УДК 340.12: 342.72/.73 Ю. С. Разметаева,
канд. юрид. наук Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА ИНСТИТУЦИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Статья посвящена реализации и защите прав человека с помощью институций гражданского общества. Определяются формы проявления прав человека в отношении последних. Обосновывается, что соответствующие институции составляют основу осуществления прав человека, в том числе за счет правовой активности индивидов.
Ключевые слова: права человека, гражданское общество, институции гражданского общества, реализация и защита прав человека, правовая активность.
Права человека представляют собой ценностную основу деятельности отдельных индивидов или их объединений. На основании наличия прав могут создаваться и функционировать институции гражданского общества, которые выступают одновременно сферой реализации прав человека и совпадающих интересов лиц.
Проблемы обеспечения и реализации прав человека в гражданском обществе, а также в переходных обществах рассматривались в работах таких отечественных и зарубежных теоретиков права, как В. Ю. Барков, Р. Дворкин, И. И. Кальной, Д. А. Керимов, А. Ф. Крижановский, П. Н. Любченко, А. В. Петришин, Т. В. Розова, Ю. Н. Тодыка [См.: 3, 5, 6, 9, 10, 13, 16, 17]. Однако отдельные вопросы остались за рамками их исследований.
Цель публикации - анализ прав человека, их реализации и защиты как основы системы институций гражданского общества.
Права человека являются основанием формирования и функционирования некоторых институций гражданского общества. Например, право на свободу объединений позволяет человеку реализовывать свои интересы, совпадающие с интересами других, посредством такой институции, как общественные организации. Оно фактически утверждает возможность ее существования. Как отмечают А. Ф. Крижановский и О. А. Крезе, если деятельность институтов гражданского общества может происходить вне непосредственного правового регулирования, то процесс их образования осуществляется только в правовой среде [9, с. 25]. Стремление индивидов к созданию общественных институций основано на том, что с помощью последних реализуются их совместные интересы. Причем само образование общественной организации является реализацией интереса к объединению с другими лицами; в процессе же ее функционирования, удовлетворяются иные интересы участников.
Подчеркнем, что права человека предусматривают возможность осуществления интересов их владельца как лично, так и с помощью общественных и государственных институтов. Кроме того, институции гражданского общества представляют собой сферу общения, обмена мнениями и в этом смысле порождают соответствующую коммуникативную реальность, в которой постоянно поддерживается интерес к определенной общественной, политической и правовой активности. Вот почему считаем верным высказывание П. Н. Любченко о необходимости такой среды, где формировалась бы общественная мысль: ведь если люди не могут обсудить общественные дела, они становятся отчужденными от последних, закрываются в собственных домах. Их уже не касается, что происходит за пределами частного пространства, и гражданское общество приходит в упадок [10, с. 11]. Соответственно, для нормального функционирования институций последнего недостаточно общности индивидуальных интересов,
подкрепленных правом создавать эти институции, а нужна еще и устойчивость таких интересов, подтвержденная активными действиями по их реализации.
Институты гражданского общества призваны помочь человеку в удовлетворении частных интересов. Они и создаются потому, что совпадают интересы определенной части общества. Ведь неудовлетворенность социальных интересов и потребностей так или иначе отвлекает человека от высших целей как на индивидуальном, так и на общественном уровнях [16, с. 176]. Однако существуют такие интересы, от которых индивид не в состоянии отказаться: это жизнь и свобода. Именно они обеспечивают его права, обращаясь к их носителю как к высшей ценности, провозглашая его свободной личностью, защищенной от личных и имущественных посягательств. Нельзя не согласиться с тем, что гражданское общество, его институции обусловлены непосредственными жизненными потребностями и интересами людей. Зато в субстанциональном юридическом измерении гражданское общество выступает прежде всего сферой реализации основных прав человека [13, с. 10]. Следовательно, с точки зрения конкретного субъекта, включенного в соответствующую систему институций, гражданское общество - это главным образом сфера содействия реализации прав индивида.
Человек, как индивидуальный субъект, не в состоянии противостоять государству в лице организованных государственно-властных институтов. Для этого индивидуальные интересы также должны быть сплоченными, институционально оформленными и гарантированными. Эффективное функционирование институций гражданского общества позволяет поставить личность в центр общественной и политической жизни, рассматривать ее достоинство, права и свободы как высшую социальную ценность [14, с. 6]. Совпадающие интересы лиц, обладающих соответствующими правами, легче реализовывать через институции гражданского общества, как и защищать нарушенные права. Это выражается хотя бы в том, что группе лиц с большей вероятностью удастся инициировать рассмотрение проблемного вопроса на местном или государственном уровне. К примеру, чтобы выполнить требования ч. 2 ст. 72 Конституции Украины относительно всеукраинского референдума, нужны усилия многих членов общества, сплоченных в определенные институциональные объединения.
Права человека защищают его основные интересы. Обратим внимание на то, что эта защита осуществляется в основном с помощью активных действий, независимо от того, выступают они результатом индивидуальных или совместных усилий, т. е. усилий лица или институции гражданского общества. Правовая же активность не возникает из ничего, она должна иметь опору в сознании и опыте индивида. Так, при рождении ребенок не знает о существовании права, однако не оказывается вне его действия и наделяется правовым статусом. В процессе постепенного освоения зачатков права, который проходит каждый, внимание часто акцентируется не на правах, а на обязанностях, на том, чего человек не может и не должен делать. Вместе с тем воспитание не только с помощью системы запретов, а с учетом иных проявлений права (в том числе ценностного) будет способствовать формированию тех качеств личности, которые необходимы ей в гражданском обществе. Прежде всего это касается правовой активности, которая, собственно, является условием участия индивида в правовой жизни и осуществления им своих прав должным образом. Ведь именно свободный и ответственный человек - главная движущая сила сложных общественных отношений - политических, экономических, социальных, правовых, этнических, конфессиональных, культурных и др. Участие личности во всех областях общественной жизнедеятельности обеспечивается системой прав и свобод, в которой выражено стремление человека на достойную жизнь и благополучие [17, с. 39]. Поэтому индивиды, реализующие свои права через институции гражданского общества, нацелены именно на инициативное, действенное осуществление прав.
Как отмечает А. В. Петришин, институции гражданского общества формируются добровольно и функционируют на основе самоуправления [13, с. 10]. Деятельность этих
учреждений, управление ими, взаимодействие с индивидами, иными сообществами и государственными органами основываются на действиях лиц, обладающих соответствующим общественным и правовым сознанием, определенным уровнем политической и правовой культуры.
Права человека выступают фундаментальными принципами, отражающими пределы вмешательства государства в пространство гражданского общества. При этом неопределенность распределения сфер влияния последнего и государства усложняет реализацию прав индивидов, поскольку порождает спорные ситуации, которые могут быть истолкованы в пользу государства, что, безусловно, сужает пространство свободы правообладателей. Вопрос вмешательства государства в пространство гражданского общества приобретает особую актуальность в условиях его формирования. В этом контексте повышается значимость соответствующих общественных институций, поскольку от того, как они функционируют, зависит степень участия государства в общественных отношениях. При низком уровне социализации индивидов, отсутствии дееспособных общественных объединений упорядоченность общества достигается путем чрезмерного вмешательства в общественные отношения со стороны институтов государственной власти. Когда же многие вопросы организации совместной жизнедеятельности людей решаются на автономных правовых началах в рамках специально созданных для этого институций, это снижает потребность непосредственного использования государственно-принудительных мер и при обычных обстоятельствах рассматривается скорее как исключение, нежели как правило [13, с. 3]. Итак, в сформированном гражданском обществе для оправдания вмешательства государства в общественные отношения, которые в законодательном порядке не отнесены к сфере исключительного государственного регулирования, нужны какие-то особые основания.
Важное условие формирования гражданского общества - проведение разграничения сфер частных и публичных интересов, на основании чего определяются границы вмешательства государства в соответствующие общественные отношения. Но не всегда можно четко определить, где заканчиваются интересы публичные и начинаются частные и наоборот. К тому же, это деление усложняется постоянным переходом таких интересов из одного статуса в другой или потенциальной возможностью такого перехода. Иначе говоря, выяснить раз и навсегда, какие интересы являются частными, а какие публичными, невозможно. Специфика гражданского общества состоит в способности делать частные интересы публичными, например, когда рядовой гражданин с помощью имеющихся в обществе институций и средств привлекает внимание к своему нарушенному или нереализованному интересу. В этом случае защита частного интереса через механизмы гражданского общества может привести и к совместному обсуждению возникшей проблемы, и к привлечению внимания общественности. Средства, имеющиеся в распоряжении гражданского общества, могут содействовать привлечению внимания государства к проблеме и соответствующему ее разрешению (к примеру, законодательному урегулированию подобных ситуаций). Наиболее приемлемым, с нашей точки зрения, является такое соотношение гражданского общества и государства, при котором они находятся в постоянном взаимодействии, определении статуса интересов и их распределении. Стоит учитывать и возможность существования общих интересов, например, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Акцентируем внимание на том, что права человека отражают степень вмешательства не только государства в дела институций гражданского общества, но и индивидов -собственников прав в дела других. Так, если человек, используя свое право на свободу совести и вероисповедания, посещает церковь по выходным, ни общественные объединения иного религиозного направления, ни сосед-атеист не вправе препятствовать ему в этом. Иными словами, в гражданском обществе соблюдается принцип реализации личностью своих прав и свобод, которая не должно нарушать права и свободы других. Отсюда следует, что в нем человек вынужден соотносить интересы свои и других,
поскольку все частные интересы формально равны [12, с. 15]. Равенство индивидов в правах (а значит, и равные возможности осуществления частных интересов) порождает конфликты определенных прав человека при их реализации. Речь идет о столкновении как нескольких однонаправленных прав, (к примеру, на занятие государственных должностей), так и противоположных по смыслу (права на свободу слова, на защиту чести, достоинства, деловой репутации и т. п.).
В этом смысле именно гражданское общество в целом и его институции, в частности, являются пространством взаимодействия правообладателей, построенном на улаживании конфликтов, возникающих в процессе реализации прав человека, исключительно правовыми средствами. Вместе с тем нельзя согласиться с утверждением, что в гражданском обществе индивиды и их группы стремятся к удовлетворению собственных интересов, но без взаимодействия с другими не могут их достичь [6, с. 5]. Ведь существуют интересы, не предусматривающие взаимодействия с кем-либо, осуществление которых происходит (или может происходить) самостоятельно, без участия в соответствующих общественных отношениях. Например, право на свободное развитие своей личности может быть реализовано как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими индивидами, имеющими интерес к его осуществлению таким же путем. В рамках его реализации каждый может изучать иностранный язык дома, по учебникам и аудиозаписям, а может посещать курсы иностранных языков вместе с группой лиц, которые таким же образом желающих развития своей личности.
Права человека имеют собственную ценность, выражают наиболее общую, безусловную значимость для всех индивидов. В то же время они являются средством установления или признания ценностей, поскольку с их помощью утверждаются ценность человеческой жизни, чести, достоинства, личного пространства человека и т. п. По выражению О. В. Орловой, на основании этих прав и с учетом собственных жизненных приоритетов у человека формируется нормативно-ценностная система, своеобразный внутренний мир, состоящий из внутренних регуляторов его поведения. И если лицо соотносит свое поведение с правовыми требованиями, так как это полезно и необходимо для него, его семьи, общества в целом, у него вырабатывается установка на свободное правовое поведение, равное поведению других. Это, собственно, и является ответственным поведением. Поэтому такое состояние - необходимое условие нормального функционирования гражданского общества [12, с. 18].
С помощью институций гражданского общества часто происходит утверждение прав как ценностей на индивидуальном уровне. Особенно четко это проявляется на уровне таких институций, как семья, общественные объединения и в определенной мере средства массовой информации. Однако такое утверждение прав индивида как ценностей не является одинаковым. Речь идет не только о степени значимости прав для каждого, но и о разнице в толковании последних. Представляется, такая разница основывается на различиях между понятием и концепцией, которую подчеркивал Р. Дворкин [5, с. 198, 199]. К примеру, через такую институцию гражданского общества, как семья, могут утверждаться ценности свободы, равенства и особенно справедливости, которой должны руководствоваться индивиды в отношениях с другими. Итак, когда человек говорит своим детям, что хотел бы, чтобы они не относились к другим несправедливо, и приводит определенные примеры поведения, от которого хочет их отговорить, он не имеет в виду, что значение его слов ограничено этими примерами, поскольку предполагает, что дети должны руководствоваться понятием справедливости, а не конкретной концепцией. Вот почему права индивида с большой вероятностью не будут иметь одинаковой ценности для лиц, включенных в систему институтов гражданского общества, но, безусловно, будут обладать определенной ценностью.
Обратим также внимание на то, что рассматриваемые нами институции не только взаимодействуют с ценностями, а иногда и сами выступают ими. Примером может быть такой его институт, как семья, являющийся одновременно и институтом, и ценностью. Как
отмечал Г. Гегель, «семья представляет собой непосредственную сущность духа, его единство, которое воспринимает себя, следовательно, способ мышления должен содержать самосознание индивидуальности в этом единстве» [2, с. 153]. Поэтому ценностный аспект этой институции гражданского общества проявляется прежде всего в формировании индивидуальности человека, соотнесенной с единством с другими лицами, за счет как родственных связей, так и общих интересов.
Таким образом, можно выделить соответствующие проявления прав человека в отношениях с институциями гражданского общества. Право человека - это: (а) основание создания и функционирования институций гражданского общества, (б) средство реализации интереса (индивидуального или совпадающего), (в) принцип определения границ вмешательства государства в пространство гражданского общества, (г) принцип разделения границ пространства свободы индивидов, включенных в гражданское общество, (д) ценность, (е) средство признания или утверждения ценности. Такое разделение позволяет определить, в каком из названных проявлений права выступают в каждом конкретном случае - в правореализации или в ином использовании их индивидом.
Выражаем солидарность с мнением П. Н. Любченко, что именно права и свободы человека должны составлять стержень структуры правовых отношений современного гражданского общества [10, с. 6]. Это наглядно выражают приведенные проявления прав. Поскольку они являются элементом естественного права в целом, соответственно, служат и средством регулирования отношений - как между индивидами, так и между ними, общественными институциями и государством. Права человека в гражданском обществе должны быть еще и средством преодоления противоречий и конфликтов хотя бы потому, что определяют пространство свободы индивидов и пределы, за которыми начинается пространство свободы других (и поэтому предупреждают противоречия, возникающие из неопределенности границ), а также содержат некоторые правила разрешения конфликтов (наподобие определения права, действующего в конкретной правоприменительной ситуации). Ценностное значение прав человека в гражданском обществе выражается как на уровне индивидуальном (составляют систему ценностей отдельного человека), так и на институциональном (утверждаются как ценности для определенной группы лиц).
Процесс реализации прав человека предусматривает, что последние могут осуществляться их владельцами как самостоятельно, так и через соответствующие институции гражданского общества и государственные структуры. Основу же реализации прав в социуме составляют общественные объединения, поскольку, в отличие от государства, они обладают влиянием, более весомым, нежели отдельный индивид, и являются независимыми субъектами их реализации.
Эффективность реализации прав человека с помощью институций гражданского общества зависит и от осознания им ценностного содержания отдельного права. Как отмечает О. Н. Похил, осуществление права на защиту прав лицом, а тем более степень его активности при ее реализации в значительной степени зависят от того, насколько правильно это право им осознается и оценивается [15, с. 236].
Именно соответствующие институции, как элемент гражданского общества, могут противостоять силе и влиятельности государства. Ведь одной из характерных черт этого общества при сопоставлении личности и государства является существование определенной прослойки организованных групп людей, прослойки общественности, которая может объединяться и отстаивать свои интересы перед государством, поскольку отдельному индивиду трудно защищать свои права и интересы перед ним самостоятельно [8, с. 102]. При наличии осложнений при этом человек, не чувствующий поддержки соответствующего объединения, остается один на один с государственной структурой. И хотя формально эти субъекты общественных отношений равны, в действительности же противостояние складывается не в пользу отдельного индивида. В то же время любое общественное объединение имеет больше возможностей, хотя бы потому, что имеет в своем составе несколько индивидов-участников. Соответствующие возможности расширяются и
за счет того, что названные объединения могут быть учредителями средств массовой информации, а также собственниками переданного им имущества и осуществлять коммерческую деятельность в установленных законодательством пределах.
Неразвитость институтов гражданского общества (их незначительное количество, недостаточность воздействия на социальные отношения, законодательные препятствия в функционировании и пр.) затрудняет контроль над государственной властью со стороны общественности и может привести к систематическому нарушению прав человека государством в лице его органов и организаций. В этом контексте большое значение приобретает активная деятельность индивидов по созданию и функционированию различных объединений. Считаем справедливым замечание А. В. Петришина: чем пассивнее граждане и общественные объединения, тем активнее должно быть вмешательство со стороны государственной власти [14, с. 8]. Если же общественные отношения, требующие урегулирования, не получают его с помощью имеющихся в распоряжении гражданского общества средств, таковое осуществляется государством. В этом случае пространство названого общества сужается и общественные объединения не могут в полной мере представлять интересы индивидов.
Невмешательство властей в частную жизнь и одновременная ее защита определяются как безусловный показатель существования гражданского общества [3, с. 35]. Одновременно мотивами защиты частной жизни могут быть оправданы случаи применения государственного принуждения, императивных методов защиты и т. п. Институции гражданского общества при этом выступают субъектом контроля за деятельностью государства, используют необходимые средства реагирования на чрезмерное его вмешательство в пространство социума - от освещения в средствах массовой информации соответствующих нарушений прав человека до обращения в суд.
Изменение способов регулирования общественных отношений - процесс длительный и постепенный. Провозглашая целью общественных преобразований достижение гражданского общества, нельзя оставлять упорядочение некоторых сфер социума на усмотрение объединений граждан или иных институций, так как это может привести к хаосу в этих сферах. Приобретение общественными объединениями определенного воздействия на социальные отношения должно иметь своеобразный переходный период накопления опыта, экстраполяции теоретических положений на действительность и привлечения к своей деятельности как можно большего количества индивидов. В таком случае формирование гражданского общества происходит путем нерезких изменений и, как отмечает А. В. Петришин, государство постепенно передает, а институты гражданского общества перебирают на себя полномочия по контролю над определенными отраслями социальной жизнедеятельности [14, с. 10].
Следует обратить внимание на то, что институции гражданского общества выступают непосредственным соединением интересов отдельных его членов. Конечно, последние могут быть основой не только гражданского, но и других типов обществ, однако не обязательным условием их существования. В этом смысле гражданское общество -совокупность не просто индивидов автономных, а обладающих активностью и возможностью выражать свои интересы как лично, так и через институции этого общества. В социуме человек имеет выбор: самореализация интересов, их самозащита или реализация и защита через общение с другими людьми. Ведь гражданское общество опирается на индивидов, наделенных свободой мыслей, действий и выбора, с кем, когда и ради чего объединяться в различных сферах общественной жизни [7, с. 23]. Лица, включенные в пространство гражданского общества, в основном отличаются активной общественной, политической и правовой позицией и, следовательно, выбирают осуществление своих прав через его институции.
К основным функциям такой институции гражданского общества, как общественные объединения, некоторые ученые относят: (а) текущий контроль и оценку деятельности государственных структур, (б) социальную адаптацию незащищенных слоев населения,
(в) образование и мобилизацию масс, (г) политические акции в поддержку отдельных кандидатов и протесты против действий правительственных структур, (д) использование прессы в целях раскрытия различных злоупотреблений, осуществляемых органами власти [См.: 4, с. 3-6; 11, с. 361, 362]. Приведенный перечень не совсем точен, поскольку он не учитывает действий общественных объединений по реализации прав индивидов. Как представляется, есть смысл предложить функцию содействия осуществлению прав человека, в которой можно выделить 2 направления деятельности этой институции гражданского общества: (а) содействие реализации прав индивидов - участников соответствующего объединения и (б) содействие осуществлению прав человека в целом. Не стоит забывать и о том, что некоторые из объединений граждан (например, правозащитные организации) имеют основной целью помощь в реализации и защите прав. Такие организации имеют (или, по крайней мере, должны иметь), так сказать, профессиональный уровень защиты прав человека. Кроме деятельности по непосредственному восстановлению или предотвращению их нарушения они имеют наиболее благоприятные условия для аналитической деятельности в области прав человека - наподобие подготовки независимых докладов о правах, статистических данных, предложений в законодательство и т. п.
Исследуемые институции служат основой осуществления и защиты прав человека еще и потому, что определенные права реализовывать через эти институции целесообразнее, легче и быстрее, нежели путем самостоятельной деятельности индивида. Это обусловлено тем, что соответствующие институции в состоянии при этом использовать специфические средства, они также более обеспечены необходимыми ресурсами, а их мобильность и инновационность положительным образом влияют на реализацию и защиту прав индивида.
Нельзя упускать из виду, что для гражданского общества характерно не только наличие определенного количества влиятельных объединений, но и их сплоченность в вопросах осуществления и защиты прав человека. По нашему убеждению, в этом смысле соответствующие институции являются сложной структурированной совокупностью, которой присуще определенное новое качество. Так же, как право объективно определяется не просто как совокупность, а как система норм, поэтому нельзя утверждать, что право равно отдельной норме, так как при этом возникает признак системности, определенное новое качество права [1, с. 87], так и институты гражданского общества - это не просто совокупность индивидов, а своеобразная качественная общность, основанная на отдельных интересах, но направленная на соотнесение их с интересами других лиц и соответствующих институций, на осуществление и защиту прав человека.
Как отмечает А. А. Чемшит, сейчас в украинском обществе интересы различных социальных групп довольно противоречивы и не имеют многих точек соприкосновения, солидарности и взаимной ответственности [18, с. 130]. Это порождает такое состояние социума, в котором общественные объединения не представляют влиятельной общности. Они существуют как разрозненные неправительственные организации, деятельность которых заключается в удовлетворении интересов небольшой прослойки социума, причем ими провозглашаются одни цели, а в действительности выполняются совсем иные, связанные с приобретением материальных и нематериальных благ для своих основателей, иногда участников. Наконец, использование права на свободу объединения в политические партии и общественные организации как средства, а не цели деятельности индивидов уменьшает авторитет этих объединений как институций гражданского общества в целом.
Таким образом, институции гражданского общества - это основа реализации и защиты прав человека, поскольку они достаточно влиятельны и независимы от государства, могут использовать специфические средства осуществления прав индивидов, представляют собой пространство их совпадающих интересов и коммуникации. Выбор лицами осуществления и защиты своих прав с помощью таких институций основывается на их правовой активности и осознании ценностного содержания соответствующих прав.
Список литературы: 1. Алексеев С. С. Теория права: моногр. / С. С. Алексеев - М. : Изд-во БЕК, 1995. - 320 с. 2. Гегель Г. В. Ф. Основи фшософп права або Природне право i державознавство / Г. В. Ф. Гегель ; пер. з шм. Р. Осадчука та М. Кушшра. - К. : Юшверс, 2000. - 336 с. 3. Гражданское общество: истоки и современность / науч. ред. И. И. Кальной.
- СПб. : Юрид. центр Пресс, 2000. - 256 с. 4. Громадсью об'еднання в Укршш : навч. поаб. / за ред. В. М. Бесчастного. - К. : Знання, 2007. - 415 с. 5. Дворшн Р. Серйозний погляд на права / Р. Дворкш ; пер. з англ. А. Фролкш. - К. : Основи, 2000. - 519 с. 6. Керимов Д. А. Гражданское общество и правовое государство / Д. А. Керимов // Право и образование. -2004. - № 1. - С. 5-16. 7. КорчевнаЛ. До питання про концептуальну едшсть моралi i права / Л. Корчевна // Юрид. Украша. - 2004. - № 6. - С. 11-14. 8. Кравчук В. Мюце i роль громадських оргашзацш у громадянському суспшьста / В. Кравчук // Пщпр-во, госп-во i право. - 2003. - № 9. - С. 102-104. 9. Крижатвський А. Ф. Громадянське суспшьство i мехашзм дп права: проблеми стввщношення i взаемодп / А. Ф. Крижашвський, О. О. Крезе // Актуал. пробл. держави i права : зб. наук. пр. - О.: Юрид. лгг., 2003. - Вип. 21. - С. 22-27. 10. Любченко П. М. Громадянське суспшьство: концептуальш особливосп штерпретацп / П. М. Любченко // Держ. буд-во та мюц. самовряд. : зб.наук. пр. - Вип. 6. - Х. : Право, 2003.
- C. 3-15. 11. Новак В. Неурядовi оргашзацп або сощальне партнерство мiж державою i громадянським суспшьством: зарубiжний досвщ / В. Новак // Вюн. Нац. акад. держ. управлшня при Президентовi Украши. - 2005. - № 1. - С. 359-364. 12. Орлова О. В. Автономия личности и автономия гражданского общества / О. В. Орлова // Гос-во и право.
- 2006. - № 1. - С. 12-18. 13. Петришин О. Громадянське суспшьство i держава: питання взаемовщносин / О. Петришин // Вюн. АПрН Украши. - 2006. - № 4. - С. 3-12. 14. Петришин О. В. Громадянське суспшьство: особливосп формування концепцп та становлення / О. В. Петришин // Пробл. законносп : респ. мiжвiдом. наук. зб. / вщп. ред. В. Я. Тацш. - Х. : Нац. юрид. акад. Украши, 2001. - Вип. 50. - С. 6-13. 15. Похил О. М. Вплив правово'1 культури на реалiзацiю права громадян на захист сво'1'х конституцшних прав / О. М. Похил // Пробл. законности акад. зб. наук. пр. / вщп. ред. В. Я. Тацш. - Х.: Нац. юрид. акад. Украши, 2010. - Вип. 107. - С. 230-237. 16. Розова Т. В. Специфша становлення громадянського суспшьства в Укрш'ш : моногр. / Т. В. Розова, В. Ю. Барков. - О. : Юрид. лгг., 2003. - 336 с. 17. Тодика Ю. Конституцшш засади формування громадянського суспшьства в Укршш / Ю. Тодика // Вюн. АПрН Украши. - 2003. - № 1. - С. 34-44. 18. Чемшит А. А. Оптимизация взаимодействия институтов государства и гражданского общества как доминанта эффективности политической системы / А. А. Чемшит // Граш. -2003. - № 6. - С. 127-132.
ПРАВА ЛЮДИНИ ЯК ОСНОВА ШСТИТУЦШ ГРОМАДЯНСЬКОГО
СУСПШЬСТВА Разметаева Ю. С.
Стаття присвячена реалiзацiï й захисту прав людини за допомогою шституцш громадянського суспшьства. Визначаються форми прояву прав людини стосовно останшх. Обгрунтовуеться, що вщповщш шституцп складають основу здшснення прав людини, в тому чист за рахунок правовоï активносп шдиввдв.
Ключовг слова: права людини, громадянське суспшьство, шституцп громадянського суспшьства, реалiзацiя й захист прав людини, правова актившсть.
HUMAN RIGHTS AS THE BASE OF CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS
Razmetaeva Y. S.
Article focuses on the implementation and protection of human rights through the institutions of civil society. Forms of manifestation of the human rights of the institutions of civil society have been defined. It is found that the relevant institutions are the basis of human rights in this society, including through legal activity of individuals.
Key words: human rights, civil society, institutions of civil society implementation and protection of human rights, the legal activity.
nocmynuna epeàa^uw 25.03.2013 г.