Научная статья на тему 'Гражданское общество в контексте предмета конституционного регулирования'

Гражданское общество в контексте предмета конституционного регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
727
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лотюк Ольга Степановна

Освещаются проблемы определения конституционных основ развития гражданского общества на Украине. Анализируются предлагаемые в украинской науке взгляды на понимание гражданского общества. Предлагаются новые подходы к его трактовке в контексте конституционного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданское общество в контексте предмета конституционного регулирования»

2014. № 2 российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОНТЕКСТЕ ПРЕДМЕТА КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ОЛЬГА СТЕПАНОВНА ЛОТЮК

Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права юридического факультета Киевского национального университета им. Тараса Шевченко

Освещаются проблемы определения конституционных основ развития гражданского общества на Украине. Анализируются предлагаемые в украинской науке взгляды на понимание гражданского общества. Предлагаются новые подходы к его трактовке в контексте конституционного регулирования.

Problems determining constitutional foundations of development of civil society in Ukraine. Analyzed common in Ukrainian science views on the understanding of civil society. Proposes new approaches to understanding the civil society in the context of the subject of constitutional regulation.

Ключевые слова: гражданское общество, предмет конституционного регулирования, конституционные основы гражданского общества

Постановка научной проблемы. В Конституции Украины не употребляется термин «гражданское общество», но именно нормы конституционного права закладывают правовой фундамент построения и развития такого общества. Конституция определяет Украину как правовое демократическое государство, с широким спектром прав и свобод человека. Признавая человека высшей социальной ценностью, субъекты правотворчества и правоприменительной деятельности стоят перед проблемой определения конституционных основ гражданского общества на Украине.

Термин «гражданское общество» относится к числу наиболее дискуссионных. Отсутствие единого определения обусловлено отчасти сложностью самого явления. В украинской науке гражданское общество исследовалось чаще в контексте не конституционного права, а политологии, социологии, философии, истории и права. Это привело к ошибочному представлению о том, что понятие «гражданское общество» не может быть предметом исследования в конституционном праве. По

Key words: civil society, the subject of constitutional regulation, the constitutional foundations of civil society

мнению М. В. Баглая, саморегуляция гражданского общества и конституционно-правовое регулирование соответствующих отношений -вещи несовместимые1. Н. С. Бондарь считает, что гражданское общество - это не юридическая и не государственно-правовая категория; государство не может, не способно «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества. В этом плане гражданское общество - это порядок реальных общественных отношений, который складывается объ-ективно2. С этим согласиться трудно, поскольку гражданское общество как определенная система общественных отношений должно иметь крепкий «фундамент», четкие правовые границы и направления развития.

Ю. Н. Тодыка отмечает, что становление гражданского общества - важный предмет изучения науки конституционного права, поскольку без этого общества невозможно развитие на Украине ни системы защиты прав человека, ни правового демократического государства3. Поддерживает позицию рас-

U U

О

О

CQ

О

CQ <

О.

U

I.

* S

О и ^ ш

U U

ос ^ <

И

CQ

U

О

^ CQ

< а.

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

смотрения гражданского общества в контексте конституционно-правового регулирования и А. В. Скрипнюк4. Конституция Украины должна стать правообразующим источником гражданского общества.

Считая бесспорным тот факт, что гражданское общество находится в рамках предмета конституционного регулирования, отметим, что остаются вне поля зрения ученых-конституционалистов проблемы определения конституционных основ гражданского общества на Украине, установление его сущности, содержания и квалифицирующих признаков. Пользуется поддержкой точка зрения, что гражданское общество следует рассматривать в качестве участника конституционных правоотношений и соответственно необходимо исходить из наличия у него конституционной правосубъектности.

Целью данной статьи является исследование гражданского общества в контексте предмета конституционно-правового регулирования, его признаков и составляющих элементов (институтов).

Степень разработанности темы исследования. Фундаментом гражданского общества выступает конституционная норма. Однако конституционно-правовые проблемы организации и функционирования гражданского общества чаще всего изучались в науке конституционного права путем исследования такого института гражданского общества, как местное самоуправление. Этому институту уделяли внимание украинские ученые Н. А. Баймуратов,

A. В. Батанов, Ю. П. Битяк, В. И. Борденюк,

B. Д. Волков, П. Воронов, Р. К. Давыдов, В. М. Кампо, В. П. Колесник, А. Ф. Колодий, М. И. Корниенко, В. В. Кравченко, В. С. Куйби-да, П. Н. Любченко, Н. Р. Нижник, М. П. Орзих, Р. С. Павловский, А. В. Петришин, В. Ф. По-горилко, Н. А. Пухтинский, П. Н. Рабинович, А. А. Селиванов, С. Серегина, Ю. Н. Тодыка, А. Ф. Фрицкий, В. М. Шаповал, В. Д. Яворский и др.

В последнее время стали проводиться исследования гражданского общества в контексте конституционного права как целостного явления, а не в связи с отдельными его институтами.

В современной литературе гражданское общество рассматривается как социальное пространство самоорганизующихся граждан и объединений, которое динамично развивается и потенциал которого позволяет создать сильную структуру, независимую от го-сударства5. Гражданское общество не только исследуется с точки зрения его положитель-

ных характеристик, но и критикуется. На наш взгляд, противоречивы взгляды на гражданское общество В. Литвина. Достаточно хотя бы упомянуть утверждение исследователя о том, что гражданское общество в своей структуре может иметь преступную группировку. В. Литвин также считает мифом то, что гражданское общество всегда преследует благородные цели. По его мнению, «все зависит от того, цели которых негосударственных объединений вы предпочитаете брать за основу - Армии спасения или преступной группировки „Луганская бригада". И та, и другая являются составной частью гражданского об-щества»6. Полагаем, что гражданское общество учреждается и действует в рамках правовых норм. Любые объединения, основанные и действующие вне закона или вопреки и с нарушением правовых норм, не могут быть включены в понятие гражданского общества. Частью гражданского общества Г. В. Берченко называет добровольные институты, причем только те, что действуют в рамках законодательства7. Следовательно, в статье В. Литвина идет отождествление общества с гражданским обществом. Это все равно, что отождествлять государство с правовым государством.

Большинство украинских ученых пытаются дать собственное определение гражданского общества (В. Ю. Барков, Г. В. Берченко, П. Н. Любченко и др.). Однако есть и такие ученые, которые считают, что нет необходимости разрабатывать какую-то особую украинскую теорию гражданского общества, надо формировать отечественные институты гражданского общества, опираясь на мировой опыт. Речь не о механическом перенесении на нашу почву тех или иных институтов гражданского общества, которые имеют достаточную степень зрелости, а об их эволюционном внедрении с учетом внутренних особенностей и возможностей, а также фактора времени8. По нашему мнению, необходимо разработать конституционные принципы построения гражданского общества на Украине, законодательно закрепить правовые основы и элементы украинского гражданского общества, его конституционные характеристики.

П. Н. Любченко категорию «гражданское общество» считает качественной характеристикой развития определенного социума, в котором достигнут высокий уровень утверждения и обеспечения прав и свобод человека. Для такого общества характерны следующие основные черты: 1) признание прав, свобод и законных интересов человека, обязатель-

• и

и 1 1 1

ш

|_

I

О

О

со

О

со

<

с

и

1-

< УЧ

го ОС

<С ^

и

О и

ш

и и

ОС

ш <

О ^ _0

со ш и

О

& со

• •

<

О. ш

^ О

X

<

ш

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

ность их обеспечения государством и другими институтами гражданского общества; 2) высокий уровень правовой культуры граждан; 3) невмешательство органов публичной власти в частную жизнь индивидов; 4) неукоснительное соблюдение конституционных принципов в организации публичной власти; 5) общая постоянная осведомленность человека о делах общества и государства; 6) самоуправление и самоорганизация; 7) выборность органов публичной власти на определенный срок и их подотчетность; 8) частная собственность как материальная основа личной свободы индивида; 9) развитие хозяйственно-экономических отношений, основанных на конкуренции и свободном рынке; 10) высокая значимость общественного мнения; 11) развитость и эффективность правовой системы; 12) справедливое правосудие; 13) становление и развитие различных объединений: политических, экономических, культурных, религиозных, профессиональных и др.

Соглашаясь с П. Н. Любченко в том, что для Украины характерна асимметричность в развитии институтов гражданского обще-ства9, полагаем весьма дискуссионным утверждение ученого о том, что ни один из его институтов не должен быть доминирующим, а при их взаимодействии образуется единая целостная система для достижения синерге-тического эффекта. По нашему мнению, говорить о доминировании можно в отношениях между институтом гражданского общества (или гражданским обществом в целом) и государством. Допустить доминирование между достаточно автономными институтами гражданского общества, которые находятся в определенных автономных сферах, не представляется возможным.

В. Ю. Барков трактует гражданское общество в широком смысле как систему междуструктурных отношений, с помощью которых любой человек начинает общественно значимые действия без участия государства, а в узком смысле - как не субординированную властными средствами, эволюционно естественную совокупность общественных институтов, сформированных на добровольных и самоуправляющихся началах в рамках Конституции и законов и посредством которых индивиды свободно реализуют свои естественные права и свободы10. На наш взгляд, определение В. Ю. Баркова еще раз доказывает, что проблема гражданского общества лежит в пределах предмета конституционного регулирования.

А. Колодий утверждает, что гражданское общество - это сфера «общения, взаимодействия, спонтанной самоорганизации и самоуправления свободных индивидов на основе добровольно сформировавшихся ассоциаций, которая защищена необходимыми законами от прямого вмешательства и регламентации со стороны государства и в которой преобладают гражданские ценности». Структурными элементами гражданского общества, по его мнению, являются: а) добровольно сформированные первичные самоуправляющиеся группировки людей (семья, различные ассоциации, хозяйственные корпорации, клубы по интересам, другие общественные объединения); б) совокупность негосударственных общественных отношений; в) хозяйственная и частная сфера деятельности людей, их обычаи, традиции; г) сфера самоуправляющихся организаций и индивидов11.

А. В. Скрипнюк предлагает следующее определение: гражданское общество - это система общественных отношений, направленных на мобилизацию и защиту обществом и его представителями, как индивидуальными, так и коллективными, своих легитимных прав и интересов во всех сферах общественной и государственной жизни12.

Российский конституционалист В. Н. Влаз-нев отмечает, что уже давно стало общепризнанным, что правовое государство возможно только в содружестве с гражданским обществом и без последнего превращается в деко-

рацию13.

Иногда гражданское общество рассматривается как особая внегосударственная сфера, система независимых от государства отношений и институтов. В рамках этого подхода высказаны две точки зрения на сочетание «политического» и «социального» в системе институтов гражданского общества. Согласно первой институциональной основой гражданского общества являются социальные группы, организации и движения «политического характера». В соответствии со второй гражданское общество есть «политический феномен», поскольку в гражданском обществе присутствует не только социально-экономическое, но и политическое измерение. Следовательно, институциональная структура гражданского общества включает не только социальные движения и другие непартийные общественные организации, но и политические партии. Именно последняя точка зрения, по нашему мнению, более точно отражает общественно-политическую картину14.

• и

и 1 1 1

ш

|_

I

О

О

со

О

со

<

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

1-

<

го ОС

<С ^

и

О и

ш

и и

ОС

ш <

О ^ _0

со ш и

О

& со

• •

<

о. ш

^ О

X

<

ш

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

Ю. В. Узун анализирует современную научную дискуссию по проблемам гражданского общества с целью систематизации новых подходов к понятию15. Рассмотрены концепции представителей трех направлений:

1) гражданское общество как сфера социальных, неполитических отношений обречена на противостояние государству (П. Кластр, А. Лефевр, А. С. Панарин, К. Фицпатрик, Б. Шантебут);

2) гражданское общество как глобальная система, в которой государство является организационной структурой (Д. Кола, Р. Фоссаер, Дж. Александер);

3) гражданское общество как промежуточная сфера между властью и рынком, государством и экономикой (Е. Гелнер, М. Иг-натьефф, В. Х. Бурганов, развивающие идеи Л. Мизеса и Ф. Хайека).

Обобщая современные представления о гражданском обществе, Ю. В. Узун отмечает, что концептуальное развитие понятия продолжается в двух направлениях:

1) отождествление гражданского общества с государством, где юридически обеспечены

добровольно сформированные общественные объединения, основанные на различных интересах и потребностях. К составляющим гражданского общества нецелесообразно относить массовые движения, акции протеста и иные аналогичные нестабильные проявления гражданской активности.

Стоит отметить, что термины «гражданское общество» и «институты гражданского общества» недавно получили нормативное закрепление в конституционном законодательстве Украины. Согласно Стратегии государственной политики содействия развитию гражданского общества в Украине, утвержденной указом Президента Украины от 24 марта 2012 г. № 212/2012, под гражданским обществом и его институтами понимают такое состояние общества, в котором свободно реализуются основополагающие права и свободы человека и гражданина через различные формы публичной гражданской активности и самоорганизации.

Закон Украины от 9 января 2007 г. № 537 «Об основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007-

К СОСТАВЛЯЮЩИМ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО ОТНОСИТЬ МАССОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ, АКЦИИ ПРОТЕСТА И ИНЫЕ АНАЛОГИЧНЫЕ НЕСТАБИЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ

и политически закреплены права и свободы личности;

2) выделение его как сферы внегосудар-ственных общественных отношений.

Исследователи проблематики гражданского общества едины в том, что одним из важнейших «кирпичиков», создающих гражданское общество, выступают рыночные отношения. С их помощью в обществе складывается определенная сеть, своеобразный «скелет», вокруг которого образуются и развиваются организации других направлений.

Необходимыми условиями существования гражданского общества признаются, во-первых, надлежащий уровень развития гражданской культуры населения (степень осведомленности и осознания своих прав, интересов и свобод); во-вторых, открытый характер политической системы, что дает возможность гражданам влиять на процессы подготовки и принятия политических решений; в-третьих, наличие частной собственности как основы и гарантии автономности общественных акторов от государственной власти.

Важнейший признак гражданского общества - его сложная структура, включающая

2015 годы» устанавливает размытый перечень организаций гражданского общества: «Основным элементом гражданского общества выступает человек, интересы и потребности которого выражаются через соответствующие объединения граждан, такие как политические партии, профессиональные объединения, ассоциации, творческие союзы и т. д.»

Более конкретный перечень институтов гражданского общества приводится в распоряжении Кабинета министров Украины от 21 ноября 2007 г. № 1035-р «Об одобрении концепции содействия органов исполнительной власти развитию гражданского общества», где сказано, что «к институтам гражданского общества относятся общественные организации, профессиональные и творческие союзы, организации работодателей, благотворительные организации, религиозные организации, негосударственные средства массовой информации и другие непредпринимательские общества и учреждения».

Согласно абз. 2 п. 2 Порядка содействия проведению общественной экспертизы деятельности органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Кабинета ми-

• и

и 1 1 1

ш

|_

I

О

О

со

О

со

<

с

и

1-

< УЧ

го ОС

<С ^

и

О и

ш

и и

ОС

ш <

О ^ _0

со ш и

О

& со

• •

<

о. 11 1

ш

о

X

<

1 1 1

ш

российское право

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

нистров Украины от 5 ноября 2008 г. № 976, институтами гражданского общества выступают: общественные организации, профессиональные и творческие союзы, организации работодателей, благотворительные и религиозные организации, органы самоорганизации населения, негосударственные средства массовой информации и другие непредпринимательские общества и учреждения, легализованные в соответствии с законодательством.

Итак, гражданское общество можно определить как динамические общественные отношения, возникающие в самоорганизующемся и саморегулируемом социальном пространстве, участниками которых являются индивиды как свободные личности с высоким уровнем развития правового сознания и правовой культуры, действующие для защиты своих прав, свобод и законных интересов.

1 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. 4-е изд., изм. и доп. М., 2003. С. 6-7.

2 Бондарь Н. С. Гражданин и публичная власть: Конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении. М., 2004. С. 29.

3 Тодыка Ю. Н. Конституция Украини: про-блеми теории и практики. Харюв, 2000. С. 275.

4 Скрипнюк О. В. Громадянське сусшльство в Укра!ш як пртритетний предмет конститу-цшно-правових дослщжень // Науковий вкник Волинського нацтнального ушверситету iме-ш Лео Укра'нки. 2010. С. 40.

5 Гетьман Е. А., Мерник А. М. Сучсш теорети-ко-правовi концепцп громадянського сусшль-ства // Юрист Украши. 2011. № 3. С. 5-9.

6 Литвин В. Гражданское общество: мифы и реальность // Зеркало недели: URL: http:// www.zn.ua/1000/1550/33631.

7 Берченко Г. В. Конституцшш засади громадянського сусшльства в Укра!ш: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. Харюв, 2012. С. 20.

8 Кириченко С. О. Сшвв^ношення сощаль-но'1 правово! держави i громадянського сусшльства в умовах сучасно! Украши: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Кшв, 2001.

9 Любченко П. М. Мкцеве самоврядування в системi шститупв громадянського сусшльства: конституцшно-правовий аспект: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Харюв, 2008. С. 25.

10 Барков В. Ю. До питання про концепщю громадянського сусшльства в Укра!ш // Вибори та демокрапя. 2004. № 1. С. 20.

11 Колодш А. Ф. На шляху до громадянського сусшльства. Теоретичш засади й соцткуль-турш передумови демократично!' трансформа-цп в Укра'шь Львiв, 2002. С. 187.

12 Скрипнюк О. В. Курс сучасного конституцш-ного права Украши: акад., вид. Харюв, 2009. С. 168.

13 Влазнев В. Н. Гражданское общество как предмет конституционно-правового исследования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 13.

14 Кириченко С. О. Указ. соч.

15 Узун Ю. В. Концепт «громадянське суспшьство» в кторп та теорп политично! думки: автореф. дис. ... канд. поли. наук. Одеса, 2002. С. 10.

U U

О

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CQ

О

CQ <

О.

U Ü Ä * S

О и ^ ш

U U

DC ^ <

И

СО

U

О

^ CQ

< а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.