Научная статья на тему 'ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / УЧЕНИЯ / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скляренко Инна Сергеевна

В статье обосновывается необходимость практико-ориентированного подхода к подготовке сотрудников органов внутренних дел. В рамках этого подхода рассматриваются особенности педагогических категорий «практико-ориентированное обучение», «практико-ориентированное содержание», «практико-ориентированный инструментарий». В качестве примера описывается методика учений как практико-ориентированной формы обучения сотрудников правоохранительных органов. В выводах отмечается свидетельство опыта о влиянии практико-ориентированного подхода на уровень сформированности управленческих, общекультурных, профессиональных, специальных компетенций руководителей и сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скляренко Инна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN THE TRAINING OF EMPLOYEESOF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article substantiates the need for a practice-oriented approach to the training of law enforcement officers. Within the framework of this approach, the features of the pedagogical categories of «practice-oriented learning», «practice-oriented content», «practice-oriented tools are considered». As an example, the methodology of the exercises is described as a practice-oriented form of training for law enforcement officers. The conclusions note the evidence of experience on the influence of a practice-oriented approach on the level of formation of managerial, general cultural, professional, special competencies of managers and employees of internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Практико-ориентированный подход в подготовке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

ИННА СЕРГЕЕВНА СКЛЯРЕНКО,

профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, доктор педагогических наук, доцент Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: ic-k@mail.ru

Practice-Oriented Approach in the Training of Employees of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation

INNA SERGEEVNA SKLYARENKO,

Professor of the Department of Psychology, Pedagogy and Organization of Work with Personnel, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: ic-k@mail.ru

УДК 37.01

Аннотация. В статье обосновывается необходимость практико-ориентированного подхода к подготовке сотрудников органов внутренних дел. В рамках этого подхода рассматриваются особенности педагогических категорий «практико-ориентированное обучение», «практико-ориентированное содержание», «практико-ориентированный инструментарий». В качестве примера описывается методика учений как практико-ориентированной формы обучения сотрудников правоохранительных органов. В выводах отмечается свидетельство опыта о влиянии практи-ко-ориентированного подхода на уровень сформиро-ванности управленческих, общекультурных, профессиональных, специальных компетенций руководителей и сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова и словосочетания: практико-ори-ентированный подход; практико-ориентированное обучение; практико-ориентированное содержание; практико-ориентированный инструментарий; учения; сотрудники органов внутренних дел.

Annotation. The article substantiates the need for a practice-oriented approach to the training of law enforcement officers. Within the framework of this approach, the features of the pedagogical categories of «practice-oriented learning», «practice-oriented content», «practice-oriented tools are considered». As an example, the methodology of the exercises is described as a practice-oriented form of training for law enforcement officers. The conclusions note the evidence of experience on the influence of a practice-oriented approach on the level of formation of managerial, general cultural, professional, special competencies of managers and employees of internal affairs bodies.

Keywords and phrases: practice-oriented approach; practice-oriented training; practice-oriented content; practice-oriented tools; exercises; employees of internal affairs bodies.

Требования времени складываются сегодня так, что сотрудник органов внутренних дел на протяжении всей профессиональной деятельности меняет свой статус, сферу, продвигается по карьерной лестнице, практически постоянно выступает в роли обучающегося. Отсюда возникает необходимость интенсификации образовательного процесса, подразумевающей получение как можно большего количества знаний и качественное овладение умениями, затрачивая при этом минимальные ресурсы (временные, материальные, энергетические).

К сожалению, в подготовке сотрудников органов внутренних дел, будущих и действующих, в рамках непрерывного образования большей частью используется традиционный педагогический инструментарий. Обоснованный в исследованиях и апробируемый новый инструментарий применяется эпизодически и, как правило, педагогами авторских школ или их последователями. Ни в коей мере не умаляя достоинств исторически сложившихся форм, методов, средств обучения и существующих, всячески оправдавших себя на протяжении тысячелетий, отметим, что чрезмерное использование инструментария, который ставит обучающихся в пассивную позицию, крайне негативно влияет на развитие у них ожидаемых компетенций.

Так, в подобной позиции обучающиеся вынуждено оказываются уже самой пространственной организацией, сводящей к минимуму их речевую активность, где каждый высказывается с особого разрешения преподавателя. При этом интеллектуальная инициатива прежде всего принадлежит преподавателю. Причем, пытаясь активизировать деятельность обучающихся путем постановки вопросов в аудиторию, не дождавшись ответа, преподаватель сам же на них и отвечает.

По результатам педагогического наблюдения, опроса педагогов со стажем работы более пяти лет отмечен тот факт, что при использовании традиционного дидактического инструментария более 80 % обучающихся пассивно «потребляют» информацию. Использование на занятиях традиционного педагогического инструментария, который встраивается только в традиционную организацию пространства, где обучающиеся размещаются по два человека за учебными столами, поставленными друг за другом и расположенными в три ряда, становится все менее продуктивным. Такое пространство накладывает на обучающихся ограничения, в том числе в практике реализации профессионально-речевых конструктов. Рас-

становка парт по рядам друг за другом сегодня становится устаревшей, отражающей неадекватную модель служебных взаимоотношений в профессиональном сообществе правоохранительных органов. Учебная деятельность в таком кабинете все менее пригодна для формирования и развития общекультурных, профессиональных, специальных компетенций по требованиям федерального государственного образовательного стандарта, она перестает отвечать требованиям качества подготовки специалистов правоохранительных органов.

В решении обозначенной проблемы неоценимую роль играет так называемый практико-ориентированный подход в обучении.

Во многом соглашаясь с Е. Н. Галкиной, М. Н. Реутовой, И. В. Шавыриной [3; 11] и дополняя их утверждение, отметим, что практи-ко-ориентированный подход в непрерывном образовании (подготовке) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее — ОВД) предполагает организацию учебного процесса на основе:

— общности чувственно-образного и лексе-мо-логического компонентов содержания обучения;

— получения, усвоения новых знаний и формирования опыта их применения к прикладным задачам;

— наполнения учебной деятельности творческим поиском, отличающимся эмоционально-познавательным интересом, в том числе путем введения новых организационно-инструментальных средств.

Кроме того, учебный процесс, основывающийся на этом подходе, характеризуется интенсивностью представления изучаемого материала, высокой активностью и самостоятельностью обучающихся, устойчивостью обратной связи, дискуссионностью, выявлением новых проблемных ситуаций прикладного направления.

Рассматривая исследования Л. И. Иващен-ко, Ф. Г. Ялалова и др. [6; 13], наращивая их результаты, выделяем условия, которые необходимо создавать для реализации практико-ориентированного подхода в непрерывном образовании (подготовке) сотрудников ОВД.

Во-первых, целеполагание обучающихся.

Во-вторых, мотивация обучающихся к самостоятельной учебной деятельности, подкрепленная оценкой педагога, с целью приобретения ими недостающих знаний.

В-третьих, использование приобретенных обучающимися знаний для решения профессиональных задач посредством практико-ори-ентированного содержания и инструментария.

В-четвертых, построение окружающего пространства, организация благоприятной среды с учетом нормативно-правовых документов, в которых определены требования к подготовке сотрудников ОВД (ФГОС, нормативные акты федерального, регионального и локального уровней), а также определение образовательных площадок, включая практические органы системы МВД России.

В-пятых, оценивание результатов практико-ориентированного обучения по разработанным критериям и показателям.

Созданные условия в процессе реализации практико-ориентированного подхода способствуют формированию и развитию у обучающихся необходимых сотруднику ОВД компетенций: профессиональных; аналитических (способность анализировать, сравнивать, синтезировать и обобщать результаты); проективных (способность тактически и стратегически планировать исследование, создавать и реали-зовывать исследовательский проект), коммуникативных, управленческих. Уровень развития компетенции играет роль оценочного качественного критерия.

Практико-ориентированный подход предполагает определенный категориальный аппарат, включающий такие понятия, как «практико-ориентированное обучение», «практико-ориен-тированное содержание» «практико-ориенти-рованный инструментарий».

В практико-ориентированном содержании делается акцент в учебных планах, программах учебных дисциплин, тематических планах на их наполнение практически ориентированной актуальной информацией.

Практико-ориентированное содержание включает учебно-профессиональный материал, охватывающий проблемы, возникающие сегодня в субъектах и требующие вмешательства сотрудников территориальных органов МВД России для обеспечения, сохранения правопорядка в государстве и в обществе. Так, программа учебной дисциплины представляет собой документ, определяющий содержание и объем практически ориентированных знаний, умений, навыков, компетенций для обязательного усвоения, распределение их по темам, разделам и периодам обучения. Причем совершенно разные учебные дисциплины правового, психолого-педагогического, экономического и других направлений включают актуальный материал и рассматривают проблематику через призму изучаемой научной сферы. К примеру, рассмотрение темы «Действия органов оперативного управления и личного состава подразделений УМВД России по ^ской области по предот-

вращению массовых беспорядков в связи с выступлениями политической оппозиции» будет вызвано необходимостью сложившихся на территории обстоятельств.

Под практико-ориентированным инструментарием мы понимаем интеграцию методов, приемов, технологий, форм обучения, форм организации деятельности и средств (в том числе связанных с организацией учебного пространства), направленных на формирование и развитие общекультурных, профессиональных умений, навыков, компетенции у обучающихся.

Опыт показывает целесообразность интеграции следующего педагогического инструментария:

— в методе проектов интегрируется метод решения задач, проблемный метод и групповая форма организации деятельности обучающихся;

— в игровом методе интегрируется кейс-метод, групповая и фронтальная формы организации деятельности обучающихся, прием соревновательности;

— в экскурсионной форме интегрируется метод индивидуального наблюдения и размышления с групповым обсуждением.

В целом, укажем, практико-ориентирован-ное обучение, обоснованное С. А. Берлиной, Н. И. Исмаиловой, Г. М. Льдоковой, И. Ю. Калугиной [2; 7; 8], является видом обучения, цель которого — сформировать у обучающихся профессиональные компетенции практической работы, востребованные работодателями, сформировать понимание, где, как и для чего полученные компетенции применяются на практике.

Отсюда вполне убедительны рассуждения Р. А. Аджимуллаевой, А. Н. Богомолова, Ю. В. Беленко, Н. Ф.Гейжан, С. И. Ивановой, Е. И. Мещеряковой, И. С. Панферкиной и других [1; 4; 5; 9] о том, что практико-ориентиро-ванное обучение сотрудников органов внутренних дел рассматривается как приобретение новых знаний, формирование практического опыта их использования и развитие профессиональной компетентности для решения профессионально-служебных задач в сфере правопорядка.

С учетом трактовки основного понятия уточним цель практико-ориентированного обучения сотрудников органов внутренних дел, состоящую преимущественно в интенсификации обучающимися процесса поиска, получения, накопления новых знаний, умений, навыков и опыта для формирования определенных общекультурных, профессиональных и специальных компетенций.

К примеру, в Уральском юридическом институте МВД России реализуется практико-ориентированная модель обучения посредством использования межвидового учебно-ситуационного центра на практических занятиях. Описывая этот положительный опыт подготовки будущих полицейских, Р. В. Павленков, Р. А. Дерюгин [10] справедливо говорят о создании особого образовательного пространства, отличающегося стопроцентным вовлечением курсантов в учебный процесс, непосредственным выполнением разнообразных профессиональных действий следственно-оперативной группы, возможностью моделирования ситуаций взаимодействия различных подразделений, полным погружением обучающихся в профессиональную деятельность за счет средовой визуализации. Авторы отмечают, что межвидовой учебно-ситуационный центр отличается от традиционного криминалистического полигона, объединением нескольких взаимосвязанных комплексов, стилизованных учебных площадок под современную городскую инфраструктуру и представляет собой криминалистический кластер. С нашей точки зрения, такой кластер является интеграцией разнообразных дидактических средств, соответственно, дидактическая задача использования его на практических занятиях состоит в активизации познавательного интереса обучающихся, основанного на соприкосновении с профессиональной реальностью и адаптации в ней.

Однако самой востребованной практико-ориентированной формой обучения в рамках непрерывного образования сотрудников всех силовых структур, среди которых сотрудники органов внутренних дел, на наш взгляд, являются учения.

Уточним некоторые методические аспекты заявленной интеграции в учениях, использующейся в подготовке сотрудников ОВД.

Мы рассматриваем учения как форму прак-тико-ориентированного обучения сотрудников ОВД в целях углубления теоретических знаний обучающихся, формирования и развития у них профессиональных компетенций в определенной области служебной правоохранительной деятельности, а также отработки взаимодействия органов, организаций, подразделений и служб правоохранительной системы [12]. Учения определяются нами формой практи-ко-ориентированного обучения, являющейся внешним выражением целенаправленной, согласованной деятельности руководителей учений, выполняющих педагогические функции, и обучающихся сотрудников (различных силовых структур и гражданских организа-

ций), осуществляемой в определенном порядке и режиме, интегрирующей в себе отобранный дидактический инструментарий. Другими словами, учения — это определенным образом организация обучения.

Говоря об интеграции, заметим, что в процессе учений происходит не просто объединение дидактического инструментария, форм, методов, приемов и средств обучения, а некое их слияние и даже сращивание. Как правило, на учениях интегрируются инструменты, относящиеся к группе интерактивного инструментария, среди них кейс-метод (ситуативные задачи), метод деловой игры, прием соревнования, групповая форма организации деятельности участников, технологические элементы, средство видеосъемки.

Указанная интеграция инструментария логически соотносится в методике с этапами учений, осуществляемых руководителем, исполняющим педагогические функции. Охарактеризуем кратко каждый из этапов.

Подготовительный этап подразумевает разработку идеи учений, в основе которой лежит деловая игра, включающая так называемую общую вводную, представляющую собой основной кейс, описывающий сложившуюся криминальную обстановку на определенной территории. Одновременно с вводной для участников разрабатывается сценарий игры, кейсы основных заданий и дополнительных заданий-ловушек. В зависимости от общей вводной выделяются служебно-ролевые функции и задачи для подразделений по конкретным должностям. На этом же этапе осуществляется подготовка необходимых средств, в том числе и средств оценки. Разрабатываются критерии и показатели оценки качества выполнения кейсов.

Заметим, игра как метод обучения имеет целый ряд преимуществ, главными из которых являются следующие: наглядность последствий принимаемых обучающимися решений; переменный масштаб времени, в отличие от действительности в игре можно сузить и расширить временной промежуток; прием повторения опыта обладает накопительным эффектом, позволяет накопить навыки в ходе обучения; возможность изменить пространственный масштаб охвата.

Этап реализации предусматривает распределение участников учений по командам (группам) с одинаковой структурой. Ввод в игру путем оглашения общей вводной, ее пояснение. Распределение между командами и в командах основных кейсов. Сотрудничество участников при выполнении основных кейсов и включенных кейсов-ловушек. Реализация кейсов

предполагает некоторое количество технологических элементов. Технологические элементы на учениях представляют собой составную часть учений (простая, не состоящая из других частей) в виде коротких алгоритмов дидактических действий, включающих в свои этапы комплекс разнообразных дидактических инструментов (метод, прием, форма организации деятельности, средство). Например, групповое обсуждение кейса на предмет распределения ролевых функций и индивидуальная их реализация. Представление командами рапорта-отчета о выполнении заданий. Кроме того, на данном этапе осуществляется полная видеосъемка действий.

Завершающий этап предполагает рефлексию путем просмотра видеосъемки и дискуссии относительно анализа представленных результатов участниками учений. На основе этой дискуссии осуществляется подведение итогов учений, где участникам выставляются оценки в соответствии с разработанными критериями.

Необходимость аналитики на завершающем этапе подтверждается результатами анонимного анкетирования 104 слушателей магистратуры Академии управления МВД России по направлению подготовки 38.04.03 Управление персоналом, участвовавших в учениях. Актуальность обратной связи отметили 94 %. Так, в одной из анкет на открытый вопрос среди минусов в проведении учений было указано: «Ни по одному из заданий мы не получили обратную связь. Эксперты никаким образом не комментировали наши ответы, и мы так и не узнали, какие из них были правильными, а какие нет». Следует сказать, что в подготовке профессионалов разбор ошибок и выделение максимально результативных действий — важнейший аспект деятельности. Еще одна проблема, на которую указали в анкетировании 76 % слушателей, касается проведения учений по месту основного прохождения службы. Было отмечено, что часто выполнение оперативных задач (решение заданий) разрабатывается накануне учений, и во время учений отрабатываются уже готовые решения. Следует сказать, что такой вариант с методических позиций, безусловно, необходим для отработки действий по алгоритму, но за ним должна быть смоделирована и организована обучающая работа с решением оперативных задач, проступающих в режиме реального времени.

Выделим особенности учений как дидактической формы.

Прежде всего, отметим массовость и масштабность учений. Здесь фиксируется то обсто-

ятельство, что в это мероприятие задействуется немалое число людей, как руководителей, организующих, управляющих процессом (релятив-но педагогов), так и участников, сотрудников различных органов, организаций, подразделений, выполняющих свои роли, функции, обязанности (релятивно обучающихся). Кроме того, учения в своем большинстве расширяют пространственно-временные границы обучения, охватывают большие территории и занимают промежуток времени, далеко превышающий академический час.

Вторая особенность учений состоит в необходимости постоянной активизации мыслительной деятельности участников. В частности, на этапе реализации помимо основных кейсов небесполезны кейсы-ловушки, неожиданные задачи. Их включение способствует поддержанию деятельного мозгового тонуса участвующих в учениях сотрудников ОВД. Дополнительно к этому подобные задачи ликвидируют шаблонность и формализацию в обучающем процессе, еще более приближая учебную ситуацию к реальной.

Третья особенность учений заключается в необходимости создания условий соревновательности путем деления участников на команды (большие группы) и ведения параллельных действий. Собственно эффект состязания направляет вектор деятельности участников учений в сторону взаимодействия, сотрудничества, взаимопомощи, сплочения, тем самым усиливает боевой дух коллектива.

Четвертая особенность учений касается пространственной организации среды. Именно среда обладает свойством погружения участников в реальность, их максимального приближения к возможно происходящим событиям. Это позволяет сотрудникам, участвующим в учениях, максимально перевоплотиться, сыграть отведенные роли, выполнить функциональные обязанности. Предоставление командам сотрудников, малым профессиональным группам, отдельным сотрудникам материальных средств для выработки решений по кейсам и их реализации. Сюда включаются: аудитории, кабинеты, полигоны, учебные передвижные криминалистические лаборатории (УПКЛ— 2019), межвидовые учебно-ситуационные центры [10], конференц-залы, плац, спортивные залы, библиотеки и др. в образовательных организациях МВД России, оснащенные информационными ресурсами и видеоаппаратурой; рабочие кабинеты, залы для совещаний, лаборатории, отдельные подведомственные территории, оснащенные специальной техникой и оборудованием.

Надо сказать, что в современных условиях, в условиях проведения Россией специальной операции на Украине, в условиях нестабильности политической ситуации обостряется и криминальная обстановка. В этой связи прак-тико-ориентированное обучение сотрудников правоохранительной системы и учения как его инструмент, как форма обучения становятся особенно востребованными. Кроме того, регулярное проведение учений в рамках непрерывного образования способствует отработке умений координирования деятельности органов, организаций, подразделений не только системы МВД России на разных уровнях, но и других государственных систем.

Таким образом, опыт и проведенные исследования показывают, что практико-ориен-тированный подход в подготовке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в рамках непрерывного образования позволяет повысить уровень сформированности компетенций (управленческих, общекультурных, профессиональных, специальных) у всего личного состава за счет предусмотренной возможности моделирования ситуации максимально приближенной к реальности. Все это влияет на развитие способности к взаимодействию между отдельными сотрудниками, подразделениями и службами территориальных органов МВД России.

Список литературы:

1. Беленко Ю. В. Формирование профессиональной компетентности у курсантов вузов МВД России в процессе практико-ориенти-рованного обучения // Аллея Науки. 2018. № 10 (26).

2. Берлина С. А. Практико-ориентированные технологии профессиональной подготовки педагогов-психологов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 1999.

3. Галкина Е. Н. Реализация практико-ориентированного подхода в процессе обучения бакалавров по направлению подготовки «Технология продукции и организация общественного питания» // Мир науки. 2018. № 1. URL: https://mir-nauki. com/PDF/31PDMN118.pdf (дата обращения: 20.03.2022).

4. Гейжан Н. Ф., Аджимуллаева Р. А. Прак-тико-ориентированные методы обучения в процессе профессиональной подготовки следователей в вузе МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. № 3 (35).

5. Иванова С. И. Практико-ориентирован-ное обучение в системе дополнительного профессионального образования образовательных учреждений МВД России (на примере Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России) // Концепт. 2014. Т. 26. URL: http://e-koncept.ru/2014/64357.htm (дата обращения: 20.03.2022).

6. Иващенко Л. И. Возможные критерии оценки использования практико-ориен-тированного подхода к обучению в вузе // Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования: сборник материалов IX Меж-

дународного форума Гильдии экспертов (Москва, 14—15 ноября 2014 г.). Москва, 2014.

7. Калугина И. Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000.

8. Льдокова Г. М., Исмаилова Н. И. Практико-ориентированные занятия по психоаналитическому направлению психологической науки // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4.

9. Мещерякова Е. И. Управление практико-ориентированным обучением курсантов как условие повышения эффективности профессионально-личностного становления / Е. И. Мещерякова, И. С. Панферкина // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 2 (53).

10. Павленков Р. В., Дерюгин Р. А. Реализация практико-ориентированной модели обучения с использованием учебной передвижной криминалистической лаборатории (УПКЛ—2019) как учебно-полигонного центра // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 4 (56).

11. Реутова М. Н. Практико-ориентированный подход как инструмент развития интеллектуального потенциала студентов / М. Н. Реутова, И. В. Шавырина // Воспроизводство интеллектуального капитала в системе высшего профессионального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Белгород, 18—22 ноября 2013 г.). Белгород,2013.

12. Скляренко И. С., Богомолов А. Н. Учения как основная форма практико-ориенти-

рованного обучения сотрудников правоохранительных органов в процессе непрерывного образования // Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 30 октября 2020 г.). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2020.

13. Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетент-ностный подход к практико-ориентиро-ванному образованию // Эйдос. 2007. URL: http://www.eidos.ru/journal/ (дата обращения: 25.09.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.