозно-сектантской окраской как салафизм - радикальный ваххабизм на Северном Кавказе - это и преступления против гражданской свободы.

В современной России, по убеждению В.В. Путина, на основе русской цивилизационной доминанты (духовной, толерантной, объединительной) скрепляется тип государства-цивилизации: «где нет «нацменов», а принцип распознания «свой - чужой» определяется общей культурой и общими ценностями». «Носителем этой доминанты выступают не только этнические русские, но «все носители такой идентичности, независимо от национальности». Политический лидер предупреждает, «любые попытки проповедовать идеи построения русского «национального» - моноэтнического государства противоречат всей нашей тысячелетней истории»1.

Приведем казус из практики региональных законодателей. Волгоградская областная Дума обратилась к Президенту РФ, руководителям государственной власти в связи с обменом паспортов с предложением закрепить в них и «указание сведений о национальной принадлежности»2. Депутаты ссылались на п. 1, ст. 26 Конституции РФ, не затруднившись осмыслением второго предложения: «каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности»3. Положительного ответа волгоградские законодатели не дождались. Заметим, что и Татарстаном предпринималась попытка пойти «другим путем» - ввести федеральным законом второе гражданство в республике. 20 февраля 2002 г. Государственная Дума РФ отказалась вводить в Российское законодательство понятие «гражданство республик в составе России». В ходе обсуждения вопроса отклонена и поправка от Госсовета Республики Татарстан, которая предполагала, что граждане РФ, постоянно проживающие на территории одной из республик России, могут одновременно иметь статус и гражданина этой республики. Паспорт гражданина РФ - единственный документ, удостоверяющий принадлежность к национальному государству - единой гражданской нации. Государства в развитых демократиях функционируют с компонентом этнического многообразия, и в паспорте указывается только гражданство - «гражданин Российской Федерации» и не указывается «национальная принадлежность» как этноидентификация - тувинец, русский, еврей и т.д.

Сегодня процесс этнокультурного единения особо заметен на региональном уровне развития России. Это проявляется, например, в возрастающей роли НОО - национальных общественных объединений - институтов гражданского общества и межнационального согласия. Так, в Волгоградской области действует система НОО, консолидирующая 130 национальностей (этнообщностей), проживающих в регионе. Конкретен процесс единения посредством «Дома Дружбы» - новой структуры, созданной под эгидой Комитета по делам национальностей и казачества Волгоградской области. Здесь актуализируются практические проблемы, утверждается толерантность, ведется познавательный поиск с участием лидеров этнодиаспор, практиков и управленцев, молодежи, ученых. В этих целях с участием ученых ВФ-РАНХиГС 11 апреля 2014 г. проведен круглый стол «Национальные общественные объединения и развитие гражданского общества в России: опыт взаимодействия». Обсуждались: стратегия государственной национальной политики в РФ и роль НОО в становлении гражданского общества в России, гражданский патриотизм и гражданская идентичность, вопросы эффективного управления и поддержки органами государственной и местной власти этих

4

процессов в регионе .

Напомним, что федеральным законом «Об общественных объединениях» ФЗ -№ 82 от 19.05.1995 г. нормой ст. 22 не допускается создание НОО, если «наименование оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан». Федеральным законом «О политических партиях» ФЗ - № 95 от 11.07.2001 г. закреплен запрет создания политических партий на национальной основе. Исходя из этого представление о том, что в современных условиях национально-культурная, автономия может выступать не только как этнокультурная общественная структура, но и как политико-правовой институт является некорректным5. Если в отношении этнообразований закрепить предикат «политико-правовой», это открывает дверь и в сферу активного участия в политической деятельности, в фокусе которой вопрос о власти «подчиняет» и сдвигает на второй план национально-культурную составляющую развития и единения посредством НОО.

1 Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. - М., 2012. - № 7.

2 К Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.М. Миронову, Предателю Государственной Думы РФ Г.Н. Селезневу в связи с продолжающейся выдачей и заменой паспортов гражданам Российской Федерации без указания в них сведений о национальной принадлежности. Обращение Волгоградской областной Думы -

принято 26 января 2002 г. // Волгоградская правда. 2002. - 12 февраля.

3

Конституция Российской Федерации. - М.: Теис, 1996. - С. 10.

4 Взаимодействие в национальной политике // Дом Дружбы. - Волгоград: ОАО «Альянс». Югполиграфиздат», ООО «Т-Пресс», 2014. - № 23. - С. 21.

5 Аствацатурова М.А. Диаспоры в Российской Федерации. Формирование и управление (Северо-Кавказский регион). - Ростов-на-Дону; Пятигорск: Издательство СКАГС, 2002. - С. 176.

НОО посредством культурной коммуникации интегрируют потенциал гражданского единства, а идентификация их как политических акторов и вовлечение в сферу политического участия влечет опасные следствия. Недопустимо втягивание этнообъединений в сферу властных отношений и политической борьбы, распределения ресурсов. Особо чревато формирование военизированных организаций самообороны и молодежных лагерей на этнооснове: такие структуры, прикрываясь национальным интересом, в итоге эволюционируют в структуры штурмовиков, подобно «Правому сектору» Д. Яроша в Украине.

Еще на один аспект развития российской нации, культивации гражданского единства обратим внимание. В большинстве развитых стран с гражданской нацией и историческим опытом федерального устройства субъекты федерации равноправны по конституционному статусу. В США штаты - государственные образования с республиканской формой правления, (не идентифицируются как этнонации в зависимости от проживающего населения, например, этнические мексиканцы в штате Техас). В ФРГ 16 федеральных земель - равноправные по статусу субъекты федерации с республиканским правлением (включая три города-государства: Берлин, Гамбург и Бремен). Региональный эт-нофактор, например, этнические датчане, компактно проживающие в земле Шлезвиг-Гольштейн, являют культурную автономию.

Подобное утверждается и в РФ с минимизацией количества региональных этносубъектов (однако, не республиканского типа). Напомним образование решением референдума 7.12.2003 г. Пермского края (формула объединения «два в одном»), в силу чего Коми-Пермяцкий АО трансформирован в территорию культурной автономии. В Красноярском крае референдумом 17.04.2005 г. по формуле «три в одном»1. [2, с. 6-8] Таймырский АО и Эвенкийский АО трансформированы в культурные автономии - муниципальные территории единого краевого субъекта РФ (например, Эвенкийский муниципальный район Красноярского края). Сегодня в России функционирует девять субъектов РФ краевого типа, и процесс укрупнения будет продолжен.

Эффективная модель государственного устройства с минимизацией количества, укрупнением и унификацией статуса субъектов РФ (с однотипным названием: республики, края, возможно губернии) - перспектива развития сильной России. Осмелимся предположить, что Федеральные округа России (введенные Указом Президента РФ № 849 в 2000 г.) могут стать полигоном поэтапного правового и организационного формирования новой федеральной модели с сильным центром и сильными укрупненными субъектами РФ.

В заключение отметим, что в современной России этнонации характеризуются как составные части российской нации с основанием в согражданстве. В названии многих субъектов РФ акцентирован идентификатор с титульной эт-нообщностью. Особое единство с русским большинством являет население Республики Крым, вошедшей с г. Севастополь в состав РФ в 2014 г. Даже по данным Всеукраинской переписи населения, например, в 2001 г. в республике проживали: русские - 1 180 441 чел., 58,32%; украинцы - 492 227 чел., 24,32%; крымские татары - 243 433 чел., 12,03%; и др.2

Этнонации как политическая форма функционируют в республиках-государствах РФ, представляющей единое государство российской нации - национальное государство российских граждан. В субъектах РФ со статусом автономных округов и автономной области функционируют этнорегиональные сообщества с титульным меньшинством. В краях и областях, городах федерального значения российская нация аккумулирует многообразие культур с большинством русского населения. Название субъекта РФ Алтайский край отражает своеобразие географической территории Горного и равнинного Алтая, не являет коррелят этностатусного начала, в отличие от республики Алтай, этнический состав которой с доминантой русского этнического большинства в 2010 г. был таким: русские - 63%, алтайцы -31%, казахи - 5,6% и др.3

Можно утверждать, что российская гражданская нация не сводима к гомогенности в этнокультурном отношении - это развивающееся многоязычное, многокультурное образование, интегрирующее национальную идентичность и многообразие форм этнического бытия граждан, скрепляемых территориальной целостностью единого федеративного государства.

1 Безруков А.В. Образование нового субъекта РФ: пермский опыт и перспективы Красноярского края // Конституционное и муниципальное право. 2005. - № 5. - С. 6-8.

2 Население Крыма. Википедия - свободная энциклопедия / [Электронный ресурс]. URL: http // ru.wikipedia.org > Население

Крыма.

3 Население Республики Алтай. Википедия - Свободная энциклопедия / [Электронный ресурс]. URL: http // ru.wikipedia.org > Население республики Алтай.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.