Научная статья на тему 'Внедрение инновационных педагогических технологий и методов в процесс профессионального обучения сотрудников МВД России'

Внедрение инновационных педагогических технологий и методов в процесс профессионального обучения сотрудников МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / INNOVATION / MODERNIZATION OF EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING OF POLICE OFFICERS / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / PRACTICE-ORIENTED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыкова Ирина Юрьевна

В статье рассматриваются инновационные педагогические технологии и практико-ориентированный подход в профессиональном обучении сотрудников МВД России, анализируются соответствующие формы и методы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыкова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction of innovative pedagogical technologies and methods in the process of professional training of police officers

This article discusses the concept of innovative pedagogical technology, practice-oriented approach to professional training of police officers, as well as the appropriate forms and methods of training.

Текст научной работы на тему «Внедрение инновационных педагогических технологий и методов в процесс профессионального обучения сотрудников МВД России»

Рыкова Ирина Юрьевна

Внедрение инновационных педагогических технологий и методов в процесс профессионального обучения сотрудников

МВД России

В статье рассматриваются инновационные педагогические технологии и практико-ориентиро-ванный подход в профессиональном обучении сотрудников МВД России, анализируются соответствующие формы и методы обучения.

Ключевые слова: инновация, модернизация образования, профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел, педагогическая технология, практико-ориентированный подход.

Introduction of innovative pedagogical technologies and methods in the process of professional training of police officers

This article discusses the concept of innovative pedagogical technology, practice-oriented approach to professional training of police officers, as well as the appropriate forms and methods of training.

Key words: innovation, modernization of education, professional training of police officers, pedagogical technology, practice-oriented approach.

В настоящее время понятие «педагогическая технология» получило широкое распространение в теории обучения и воспитания. Существует несколько определений данного понятия, однако большинство исследователей педагогическую технологию рассматривают как систему функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенную на научной основе, запрограммированную во времени и в пространстве, приводящую к намеченным результатам [1, с. 4].

Основу инновационных педагогических технологий и методов обучения составляют:

личностно-ориентированное обучение, позволяющее учитывать и использовать в учебно-воспитательном процессе индивидуальные особенности обучающихся;

системно-деятельностный подход в обучении, заменивший вербальный (словесный) подход;

компетентностный подход, который заменил традиционное соотношение знаний, умений, навыков.

Модернизация российского образования и внедрение вышеперечисленных подходов в учебно-воспитательный процесс обусловили необходимость разработки инновационных методов и средств обучения.

Термин «инновация» происходит от латинского слова innovation - нововведение. Одни исследователи (А.В. Лоренс, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.) рассма-

тривают данное понятие как процесс, а другие (А.Ф. Балакирев, С.Д. Ильенкова и др.) -как новшество [2, с. 271].

Более аргументированной представляется точка зрения А.В. Хуторского, определяющего инновационный процесс как совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическое открытие или идея превращается в социальное, в том числе образовательное, нововведение. При этом автор подчеркивает единство трех составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств [3].

Следует согласиться с А.В. Хуторским и в том, что термин «инновация» по смыслу наиболее близок к понятию «нововведение», а ключевым компонентом, позволяющим отграничить его от категории «новшество», является вторая часть вышеупомянутого слова - «введение». Новшество может быть представлено в виде идеи, метода и даже технологии, а инновация - это процесс введения, т. е. внедрения и освоения этого новшества. Таким образом, понятия «новшество» и «инновация» не являются синонимами.

Рассмотрим основные требования, предъявляемые к инновационным педагогическим (образовательным) технологиям:

их содержание должно основываться на достижениях современной науки и практики, а также отвечать требованиям к формированию соответствующих компетенций;

93

методика обучения должна включать в себя активные и интерактивные средства;

образовательная инфраструктура должна соответствовать современному уровню развития информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют создавать безопасное цифровое образовательное пространство, обеспечивающее высокое качество и доступность обучения.

Таким образом, инновационная педагогическая технология (далее - ИПТ) - это система методов, приемов, форм, направленных на эффективное внедрение в образовательный процесс инноваций, улучшающих характеристики как отдельных его компонентов, так и образовательной системы в целом.

ИПТ имеет важное значение для реализации стратегической цели МВД России, заключающейся в совершенствовании кадрового потенциала органов внутренних дел и приведении его в соответствие с критериями инновационного социально ориентированного типа развития Российской Федерации.

Главной целью Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 г. является подготовка образованных людей и квалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. В связи с этим одной из важнейших задач профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел должно стать внедрение технических, технологических, дидактических и организационных инноваций на различных ее уровнях и этапах обучения на компетентностной основе. В то же время важно, чтобы они были четко ориентированы на единую цель, взаимосвязаны и применялись комплексно. В результате их использования должен возрастать синергетический эффект, т. е. повышаться качество всех видов профессиональной подготовки.

По итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. был утвержден паспорт национального проекта «Образование», в котором модернизация профессионального образования рассматривается как процесс внедрения адаптивных, практико-ориентиро-ванных и гибких образовательных программ.

Некоторые авторы акцентируют внимание на необходимости использования технологии профессионально-ориентированного обучения, способствующей формированию у обучающихся значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а

также знаний, умений и навыков, позволяющих успешно выполнять служебные обязанности. Исследователи предлагают усилить практическую направленность содержания образования, сохранив его фундаментальность.

Данную точку зрения можно считать переходной, промежуточной между знаниевой и компетентностной парадигмами образования. Наиболее обоснованной является позиция А. Вербицкого, Е. Плотниковой, В. Шершневой и др. Авторы, не умаляя значимости теоретического блока, подчеркивают необходимость внедрения ИПТ в образовательный процесс, т. е. реализации таких форм и методов, которые позволяют эффективно формировать профессиональные компетенции (например, мастер-классы, тренинги, деловые игры, проектные и проблемные методики, самостоятельные исследования и т. п.) [4, с. 281].

Практико-ориентированную технологию обучения в образовательных организациях системы МВД России можно определить как последовательность целенаправленных педагогических процедур, операций и приемов, в совокупности составляющих целостную дидактическую систему, реализация которой обеспечивает развитие профессионально значимых качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих высокий уровень готовности обучающихся к осуществлению практической правоприменительной деятельности [5, с. 21].

Среди множества ИПТ выделим и рассмотрим те, которые наиболее соответствуют практико-ориентированному подходу и успешно внедряются в процесс профессионального обучения сотрудников МВД России. К ним, прежде всего, относятся: кейс-технологии, технологии игрового обучения, технологии проблемного обучения.

Следует подчеркнуть, что данные ИПТ не должны применяться разрозненно, эффективность процесса обучения возрастает при их грамотном совмещении. В частности, применение кейс-технологий в процессе деловой игры вполне логично и результативно с точки зрения педагогического процесса.

Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для формирования следующих компетенций: умение анализировать разные виды информации, обобщать ее, формулировать проблемы и вырабатывать возможные варианты их решения в соответствии с установленными критериями.

Кейсовая технология - это обучение действием. Суть ее состоит в том, что усвоение

94

знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий, вследствие чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику. Данный метод способствует развитию у сотрудника органов внутренних дел умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Безусловно, при моделировании конкретной реальной ситуации должны учитываться проблемные аспекты, и этот факт сближает проблемное обучение и кейс-технологии. Вместе с тем их отличие заключается в том, что кейс не обозначает обучающимся проблему, поэтому участникам образовательного процесса приходится самостоятельно вычленять ее исходя из той информации, которая содержится в описании кейса.

Организация профессиональной подготовки сотрудников МВД России позволяет использовать кейс-технологии как на практических занятиях, так и в ходе промежуточного и итогового контроля, в виде ситуационных задач, направленных на проверку уровня сформированности компетенций по итогам изучения нескольких дисциплин образовательной программы.

Технологии игрового обучения, безусловно, более эффективны в рамках практико-ориен-тированного подхода в обучении и могут коррелировать в себе не только игровые методы, но и элементы других инновационных педагогических технологий. В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ ее результатов. Мотивация игровой деятельности обеспечивается возможностью выбора и элементом соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации обучающегося.

Особенностями педагогической игры являются четко определенная дидактическая цель и ориентация на соответствующие ей педагогические результаты, которые сформулированы, обоснованы и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

В системе профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел игровые технологии наиболее эффективно реализуются в таких формах, как учения (в том числе ком-

плексные) и деловые игры. Введение игровых моментов, основанных на соревновательной мотивации, возможно и в ходе практического занятия, например, при опросе или закреплении пройденного материала.

Технология проблемного обучения в значительной степени соответствует практико-ориентированному подходу, т. к. в основе конструирования проблемной ситуации лежат практические задачи профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Ключевым аспектом данной технологии является противоречие между имеющимися у обучающихся знаниями и необходимостью их углубления и правильного применения. Важно также мотивировать курсантов на решение проблемной ситуации, обеспечить глубокое ее понимание и использовать следующий алгоритм для ее решения: анализ проблемной ситуации, актуализация имеющихся знаний, умений и навыков, выдвижение гипотез, их обсуждение и проверка версий.

Данная технология позволяет работать с обучающимися как индивидуально, так и в составе малых групп, применяя метод «мозгового штурма» при реализации игровых технологий. Таким образом, органичная корреляция двух ИПТ сделает процесс профессионального обучения более качественным и ориентированным на профессиональную деятельность.

Инновационные педагогические технологии, наиболее тесно связанные с практико-ориен-тированным подходом, реализуются посредством специальных форм, методов и приемов, характерных для профессионального обучения сотрудников МВД России. Среди них можно выделить следующие:

использование статистических данных, содержащихся в обзорах и материалах, поступающих из различных структурных подразделений МВД России, а также примеров из практической деятельности органов внутренних дел, на занятиях;

привлечение сотрудников органов внутренних дел к проведению различных видов учебных занятий, а также участию в работе итоговой аттестационной комиссии;

использование в педагогическом процессе учебно-методических материалов, согласованных с практическими органами;

организация и проведение круглых столов, деловых игр, учений с участием сотрудников различных организаций (подразделений) МВД России и других ведомств;

подготовка выпускных и практических квалификационных работ по программам профессионального обучения на основе анализа

95

деятельности ОВД с приложением процессуальных документов;

проведение выездных практических занятий в подразделениях МВД России;

прохождение стажировок в практических подразделениях полиции преподавателями с целью повышения их педагогического мастерства.

Таким образом, комплексный подход к внедрению инновационных педагогических технологий и методов в процесс профессионального обучения сотрудников правоохранительных органов позволяет реализовать не отдельные методические приемы, а многоэтапный технологичный процесс подготовки кадров для органов внутренних дел.

1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования учебно-воспитательного процесса. М., 2015.

2. Мирсияпова А. Р. Основные понятия и определения инноваций и инновационных процессов на региональном уровне // Молодой ученый. 2017. № 6.

3. Хуторской А. В. Педагогическая ин-новатика - рычаг образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. URL: http://eidos. ru/journal/2005/0910-19.htm (дата обращения: 08.04.2019).

4. Иванова С. И. Практико-ориентирован-ное обучение в системе дополнительного профессионального образования образовательных учреждений МВД России (на примере Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 26.

5. Мещерякова Е.И., Панферкина И. С. Управление практико-ориентированным обучением курсантов как условие повышения эффективности профессионально-личностного становления // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 2 (53).

1. Selevko G.K. Pedagogical technologies on the basis of didactic and methodical improvement of educational process. Moscow, 2005.

2. Mirsiyapov A.R. Basic concepts and definitions of innovation and innovation processes at the regional level // Young scientist. 2017. № 6.

3. Khutorskoy A.V. Pedagogical innovation - is the lever of education //Internet magazine «Eidos». 2005. URL: http://eidos.ru/journal/2005/0910-19. htm (date of access: 08.04.2019).

4. Ivanova S.I. Practice-oriented training in the system of additional professional education of educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia (on the example of the Tyumen Institute of advanced training of employees of the Ministry of internal Affairs of Russia) // Scientific-methodical electronic journal «Concept». 2014. Vol. 26.

5. Meshcheryakova E.I., Panferkina I.S. Office practice-oriented training of cadets as a condition of increase of efficiency of professional and personal development // Psychopedagogy in law enforcement. 2013. № 2(53).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Рыкова Ирина Юрьевна, кандидат юридических наук, профессор кафедры общеправовых дисциплин Брянского филиала Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации; e-mail: press_bfvipk@mvd.gov.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

I.Yu. Rykova, Candidate of Law, Professor of the Chair of General Legal Disciplines of the Bryansk branch of the Russian Institute of Advanced Training of Emploees of the Ministry of the Interior of Russian Federation; e-mail: press_bfvipk@mvd.gov.ru

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.